Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тюменский государственный университет»
Институт психологии и педагогики
Кафедра изобразительного искусства
Методологический анализ
Статьи «Развитие художественного восприятия у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи» Работу выполнил:
Студент 4 курса, гр. 29ПО146
Дмитриева Анастасия Михайловна
Проверил:
Доцент кафедры , канд. пед. наук
Овсянникова Оксана Александровна Тюмень, 2017
Оглавление Глава 1. Сущность основной идеи статьи Батюта М.Б. «Развитие художественного восприятия у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи» 3
Часть 2. Личностно-творческое отношение к статье 7
Список литературы 9
Глава 1. Сущность основной идеи статьи Батюта М.Б. «Развитие художественного восприятия у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи» В данной статье рассматривается одна из важнейших задач высшего профессионального художественного образования - развитие целостного восприятия произведений искусства. Впервые разработана и апробирована авторская программа для студентов, направленная на развитие понимания произведений живописи, в соответствии с концепцией планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Ее эффективность обусловлена организацией активных действий студентов в процессе усвоения знаний, различных форм контроля, созданием условий для поэтапной отработки умственных действий на полной ориентировочной основе.
Важность проблемы развития способностей к восприятию произведений живописи несомненна, и в то же время она пока является малоизученной в теории и практике. Отсутствие специально разработанной методики обучения восприятия приводит к количественному накоплению знаний об искусстве без развития полноценного и глубокого понимания произведений живописи, без раскрытия причинно-следственных зависимостей, объясняющих особенность и тематику живописных произведений. При таком восприятии не формируется способность связывать воедино авторский замысел и средства выразительности, которые использует художник для раскрытия и, как следствие, полноценного и глубокого понимания содержания произведения. Одним из способов обучения умению различать художественный стиль произведений живописи является подход, основанный на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).
В авторском обучающем эксперименте приняли участие 74 студента 3 курса НГПУ им К.Минина технолого-экономического факультета. Оценочными критериями эффективности обучающей программы являются:
осмысление содержательной формы, восприятие ее, как характеристики определенного исторического этапа с его мышлением и идеологией; понимание стиля, как выражения в искусстве социальной специфики данной эпохи.
Понимая под художественным восприятием совокупность господствующих в определенный исторический период художественно-выразительных приемов, в понятийную характеристику художественного восприятия включили следующие признаки: жанр произведения, содержательная характеристика образа, изобразительно-выразительные средства (форма, композиция, колорит, контурная линия, фактура холста, контраст).
Вывод о восприятии произведения осуществлялся на основе сходных, типичных характеристик, а в более сложных случаях вывод делался на основе установления некоторой преимущественности одних признаков над другими.
Перед студентами была поставлена задача: научиться определять художественный стиль произведения живописи на основе использования ориентировочной карточки. В соответствии с теорией П.Я. Гальперина они усваивали содержание понятий путем освоения определенных форм действия: материализованной, громкоречевой, «внешней речи про себя» и в «скрытой речи».
Критерием перехода на следующий этап являлось выполнение действия на предшествующем этапе несколько раз подряд без ошибок. Данный критерий мог служить мерой освоения действия. Использованный для определения последовательности предъявления задач принцип контрастности материала гарантировал, что выполнение действия несколько раз подряд не является случайным. Это означает, что студенты освоили действие на данном уровне и готовы перейти к следующему. Любые ошибки на уровнях выполнения действия в плане «внешней речи про себя» и «скрытой речи» приводили к возврату на уровень громкой социализированной речи. Аналогично, любая ошибка при выполнении действия на уровне громкой социализированной речи возвращали студента к выполнению действия на уровень материальной формы. О качестве формируемых понятий мы судили по правильности выполнения действий подведения под понятие, умению объяснить как получен результат, умению сформулировать основные признаки художественного стиля.
На первом этапе на основе инструкции или беседы создавалась положительная мотивация по отношению к заданию, что стимулировало активную умственную работу студентов. Успешность действия зависела в основном от того, на что и как ориентируются обучающиеся при выделении признаков художественного стиля и каким путем они его находят.
На этапе материализованного выполнения действия происходило фактическое овладение действием: студенты самостоятельно с помощью ориентировочной карточки определяют наличие или отсутствие признаков данного художественно стиля и дают общую характеристику произведению живописи. Когда действие начинало протекать «плавно, безошибочно и с удовлетворительной, но достаточно большой скоростью» можно было убрать ориентировочную карточку.
Следующий этап - этап «внешней речи про себя» - указывали лишь номер операции, который обучающиеся должны выполнить. Операции выполнялись в уме, произносился только результат очередной операции. При этом контроль за правильностью выполнения действия, осуществлялся только по результату.
Только на последнем этапе (скрытой речи) формирования понятия «художественный стиль» мы прекращали контроль за действиями студента и, предъявляя ему произведение живописи, давали возможность провести полностью самостоятельный анализ.
Эффективность разработанной обучающей программы обусловлена организацией активных действий студентов в процессе усвоения знаний, различных форм контроля, созданием условий для поэтапной отработки умственных действий на полной ориентировочной основе. Программа, направленная на развитие художественного восприятия у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи, позволяет не только расширить объем знаний и представлений, обучающихся об искусстве, но и способствует объективности и компетентности их суждений о произведениях живописи в связи с конкретной исторической эпохой. Несомненно, такая ориентация в закономерностях развития художественного восприятия позволяет глубже разобраться в особенностях современного искусства.
Часть 2. Личностно-творческое отношение к статье Проблема исследования заключается в недостаточном теоретическом обосновании процесса развития художественного восприятия у будущего учителя изобразительного искусства средствами живописи в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе, определении средств и условий, обеспечивающих его эффективность. Анализ данной статьи позволили понять, что развития художественного восприятия у будущих учителей изобразительного искусства в педагогическом вузе средствами живописи будет наиболее продуктивным, если:
- определены сущностные характеристики художественного восприятия, как профессионального качества личности будущего учителя изобразительного искусства;
- научно обоснована структура профессионального художественного восприятия, выявлены его критерии и уровни развития у будущих учителей изобразительного искусства;
- изучен зарубежный и отечественный опыт развития художественного восприятия у будущих учителей изобразительного искусства в педагогических вузах;
- определена специфика средств живописи и их педагогический потенциал в развитии художественного восприятия у будущих учителей изобразительного искусства;
- разработано содержание программы опытно-экспериментальной работы по развитию художественного восприятия у будущих учителей изобразительного искусства;
Практическая значимость исследования состоит в разработке критериев и уровней развития художественного восприятия у будущих учителей изобразительного искусства, которые могут быть использованы преподавателями художественно-графических факультетов и факультетов искусств, студентами, аспирантами и докторантами, работающими над данной проблемой.
На мой взгляд, проблемы развития художественного восприятия у будущих учителей в последнее десятилетие интенсивно исследуются наукой. Художественно-эстетическое воспитание нельзя абсолютизировать, это лишь одна из сторон формирования личности. Но в комплексе с другими проявлениями духовной культуры, она играет весьма заметную общественную роль, что позволяет говорить об её социальной необходимости и значимости.
Список литературы 1. Батюта М.Б. Развитие художественного восприятия у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 3-5 (47). - С.70-73.
2. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. - М. : Издательство В. Шевчук, 2002. – 344 с.
3. Власов В.Г. Стили в искусстве. - СПб., 1996.
4. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М. : Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 400 с.
5. Карпова А.Ф. Изменение процесса поэтапного формирования понятий при его последовательном применении // К проблеме управления обучением и воспитанием / под ред. Н.Ф. Талызиной. - М. : Московский университет, 1970. – С. 88-111. |