тк_1. Какие цели может ставить перед собой человек
Скачать 25.26 Kb.
|
Какие цели может ставить перед собой человек? Жизненные цели человека определяют вектор его развития, его будущее. Это элемент, который концентрирует силы и энергию на том, что должно быть достигнуто. Цели, которые задают направление Вашего движения и Вашей жизни. Цели могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Цели могут быть практическими, связанными с нашей социальной жизнью или профессиональной деятельностью, а могут быть нравственными или психологическими, направленными на выработку в нашем характере определенных черт, качеств или установок. Люди ставят перед собой цели во всех сферах жизни. Но центральными, определяющими являются: «Жизненные цели человека» — это главные, сверхдолгосрочные цели. В них заложен смысл Вашей жизни. Они должны «греть» Вас, заставлять двигаться по жизни. А выбрать их нужно еще до того, как Вы начнете формулировать и ставить цели более осязаемые. Жизненные цели человека. Их выбор не прост! И происходит это из-за нашей озабоченности внешнею стороной своего существования, что не позволяет нам обратить внимание на собственные чувства. А ведь именно в них содержится ключ к нашим истинным желаниям. Игнорируя чувства, мы создаем почву для внутреннего конфликта, который может иметь чрезвычайно длительные и негативные последствия. Если, к примеру, человеку приходится неоправданно много затрачивать усилий по достижению определенной цели, к которой он идет на пределе физических возможностей, если при этом его сопровождает затянувшаяся психологическая депрессия, если тело заболевает серьезными необъяснимыми болезнями — то это ложная цель. В погоне за ложной целью Вы либо ничего не добьетесь, либо, достигнув цели, убедитесь в том, что это вовсе не нужно. Стоит ли упускать уникальный шанс, данный жизнью, и тратить драгоценное время на исправление ошибок? Несмотря на то, что жизнь кажется длинной, она очень быстро и незаметно проходит. Поэтому необходимо научиться находить именно Ваши цели, которые принесут счастье лично Вам. Все мы индивидуальны, поэтому жизненные цели человека должны отражать его индивидуальность. Если Вы хотите добиться успеха в жизни, то Вам необходимо выбрать цели, которые будут соответствовать вашим ценностям, вашим сильным чертам, вашим пристрастиям и вашему желаемому стилю жизни. И уже после, ощутив суть собственных перспективных целей, человек способен достичь небывалых высот в творческом, профессиональном и карьерном росте, материальном благополучии, устройстве личной жизни. Многим из нас с детства внушали мысль о том, что успеха можно достичь только упорным трудом. А еще надо настойчиво идти к своей цели, преодолевая препятствия. Одно из самых больших заблуждений состоит в том, что за счастье надо бороться, проявить настойчивость, упорство, преодолеть множество препятствий, в общем, завоевать свое место под солнцем. Заблуждение человека состоит в ложном убеждении: «Если я преодолею препятствия, тогда там, впереди, меня ждет счастье». Это не более чем иллюзия. Впереди нет никакого счастья! Многие люди, добившись с большим трудом поставленной цели, не ощущают ничего, кроме опустошения. Куда же это счастье подевалось? Счастье приходит во время движения к своей цели. Если человек находится на своей стезе, тогда он испытывает счастье уже сейчас, даже если цель еще впереди. Тогда жизнь превращается в праздник. Когда цель будет достигнута, это будет радость вдвойне. Однако, уже само движение к своей цели превращает каждый день в праздник. Движение к чужой цели всегда оставляет праздник в иллюзорном будущем. Достижение чужой цели приносит разочарование и опустошение, но никак не счастье. Цель человека в жизни не определяется какими-то временными потребностями. Аристотель считал, что цель человеческой жизни – счастье, которое состоит в мышлении и познании. Так, главная цель в жизни по Аристотелю – постоянное саморазвитие. Л. Н. Толстой был солидарен с Аристотелем. Он считал, что суть бытия в самосовершенствовании и развитии личности. Какие, по мнению австрийского ученого К. Лоренца, существуют препятствия человека к самопознанию? Выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии, науки о поведении животных, К. Лоренц выделяет три препятствия на пути самопознания человека [Лоренц, 1994]. Первое препятствие — самое «примитивное». Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему увидеть историю собственного возникновения. Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими — животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что поражает самые невероятные теории о происхождении человека. Как отмечает К. Лоренц, хотя происхождение от животных нередко и не отрицается прямо, но близкое родство с шимпанзе либо перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится изощренными окольными путями. Второе препятствие к самопознанию — это эмоциональная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между смутным чувством несвободы, которое наполняет многих людей при размышлении о всеобщей причинной предопределенности природных явлений, и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а высокими целями. Третье препятствие человеческого самопознания — по крайней мере, в западной культуре, — это наследие идеалистической философии, делящей мир на мир вещей и мир человеческого внутреннего закона, который лишь один заслуживает признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, оно идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание. Таким образом, наиболее общими препятствиями к самопознанию человека, согласно представлениями К. Лоренца, является нежелание человека осознать себя частью природы, приписывание себе высшей ценности и права управлять природой (в науке такой взгляд на взаимодействие человека и природы называется антропоцентризм). Какие мотивы определяют потребность в саморазвитии личности? Потребность в самосовершенствовании находит выражение в широком спектре мотивов. Одним из первых в психологии на стремление к самосовершенствованию (к превосходству) как мотивационную тенденцию обратил внимание А. Адлер [1995]. По его мнению, данное стремление выступает в качестве компенсаторного механизма чувства неполноценности. Другой представитель психоанализа, К. Юнг стремление к совершенствованию считает врожденным, понимая его как индивидуацию (термин К. Юнга), т.е. раскрытие самости [Юнг, 1983]. В гуманистической психологии мотивы самосовершенствования рассматриваются в более широком контексте самоактуализации личности. Например, в известной пирамиде потребностей А. Маслоу потребность в самоактуализации и соответствующие ей мотивы венчает вершину пирамиды | Маслоу. В современной психологии описано множество мотивов, которые побуждают человека к самосовершенствованию, что обусловлено многообразием сфер, где он может проявлять себя в качестве субъекта своей жизнедеятельности. В соответствии с описанными нами ранее целями самосовершенствования, это могут быть мотивы достижения жизненных целей или некоторого идеального образа, мотивы совершенствования, приобретения или избавления от каких-то черт или качеств личности. Мотивами самосовершенствования могут быть и мотивы, характерные для других форм саморазвития, например самоутверждения. Человек может самосовершенствоваться не ради достижения какого-то идеала или приобретения какого-либо качества или умения, а ради утверждения себя в глазах других людей и в собственных глазах. В качестве специфической группы мотивов, как мы уже отмечали, выступает перфекционизм. Для перфекциониста основным мотивом является достижение совершенства и безупречности в делах, поступках, поведении, отношениях и т.п. Как известно, потребность в совершенстве как невротическая потребность была впервые описана К. Хорни [1993]. Опираясь на анализ литературных источников и эмпирически полученные данные, обратимся к характеристике некоторых мотивов, которые более всего побуждают личностное саморазвитие человека. Для удобства анализа попытаемся представить их в некоторой системе. Мы выделяем шесть групп мотивов. Остановимся на краткой их характеристике. I. Мотивы саморазвития, связанные со стремлением походить на других людей, заслужить их любовь и признание и одновременно быть независимым. 1. Подражание выступает важным и действенным мотивом саморазвития, особенно на начальных его этапах. Речь идет о подражании растущего человека наиболее ярким, нравственным, сильным или наиболее удачливым, богатым, преуспевающим и т.д. личностям. Образцами для развивающегося человека могут стать политики, общественные деятели, известные спортсмены, актеры, родители, учителя и т.д. Образцом может стать саморазвитие кого-либо. Примерами могут выступить развитие физических сил и выносливости А. В. Суворовым, развитие ораторских способностей В. В. Маяковским, совершенствование способности к самоорганизации А. А. Любищевым и др. 2. Потребность в любви, признании в совокупности со стремлением к независимости выступают как одни из самых сильных мотивов человека. Вспомним строчки стихотворения Агнии Барто: «Все я делаю для мамы, для нее играю гаммы, для нее хожу к врачу, математику учу...» и т.д. Сила любви, побуждающая к саморазвитию, хорошо известна и взрослым людям, ее можно выразить словами поэта: «Для тебя, для тебя, для тебя самым лучшим мне хочется быть...». Стимулирует к саморазвитию и стремление к независимости. Маслоу, описывая пути самоактуализации, указывает, в частности, на способность человека «отважиться быть не таким, как другие, не желать нравиться другим, не быть конформистом» [Маслоу, 2011, с. 61].». II. Мотивы саморазвития, связанные с пониманием себя и обогащением своих сущностных сил. 1. Познание и понимание себя выступают как важнейшие цель и мотивация саморазвития человека. Только зная себя, понимая свои потребности и принимая свои особенности, человек может стать эффективной личностью. Ставить осознанно цели по саморазвитию невозможно без хорошего знания своих особенностей. И наоборот, саморазвитие, в свою очередь, стимулирует стремление к самопознанию. 2. В качестве базового мотива саморазвития может рассматриваться и стремление человека к обогащению своих сущностных сил. В современном консультировании и психотерапии происходят принципиальные изменения, связанные с тем, что люди обращаются к консультантам не как пациенты и не как клиенты, а как «студенты», целью которых выступает самосовершенствование III. Мотивы, связанные с актуализацией той или иной формы саморазвития. 1. Стремление к самоутверждению, которое дает возможность, с одной стороны, получить общественное признание, с другой — утвердиться в своих собственных глазах. 2. Стремление к самосовершенствованию — здесь выражается желание личности достигать новых рубежей в развитии своей личности, приобретать новые качества и свойства, компетенции, которые качественно улучшают ее жизнь и деятельность. 3. Стремление к самоактуализации и самореализации — еще один из возможных мотивов личностного саморазвития. Для того чтобы в полной мере реализовать себя, необходимо встать на путь саморазвития, что позволяет накопить и актуализировать жизненный и личностный потенциал. Без него самореализация окажется невозможной. Мотив самореализации тесно связан с мотивом достижения ощущения полноты существования, полноты бытия, полноты личностного функционирования. 4. Стремление к самовыражению как обнаружение своей самости и проявление ее в мире может выступать и как цель, и как мотив личностного саморазвития. IV. Мотивы саморазвития, связанные с актуализацией высших чувств человека. 1. Чувство ответственности. Одним из существенных мотивов саморазвития может выступать осознание себя как причины собственного благополучия и неблагополучия, собственной радости и собственных дисфорий. Отсутствие убежденности в своей ответственности за происходящее делает человека беспомощным, неспособным к личностному саморазвитию. Оборотной стороной ответственности могут стать «пустые усилия», когда человек, переоценивая свои возможности, возлагает на себя ответственность за то, за что не может и не должен отвечать. 2. Чувство вины как мотив саморазвития. Вина, с точки зрения И. Ялома [2000], есть субъективное состояние, переживаемое как «тревожная плохость». Различают невротическую и экзистенциальную вину. Если невротическая вина — аффективное состояние, которое должно быть проработано и устранено, то экзистенциальная вина, по мнению И. Ялома, — зов изнутри, который может стать проводником к самореализации. 3. Страх смерти (идея смерти). Страх смерти, как бы это парадоксально ни звучало, также может выступать мотивом саморазвития. Тревога смерти — важный детерминант человеческого поведения. Смерть неизбежна, и поэтому она становится «движущей силой» человека к проявлению активности. Интересна мысль И. Ялома о том, что «физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его» [Ялом, 2000, с. 36]. 4. Страдание и наслаждение как мотивы саморазвития. Страдание как стимул саморазвития. Читаем у Канта: «Природа сделала страдание стимулом к деятельности человека, неизбежно толкающим его всегда к лучшему; даже в последние моменты жизни удовлетворение последним ее периодом можно назвать только сравнительным, потому что мы сравниваем свою судьбу и с судьбой других, и самим собой; оно никогда не бывает абсолютным и полным. Быть в жизни (абсолютно) довольным — это признак бездеятельного покоя и прекращение всех побуждений или притупления ощущений и связанной с ним деятельности» [Кант, 1999, с. 301]. Противоположностью страдания является стремление к наслаждению и удовольствию, которое также может побуждать к саморазвитию. Кант разграничивает два способа удовольствия: «Один способ удовольствия есть в то же время культура, а именно увеличение способности испытывать еще большее удовольствие; таково удовольствие от наук и изящных искусств. Другой способ — истощение, которое делает нас все менее способными к дальнейшему наслаждению» [Там же, с. 304]. V. Стремление к смыслу и освоению ценностей как мотивы саморазвития. 1. Стремление к смыслу как мотивационная тенденция саморазвития. Согласно логотерапии В. Франкла, «стремление найти смысл в собственной жизни является первичной мотивирующей силой человека» [Франкл, 1997, с. 243]. Франкл говорит о воле к смыслу в противоположность принципу удовольствия, на котором центрируется психоанализ 3. Фрейда, а также в противоположность воле к власти, акцентируемой в психологии А. Адлера. Смысл уникален и специфичен потому, что он может быть реализован именно этим человеком и никем другим. 2. Самоактуализирующимися личностями движет «метамотивация», или мотивация бытийными ценностями. В числе таких ценностей А. Маслоу называет истину, красоту, новизну, уникальность, справедливость, простоту, доброту, аккуратность, эффективность, любовь, честность, подлинность, покой, мир и т.п. Стремление человека к постижению этих ценностей стимулирует и его стремление к совершенству, быть лучше, т.е. к саморазвитию. VI. Профессиональные мотивы как стимулы саморазвития. В условиях современной культуры стремление человека к самореализации, самоутверждению, самовыражению, самоактуализации осуществляется, прежде всего, посредством его профессиональной деятельности, которая и сама может выступать стимулом личностного саморазвития. Профессиональная подготовка к получению специальности требует целеустремленной работы над собой. В профессиях, где личность специалиста играет существенную роль и выступает его профессиональным инструментом (психолог, психотерапевт, учитель и др.), личностное саморазвитие становится профессиональной необходимостью и условием успешной деятельности. Практически в любой профессии, если человек не занимается профессиональным саморазвитием, то он вряд ли достигнет высот в своей профессии. Маслоу пишет о том, что влюбленные в свое дело люди имеют тенденцию идентифицироваться со своей работой (сливаться с ней или ее интроецировать), делать ее определяющей характеристикой своего «Я». Работа становится частью их «Я» [Маслоу, 2011, с. 340]. Говоря о мотивации саморазвития, необходимо указать на тот факт, что далеко не всегда человек в достаточной мере осознает свои мотивы. Это снижает уровень целенаправленности и продуктивности саморазвития. Поэтому очень важно создавать условия для повышения уровня такого осознания. Осознанность мотивации саморазвития выступает показателем личностного способа существования. Неосознаваемое, чтобы быть управляемым со стороны человека, должно стать осознанным — это единственный путь к овладению внутренними психическими содержаниями. Недостаточная ясность самосознания делает личность малоэффективной. Трудность осознания собственных мотиваций отмечается многими психологами. Как указывает С. Л. Рубинштейн, такая трудность встречается чаще всего тогда, когда частные побуждения того или иного поступка находятся в противоречии с устойчивыми установками и чувствами человека. Явления, которые для субъекта выступают как антагонистически действующие силы, взаимно тормозят их осознание. Неосознаваемые побуждения личности (ее «темная комната») могут стать причиной внутриличностных конфликтов. Результатом научного поиска Л. И. Божович явилось положение о том, что доминирование той или иной направленности может быть различным на сознательном и неосознанном уровнях. Поэтому некоторые люди сознательно могут стремиться к одному, а действовать иначе, в соответствии с мотивами, доминирующими на неосознанном уровне. Это приводит к дисгармоничному строению личности, которая как бы расколота изнутри и постоянно раздираема внутренними противоречиями. Таким образом, осознание собственных мотивов — важный шаг на пути овладения собственным поведением и достижения подлинной субъектности в саморазвитии. |