|
НИР Шишкин ГКз-12 Варинат 17. Картографические анимации, мультимедиа, текстурирование в гис
Картографические анимации, мультимедиа, текстурирование в ГИС.
ГКз-12 Шишкин А.А.
Актуальность темы
| Одним из важнейших инновационных направлений развития современной картографии является включение в ее арсенал мультимедийных
средств и технологий с одновременным переходом к интерактивным
принципам использования компьютерных картографических произведений. Появилась возможность использования графики, анимации, фотографий, видео, звука, текста при создании интерактивной информационной
среды и, соответственно, нового вида представления информации, в котором пользователю предоставляются качественно новые возможности.
В связи с новым уровнем IT-технологий появилась возможность в проектировании и реализации библиотеки типовых мультимедийных элементов,
применяемых при создании электронных атласов, учебников, энциклопедий, картографо-информационных справочников, в которых применяются
мультимедийные средства.
| Цель работы
Рассмотреть значение картографической анимации, мультимедии и текстурирования в ГИС
| Ключевые даты
| 2003г
| 2006г
|
| была предложена первичная попытка введения в современную картографию терминологии мультимедиа на примере термина «географический мультимедийный атлас».
| А. Ю. Вилковым был создан мультимедийный атлас МГУ.
|
| Состояние решения вопроса в настоящее время в РФ
| На сегодняшний день «мультимедиа» является одним из наиболее
перспективных и популярных направлений компьютеризации общества.
Это бурно развивающаяся информационная технология, проникающая во
все сферы человеческой деятельности, в том числе и картографию.
Мультимедийные технологии при создании электронных картографических произведений начали использовать сравнительно недавно. В основе
этого подхода лежит базовое понятие из сферы информационных технологий – мультимедиа.
| Какие задачи решаются с использованием рассматриваемой вами (программы, технологии, методики, процесса)
| – представление информации в новых формах (видео, звук, анимация, ссылки к интернет-ресурсам);
– объединение разнородной информации в единой компьютерной
информационной среде или в нескольких компьютерных информационных средах;
– представление информации с помощью комбинации множества
форм, интуитивно понятных для человека;
– художественный дизайн интерфейса и средств навигации;
– наличие аппаратного и программного обеспечения для мультимедийных форм, реализующих определенный набор стандартов;
– создание авторских систем, дающих возможность пользователям
изготавливать свои прикладные мультимедиа-программы, не имея при
этом большого опыта программирования;
– использование многообразия форм информации в одном информационном продукте;
– наличие несколько сюжетных линий в содержании мультимедиапродукта;
– выстраивание сюжетных линий на основе «свободного поиска
и/или выбора» самим пользователем в рамках предложенной в содержании мультимедиа-продукта информации;
– новый уровень интерактивного общения «человек – компьютер».
В диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль и тогда в процессе диалога пользователь получает нужную ему информацию.
| Основные термины презентации
| Мультимедиа – это интерактивная технология, обеспечивающая работу с неподвижными изображениями, видеоизображениями, анимацией,
текстом и звуковым рядом.
| Мультимедийная картография – это сочетание разнообразных методов, приемов картографии и мультимедиа, программных и технических
средств, позволяющих осуществлять интеграцию картографического изображения и другой информации в форме текста, звукового сопровождения, графиков, фотографий, видеосюжетов, рисунков, анимации, двухи трехмерных моделей.
| Гиперссылка в мультимедийной картографии – это гиперфайловый
способ организации работы мультимедийных массивов картографического изображения в виде фотографии, текста, звукового сопровождения,
анимации, видеосюжета и т. д., которые соединены между собой системой
перекрестных ссылок
| Концептуальная схема (программы, технологии, методики, процесса)
|
|
Графические иллюстрации
|
Рис.1 Макет компоновки страниц (топология гиперссылок) географического мультимедийного атласа материков и океанов
|
Рис. 2 Мультимедийный атлас МГУ
|
|
|
|
| Какой технический эффект несет (программа, технология, методика, процесс)
| Карта, как базовый продукт картографии, представляет собой специфическую информационную модель земной поверхности, поверхностей других небесных тел, обладающую целым рядом свойств и характеристик, в первую очередь метрической точностью, образностью, знаковостью, масштабируемостью, способностью отображения с минимальными искажениями на плоскости длин, углов, площадей, форм объектов и самой поверхности. Многолетние научные исследования и производственная практика довели свойства современных карт до совершенства, близкого к представлению об «идеальной карте» , удовлетворяющей требованиям потребителей. Однако в последние годы ситуация существенно изменилась. Наступившая информационная (постиндустриальная) эпоха, сопутствующий ей научно-технический прогресс в области интернета, мобильной связи, портативной компьютерной техники обусловили стремительные темпы ин- 6 форматизации человечества, приводящей в конечном итоге к формированию информационного общества. Ярким доказательством наступивших глобальных изменений являются данные вице-президента Oracle Томаса Куриана (Thomas Kurian): если в 2012 г. во всем мире насчитывалось 9 миллиардов устройств, способных выходить в сеть, то уже к 2020 г. число таких устройств вырастет до 50 миллиардов, объемы передаваемой информации увеличатся в 50 раз, а мобильным интернетом станут пользоваться почти 90 % жителей Земли. Такие изменения требуют переосмысления в новом контексте давно известных понятий и категорий, относящихся к разным сферам человеческой деятельности, в том числе и к картографии, развития новых направлений. В картографии, как и в сфере других наук о Земле, информатизация обусловила коренные изменения взглядов на саму сущность, назначение, предмет исследования и используемые методы. Появились новые направления развития, новые подходы, новые понятия, новые технологии.
| Области применения
| Появились принципиально новые возможности в получении и отображении качественно новой информации, и именно поэтому внимание к мультимедийному картографированию сейчас особенно возросло. Началась эпоха трехмерного компьютерного моделирования и картографирования объектов. Одновременно с этим появились уникальные возможности представления геоинформации в сочетании с мультимедийными материалами, отражающими динамику окружающей действительности, которые могут быть систематизированы, обобщены и представлены в виде комплекса динамических карт
с использованием современных информационных технологий.
В результате объединения указанных двух прорывных направлений
развития картографии – перехода к трехмерному картографированию местности и к методам картографической анимации – появилась уникальная
возможность создания четырехмерных карт (4D-карт) – принципиально
новых трехмерных динамических картографических произведений. В отличие от плоских и статичных традиционных карт, 4D-карты могут обеспечить обобщение, анализ и представление современной информации
и знаний о динамике пространственных объектов и явлений (природе,
экономике, социальной сфере, различных ресурсах, населении, хозяйстве,
экологии, промышленности и т. п.) в их трехмерном представлении. Таким образом разрешится главное противоречие пары «карта – территория», заключающееся в применении двумерной модели – карты для отображения четырехмерного окружающего пространства.
| Выводы по работе
| В настоящее время картографические анимации, мультимедиа и текстурирование в ГИС имеют значительное предназначение полезное для общества, они активно внедрились в интернет, в базовые технологии и стандарты, обеспечивающие эту реализацию; в организации, творческие коллективы и инициативные группы, которые разрабатывают и совершенствуют эти технологии и стандарты, наконец, в научные исследования социальных, когнитивных, правовых, технических проблем, которые возникают в ходе использования новых интегрированных технологий.
| |
|
|