Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы
Скачать 5.32 Mb.
|
ТЕМА 12 Сущность морали. Содержание темы 12.1. Понятие этики. Специфика этических законов. Нормативный характер этических законов. Мораль как этическая категория. Мораль как регулятор социального поведения. Специфика морали. Добро и зло как атрибуты моральной оценки. Мораль и доминирующая культура. 12.2. Мораль и нравственность, два подхода к выявлению соотношения этих понятий. Кант: мораль как закон, нравственность как действия на основании этого закона. Гегель: нравственность как принципы, существующие в культуре, мораль как принципы, выработанные человеком самостоятельно. Относительность противопоставления этих подходов. Проблема объективности моральных норм. Концепции полезности и врожденности этических норм, борьба этих позиций в истории социальной мысли. Концепция божественного происхождения моральных принципов. 12.3. Моральный идеал как этическая категория. Дискуссии о достижимости и недостижимости морального идеала в социальном мире. Концепция стоиков, христианский идеал Богочеловека. Моральный идеал и проблемы науки. Раздел: Учебно-методические указания Методические указания 1. Вспомните понятие неформального социального контроля. В чем состоит основное отличие контроля на основании морали от других видов неформального социального контроля? Можно ли считать, что неформальный социальный контроль всегда является моральным? Что такое этика, в чем состоит специфика этических законов и этических оценок? Как Вы думаете, является ли этика наукой? 2. Дайте определения морали и нравственности с точки зрения кантовской и гегелевской традиций. В чем Вы видите принципиальное расхождение двух мыслителей, в чем – их родство? Являются ли нравственные нормы предметом изучения социологии? Как Вы думаете, почему Гегель утверждал, что только с возникновением морального сознания можно говорить о появлении совести? Приведите одну из формулировок «категорического императива». Каким образом он связан с основными моральными заповедями христианства? Как Вы думаете, корректно ли говорить о том, что категорический императив является лишь более наукообразной формулировкой основных положений христианства? 3. Укажите, в чем состоит проблема объективности нравственных и моральных норм. Прочитайте знаменитое высказывание И. Канта «Две вещи наполняют душу новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо над головой и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком и лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием моего существа». Почему, с Вашей точки зрения, великий философ поставил в один ряд «звездное небо над головой» и «моральный закон во мне»? Как Вы думаете, был ли Кант сторонником концепции объективности моральных норм? Вспомните творчество Достоевского. В каких произведениях этого писателя наиболее явно высвечивается точка зрения на то, что законы морали столь же объективны, и, главное, неумолимы, как и законы внешнего материального мира? Основные термины и понятия Нравственные нормы – существующие в обществе неформальные социальные нормы, оценивающие поступки с позиций добра и зла. Мораль – система внутренних убеждений человека, выработанных им в процессе самостоятельного размышления. Этика – философскаядисциплина, объектом изучения которой являются нравственность и мораль. Гедонизм – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Утилитаризм – направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Смысл этических норм представители этого направления видят в том, чтобы содействовать наибольшему счастью наибольшего числа людей. Вспомогательные материалы 12.1. Мораль является важнейшим неформальным регулятором социального поведения и одной из главных этических категорий. В отличие от прочих правил и социальных норм, моральная оценка всегда предполагает оценку поступка с позиций добра или зла. Например, человек, сидя на светском банкете, может неверно пользоваться вилкой и ножом. Очевидно, что это будет нарушением существующих в этой группе норм этикета, однако даже самый строгий хранитель традиций вряд ли увидит в этом аморальный поступок. Таким образом, в отличие от социальных норм, которые могут сильно отличаться друг от друга в различных группах и кругах в пределах одного общества, моральные нормы, будучи связаны с доминирующей культурой, носят более устойчивый и общий характер. 12.2. Мораль и нравственность. Эти категории являются очень близкими, взаимосвязанными, и нередко употребляются как синонимы. Однако большинство ученых сходится в том, что различие этих категорий носит принципиальный характер и позволяет более рельефно описывать поведение человека. В решении вопроса об их различии существуют два основных подхода. Согласно первому, восходящему к Канту (1724-1804), мораль представляет собой внутренние убеждения человека («моральный закон»), тогда как нравственность является практической реализацией этих принципов, действием на их основании в реальной жизни («нравственный поступок»). Несколько иной подход к решению этой проблемы восходит к Гегелю (1770-1831), для которого важнейшим признаком моральных принципов являлась их опора на собственные, самостоятельные размышления человека о добре и зле. В противоположность им нравственные нормы носят надындивидуальный характер, являются, говоря современным языком, элементами коллективного сознания и ориентированы, соответственно, лишь на внешнее содержание поступков человека. Таким образом, с точки зрения этого автора, если нравственное сознание (или его прообраз) существует в любом обществе, то моральное сознание, а, соответственно, и моральная оценка поступков, возникает на определенном, причем весьма высоком этапе развития человечества. Одним из первых провозвестников морального сознания Гегель считал Сократа 1 Тем не менее, общим для обоих подходов является то, что моральность так или иначе связывается с внутренними принципами человека, тогда как нравственность касается неких внешних действий и поступков. Поэтому можно сказать, что посредством морали общество оценивает не только поступки людей, но и их мотивы и намерения. Особую роль в моральной регуляции поведения человека играет формирование в каждом индивиде способности самостоятельно оценивать свои поступки, т.е. быть способным к саморегуляции. Одна из важнейших категорий морали - совесть, выражающая собой способность личности к моральному самоконтролю, являющаяся высшим внутренним судьей человеческих поступков. Возможно ли уйти от этого внутреннего суда? На первый взгляд, нет ничего проще – ведь все, что находится внутри человеческого Я, казалось бы, ему подвластно. Однако Канту принадлежит знаменитое учение об объективности совести, суд которой, при определенных обстоятельствах, оказывается неотвратим. Эта великая мысль, облаченная в художественную форму, оказалась лейтмотивом большинства произведений Достоевского. Тем самым, мы логично переходим к обсуждению следующего вопроса – вопроса об объективности этических норм. 1 «До Сократа афиняне были нравственными, а не были моральными людьми, ибо они делали то, что требовалось при данных обстоятельствах». Гегель. Лекции по истории философии, СПб., 1994 г., т.2, с. 36. 12.3. Проблема объективности моральных и нравственных норм. Это – один наиболее трудных вопросов всех этических теорий. Действительно, в отличие от изучаемых различными науками позитивных законов объективного мира, действующих независимо от воли и желания людей, все этические законы являются императивами, т.е. указывают, как должно поступать человеку. Следовательно, эти законы, по самому своему определению, предполагают возможность своего нарушения, а, значит, наблюдение за реальными фактами окружающего мира ничего не может нам сказать относительно истинности или ложности этических правил и норм. Но как в таком случае можно определить их истинность? Имеем ли мы вообще в сфере этики дело с чем-то действительно объективным, или же основу любых нравственных оценок составляют произвольно и случайно сформулированные принципы и критерии? Другими словами, должно в этой сфере любое убеждение каждого человека являться единственным мерилом, или же люди могут опираться в своих оценках поступков на что-то высшее, объективное и абсолютное? Наиболее простое решение этого вопроса базируется на обращении к авторитету религиозных учений, в каждом из которых существует то или иное учение о праведном образе жизни (см. Тема 13). Более утонченное решение этого вопроса базируется на так или иначе обосновываемом постулате о врожденности человеку основных этических принципов (Сократ, Платон, Декарт и проч.). Весьма близок к этому подходу был и Кант, обосновавший наличие в любой человеческой душе «морального закона» и считавший его столь же объективным и человеческому произволу не подвластным, как «звездное небо над головой». У подобной точки зрения существует немало сторонников и по сей день. Другой, идущий еще от греческих софистов, подход усматривал во всех нравственных принципах лишь более или менее удачные находки человечества, полезные с точки зрения организации общественной жизни, но не более того. Так, например, принцип «не убий» сам по себе лишен какой-либо объективности, однако общества, исповедующие этот принцип, являются более жизнеспособными в борьбе за существование. Одной из разновидностей этой концепции является классовый подход к объяснению реальности этических правил и норм, возникший, в частности, в некоторых ответвлениях марксизма. Хрестоматийной здесь является работа Л.Д. Троцкого «Их мораль и наша», в которой вообще отрицается возможность существования некоей «общечеловеческой», «бесклассовой» морали, ибо, с точки зрения этого автора, любые моральные нормы так или иначе выражают интересы исповедывающих их социальных групп. 12.4. Проблема морального идеала. Проблема объективности этических правил и норм тесно связана с другим фундаментальным вопросом – вопросом о моральном идеале. Возможно ли в реальном мире жить, полностью соответствуя требованиям высших моральных принципов, или же такая жизнь является недостижимой? На этот счет также существуют различные мнения. Древние стоики (4-1 века до н.э.), например, считали этический идеал осуществимым, и даже создали целое учение о мудреце, достигшем этого состояния. Этот мудрец должен жить, всецело руководствуясь собственными принципами, следование которым не может быть нарушено никакими внешними обстоятельствами, и именно такая позиция может ему обеспечить подлинную свободу. Отсюда знаменитый афоризм этой школы: «Мудрец свободен даже в цепях». Примером такого мудреца стоики считали Сократа. Более поздние авторы были осторожнее в подобных утверждениях. Так, например, Кант принципиально отрицал возможность полной реализации в жизни этического идеала. Более того, именно с ощущением принципиальной недостижимости для обычного человека диктуемого этим идеалом образа жизни Кант связывал возникновение у людей представления о Богочеловеке, который только и оказывается способным к полной реализации этического идеала. Однако недостижимость идеала отнюдь не умаляла в глазах Канта и других философов его значимости в жизни человека. Вот как объяснял эту значимость известный русский экономист и историк социальной мысли М.И. Туган-Барановский: «Всякий идеал, - писал он, - содержит в себе нечто неосуществимое, бесконечно далекое и недоступное… Осуществленный или, что то же, осуществимый идеал потерял бы всю свою красоту, всю свою особую притягательную силу… Идеал играет роль звезды, по которой в ночную пору заблудившийся путник выбирает дорогу; сколько бы ни шел путник, он никогда не приблизится к едва мерцающему, удаленному на неизмеримое расстояние светилу. Но далекая, прекрасная звезда верно указывает путь, но ее не заменит прозаический и вполне доступный фонарь под руками. Если идеал можно сравнить со звездой, то наука играет роль фонаря. С одним фонарем, не зная куда идти, не выйдешь на истинную дорогу; но и без фонаря ночью рискуешь сломать себе шею. И идеал, и наука в равной мере необходимы для жизни» 2 Рекомендуемая литература 1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 81-84. 2. Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. – М.: Просвещение, 1999, с. 113-119. 2 Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. М., 1996, с. 85-86. Раздел: Задания для самостоятельной работы ТЕСТ Выберите один правильный ответ: 1. Мораль является одним из видов неформальным социальной регуляции. 1. Да. 2. Нет. 2. Согласно гегелевскому различению морали и нравственности, первая существует в любом обществе, тогда как вторая возникает лишь на определенном уровне развития человечества. 1. Да. 2. Нет. 3. Этический идеал только в том случае является полезным, если он научно обоснован. 1. Да. 2. Нет. 4. Нравственные нормы относятся к числу позитивных социальных законов. 1. Да. 2. Нет. 5. В постиндустриальном обществе нравственные нормы должны быть научно обоснованы. 1. Да. 2. Нет. 6. Выберите верное утверждение: 1. Все этические принципы относятся к числу позитивных законов. 2. Все этические принципы относятся к числу нормативных законов. 3. Нравственные принципы относятся к разряду позитивных законов, тогда как моральные принципы - к разряду нормативных. 4.Любая неформально существующая социальная норма относится к компетенции морали. 7. Согласно философии стоиков, этический идеал: 1. Принципиально неосуществим. 2. Осуществим только в загробной жизни человека. 3. Осуществим в реальной земной жизни. 4. Осуществим только в будущем справедливом обществе. 8. Выберите верное утверждение: 1. Тот факт, что этические законы могут быть нарушены, указывает на то, что эти законы не могут рассматриваться как объективные. 2. Все этические правила относятся к числу нормативных законов. 3. Часть этических правил относится к числу позитивных, часть - к числу нормативных законов. 4. Все этические правила относятся к числу позитивных законов. К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов: 9. Укажите авторов, обосновывавших врожденность высших нравственных норм: 1. Протагор. 2. Сократ. 3. Платон. 4. Декарт. 5. Маркс. 10. Согласно Гегелю, основными отличиями морали от нравственности являются: 1.Нравственные нормы являются надындивидуальными социальными феноменами, тогда как моральные принципы вырабатываются человеком самостоятельно. 2. Нравственные нормы опираются на представления о добре и зле, тогда как сфера морали охватывает собой все социальные нормы. 3. При моральной оценки поступка во внимание принимаются не только действия людей и их результаты, но также их намерения и мотивы. 4. Моральные нормы опираются на представления о добре и зле, тогда как нравственные нормы охватывают собой все социальные нормы, поддерживаемые силой общественного мнения. 5. Мораль и нравственность являются синонимами. Раздел: Календарно-тематический план ТЕМА 13 Многообразие культур. Содержание темы 13.1. Феномен многообразия культур. Способы теоретического осмысления данного феномена в истории социальной мысли. «Эволюционный» и «плюралистический» подходы к объяснению многообразия культур. Основные концепции, развивавшиеся в рамках эволюционной парадигмы. Основные представители плюралистического подхода. Цивилизация и культура. Современные подходы к типологии культур. 13.2. Этнос как носитель культуры. Этнические общности, основные признаки. Народность и нация. Нация как этнополитическая общность. Этнические стереотипы. Межнациональные отношения. Этноцентризм и национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика. Этнический состав, национально-государственное устройство России. Этническая политика Российского государства на различных этапах исторического развития. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации. Раздел: Учебно-методические указания Методические указания 1. В чем состоит сама проблема многообразия культур? Как Вы думаете, почему это явление не стало предметом научного осмысления ни в эпоху античности, ни в эпоху средневековья? Дайте определение основных принципов эволюционного и плюралистического подходов к объяснению данных феноменов. К какому из этих подходов тяготею теории известных Вам мыслителей, объяснявших историю человечества? Почему, с Вашей точки зрения, плюралистическая парадигма появилась гораздо позже эволюционной? Какая из них основывается на принципах, в большей степени тяготеющих к принципам классического естествознания? Укажите основные принципы типологии культур в современной науке. 2. Дайте определение этноса как социальной общности. Какими признаками обязательно обладает этнос, какими – не обязательно. Как вы думаете, почему именно эти признаки были выделены в качестве обязательных признаков этноса? В чем причины устойчивости этнических общностей в современном мире? Укажите основную историческую эволюцию этнополитических общностей. В чем принципиальное отличие народности от нации? К какой парадигме – у «эволюционной или «плюралистической» тяготеет данная классификация? Почему Почему род не является этнополитической общностью? Укажите основные особенности этнополитического состава России. К каким языковым семьям относятся наиболее многочисленные народы, населяющие Россию? В чем специфика национально-государственной политики России на протяжении всей ее истории? Как менялась эта политика в различные исторические периоды? Укажите основные этапы национально-государственного строительства в СССР. Дайте определение титульного этноса. Какой этнос является титульным на территории Вашего проживания? Основные термины и понятия |