Главная страница

Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы


Скачать 5.32 Mb.
НазваниеКалендарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы
Дата11.04.2023
Размер5.32 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPolny_kurs_teorii_po_obschestvoznaniyu.pdf
ТипКалендарно-тематический план
#1052820
страница59 из 70
1   ...   55   56   57   58   59   60   61   62   ...   70
ТЕМА 19
Науки, изучающие общество. Основные этапы эволюции социологической мысли.
Содержание темы
1.
Система социальных наук.Историческая эволюция наук, изучающих общество.
Социология в системе социальных наук. Модели человека в социологии и в экономике, их основные преимущества и недостатки. Предмет экономической социологии, его специфика.
Социально-исторические предпосылки возникновения социологии как науки. Основные этапы развития социологии.
2.
Формирование основных принципов научной социологии в трудах Конта.
Противопоставление научного знания об обществе метафизическому. Понятие позитивного метода, его отличие от предшествующих представлений о принципах научной методологии.
Социальная статика и социальная динамика как главные разделы социологии Конта. Учение о прогрессе, основные стадии развития человечества. Классификация наук, место в этой классификации социологии. Учение о разделении труда, классах и религии.
3.
Учение Маркса о законах функционирования и развития общества. Основные положения материалистического понимания истории.
Концепция социальной обусловленности познания. Обоснование связи классовой структуры общества с господствующими в нем экономическими отношениями. Концепция классовой борьбы и социальной революции. Маркс о специфике и тенденциях развития современного ему капиталистического общества.
4.
Развитие Дюркгеймом принципов научной социологии. Теория социологического метода, понятие социального факта. Учение о коллективном сознании. Формирование в трудах Дюркгейма основ современной социологической теории религии.
5.
Учение Вебера о специфике социального познания. Понятие социального действия, типология социальных действий. Учение Вебера о роли протестантской этики в возникновении западного капитализма. Протестантское мировоззрение и рациональность.
Трудовая этика.

Раздел: Учебно-методические материалы
Методические указания
1.
Назовите основные социальные науки, укажите специфику их предмета и метода. В чем специфика социологии как науки? В чем ее отличие от социальной философии? Сравните модели человека в экономике и в социологии. Почему, с Вашей точки зрения, не существует единой социальной науки? Укажите основные социально-исторические и интеллектуальные предпосылки возникновения социологии. Почему, с Вашей точки зрения. научная социология возникла только в 19 веке?
2.
Назовите основные принципы социологического учения Конта. Какие основные недостатки он усматривал в социально-философских теория своих предшественников? На чем основано контовское деление социологии на социальную статику и социальную динамику? Почему в рамках социальной динамики в принципе не могут изучаться сообщества животных? Назовите основные положения теории прогресса Конта. Какие стадии в своем развитии проходит человечество? К какой из парадигм социокультурного развития человечества (см. тему 13) тяготеет эта концепция? В чем состояла специфика представлений Конта о религии?
3.
Назовите основные положения социально-философского учения Маркса. В чем состоял основные принципы материалистического понимания истории? Что, с Вашей точки зрения, является в этом учении наиболее спорным? Как Вы понимаете тезис Маркса о зависимости всех социальных отношений от отношений, складывающихся в ходе экономической жизнедеятельности общества. Дайте определение социально- экономического класса. Сравните теорию классовой структуры общества с современными концепциями стратификации. В чем их основное различие. Назовите основные положения теории Маркса о классовой борьбе и социальной революции. В чем состоит специфика марксистского учения о религии? Почему Маркс, никогда не считавший себя социологом, тем не менее считается классиком этой науки?
4.
Назовите основные положения учения Дюркгейма о методе социологии. Как Вы понимаете его принцип: «социальные факты необходимо рассматривать как вещи»? Дайте определение коллективного сознания. К содержанию каких понятий современной социологии оно оказывается наиболее близким? В чем состояла специфика учения
Дюркгейма о религии? Какие функции религии в обществе он считал универсальными?
5.
В чем усматривал основную специфику социального познания Вебер? Почему, с его точки зрения, социальный исследователь должен выделять в изучаемом явлении не общее, а значимое? Назовите основные положения учения Вебера о социальных ценностях. Какое влияние, с его точки зрения, оказали ценности протестантской религии на формирование экономических отношений западного капитализма. Сравните основные положения учений
Маркса и Вебера, укажите, в чем состоят их различия. Означает ли это, что их теории принципиально не совместимы? Назовите признаки социального действия, основные типы социальных действий. Какие из этих типов действий изучает социология?

Основные термины и понятия
Социальная статика – раздел социологии, изучающий структуру и законы функционирования социальных образований.
Социальная динамика – раздел социологии, изучающий законы развития сообществ людей.
Коллективное сознание – совокупность общих верований и чувств, свойственных, в среднем, членам какого-либо общества.
Аномия - утрата значительной частью общества или социальной группы центральных для системы ценностных ориентации.
Базис – совокупность производственных отношений данного общества.
Способ производства – совокупность производительных сил и производственных отношений данного общества.
Аскетизм – доктрина и практика самоотречения путем воздержания от мирских благ и удовольствий.
Социальное действие – действие человека, являющееся осознанным и ориентированным на какую-то ожидаемую реакцию другого человека.
Вспомогательные материалы
Основные этапы эволюции социологической мысли.
19.1. Предпосылки возникновения социологии.
Выделяют следующие основные идейные предпосылки возникновения социологической науки
1
: формирование теоретического представления об обществе как об особой реальности и, соответственно, представления о позитивном социальном законе; формирование идеи
метода; формирование понятия социального прогресса.
19.1.1. Формирование понятия общества и позитивного социального закона. Со времени античности в социальной философии существуют два противоположных представления о природе общества - представление о нем как об искусственной и естественной системах. Платона, с некоторыми оговорками, можно отнести к первой традиции, Аристотеля - ко второй. Своей вершины представление об обществе как о естественной системе, изменение которой неподвластно произволу не только отдельного человека, но даже нации в целом, достигает в философском учении Гегеля о “Мировом Духе”.
Согласно этой концепции, «Мировой Дух» представляет собой проявление божественной деятельности в человеческом обществе и, в силу этого, является подлинным субъектом,
1
См. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997, с. 19-58.
подлинным двигателем исторического процесса. Подобные подходы, естественно, создавали научные предпосылки для формирования отношения к обществу как объективной
реальности, доступной научному исследованию. Развитие таких представлений подводило исследователей к формулировке понятия естественного (позитивного) социального закона, в отличие от нормативного, действующего подобно законам природы, т.е. независимо от воли и желания людей.
19.1.2. Идея прогресса. Представление о развитии общества формируется, первоначально, в рамках учений о прогрессе общества. Прогресс не тождественен развитию, ибо последнее представляет собой более широкую категорию. Прогресс представляет собой развитие, обязательно имеющее некую положительную направленность. Если развитие представляет собой объективную характеристику системы, то прогресс предполагает оценку с субъективно-человеческой точки зрения. Понятие прогресса формировалось постепенно. В античности наиболее распространенными были представления о регрессивном и круговом направлении исторического движения. У Августина появляется понятие нравственного прогресса человечества. Однако, одной из господствующих в социальном мировоззрении идея прогресса становится лишь в 18 веке, когда прогрессивный характер развития общества обосновывается всесилием человеческого разума, его неотъемлемым стремлением к самосовершенствованию. Одним из первых ее сформулировал и обосновал французский экономист Тюрго.
19.1.3.
Идея метода. Учение о методе возникает на рубеже 16-17 веков в трудах Бекона и Декарта. Первый обосновывал преимущества эмпирического, индуктивного метода познания, второй - теоретического, дедуктивного. Основная задача - создать метод, т.е. как систему правил, позволяющих освободить познавательную деятельность от случайностей, превратив ее в планомерно организованный процесс по производству знаний. Пример: методологический идеал Декарта был воплощен в его аналитической геометрии, в которой, в отличие от евклидовой, задан общий алгоритм решения задач и благодаря чему «задачи, бывшие ранее по плечу лишь величайшим мыслителям человечества, стали доступными самому заурядному уму». Формирование представления о методе позволяло проводить жесткое отличие научного знания и научной деятельности от ненаучных форм интеллектуальной деятельности, что также способствовало процессу институциализации науки (подробнее см. тему №. 14).
19.2. Формирование основ социологической науки в трудах О. Конта (1798-1857).
Основныепроизведения О. Конта - «Курс позитивной философии» (1830-42), и
«Система позитивной политики» (1851- 54).
19.2.1.
Стремясь создать подлинную науку об обществе, Конт формулирует учение об универсальном научном методе, который называет позитивным. Основные требования позитивного метода: во-первых, использовать при исследовании только те понятия, соответствующие которым явления могут быть непосредственно наблюдаемы на опыте. Во- вторых, абсолютный запрет использования теологических и телеологических объяснений
(т.е. объяснений, указывающих на целесообразность и разумность тех или иных явлений исходя из целей Творца). В-третьих, отказ от попыток установить первичные сущности
вещей, сознательная ориентация на открытие законов, лишь описывающих наблюдаемые явления, на замену всего абсолютного относительным.
С его точки зрения, этот метод, не до конца осознанно использовали Ньютон и его последователи, что и привело их к величайшим открытиям. Так, например, с его помощью были предсказаны и открыты неизвестные ранее планеты и спутники планет, в то время как все попытки проникнуть в природу самой силы тяготения порождали лишь пустые спекуляции. Вводя этот метод в область социального познания, Конт противопоставил его
метафизическому методу прежних социально-философских учений, в которых, как мы
помним, часто использовались такие не позитивные понятия, как врожденные знания (Платон,
Декарт), цель истории (Августин), Мировой Дух (Гегель) и т.д.
19.2.2.
По аналогии с физикой, Конт разделил социологию на два раздела - социальную
статику, изучающую структуру и функционирование общества, и социальную динамику, исследующую законы его развития.
Социальная статика исследует условия существования, присущие всем человеческим сообществам. В социальной статике общество рассматривается как бы в состоянии покоя, в состоянии «статического равновесия». Важнейшим понятием, используемым Контом для описания данного состояния, является понятие консенсуса. Одна из краеугольных тем раздела

семья, которая, согласно Конту, является «живым воплощением социальной статики», некая первичная ячейка, в которой начинается социальная жизнь человека и, соответственно, приобретаются базовые социальные навыки.
Другая важнейшая тема этой части - разделение труда, рассматривающееся Контом не только как экономический, но и как фундаментальный социальный факт. Самое существенное разделение труда - разделение на труд управленческий и исполнительский, которым, по
Конту, обусловлено существование классов. Такое разделение будет существовать всегда а, следовательно, всегда будут существовать и классы. Конт указывает и негативные стороны разделения труда: оно разделяет общество на множество изолированных групп, односторонне развивает человека. В отношении политической жизни он был противником разделения
властей, но был сторонником отделения духовной власти от светской. Независимость духовной власти является в этой концепции важнейшей предпосылки консенсуса в обществе.
Особую роль в жизни общества Конт отводил морали и религии, исследованию роли которых в, первую очередь, была посвящена его поздняя работа «Система позитивной политики».
В концепции Конта социальная динамика полностью отождествляется с теорией социального прогресса. Прогресс существует только в сообществах людей, благодаря социальному наследованию - «мертвые всегда управляют живыми». Центральная идея этой теории - закон «трех стадий», согласно которому, человечество в своем интеллектуальном развитии прошло три основных этапа: теологический, метафизический и позитивный. На первой - теологической - стадии человек объясняет явления, признавая наличие в мире существ или сил, сравнимых с самим человеком. Сначала человечество верит в фетиши, затем
- во многих невидимых богов, и, наконец, в единого Бога. Эта стадия завершается примерно в
1300 г. н.э. В метафизическую (примерно с 1300 по 1800 гг.) эпоху человек пользуется абстрактными понятиями, однако, основу познания составляет умозрение, а не наблюдение, наивная вера в способность разума проникнуть в вечную сущность вещей. Это переходная эпоха. В позитивную эпоху (с 1800 г) человек, признав невозможность достижения абсолютного знания, отказывается от исследования происхождения и назначения Вселенной, от познания внутренних причин явлений и всецело сосредоточивается на опытном изучении реально действующих законов. Согласно Конту, закон «трех стадий» является универсальным, и эти стадии проходит не только человечество в целом, но и каждая наука и даже отдельный человек.
19.2.3.
Таким образом, с законом «трех стадий» тесно связана классификация наук
Конта. Эти науки располагаются в той последовательности, в которой каждая вступала в позитивную стадию. Соответственно, чем сложнее предмет науки, тем позже достигает она этого состояния. Этот ряд: математика, астрономия, физика, химия, биология,
социология. Таким образом, согласно Конту, социология имеет наиболее сложный предмет, поэтому позитивная стадия наступает в ней только в его эпоху. В этой классификации отсутствуют, например, психология, которая рассматривалась как раздел биологии (ибо она, согласно Конту, изучает поведенческие аспекты, детерминированные индивидуальными, а не социальными причинами), а также экономика, которая, отказавшись от методологического индивидуализма, должна стать своеобразным «разделом» социологии.

19.3. Социальное учение К. Маркса (1818-1883). Материалистическое понимание
истории.
Основные опубликованные при жизни социально-философские работы - «Манифест
Коммунистической партии» (1848) (совместно с Ф. Энгельсом), ), «Восемнадцатое
брюмера Луи Бонапарта» (1849), «К критике политической экономии» (Введение) (1859),
«Капитал» (1 т. - 1867). После смерти были, в частности, опубликованы «Экономическо- философские рукописи» (1844) и «Немецкая идеология» (1845) (совместно с Энгельсом) – работы, которые также часто используются и упоминаются в социологической литературе.
19.3.1. Основные особенности социально-философского учения Маркса.
Не смотря на то, что Маркс никогда не считал себя социологом, негативно относился к этой науке и был противником позитивного метода, сегодня он считается одним из классиков данной дисциплины. Во-первых, это связано с более широким пониманием социологии в наши дни, по сравнению со временем жизни Маркса, когда она неразрывно связывалась с позитивизмом. Во-вторых, практически все аспекты социально-философского учения Маркса в той или иной степени оказались использованы различными социологическими школами.
Поэтому, если быть точными, следует говорить не о социологической концепции Маркса, а о его социально-философских взглядах, а также о том влиянии, которое отдельные элементы его учения оказали на развитие социологической мысли. Влияние же это было огромным.
Учение Маркса подвергалось бесчисленному количеству интерпретаций, связанных, в частности, с посмертной публикацией его обширного рукописного наследия. Поэтому, необходимо четко отделять собственные взгляды Маркса от его позднейших трактовок, в том числе, данных в марксистской литературе.
Свой основной вклад в развитие социальной теории Маркс связывал с созданием
материалистического понимания истории (исторического материализма), с чем впоследствии согласилось и большинство его комментаторов. Основная задача этого учения – вскрыть невидимые обыденному сознанию движущие силы исторического развития (найти
«скрытые пружины истории»); объяснить природу объективности социальных законов, т.е. показать, каким образом и почему в обществе, где действуют лишь наделенные разумом и волей люди, возникают им не подвластные, и, более того, определяющие собой их поведение, законы; наконец, объяснить механизм и причины социальных революций. По замыслу
Маркса, реализация этих чисто научных задач, позволила бы ответить на главный вопрос – при каких условиях и как возможно подлинное освобождение человека, т.е. превращение его из игрушки слепых и неподвластных ему социальных сил (влияние которых, прежде всего, и исследуется социологией) в подлинного, осознанно действующего творца исторического процесса.
Важнейший методологический принцип Маркса – о каком-либо социальном явлении, в том числе и об обществе в целом, нельзя судить по его собственным представлениям о себе, а необходимо описывать его как совершенно объективное явление. Этот принцип впоследствии был взят за основу Дюркгеймом при создании им метода социологии (см. 19.8.1.).
19.3.2. Основные положения материалистического понимания истории. Учение об
иерархии общественных отношений.
Базовые положения материалистического понимания истории в конспективной форме изложены Марксом во «Введении» к его работе «К критике политической экономии».
Человек, живя в обществе, застает уже сформированной систему определенных социальных отношений (политические, юридические, экономические и т.д.), в которые он вынужден вступать помимо своей воли и желания. Эти отношения, в конечном счете, определяют собой весь его образ жизни, и вопрос, который стремится разрешить Маркс - чем

определяются эти не зависящие от человека отношения, каков механизм их формирования и развития?
Решая этот вопрос, Маркс вводит два понятия - производительные силы и
производственные отношения. Производительные силы – это, прежде всего, материальные предметы, унаследованные данным обществом от предшествующих поколений и служащие условием производства и воспроизводства материальной жизни. Человек не волен в выборе производительных сил, ибо их характер определяется уровнем развития данного общества, и каждое поколение застает их уже наличными. В этом смысле, можно говорить об их
объективности.
Поскольку для человеческого общества характерна общественная деятельность, люди, в ходе использования производительных сил, вынуждены вступать в определенные
общественные отношения, называемые Марксом производственными, которые, соответственно, определяются характером (спецификой) производительных сил. Например, крупное машинное производство невозможно без организации социальных связей, по крайней мере, в рамках национального государства, тогда как хозяйство, основу которого составляет мотыга, может существовать даже в изолированной от всего остального мира деревне.
Следовательно, эти производственные отношения также являются объективными и независящими от произвола человека.
Однако ко времени Маркса, во многих исследованиях уже была показана органическая
целостность любого общества, т.е. взаимосвязь и взаимозависимость, как бы мы сказали сегодня, различных социальных институтов. Следовательно, и другие социальные отношения, будучи органически связанными с производственными, не могут быть произвольно изменяемы, и, в этом смысле, также оказываются объективными и не зависящими от воли людей. «В общественном производстве люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной стадии развития производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается вся юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Таким образом, согласно этому учению, политическая и даже духовная жизнь общества
являются чем-то вторичным по отношению к экономике, и, в конечном счете, определяются господствующими в обществе экономическими отношениями. При этом Маркс подчеркивал, что данная зависимость отнюдь не является абсолютной и однозначной, и каждый из уровней обладает своей относительной самостоятельностью.
Таково наиболее общее представление Маркса о том, что Контом было названо
социальной статикой.
19.3.3. Основные положения материалистического понимания истории. Учение о
законах развития общества.
Учение Маркса о законах развития общества, т.е. о социальной динамике, органически взаимосвязано с учением о законах его функционирования. Развитие производительных сил происходит постепенно, т.е. эволюционно, тогда как производственные отношения, к которым, в частности, относятся отношения собственности и которые связаны со всей социальной структурой общества вообще, способны лишь к скачкообразному, революционному изменению.
В итоге, на определенном этапе своего развития, производительные силы перерастают производственные отношения, которые, тем самым, превращаются в их оковы. Другими словами, характер организации экономического взаимодействия в масштабах всего общества оказывается неорганичен достигшим уже более высокого уровня развития производительным силам. Это проявляется, в частности, в развитии кризисных явлений в экономической жизни.

В результате действия этих факторов наступает период социальной революции, которая оказывается не политической случайностью, а проявлением глубинной исторической закономерностью. Согласно Марксу, это универсальный механизм исторического развития, лежащий в основе смены общественно-экономических формаций. В рамках этой теории историческое развитие человечества рассматривается как прогрессивное.
19.3.4. Учение Маркса о классах и классовой борьбе.
Представление о социальных классах существовало и до Маркса – классы и их экономические отношения исследовались представителями политической экономии (Кене,
Смит, Рикардо), историками (Тьери, Минье) и т.д. Что касается Маркса, то он, прежде всего, связал существование классов с определенными ступенями в развитии производства, и, соответственно, объяснил их борьбу происходящими в обществе экономическими процессами.
Согласно Марксу, поскольку производственные отношения есть прежде всего отношения, складывающиеся в процессе производства между различными социально- экономическими классами, исследование экономической жизни общества является ключом к пониманию социальных процессов, в нём происходящих.
Деление общества на классы Маркс связывал с разделением труда и институтом частной собственности. Основной показатель принадлежности человека к классу - экономический, который определяется отношением этого человека к средствам производства. Другие факторы социального расслоения Маркс считал либо производными, либо несущественными.
Согласно Марксу, во всех наблюдавшихся в истории общественно - экономических формациях существовал господствующий класс, в руках которого находились средства производства. Таким образом, конфликт производительных сил и производственных отношений выражается в классовой борьбе, в которой один из классов представляет собой прогрессивную, другой - регрессивную силу.
Поскольку политическая власть представляет собой лишь юридическое выражение классового угнетения, поэтому, с исчезновением в будущем классового противостояния, государство с неизбежностью отомрет.
19.3.5. Учение Маркса о буржуазном обществе.
Свои общесоциологические выводы Маркс использовал для исследования современного ему буржуазного общества. Исследование это привело к следующим результатам.
Буржуазное общество расколото на два антагонистических класса - буржуазию и
пролетариат. Существование других классов и групп им не отрицалось (ремесленники, торговцы, крестьяне - собственники), однако их положение рассматривалось как неустойчивое, не имеющее исторической перспективы и, в конечном итоге, их представители должны будут слиться или с буржуазией, или с пролетариатом.
Маркс выделял важнейшуюособенность буржуазии - она не может существовать, не
развивая постоянно средства производства. При всей прогрессивности этой деятельности, на определенном этапе это развитие начинает порождать, а затем и усиливать, конфликт производственных отношений и производительных сил. Характер производства становится все более общественным, т.е. в производстве любого продукта - вплоть до булавки или иглы
(излюбленные примеры экономистов той эпохи) - принимают участие не только разные люди, но даже разные страны, однако, организация, управление производством по-прежнему подчиняются правилам частнособственнических отношений. Одно из проявлений этого конфликта - кризисы перепроизводства, которые, по Марксу, являются неизлечимой болезнью капитализма, порождаемой имманентными законами его рыночной стихии. Маркс сравнивал буржуазию с волшебником, не способным справиться с вызванными им самим подземными силами.
Этот антагонизм капитализма проявляется, с одной стороны, в росте численности, с другой - в росте нищеты пролетариата, ибо, по мере развития техники, все меньшая доля
капитала превращается в заработную плату рабочих. Как результат - рост безработицы и падение жизненного уровня работающих пролетариев. Одни пролетарии обречены на чрезмерный труд, другие, в итоге, оказываются вообще лишенными работы. Но пролетариям
«нечего терять, кроме своих цепей». Из класса «в себе», т.е. из совокупности людей, хотя и принадлежащих объективно к определенному общественному классу, но не осознающих адекватно своего места в обществе, пролетарии должны превратиться в класс «для себя», т.е.
осознать свое положение и организовать борьбу против буржуазии. Первая стадия - сугубо профессиональная борьба «местного» масштаба, но, постепенно, в частности, благодаря развитию средств связи, она должна перерасти в национальную, а затем и интернациональную борьбу. Итогом этой борьбы должна стать пролетарская революция, которая приведет к созданию бесклассового коммунистического общества. Это будет завершением
«
предыстории» человечества, началом его подлинной истории.
В рамках коммунизма социальная жизнь перестанет господствовать над человеком в качестве некоей чуждой, от него независящей силы, а, тем самым, исчезнут основания для существования иллюзорных форм общественного сознания, в частности, религии.
19.3.6. Маркс и проблемы экономической социологии.
Несмотря на то, что многие прогнозы Маркса не оправдались (в частности, дальнейшее обнищание рабочего класса, разорение и полное исчезновение с экономической арены мелкого производства), он по праву считается классиком экономической социологии и социологии вообще. Кратко его вклад в эти дисциплины можно резюмировать следующим образом.
Во-первых, в противоположность экономистам классической школы (А. Смит, Д.
Рикардо), рассматривавших законы рыночной экономики в качестве вечных и неизменных, вытекающих из самой человеческой природы реалий, Маркс показал их исторический характер, а, значит, и исторически ограниченный характер модели «экономического человека».
Во-вторых, в своем учении о базисе и надстройке Маркс раскрыл неразрывную
взаимосвязь экономической жизни общества и его социальной структуры, хотя, как считают многие исследователи, и несколько односторонне
В-третьих, в учении о классовом неравенстве и классовой борьбе Маркс заложил основы современной теории социального неравенства и социального конфликта.
В-четвертых, одним из первых создал теорию не просто функционирования, а функционирования и развития социально-экономической системы.
19.4. Развитие методологических принципов социологической науки в трудах Э.
Дюркгейма (1858-1917).
Основные произведения Э. Дюркгейма: «О разделении общественного труда» (1893);
«Метод социологии» (1895); «Самоубийство» (1897); «Элементарные формы религиозной
жизни» (1912).
19.4.1. Проблема метода. Дюркгейм считается классиком теории социологического метода, его подход получил название социального реализма. Основные сформулированные им принципы следующие. Во-первых, общество представляет собой часть объективной
реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические и непреложные законы. Во-вторых, это общество первично по отношению к составляющим его людям, в своей жизни есть нечто большее, чем эти люди и не сводимо к ним. Соответственно, в-третьих, являющиеся предметом изучения социологией социальныефактыстоль же
объективны и независимы от человеческого произвола, как и факты, изучаемые естественными науками. Главный принцип: «Социальные факты следует рассматривать как вещи». В–четвертых,своеобразный«принцип однородности причин», согласно которому

«социальное необходимо объяснять только социальным», и недопустимо апеллировать к психологическим, физическим и другим объяснениям.
19.4.2. Проблема разделения труда.
В работе «О разделении общественного труда» Дюркгейм обосновал невозможность сугубо экономического объяснения возникновения разделения труда, согласно которому труд разделяется между обладающими различными способностями индивидами. Согласно
Дюркгейму, различия между людьми существовали отнюдь не от века – напротив, первобытное
(архаическое) состояние характеризовалось практически полной тождественностью и взаимозаменяемостью индивидов. Следовательно, возникновение различий между людьми, дифференциации их способностей само должно быть объяснено всецело социальными причинами, а, значит, и не может служить исходным пунктом в объяснении возникновения разделения труда.
Для решения этой задачи Дюркгейм вводит два понятия - механической и
органической солидарности. Первая характерна для архаических обществ, в которых отсутствует функциональная дифференциация индивидов. Их единство поддерживается
коллективным сознанием, определяемым как «совокупность общих верований и чувств, свойственных, в среднем, членам какого-либо общества». Эта совокупность имеет собственную жизнь, не сводимую к жизни отдельных индивидов. Коллективное сознание существует в любом обществе, однако, в архаическую эпоху оно является единственной силой, связывающей общество, и полностью поглощает индивидуальное сознание.
Естественно, что это приводит к практически полной тождественности всех членов первобытного коллектива.
Напротив, органическая солидарность существует в развитых обществах, и основу ее составляет функциональная взаимозависимость индивидов, т.е. взаимодействие на основе разделения труда. Следовательно, объяснить возникновение разделения труда можно лишь раскрыв механизм разложения механической солидарности и превращения ее в солидарность органическую. Согласно Дюркгейму, по мере роста механической плотности (количество населения на единицу площади) и моральной плотности (интенсивность контактов), происходит усиление борьбы между индивидами, которая начинает угрожать единству общества. Мирным способом разрешения этой борьбы и является возникновение
органической солидарности. В условиях последней роль прежних традиционных верований в поддержании социальной солидарность заметно уменьшается. Благодаря этому общество оказывается в перманентном состоянии аномии, т.е. потери устойчивой ценностной
системы.
19.4. 3. Социологическая концепция религии.
В работе «Элементарные формы религиозной жизни» реализуются и конкретизируются базовые методологические принципы Дюркгейма. Основная задача этой работы - создать общую социологическую теорию религии на основании изучения ее элементарной формы - тотемизма.
Дюркгейм отвергает восходящие к эпохе Просвещения трактовки, рассматривающие религию как простой вымысел и заблуждение. Тысячелетия существования религии, ее повсеместная распространенность указывают на то, что она выполняет в жизни общества какие-то значимые функции, и задача социологии их открыть и описать. Им обосновывается
социальная природа религии: люди никогда не поклонялись ничему, кроме коллективной
(социальной) реальности, преображенной верой. Живя в обществе, человек постоянно сталкивается с проявлением некоей высшей и совершенно независящей от него силы. Это - сила предшествующих поколений, через механизм культурного наследования управляющих жизнью человека. Именно эта, реально существующая сила, становится объектом поклонения в религии. Таким образом, в религии человек поклоняется преображенному обществу, т.е.
достоверной реальности. Главная функция понимаемой так религии – поддержание и
укрепление социальной солидарности, основной признак – разделение мира на священные и профанные предметы.
Согласно Дюркгейму наука, в частности, социология, не противостоит религии и не должна стремиться к ее уничтожению. Задача социологии - открывать связь каждой религиозной формы с образом жизни того или иного народа. Но наука не может и создать новую позитивную религию (как считал Конт), ибо в основе религии лежит коллективное творчество, она является социальным фактом, который, как и любой социальный факт объективен и независим от воли человека..
19.4.4.
В работе «Самоубийство» Дюркгейм формирует основы социологического
подхода к объяснению этого явления, а также развивает и конкретизирует свои основные методологические принципы.
Одна из задач книги – показать, что даже в таком сугубо личном и, главное, абсолютном вопросе, как вопрос «жизни и смерти», каждый человек, в конечном счете, оказывается
зависим от общества.
Согласно Дюркгейму, на массовом уровне самоубийства ни психологическими, ни генетическими отклонениями объяснены быть не могут, ибо против такого объяснения говорят существующие статистические данные. Так, например, в еврейских семьях психологических отклонений много, а самоубийств мало. С другой стороны, генетические отклонения существуют у человека на протяжении всей жизни, однако наблюдается возрастание частоты самоубийств с возрастом. Наконец, при прочих равных условиях (один этнос, одно общество, один и тот же социальный слой), среди протестантов, например, число самоубийств выше, чем у католиков.
Этим подходам Дюркгейм противопоставляет социологическую концепцию самоубийств, и, соответственно, их новую классификацию (типологию).
Эгоистическое самоубийство. В основе самоубийств этого типа лежит повышенный индивидуализм, потеря человеком устойчивых и привычных связей с обществом и с социальной группой. Самоубийства этого типа проявляются, например, у людей не имеющих семьи или ее потерявших и т.д.
Альтруистическое - в противоположность первому, проистекает из абсолютной интеграции индивида в социальную систему. В основе - требование группы, существующих в ней традиций, согласно которым человек, при определенных обстоятельствах, должен добровольно (посредством какого-то действия, или, напротив, бездействия) расстаться с жизнью. Например, вдова индийца, которая должна убить себя после смерти мужа; капитан, который, согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен потонуть вместе с кораблем.
Аномическое самоубийство связано с потерей ценностной системы (состояние аномии).
Локальное возрастание самоубийств этого типа происходит в кризисные периоды, и вообще, во времена крупномасштабных социальных перемен. Однако, согласно Дюркгейму, уже сам переход от механической солидарности к органической, в силу ослабления значимости и авторитетности норм коллективного сознания, ведет к возрастанию самоубийств этого типа.
19.5. М. Вебер (1864-1920) о роли религиозных представлений в хозяйственной
жизни общества.
19.5.1. Постановка проблемы социологического исследования религии.
На рубеже 19-20 веков начинает развертываться многоплановая критика контовского позитивизма. Один из важнейших упреков, исходивший из рядов неокантианцев, касался принципиальной некорректности распространения на изучение социальных явлений методов естествознания, прежде всего, в силу принципиальной неповторимости и уникальности любых событий в жизни общества. Соответственно, формируется и новая методология, ориентирующаяся не на открытие неких всеобщих законов социальной жизни, а на изучение
социальных причин, совокупное действие которых приводит к возникновению какого-либо
значимого социального явления.
В русле этого направления и возникла веберовская концепция западного капитализма, который, в отличие от Маркса, рассматривался им не в качестве универсального явления, с необходимостью возникающего во всех культурах на определенном этапе их исторического развития, а в качестве сугубо локального явления, сформировавшегося в силу действия уникальным образом совпавших причин. Важнейшей, хотя отнюдь и не единственной такой причиной, Вебер считал распространение на Западе Европы протестантского (прежде всего, кальвинистского) учения. Наиболее подробно эта проблема рассматривается им в работе
«Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905).
Таким образом, в отличие от Дюркгейма, который стремился раскрыть всеобщую, универсальную природу религии, определить функции, выполняемые ей во всех обществах,
Вебер, напротив, рассматривал роль конкретных религий в формировании принципиально новых и уникальных экономических феноменов.
19.5.2. Сущность веберовского определения западного капитализма и его
особенностей.
Капитализм вообще рассматривается Вебером как явление универсальное, в определенных своих проявлениях (т.н. «авантюристический» капитализм) существовавшее и в
Индии, и в Вавилоне, и в Китае. Напротив, западный капитализм представляет для него совершенно особое, локальное явление, для возникновения которого потребовалось случайное совпадение различных, друг с другом не связанных культурно-исторических обстоятельств.
Основное отличие этого капитализма состоит в том, что средством получения прибыли здесь становится не грабеж, завоевания и проч. авантюры, а рациональная организация производства и всей социальной жизни вообще. Таким образом, этот капитализм вносит рациональное обуздание в иррациональное стремление человека к максимальной прибыли. В частности, рационализация жизни проявляется в новой роли бюрократии и науки в жизни всего общества.
Сущность бюрократа: выполнение им профессиональных функций совершенно не связано с ним как с личностью; в своей профессиональной деятельности он абсолютно обезличен. Бюрократия не есть исключительное порождение западного капитализма - это явление было известно и в Египте, и в Риме. Однако лишь в западной Европе с присущим ей духом рациональности бюрократ, согласно Веберу, стал неотъемлемой частью производства.
Наука также существовала и до капитализма, однако, лишь в его рамках она превратилась в неотъемлемую часть экономической жизни и жизни общества вообще. Наука ориентирована на рациональность, поэтому она органична капитализму. Одно развивает другое. Именно в капиталистических обществах наука завершает рациональное
«
расколдовывание» мира. Все это, в совокупности, порождает и стимулирует технический прогресс.
Рассматривая причины возникновения западного капитализма, Вебер проводит жесткое различие между законами возникновения и законами функционирования систем. Так, когда капитализм уже сформирован, он имеет достаточно сил и возможностей самовоспроизводиться без опоры на многие из породивших его внешних факторов, в частности, на факторы религиозно-нравственные. Однако, для его становления было просто необходимо наличие подобного рода предпосылок в духовной атмосфере общества.
19.5.3.
Гипотеза Вебера и факты, дающие ей косвенное подтверждение. Одной из основных предпосылок, сформировавшей рационально ориентированное мировоззрение и породившей совершенно особое отношение к труду, явилось, согласно гипотезе Вебера, распространение в западной Европе протестантизма, с присущим ему весьма специфическим этическим мировоззрением. Косвенно, этот вывод подтверждают проанализированные им
статистические данные: в районах совместного проживания католиков и протестантов доля преуспевающих бизнесменов среди протестантов в 3 раза выше, чем среди католиков.
19.5.4. Основные черты протестантского (кальвинистского) мировоззрения.
Вебер выделяет следующие черты этого мировоззрения:
Во-первых, Бог создал мир, но причины и мотивы его действий недоступны пониманию человека.
Во-вторых, Бог, в силу своего всемогущества и всеведенья, заранее предопределил каждого человека на вечные муки или на спасение, и люди бессильны что-либо изменить в божественных решениях своими делами или молитвами.
В-третьих, Бог создал мир во славу себе.
В-четвертых, человек, которого Бог предопределил к спасению, должен трудиться на преумножение Божьей славы, и стремиться к успеху.
Согласно Веберу, все эти элементы существуют и в других религиях, но лишь в протестантизме они соединились вместе, и последствия этого соединения были весьма значительны.
19.5.5.
Духовные последствия распространения кальвинистского мировоззрения и
его роль в возникновении западного капитализма:
- такое мировоззрение исключает мистицизм, возможность непосредственного общения с Богом;
- исчезает ритуальность; настоящий пуританин даже возле гроба близких отказывается от основанных на суеверии церемоний;
- снятие магического элемента создает благоприятные условия для формирования рациональной культуры, в рамках которой завершается «расколдовывание мира», и, соответственно, начинают развиваться науки (см. Тему 14);
- разделяющий такое мировоззрение человек, оказывается в итоге в страшном психическом состоянии: он одинок перед неслышащим его Богом, он не может ничего изменить в своей посмертной судьбе, и он угнетен лишь одной мыслью: избран ли я?
- вполне естественно, что в окружающем мире и в собственной душе этот человек стремится найти признаки своей избранности. Сам Кальвин считал это невозможным, но в массовом сознании его последователей сформировалось иное представление: признаком избранности человека является,во-первых, его уверенность в этом, во-вторых -
самозабвенный труд во имя Бога, в-третьих - жизненный успех, в-четвертых, аскетический, соответствующий идеалу праведника, образ жизни.
Вебер приходит к выводу, что именно кальвинистское мировоззрение создает духовные предпосылки для формирования двух основных факторов капитализма: а) рационального отношения к миру, б) особого отношения к труду, когда целью усилий капиталиста является извлечение прибыли, идущей не на потребление, а на создание в будущем еще большей прибыли.
19.5.6. Взаимосвязь характера экономических отношений и общемировоззренческих
принципов в других культурах.
Вебер не ограничился изучением влияния протестантского мировоззрения на возникновение западного капитализма, и рассмотрел проблему взаимосвязи религиозных представлений и экономических отношений в других культурах. Данной проблеме посвящен цикл его работ, объединенных в сборник «Собрание сочинений по социологии религии».
Что касается китайского мироощущения, то его основу составляет представление о
Космосе как о строго организованной системе, где все взаимосвязано, подчинено незыблемым законам и имеет свою меру. Это тоже рациональный взгляд на мир, однако, в этой культуре отсутствует необходимое для капитализма отношение к труду. Напротив, рационализация здесь приводит к тому, человек трудится ровно столько, сколько ему необходимо для удовлетворения привычных, традиционных потребностей. Никто и ничто не должно
переступать свою меру, поэтому, в случае увеличения производительности труда, человек будет не больше производить, а меньше работать. Таким образом, Вебер лишний раз доказывает, что для возникновения капитализма западного типа необходимо было появления не одной причины (например, рационального мировоззрения), а их совокупности.
Основу индийской религии составляет учение о переселении душ, что находится в органической взаимосвязи с кастовой системой. Согласно господствующему в этой культуре мировоззрению человек, претерпевший несправедливость в этой жизни, получает надежду на ее компенсацию в другой. Естественно, что в обществе, где каждый навсегда привязан к определенной касте и не имеет возможности перейти в другую, западный капитализм возникнуть в принципе не может.
19.5.7.
Вебер явился также одним из родоначальников понимающей социологии.
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с.
175-191.
2.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. – М.: Просвещение, 1999, с. 179-196.
3.
Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. М., 1997, с.9-24.
4.
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М.: Университет, 1997, с. 59-129, 161-
189.

Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
19.1.
Социология как самостоятельная наука, четко противопоставляющая себя
социальной философии, возникла в Древней Греции.
1. Да.
2. Нет.
19.2. Согласны ли Вы с утверждением:
«Основными принципами провозглашенного Контом позитивного метода является
ориентация на исследование наблюдаемых на опыте явлений и полный запрет на
выдвижение гипотез»
1. Да.
2. Нет
19.3. Верно ли утверждение: «Согласно Дюркгейму, самоубийство всегда предполагает
потерю индивидом устойчивых связей с обществом» ?
1. Да.
2. Нет.
19.4.
Какое из приведенных утверждений является верным?
1. Маркс был сторонником плюралистической парадигмы культурно-исторического развития человечества, Конт – эволюционной.
2. Маркс и Конт были сторонниками эволюционной парадигмы культурно- исторического развития человечества.
3. Маркс был сторонником эволюционной, Конт - плюралистической парадигмы культурно-исторического развития человечества.
4. Маркс и Конт были сторонниками плюралистической парадигмы развития человечества.
19.5.
Согласно Веберу, протестантская религия и наука.
1. Являются непримиримыми антагонистами.
2. Органично дополняют друг друга, т.к. обе ориентированы на рациональность.
3. Органичны друг другу лишь на этапе становления капитализма, затем религия начинает тормозить развитие науки.
4. Среди предложенных вариантов нет правильных ответов.
19.6. Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, К.
Маркс называл:
1. Стадией социальной эволюции
2. Общественным базисом
3. Общественной надстройкой
4. Общественно-экономической формацией

19.7. Согласно Конту, стадиями исторического развития человечества являются:
1. Фетишизм, политеизм, монотеизм
2. Рабовладение, феодализм, капитализм
3. Теологическая, метафизическая, позитивная
4. Детство, зрелость, старость
К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов:
19.8.
Отметьте
высказывания,
которые,
согласно
Веберу,
соответствуют
протестантскому мировоззрению:
1. Оно ослабляет мистицизм
2. Оно исключает возможность посредством молитв влиять на решения Бога
3. Усиливается ритуальность
4. Создаются условия для формирования рациональной культуры.
5. Оно рассматривает физический труд как богоугодную деятельность.
19.9.
Дюркгейм рассматривал общество как:
1. Реальность, первичную по отношению к любому индивиду.
2. Реальность, первичную по отношению к любому индивиду только на этапе механической солидарности.
3. Объективную реальность, в конечном счете, порождающую религиозные представления людей.
4.
Реальность, которую социологи должны рассматривать как возникающую благодаря свободному договору между людьми.
5.
Реальность, факты которой социологи должны рассматривать как вещи.
19.10. Согласно Конту, религия представляет собой:
1. Явление, возникающее лишь на определенной стадии развития общества и связанное с формированием социального отчуждения.
2. Явление, нередко оказывающее определяющее влияние на формирование новых экономических отношений.
3. Явление, коренящееся в самой природе социальной жизни и потому недоступное сознательному изменению человеком.
4. Явление, играющее огромную положительную роль в формировании социальной солидарности, однако нуждающееся в фундаментальном преобразовании на основе науки.
5. Всеобщую и необходимую стадию в развитии человеческого сознания.

Ответы к тесту по социологии
1   ...   55   56   57   58   59   60   61   62   ...   70


написать администратору сайта