Конспект урока музыки на тему _Камерная музыка. Вокальный цикл_. Камерная музыка. Вокальный цикл
![]()
|
Итог урока.Сегодня на уроке мы познакомились с новым музыкальным понятием “камерная музыка” – Почему музыку называют “камерной”? – Кто может исполнять камерную музыку? – Какие произведения мы прослушали на сегодняшнем уроке? – Что такое романс? – Скажите, а что в жизни человека должно быть, на ваш взгляд, гармоничным? (Душа и тело; мысли и поступки; внутренний мир человека и окружающий его мир). Вот тогда-то на земле будет рай, о котором люди издавна мечтали и мечтают сейчас. К сожалению, мы еще так далеки от этого идеала, но я знаю точно, что искусство, пусть ненадолго, способно окунуть человека в гармонию мира. Прислушайтесь к своим сердцам. Они сейчас на волне красоты и доброты. Несите это в наш мир. И он станет лучше. Ка́мерная му́зыка (лат. camera — комната) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов-инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один голос, в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы голосов, играющих в унисон. Камерная музыка — это форма классической музыки, написанная для небольшой группы инструментов - традиционно группы, которая могла бы поместиться в дворцовом зале или большом зале. В самом широком смысле, это включает в себя любую художественную музыку, которая исполняется небольшим количеством исполнителей, с одним исполнителем в партии (в отличие от оркестровой музыки, в которой каждая струнная партия исполняется несколькими исполнителями). Однако, по соглашению, она обычно не включает в себя сольное исполнение на инструменте. Из-за своей интимной природы камерную музыку называют "музыкой друзей".[1] Более 100 лет камерная музыка исполнялась в основном музыкантами-любителями у себя дома, и даже сегодня, когда исполнение камерной музыки перекочевало из дома в концертный зал, многие музыканты, любители и профессионалы, все еще играют камерную музыку для собственного удовольствия. Исполнение камерной музыки требует специальных навыков, как музыкальных, так и социальных, которые отличаются от навыков, необходимых для исполнения сольных или симфонических произведений.[2] Иоганн Вольфганг фон Гете описывал камерную музыку (в частности, музыку струнного квартета) как "беседу четырех разумных людей".[3] Эта разговорная парадигма, которая относится к тому, как один инструмент вводит мелодию или мотив, а затем другие инструменты впоследствии "отвечают" аналогичным мотивом, была нитью, вплетенной в историю сочинения камерной музыки с конца 18-го века по настоящее время. Аналогия с разговором повторяется в описаниях и анализе произведений камерной музыки. Романс – это вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента. Жанр зародился в Испании в средние века. Это светская песня на испанском («романском») языке, исполненная под аккомпанемент гитары или другого музыкального инструмента. 6.06.2012 Поделиться страницей: Художественное название урока"Воистину в Шуберте живёт божественная искра". Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний Цель урока: Способствовать освоению жанров камерной вокальной и инструментальной музыки — вокальный цикл, этюд, прелюдия, транскрипция, концерт, сюита. Развивать умение эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения жанров камерной музыки ; анализировать художественно-образное содержание, выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности вокального цикла Ф.Шуберта «Прекрасная мельничиха».Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий в процессе освоения содержания музыкального произведения. Формироватье целостное мировоззрение, охватывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Планируемые результаты: Предметные: Знают/понимают особенности жанров камерной вокальной и инструментальной музыки — вокальный цикл, этюд, прелюдия, транскрипция, концерт, сюита, художественно-образное и интонационно-смысловое содержание вокального цикла Ф.Шуберта «Прекрасная мельничиха». Умеют эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения жанров камерной музыки ; анализировать художественно-образное содержание, выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности вокального цикла Ф.Шуберта «Прекрасная мельничиха». Применяют приобретённые знания. умения и навыки в практической деятельности для музицирования и других творческих заданий в процессе освоения содержания музыкального произведения. Метапредметные: Умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы. Личностные:Проявляют понимание социального, культурного, языкового, духовного многообразия современного мира. Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация к уроку, информационный листок на каждую парту, портрет Ф.Шуберта, словри эстетических эмоций, раздаточный материал для вокально-хоровой работы, символы чувств (смайлики). Опорная схема «Знать, уметь, ценить…» Эпиграф: Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всём друг другу потакая, - Тем более, что жизнь короткая такая. Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты каждому, чего у него нет: Б.Окуджава Музыкальный ряд: Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха», (фрагменты) Ф.Шуберт. «Пожелание друзьям». Сл. и муз.Б.Окуджавы. Визуальный ряд: презентация к уроку, портрет Ф.Шуберта, репродукции картин Литературный ряд: тексты песен из цикла «прекрасная Мельничиха» Ход урока:
Приложение к уроку: Информационная карточка: «Прекрасная мельничиха» (op.25, D795) (нем. Die schöne Müllerin) — первый вокальный цикл Франца Шуберта на слова Вильгельма Мюллера. Состоит из 20 песен. Сочинён в 1823 году, за четыре года до второго цикла «Зимний путь» и посвящён другу Карлу фон Шёнштейну. На русском языке известен в переводе И. Тюменева и А. Машистова. В песнях рассказывается о юном мельнике, который отправляется в странствия искать счастье. Он видит мельницу и влюбляется в дочь местного мельника. Любовь приносит ему радостные, а затем и горестные переживания: у него появляется более счастливый соперник, охотник. Вновь отправившись в странствия, юноша рассказывает ручью как единственному верному другу о своей потерянной любви и после этого он кончает жизнь самоубийством. https://ru.wikipedia.org/wiki ![]() История создания Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» был написан в пору творческого расцвета композитора. В это время Франц Шуберт был достаточно знаменитым человеком в узких творческих кругах. Им были написаны около двух сотен песен, которые часто исполнялись в знатных домах во время домашних приемов. ![]() ![]() Из более чем 70 произведений сочинитель выбрал лишь 20, максимально подходящих по драматургическому развитию. Работа протекала в столице Австрии. Там композитор чувствовал себя спокойно и мог полностью посвятить себя творчеству. Сочинение шло быстро, и уже вначале 1824 года цикл был полностью завершен. После окончания, композитор отправился по приглашению в имение графа Эстерхази в качестве музыкального преподавателя. Там он был представлен другу графа, великолепному тенору Карлу фон Шенштайну. Необходимо отметить, что певец исполнял только итальянскую оперу и редко изменял собственным предпочтениям. Но вокальная музыка Шуберта произвела на него сильное впечатление. В знак уважения и благодарности Франц посвятит цикл именно Шенштайну, и удостоит его чести быть исполнителем композиции. Стоит отметить, что певец прекрасно справился с возложенной на него обязанностью. Интересно, что по отдельности вокальные миниатюры после сочинения часто исполнялись на светских мероприятиях, но цикл в целом посчастливилось услышать лишь спустя три десятка лет. Произошло это в Вене, публика была в восторге от композиции. Но принимать комплименты было уже некому, так как композитор скончался еще в 1828 году. |