Главная страница

Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы


Скачать 5.32 Mb.
НазваниеКалендарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы
Дата11.04.2023
Размер5.32 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPolny_kurs_teorii_po_obschestvoznaniyu.pdf
ТипКалендарно-тематический план
#1052820
страница57 из 70
1   ...   53   54   55   56   57   58   59   60   ...   70
ТЕМА 17
Семья как социальный институт и малая группа.
Содержание темы
1.
Определение семьи, необходимые признаки. Специфика семьи как социального института. Семья и брак, различие этих понятий. Типология брака. Моногамия, полигамия, основные формы полигамного брака. Социальные причины, обусловливающие различия в формах брака. Типология семьи. Нуклеарные, расширенные, неполные семьи. Основные признаки рода. Экзогамия и эндогамия, относительность этих понятий.
2.
Основные социальные функции семьи. Экономическая функция, ее исторический генезис. Патриархальная семья, ее специфика. Изменение экономической роли семьи в современном мире, основные причины. Репродуктивная функция семьи, функция социализации. Зависимость этих функций от социально-экономических условий. Статусная функция. Специфика семьи как малой и первичной группы. Релаксационная функция.

Раздел: Учебно-методические материалы
Методические указания
1.
Дайте определение семьи. Почему, с Вашей точки зрения, именно данные признаки выделены в качестве необходимых признаков семьи? Чем отличается содержание слова семья в обыденном смысле от понятия семьи в строго научном значении? Приведите примеры, когда социальная группа, в обыденной жизни называемая семьей, не является таковой с точки зрения науки, и наоборот.
2.
В чем принципиальное отличие понятий семьи и брака? Укажите основные типы брака.
Назовите известные Вам точки зрения, объясняющие многообразие форм брака. Дайте определение нуклеарной, патриархальной, расширенной и неполной семьи. Раскройте содержание понятий экзогамии и эндогамии. Какое из этих понятий является основным признаком рода? Можно ли род считать семьей?
3.
Перечислите основные функции семьи. Какая из этих функций является наиболее значимой в традиционном обществе? Какие функции выходят на первый план в индустриальном и постиндустриальном обществах? Каким образом изменение функций семьи сказалось на их устойчивости? Приведите аргументы в пользу утверждения о постепенном отмирании формы нуклеарной семьи в современном мире. Какие аргументы можно привести против этого утверждения? В чем состоит специфика семьи как малой и первичной группы?
Основные термины и понятия
Семья – это малая или средняя социальная группа, обладающая тремя основными свойствами:
- все ее члены связаны отношениями родства и/или свойства;
- все они проживают в одном помещении (или сооружении, которое в данном обществе принято считать одним сооружением);
- они ведут совместное хозяйство, то есть занимаются деятельностью, обеспечивающей им основные средства существования.
Брак – устойчивый и признанный в данном обществе союз между мужчиной и женщиной (или несколькими мужчинами и женщинами), созданный, как правило, для воспроизводства воспитания детей.
Моногамный брак – устойчивый союз одного мужчины и одной женщины.
Полигамный брак – общее название форм группового брака.
Полигиния – форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен.
Полиандрия – форма брака, при которой у одной женщины существует несколько законных мужей.
Нуклеарная семья – форма семьи, включающая в себя одну брачную пару с несовершеннолетними детьми или без детей.

Расширенная семья – включает в себя более одной брачной пары или брачную пару и других совершеннолетних родственников.
Неполная семья – семья, не имеющая в своем составе ни одной брачной пары.
Экзогамия – заключение брака за пределами данной социальной группы.
Эндогамия – заключение брака в рамках данной социальной группы.
Вспомогательные материалы
Семья как социальный институт.
1.Семья как социальный институт.
Согласно определению, принятому в социальной статистике, и разделяемому большинством социологов, семья есть большая или средняя социальная группа,
обладающая тремя основными свойствами:
1)
все ее члены связаны отношениями родства и/или свойства;
2) все они проживают в одном помещении, или, точнее говоря, в сооружении,
которое в данном обществе принято
считать единым помещением (местом жительства);
3) они ведут совместное хозяйство, то есть занимаются деятельностью,
обеспечивающей им основные средства существования.
Во всех обществах семья ведет совместный быт. В обществах, основанных на товарно-денежных отношениях, семья обязательно имеет общий бюджет.
В традиционных обществах "совместное хозяйство" означает как правило, внутрисемейное разделение труда в рамках охоты и собирательства, сельского хозяйства или ремесла. Например, мужчина ходит на охоту, женщина занимается собирательством трав, плодов, и т.д. Мужчина пашет и сеет, женщина ухаживает за скотом, участвует в обмолоте и просушке зерна, и т.д.
В современном обществе члены семьи, как правило, не связаны участием в совместном производстве. Каждый член семьи имеет свой источник доходов, свое занятие в одной из отраслей общественного хозяйства. Поэтому важнейшими признаками семьи становятся: совместный бюджет, охватывающий значительную часть личных доходов; совместное приготовление пищи; совместное решение относительно наиболее крупных приобретений
(недвижимость, автомобиль, товары длительного пользования, и т.д.).
Ведение так называемого "личного подсобного хозяйства" (дачный или садовый участок) становится существенным признаком семьи в том случае, если доходы (или
натуральные продукты), полученные от этого участка, являются важным элементом жизнеобеспечения семьи. Миллионы городских семей не имеют дачных и садовых участков, и тем не менее являются полноценными семьями.
От понятия "семья" следует отличать понятие "брак".
Брак есть устойчивый и признанный данным обществом союз между мужчиной и
женщиной (или несколькими мужчинами и женщинами) созданный, как правило, для
воспроизводства и воспитания детей.
За последние десятилетия произошли существенные изменения в понимании сущности брака. В частности, возникает вопрос, можно ли считать браком устойчивый союз, не предполагающий рождение (или усыновление) и воспитание детей, или сожительство гомосексуальных пар? Следует ли в связи с этим расширить классическое определение брака? Такое расширение, на наш взгляд, нецелесообразно, так как различные маргинальные случаи всегда существовали во всех обществах. Они требуют специального анализа и терминологии. Мы же будем ориентироваться на преобладающий в большинстве обществ тип брачного поведения.
2.Типология брака и семьи.
Основными формами брака являются моногамия и полигамия (полигиния и
полиандрия).
Во всем мире, во всех известных культурах, наиболее распространенной формой является моногамный брак - устойчивый союз одного мужчины и одной женщины.
На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет
полигиния - форма брака, при которой один мужчина является законным мужем
нескольких жен. Полигиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких за- конных жен допускает ислам.
Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допускающих полигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3-5% браков включают более одной жены. В единичных случаях зафиксировано до 10% полигинных брачных союзов.
Ограниченность количества полигинных семей вытекает из баланса полового состава - не может быть общества, в котором число женщин в 3-4 раза превышает количество мужчин.
Поэтому многоженцами обычно являются самые богатые мужчины, либо те, кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.). Обычно это люди в солидном возрасте (старше 40 лет, нередко 60-80-летние).

Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно повышает свой престиж и престиж своего рода. Социальный престиж, измеряемый количеством социальных связей – главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах.
Полиандрия - наличие нескольких мужей у одной жены - возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).
В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака был групповой брак - между
несколькими мужчинами и женщинами (Л. Морган, Ф.Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных в традиционных обществах обычаев - левират и сорорат, оргиастические праздники. Непосредственно подобная форма брака нигде не наблюдалась. Современная антропология считает такую реконструкцию
необоснованной.
Левират - обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; сорорат - обязанность жениться на сестре жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности, необходимостью сохранения имущества в рамках рода.
Оргиастические праздники (типа славянской ночи на Ивана Купала) наблюдались у многих народов, культуры которых строго ограничивали половые связи в течение всего года.
Однако один раз в год разрешалось все или почти все - но только на одну ночь. Но эти обычаи отнюдь не свидетельствуют о существовании группового брака - скорее наоборот.
В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация выделяет:
-
нуклеарные семьи, включающие 1 брачную пару с несовершеннолетними детьми или без детей;
-
расширенные семьи, включающие более одной брачной пары, или брачную пару и других совершеннолетних родственников;
-
неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары.
Таким образом, наличие брачной пары не является обязательным признаком семьи, так как значительная часть семей не включает брачных пар.

В современном мире абсолютное большинство семей - (около 3/4) - нуклеарные; однако постоянно растет доля неполных семей.
Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ в течение многих тысячелетий позднего присваивающего и раннего производящего хозяйства основой семейной структуры была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию.
Род - это существующая в течение жизни как минимум нескольких поколений
социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо лица по отцовской
и/или материнской линии, внутри которой запрещены браки. Род имеет название,
легендарного или реального предка ("тотем") и символы принадлежности к роду.
Наследование принадлежности к роду может происходить по материнской линии
(матрилинейный род), по отцовской линии (патрилинейный род). В патрилинейных родах запрещены браки с родственниками по отцовской линии, в матрилинейных - по материнской.
Первоначально территориальные общины формировались на основе какого-либо рода.
Супруги членов данного рода обязательно должны быть из другого рода. При матрилинейной системе родства мужчины уходили в другую общину, при патрилинейном - женщины.
У многих народов (например, у индейцев Северной Америки в XIX в., у славян в V-VI вв.) обычными были большие дома, основу населения которых составляли члены одного рода с супругами. Супруги не считались полноправными членами рода, поскольку принадлежали к другому роду. Население таких домов составляло единую расширенную семью, включающую множество брачных пар. Однако главным в такой семье является не отношение свойства, как в современной супружеской семье, а именно отношение родства.
Следует отметить, что род - образование не биологическое, а именно социальное, поскольку запрещение вступления в брак с родственниками по отцовской линии не исключало (а часто даже предполагало) сочетание, например, с двоюродной сестрой по материнской линии. Возникновение родовой организации скорее всего обусловлено необходимостью закрепления имущества (угодий) за родовой группой и организации дея- тельности по обработке земли и выпасу стад. Род экзогамен.
Экзогамия - это правило, согласно которому запрещается заключать браки между
мужчинами и женщинами, принадлежащими к данной социальной группе.
Эндогамия - это правило, согласно которому предполагается, что все браки
заключаются только в рамках данной социальной группы.

Строго эндогамные группы в истории почти неизвестны. Поэтому и эндогамия - скорее теоретическая абстракция. Более общий случай - гомогамия - предпочтительное вступление в браки в пределах одной социальной группы или категории. Эндогамия является предельным случаем гомогамии. Однако в литературе закрепился именно термин "эндогамия". Эндогамия и экзогамия играют важную роль в жизни общества.
3.Функции семьи.
-
Экономическая функция. На протяжении почти всей истории человечества именно экономическая функция была главной для семьи, поскольку семья без преувеличения являлась основной производственной ячейкой общества. Особенно ярко эта функция проявилась в аграрном обществе. Состав крестьянской семьи, и в России, и в Китае, и во
Франции, определялся прежде всего требованиями производства. Так, например, пол- ноценный надел получал только мужчина, вступивший в брак, так как для выполнения всего комплекса процедур необходима была брачная пара с детьми. Утрата семьей функции основной производственной ячейки в индустриальном и постиндустриальном обществе привела к кардинальным изменениям в структуре семьи - уменьшился количественный состав семьи, увеличилось количество разводов, изменились внутрисемейные роли супругов, так как мужчина перестал быть безусловным лидером.
-
Функция воспроизводства населения (репродуктивная функция). В традиционной сельскохозяйственной общине, где преобладают относительно простые и неспециализированные приемы труда, дети вовлекаются в трудовой процесс очень рано, и большое количество детей является фактором экономического преуспеяния семей. Мальчики
- это будущие "тягловые" мужики, которые, вступив в брак, будут иметь право на земельный надел (тягло). Девочки - это "товар" на брачном рынке, позволяющий поддерживать широкие связи за счет породнения с другими семьями. Наконец, и в младенческом возрасте дети - существенная помощь в семье. "Полно, Ванюша, гулял ты немало, пора за работу, родной " - так писал Н.А.Некрасов, обращаясь к семилетнему пацану в поэме "Мороз-красный нос".
Наоборот, в обществе с высоким уровнем разделения труда и специализации семье более выгодно вырастить меньшее число детей, однако дать им более высокую профессиональную подготовку. Соответственно, и в брак лучше вступать в более позднем возрасте, достигнув в своей профессии определенного уровня и обеспечив своим детям достаточно высокие стартовые позиции.
Таким образом, необходимо различать "традиционный" и "современный" режим
естественного воспроизводства населения. Первый характеризуется высокой
рождаемостью и высокой детской смертностью (до 30% детей в течение первого года жизни); второй - низкой рождаемостью и низкой детской смертностью (1-3%).
Переход от традиционного к современному режиму воспроизводства называется "демографическим переходом". Как правило, сначала происходит сокращение детской смертности, и только затем - рождаемости. В результате на определенный период складывается очень высокий уровень естественного прироста. Этот период называется "демографическим взрывом"; численность населения в это время может удваиваться каждые
30-
50 лет. Западная Европа пережила такой период в XVIII- начале XIX вв., Россия - в конце
XIX - начале XX вв. Многие страны Азии, Африки, Латинской Америки находятся на самом пике демографического перехода. Это тормозит их социально-экономическое развитие, порождает проблемы безработицы, голода, низкого уровня жизни.
Как показал исторический опыт, единственный эффективный способ перехода к современному типу воспроизводства населения - это формирование новой системы ценностей; что, в свою очередь, возможно только при целенаправленном вложении средств в модернизацию образа жизни.
В России, по сравнению со странами Европы, демографический переход начался примерно на 100-150 лет позже, но произошел значительно быстрее, что было связано с особенностями урбанизации - необычайно высокими темпами прироста доли городского населения в 30-60-е гг. XX века.
-
Функция социализации. В аграрном обществе практически полностью социализация происходит в семье и в общине. Поэтому человек привыкает подчиняться единой системе ценностей и норм. Ценности, предлагаемые общиной и семьей, совпадают.
В современном обществе семья перестает быть не только основной экономической, но и основной воспитательной (социализирующей) ячейкой общества. Нормы, воспитываемые семьей, нередко значительно отличаются от норм и ценностей, которых придерживается окружение ребенка в "большом" обществе. Старшему поколению трудно передать позитивный опыт молодежи, поскольку они росли в других условиях. Это обстоятельство нередко порождает культурный конфликт в семьях.
-
Статусная функция (воспроизводство социального статуса индивида и семьи и социальной структуры общества). Эндогамия обеспечивает устойчивость социальных групп и слоев, их воспроизводство из поколения в поколение. Эндогамны (гомогамны) этносы, территориальные общности, социально-статусные слои и группы (сословия, категории по уровню дохода, образования, профессиональные группы), возрастные когорты, гражданства, и т.д. Падение эндогамных барьеров означает исчезновение данной группы с исторической
арены. Например, дворянство перестает существовать, когда сословные браки перестают быть правилом. То же самое относится к этносу, профессиональным слоям. И наоборот, возникновение брачных предпочтений внутри какой-либо социальной категории как правило означает, что она превращается в социальный слой или группу.
-
Релаксационная и защитная функции (эмоциональное удовлетворение). В наше время повышается значимость этих функций в связи с всеобщей дестабилизацией общества.
-
Функция регулирования сексуальных отношений. Согласно Фрейду и его последователям, организация сексуальной жизни - один из ведущих факторов социального развития. В частности, именно подавление сексуальности в жизни европейского общества способствовало развитию творчества как компенсаторной функции. Кроме того, отношения полов являются одним из самых активных источников конкурентных отношений в обществе.
Особенно большое значение социальный контроль сексуальных отношений приобретает в современном мире, где ряд смертельно опасных заболеваний передается через половые сношения.
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 103-110.
2.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. –
М.: Просвещение, 1999, с. 304-306.
3.
Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. М., 1997, с.181-192.

Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
17.1. Является ли семьей социальная группа, состоящая из совершеннолетнего сына и
престарелой матери, если они проживают в одном помещении и ведут совместное
хозяйство?
1.
Да.
2.
Нет.
17.2. Верно ли следующее утверждение: «Любой этнос имеет тенденцию
к экзогамности»?
1.
Да.
2.
Нет.
17.3. Верно ли следующее утверждение: «Одним из основных признаков рода является
эндогамия»?
1.
Да.
2.
Нет.
17.4. Возможна ли ситуация, когда брак одновременно является экзогамным и
эндогамным?
1.
Нет, ибо это взаимоисключающие друг друга понятия.
2.
Да, но при условии, что эти понятия относятся к разным социальным группам.
3.
Да, но такое было возможно только в традиционном обществе.
4.
Да, но такое возможно только в индустриальном и постиндустриальном обществах.
17.5. Семья, включающая двух родителей, их детей и бабушку является:
1. нуклеарной;
2. неполной;
3. расширенной;
4. матриархальной.
17.6. Какая из функций семьи как социального института была наиболее важной в
сельской русской общине XIX в., то есть определяла собой все остальные функции?
1. Воспитательная.
2. Сексуальная.
3. Релаксационная (снятия напряжения).
4. Обрядовая (свадьбы, похороны, и т.д.).
5. Экономическая.

17.7. Браки в родоплеменном обществе заключаются преимущественно
с представителями своего рода
1. всегда;
2. иногда;
3. никогда;
4. в этом обществе вообще не было обычаев, регламентировавших данный аспект заключения браков.
17.8.
Как называется обычай, согласно которому одна женщина может иметь несколько
мужей?
1.
Экзогамия.
2.
Полигиния.
3.
Левират.
4. Полиандрия.
К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов:
17.9. Какие из перечисленных признаков, согласно современным представлениям
социологии и статистики, являются обязательными для того, чтобы социальная группа
современного общества считалась семьей?
1. Наличие брачной пары.
2. Совместный бюджет.
3. Регистрация в органах местной власти.
4. Проживание в общем помещении.
5.Совместное ведение подсобного хозяйства (садовый участок, огород, и т.д.).
17.10. Какие из нижеприведенных социальных категорий в современной России
являются преимущественно эндогамными:
1. любая этническая группа;
2. сотрудники какой-либо транснациональной компании;
3. лица с высшим образованием;
4. население города Москвы;
5. потомки одного рода.

Раздел: Календарно-тематический план
1   ...   53   54   55   56   57   58   59   60   ...   70


написать администратору сайта