Главная страница
Навигация по странице:

  • Потребность как внутренний побудитель активности человека. Классификация потребностей. Характеристика и индивидуальная выраженность потребности.

  • Монистические представления о сущности мотива. Мотив как потребность, предмет удовлетворения потребности, побуждение.

  • Монистические представления о сущности мотива. Мотив как намерение, свойство личности, как состояние.

  • Мотивация как процесс. Стадиальность мотивационного процесса.

  • Мотивация. Внешняя и внутренняя мотивация. Влияние внешней и внутренней мотивации на поведение и психические процессы.

  • Мотивация. ЭКЗАМЕН ПО МОТИВАЦИИ. Категория мотива. Соотношение понятий потребность, мотив, мотивация, мотивировка


    Скачать 133.39 Kb.
    НазваниеКатегория мотива. Соотношение понятий потребность, мотив, мотивация, мотивировка
    АнкорМотивация
    Дата20.05.2021
    Размер133.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭКЗАМЕН ПО МОТИВАЦИИ.docx
    ТипДокументы
    #207424
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    ЭКЗАМЕН ПО МОТИВАЦИИ (ОТВЕТЫ)

    1. Категория мотива. Соотношение понятий потребность, мотив, мотивация, мотивировка.

    Мотивация - это система побудительных процессов, направленных на совершение каких-либо действий или деятельности для удовлетворения потребностей, мотивов, интересов, желаний и достижения целей. Как видно из определения, понятие ``мотивация'' объединяет разные побудительные силы в общую структуру.

    Потребность - это субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании и осознании человеком нужды в том, что необходимо для поддержания существования его организма и развития личности. Потребности - источник активности человека.

    Виды потребностей:

    1) Материальные: а) физиологические (еда, укрытие), б) социальные (деньги, предмет обихода).

    2) Социальные: а) в общении, б) в само актуализации, в) в служении обществу, г) в социальном признании.

    3) Духовные: а) в признании, б) в эстетическом наслаждении, в) в творчестве.

    Все виды потребности связаны между собой.

    Мотивы объединяются в понятии направленность личности, которое включает интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

    1) Познавательные (интересы).

    2) Социальное (занять определенное место в коллективе, быть полезным обществу).

    3) Рост, развитие (самосовершенствование и т.д.).

    Мотив - это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей субъекта и определяет направление его действия. По словам А. Н. Леонтьева, мотив ─ это опредмеченная потребность.

    Мотивировка - это рациональное объяснение субъектом причин своих действий. С помощью мотивировки личность оправдывает свои действия и поступки.


    1. Потребность как внутренний побудитель активности человека. Классификация потребностей. Характеристика и индивидуальная выраженность потребности.

    Вопрос о потребностях стал обсуждаться в психологии сравнительно недавно, в первой четверти XX века. Первой работой специально посвященной потребностям, является книга Л. Брентано (1921). Он определил потребность как «всякое отрицательное чувство, соединенное со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворенности» (с. 10). С тех пор появилось много различных точек зрения на ее сущность – от чисто биологических(представления 3. Фрейда о влечении и Г. Холла (G. Hall, 1961) о «драйве») до социально-экономических и философских(представления В. С. Магуна (1978, 1983, 1985) о потребностях как отсутствии блага и Д. А. Леонтьева (1992) – как отношении между личностью и окружающим миром). Сходство у большинства психологов наблюдается только в том, что почти все признают за потребностью функцию побуждения активности (поведения, деятельности) человека. Поэтому рассмотрение проблемы мотивации и мотивов мы начинаем с выяснения, что же такое потребность.

    Классификация потребностей

    В отечественной психологии: материальные, духовные((потребность в познании окружающей среды и себя).

    Симонов делит на: витальные, социальные и идеальные.

    А. В. Петровский делит потребности: по происхождению – на естественные и культурные, по предмету (объекту) – на материальные и духовные; естественные потребности могут быть материальными, а культурные – материальными и духовными.

    П. А. Рудик выделяет общественные и личные потребности, что вряд ли корректно: каждая потребность является личной.

    У В. А. Крутецкого потребности разделены на естественные и духовные, социальные потребности

    У. Макдауголл выделил следующие инстинктоподобные мотивационные диспозиции (готовые способы реагирования):

    – пищедобывание; поиск и накопление пищи;

    – отвращение; неприятие и избегание вредных веществ;

    – сексуальность; ухаживание и брачные отношения;

    – страх; бегство и затаивание в ответ на травмирующие, причиняющие боль и страдание или угрожающие этим воздействия;

    – любознательность; исследование незнакомых мест и предметов;

    – покровительство и родительская опека; кормление, защита и укрытие младших;

    – общение; пребывание в обществе себе равных, а в одиночестве – поиск такого общества;

    – самоутверждение; доминирование, лидерство, утверждение или демонстрация себя перед окружающими;

    – подчинение; уступка, послушание, примерность, подчиненность тем, кто демонстрирует превосходящую силу;

    – гнев; негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции;

    – призыв о помощи; активное обращение за помощью, когда собственные усилия заканчиваются полной неудачей;

    – создание; создание укрытий и орудий труда;

    – приобретательство; приобретение, обладание и защита всего, что кажется полезным или привлекательным;

    – смех; высмеивание недостатков и неудач окружающих нас людей

    – комфорт; устранение или избегание того, что вызывает дискомфорт (смена позы, местонахождения);

    – отдых и сон; склонность к неподвижности, отдыху и сну в состоянии усталости;

    – бродяжничество; передвижение в поисках новых впечатлений.

    Э. Фромм считает, что у человека имеются следующие социальные потребности:
    −в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избегание одиночества);
    −в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости, для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности);
    −в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных – иначе апатия и отвращение к жизни);
    −в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью);
    −в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам).

    Психологи говорят также о потребности сохранения и развития, дефицита (роста); о потребности быть отличным от других, единственным, незаменимым (т. е. о потребности, связанной с формированием и сохранением собственного «Я»); о потребности в избегании; о потребности в новых впечатлениях; о первичных и базальных потребностях – с одной стороны, и о вторичных потребностях – с другой.

    Выделяют также группу невротичных потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам: в сочувствии и одобрении, во власти и престиже, в обладании и зависимости, в информации, в славе и в справедливости.

    Б. Ф. Ломов выделяет потребности человека в веществе, энергии и информации, Г. Олпорт (1953) и А. Маслоу (1998) – «потребности нужды» и «потребности роста», А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей, выделяя их группы: физиологические потребности, потребности в безопасности, в социальных связях, самоуважении, самоактуализации. Потребности низших уровней он называет нуждами, а высших – потребностями роста.

    1. Монистические представления о сущности мотива. Мотив как потребность, предмет удовлетворения потребности, побуждение.

    1.Мотив как потребность.

    Трактовка потребности как мотива происходит прежде всего потому, что она объясняет в значительной степени, почему человек хочет проявить активность. В качестве обоснования этой точки зрения обычно приводятся следующие умозаключения: 1) как только субъект переходит в состояние потребностного напряжения (нужды), начинается активность организма, направленная на высвобождение и трату энергии; 2) чем выше напряжение потребности, тем интенсивнее побуждение. Поэтому в случае, когда условия не позволяют удовлетворить потребность, энергия возрастает и проявляется во все увеличивающейся «нецеленаправленной», «спонтанной», «общей» активности человека. Такое представление о детерминации активности господствовало в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, получило экспериментальное подтверждение и сохраняется у многих авторов сегодня.

    Вместе с тем, целый ряд исследований доказывает, что:

    −потребностное напряжение не влияет на изменение активности, а вызывает лишь снижение порога ответа на внешние стимулы;

    −может наблюдаться стабилизация, либо снижение активности при повышении потребностного напряжения и увеличение активности лишь в ответ на внешнюю ситуацию;

    −может происходить не только снижение «общей» активности, но изменение ее структура. На основании чего Ж. Нюттен (1975) высказал мнение, что активность, вероятно, никогда не является «общей», «ненаправленной»;

    −активность скорее всего вызывается лишь определенным стимулом и наличными, находящимися "под рукой" способами действия с ним.

    Таким образом, из изложенного выше следует, что потребность (нужда), часто не приводит прямо к активности по устранению нужды, а лишь создает повышенную чувствительность к воздействию соответствующих ей внешних раздражителей. При этом возникает состояние «оперативного покоя» (А. А. Ухтомский), отражающее появление доминантного очага возбуждения в соответствующих мозговых центрах.

    2. Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности).

    Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется поведение. Т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

    Цель – это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить. Поэтому целью может являться как предмет, объект, так и действие.

    Предмет удовлетворения потребности рассматривает как цель, когда предметы становятся объектами желаний и возможными целями действий субъекта, когда он включает их в практическое осознание своего отношения к потребности (С. Л. Рубинштейн, 1946). Примерно эту же точку зрения имел А. Н. Леонтьев и сторонники, когда отстаивали представление о предмете, могущем удовлетворить потребность, как о мотиве. В частности А.Н. Леонтьев (1972) подчеркивает, что термин «мотив» употребляется им не для обозначения переживания потребности, а как обозначающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направлена деятельность Воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет приобретает свою побудительную функцию, т. е. становится мотивом. Следует отметить, что мотивом деятельности он называл как идеальный (представляемый), так и материальный предмет потребности.

    По А. Н. Леонтьеву, направленность побуждению придает именно предмет, объект. Больше того, «опредмечивание потребности», придает этому побуждению смысл. В итоге, по существу, побудителем деятельности выступает как бы не сам предмет, а его значение для человека. Исходя из этого, становится понятной идея о «сдвиге мотива на цель», когда побуждает к деятельности уже не желание завладеть предметом, а выполнение самого действия (вследствие пробуждения к нему интереса), получение от него удовольствия. Подобную точку зрения высказывал и Г. Олпорт (1937), когда формулировал принцип функциональной автономии: первоначально инструментальные действия, выполняющие вспомогательную роль как средства, могут приобретать самостоятельную (интринсивную) привлекательность. По существу, речь идет о приобретении действием самостоятельного смысла (и поэтому точнее было бы сказать, что на цель сдвигается не мотив, а смысл).

    Схожую позицию занимает также С. П. Манукяна (1984), утверждая, что определенные предметы и явления (объекты) порождают потребность с конкретным предметным содержанием. Это содержание каждый раз актуализирует данную потребность, если человек встречается с этим объектом или образ предмета по каким-то причинам воспроизводится в сознании. Значит, делает вывод С. П. Манукян, не собственно сама потребность вызывает деятельность, направленную на удовлетворение потребности, а предмет потребности или его образ.

    3. Мотив как побуждение.

    Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив - это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка - внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В.И. Ковалев так определяет мотив: мотивы - это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т.е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив - это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности.

    В западной психологии распространенным решением вопроса такого деления является различение способа (как) и причины (почему) поведения: к мотивации относят только причины. При этом считается, что мотивация отвечает за стратегическую направленность поведения на цель, тогда как способ поведения, его тактическая реализация определяются не причиной, а опытом и научением.

    1. Монистические представления о сущности мотива. Мотив как намерение, свойство личности, как состояние.

    1. Мотив как намерение.

    Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: «чего он хочет достичь?», «что и как хочет сделать?» и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанная с осознанием средств достижения цели. То, что намерение обладает побудительной силой очевидно, однако оно не раскрывает причины поведения.

    2. Мотив как устойчивое свойство личности.

    Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживается и ряд отечественных психологов, в частности, К.К. Платонов, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин. Однако принятие за мотив устойчивых свойств личности не решает проблему целиком, поскольку в этом случае можно получить ответ на вопрос: почему выбрана именно эта цель, этот способ достижения, но нельзя получить ответы на другие, сформулированные выше вопросы.

    3. Мотив как состояние.

    Такой подход предлагает мотивом называть особое состояние человека, заставляющее его действовать или бездействовать. Е. Р. Хилгард (1957) считает, что мотивом является любое состояние организма, которое имеет влияние на его готовность к началу или продолжению определенного поведения. Некоторые авторы за мотивы принимает эмоции, ведь они по существу тоже являются состояниями.

    Конечно, трудно оспаривать мнение, что побуждение к действию или поступку может быть обусловлено возникновением того или иного состояния. Ведь переживание нужды (как одного из компонентов потребности личности) также является состоянием, и именно это переживание дает толчок к проявлению человеком психической и физической активности. Однако свести мотив только к состоянию так же неправомерно, как и принять за мотив нужду.

    1. Мотивация как процесс. Стадиальность мотивационного процесса.

    Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

    Мотивация рассматривается как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

    Стадиальную модель принятия морального решения разработал С. Шварц. Его модель состоит в тщательном рассмотрении этапов оценки: ситуации, приводящей к возникновению желания помочь другому человеку, своих возможностей, последствий для себя и для нуждающегося в помощи.

    В. И. Ковалев рассматривает мотив как трансформирование и обогащение стимулами потребности. Возможный вариант возникновения мотива можно представить следующим образом: возникновение потребности — ее осознание — «встреча» потребности со стимулом — трансформирование (обычно посредством стимула) потребности в мотив и его осознание.

    А. А. Файзуллаев выделяет в мотивационном процессе пять этапов:

    Первый этап — возникновение и осознание побуждения.

    Второй этап — это «принятие мотива». На втором этапе человек, сообразуясь со своими нравственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возникшая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять.

    Третий этап — это реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив приобретает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса), что приводит к переходу к следующему этапу мотивации.

    Четвертый этап — закрепление мотива, в результате чего он становится чертой характера.

    Последний этап — актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания.

    А. Н. Зерниченко и Н. В. Гончаров выделяют в мотивации три стадии: формирование мотива, достижение объекта потребности и удовлетворение потребности.

    Формирование побуждения, направленного на удовлетворение потребностей, проходит, по Д. В. Колесову, ряд последовательных стадий (зон). Потребностное возбуждение сначала попадает в зону потребностных эталонов, затем — в зону представительства потребностей, в зону обработки потребностного возбуждения и зону формирования программы действий и на конечном этапе — в зону (центры) подкрепления.

    Ряд зарубежных психологов рассматривают стадиальность мотивационного процесса в рамках гештальт-подхода. Речь идет о цикле контакта, сутью которого является актуализация и удовлетворение потребности при взаимодействии человека с внешней средой; доминирующая потребность появляется на переднем плане сознания в качестве фигуры на фоне личного опыта и, удовлетворенная, вновь растворяется в фоне. В этом процессе выделяется до шести фаз: ощущение стимула — его осознание — возбуждение (решение, возникновение побуждения) — начало действия — контакт с объектом — отступление (возвращение к исходному состоянию). При этом отмеченные фазы могут четко дифференцироваться или накладываться друг на друга.

    Таким образом, каждый автор процесс мотивации рассматривает по-своему. У одних — это структурно-психологический подход (А. Г. Ковалев, О. К. Тихомиров, А. А. Файзуллаев), у других — биологизированный морфо-функциональный, в значительной степени рефлекторный подход (Д. В. Колесов), у третьих — гештальт-подход (Ж.-М. Робин). Положительные моменты есть в каждом из них, но целостного впечатления о процессе мотивации и этапах формирования мотива не возникает.

    Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться процесс формирования намерения как конечного этапа мотивации. Стимулы могут быть физическими — это внешние раздражители, сигналы и внутренние (неприятные ощущения, исходящие от внутренних органов). Но стимулами могут быть и требования, просьбы, чувство долга и прочие социальные факторы. Могут влиять на характер мотивации и способы целеобразования.

    1. Мотивация. Внешняя и внутренняя мотивация. Влияние внешней и внутренней мотивации на поведение и психические процессы.

    Люди постоянно вовлечены в разнообразную деятельность и осуществляют то или иное поведение. Для поиска ответов на вопрос "почему?", "ради чего выполняется определенная деятельность?" психологами был введен конструкт "мотивация".

    Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов поведения: 1) внешней мотивации и соответственно внешне мотивированного поведения и 2) внутренней мотивации и соответственно внутренне мотивированного поведения.

    Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.

    Внутренняя мотивация - конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. "Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели".

    Многочисленные исследования продемонстрировали, что внешняя и внутренняя мотивации могут значительно энергетизировать поведение и существенно изменять его направление, другими словами, оказывать решающее влияние на его детерминацию.

    Влияние внешней и внутренней мотиваций на поведение и психические процессы.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта