Гносеология. Кафедра педагогики и психологии
Скачать 50.68 Kb.
|
университет имени Альфреда нобеля КАФЕДРА педагогики и ПСИХОЛОгии Индивидуальная Работа С дисциплины «______________________________________________» на тему «___________________________________________________»
(фамилия, имя, отчество) Днепр 2018 Гносеология. Онтология Введение Гносеология - раздел философии, изучающий природу и закономерности научного познания, его формы и методы. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. Развивающееся знание шло параллельно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти. Ее богатства передаются от поколения к поколению, от народу к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Познание, таким образом, носит социально детерминированный характер. Только через призму усвоенной культуры мы получаем знания о реальности. Теория познания (гносеология) как раздел философии сформировалась в античности, и имеет своим предметом изучение природы познания и знания, предпосылок и условий достоверности и истинности знания. Специальное рассмотрение познавательной деятельности отдельного человека не является задачей гносеологии. Она рассматривает познания как исторически сложившийся и закономерный процесс в обществе, природу познавательной способности человека адекватно отображать мир. Можно с уверенностью сказать, что ни один крупный философ не прошел мимо этих вопросов, а многие философские школы считают гносеологию центральной философской дисциплиной. В гносеологии выделяются и изучаются основные виды познания: обыденное, научное (как тип рационального), художественное, религиозно-мистическое и др. Основанием для выделения видов познания является тип деятельности, направленный на формирование определенных духовных задач. Субъект-объект Гносеология исследует общие закономерности всех видов познания. Она рассматривает общий познавательный процесс, который по-разному проявляется в различных сферах культуры. Познавательный процесс протекает в рамках системы «субъект-объект». Субъект - это активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или же социальная группа. Объект - это то, что противостоит субъекту, та сфера бытия, на которую направлена практическая или познавательная деятельность субъекта, выступающего носителем действия и знания. Объектом могут выступать процессы и явления природы, созданные людьми вещи, другие люди, сам действующий человек, при самопознании. Объектом могут быть как материальные, так и духовные явления. Сознание человека - объект для психолога. Используется также понятие «предмет познания», под которым понимается та часть объекта процесса, свойства, связи, которая исследуется именно в данном конкретном познавательном процессе. Например, объектом познания для анатомии и физиологии служат живые организмы, предмет анатомии - их строение, а предмет физиологии - их функционирование. Объектом познания выступает не всё бытие, а те его части и сферы, с которыми субъект взаимодействует. Последние же выделяются субъектом на основе его потребностей в ходе преобразования им бытия. Преобразовательная деятельность субъекта является успешной лишь тогда, когда она не произвольна, а согласуется с закономерностями объекта. Отсюда у субъекта и возникает потребность в познании объекта. Таким образом, сферы бытия превращаются субъектом в объекты познания в результате его практической активности. При этом познавательная активность избыточна по сравнению с запросами практики: субъект познаёт не только то в бытии, что требуется практическим интересом в данный момент, но и другое - что будет необходимо в будущем. Первоначально стимулированное запросами практики познание затем становится относительно самостоятельным и далеко выходит за их пределы. Помимо практического интереса у субъекта возникает и бескорыстная потребность в истине, которая становится значительным стимулом познания. Поскольку знание - результат взаимодействия субъекта и объекта, то оно есть единство субъективного и объективного. Субъективное - это то, что определяется субъектом, производно от его качеств. Во-первых, в знании субъективна психическая, или идеальная, форма его существования, поскольку любое знание существует только в виде психических явлений – восприятий, представлений, мыслей. Тексты, картины, чертежи и т.п. - то, что часто неточно называют объективированным знанием, - это не знание, а его внешнее, знаково-модельное выражение, которое, будучи воспринято другим субъектом, порождает у последнего соответствующее знание. Во-вторых, субъективное в знании - это моменты эмоциональности и оценочного отношения субъекта к объекту. В-третьих, субъективное в знании - это те моменты неадекватности (искажения, пристрастности, односторонности, неполноты знания), которые обусловлены особенностями личности субъекта. Последний вид субъективного часто именуют субъективизмом, он наиболее выражен в обыденном познании. А второй вид субъективного наиболее присущ художественному познанию, без него искусство просто не может существовать. А вот идеалом научного знания служит освобождённость от второго и третьего видов субъективного. Объективное в знании - это то, что обусловлено объектом и не зависит от субъекта. Один из моментов объективного в знании -причинная обусловленность знания объектом, поскольку психические образы у субъекта возникают в результате непосредственного или опосредованного действия на него объекта. Второй момент объективного в знании - большее или меньшее соответствие его содержания структуре и свойствам объекта, т.е. адекватность знания. Сущность и возможности познания Основной вопрос гносеологии - это вопрос о сущности познания. Его решение давалось в рамках нескольких концепций. Одна из них - идущая от Платона, концепция врождённого знания. Согласно ей, познание есть припоминание душой того знания, которое она получила в мире идей до вселения в тело человека. Более мягкий вариант этого учения разрабатывался Декартом. Он полагал, что врождёнными являются не все знания, а только некоторые основные, исходные положения, из которых разум по законам логики выводит все остальные знания. Вторая концепция о сущности познания - интуитивизм, разработанный А.Бергсоном. Познание, по Бергсону - это интуиция, прямое проникновение субъекта в объект без всяких посредников (органов чувств, приборов и др.) Напомним, что и субъект и объект, по Бергсону, имеют чисто духовный характер. И третья концепция - теория отражения. Её основателем следует считать Аристотеля. Признавая чувственное восприятие началом познания, он характеризовал его как то, что способно принимать формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Здесь Аристотель замечательно точно выразил сущность познания как отражения - воспроизведение свойств объекта, но без материи последнего. Согласно третьей концепции, сущность познания - это отражение бытия, воспроизведение его свойств, связей и отношений в форме идеальных психических образов, ощущений, восприятий, мыслей. Данные современной психологии и нейрофизиологии подтверждают правильность теории отражения. В её современном варианте она обогатилась некоторыми моментами, идущими от первых двух концепций. Хотя врождённого знания нет, но есть врождённые задатки, на основе которых возникают способности к познанию. Ранее добытое и усвоенное знание, становясь привычным и очевидным, принимает видимость врождённого и оказывает влияние на последующий познавательный процесс. Таковым знанием, к примеру, служат аксиомы геометрии. Большую роль в познании играет интуиция. Она представляет собой обработку в сфере бессознательного, информации ранее полученной с помощью органов чувств и мышления, и выход в сознание готового результата. Второй важнейший вопрос гносеологии - это вопрос о возможностях человеческого познания, который служит второй стороной основного вопроса философии. Имеется три основных его решения: познавательный реализм, агностицизм и скептицизм. Нам представляется правильным первое учение, согласно которому мир познаваем до уровня сущностей. Агностицизм, отрицающий познаваемость сущностей, имеет несколько источников. Один из них - преувеличение относительности и изменчивости знания. Однако в ходе развития знания не всё оно пересматривается: его правильные моменты сохраняются и переходят в новые теории. Ещё один источник агностицизма - игнорирование связи сущности и явлений. Если же эту связь учитывать, то агностических выводов сделать нельзя. Что-то непознаваемое можно было бы представить себе как абсолютно изолированное от других вещей и поэтому недоступное для человека. Однако все вещи и явления в мире находятся во взаимной связи, нет ничего такого, что не участвовало бы в процессах взаимодействия. Если даже какая-либо вещь непосредственно недоступна человеку, то ему доступны эффекты её взаимодействия с другими вещами, по которым он и может судить о ней. Поэтому все вещи непосредственно или через цепочку связей могут отражаться в человеческом сознании. Вспомним знаменитый случай, когда О.Конт провозгласил, что химический состав звёзд и Солнца никогда не может быть установлен, поскольку человек не может приблизиться к этим необычайно раскалённым телам. Однако вскоре был изобретён спектральный анализ, и по излучению звёзд, человек, не покидая Земли, смог установить их химический состав. Ещё пример: в организме больного происходят нарушения обмена веществ, молекулярный механизм которого врачу непосредственно недоступен. Однако врач производит анализ крови больного и путём умозаключений выявляет молекулярные основы нарушения. Подтверждением принципа познаваемости сущности явлений служит успех практики. Когда на основе какого-либо учения предсказываются определённые результаты, затем практические результаты деятельности, построенной согласно этому учению, совпадают с предсказанными, то это и доказывает правильность данного учения. Наука базируется на принципе познаваемости сущности явлений. Без него она лишается смысла. Что бы, например, было с медициной, если бы считалось, что сущности болезней (причины и патогенез) непознаваемы? Она бы превратилась в простое описание явлений - симптомов без их объяснения и без обоснования способов лечения. Чувственное и рациональное познание Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. Возможности чувственного отражения расширяются с помощью приборов, роль которых в познании и практике непрерывно возрастает. Существует их несколько типов.
Исходной формой чувственного познания служат ощущения. Примеры ощущений: красное, синее, горькое, тёплое, мягкое. Ощущение - это отражение отдельного (одного) свойства объекта. Например, ощущение красного отражает способность тел испускать электромагнитные волны длиной 700 нм, ощущение зелёного -волны 500 нм. Человек обычно отражает мир не как калейдоскоп свойств, а в виде множества определённых предметов, обладающих многими свойствами. Это происходит благодаря другой форме чувственного познания - восприятию, которое представляет собой целостный образ предмета, действующего на органы чувств. Восприятие - это система ощущений: отдельные ощущения в нём связаны так, как связаны в предмете его свойства. В формировании восприятия принимает участие много ощущений. Например, если мы кушаем апельсин, то его образ складывается из зрительных, осязательных, вкусовых, обонятельных и температурных ощущений. Третья форма чувственного познания - представление. По своей структуре представление в целом совпадает с ранее пережитыми восприятиями, но несколько бледнее их, не такое детальное, не такое яркое, в определённой мере обобщённое по ряду близких восприятий. На основе представлений при повторных восприятиях мы опознаём объекты в результате бессознательного сравнения наличного образа и образа памяти. Представление освобождает субъекта от связи с непосредственной ситуацией, позволяет выходить за её пределы. Человек обладает способностью оперировать представлениями, комбинировать их и создавать новые образы. Такая способность называется наглядно-образным мышлением, или воображением. Здесь - и возможность неудачных комбинаций, неадекватных образов, и возможность удачных, таких как образы-модели, образы-цели, образы-планы. Рациональное познание Его же именуют понятийным мышлением, абстрактным мышлением, разумом, иногда интеллектом. Оно представляет собой обобщённое и опосредованное отражение бытия в форме системы понятий, обеспечивающей на основе чувственных данных раскрытие причин и законов. Базовыми формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие - мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства какого-либо класса предметов или явлений. Эти общие признаки фиксируются в определениях понятий. Понятия выражаются в виде отдельных слов («атом», «дом» и др.) или их сочетаний («элементарные частицы», «духовное бытие» и др.). По степени общности понятия бывают менее общими, более общими, предельно общими (стол - мебель - материальный предмет). В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия лишены наглядности, или чувственности. Восприятия, к примеру, отражают отдельные деревья во всей их уникальности. Понятия вырабатываются в результате абстрагирования - отвлечения от несущественных, преходящих, единичных признаков предметов и выделения их общих и существенных признаков. Например, при выработке понятия «стол» мы отвлекаемся от таких признаков, как материал, цвет, размер, количество ножек, углов и т.п., и указываем, что это возвышенный твёрдый, с плоской поверхностью предмет, за которым совершают разные действия. С помощью системы понятий в результате абстрагирования достигается менее детальное, но более глубокое отражение бытия по сравнению с восприятием. Важно также и то, что в понятиях могут отражаться и те явления, свойства и связи, которые вообще не воспринимаются органами чувств. Суждения и умозаключения - это формы познания, в которых движутся понятия. Чтобы правильно воспроизвести мир, необходимо так связать понятия, как связаны между собой предметы, отображаемые ими. Это происходит в суждениях и умозаключениях. Суждение - это мысль, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о чём-либо. Суждения делятся на :
Вот пример утвердительного суждения: «Ваза стоит на столе». Языковой формой выражения суждения служит предложение. Суждения возникают либо в результате осмысливания непосредственного восприятия, либо опосредованно - с помощью умозаключений. Современная гносеологическая ситуация Анализ современного состояния познания, процессов, которые связаны с получением и использованием адекватных знаний о мире, противоречий и трудностей познания с необходимостью диктуют рассмотрение современной гносеологической ситуации. Кроме того, именно она во многом определяет состояние мышления и практические действия, как индивида, так и общества в целом. Познавательная ситуация в современных условиях приобретает особый статус на фоне известной оппозиции наукам, и не только общественным. "Не удивительно, что в наше время наука является объектом ожесточенной критики, ее обвиняют во всех смертных грехах, включая ужасы Чернобыля, и экологический кризис в целом. Нелепо обвинять науку в том, что общество далеко не всегда способно использовать ее результаты себе во благо. Спички создавались вовсе не для того, чтобы дети игрались с огнем" Чем же обусловлена известная оппозиция знаниям, особенно научным? Ведь именно эта оппозиция, по большому счету, определяет характер современной гносеологической картины, включая не только добывание знаний о мире, но и отношение к ним, а также подходы к процессу познания вообще. Именно под давлением этой оппозиции знаниям происходит процесс обыденного и теоретического мышления. В качестве причин гносеологического негатива можно отметить следующие:
Назрела необходимость в освоении и философском обобщении в значительной мере неизвестного нам мирового опыта исследования человеческого мышления. Обнадеживающие перспективы в разработке новых, более адекватных философских концепций мышления открываются с применением теоретико-информационного подхода, а также с открытием межполушарной церебральной асимметрии и двух типов познающего мышления:
В частности, на основе теоретико-информационного подхода наметились точки соприкосновения между теориями генно-культурной ко-эволюции, с одной стороны, и исследованием когнитивных особенностей различных культурно-исторических типов мышления - с другой. Выявлены интересные аналогии между неосознаваемыми мыслительными стратегиями креативных личностей и логикой "мифологического" мышления. В обозримом будущем, по-видимому, следует ожидать своего рода революции в философской теории познания, предпосылки которой созревают благодаря интенсивному развитию комплекса когнитивных наук. Данное положение в оценке гносеологической проблематики касается не только России. Нечто подобное происходит и в других. Такое развитие ситуации в области познания современного мира, породило и ряд познавательных проблем:
Если попытаться сформулировать положение людей в сегодняшнем мире, с точки зрения эффективности познания, то можно сказать так: "Мы на краю". "Край" чувствуется во многих областях человеческой жизнедеятельности. Наиболее зримо это проявляется в наличии глобальных проблем, менее всего в кризисе методологии науки, морали - с одной стороны, а с другой - в нашествии "учителей", "пророков", неопознанных летающих объектов, гадалок, астрологов, магов. Онтология Онтология – философская наука о бытии, основных видах и свойствах бытия. Термин «онтология» в 1613 г. предложил Р. Гоклениус, а закрепил его в науке немецкий философ и ученый Х. Вольф. Учение о бытии под другими названиями существовало еще в античности, когда возникла потребность в более общем воззрении на мир, чем позволяла получить натурфилософия («философия природы»). Так, роль онтологии в учении Аристотеля исполняла его «первая философия», предметом которой он считал исследование сущего, его начал, свойств и форм. После Аристотеля учение о мире в целом, в отличие от наук о природе, по заглавию одного из его трудов получило название «метафизика». Статус онтологии как важной философской дисциплины обусловлен тем, что при разработке всех конкретных теорий необходимо исходить из более общих (фундаментальных) теорий. Поэтому своя «онтология» есть у каждой из наук. Например, для физических наук онтологией является общая теория физики, для экономических наук – общая теория экономики. В отличие от этих наук, философия занимается созданием всеобщей онтологии как универсальном, положительном, истинном знании о действительности. Проблематика философской онтологии сводится к выявлению сущности бытия, его смысловых значений, основных видов бытия и отношений между ними, всеобщих свойств бытия. Поэтому онтология тесно связана с другими философскими науками, которые подвергают более детальному рассмотрению как сущность бытия (логика, теория познания), так и его виды (философия природы, социальная философия, философская антропология). При этом основные понятия онтологии конкретизируются и наполняются содержанием, специфичным для этих философских дисциплин. Бытие и небытие. Понятие субстанции и проблема единства мира Бытие – философская категория, обозначающая реальность в ее объективном и целостном существовании. Небытие – философская категория, означающая абсолютное или относительное отсутствие, отрицание бытия. Субстанция – первооснова бытия, придающая ему внутреннее единство и являющаяся причиной многообразия и изменчивости вещей. Единство мира – универсальная связь всех элементов и уровней бытия, которая обусловливает его целостность. Категория бытия Эта категория выступает в качестве исходного, базисного понятия при создании философской картины мира. Что означает слово «быть» в философском понимании? В нем заложена не просто констатация самого факта существования, но и обоснование того, что существует на самом деле, независимо от нашего к нему отношения. Не случайно древнегреческий мыслитель Парменид, который впервые ввел это понятие в философию, использовал слово, близкое по своему значению к термину «истина». С тех пор философы понимают под бытием мир, как он есть сам по себе, а не каким он может казаться. В этом отношении философское понимание бытия имеет сходство с его значением в обыденной речи, поскольку слово «быть» означает для нас нечто, существующее в самой действительности, а не только в нашем воображении. Таким образом, бытие – это категория, которая представляет совокупность всего существующего, неся в себе критерий его существования. Три смысла бытия Категория бытия может пониматься, по меньшей мере, в трех присущих ему смыслах.
Все смыслы категории бытия взаимосвязаны, но могут рассматриваться отдельно. Поэтому в истории философии существуют направления, которые фокусировали свой интерес на одном из трех смыслов категории бытия Виды бытия Действительность многообразна в своих аспектах, поэтому предельно общая категория бытия раскрывается в различных ипостасях. Так, живая природа качественно отличается от неживой природы, а общество устроено сложнее царства животных. Сознание человека, творящее внутренний мир личности, представляет иную реальность, чем его телесное существование, зависимое от мира внешнего. Вещи и ценности реальны, но проявляют себя различным образом. Поэтому необходимо иметь классификацию бытия, в основу которой могут быть положены разные основания для деления. Исходя из них, философы выделяют бытие материальное и идеальное, бытие природы и общества, бытие культуры, бытие человека, бытие сознания, бытие ценностей и т.д. Многие из этих видов бытия представляют собой объекты исследования различных философских дисциплин. Так, изучением общества занимается социальная философия, изучением культуры – философия культуры, изучением человека – философская антропология, изучением ценностей – аксиология. Для самой же онтологии как универсальном, положительном, истинном знании о действительности наибольший интерес исторически представляют бытие идеальное и материальное бытие. Проблема небытия Категория небытия является парной к категории бытия, хотя большинство философских учений отказывают ему в праве на существование. В античной философии оба эти понятия появляются в учении Парменида, отрицавшего существование небытия на том основании, что его «нельзя ни помыслить, ни в слове выразить». О важности постановки этой проблемы говорят слова М. Хайдеггера, что «вопрос: "Почему есть сущее, а не ничто?" – предрешил судьбу западного мира». Платон и Аристотель находили многие характеристики небытия (неопределенность, пассивность, чистая возможность) в материи, но все же считали последнюю низшим видом бытия. Если Платон допускал небытие только как содержание ложных высказываний, то Аристотель относил к нему также непричастность к объекту тех или иных качеств и принадлежность его к прошлому или к будущему, но не к настоящему времени. Так Аристотель впервые выделил абсолютное небытие, как невозможное по определению, и небытие относительное как отсутствие в том, или ином отношении. В средневековой философии понятие небытия замещало понятие «ничто», из коего Бог сотворил мир. Различие между этими близкими терминами состоит лишь в том, что небытие противопоставляется бытию вообще, в то время как ничто – всевозможным нечто. В философии XIX-XX веков категория небытия трактовалась в основном в экзистенциальном смысле (применительно к человеческому существованию), представая в виде то ничем не обусловленной свободы, то страха перед смертью, то отсутствия смысла в жизни. В истории философии помимо небытия бытию также противопоставлялось некое сверхбытие, лишенное всех «бытийственных» характеристик (пребывание вне пространства и времени, неподчинение всем законам этого мира, неземное совершенство). Таким сверхбытием обладает у Платона и Плотина «единое», в религиозно-философских учениях – Бог, в буддизме – нирвана, которая представляет как сверхбытие, так и небытие. Понятие субстанции Один из трех смыслов категории бытия представляет реальность в ее целостности и единстве. Это логически ведет к признанию некой общей основы, которая удерживает многообразную и изменчивую действительность от впадения в хаос. В философии принято называть эту общую основу нашего мира субстанцией. Субстанция обозначает первооснову реальности, которая существует сама в себе и представляется через себя. Определяя все виды и воплощения бытия, субстанция не нуждается для собственного существования ни в чем другом, являясь «причиной самой себя» (Б. Спиноза). Вопрос о том, что именно является субстанцией, представляет собой одну из самых важных и сложных проблем философии. Так, выбор в качестве субстанции материальной или идеальной основы мира разделил философов на материалистов и идеалистов. Материалисты (Демокрит, Эпикур, Дж. Локк, Л. Фейербах, К. Маркс и др.) находят первооснову мира в материальном бытии. Идеалисты (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Г.В. Лейбниц, Г.В. Гегель и др.) считают, что первоначальным и порождающим началом в мире выступает идеальное бытие. В то же время некоторые мыслители утверждали, что положительно решить вопрос о субстанции невозможно, так как человек ограничен в своем познании субъективными образами своих ощущений (Д. Юм). Понятие субстанции вызывает вековые споры среди философов по вопросу не только ее качественной, но и количественной определенности. Одни мыслители утверждают, что в основе нашей реальности находится одна субстанция. Другие полагают, что в мире сосуществуют две субстанции, а третьи заявляют, что имеется множество равноправных субстанций. При этом большинство философов решало данный вопрос, делая выбор в пользу единой субстанции, тем самым переходя на позиции монизма . В зависимости от того, принимается ли за первооснову природа, материя, Бог, идея, выделяются два направления монизма: материалистический и идеалистический. Другого взгляда придерживаются представители дуализма, наиболее видным из которых является Р. Декарт. Дуалисты, в отличие от монистов, признают существование двух субстанций, материальной и духовной, независимых и несводимых друг к другу. Еще дальше идут представители плюрализма, которые полагают, что в мире имеется много субстанций. Философский плюрализм представлен в персонализме, провозглашающем субстанциальность каждой личности, в философии жизни, прагматизме, экзистенциализме. Проблема единства мира С категорией субстанции тесно связана проблема единства мира – одна из важнейших в онтологии. Суть ее заключается в том, как объяснить и обосновать внутреннее единство многообразных и изменчивых вещей, явлений, процессов, составляющих в своей совокупности само бытие. Для того чтобы существовать, бытие как сущее нуждается не только в процессе существовании, но и в наличии какой-то основы. Как писал Ф. Энгельс, «единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым». При доказательстве единства мира философы опираются на категорию субстанции, которая представляет первооснову многообразия и изменчивости бытия. Но поиск субстанциальной основы действительности является более сложным делом, чем это может показаться. Бытие состоит не только из множества элементов, но и включает в себя различные уровни. Космос и человек, природа и общество, предмет и образ, явление и сущность слишком различаются между собой, чтобы всегда можно было установить, в чем заключается их единство. Представление о единообразной материи как первооснове бытия вступает в растущие противоречия с данными современного естествознания. Столь же серьезные научные возражения встречают попытки выдать за первоначало нашего мира духовную сущность (Бог, мировой разум, идея). Это побуждает многих философов и ученых искать доказательства единства мира, не апеллируя к субстанции, видя в обращении к ней уход от проблемы, а не ее решение. В результате были предложены несколько моделей единства мира. Первой возникла вещественно-субстратная модель мира, согласно которой вся Вселенная может быть сведена к некой «праматерии». У ее истоков стояли древнегреческие философы Левкипп и Демокрит, которые считали, что все вещи состоят из мельчайших неделимых материальных частиц – атомов. Ответом на это со стороны идеалистов стала философия Платона, сводившего вещи к их идеальным первообразам – идеям. Попытки найти исходные элементы бытия присущи и многим ученым. Например, английский физик Праут считал первоматерией всех вещей атом водорода. К этой же модели относятся учения, исходящие из того, что каждый уровень бытия имеет свою структуру, в основе которой лежит наименьшее начало. Так, на физическом уровне – это адроны и лептоны, на химическом уровне – молекулы, на биологическом – клетки, на социальном – люди. Иной позиции придерживаются сторонники функциональной модели. Согласно ей каждая частица во Вселенной связана с другими частицами, поэтому Вселенная функционирует как единая система. Постоянные, существенные и необходимые связи называются законами. Каждый уровень бытия имеет свои специфические законы (например, закон сохранения энергии), но помимо них есть универсальные законы, которые действуют на всех уровнях реальности. Ученые стремятся объединить универсальные законы в научном знании путем создания теорий, имеющих общенаучный характер. Примером общенаучной теорией является общая теория систем, которая рассматривает законы, действующие на любых уровнях реальности. В рамках этой же модели некоторыми учеными ведется поиск «формулы мироздания», которая способна объяснить любое явление. Так, А. Эйнштейн одно время надеялся раскрыть универсальную формулу устройства мира, полагая, что всем им управляет какая-то единая сила, единая формула, одна причина и одна цель. Но большинство ученых полагает, что такая формула невозможна в принципе, поскольку она должна была бы учитывать все возможные связи в природе и обществе, в материальной и духовной жизни. Другую версию единства мира предлагают сторонники атрибутивной модели. Она исходит из единства атрибутов, под которыми понимаются необходимые, существенные свойства объекта. Отличие данной модели от предыдущих состоит в том, что и вещественно-субстратная, и функциональная модели являются локальными концепциями, которые описывают отдельные аспекты бытия на основе естественнонаучных знаний. Между тем существуют и более общие, универсальные свойства и закономерности, которые называются атрибутами и проявляются на всех структурных уровнях бытия. Среди них можно выделить движение, пространство и время, взаимодействие, структурность и системность, временную и пространственную бесконечность и т.д. Атрибутивная модель является чисто философской концепцией единства мира, позволяющей соединить различные уровни бытия: неживой природы, живой природы, общества, – в каждой из которых выделяются собственные подуровни. Список литературы
|