Главная страница

Эссе по философии на тему Как можно истолковать слова Ницше: «Бог умер». Эссе №1. Как можно истолковать слова Ницше Бог умер


Скачать 19.5 Kb.
НазваниеКак можно истолковать слова Ницше Бог умер
АнкорЭссе по философии на тему Как можно истолковать слова Ницше: «Бог умер
Дата27.04.2022
Размер19.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе №1.docx
ТипДокументы
#500323


Как можно истолковать слова Ницше: «Бог умер»?
В конце XIX века мир развивался стремительно, люди переживали воодушевление от научного прогресса, от индустриализации, постоянных новых открытий. Большинство европейцев были верующими, Европа была христианской. Отец и дед Ницше были лютеранскими пасторами, однако наибольшее влияние на мировоззрение Фридриха оказали увлечение искусством древних греков и любовь к творчеству Шопенгауэра. Фридрих чувствовал, что мир на пороге грандиозных открытий, перестройки, он понимал, что религия теряет своё влияние. Повзрослев, Ницше стал атеистом, поэтому буквальный смысл фразы исключается, а речь идет об идее Бога, о Боге и христианских принципах людей. После эпохи Просвещения мысль о том, что наша Вселенная управляется законами физики, а не божественным провидением, стала реальностью.

Философия показала, что легитимность власти оправдывается не божественным помазанием, а согласием граждан, все моральные теории теперь могли существовать также без ссылки на творца. Европа больше не нуждалась в Боге как источнике морали, человеческих ценностей или законов Вселенной. Философия и наука заняли его место. Массовая секуляризация западной мысли помогла осознать Ницше, что Бог не просто умер, но что именно люди убили его своей научной революцией, своим стремлением познать мир. Однако смерть Бога не воспринималась Ницше однозначно, как положительное или отрицательное явление. Без Бога основная система убеждений Западной Европы находилась в опасности, в книге «Сумерки идолов» философ писал: «Отрекаясь от христианской веры, выдергиваешь этим у себя из-под ног право на христианскую мораль. Последняя отнюдь не понятна сама по себе… Христианство есть система, сообразованное и цельное воззрение на вещи. Если из него выломаешь главное понятие, веру в Бога, то разрушаешь этим также и целое».

Однако для некоторых людей, по мнению Ницше, такой поворот событий станет хорошим знаком: «… услышав новость о том, что «старый Бог мертв», мы, философы и «свободные души», встречаем новый рассвет». Светлое будущее уже проглядывалось впереди. Когда старая система смыслов изжила себя, появилась возможность создать новую. Однако Ницше полагал, что устранение этой системы вызовет у многих людей отчаяние и безнадежность. Ведь возникает вопрос: в чем смысл жизни, если Бога нет? Даже если Бог и был, весь западный мир теперь знал, что он не помещал нас в центр вселенной. Перед нами открылся настоящий мир. Вселенная не была создана исключительно для человеческого существования. Ницше опасался, что такое понимание мира приведет к массовому пессимизму, «воле к ничто», что противоречило жизнеутверждающей философии, которую он продвигал.

Свой страх перед нигилизмом и реакцию человечества на него Ницше описал в своей книге «Воля к власти»: «То, о чём я повествую, это история ближайших двух столетий. Я описываю то, что надвигается, что теперь уже не может прийти в ином виде: появление нигилизма… Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей из столетия в столетие, и как бы направляется к катастрофе».

Все последующие события, произошедшие в Европе после смерти Ницше только подтверждают его суждения. Коммунизм, нацизм, национализм и другие идеологии, распространявшиеся после Первой мировой войны, стремились обеспечить человека смыслом и ценностями в качестве рабочего или арийца, или вдохновляли на какие-либо другие подвиги аналогично тому, как христианство даровало смысл детям Божьим в виде жизни на Земле. Предвидя подобные последствия «смерти Бог», философ предложил нам выход – создание наших собственных индивидуальных ценностей. Создание смысла жизни теми, кто эту жизнь проживает. Архетипом индивидуума, способным на это, является «сверхчеловек» (Übermensch). Однако Ницше представлял его в виде непостижимого идеала, которого большинство не смогли бы достичь. Сверхчеловек, который, как ему казалось, уже должен был существовать на Земле, создавал бы смысл жизни, опираясь на свою волю, и осознавал бы, что в конечном итоге люди сами несут ответственность за свой выбор. В книге «Так говорил Заратустра» философ пишет: «Для игры созидания нужно, мои братья, священное «да» для жизни: своей воли хочет теперь дух». Смелый сверхчеловек не будет опираться на догму или общественное мнение относительно собственных ценностей. Предполагая сложности в создании сверхчеловека, Ницше предложил альтернативный ответ нигилизму – тот, который вероятно выберут люди: «Последний человек». «Самая презренная вещь», которая живет спокойной жизнью, не думая о своей индивидуальности или личностном росте: «Мы обнаружили счастье», — говорят последние люди и моргают». К разочарованию Заратустры, рупора Ницше, людей, которым он проповедует, интересует образ жизни последнего человека. Ницше считал его наиболее вероятным решением относительно нашей способности справиться со смертью Бога.

Атеизм – последствие «смерти Бога». В наши дни атеизм становится популярным во всех европейских странах. Но, в отличие от того времени, когда атеизм навязывался коммунистическими группами, сейчас нет необходимости в мировоззрении, поддерживающем отсутствие Бога. Его просто нет. И, действительно, коммунизм для советских людей заменил религию, стал так же важен, как религия, придавал смысл существованию и поступкам, диктовал ценности.

Когда «Бог умер», мы рискуем стать обществом, борющимся с нашей собственной бессмысленностью. Мы находимся на грани нигилизма. Мы становимся уязвимы перед идеологиями и аферистами, которые обещают сделать то, что Бог делал для нас в прошлом. Без веры люди теряют надежду и пессимистично относятся к будущему.

Я думаю, что спасением для нас будет наша подлинная внутренняя жизнь, возвращение к нашим корням, люди должны помнить, что мы часть природы и этого удивительного мира, ведь задолго до прихода «сына Бога» с мечом и огнём, наши предки поклонялись славянским Богам, пращурам, Солнцу, Небу, Земле, чтили Покон. Чем дальше мы оборачиваемся назад, тем светлее наше будущее. Да прибудем мир и равновесие в сердцах людей и на Земле!


написать администратору сайта