Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание

  • Введение

  • 1. Категории "знание" и "вера"

  • Категория "вера" в философии

  • 2. Соотношение знания и веры в философии

  • К

  • Практика - главный критерий истины

  • Практика

  • Существуют различные формы практики

  • Помимо них есть

  • В зависимости от субъекта деятельности практика делится на типы

  • Духовная сторона практики содержит самые общие принципы

  • Вывод

  • Список литературы

  • реферат. знание реферат. Знание и вера. Опыт и практика


    Скачать 36.91 Kb.
    НазваниеЗнание и вера. Опыт и практика
    Анкорреферат
    Дата16.01.2022
    Размер36.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазнание реферат.docx
    ТипРеферат
    #332643

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

    ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»

    РЕФЕРАТ

    По дисциплине «Философия»

    на тему «Знание и вера. Опыт и практика»

    Выполнил:

    Проверил:

    Кызыл 2021

    Содержание

    Введение

    1. Категории «знание» и «вера»

    2. Соотношение знания и веры в философии

    3.Категории «опыт» и «практика»

    4.Практика- главный критерий истины

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Как всякие противоположности, знание и вера не могут существовать по отдельности. Что бы мы не делали, они вместе присутствуют в любом нашем поступке и даже в каждой мысли. Чтобы верить во что-то, необходимо так или иначе знать предмет, в который ты веришь. В свою очередь, знание всегда начинается с положений, принимаемых на веру без всякого доказательства, с постулатов и аксиом.

    В средневековой философской мысли вопрос о соотношении веры и знания был одним из важнейших. Приоритет веры над знанием отстаивал Августин и другие представители патристики, а знания над верой - схоластики (например, Фома Аквинский). В эпоху Просвещения и Нового времени истинным источником знаний провозглашался разум, а не вера. В немецкой классической философии, например, у Канта можно встретить отделение веры религиозной от любой другой, которая встречается и в науке. Современная философия (позитивизм, неопозитивизм) преимущественно базируется на научном идеале знаний, хотя в ряде течений (экзистенциализм, феноменология и др.) встречаются мыслители, отстаивающие приоритет веры, как способа понимания, над знанием. Проблема взаимодействия веры и знания, религии и науки до сих пор остается открытой и актуальной в связи с явлением "парадигмального кризиса" научного мышления.

    Цель данной работы: изучить соотношение таких философских категорий как вера и знание, опыт и практика.

    1. Категории "знание" и "вера"

    Вопрос о знании, его формах, видах и границах был центральным на протяжении всей историко-философской традиции. Знание - результат процесса познания, постижения действительного мира человеком, адекватное отражение объективной действительности в сознании в виде создаваемых в процессе познания представлений, понятий, суждений, теорий, выявленных и освоенных законов и принципов организации вещей, картин мира в целом. Становление проблемы знания традиционно относят ко времени древнегреческой философии. Платон позиционировал знание как одну из важнейших способностей человека и выделял два его вида - истинное знание и промежуточное знание между наукой и незнанием - мнение Бертран Рассел История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Далее проблематика знания получила свое развитие в трудах Аристотеля, который впервые систематизировал приемы рассуждения, сделал их предметом философского анализа. Он выделял знание "предварительное", которое необходимо для изучения, а также общее и частное знание, указывая на различие между знанием и мнением Там же. .

    Научное знание отличается от обыденного своей систематичностью, обоснованностью и глубиной проникновения в сущность вещей и явлений. Наука объединяет разрозненные знания, полученные в повседневной практике, в стройные системы, опирающиеся на совокупность исходных принципов, в которых отображаются существенные связи и отношения вещей, - научные теории. Для фиксации научного знания используется научный язык c точными понятиями, допускающий применение математического аппарата для обработки и сжатого выражения полученных данных. Использование особых познавательных средств позволяет науке получать знания о таких сторонах и свойствах объективного мира, которые не даны человеку в его повседневном опыте.

    Научное знание принято разделять на эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое знание - результат применения эмпирических методов познания - наблюдения, измерения, эксперимента. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Устойчивая повторяемость связей между эмпирическими характеристиками выражается с помощью эмпирических законов, часто носящих вероятностный характер. Теоретический уровень научного знания предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного восприятия, описания и объяснения эмпирических ситуаций, т. е. познания сущности явлений. Теоретическое и эмпирическое научное знание функционирует в тесной взаимосвязи: теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных и, в свою очередь, влияют на обогащение и изменение эмпирического знания. Эти уровни знания выражаются соответственно в эмпирическом и теоретическом языках. В методологии научного познания иногда говорят о явном и неявном знании. К явному относят знание, фиксированное в языке науки - в утверждениях и теориях. Неявное, т. е. не выраженное в языке, знание состоит из навыков и умений читать чертежи, графики, пользоваться приборами и инструментами, применять явное знание в конкретных ситуациях.

    Всепоглощающая тяга к знанию - это одна из самых возвышенных потребностей мыслящего человека, мощная идеальная побудительная сила человеческой деятельности. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти, одним словом: поступать так, чтобы не навредить себе и окружающим.

    Категория "вера" в философии

    Каждый человек имеет веру. От рождения. И испокон веков старается понять, что ему с ней делать, как применить и на что употребить. Это подтверждается историей развития человечества, огромным количеством философских и религиозных учений. Каждое из которых предлагает свое понимание этого феномена человека. Жизнь человека без веры, как основы личности - невозможна, а без веры, как смысла жизни - пуста. И каждому хочется иметь понимание. знание философский эмпирический

    Выражение "человек во что-то верит" означает только то, что он принял в свое мировоззрение какую-то информацию, которую признал истинной без собственных доказательств, не получая подтверждения ее достоверности из своего повседневного опыта. То есть вера - это информация, истинность которой принята нами на слово.

    Иногда говорят: "верит потому, что доверяет источнику полученной информации (авторитетному человеку, общественному мнению или признанной книге)", но мне кажется, что подобные выражения сложно назвать верой, в схожих случаях утверждение имеет некоторое, хотя иногда и недостаточно обоснованное знание. Вера она обходится без всяких "потому что", кроме одного - потому что я не могу не верить.

    По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере - "один дукат". Вера в общие положения - доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. "Эту веру ничто не может поколебать, так как были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным презрения". Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым.

    Надо отличать религиозную и обычную веру, основанную на обобщенном практическом опыте людей. Первая определяется как верность Богу и последовательное практическое осуществление в жизни религиозных идей, ценностей и норм и не имеет (практически) гносеологического значения. Религиозная вера - это неотъемлемое внутреннее качество человека, более того, наиболее существенная черта, отличающая его от всех других живых существ. Религиозная вера абсолютна и не требует рационального доказательства. Познать Бога в полной мере невозможно. Бог настолько велик, что человеческий разум не в состоянии охватить его.

    В самом же нормальном понятии собственно религиозной веры заключается то, что она, как говорит Г. Гегель Муравьёв А.Н. Гегель о знании и вере как необходимых предпосылках и моментах становления научного познания // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии. -есть не просто знание о Боге о нашем отношении и отношении мира к нему, а также о нетленности нашей души; это знание есть не просто историческое или рассудочное знание: в нем заинтересованно сердце, оно имеет влияние на наши чувства и на определение нашей воли. Так происходит отчасти в силу того, что благодаря вере нашей обязанности и законы приобретают большую силу, будучи представлены нам, как законы Бога. Таким образом, религиозная вера поднимает нравственность и ее мотивы на новую, более величественную высоту. Религиозные побуждения преисполнены утонченными чувствами, которые у настоящего верующего обретают мягкие тона человечности и добра. Так что благодаря этому, красивой фантазии и упоительной силе духовного искусства (прежде всего музыке, живописи и иконописи) холодный разум как бы растопляется в солнечных лучах божественной благодати, несущей умиротворение и радость бытия.

    Второй тип веры состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Разновидности такой веры: от уверенности, в чём либо, до жизненных убеждений. Такая вера - неотъемлемый компонент практической деятельности. Поскольку, человек в условиях, когда имеются несколько альтернатив решения, вынужден опираться на свою веру.

    Тем не менее и вера претерпевает изменения в ходе развития человечества. Эти различия заключаются например не только в том, что, например на смену язычеству приходит христианство, но также и в том, что само христианство не сохраняет свой "облик" постоянным, но развивается, пересматривает и шлифует догматы, распадается течения, секты, каждая из которых, оставаясь христианской по содержанию, обретает специфическую, иногда весьма своеобразную форму.

    2. Соотношение знания и веры в философии

    Проблема отношения веры к знанию всегда была для философии одной из центральных, ибо речь идёт как о самой возможности постижения реальности, так и о предельных основаниях человеческой деятельности.

    С самого своего возникновения западная философия решительно противопоставила себя всякого рода верованиям: как мифологическим, так и обыденным. Философия была критикой обычного опыта и вместе с тем способом получения истинного знания. Между тем, знание в отличие от мнения предполагает, как утверждал Платон, не только истинность соответствующего утверждения, но и его обоснованность. Вера, при этом самая обычная, например, вера в то, что завтра будет хорошая погода, может быть как истинной, так и ложной. В любом случае она не может быть полностью обоснована. Лишь мышление, исходящее из самоочевидных посылок и руководствующееся правилами логики, может привести к полноценному знанию. Что же касается веры, то если в ней мышление в какой-то степени и присутствует, то явно недостаточным образом, что мешает ей стать знанием, подлинным постижением того, что есть на самом деле.

    Понимание этой проблемы решительно изменилось в Средние Века. Отношение веры и знания было интерпретировано иным образом, во всяком случае, если речь идёт о таком виде веры, как религиозная. Религиозная вера не отменяет, а предполагает рациональное знание, которое, однако, лишается самодостаточности.

    Принципиально иной контекст философского обсуждения проблемы возник в Новое Время. Для Д. Юма, например, предположения о существовании внешнего моему сознанию мира, о наличии причинной зависимости явлений, о существовании самого "Я" выражают не знание, а всего лишь веру. Последняя с точки зрения Юма вполне оправдывает себя в житейском практическом смысле, но не в плане научном, там придётся отбросить и мнение о том, что мы имеем дело с некоей реальностью, выходящей за пределы чувственного опыта, и о том, что мы должны искать причины явлений, и о том, что изучение психических явлений предполагает признание существования "Я" Богуславский В.М.. Скептицизм в философии. Скептические идеи в "век разума" (Д. Юм., французские просветители)

    Идея Р. Декарта о том, что несомненны и самоочевидны лишь состояния субъективного сознания, логически вела к невозможности обосновать тезис о существовании внешнего мира, моего собственного тела и "других" сознаний. В истинность этого тезиса можно лишь верить. Для Декарта её оправданием может быть только другая вера - религиозная. Так как Бог существует, он не может быть обманщиком: мои чувства должны показывать то, что есть на самом деле (правда, по Декарту существование Бога - не только предмет веры, оно может быть рационально обосновано с помощью т.н. онтологического доказательства) Там же. .

    В это же время возникает идеология (или, как иногда говорят, проект) Просвещения, в соответствии с которой знание, и прежде всего знание научное, должно последовательное вытеснять веру во всех её разновидностях. Именно знание, а не вера, делает человека свободным. Свободная просвещённая личность должна быть критичной и самокритичной, ничего не принимать на веру, не признавать никаких авторитетов и полагаться исключительно на силу собственного разума.

    Между тем, сегодня понимание взаимоотношения веры и знания серьёзно изменяется. Оказывается, что наука не только получает знание, но и принципиально не может обойтись без веры. Отношения между верой и знанием - это не отношения взаимного исключения. Они предполагают друг друга и переплетаются друг с другом.

    Как сейчас хорошо показано в литературе по философии и истории науки, вера играет важную роль в научном познании: не только в процессе выдвижения парадигм, теорий, гипотез, но и в ходе их принятия научным сообществом. Знание предполагает обоснованность выдвигаемого утверждения. Можно говорить о принятии на веру некоторых фундаментальных методологических норм и принципов научного исследования (хотя и тут нет чистой веры, ибо эти принципы, вроде принципа причинности, должны постоянно демонстрировать свою результативность). Производство научного знания не может обойтись и без авторитета: речь идёт об авторитете научной парадигмы, исследовательской программы. Если этот авторитет будет постоянно оспариваться, исследование оказывается невозможным.

    Сегодня понимание взаимоотношения веры и знания серьёзно изменяется. Оказывается, что наука не только получает знание, но и принципиально не может обойтись без веры. Отношения между верой и знанием - это не отношения взаимного исключения. Они предполагают друг друга и переплетаются друг с другом Лекторский В. Вера и знание в современной культуре.

    1. Категории «опыт» и «практика»

    Человек окружает себя миром, где царит атмосфера духовной культуры. При этом сам он является активно действующим существом. Посредством множества нитей материального и духовного характера он связан с природой и событиями общественной жизни, и находится с ними в перманентном взаимодействии. Жизнь не представляется возможной вне этого взаимодействия. Человек взаимодействует с миром с помощью собственных потребностей, начиная от физиологических и заканчивая духовно-душевными, которые являются самыми утончёнными и сокровенными. Человеку нужен мир, и он на практике преобразует его не только для постижения тайн. Постижение тайн происходит для удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. Именно в этом заключается историческая суть появления познания и наук.

    Пример 1 Астрономия появилась как следствие на желание человека заниматься мореплаванием. Часы и временные нормы появились также по этой причине. Земледелие породило геометрию. География стала ответом на вопросы описания Земли. Механика была основана благодаря строительному делу. Медицина стала отвечать потребностям человека продлить собственную жизнь или хотя бы облегчить страдания. Развитие общества способствовали тому, чтобы развивались и потребности, которые будут обогащать и провоцировать всё новые и новые средства и пути познания. Человечество никогда не останавливается на достигнутом.

    Практика в познании современного человека Определение Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их влияние на тот или иной объект для того, чтобы преобразовать его в соответствии с удовлетворением собственных потребностей.

    Роль практики по отношению к познанию можно представить в трёх разных ипостасях: Практика – это источник познания. Она движет познанием, предоставляет познанию весь материал, который необходим по факту для исследований, который преобразуется и формируется в теоретическом виде. Таким образом, практика является питательным грунтом для познания и помогает ему всегда соответствовать действительности мира. Практика – это область применения знаний. В таких условиях она становится целью познания. Практика – критерий, который измеряет истинность результатов познания. В этом смысле только те выводы, сделанные во время познания, которые смогли пройти через лоно практики, могут претендовать на объективное значение, на независимость от неточностей и заблуждений. Опыт и его истина Вполне логично, что человек занимается постижением истин реального мира не в одиночку.

    Пример 2 Иногда говорят, что познание истины основано на опыте, и данной ситуации имеется в виду, что получена наследственная информация, которая была получена множество столетий назад, в прошлом. Подразумевается опыт, который собирался и накапливался очень длительное время. Чтобы постигнуть истину, опыта одного человека недостаточно. Любая сфера научного знания, проливая свет на закономерности определённого характера, обуславливая некоторые явления, принимает участи в создании картины мира и в становлении мировоззрения. Замечание Э. Шредингер отмечал, что наука должна отвечать на вопрос, кто мы и для чего мы явились в этот мир. Это несёт огромный метафизический и практический смысл. Практика не обязательно должна только указывать на те явления, которые нужно исследовать. Она может изменять окружающие предметы, выявлять такие их свойства, которые до сих пор были неизвестны человеку. Изначально человек занимался познанием сил природы и общества и это привело к овладению данными силами. Практика является основой не только для наук о природе, но также и для наук об обществе.


    Практика - главный критерий истины


    Некоторые философы полагали, что достоверность всех человеческих знаний может быть доказана путем выведения их из определенного числа универсальных положений, истинность которых очевидна благодаря их ясности. Противоречие для них немыслимо. Но такой критерий истины очень слабый. Он не выдерживает критического анализа в ходе познания и проверки истинности всех знаний.

    Кроме того, чувственное наблюдение не может служить критерием истины, т.е. поиск критерия истинности знания, в самом знании не дал результатов.

    Маркс отметил, что необходимо найти такой критерий истины, который, во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, определял его развитие, и в то же время его не было бы; во-вторых, этот критерий должен был сочетать универсальность с непосредственной реальностью. Это явление оказалось практикой.

    Проверка наших знаний, разделение истинных и ложных позиций осуществляется только на практике. Возникает вопрос: является ли каждый данный уровень практики абсолютным критерием истины? Конечно, нет, ибо сама практика развивается в процессе исторического развития человечества.

    В отношениях с теорией, практика играет ведущую роль. Это видно из того факта, что когда практика вступает в противоречие с теориями, взглядами, пересматривается не практика (поскольку это материальная основа теории), а теория. Теория, в свою очередь, играет организующую роль по отношению к практике.

    В домарксистской философии теория и практика часто разрывались, и это стало одной из главных причин ее ограничений.

    Единство теории и практики, их органические взаимоотношения являются прямым отражением объективно существующего единства общего и индивидуального в природе и обществе.Теория, имеющая дело с общим, раскрывает это общее, исследует его отдельно. Практика создает конкретный человеческий мир неотделимо от общих принципов, положений, категорий, законов, которые теория раскрывает.

    Практика - это сфокусированная деятельность субъекта по трансформации материальных систем, то есть практика - это активная и материальная деятельность.

    Цель является решающей в отношениях между субъективным и объективным в структуре практики. Наличие идеального, субъективного на практике не ослабляет позиции, которая по своей сути является материальным процессом.

    Существуют различные формы практики:

    • общественное производство,

    • общественно-политическая,

    • научная и экспериментальная,

    • медицинская или медицинская,

    • семейная, повседневная, домашняя.

    Эти формы практики являются основными. Они охватывают наиболее важные сферы человеческой деятельности.

    Помимо них есть:

    • детская игровая практика, связанная с «трансформацией» предметов;

    • асоциальная, практика убийц;

    • занятия спортом, приводящие к физическим изменениям у людей и т. д.

    Художественная деятельность не может быть однозначно отнесена к практике или к непрактичной деятельности. Следует дифференцировать по типу искусства с ярко выраженной объективностью. Например, в скульптуре работы выполнены из твердых или пластиковых материалов и имеют трехмерную форму. Субъективность не является решающей; необходима оценка цели и задач деятельности. Основная функция искусства - эмоциональное и эстетическое воздействие на духовный мир людей. Эта деятельность является духовной, и с точки зрения технической реализации, методов создания скульптур, свойств используемых материалов, эта же деятельность будет практической деятельностью.

    Термин «практика» трактуется по-разному: приемы, навыки любой работы; «частная практика юристов» и т. д. Часто этот термин используется как синоним слова «опыт». В широком смысле, практика - это вся человеческая деятельность, которая включает в себя практику знаний и практику теоретических знаний.

    Виды практической деятельности неодинаковы по отношению к прогрессу. Например, практика может быть конструктивной (конструктивной); разрушительный (деструктивный).

    В зависимости от субъекта деятельности практика делится на типы:

    • общество,

    • государство,

    • нация,

    • класс,

    • социальный слой,

    • микрогруппа,

    • индивид.

    Любая практика имеет социальный, социальный характер. Человек в нем действует как природная сила, которая наделена социальным фактором, воплощенным в духовной, идеальной составляющей практики. Постановка целей сопровождается акцентом на определенные нормы и ценности общества или группы. Сам субъект представляет собой концентрацию общественных отношений. Мышление и сознание личности невозможно без общения с другими людьми. Объем и результат практической деятельности также являются общедоступными.

    Практика выступает как социальный процесс преобразования или изменения материального мира в мир социальной объективности, культуры. На практике человек обладает способностью преобразовывать природу в своих интересах, в интересах общества или всей цивилизации.

    В процессе практики меняется природа, сам субъект, в частности индивид. Практика оказывает влияние на чувства человека, сознание, мышление и идеи. Взаимное обогащение человека, общества и природы. Это взаимное обогащение осуществляется благодаря идеальному моменту практики, который основан на объективных законах.

     

    Духовная сторона практики содержит самые общие принципы


     Идеи, планы, проекты будущей материальной системы, организации всего комплекса общих и частных регуляторов практической деятельности занимают центральное место.

    В структуре практики, помимо субъективных и объективных аспектов, существуют также такие процессы, как объективация и объективация. Они осуществляют взаимный переход субъективного и объективного.

    Человек распространяет формы прошлой культуры, природных явлений, тем самым включая их в свой социальный мир.

    Демонстрация является предпосылкой одного цикла практики, одного цикла объективации. Завершенный цикл практики в форме поиска содержит основу для достижения нового уровня распространения. Ведущим процессом, непосредственно обеспечивающим преобразование материальной системы, является объективация.

    В системно-структурном аспекте практика состоит из следующих элементов: цель (идеальная модель), субъект практики, субъект деятельности субъекта, объект практики, средства, результат деятельности. Эти элементы образуют интегрированную систему и тесно взаимосвязаны. Представлять их отдельно в «чистом» виде проблематично. Развитие практики обеспечивает взаимодействие субъективных и объективных моментов.

    Поскольку практика является второй формой объективности, она немыслима вне сознания. Природная материя существует до и вне сознания. Практика является средством познания материальных систем (хотя сама она может быть объектом познания). Практика и познание тесно связаны друг с другом: познание имеет практическую сторону, а практика познавательная.

     





















    Вывод:


    Познание - это процесс творческой деятельности человека, формирования его знаний, на основе которого возникают цели и мотивы человеческих действий.

    Практика - это сфокусированная деятельность субъекта по трансформации материальных систем, то есть практика - это активная и материальная деятельность.

    Практика выступает как социальный процесс преобразования или изменения материального мира в мир социальной объективности, культуры. На практике человек обладает способностью преобразовывать природу в своих интересах, в интересах общества или всей цивилизации.

    Познание играет служебную роль в практической деятельности человека, поскольку самое важное в его жизни - это система действий, направленных на создание такой среды, которая наиболее близка его представлению об идеале.

    Целью познания является не какое-либо знание, а только то, что соответствует реальности, реальности, то есть практике.

    Научное знание, как и другие формы духовного производства, в конечном итоге необходимо для того, чтобы направлять и регулировать практику, практическую деятельность человека. Проверка наших знаний, разделение истинных и ложных позиций осуществляется только на практике.

    В отношениях с теорией практика играет ведущую роль. Когда практика вступает в конфликт с теориями, взглядами, пересматривается не практика, а теория. Теория, в свою очередь, играет организующую роль по отношению к практике.

    Практическое воплощение идей, их превращение в объективный мир - это процесс объективации знаний. Знание объективируется не только в языковой форме, но и в творчестве культуры. В процессе этой объективации мы можем узнать истинность содержания наших знаний. И поэтому практика действует как критерий истины. Практика является необходимым условием для познания. Познание невозможно без практики, но в то же время сама практика как объективация знания немыслима без самого знания, т. е. изолированно от познания, поэтому практика и познание связаны диалектически.

    Список литературы

    1. Бертран Рассел История Западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/rassb01/index.htm

    2. Богуславский В.М.. Скептицизм в философии. Скептические идеи в "век разума" (Д. Юм., французские просветители) - Электронный ресурс. Режим доступа: http://society.polbu.ru/boguslavsky_scepticism/ch11_all.html

    3. Ивин А., Никифорович А. Словарь по логике, 1998 г. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/193/word/znanie

    4. Кикель П.Краткий философский словарь. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/176/word/znanie

    5. Лекторский В. Вера и знание в современной культуре. // Сравнительная философия. Знание и вера в контексте диалога культур. Под. Ред. М.Т. Степанянц. М., Издательская фирма "Восточная литература" 2008.

    6. Муравьёв А.Н. Гегель о знании и вере как необходимых предпосылках и моментах становления научного познания // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2008. С. 156.

    7. Основы философии: учеб. пособие для вузов / отв. ред. Е.В. Попов. - М. : ВЛАДОС, 1997. 320 с. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarian_2.html

    8. Рикуперати Д. Человек Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003, с. 15-29.

    9. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 1998. - 816с. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php


    написать администратору сайта