ответы. Какие этапы в развитии родовой общины выделяются в российской периодизации первобытной истории, их датировка и соотношение с этапами археологической периодизации
Скачать 40.12 Kb.
|
Какие этапы в развитии родовой общины выделяются в российской периодизации первобытной истории, их датировка и соотношение с этапами археологической периодизации. Эволюция 60лет до н.э Естественное разделение труда раннепервобытной общины (пол, возраст) отношения семьи, нет понятий индивидуальный брак, биогенез. Табу - регулятор Познеродовая община, неолетическая революция, оседлый образ жизни, изменения в социальной сфере, управление, бразные отношения закрепляются (парный), социогенез, первое общенственное разделение труда (отделение земледелия от скотоводства), экономические признаки. Обычий – регулятор (передача через мифы, легенды), появление керамики, разделения труда закрепляется. В чем суть африканской и мультирегиональной теорий происхождения человека современного типа. Она получила название мультирегиональной. Суть данной теории заключается в том, что – архонтропы – пришли из Африки и в период раннего и среднего плейстоцена расселились по всей Евразии. От их отдельных популяций произошли все современные расы человечества: негроиды, европеоиды, австралоиды и монголоиды. Человек вышел из Африки всего один раз, в глубокой древности, и этого оказалось вполне достаточно. Древнее население в разных местах Земли дало начало современному человеку. Видовое единство человечества при этом поддерживалось благодаря постоянным миграциями обменом генами между отдельными регионами. Этот генный поток, пусть даже очень слабый, был достаточен для обеспечения общего эволюционного пути всего человеческого вида. Если попытаться изобразить подобную схему эволюции, то получиться нечто в роде дерева или канделябра с общим стволом и параллельными вертикальными ветвями, причём между соседними ветвями существует множество мелких переплетений, которые схематически изображают генные потоки между ближайшими эволюционными линиями, те самые постоянные «ручейки» генов, которые поддерживали биологическую общность человечества. Благодаря подобной схеме мультирегиональная гипотеза получили ещё оно название - гипотеза «канделябра». Мультирегиональная гипотеза не исключает возможность и более поздних миграций из Африки, но она не придаёт им решающего значения. Сторонники этой гипотезы антропологи М. Уолпофф и А. Торн признают эволюционные перспективы как для Homo ergaster - африканских древнейших людей, так и для Homo erectus - древнейших людей, или архантропов, с территории Азии. До недавнего времени в антропологии существовала гипотеза полицентризма - гипотеза нескольких центров возникновения современного человека, которая в значительной степени перекликается с мультирегиональной гипотезой. Приведите этнографические и археологические аргументы в пользу первичности материнского рода. Предложено в настоящее время и объяснение раннему переходу от материнского рода к отцовскому. В целом выделено три основных варианта эволюции родовой организации, каждый из которых связан с определенными условиями, в которых шло развитие тех или иных народов. В одних случаях наряду с материнским родом рано появляется отцовский род, приобретающий все большее значение и отодвигающий постепенно первый па задний план. В других — переход от материнского рода происходит значительно позднее и связан с накоплением богатств в руках отдельных членов общества. Именно этот вариант был детально рассмотрен в работах Л. Г. Моргана и Ф. Энгельса. В третьих — материнский род продолжает существовать вплоть до перехода к классовому обществу. Отцовский род при таком варианте развития чаще всего совсем не возникает. Дополнительные аргументы в пользу первичности материнского рода дает его сопоставление с отцовским. В этнографии распространено мнение, что матрилинейные и патрилинейные группы во всем подобны, как бы зеркально отражают друг друга. В действительности между ними существуют существенные различия, которые были подмечены рядом исследователей. Материнский род не предполагает с необходимостью существование брака между индивидами. Он предполагает существование только группового, дуально-родового брака. Совершенно иное дело — отцовский род. Его существование абсолютно невозможно без индивидуального брака. Он мог возникнуть только после появления парного брака и ни в коем случае не раньше. Поэтому отцовский род с неизбежностью представляет собой явление более позднее, чем материнский род, который может существовать и до появления парного брака Сформулируйте основные теории происхождения экзогамии. По вопросу о происхождении экзогамии существует множество различных теорий: · Первая из них была предложена в 60-х годах XIX в. Мак-Леннаном, введшим в науку понятие экзогамии, хотя и запутавшим его разделением всех первобытных племен на экзогамные и эндогамные. По мнению Мак-Леннана, истоки экзогамии лежали в обычаях «воинственных дикарей», убивавших бесполезных на войне девочек, а поэтому вынужденных искать себе жен на стороне. Дарвин, обратив внимание на то, что самцы оленно-гонных собак предпочитают чужих самок самкам своей стаи, объяснял происхождение экзогамии взаимным отвращением к половому общению, которое должно было возникнуть у близких, повседневно общавшихся между собой родственников. В пользу этого предположения, возможно, в какой-то степени говорят данные современной демографической статистики по некоторым странам Юго-Восточной Азии, свидетельствующие о более высокой детности в семьях, основанных на неродственных браках. К теории Дарвина близка довольно распространенная теория «инстинктивного» отвращения к кровосмесительным половым связям. · Еще один взгляд на происхождение института экзогамии (Бриф-фолт, а среди советских ученых Б.Ф. Поршнев) представлен выведением ее из такого якобы свойственного праобщине порядка, при котором более подвижные охотники-мужчины постоянно отрывались от женщин и встречались с женщинами других праобщин, в свою очередь отстававшими от своих мужчин. · Э. Дюркгейма, искавшего истоки экзогамии в боязни перед человеческой кровью вообще и дефлора-ционной * и менструальной кровью женщин из своего рода в особенности. · Морган, связывавший возникновение экзогамных запретов со стремлением избежать биологически вредных последствий кровосмешения. Воспроизведено Энгельсом в его труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» с оговоркой, что подобное стремление могло проявляться лишь стихийно, без ясного сознания цели. Однако позднейшие данные науки показали, что теория Моргана не бесспорна. Во-первых, выяснилось, что вредоносность родственных браков при достаточно значительных размерах популяции * проблематична. Во-вторых, если даже такие браки и были вредоносны, это не могло быть принято во внимание формировавшимся родовым обществом хотя бы потому, что мустьерский человек, вероятно, еще не вполне понимал связь между половым актом и деторождением, о чем свидетельствуют остатки некоторых верований австралийцев. В-третьих, в большинстве случаев родовое общество не только допускало, но и считало обязательными браки между определенными категориями близких родственников. Учитывая все это, большинство современных ученых считают «биологическую» теорию возникновения экзогамных запретов недостаточно обоснованной. Перечислите основные социально-экономические условия существования родовой общины. В чем сущность парно-группового брака в понимании Л. Файсоном. Л. Файсон понимал групповой брак не как сочетание всеобщего многожёнства и многомужества в двух взаимобрачных группах, а как право-обязанность этих групп поставлять друг другу фактических супругов, совместная жизнь которых могла более или менее длительной. Спор идёт не только о фактической, сколько о понятийно-терминологической стороне дела. Если групповой брак существовал лишь в потенции, то его проявлениями можно было бы считать всякую эндогамию – локальную, кастовую, даже этническую. Видимо групповой брак – это миф. В чем выражалось проявление принципа «народовластие» как формы организации потестарной власти родового общества. Потестарная организация (от лат. potestas - власть) - догосударственная (предполитическая) организация власти, свойственная первобытному обществу. В классическом первобытном обществе для потестарной организации характерно примитивное народовластие: ее высшим органом было собрание всех взрослых сородичей или общинников. Большую роль играли советы старейшин, куда выбирались наиболее авторитетные люди. Народовластие – демократия или власть народа. Народ – это историческая форма общности людей, связанных происхождением, языком, культурой, условиями производства материальных благ. Первичный элемент механизма осуществления власти. Власть, как уже определялось, это социальное явление, связанное с управлением обществом, а для этого с навязыванием воли с одной стороны и подчинением с другой стороны. Власть возникает вместе с человеческим обществом, и осуществляется с помощью различных средств: обычаев, права, принуждения (включая прямое насилие) и других. Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, осуществление этой власти в соответствии с суверенной волей и коренными интересами. В чем суть понятия «первобытная лингвистическая непрерывность». Такая языковая ситуация у населения каменного века была охарактеризована советским этнографом С. П. Толстовым как «первобытная лингвистическая непрерывность». Термин, введенный им, означал ситуацию, при которой соседние первобытные общины, принадлежавшие к разным кровнородственным коллективам, вступали между собой в брачные связи. Они говорили на взаимопонимаемых языках, так как языки территориально близких общин мало отличались друг от друга. Перечислите основные признаки этноса. Общность территории проживания, наличие общего исторического прошлого, единого языка, культуры, особенностей психики. Чем характеризуются основные праязыковые совокупности: ностратическая, сино-тибетская, аустрическая, зинджская (конго-сахарская) Ностратические языки – это языковая макросемья, которая объединяет ряд отдельных языков и языковых семей Азии, Африки и Европы. Среди них уральские, алтайские, дравидийские, эскимосско-алеутские, индоевропейские, картвельские и другие языки. ностратическая макросемья праязыков, объединяющая группу евразийских языковых семей. Сино-тибетская семья подразделяется на две подсемьи — китайскую (синитическую), состоящую из нескольких китайских языков (по идеологическим соображениям именуемых диалектами), в том числе дунганского языка и языка бай, и тибето-бирманскую (все остальные языки). Крупная языковая семья, распространённая в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Объединяет от 250 до 450 идиомов. Общее число говорящих на этих языках составляет более 1,3 млрд человек - таким образом, по числу носителей данная семья занимает второе место в мире после индоевропейской. Особенности сино-тибетских языков Языки сино-тибетской семьи являются слоговыми. При этом границы между слогами одновременно являются границами морфем и слов. Фонетический состав слога является строго определённым. Обязательным элементом слога является основной гласный, остальные составляющие могут отсутствовать. Все сино-тибетские языки в большей или меньшей степени тяготеют к агглютинации, то есть образование новых слов и словоформ происходит благодаря присоединению к основе (корню) слова аффиксов. Как правило, морфемы сино-тибетских слов соответствую слогу. А корень является неизменяемой морфемой, хотя из этого правила есть исключения (например, чередования в бирманском языке). Сино-тибетские языки обладают разветвлёнными системами письменностями. В основном выделяют три их типа: Идеографические письменности (например, китайская иероглифика); Фонетические письменности индийского происхождения (например, тибетские и бирманские алфавиты); Относительно современные письменности, основанные на латинском или русском алфавите (например, дунганский язык). Аустри́ческие языки́ (лат. auster — юг) — гипотетическая макросемья языков, объединяющая австроазиатские и австронезийские языки; в расширенной версии в неё также включаются тай-кадайские языки и языки мяо-яо. Поддерживается небольшим количеством лингвистов. В чем сущность понятий «неолитическая революция», «первое крупное общественное разделение труда в первобытности». «Неолитическая революция» - появление новой техники, форм производства и образа жизни, освоение новых территорий и эффективное их использование. Зарождение обмена – т.к. появились излишки с/х и ремесленных производств. Переход к оседлому образу жизни. Первобытнообщинная модель хозяйственного развития: основные этапы становления и черты. Признаки: - низкий уровень развития производительных сил и медленное их совершенствование - коллективное присвоение природных ресурсов и результатов производства - уравнительное распределение, социальное равенство - отсутствие частной собственности, эксплуатации, классов и государства - низкие темпы развития общества. Этапы: - палеолит (древний каменный век) – 3 млн – 12 тыс. лет до н.э. - мезолит (средний каменный век) – 12 – 8 тыс. лет до н.э. - неолит ( новый каменный век) – 8 – 3 тыс. лет до н.э. 1 - ранний палеолит (до 100 тыс. лет до н.э.). Питекантроп, синантроп, неандертальцы – собирательство, ловля рыбы и загонная охота. 2 - средний палеолит (завершилась 40 тыс. лет назад). Кроманьонский человек наряду с неандертальцами. Членораздельная речь. Добывание огня. Каменная техника. 3 - поздний палеолит (завершился в XII тыс. до н.э.). Матриархат. Общественные запреты. Простое присваивающее хозяйство – охота, рыболовство и собирательство. Возрос уровень каменной техники. Труд как простая кооперация без разделения. Все в коллективной собственности. Трудовое распределение добычи. Обмен между общинами. 4 - мезолит (XII-VIII тыс. до н.э.). Индивидуальная охота. Совершенствование оружия, появление лука. Новые приемы в рыболовстве. Облегчение веса и сокращение объема каменных орудий. Присваивающее хозяйство низших охотников, собирателей и рыболов. Принцип коллективизации. Использование лодок. Осваивание новых земель. Несколько ближайших родов стали объединяться в племя. Патриархат. 5 - неолит (VIII-IV тыс. до н.э.). Первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий. Затем второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства – индивидуализация труда, возникновение и развитие частной собственности. Первое ремесло – гончарное производство. 6 - энеолит (4-3 тыс. до н.э.). Появление металла – медь, золото, бронза. Система орошаемого и плужного земледелия, усиление имущественного неравенства. Первое разделение труда: Предпосылки: Появление и распространение земледелия в плодородных районах, затем одомашнивание животных, что нередко давало больший доход, чем земледелие. Некоторые племена даже полностью переходили к скотоводству. Сущность: В общей массе первобытных племен выделилось 2 группы: скотоводческие и земледельческие. Последствия: 1. переход к оседлому образу жизни 2. рост производительности труда 3. возможность накопления запасов (богатства) 4. зарождение торговли (натуральный обмен) 5. развитие религии, искусства. Причины появления и сущность престижной экономики в позднеродовой общине. С появлением более или менее регулярного избыточного продукта остро встал вопрос о стимулах дальнейшего развития производства. Как мы уже видели, один из способов решения этой проблемы состоял в том, что работник стал получать в свое распоряжение весь продукт, который он создал своим трудом. Однако хотя в этом случае человек свою первоначальную долю получал по труду, но получал ее только в распоряжение, но не в собственность. Собственником созданного им продукта по-прежнему оставался коллектив. Человек делился продуктом с другими членами коллектива, те в свою очередь также делились с ним созданным продуктом. В результате доля продукта, которую он получал в пользование (потребительная доля) могла отличаться от той, что он первоначально получал в свое распоряжение (распорядительной доли). Если распорядительную долю он получал по труду, то потребительную - в конечном счете по потребностям. Распорядительная доля могла быть и большей и меньшей, чем потребительная. Если распорядительная доля была больше потребительной, то это различие обеспечивало человеку уважение и престиж. Стремление получить и повысить престиж за счет щедрой раздачи созданного работником продукта членам своего коллектива было важным стимулом производственной деятельности. Чем больше человек создавал своим трудом, тем больше он мог раздать и тем самым добиться более высокого престижа. Все это с неизбежностью порождало известное социальное неравенство людей. Удачливого охотника могли обвинить в неправильном распределении добычи и скупости. В результате после серии удачных охот и распределений охотник мог на время прекратить свою деятельность, чтобы дать и другим мужчинам шанс проявить себя. Одно лишь превышение распределительных долей над потребительными и вытекающий отсюда престиж не могли сами по себе взятые обеспечить достаточно успешное развитие общественного производства. Рано или поздно этот стимул переставал действовать. Необходимо было изменение принципа распределения, приход на смену коммуналистическому распределению распределения по труду, причем не по форме, а по существу. В идеале это должно было означать переход продукта, созданного человеком, не только в его распоряжение, но и собственность, а тем самым и возникновение наряду с общественной собственностью собственности отдельных членов общины. Эту собственность можно было бы назвать отдельной. В тот период времени отдельная собственность, как правило, была собственностью отдельных лиц, т. е. персональной. Утверждение распределения по труду было превращением трудодележа в трудораздел. Но циркуляция продукта внутри общины, которая происходила раньше, не могла прекратиться. Она по-прежнему оставалась необходимым условием существования общества. Люди по-прежнему должны были давать друг другу и получать друг от друга различного рода продукты, среди которых главную роль играла пища. Однако эта циркуляция, происходившая раньше в форме дележа, прежде всего дачедележа, теперь должна была приобрести иные общественные формы. Одна из таких форм описана у некоторых групп эскимосов, находившихся еще в целом на стадии раннепервобытной общины. Два человека, принадлежавшие к одному или разным стойбищам, договаривались о том, что они будут взаимно давать друг другу части добычи. Стороны постоянно дают друг другу, причем примерно в равном количестве. Иначе говоря, в данном случае мы сталкиваемся с такой формой циркуляции материальных благ, которая представляет собой не распределение, а обмен. Ее соответственно можно было бы назвать дачеобменом. Без появления внутри социоисторического организма более или менее эквивалентного возмещения одним из его членов полученного от другого его члена невозможно утверждение ни распределения по труду, ни отдельной собственности. Дачеобмен непосредственно смыкается с дачедележом. И логично было бы ожидать, что развитие социоэкономических отношений при переходе от раннего первобытного общества к позднему пойдет по линии простого перерастания дачедележных отношений в дачеобменные. 3.2. Раздвоение первобытной экономики на жизнеобеспечивающую и престижную Как следует из сказанного выше, суть перехода к распределению по труду заключалась в том, что человек не был больше обязан делиться с остальными членами социоисторического организма. Теперь все, что он давал другим членам общины, подлежало возмещению. Вещественный состав полученной им доли общественного продукта мог меняться, но сама эта доля должна была оставаться неизменной. И вполне понятно, что в таких условиях у человека, который трудился больше других, должно было скапливаться больше материальных благ, чем у других членов общества. Но на стадии первобытно-коммунистического общества формировалось и сформировалось резко отрицательное отношение к накоплению ценностей в руках отдельных людей, к тому, что этнографы именуют скупостью, жадностью. Идеалом была щедрость, прежде всего в отношении между членами коллектива. И такое отношение по инерции сохранялось очень долгое время и после перехода к фазе позднепервобытной общины и даже предклассового общества. Наличие большого богатства в сочетании с отсутствием щедрости расценивалось как преступление против общества. Обычным наказанием был остракизм, бойкот, недоброжелательные слухи, отказ в поддержке. Но бывало, что скупого богача убивали. В результате богачи стремились скрыть свое состояние. Они прятали особо ценные раковинные деньги в тайниках среди скал, в пещерах, отдавали их на хранение другим людям. Таким образом, на исходе первобытно-коммунистической стадии общество оказалось перед лицом вопиющего противоречия. Производство не могло дальше развиваться без перехода к распределению по труду, без хотя бы частичного отказа человека от обязанности делиться с другими членами общины. И в то же время общество не могло позволить человеку накапливать в своих руках материальные ценности. Оно продолжало его обязывать быть щедрым, продолжало обязывать его отдавать созданные ценности другим людям. В результате все большая часть продукта, созданного в каждом социально-историческом организме, стала уходить, разумеется, в форме дара, в другие социоисторические организмы. Соответственно в каждый социоисторический организм стал во все большем количестве поступать продукт, созданный в иных общинах. Неизбежным было возникновение целостной системы циркуляции продукта между социоисторическими организмами. Вполне понятно, что между ними циркулировал не весь общественный продукт, а только часть его, а именно избыточный продукт. Если избыточный продукт в основном циркулировал между организмами, то жизнеобеспечивающий - внутри общин. Переход от раннепервобытного общества к позднепервобытному был, таким образом, ознаменован своеобразным раздвоением системы социально-экономических отношений: наряду с системой циркуляции жизнеобеспечивающего продукта возникла особая система циркуляции избыточного продукта. Различные объекты циркулировали в системе престижной экономики в форме даров. Престижная экономика была в своей сущности системой престижного дарообмена, престижного дарообращения. Дарообмен представляет собой переход объектов из собственности в собственность. Дар должен быть возмещен более или менее равноценным отдаром. Принцип эквивалентности данного и полученного был одним из важнейших в престижной экономике. У всех народов, у которых была развита эта экономика, было выработано достаточно четкое понятие эквивалентности. В целом стадия позднепервобытной общины характеризуется сосуществованием двух принципов распределения: коммуналистического и трудового. И в общем и целом развитие шло по линии вытеснения первого вторым. Однако этот процесс не был до конца завершен и к концу этой фазы. Дележные отношения продолжали существовать и на ранних этапах предклассового общества, особенно у охотников, рыболовов и собирателей. Признаки рода, фратрии, племени. Несколько родственных фратрий составляют племя. В Аттике было четыре племени, в каждом из них — по три фратрии и в каждой фратрии — по тридцати родов. Племя распадается тоже на две “половины”, а каждая из них состоит их двух подразделений — родов. Еще более сложную структуру, представляющую собой. Деление племени на две “половины”, каждая из которых состоит из четырех родов. Эти две последние формы раннеплеменной структуры получили название системы фратрий (греч. fratria — “братство”, так именовались архаические общественные деления, сохранявшиеся в древней Греции; авторство термина принадлежит классику этнологии Л. Моргану). Род покоился на следующих основаниях: 1. Общие религиозные празднества и исключительное право жречества совершать священные обряды в честь определённого бога, предполагаемого родоначальника рода и обозначаемого в качестве такового особым прозвищем. 2. Общее место погребения 3. Право взаимного наследования. 4. Взаимная обязанность оказывать друг другу в случае насилия помощь, защиту и поддержку. 5. Взаимное право и обязанность в известных случаях вступать в брак внутри рода, особенно когда дело касалось девушек-сирот или наследниц. 6. Владение, по крайней мере в некоторых случаях, общим имуществом, наличие собственного архонта (старейшины) и казначея. Далее, несколько родов было объединено во фратрию, однако и здесь мы видим подобного же рода взаимные права и обязанности, в особенности: совместное отправление определённых религиозных церемоний и право преследования в случае убийства члена фратрии. Все фратрии одного племени имели, в свою очередь, общие, регулярно повторявшиеся священные празднества, которые возглавлялись избранным из среды благородных (эвпатридов) филобасилеем (старейшиной племени). В самом деле, греческому роду свойственны ещё следующие черты: 7. Счёт происхождения в соответствии с отцовским правом. 8. Запрещение браков внутри рода, за исключением браков с наследницами. Это подтверждают, что старое правило было ещё в силе. Это вытекает также из общеобязательного правила, что женщина, выходя замуж, тем самым отказывалась от участия в религиозных обрядах своего рода и переходила к обрядам мужа, во фратрию которого она и зачислялась. Согласно этому, а также известному месту у Дикеарха, брак вне своего рода был правилом, а Беккер в «Харикле» прямо считает, что никто не мог вступать в брак внутри своего рода. 9. Право усыновления родом; оно осуществлялось посредством усыновления одной из семей, но с соблюдением публичных формальностей, и только в виде исключения. 10. Право избирать и смещать старейшин. Мы знаем, что каждый род имел своего архонта; о том, что эта должность переходила по наследству в определённых семьях, не говорится нигде. До конца эпохи варварства всегда следует предполагать отсутствие строгого наследования должностей, совершенно несовместимого с порядком, при котором богатые и бедные внутри рода пользовались полным равноправием. При родовом строе семья никогда не была и не могла быть ячейкой общественной системы, потому что муж и жена неизбежно принадлежали к двум различным родам. Род целиком входил во фратрию, фратрия — в племя; семья входила наполовину в род мужа и наполовину в род жены. Государство в своём публичном праве также не признаёт семьи, и она до сих пор существует только как объект частного права. Происхождение родов от общих предков доставо головоломную работу. Так они оказываются в заколдованном кругу из бессодержательных фраз, не идя дальше утверждения: родословная, конечно, — миф, но род существует в действительности. Фратрия, была расчленившимся на несколько дочерних родов и объединяющим их первоначальным родом, часто указывавшим ещё на происхождение их всех от общего родоначальника. Так, по Гроту, «все сверстники, члены фратрии Гекатея, признавали одного и того же бога своим родоначальником в шестнадцатом колене». Все роды этой фратрии были поэтому в буквальном смысле братскими родами. Фратрия, кроме того, имела право и была обязана преследовать за убийство члена фратрии; следовательно, в более раннюю эпоху на ней лежала также обязанность кровной мести. У неё, далее, были общие святыни и празднества, да и само развитие всей греческой мифологии из традиционного древнеарийского культа природы по существу обусловлено было родами и фратриями и происходило внутри них. Далее, фратрия имела старейшину, созывала общие собрания, принимала обязательные решения, обладала судебной и административной властью. Даже позднейшее государство, игнорировавшее род, оставило за фратрией некоторые общественные функции административного характера. Несколько родственных фратрий составляют племя. В Аттике было четыре племени, в каждом из них — по три фратрии и в каждой фратрии — по тридцати родов. Образование различных диалектов у греков, скученных на сравнительно небольшой территории, получило меньшее развитие, чем в обширных американских лесах; однако и здесь мы видим, что лишь племена с одинаковым основным наречием объединяются в более крупное целое, и даже в маленькой Аттике мы встречаем особый диалект, который впоследствии стал господствующим в качестве общего языка для всей греческой прозы. В чем выразилась иерархизация органов коллективной власти на стадии позднеродовой общины. В поэмах Гомера мы находим греческие племена в большинстве случаев уже объединёнными в небольшие народности, внутри которых роды, фратрии и племена всё же ещё вполне сохраняли свою самостоятельность. Они жили уже в городах, укреплённых стенами; численность населения увеличивалась вместе с ростом стад, распространением земледелия и зачатков ремесла; вместе с тем росли имущественные различия, а с ними и аристократический элемент внутри древней, первобытной демократии. Отдельные мелкие народности вели непрерывные войны за обладание лучшими землями, а также, разумеется, и ради военной добычи; рабство военнопленных было уже признанным институтом. |