Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы
Скачать 5.32 Mb.
|
ТЕМА 11 Культура и общество. Содержание темы 11.1. Обыденное и научное значение термина «общество». Основные признаки общества. Понятия общества и группы. Общество как большая социальная группа. Минимально возможные размеры общества. Глобальное общество. Общество и культура, их взаимосвязь и различие. 11.2. Понятие культуры, его многозначность. Культура как фундаментальный атрибут человеческого общества. Культурное наследование. Системность культуры. Понятие культурного элемента и культурного комплекса. Ценности, образцы поведения, знания, навыки, символы, артефакты - основные элементы культуры. Современные принципы классификации культур. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Культура духовная и культура материальная, относительность этих понятий. Культура и группа, культура и система норм. Понятия субкультуры и контр культуры. Молодежные субкультуры. Раздел: Учебно-методические указания Методические указания 1. Вспомните определение общества, сравните обыденное и научное значение этого слова. Можно ли считать обществом первобытное племя? Можно ли считать обществом первобытный род? Почему? Назовите основные признаки общества, подумайте, каким может быть минимальное количество людей, составляющих одно общества. Каким из необходимых признаков общества, прежде всего, обусловлена эта граница? 2. Дайте определение культуры. Как взаимосвязаны понятия общества и культуры, укажите их общие признаки и их основные отличия. В чем принципиальное отличие обыденного понимания культуры от научного? Как Вы думаете, чем объяснить тот факт, что в современной науке существует более двухсот определений культуры? Существует ли культура в сообществах животных? Почему? 3. Укажите основные подходы, существующие в современной науке, к классификации культур. Дайте определения народной, массовой, элитарной культур. Как Вы объясняете тот факт, что массовая культура является неотъемлемым атрибутом современных обществ? К каким последствиям это ведет? Дайте определения духовной и материальной культур, приведите примеры, иллюстрирующие относительность этих понятий. Подумайте, может ли один и тот же предмет в одних случаях относиться к материальной, в других случаях – к духовной культуре. Дайте определения субкультуры и контркультуры, приведите примеры. Можно ли утверждать, что существование в обществе контркультур всегда является однозначно негативным явлением, представляющим угрозу их существованию? Основные термины и понятия Культура – это опыт группы или общества, который передается (или может передаваться) из поколения в поколение посредством систем символов. Ценности - разделяемые в обществе (группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Образцы поведения – устойчивые комплексы поведенческих актов, которые принято демонстрировать в каком-либо обществе в ответ на стандартный социальный стимул и (или) ситуацию. Нормы социальные – стандарты (правила), регулирующие поведение в социальной обстановке. Артефакты – совокупность предметов, произведенных в рамках какой-либо культуры, и отражающих ее нормы, ценности, содержащиеся в ней знания, достигнутые технологические приемы, служащие символами данной культуры. Доминирующая культура – культура, господствующая в данном обществе, т.е. принимаемая подавляющим большинством его членов. Субкультура – культура группы, нормы которой заметно отличаются от доминирующей культуры, хотя и не обязательно противоречат ей. Контркультура – субкультура группы, нормы которой противоречат основным нормам доминирующей культуры. Вспомогательные материалы 11.1. Определение понятия «культура» Общество в целом и отдельные составляющие его группы обладают специфическими культурами. Что же такое «культура»? В XIX и первой половине XX вв. культуру определяли в основном через отличие результатов человеческой деятельности от чисто природных явлений, то есть давали "определение через отрицание". При таком подходе понятие "культура" практически сливалось с понятием "общество". Когда же авторы этого периода пытались дать содержательное определение, то, как правило, оно представляло собой набор эпитетов, ассоциируемых у европейца или североамериканца с понятием "культурность". В качестве примера можно привести формулировку Э.Тайлора, одного из основателей научной антропологии: "С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека. Это теоретическое определение цивилизации в немалой степени соответствует действительной цивилизации, какой она выступает при сравнении дикого состояния с варварством и варварства с современной цивилизацией". Таким образом, согласно этому определению, с одной стороны - существовали культурные европейцы и североамериканцы, с другой - некультурные или малокультурные "дикари". Десятилетия исследований и дискуссий значительно продвинули понимание сущности культурных явлений. Если проанализировать наиболее распространенные подходы к определению культуры, принятые в современной науке, можно выделить следующие составляющие: Культура - это: - опыт общества и составляющих его социальных групп, накапливаемый в результате деятельности по удовлетворению потребностей и адаптации к окружающей природной и социальной среде; - это не любой опыт, а только тот, который становится достоянием всей группы или всего общества. Опыт, которым индивид не поделился с членами своей группы, не входит в состав культуры; - это опыт, который передается с помощью языка, а не через биологические механизмы (генофонд); - наконец, лишь тот опыт входит в культурный багаж, который не остается в пределах одного поколения, а передается из поколения в поколение. Говоря кратко: Культура - это групповой опыт общества или группы, который передается из поколения в поколение посредством языка. Основные элементы культуры: Ценности - разделяемые в обществе (группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные); Нормы социальные - стандарты (правила), регулирующее поведение в социальной обстановке. Образцы поведения - устойчивые комплексы поведенческих актов, которые принято демонстрировать в каком-либо обществе в ответ на стандартный социальный стимул и/или социальную ситуацию. Знания - представления о свойствах природы и общества и закономерностях, управляющих ими, функционирующие в данном обществе, или социальной группе. Навыки - практические приемы манипулирования природными и социальными объектами, распространенные в данном обществе (группе). Символы - "Знаки, в которых связь между ними и отображаемыми ими значениями является условной". К символам каждой конкретной культуры принадлежат различные знаки, позволяющие классифицировать явления природы и общества, а также алфавит письменности. Артефакты - совокупность предметов, произведенных в рамках какой-либо культуры, и отражающих ее нормы, ценности, содержащиеся в ней знания, достигнутые технологические приемы, служащие символами данной культуры. 11.2. Общество и культура На самых ранних этапах существования человечества коллектив, который обеспечивал существование индивида, составлял несколько соседних очажных групп и образовывал племя, которое и было примитивной формой общества. Численность первобытных племен, внутри которых осуществлялся весь жизненный цикл, редко превышала несколько десятков, иногда – сотен человек. По мере роста населения Земли, усложнения и развития технологий, развития потребностей, численность таких максимальных групп возрастала, усложнялась их структура. Общество - объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему, и определенную национальную (социально- культурную) идентичность.(См. тему 16). Утрата обществом качеств, перечисленных в этом определении, сопровождается распадом культуры как целого. И наоборот, распад культуры ведет к распаду общества. Почему же именно общество является носителем целостного комплекса культуры? Почему в строгом смысле слова нельзя говорить о целостном автономном культурном комплексе таких социальных групп как класс, страта, политическая партия, население территориально-административной единицы (области, города)? Прежде всего, потому, что ни одна из перечисленных групп не обеспечивает полного цикла удовлетворения основных потребностей индивидов и групп, входящих в их состав. Население города, многие социальные классы, и тем более совокупность политических единомышленников, составляющих партию, не могут обеспечить себя продовольствием без участия других социальных групп. Население области не может быть гарантировано от вооруженного вторжения, без участия всего государства. Многие большие социальные группы в современном обществе не могут обеспечить демографического и культурного воспроизводства, и тем более гарантировать соблюдение определенного нормативного порядка в своей среде. Полноту удовлетворения этих потребностей гарантирует именно общество как целое. Культура - свойство общества в целом. Любая группа, входящая в общество, обладает лишь частью культуры. Поэтому, строго говоря, культура отдельной социальной группы должна называться субкультурой. Однако для краткости часто говорят о культуре отдельных социальных групп. Например, группа абитуриентов вместе с преподавателем образуют социальную группу. У этой группы есть элементы собственной культуры. Однако основная часть культурных норм, управляющих этой группы, принадлежит обществу, частью которого она является. Одним из основных свойств культуры является ее системность. Системность культуры состоит в том, что: - каждый элемент культуры связан с каждым другим; - изменение любого существенного элемента культуры неизбежно влечет за собой изменение всех других элементов культуры. Понятие "системность культуры" относится только к целостному культурному комплексу, то есть к культуре общества. Субкультура, то есть культура отдельно взятой группы, не обладает свойством системности в полной мере именно потому, что многие ее элементы представляют более широкие социальные общности и не обязательно меняются вместе с изменением отдельных элементов данной группы. Например, если в группе абитуриентов изменяются способы контроля усвоения знания (вводятся домашние работы или эссе), это не меняет в принципе норм общения преподавателя и абитуриентов, или форму договора и оплаты. 11.3. Понятия "субкультура" и "контркультура". Субкультура – культура группы, нормы которой заметно отличаются от господствующей культуры, хотя и не обязательно противоречат ей. Контркультура - субкультура группы, нормы которой противоречат основным нормам доминирующей культуры. Субкультуры и контркультуры - необходимый элемент общества. "Монолитность" культуры, отсутствие в ней субкультур и контркультур, есть признак стагнации развития и предпосылка умирания культуры и общества. Напомним, что согласно концепции Р.Мертона, поддерживаемой большинством социологов, девиантное поведение неизбежно возникает в современном обществе. Отдельные девиации могут формировать контркультуы. Это не означает, что любая субкультура или контркультура есть благо для общества. Но это означает, что нельзя преследовать суб- и даже контркультуру только за то, что ее нормы отличаются от норм доминирующей культуры или даже противоречат ей. Наличие субкультур и особенно контркультур увеличивает вероятность возникновения межролевого напряжения в обществе; в обыденной жизни одни и те же люди часто подчиняются разным нормативным системам. 11.4. Культура духовная и материальная В соответствии с определением культуры, любой ее элемент имеет духовное содержание, то есть связан с коллективным сознанием; и в то же время он всегда имеет свой материальный носитель. С другой стороны, ни один материальный предмет не может рассматриваться как культурный артефакт, если он не имеет духовного содержания в данной конкретной культуре. Один и тот же предмет в разных культурах может рассматриваться как часть дикой природы и как культурный феномен (например, священное дерево или гора). Более того, один и тот же предмет может в разных культурах иметь совершенно разное значение. Для альпиниста горная вершина - это род спортивного снаряда, а для местного жителя - обиталище духов. Поэтому деление культуры на материальную и духовную условно. Строго говоря, материальная и духовная культура - это не два разных вида предметов, явлений, ценностей, а два разных взгляда, точки зрения на одни и те же предметы, и т.д. Часто в это деление вкладывается и другой смысл. Материальная культура - это совокупность норм, навыков, знаний и т.д., связанных с адаптацией данного общества к биофизическому окружению, то есть к природе (включая и физиологию самого человека), а духовная культура - это то, что связано с регулированием отношений внутри самого сообщества. Такое деление обоснованно, хотя также довольно условно. К какой культуре отнести, например, Йогу или Цигун? Механизмом трансляции культуры, передачи ее норм и ценностей из поколения в поколение, является язык. Особую роль играет так называемая «художественная культура», которая подразделяется на народную (фольклорную), элитарную и поп-культуру. Фольклорная культура - производимая самим народом; элитарная - профессиональная культура для узкого круга; поп-культура - профессиональная культура для масс. Границы между ними весьма проницаемы и условны. 11.5. Молодежные субкультуры Понятие молодежи в каждом обществе различно. В традиционных обществах существует несколько граней взросления, переход каждой из которых отмечается определенным обрядом. Последним рубежом является вступление в брак. В современном обществе, к сожалению, такие четкие границы и обряды отсутствуют, что говорит, скорее всего, о его незрелости. В любом обществе - как традиционном, так и современном, - существуют молодежные субкультуры. Они несут функции социализации, адаптации культуры к новым условиям (культурной динамики), социального контроля. Однако место этих функций в традиционной и современной культуре различно. В традиционном обществе больший вес имеют функции социального контроля и социализации молодежи к культурным нормам, выработанным предками. В современном обществе важнее адаптивная функция. Поэтому молодежные культуры имеют поисковый характер, они неизбежно в чем-то ошибочны. Важно, чтобы эти ошибки вовремя замечались и корректировались. Однако это задача самой молодежи, а не представителей других поколений. Рекомендуемая литература 1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 75-81. 2. Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. – М.: Просвещение, 1999, с. 359-373. 3. Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. М., 1997, с.45-63. Раздел: Задания для самостоятельной работы ТЕСТ Выберите один правильный ответ: 11.1. Правильно ли, с точки зрения социологического определения термина "норма", называть специфические словосочетания, используемые в молодежных субкультурах, "ненормативной лексикой"? 1. Да. 2. Нет. 11.2. Культура - это целостное образование, и поэтому ни в одной жизнеспособной культуре не может быть норм и ценностей, противоречащих друг другу. 1. Да. 2. Нет. 11.3. Как можно наиболее точно и конкретно определить оппозиционную фракцию в традиционном европейском парламенте (например, в английском) по отношению ко всему парламенту? 1. Субкультура. 2. Контркультура. 3. Социальная категория. 4. Первичная группа. 1 1.4. Способность человека передавать последующим поколениям созданные способы и средства жизнедеятельности называется: 1. культурным наследованием; 2. наследованием собственности; 3. культурным взаимодействием; 4. социальным взаимодействием. 11.5. Выберите верное утверждение: 1. В любой обществе может существовать только один обычай. 2. В любом обществе всегда существует множество обычаев. 3. В архаическом обществе существует только один обычай, тогда как во всех более развитых их становится множество. 4. Среди предложенных нет правильных вариантов ответов. 11.6. Выберите правильное утверждение: 1. Культура появилась вместе с возникновением человеческих поселений 2. Во времена позднего Возрождения 3. Культура всегда была и тесть там, где присутствует человек 4. Вместе с возникновением оседлого образа жизни. 11.7. Выберите правильное утверждение: 1. Социолог изучает все проявления как материальной, так и духовной культур. 2. Для социологов культура важна в той мере, в какой она определяет поведение людей. 3. Социолог изучает только духовную культуру. 4. Социологи вообще не изучают культуру, поскольку это все, что создано человечеством за историю жизнедеятельности, и относится к предмету экономики. К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов: 11.8. Как соотносятся культура и язык? 1. В каждой культуре может быть один и только один язык. 2. В каждой культуре должен быть хотя бы один язык, которым владеют все или подавляющее большинство ее представителей. 3. В каждой культуре может использоваться несколько языков, при этом не обязательно, что все языки знал каждый представитель данной культуры. 4. Язык - это только то, что люди говорят и пишут; жесты, мимика - это явление биологическое. 5. Многие элементы культуры не имеют языкового выражения. 11.9. Какие из приводимых ниже утверждений соответствуют научному пониманию культуры? 1. В культуру входят только высшие духовные ценности, создаваемые интеллигенцией. 2. Поведение человек полностью обусловлено культурой; биологические факторы, в отличие от животного мира, не имеют никакого значения. 3. Индивидуальный опыт человека далеко не всегда становится элементом культуры. 4. В культурной системе могут быть нормы и ценности, противоречащие друг другу. 5. В содержание культуры входят образцы поведения, признаваемые всеми или большинством членов общества. 11.10. Системность культуры – это: 1. Атомизация отдельных элементов культуры в обществах 2. систематическая государственная поддержка государством учреждений культуры (театров, музеев, библиотек, образовательных учреждений и т.д.) 3. Взаимосвязь и взаимообусловленность основных элементов культуры 4. Когда изменение ключевых элементов культуры влечет за собой изменение остальных ее элементов 5. Данное понятие является сугубо культурологическим и отсутствует в современной социологии. |