конспект. Как подготовиться к олимпиаде по литературе
Скачать 45.3 Kb.
|
Как подготовиться к олимпиаде по литературе Олимпиада по литературе – это всегда сложно. Творческие задания, задания на сопоставление, на выявление реминисценций, тестовые вопросы. К тому же, олимпиада требует от участника углубленных знаний, умения творчески мыслить, анализировать тексты, высказывать свою точку зрения. Подготовка к олимпиаде по литературе – длительный и непрерывный процесс. Сегодня я представлю вам общие рекомендации по организации этого процесса. Общие рекомендации по подготовке к олимпиаде по литературе 1 Читая художественное произведение, ведите литературный дневник, в котором записывайте название произведения, героев, сюжетную линию, интересные высказывания и цитаты. Указывайте номера страниц, чтобы потом легко было найти нужный материал. Поверьте, это очень полезная и нужная работа. 2 Читайте критическую литературу, литературоведческие статьи. Но делайте это сразу после прочтения самого произведения. Полезно также познакомиться, хотя бы в кратком изложении, с биографией писателя. Это поможет вам глубже понять его произведения. 3 На олимпиаде по литературе знание учебника вряд ли вам поможет, поэтому изучайте энциклопедии, популярные статьи по предмету. Обязательно посещайте кружки, дополнительные занятия, консультации по литературе. 4 Не стесняйтесь задавать преподавателям вопросы, вступать в диалог с учителем и одноклассниками, высказывать свою точку зрения. 5 Пишите сочинения по литературе всегда сами, не списывая из различных источников, не скачивая их из интернета. Во-первых, "внешние" сочинения не всегда лучшего качества, во-вторых, там нет вас, ваших мыслей, чувств, размышлений по поводу прочитанного произведения. 6 Найдите олимпиадные задания по литературе за предыдущие годы, выполните их. Помогут в этом и задания ЕГЭ. 7 Обязательно прочитайте и выучите основные литературоведческие понятия и термины. Их вы можете найти в ваших учебниках, специальных словарях, в интернете. Да и на уроках литературы преподаватель, как правило, объясняет их значение. 8 Учитесь анализировать литературный текст в целом: его тему, композицию, ключевые слова, мотивы, детали, все это помогает понять главное – идею автора. 9 На самой олимпиаде по литературе внимательно прочтите задания, выполните сначала те, в которых уверены, затем выполняйте более трудные, задания творческого характера. Не отвлекайтесь, не стремитесь помочь другим. В большинстве заданий много «ступенек» и баллы начисляются за каждую отдельно, затем баллы суммируются. Например, определите тему (2 б.) и идею стихотворения (3 б.); охарактеризуйте лирического героя (4 б.). Таким образом, за задание можно набрать до 30 баллов. Типы заданий и критерии оценки Комплексный анализ эпического произведения При оценке работ первого тура учитывается: глубина постижения текста: понимание проблемы рассказа; знание фактического материала из истории и теории литературы (тема, идея, жанр, сюжет, композиция, система образов, стиль, направление, образ повествователя и т.п.); умение его применять при анализе; понимание авторского замысла; объяснение мотивов поведения и характеров героев; характеристика эмоционального пафоса рассказа; умение доказывать свои суждения текстом: умение составить либо выборочный пересказ с оценкой героев и событий, либо кратко прокомментировать цитаты; аргументация своего мнения на основе анализа словесных образов рассказа, деталей, языка и стиля автора; умение видеть авторскую позицию и выражать свои мысли, чувства и оценки; отсутствие социологизации и вульгаризации при трактовке текста; умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств языка: объяснение роли наиболее выразительных и характерных для рассказа художественных средств в изображении героев, в выявлении позиции автора и рассказчика; язык и стиль работы: логическая связь частей работы, последовательность, связность и логичность в доказательстве основной мысли; композиционная стройность и ясность изложения; верное и уместное употребление нравственно-философской и литературоведческой лексики, необходимой для интерпретации рассказа, разнообразных синтаксических конструкций; соблюдение речевых норм. Интерпретация лирического произведения При оценке работ второго тура учитывается: уровень интерпретации поэтического текста и глубина его постижения: понимание мыслей и чувств, выраженных в стихотворении, объяснение их смысла, применение в анализе знаний по истории и теории литературы с учётом родо-жанровой специфики лирики; выявление роли лирического “я”, образного ряда, фоники, лексики, синтаксиса, стиховедческих категорий, историко-культурных реалий текста; определение наиболее важных оснований для сопоставления нескольких стихотворений (образный ряд, фонетическое и ритмико-синтаксическое своеобразие и т.п.); умение доказывать свои суждения текстом: умелое цитирование текста и комментирование цитат; самостоятельность и обоснованность в аргументации своих суждений, трактовке поэтических образов; выявление сущности деталей, изобразительно-выразительных средств языка, особенностей авторского стиля; умение доказывать свои мысли при сопоставительном анализе на основе обоих стихотворений; умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств языка: выявление роли художественных средств в выражении мыслей и чувств лирического “я”; объяснение роли наиболее характерных для стихотворения и творчества поэта средств выразительности; выявление смысла поэтических интонаций, определение специфики стиля каждого поэта при сопоставительном анализе; язык и стиль работы: стройность, логичность, последовательность, ясность и эмоциональность изложения, умелая формулировка основной мысли работы, выражение собственных мыслей и чувств; разнообразие использованных языковых средств и их соответствие жанру работы; владение нравственно-философской, филологической и стиховедческой лексикой, необходимой для интерпретации лирики, и разнообразными синтаксическими конструкциями; речевая грамотность. Ответы на вопросы по истории и теории литературы При оценке работ третьего тура учитывается: знание текстов произведений, культурный кругозор и эрудицию старшеклассников; умение комментировать историко-культурные реалии произведений; владение теоретико-литературными понятиями; правильность, полноту и точность ответа. При оценке творческой работы учитывается: глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла); композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла); оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла); эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла); соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла). Рекомендуемая литература Беляева Н.В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать (М.: Вербум-М, 2006. 248 с.). обучения интерпретации эпического произведения, несколько десятков стихотворений для сопоставительного анализа, множество интересных заданий по теории и истории литературы с ответами, перечень тем для творческих работ. Техника анализа эпического произведенияПлана анализа нет и быть не может. Каждое произведение самобытно, требует индивидуального подхода, но можно условно выделить этапы анализа произведений: Глубокий подход к анализу текста требует учета взаимодействия трех составляющих:
Сюжет. Выделим ряд литературоведческих терминов, связанных с анализом сюжета: эпизод эпизод – это участок текста, ограниченный постоянством места, времени действия и состава действующих лиц; понятие хронотопа хронотоп - это пространственно-временная организация текста, то есть герой не может висеть во времени. это может быть наше время, 21 век, город такой-то, улица такая или совсем вымышленная планета; типы героев, органичные или чуждые хронотопу; характер конфликта в произведении (конфликт между характерами, между характером и обстоятельствами, внутри характера). мотив (устойчивая в смысловом отношении образная единица, повторяющаяся в разных произведениях); * мотив метели (А.С.Пушкин “Бесы”, “Метель”, “Капитанская дочка”; Л.Н.Толстой “Анна Каренина”; А.А.Блок “Двенадцать”; М.Булгаков “Белая гвардия”; Б.Пастернак “Доктор Живаго”). Композиция. Формальная композиция – это взаимосвязь и расположение фрагментов текста. Композиция как речевая организация – это система взаимосвязанных и художественно упорядоченных точек зрения. Точка зрения есть отношение субъекта сознания к его объекту. Разграничим два понятия:
Несовпадение субъекта речи и субъекта сознания – распространенный прием. * А.П.Чехов “Толстый и тонкий”, “Хамелеон”. Важно научиться видеть разницу между самой речью говорящего и ее личностным или надличностным смыслом, потому что точка зрения, оценка зависят именно от субъекта сознания. Как же развести речь и скрытую за ней мысль? Помогает изучение используемых автором форм речи. Их три: прямая речь; несобственно-прямая речь – это такая форма речи, которая насыщена средствами выразительности, свойственными определенному персонажу, и поэтому воспринимается как его речь, хотя формально принадлежит другому субъекту; косвенная речь. Изучение композиций требует понимания автора произведения не как биографической фигуры, а как сознания, объемлющего произведения и придающего ему целостность. В тексте действуют “представители” автора, которые называются
При речевой организации обратим внимание на способ изложения, который бывает двояким: авторское повествование и диалог (помогает оживить, драматизировать действие и избежать жесткого давления героям авторской прямооценочной позиции). Стилистика. Изучение ее должно вестись комплексно. Автор не только соответствующим образом подбирает лексику и синтаксис, но и формирует тематику произведения, и организует систему оценок. * М.Шолохов “Судьба человека”. Итак, анализ текста не самоцель. Он нужен лишь для того, чтобы наиболее полно и адекватно приблизиться к смыслу произведения. И любой прием хорош и уместен тогда, когда он используется для расширения возможности целостного восприятия произведения в его художественном своеобразии и уникальности. Поэтому ряд техник, о которых мы говорим, должны использоваться избирательно, в соответствии со спецификой Анализ рассказа В.М.Шукшина “Обида”. (Предложить для самостоятельного ознакомления) Алгоритм сопоставительного анализа поэтического текста. 1. Найти черты сходства двух текстов на уровне: - сюжета или мотива - образной системы - лексики - изобразительных средств - синтаксических конструкций - других параметров, пдсказанных самими текстами. 2. Найти различия на тех же уровнях. 3. Объяснить выявленные различия: а) в произведениях одного и того же автора; - разницей времени написания, определившей изменение взглядов; - различием художественных задач; - противоречиями мировоззрения и мироощущения; - другими причинами. б) в произведениях разных авторов: - различием художественных миров; - если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного рзвития; - если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров. 4. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом. Сопоставление стихотворений Блока и Гумилёва (Предложить для самостоятельного ознакомления) 3 тур 1. Какое из этих слов является фамилией литературного героя: 1) Черника 2) Голубика 3) Клубника 4) Земляника 5) Ежевика Ответ. 4 2. В каком из следующих произведений нет темы гибели на железной дороге: 1) А. А. Блок «На железной дороге» 2) Л.Н. Толстой «Анна Каренина» 3) И.А. Бунин «Солнечный удар» 4) А.И. Солженицын «Матренин двор» Ответ. 3 3. Отметьте «лишнего» героя: 1) Бэла 2) Ундина 3) Мери 4) Ольга 5) Вера Ответ. 4 (не из романа Лермонтова «Герой нашего времени») 4. В каком из произведений нет героини по имени Софья (София, Соня): 1) «Герой нашего времени» 2) «Недоросль» 3) «Горе от ума» 4) «Война и мир» 5) «Преступление и наказание» Ответ. 1 5. Какой термин «лишний» (относится не к тому же уровню произведения, что остальные): 1) пиррихий 2) эпитет 3) спондей 4) цезура 5) хорей Ответ. 2 (не приём стихосложения) 6. Кто из перечисленных поэтов был современником А.А.Блока: 1) А. Сумароков 2) И. Бродский 3) Ф. Тютчев 4) О. Мандельштам 5) А. Вознесенский Ответ. 4 7. В одном из пяти перечисленных ниже произведений не встречается исторический персонаж, который встречается в четырех остальных. Укажите это произведение: 1) «Ночь перед Рождеством» 2) «Горе от ума» 3) «Фелица» 4) «Медный Всадник» 5) «Капитанская дочка» Ответ. 4 (нет речи о Екатерине Второй) 8. Один из этих жанров не относится к эпическим. Какой? 1) рассказ 2) элегия 3) очерк 4) повесть 5) эпопея Ответ. 2 (это лирический жанр) 9. Найдите неверное утверждение: 1) Гете и Кафка писали свои произведения по-немецки 2) Данте и Сервантес писали свои произведения по-итальянски 3) Шекспир и Байрон писали свои произведения по-английски 4) Мольер и Стендаль писали свои произведения по-французски 5) Борхес и Маркес писали свои произведения по-испански Ответ. 2 (Данте – итальянец, Сервантес – испанец) 10. Какой из афоризмов принадлежит не тому же автору, что остальные четыре: 1) «Ах! злые языки страшнее пистолета!» 2) «Не дай мне бог сойти с ума» 3) «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» 4) «Счастливые часов не наблюдают» 5) «Сто человек прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России!» (Грибоедов в разговорах с декабристами. См. в статье Д. А. Смирнова «Биографические сведения о Грибоедове») Ответ. 2 Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. Не то, чтоб разумом моим Я дорожил; не то, чтоб с ним Расстаться был не рад А. С. Пушкин Блок 2. Задания с выбором нескольких ответов Прочитайте фрагмент из стихотворения М.Ю. Лермонтова:
Выберите все правильные утверждения: 1) В стихотворении есть строка, написанная четырехстопным амфибрахием 2) В стихотворении есть строка, написанная трехстопным дактилем 3) Перед нами верлибр Верлибр - Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, и регулярной строфики. Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. Она немедленно уронила на пол Толстый том художественного журнала, И сейчас же стало казаться, Что в моей большой комнате Очень мало места. Всё это было немножко досадно И довольно нелепо. Впрочем, она захотела, Чтобы я читал ей вслух Макбета. Едва дойдя до пузырей земли, О которых я не могу говорить без волнения, Я заметил, что она тоже волнуется И внимательно смотрит в окно. Оказалось, что большой пестрый кот С трудом лепится по краю крыши, Подстерегая целующихся голубей. Я рассердился больше всего на то, Что целовались не мы, а голуби, И что прошли времена Паоло и Франчески. Александр Блок 4) Перед нами дольник До́льник — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударныхслогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 1 до 2. «В густой | траве | пропадёшь | с головой. || В тихий дом | войдёшь | не стучась.» А.Блок. 5) В стихотворении есть строка, написанная трехстопным анапестом Ответ. 1, 5 2. Укажите всех героев одного автора: 1) Вернер 2) Шерер (Анна Павловна, фрейлина вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны «Война и мир» 3) Штольц 4) Берг (Адольф Карлович, поручик, полковник, муж Веры Ростовой «Война и мир») 5) Тузенбах Ответ. 2, 4 3. Отметьте все правильные утверждения 1) А.С. Пушкин (1799 – 1837) мог встретиться с И.С. Тургеневым (1818 – 1883) 2) В.В.Маяковский (1893 – 1930) мог прочитать «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова (1929 – 1940) 3) Петр Первый мог быть личным цензором А.С. Пушкина 4) Н.В. Гоголь (1809 – 1852) мог читать произведения Ф.М. Достоевского (1843 перевод романа О. Бальзака «Евгения Гранде» - 1844 повесть «Бедные люди») 5) Ф.М. Достоевский (1821 – 1881) мог высказать свое мнение по поводу рассказа А.П. Чехова «Палата №6» (1892) Ответ. 1, 4 4. В каких из перечисленных мест не происходит действие романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»? 1) Пятигорск 2) Сочи 3) Кисловодск 4) Тамань 5) Петербург Ответ. 2, 5 5. Выберите из списка героев тех, у кого совпадают имена и отчества (по типу Иван Иванович): 1) Обломов (Илья Ильич) 2) Дядя Фамусова (Максим Петрович) 3) Паратов (Сергей Сергеевич) 4) Скалозуб (Сергей Сергеевич) 5) Лужин (Пётр Петрович) Ответ. 1, 3, 4, 5 6. В истории литературы есть немало произведений разных авторов, названных одинаково (как правило, эти совпадения названий не случайны). Отметьте такие произведения: 1) Кавказский пленник (Рассказ Александр Михайлович Гликберг (Саша Чёрный), А. С. Пушкин поэма, М. Ю. Лермонтов стихотворение, Л. Н. Толстой рассказ) 2) Война и мир (Л. Н. Толстой роман, В. В. Маяковский поэма) 3) Доктор Живаго 4) Пророк (М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, Н. Некрасов. ) 5) Волки и овцы Ответ. 1, 2, 4 Блок 3. Задания с вводом ответа (5 заданий по 6 баллов) 1. Запишите фамилию героя, характеристика которого в этом перечне встречается дважды: 1)«И из уборной выходил Подобный ветреной Венере, Когда, надев мужской наряд, Богиня едет в маскарад». 2) “Он сердцем милый был невежда” 3) “Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!” 4) “Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело... Ночь целую с кем можно так провесть!” 5) “Богат, хорош собою, Везде был принят как жених.” Ответ. Ленский 2. Расположите героев по хронологии, опираясь на время написания произведений (ответ дайте в виде последовательности цифр) 1) Загорецкий (Антон Антонович) Горе от ума 1823 2) Несчастливцев (НЕСЧАСТЛИВЦЕВ - центральный персонаж комедии А.Н.Островского «Лес» (1870). Геннадий Демьян ыч Гурмыжский, оставшийся в пятнадцать лет сиротой, учившийся «на медные деньги», оставляет дворянское общество и идет в актеры под псевдонимом Н.) 3) Зарецкий «Евгений Онегин» 1831 4) Солёный (СОЛЁНЫЙ - центральный персонаж драмы А.П.Чехова «Три сестры» (1900). Штабс-капитан С.) 5) Вральман (Адам Адамыч; Фонвизин Денис Иванович «Недоросль» комедия 1782) |
И.А. Крылов | губернатор |
А.С. Грибоедов | библиотекарь |
Г.Р. Державин | цензор |
В.А. Жуковский | педагог |
П.А. Вяземский | дипломат |
Ответ:
И.А. Крылов библиотекарь
А.С. Грибоедов дипломат
Г.Р. Державин губернатор
В.А. Жуковский педагог
П.А. Вяземский цензор
Из предложенного списка отметьте (подчеркните) названия пяти стихотворных комедий XVIII-XIX вв.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Борис Годунов»
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
А.А. Шаховской «Урок кокеткам, или Липецкие воды»
А.Н. Островский «На всякого мудреца довольно простоты»
В.В. Маяковский «Баня»
М.Н. Загоскин «Урок холостым, или Наследники»
Д.И. Фонвизин «Бригадир»
В.В. Капнист «Ябеда»
Я.Б. Княжнин «Хвастун»
Ответ:
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.А. Шаховской «Урок кокеткам, или Липецкие воды»
М.Н. Загоскин «Урок холостым, или Наследники»
В.В. Капнист «Ябеда»
Я.Б. Княжнин «Хвастун»
Соотнесите фамилии русских писателей и род их деятельности, не связанной с литературным творчеством.
И.А. Крылов | губернатор |
А.С. Грибоедов | библиотекарь |
Г.Р. Державин | цензор |
В.А. Жуковский | педагог |
П.А. Вяземский | дипломат |
Ответ:
И.А. Крылов библиотекарь
А.С. Грибоедов дипломат
Г.Р. Державин губернатор
В.А. Жуковский педагог
П.А. Вяземский цензор
Из предложенного списка отметьте (подчеркните) названия пяти стихотворных комедий XVIII-XIX вв.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Борис Годунов»
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
А.А. Шаховской «Урок кокеткам, или Липецкие воды»
А.Н. Островский «На всякого мудреца довольно простоты»
В.В. Маяковский «Баня»
М.Н. Загоскин «Урок холостым, или Наследники»
Д.И. Фонвизин «Бригадир»
В.В. Капнист «Ябеда»
Я.Б. Княжнин «Хвастун»
Ответ:
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.А. Шаховской «Урок кокеткам, или Липецкие воды»
М.Н. Загоскин «Урок холостым, или Наследники»
В.В. Капнист «Ябеда»
Я.Б. Княжнин «Хвастун»