Конспект урока музыки на тему _Камерная музыка. Вокальный цикл_. Камерная музыка. Вокальный цикл
Скачать 0.75 Mb.
|
Музыка, 7 класс Дата_14.11.2022 г. ________________________ Раздел 1: «Особенности драматургии сценической музыки» Тема урока: Камерная музыка. Вокальный цикл Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “камерная музыка”. Задачи урока: Систематизация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся на основе восприятия музыки композиторов разных направлений. Развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке, аргументировать свое мнение. Формирование умений и навыков выразительного исполнения песни. Оборудование: магнитофон, фортепиано, портреты Э.Грига, М.И. Глинки, А.П.Керн, репродукция картины Робера Турньера “Камерное трио эпохи Барокко”. Музыкальный материал: “Утро” Э.Григ. “Органная фуга” (соль минор) И.С.Бах. “Соната для виолончели и фортепиано” (1 часть) Э.Григ. “Я помню чудное мгновенье” муз. М.И.Глинки, сл. А.С.Пушкина. “Давайте восклицать” сл. и муз. Б.Окуджавы. Ход урокаМузыка на вход: “Утро” Э.Григ Вступление.– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и сегодня этот урок мне хотелось бы начать со стихотворения Мандельштама. И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме, И Гете, свищущий на вьющейся тропе, И Гамлет, мысливший пугливыми шагами, Считали пульс толпы и верили толпе. Быть может, прежде губ уже родился шепот И в бездревестности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, До опыта приобрели черты. – Опираясь на это стихотворение, подумайте, в какое время мы сейчас отправимся? (высказывания детей) Основная часть.Да, действительно. Представим себе, что мы живем не в XI веке, а в XVII , и не в России, а например, в Германии. Мы не знаем еще ни о Моцарте, ни о Бетховене, понятия не имеем о том, кто такие Глинка и Чайковский, в жизни не слышали симфонического оркестра. Ничего этого еще и в помине нет. Но мы с вами очень любим музыку. Мы бы с удовольствием пошли бы на концерт, но их еще почти не бывает. Во всяком случае, таких, на которые может пойти каждый, кто хочет. Правда, те, кто любит слушать звучание хора и органа, могут пойти в церковь. Под ее высокими сводами звучит великолепная профессиональная музыка. Звучит “Органная фуга” (соль-минор) И.С.Баха –Кто мог написать эту музыку? – Может ли И.С.Бах исполнить это произведение дома? – Почему? Вот у него дома мы, наверное, можем послушать не церковную и не придворную музыку, т.к. нет органа и хора. Здесь звучит предок рояля – клавесин, играют на скрипке и флейте, поют песни. Такие музыкальные вечера бывают не только в домах музыкантов, а всюду, где любят музыку. Конечно, музыка на таких вечерах исполняется самая разная: и самая простая – развлекательная, танцевальная и любительские несложные импровизации, и серьезные, глубокие произведения, написанные замечательными композиторами. Музыканты, собравшись вместе в большой комнате, играли на скрипках, виолончелях, флейтах и клавесинах. Это были настоящие домашние концерты, на которые приглашали знакомых. От этих домашних концертов и произошло выражение “камерная музыка” (camere в переводе означает “комната”). Камерная музыка бывает инструментальной и вокальной. Это сочинения, написанные для небольшого числа исполнителей – для музыкального ансамбля. Такие музыкальные группы в зависимости от числа участников называются по-разному: дуэт – в нем два исполнителя, трио – три исполнителя, квартет – четыре исполнителя, квинтет – пять исполнителей, и т.д. Но в камерной музыке не может быть более десяти исполнителей – инструменталистов или певцов. И вот сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением норвежского композитора Эдварда Грига, которое превосходит некоторые симфонические сочинения. Имя этого композитора вам хорошо знакомо. Его произведение звучало на вход. – Назовите произведение, которое звучало на вход? – Какие еще произведения этого композитора мы слушали на наших уроках? В 1883 году Григ закончил виолончельную сонату, которую посвятил талантливому виолончелисту, артисту и верному другу по работе – брату Иону. Это не только одно из лучших произведений великого норвежца, но и одно из самых значительных произведений камерной музыки конца XIX века. Прочитать стихотворение Н, Гумилева. Кричит победно морская птица Над вольною зыбью волны фиорда, К каким пределам она стремится? О чем ликует она так гордо? Холодный ветер, седая сага Так властно смотрят из звонкой песни, И в лунной грезе морская влага Еще прозрачней, еще чудесней. Родятся замки из грезы лунной, В высоких замках тоскуют девы, Златые арфы так многострунны, И так маняще звучат напевы. Но дальше песня меня уносит, Я всей вселенной увижу звенья, Мое стремленье иного просит, Иных жемчужин, иных каменьев. Я вижу праздник веселый, шумный, В густых дубравах ликует эхо, И ты проходишь мечтой бездумной, Звеня восторгом, пылая смехом. А на высотах, столь совершенных, Где чистых лилий сверкают слезы , Я вижу страстных среди блаженных, На горном снеге алеют розы. И где-то светит мне образ бледный, Всегда печальный, почти безмолвный. …Но только чайка кричит победно И гордо плещут седые волны. М.Горький в своей повести “В людях” рассказывает, какое мощное воздействие оказал на него звук виолончели, когда он услышал ее впервые: “Из квадратной форточки окна вместе с теплым паром струился на улицу необыкновенный звук, точно кто-то очень сильный и добрый пел, закрыв рот, слов не слышно было, но песня показалась мне удивительно знакомой и понятной… Я сел на тумбу, сообразив, что играют на какой-то скрипке, чудесной мощности и невыносимой – потому что слышать ее было почти больно. Слушание: “Соната для виолончели и фортепиано” 1 часть Э.Григ (анализ прослушанного произведения) – Сколько тем вы услышали? – Какие инструменты исполняли эти темы? – Темы по движению одинаковые или разные? – Какая тема ведет “солирующую” партию, а какая “аккомпанирующую”? Темы все время звучат на равных правах, соревнуясь друг с другом, то меняясь ролями, то сливаясь в едином потоке. Это сочетание разных, но равноправных инструментов является основой камерной музыки. Но камерная музыка бывает не только инструментальной, но и вокальной. У меня в руках томик стихов А.С. Пушкина. И вот одно из самых известных его произведений: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты… Прочесть его, оказывается, довольно трудно. В ушах сразу начинает звучать чудесная музыка М.И.Глинки, и стихи эти хочется петь. Слушание: “Я помню чудное мгновенье” муз. М.И.Глинки, сл. А.С.Пушкина. Кажется, что музыка и слова создавались одновременно и даже одним и тем же человеком, – настолько неразрывно они связаны друг с другом. А между тем слова и музыка написаны в разное время, разными людьми и даже посвящены двум разным женщинам. Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, а музыка, много лет спустя, – ее взрослой дочери Екатерине. Это совершенное творение двух гениальных художников часто называют “жемчужиной русского романса” – Что же такое романс? Романс – это музыкальное произведение, написанное для одного голова с каким-нибудь инструментальным сопровождением. В романсе музыка сложнее, чем в песне. И мелодия, и аккомпанемент не только передают общее настроение, общее содержание текста, но как бы развивают, углубляют его. Музыка словно прислушивается к каждой фразе, чутко откликается на все, что в ней говорится, и все время меняется. В романсе удивительно гармонично соединяются поэзия и музыка: Слова и звуки, звуки и слова, В них жизни, полной жизни выраженье. Е Растопчина. Сегодняшний урок я предлагаю завершить исполнением песни Булата Окуджавы “Давайте восклицать”. Исполнение песни “Давайте восклицать” сл. и муз. Б.Окуджавы |