Основы журналистики. Какие особенности присущи творческой деятельности журналиста
Скачать 22.31 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ _____________________________________________________ Группа ______ Студент И.О. Фамилия МОСКВА 20___ Раскройте понятие «творчество» ТВОРЧЕСТВО – категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. Назовите основные формы организации творческой деятельности. Творческая деятельность существует в двух формах – любительская (дилетантизм) и профессиональная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов в обществе соответствующими профессиональными группами. Какие особенности присущи творческой деятельности журналиста? Журналистика пронизана творчеством, она есть творчество по определению. Журналисту приходится принимать решения в конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в социальной практике и в общественном сознании, так или иначе – создавать новое. Начало творческой активности журналисту дают информационно-управляющие связи человека и его окружения, позволяющие получить, удержать, накопить, переработать информационные сигналы среды, превратив их в информационный продукт. Творческая деятельность существует в двух формах – любительская (дилетантизм) и профессиональная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов в обществе соответствующими профессиональными группами. Журналисты – одна из профессиональных групп. Журналистское творчество не совместимо с дилетантизмом, некомпетентностью. Труд журналиста профессионален, т.е. подчинен определенным законам, заданным алгоритмам, зависит от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций. 4. Назовите и охарактеризуйте основные способы и методы творческой деятельности журналиста. Рутинная (от опыта) или уникальная, идущая от интуиции творческая деятельность в журналистике подразделяется на редакторскую (обеспечение идейной направленности издания, тематики, проблематики, правки материалов и т.д.) и авторскую (написание текстов, макетирование газетных страниц, создание сюжетов телерадионередач и т.д.). Авторская деятельность помогает читателю, радиослушателю, телезрителю сформировать мнение или позицию но обсуждаемой проблеме {публицистический тип творчества), представить образную картину мира, обогащая миросозерцание {художественный тин), получить научные знания, связанные с мировоззрением {научный тин творчества). Характер творческого процесса (выбор темы произведения — разработка темы — литературное оформление) определяется методологической культурой журналиста, в которую входят методология познания социальной действительности, методика сбора информации, журналистская методология, а также искусство интерпретации фактов и прогноза явлений. Обладая глубокими знаниями об обществе и мире явлений, умея раскрывать источники противоречий и суть конфликтов (социальных, трудовых, нравственных), журналист ведет анализ социальной действительности. При этом исследователи выделяют следующие виды анализа. Задание 1. Методы журналистской деятельности. 2.1 Журнал «Русский репортёр», его специфика, особенности «Русский Репортёр» - первое общественно-политическое издание для активного среднего класса России. Главный редактор - Виталий Лейбин. Специализация журнала - общественно-политическое издание. Тираж издания: 168100. Периодичность - еженедельный журнал. Объем: 96-120 страниц. Издатель: ЗАО «Группа Эксперт», блокирующий пакет акций которого принадлежит Олегу ДерипаскетЖурнал не позиционирует себя только как деловое СМИ, в нем освещаются общественно значимые темы, политические события и новости. Он содержит рубрики «Фото», «Политика», «Культура», «Среда обитания», «Спорт», «Казусы», «Wikileaks», «Кинодок», «Нетленка», «Репортаж», «Колонки», «Спецпроекты», «Фигура», «Афиша» и др. Формат «Русского репортера» схож с форматом таких известных изданий, как Time или Stern. Это так называемые «репортерские» издания. «Русский репортер» позиционируется как СМИ с патриотическим и позитивным настроем, но при этом он независим и объективен. Одной из главных целей ставится возродить традиции репортеров. Идеологическая составляющая в их репортажах преодолевается объективным способом создания: анализом разного числа мнений, личным участием в событиях и т.д. Аудитория журнала: активный средний класс. В основном журнал Русский репортер читают женатые люди с высшим образованием в возрасте 25-44 лет. По социально-экономическому статусу аудиторией журнала Русский репортер являются руководители и специалисты с доходом выше среднего. Совокупный ежемесячный доход на 1 члена семьи, состоящей из 2-4 человек, оставляет более 15000 рублей, из которых на долю продуктов питания приходится до половины семейного бюджета [#"justify">2.2 Современный репортаж на страницах «Русского репортера» «РР» - это репортерский журнал, который представляет качественную глянцевую прессу. В журнале можно встретить огромную палитру жанров - статьи, корреспонденции, заметки, отчеты, фоторепортажи. Но из названия журнала понятно, что главный жанр публикаций в издании, который используют журналисты «Русского репортера» - репортаж. Следовательно, «РР» относится к «репортерским журналам». По типологическому признаку «репортерские журналы» можно отнести к разряду общественно-политических массовых неспециализированных изданий, рассчитанных на широкую аудиторию. Концепция «репортерских журналов» отличается обычно яркостью и необычной формой подачи новостей и комментариев к ним. Другими словами, в подаче материалов должен проявляться креатив. Проведя анализ журналов «Русский репортер», я выяснил, что почти в каждом номере есть рубрика «Репортаж». Из проанализированных журналов только в нескольких не оказалось этой рубрики, но жанр репортажа все равно присутствовал в каждом журнале в том или ином виде. Размер репортажей очень большой - в основном, каждый репортаж вместе с фотоиллюстрациями занимает от 4 и больше полос. Как уже отмечалось ранее, журнал «Русский репортер» относится к общественно-политическим изданиям, позиционируется как СМИ с патриотическим и позитивным настроем, но при этом независим и объективен. Это выражается и в локальности репортажей, так как больше половины материалов затрагивают проблемы российского народа. Палитра репортажей, предоставленных в журнале, весьма разнообразна. Если отталкиваться от классификации из главы I, все репортажи можно разделить на следующие виды и подвиды: событийный репортаж с использованием элементов аналитических жанров; событийный репортаж с использованием художественно-публицистических жанров; событийный репортаж с использованием эффекта присутствия; аналитический репортаж с использованием элементов художественно-публицистических жанров; аналитический репортаж с использованием элементов аналитических жанров; познавательно-тематический репортаж; специальный репортаж; репортаж - расследование; репортаж - комментарий; фоторепортаж. Ни один из проанализированных репортажей нельзя отнести в полной мере только к информационной разновидности жанра. Это следует из того, что в своих материалах журналисты «Русского репортера» берут за основу все жанрообразующие признаки, характерные информационному репортажу и «накладывают» на эту основу аналитическую составляющую. Хорошим примером этого можно привести репортаж от 21 января 2010 года, под названием «Птица-стройка». По своим жанрообразующим признакам - этот репортаж является информационным, т.е. с повествованием с места событий. Но, если глянуть с другой стороны, то видно, что автор через общение с участниками строительства, через отступления и рассуждения пытается выяснить суть проблемы: почему у людей выкупают землю по «смешным» ценам. Причем, он использует аналитические элементы рассуждения, сравнения, прогнозы Задание 2. Методы журналистской деятельности. Метод опроса. «Дорогие читатели, сегодня нам посчастливилось задать несколько вопросов победителю всероссийского конкурса фотографии «Весенний свет». Алла, скажите пожалуйста, какие фотографии необходимо было отправить на конкурс?» — Каждый из нас видит весну по-разному: для кого-то она представляет собой слякоть; а кто-то считает, что весна- это наша спасительница от холода и старшая сестра лета. На конкурс необходимо было предоставить те работы, на которых отражено ваше представление весны. «У нас сейчас довольно холодно, хотя на дворе весна. Какой вы видите это время года, если не секрет?» — Для меня не важно, сколько градусов показывает термометр. Вы только взгляните вокруг: солнце светит, птицы поют. Для меня весна — это предвестник перемен: было холодно, стало тепло; было мрачно, стало солнечно и так далее. «Скажите, Алла, что было изображено на вашей фотографии?» — Я решила сделать свой снимок максимально солнечным. На нем изображена стекающая капля с только что появившегося, маленького листочка. Кроме того, на эту каплю упал свет, и она блестит и искрится. «Не терпеться взглянуть на ваше творение! Возникли ли у вас трудности при создании это фотографии?» — Нет! Я помню, был солнечный день, я шла домой со школы, когда увидела эту картину в природе. Моя привычка- это всегда носить с собой фотоаппарат. Я, не медля, сделала снимок. «Скажите, приятно чувствовать себя победителем? Будете ли вы еще участвовать в конкурсах фотографии?» — Да, конечно! Быть победителем- это очень приятно. В любом конкурсе всегда есть шанс победить, поэтому я советую каждому вашему читателю участвовать, участвовать и еще раз участвовать! «Спасибо Вам, Алла! А вы, дорогие читатели, можете задать любой интересующий вас вопрос Алле, написав письмо в нашу редакцию. До скорых встреч!» Альбина Ахмет-Закирова Задание 3. Методы журналистской деятельности. Метод наблюдения. На пресс-конференцию в этом году аккредитовалось рекордное количество журналистов, при этом нескольким сотням не хватило сидячих мест в зале. Большинство таких гостей вывели в пресс-центр, но некоторые остались в зале и пытались прорваться с плакатами в толпе операторов и фотографов. Никому из них задать свой вопрос так и не удалось. Некоторых вопросов глава государства ожидал. Отвечая на вопрос о необходимости запрета абортов и поддержке детства, президент заявил, что «готовился и считал, что это очень важный вопрос, поэтому взял с собой информацию из доклада». Кроме того, до начала пресс-конференции на многих стульях лежали листочки с названиями СМИ. Журналистов, которые не попали в зал, факт о заранее распределённых местах возмутил. Почти все журналисты пришли с плакатами разного размера — у тех, кто не вписался в формат А3, плакаты забрали на входе в зал. На плакатах журналисты фиксировали тему (дети, нефть, прокуратура). Интересно, что около четверти зала, вероятно, в надежде привлечь внимание, пришли в красной и розовой одежде. Кстати, одной из первых Дмитрий Песков дал возможность задать вопрос девушке без плаката. Конкретные вопросы региональные журналисты начали задавать только после того, как свой вопрос по просьбе Владимира Путина задала Ксения Собчак, а пресс-секретарь Дмитрий Песков намекнул, что прошло уже три часа беседы. Журналисты, которым давали возможность задать вопрос, формулировали его очень долго. Настолько, что их коллеги начинали выкрикивать с мест «хватит, давай вопрос». |