культурология. самостоятельная работа по теме3.4. Картина мира термин, используемый в различных смыслах для обозначения
Скачать 120.79 Kb.
|
«Влияние технического прогресса на формирование картины мира, новых мировоззренческих представлений и их отражении в культуре XIX века» Научная картина мира — одно из основополагающих понятий в философии науки — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. Система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире называется сциентизм. В процессе познания окружающего мира в сознании человека отражаются и закрепляются знания, умения, навыки, типы поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако прогресс представлений об окружающем мире достигается преимущественно благодаря научному поиску. В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности. Картина мира — термин, используемый в различных смыслах для обозначения: мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определённой исторической эпохи. В этом же значении используются термины образ мира, модель мира, видение мира, характеризующие целостность мировоззрения. научных онтологий, то есть тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения: горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Научная картина мира при этом выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний (аналогичным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках) посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе её истории и меняется при переходе от одного этапа к другому. Соответственно указанным значениям, понятие научной картины мира расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний: общенаучная картина мира (систематизированное знание, полученное в различных областях) естественнонаучная картина мира и социально(общественно)-научная картина мира конкретно-научная картина мира (физическая картина мира, картина исследуемой реальности) специальная (частная, локальная) научная картина мира отдельных отраслей науки. Также выделяют «наивную» картину мира Научная картина мира не является ни философией, ни наукой; от научной теории научная картина мира отличается философским преобразованием категорий науки в фундаментальные понятия и отсутствием процесса получения и аргументации знания; при этом научная картина мира не сводится к философским принципам, так как является следствием развития научного знания. Научно-технический прогресс (НТП) — это поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы; это объективная, постоянно действующая закономерность развития материального производства, результатом которой является последовательное совершенствование техники, технологии и организации производства, повышение их эффективности. Постепенное развитие общественного производства, его постоянное совершенствование являются фундаментальными закономерностями экономической жизни человечества. Они основываются на прогрессе науки и техники. Такой процесс нередко называют экономическим прогрессом. Однако это не совсем корректная точка зрения. Экономический прогресс - это сложное и многоплановое явление, оценка которого предполагает использование различных критериев и системы показателей, с помощью которых можно оценить состояние развития производительных сил и производственных отношений, а в конечном счете - общественного способа производства в целом. Одним из таких критериев экономического прогресса выступает уровень развития науки и техники. Он является концентрированным выражением только организационно-экономических отношений, которые присущи всем эпохам развития общества. Научно-технический прогресс осуществляется в двух формах: эволюционной и революционной. Эволюционная форма НТП имеет место, когда техника и технология, применяемая в производстве, совершенствуется на основе уже известных научных знаний. Примером этой формы НТП является развитие и совершенствование энергии пара, электроэнергии или атома и т.д. Революционная форма НТП означает переход к технике и технологии, построенные на принципиально новых научных идеях. Примером этой формы является переход от ручных орудий труда к машинным, замена энергии пара в электрическую или атомную, применение лазерной и других современных технологий. Изобретение и внедрение в производство принципиально новых научно-технических разработок приводят к существенным изменениям в трудовом процессе, предусматривают расширение производительных возможностей человечества. Поэтому в данном случае речь идет о научно-технической революции. Научно-техническая революция является качественным скачком в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в научных знаниях. Такие перевороты в науке, технике и производстве происходят регулярно. Последний из них начался в середине 50-х годов XX в., Когда был создан первый компьютер, человек начал использовать энергию атомного ядра и заниматься генной инженерией. Искусство – не разновидность комфорта, не является оно и просто одной из составляющих какой-то структуры; искусство, как и каждый его образец, - независимый организм. Искусство – не случайное пристанище и не каникулы, но вечный долг нашего духа. Я отлично понимаю, насколько жестким может быть такое понимание искусства и как далеко оно от снисходительных, слишком широких общепринятых представлений, согласно которым любовь к искусству не включает в себя никаких обязанностей. Искусство принадлежит миру любви, наделенному также и другими силами для удовлетворения страсти к созиданию – не к потреблению. Мы называем прекрасным все, что пробуждает в нас нежность и любовь, но взволновать можно только того, кто на это способен! В современном мире, с его прогрессирующими технологическими инновациями, рождаются новые стили и направления в искусстве. В музыке – я говорю о той музыке, которую слушают большинство «продвинутых» молодых людей, - это выражено агрессивной ритмикой, скупостью тембров и мелодики. Сам стиль этой музыки приводит человека в состояние замкнутости, зажатости в тески своего собственного мира, не позволяющего открыться и раскрепоститься. Роль музыкального искусства сегодня неоднозначна. С одной стороны, оно глубоко интегрировано в духовную жизнь человека, возросли его социальные функции. Для большинства людей слушание музыки является одним из основных источников художественно-эстетической информации. С другой стороны, теле- и радиоэфир, обилие звуковых технических средств превратили музыкальное искусство в привычный звуковой фон жизни. Зачастую музыка сомнительного художественного качества оказывается навязанной слушателю независимо от его выбора. Воздействие искусства на человека. Предмет искусства, главный объект искусства - духовное содержание социального бытия человека (образ жизни, образ мыслей, мироощущение мировоззрение общества, идеалы, психология - духовная культура данной эпохи). В содержании искусства заключено двойное знание - знание о мире и самопознание художника. Способ познания - конкретно-образный, отличающийся от свойственного науке - абстрактно-логического. Искусство есть способ познания человеком окружающей действительности - изучая памятники искусства, человек осознает сложность общественно-исторических процессов, получает представления об эстетических идеалах эпох, обогащая тем самым свой внутренний мир, осознавая себя частью исторического процесса; искусство является и связующим звеном между поколениями, и способом компенсации нереализованных возможностей. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания. Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру. Читая литературно-художественные произведения, мы уносимся в мир образов и картин, переживая каждый эпизод сочинения, тем самым, обогащая себя в духовном и иллюзорном планах. Поэзия как ничто другое находится в тесной связи с музыкой. И там, и здесь есть форма, ритм, такт: только в поэзии смысл передается через слова, а в музыке через ноты. Театр же владеет конкретностью видения, силою приема, убедительностью показа жизни, образа во времени и пространстве. Оперное искусство счастливо сочетает в себе два сильнейших средства воздействия – музыку и театр. Сплав искусства музыки и театра чудесен. Он обладает огромной, еще достаточно не оцененной, силой эмоционального воздействия. Делая выводы, можно сказать, что искусство, как одна из составляющих частей способа познания мира, может не только оказывать разрушающий эффект нравственности общества (на примере субискусства), но и созидать все знания о мире, тем самым обращая зло в добро, ненужность в полезность. Только нужно быть очень осторожным, бережливым, порядочным и просто – великим. Искусство зависит от того, а, следовательно, и трактовка мира через него - в чьи руки оно попадет. Как любая другая подсистема общества политика не только находится под влиянием культуры, но и сама влияет на нее. Примеры: • Политические катаклизмы, очевидно влияющие на культуру: войны, революции, создание и разрушение империй и пр. • Нормальные политические процессы также влияют на культуру: изменение законов, касающихся прав собственности, избирательных прав, положения церкви в обществе и пр. • В ситуации глубоких общественных кризисов политика может превратиться в доминантную подсистему общественной жизни. • В этом случае она может начать оказывать решающее влияние и на культуру в целом и на ее отдельные элементы: религиозные представления, мораль, науку, искусство, образование, экономическое поведение и пр. Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского университета были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий. Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Щепкин, Мочалов - актеры. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту. А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют "Золотым веком" русской культуры. Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Развитие русской культуры первой половины XIX века, в конечном счете, определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. В ХIХ в. впервые больших и серьезных успехов добилась отечественная наука. Исследования российских ученых – математиков, физиков, химиков, биологов, астрономов, географов – внесли существенный вклад в развитие мировой научной мысли. Особое значение в ХIХ столетии приобрели математика и естествознание. Школы российской научной мысли, создание в это время, подготовили базу для развития отечественной техники и технологии ХХ в. Итак, ХIХ век – «золотой век русской культуры» - уникален и многоаспектен. Русская цивилизация ХIХ в. успешно преодолевала разрыв между отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою самобытность. Отечественные ученые внесли серьезный вклад в мировой научно-технический прогресс и стали известными за рубежом. Это было время нравственно-философских поисков свободы и справедливости. Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на авансцену в России вышел новый общественный слой – интеллигенция и сложилась уникальная оппозиционная культура протеста и инакомыслия. Важной идеей, которую исповедовала революционная интеллигенция, была идея самопожертвования во имя народа – вплоть до принятия за него мучительной смерти. Революционная идеология оказалась привлекательной для русского народа, и ХIХ век оставил ее в наследство веку ХХ. В начале XIX века в Российской империи проживало 37,4 млн. человек, из них крестьяне составляли более 90%, а дворяне – менее 2%. Однако по-прежнему именно дворяне определяли в основном характер и уровень развития русской культуры. Особенно отчетливо это проявилось в первой половине XIX века. Во второй половине столетия, однако, важную роль в науке и искусстве наряду с дворянством начинает играть розничная интеллигенция. Это стало следствием тех глубинных социально-политических и экономических процессов, которые происходили в жизни российского общества. Важнейшими событиями, во многом определившими развитие страны в XIX столетии, были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права и проведение масштабных и разноплановых демократических реформ, зарождение капиталистической экономики и укрепление революционной идеологии. Главным же фактором культурогенеза стал процесс культурной самоидентификации – формирование русской нации и рост национального самосознания. Все это привело к постепенной демократизации российской культуры в XIX в. |