Главная страница

Эссе по истории 2 семестр. Какие элементы западноевропейской культуры проникают в Россию при царе Алексее Михайловиче


Скачать 22.13 Kb.
НазваниеКакие элементы западноевропейской культуры проникают в Россию при царе Алексее Михайловиче
Дата15.05.2022
Размер22.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе по истории 2 семестр.docx
ТипДокументы
#529963

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 Уральский государственный университет путей сообщения

 

 

 

Кафедра «Философия и история»

 


 
ЭССЕ

По дисциплине «История»

на тему: «Какие элементы западноевропейской культуры проникают в Россию при царе Алексее Михайловиче?»

Проверил:

преподаватель

Выполнил:

Студент группы Тм-111

 

(Конов Алексей Александрович)

 

(Павлюкова Мария Александровна)

 

 

 

 

Екатеринбург

2022г.

Культурная реформа при Алексее Михайловиче.

В царствование Алексея Михайловича важно отметить еще несколько фактов, которые отчасти характеризуют нам настроение общества того времени. При Алексее Михайловиче, несомненно, существовало сильное общественное движение – с ним в некоторых его проявлениях мы уже познакомились; мы видели, например, какие протесты вызвали экономические и церковные меры того времени. Но мы не касались одной стороны этого движения – движения культурного. Замечая это последнее, один исследователь говорит о времени Алексея Михайловича, что тогда боролось два общественных направления и борьба велась «во имя самых задушевных интересов и стремлений и потому отличалась полным трагизмом». Культурные новшества спорили тогда с неприкосновенностью старых идеалов; они касались всех сторон жизни и кое-где побеждали. Но исследователь, который захотел бы нам представить полную картину борьбы старого с новым, оказался бы в затруднительном положении, так как борьба эта оставила мало литературных следов. Нам приходится только отрывочно познакомиться с разными течениями общественной жизни и только наметить главных ее представителей

До XV века Русь в церковном отношении была подчинена константинопольскому патриарху, а на греческого императора (цезаря, царя) смотрели как на верховного государя православного. Флорентийская уния в 1439 году греков с католичеством заронила в русских сомнение в чистоте греческого исповедания. Падение Константинополя (1453) русские рассматривали как Божье наказание грекам за потерю православия. В XV веке исчез, таким образом, православный греческий царь, померкло греческое православие от унии и господства неверных турок. А в это время Московское княжество объединило Русь, государь московский достиг большого могущества, митрополит московский был пастырем свободной и сильной страны. Для русских патриотов было ясно, что Москва должна наследовать Константинополю, должна иметь и царя (цезаря), и патриарха. Высказанная на рубеже XV и XVI веков мысль овладела умами и была осуществлена правительством: в 1547 году Иван IV стал царем, а в 1589 году московский митрополит – патриархом. Но, вызвав прогрессивное движение, та же мысль в дальнейшем своем развитии повела к консервативным взглядам. Если могущественная Греция пала благодаря ереси, то падет и Москва, когда потеряет чистоту веры. Стало быть, необходимо беречь эту чистоту и не допускать перемен, способных ее нарушить. Отсюда, естественно, возникло старание сохранить благочестивую старину. Необразованный ум тогдашних мыслителей не умел отличить догмата от внешнего обряда, и обряд, даже мелкий, стали ревниво оберегать как залог вечного правоверия и национального благоденствия. С обрядом смешали обычай и берегли обычаи светские, как обряды церковные. Это охранительное направление мысли владело многими передовыми людьми и глубоко проникало в массу. Такое направление мысли многие и считают характерной чертой московского общества, даже единственным содержанием его умственной жизни до Петра.

Стремление к самобытности и довольство косностью развивалось на Руси как-то параллельно с некоторым стремлением к подражанию чужому. Влияние западноевропейской образованности возникло на Руси из практических потребностей страны, которых не могли удовлетворить своими средствами.

Нужда заставляла правительство звать иноземцев. Но, призывая их и даже лаская, правительство в то же время оберегало от них чистоту национальных верований и жизни. Однако знакомство с иностранцами было все же источником новшеств. Превосходство их культур неотразимо влияло на наших предков, и образовательное движение проявилось на Руси еще в XVI веке, хотя и на отдельных личностях (Вассиан Патрикеев и др.). Сам Грозный не мог не чувствовать нужды в образовании; за образование крепко стоит и политический его противник – князь Курбский. Борис Годунов представляется нам уже прямым другом европейской культуры. Лжедимитрий и смута гораздо ближе познакомили Русь «с латынниками и лютеранами», и в XVII веке в Москве появилось и осело очень много военных, торговых и промышленных иностранцев, пользовавшихся большими торговыми привилегиями и громадным экономическим влиянием в стране. С ними ближе познакомились москвичи, и иностранное влияние таким образом усиливалось. Хотя в нашей литературе и существует мнение, что будто бы насилия иностранцев во время смуты окончательно отвратили русских от духовного общения с иностранцами, однако никогда прежде московские люди не сближались так с западными европейцами, не перенимали у них так часто различных мелочей быта, не переводили столько иностранных книг, как в XVII веке. Общеизвестные факты того времени ясно говорят нам не только о практической помощи со стороны иноземцев московскому правительству, но и об умственном, культурном влиянии западного люда, осевшего в Москве, на московскую среду. Это влияние, уже заметное при царе Алексее, в XVII веке (половине), конечно, образовалось исподволь, не сразу, и существовало ранее царя Алексея, при его отце. Типичным носителем чуждых влияний в их раннюю пору был князь Иван Андреевич Хворостинин (умер в 1625 году) – еретик, подпавший под влияние сначала католичества, потом какой-то крайней секты, а затем раскаявшийся и даже постригшийся в монахи. Но это была первая ласточка культурной весны.

Таким образом, в 1649 году издается указ, по которому привилегии английским купцам отменяли. В данном указе под мотивировкой писалось: «за то, что они «государя своего Карлуса короля убили до смерти имеется в виду казнь короля Карла I 30 января 1649 г.]; за такое злое дело, — сказано в указе, — в Московском государстве вам быть не довелось».
Соборное уложения гласило, что все слои посадского населения получали больше всего право торговли только среди тяглого населения. Крестьянский же торг ограничивался только розничной продажи с возов.
Также в 1649 году правительство Российского государства отреагировало и на еще одно требование посадских людей. Суть его сводилась к тому, что началось уничтожение так называемых «белых слобод, дало запрет на закладничество, а также на продажу лавок и лавочных мест беломестцам.
По прошествии трех лет количество беломестных дворов благодаря реформе сократилось на 32, 2%. По сути, это привело к расширению формы действия посадского тягла.
Что бы реформа функционировала сформировался специальный Сыскной приказ. Эта реформа провелась до прихода патриарха Никона. Он категорически противился этой реформы, по причине того, что они затрагивали интересы церковных учреждений.
Оставшейся же слой тяглого населения, к которому относились холопы, крестьяне, бобыли и т.д. очень интересовали правительство, так как именно этот слой обеспечивал поступление большей части налогов в государственную казну, а также содержали на своих плечах помещиков, а также 0приказных людей.
В целом идет процесс постепенного сближения всех основных групп тяглых людей с крестьянами. Этот процесс будет завершен при Петре I. 
Протекционистская политика (ограждение интересов русского купечества от конкуренции иностранных торговцев), начатая в 1649 г., была продолжена и в дальнейшем. Наиболее крупными актами в этой сфере было издание двух уставов: Таможенного и Новоторгового.
Таможенный устав («Уставная таможенная грамота») был принят в 1653 г. Он отменил множество мелких таможенных торговых сборов и ввел единую «рублевую» пошлину — 10 копеек за продажу соли и 5 копеек — со всех остальных товаров (для иностранцев пошлина была повышена). На основании этого устава через год была издана «Уставная грамота», которая запретила взимание проезжих пошлин во владениях светских и духовных феодалов. В итоге ослабились таможенные преграды и укреплялись внутренние рыночные связи, а также ограничивалась роль иностранных купцов.
Еще более протекционистский характер имел Новоторговый устав («Новый торговый устав»), принятый в 1667 г. Он строго и  досконально регламентировал торговую деятельность зарубежных купцов: они могли торговать лишь в пограничных городах (Архангельск, Псков, Новгород); не могли заключать торговые сделки между собой; не могли производить розничный торг; для въезда во внутренние области страны они должны были получить специальную царскую грамоту и заплатить двойную пошлину (кроме «рублевой пошлины» они должны были заплатить «проезжую пошлину» в иностранной валюте).
Новоторговый устав определил и денежную политику правительства Алексея Михайловича. Для привлечения ценных металлов в страну пошлины с зарубежных купцов брали исключительно в иностранной валюте — «ефимками». Для увеличения денег в стране ефимки перечеканивали на московском монетном дворе, понижая при этом долю серебра до одной трети (иногда и больше) при сохранении их номинальной стоимости (то есть производили «порчу монеты»). Принимая один ефимок за 50 коп., правительство делало из него в середине века 64 коп., что давало казне 28% дохода с каждого ефимка. В 1654 г. вес серебра понизили еще больше и довели доход до 100% (то есть из одного ефимка стали чеканить 1 рубль). Одновременно (с 1656 г.) стали выпускать медные монеты, искусственно I приравняв их стоимость к курсу серебряных монет.
Правительство Алексея Михайловича решало и некоторые другие задачи. Среди них — организация ямской службы; первые попытки крупного судостроения; обсуждение проекта сооружения канала для соединения Белого моря с Волгой; появление прообраза газеты — листка «Куранты» (исключительно для придворного использования) и др.
 Большое значение имело расширение связей с Западной Европой: активно приглашались иностранные специалисты; шире, чем раньше стали практиковаться выезды русских людей за границу; для сношения с Западом (в основном для государственных нужд) была заведена регулярная почта. 
Заключение
Отец Петра I царь Алексей Михайлович был сторонником преобразований государства. Многие думают - до Петра Россия была патриархальной, "костной".
Любовь Алексея Романова к европейским обычаям была для народа очевидной. Одной из причин Соляного бунта в Москве послужили не только вздутые пошлины на соль, но и обвинения царя в пристрастии к чужим нравам.
При Алексее Михайловиче было проведено множество реформ. В частности, начался широкий переход войск на штаты «нового строя». Был построен на Каспийском море первый боевой корабль «Орел» по голландскому образцу.
При Алексее Михайловиче начинается развитие промышленности и горного дела.
В Невьянске Тумашевым был заложен первый медеплавильный завод. Официально считается, что первые заводы появились при Петре I. Это далеко не так.
Начались поиски серебряной руды. До того в России своего серебра не было и монеты для нормальной торговли не хватало.
Достойно упоминания и морская торговля Архангельска. Этот северный порт вовсе не прозябал на окраине России, как потом это представляли. Объем торговли архангельских купцов достигал 300 тысяч рублей. По тем временам сумма колоссальная.
При отце, старшем брате и сестре Петра I было проведено или начато большинство из тех реформ, которые потом приписали первому императору России.
К сожалению, в Петровские времена решения были непоследовательны, не продуманны. Поэтому многие прогрессивные начинания во время его правления были прерваны.

Список источников:

https://history.wikireading.ru/387711

https://skachatvs.com/2622520/kakie-pokhody-zapadnoevropeyskoy-kultury-pronikayut-v-rossii-pri-tsare


написать администратору сайта