Главная страница

История Азии и Африки. Кемеровский государственный университет 1998


Скачать 1.58 Mb.
НазваниеКемеровский государственный университет 1998
АнкорИстория Азии и Африки
Дата10.09.2021
Размер1.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGovorov_ist_sred.pdf
ТипДокументы
#231133
страница12 из 25
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   25
9.
С
ЕГУНАТ
А
СИКАГА
(1392-1573
ГГ
.)
Рассматриваемый период характеризуется слабой властью сегунов (из 39 сегунов в истории Японии 15 из дома Асикага) и сильной властью даймио (они даже по очереди занимали императорскую столицу Киото, а императоры бедствовали вплоть до употребления разбавленного вина из-за его нехватки. Падение авторитета императорской власти и ослабление власти бакуфу привели к столетнему периоду воюющих государств (1467-1577 гг.) и резкому обострению социальных противоречий- феодальному классу уже не удавалось столь успешно спасать свои земельно-экономические позиции посредством аннулирований;
- города становятся все более самостоятельными (в Х в. возникли 184 новых города, в историю вошло городское самоуправление Сакаи
- крестьянство добивается учета своих интересов (после восстания 1428 г. в районе Киото власти сняли все крестьянские недоимки, в 1485-1494 гг. существовало крестьянское самоуправление в
Ямасиро). В условиях борьбы "всех против всех" создаются постоянные феодальные армии и военная промышленность (о ее мощностях свидетельствует экспорт в Китай впервой пол. Х в. 100 тыс. мечей. Происходит окончательное превращение самурайства, большинство которого уже обезземелено, в замкнутое сословие воинов на службе даймио за жалованье, равное их прежним доходам от земельных владений
- это не рыцарство, служившее феодальному классу, ноне бывшее его составной частью
- это сКорее военное дворянство как низовая и самая многочисленная часть господствующего класса. В условиях географической изоляции страны даймио в усобицах могли рассчитывать только

76 на собственные силы, поэтому стремились привлечь на службу как можно больше воинов самураев отсюда огромная численность этого сословия. НАЧАЛО ПРОНИКНОВЕНИЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ В

Я
ПОНИЮ
(1542-1592
ГГ
.)
От Марко Поло европейцы знали об острове Чипангу, где можно грести жемчуг лопатой Ко- лумб надеялся открыть и этот остров тоже. Официальная католическая португальская историография настаивает на случайности открытия Японии, японская историография квалифицирует открытие страны как результат хорошо спланированной колониальной экспедиции. На первых порах португальцы (южные цветные варвары) вели себя в Японии очень осторожно, поскольку не знали и не понимали эту страну и ее возможности - сначала проводилась "разведка" силами католических миссионеров (Ф. Ксавье, соратник И. Лойолы, был за это причислен клику "святых) и создание пятой колонны среди японцев посредством их христианизации. Кроме того, по знаменитой булле Папы Римского, Япония считалась входящей в "испанскую зону" раздела мира. Так называемый "христианский век" Японии прошел под знаком противоборства двух взаимоисключающих культурных тенденций - за и против христианизации и европеизации:
1. Историческая особенность народа-реципиента - чисто японское любопытство ко всему новому и экзотическому - благоприятствовала быстрому уКоренению христианства на японской земле. Если для китайцев европейцы априори были варварами, низшими, то для японцев они были просто другими, у которых можно взять много полезного. В результате, в 1581 г, через 40 лет после появления первого христианина, в Японии было уже 150 тыс. христиан, а кг. уже 300 тыс. (в Китаек нач. Х в. всего 100 тыс. Воздействие этой тенденции на Японию было благотворным во многих отношениях. Если западный взгляд на мир от первых европейско-японских контактов в целом не изменился, то японский претерпел большие изменения правители страны узнали, что кроме Кары (Китая) и Тэндзику (Индии) существует еще целый мир с множеством стран и народов. Благодаря глобусу и географическим картам они узнали подлинное положение Японии в мире, познакомились с ма- териально-духовной культурой и наукой Запада. Субъективно европейцы в Японии могли быть грубыми, алчными и далеко не лучшими представителями европейской цивилизации, но объективно они были представителями более высокой культуры. Сами японцы оказались хорошими учениками - нехватка икон была возмещена их копированием, что положило начало японо-европейской школе живописи Ега (взгляд на мир европейскими глазами. В результате всеобщего увлечения географией и навигацией географические карты изображались даже на ширмах и веерах. Японо-буддийская среда непросто пассивно воспринимала еврохристианское влияние ее крещеная прослойка выдвигала из собственных рядов неординарных христианских мыслителей.
2. Параллельно тенденции к еврохристианизации не менее мощно проявила себя и реакция культурного отторожения. Восприятие китайской культуры начиная с сер. VII в. происходило по инициативе самой Японии в самом начале ее цивилизационного развития - поэтому китайское органично вошло в жизнь японского общества. Внедрение еврохристианских ценностей происходило по инициативе европейцев, когда японская культура уже сложилась (сами иезуиты полагали, что надо срочно "спасать" страну, в которой "сатана прочно уКоренился"). Типичными аргументами японской стороны против христианизаци были

a) бросающееся в глаза несоответствие между поведением христиан и нормами их религии б) противоречивость христианства сточки зрения логики японцев (если христианский Бог создал человечество, то почему он сразу сам не подарил японцам свое учение, а передоверил эту работу португальцам через полторы тысячи лет Как можно поклоняться слабому, убогому, беспомощному Христу Почему вообще возможно распять Сына Бога Почему Св. Мария дала жизнь безотцовщине в) несовместимостью христианства с основами японской культуры
- христианство подрывало социально-политическую стабильность военно-феодального общества, так как главное для христиан - обязанности перед Богом, а не перед военно-бюрократической иерархией
- из-за традиций исповеди и отпущения грехов японцы рассматривали христианство как "опасное учение, в котором "священник - опора разбойников и учитель мятежников и убийц
- с японской точки зрения абсурдно и опасно для общества отдавать жизнь за Веру, а не закон- кретного господина-сюзерена;

77
- японский политеизм позволял христианству войти на равных в религиозный пантеон, но христианство претендовало на особый уникальный статус религиозной монополии, поскольку "нехристи" не могут спастись в загробной жизни
- антропоцентризм христианства противопоставляет человека животному миру, бессмертную человеческую душу смертной душе животного, что противоречит буддийскому учению о карме. Впервые десятилетия японо-европейских контактов тенденция "за" явно превалировала над тенденцией "против" еврохристианизации:
- поверхностное культурное взаимодействие в форме узнавания есть относительно длительный процесс, предшествующий глубинной реакции отторжения. Феодальная верхушка восприятием новой экзотической христианской культуры пыталась на первых порах развеять скуку островной жизни- взаимоотношения Японии с европейцами определялись не столько факторами культурного взаимодействия, сколько политико-экономическими и социальными причинами, способствовавшими на первых порах успехам еврохристианизации;
- феодальный класс Японии выгадывал от противопоставления христианства буддийской церкви с ее огромным монастырским землевладением и политическим влиянием в диспутах с буддийскими монахами европейцы искусно использовали распри буддийских сект в борьбе за монопольную трактовку буддизма и достижения европейской науки к посрамлению буддийских прелатов и канонов- в условиях усобиц владетельные князья конкурировали между собой за право торговли спор- тугальскими купцами, единственными поставщиками огнестрельного оружия, а купить оружие можно было лишь посредством собственного крещения или покровительства христианству
- христианизация низов японского общества была преимущественно добровольной как форма протеста против отрыва буддийской церкви с ее богатствами от народа. К тому же, христианство оптимистичнее буддизма сего страхом жизни плюс христианин мог легко уйти в рай, а буддист только после больших подношений церкви. Если буддизм в свое время насаждался в Японии сверху заинтересованным в этом феодальным классом, то процесс христианизации шел преимущественно снизу. Гибкая тактика миссионеров (подкормка голодающих в 1554 г, создание католических школ и другая черновая работа) ускоряла христианизацию низов. Представляет интерес оценка японцев миссионерами приветливы, любознательны, чистоплотны, с довольно высоким культурным уровнем, низшие классы "не так грубы, как в Европе и вообще "среди неверующих нет народа, превосходящего японцев, однако отмечалось также этническое самомнение японцев. Через 40 лет после начала японо-европейских контактов отношения двух сторон обостряются. Правители страны начинают понимать, что христианство ведет к эрозии религиозно-нравственных основ и духовного единства японского общества. Островитяне становятся свидетелями свар в европейской среде между португальцами и испанцами, между католиками и протестантами. Не сложились по христиански братские отношения между миссионерами и их японскими адептами, не допускаемыми на более высокие уровни христианско-церковной иерархии (миссионеры рассматривали японцев просто как "массу, пассивно предназначенную к обращению в единственно истинную веру. Это привело к довольно заметному ренегатству из японо-христианских рядов. С 1587 г. издаются ан- тихристианские эдикты правителей страны, позднее начинаются казни последователей опасного вероучения (кг. казнены 132 человека. Любопытно, что после казней на крестах толпы присутствующих растаскивали кусочки крестов как "чудодейственные амулеты. ПОСЛЕДСТВИЯ ЯПОНО
-
ЕВРОПЕЙСКИХ КОНТАКТОВ
1. Европейское проникновение стало катализатором феодальных распрей в Японии, поскольку крещеные получили повод выступать против "заКоренелых варваров.
2. С появлением в относительно широких масштабах огнестрельного оружия у отдельных феодальных группировок нарушился баланс военной мощи. По той же причине резко повысилось значение крестьянской пехоты асигару (легкие на ногу) и упало значение конницы самураев. Самурайское сословие стало пополняться профессиональными солдатами из крестьянства на фоне взаимоистребления феодальной знати - изменяется состав правящего класса за счет "новой крови" (низы побеждают верхи.

78 З. С развитием товарно-денежных отношений, повышением налогообложения для содержания более дорогостоящих вооруженных контингентов, разорением части самурайства и их присоединением в качестве руководителей к крестьянскими городским восстаниям усиливается социально- политическая нестабильность.
4. Появляется угроза европейского закабаления Японии
- уже создана пятая колонна Европы (300 тыс. японских христиан
- европейцы уже изучили страну и могли ориентироваться в ее проблемах и уязвимых местах
- усилился сепаратизм Юго-Запада Японии, более развитого вообще ив большей степени связанного с европейцами (в 1583-91 гг., состоялась даже миссия делегации о. Кюсю в Ватикан. Комплекс вышеуказанных факторов диктовал настоятельную необходимость объединения страны купечество могло получить в этом случае возможность безопасной торговли на всей территории мелкие феодалы - гарантии от своеволия даймио; крестьянство - надежды на ослабление налогового пресса. ОБЪЕДИНЕНИЕ
Я
ПОНИИ
(1568-92
ГГ
.)
Начало объединения Японии связано с именем Ода Нобунага (1568-1582), сумевшим поставить под свой контроль треть территории страны благодаря хорошей организации армии, сотрудничеству с европейцами в области вооружения и строительства флота, талантам его полководцев Иэясу Току- гава и Тоетоми Хидэеси, и политике реформ (упорядочение крестьянских повинностей, финансов, ликвидация препон торгово-экономической активности. Деятельность Нобунага была продолжена Т. Хидэеси на первом, прогрессивном этапе его правления 1582-92 гг. Даймио в приказном порядке были переселены на новые места для подрыва их самостоятельности в качестве теперь уже государственных чиновников. В каждой провинции был оставлен только один замок, а остальные снесены. Получила развитие система заложничества членов семей знати при дворе Хидэеси. Покорив о. Кюсю тысячной армией, Хидэеси сконцентрировал в своих руках все выгоды от европейской торговли и задушил главную базу еврохристианской пятой колонны. Отныне Хидэеси более не нуждался в благосклонности и поддержке европейцев и приступил к ограничению их деятельности. Объединив всю страну, Хидэеси проводит реформы. Целью аграрных преобразований было расширение с/х производства, усиление государственного контроля над крестьянством и создание экономической базы для внешней экспансии. Все безземельные получили землю, но одновременно рента была повышена с половины до 2/3 урожая при запрете покидать участок - фактически это было второе издание крепостничества. Политика Хидэеси была направлена на создание социально однородной деревни и герметически изолированных сословий. Самураям-землевладельцам (2% населения деревни и 20% пашни) было предложено сделать выбор относительно своего социального статуса - или крестьянин с землей или самурай-воин на службе. После этого самураям было запрещено появляться в деревне без служебной необходимости. С целью обезоружить крестьянство была проведена "охота за мечами" по всей стране (иметь оружие имели право только самураи) и из конфискованного вооружения была отлита статуя Будды как символ покорности крестьянства правящему классу. Итогом аграрных реформ Хидэеси было окончательное утверждение крупного феодального землевладения даймио и ликвидация мелкого самурайского землевладения.
Хидэеси проводил политику покровительства ремеслу, торговле, добыче полезных ископаемых и внешней торговле (в японском посольстве в Китае насчитывалось 500 человек, из которых 200 занимались торговыми сделками, но под государственным контролем (было ликвидировано самоуправление "японской Венеции" Сакаи. Второй этап правления Хидэеси (1592-98 гг.) связан с внешней экспансией Японии. Этот роковой для японской истории шаг был обусловлен рядом причин стремлением Хидэеси отвлечь даймио от внутриполитических интриги чем-то занять многочисленное самурайство, ослабить недовольство масс посредством грабежа на материке, предоставить торговому капиталу новые рынки. Свою роль сыграли и личные качества диктатора, видевшего себя "Владыкой мира" и для начала хотевшего наказать "блудную дочь" Корею за соучастие в походах Хубилая. Собрав тысячную армию (1, 5% населения Японии, Хидэеси высадил ее в Корее и прошел ее с юга на север до китайской границы. Действия Корейского флота отрезали японский экспедиционный корпус от метрополии, партизанская война Корейцев создала патовую ситуацию, помощь Китая Корейцам привела к изменению соотношения сил не в пользу Хидэеси. Однако конец войне был

79 положен только со смертью диктатора. Неудача первой попытки экспансии на материк имела для Японии противоречивые последствия. С одной стороны, это побудило ее в ближайшее время уйти в политику самоизоляции с другой стороны, это стало основой для появления в отдаленной перспективе реваншистско-шовинистических настроений и убеждения, что "в основе поражения - случайность. Воспользовавшись поражением и компрометацией умершего диктатора, регент Токугава Иэясу уничтожил весь род Хидэеси и его сторонников, положив начало сегунату Токугава. О Хидэеси было запрещено даже упоминать. Начав объединение Японии, "Ода Нобунага замесил тесто, Хидэеси испек пирога Токугава его съел.

80 КОРЕЯ ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
.
Т
РОЕЦАРСТВИЕ
(I-VII
ВВ
.)
Процесс формирования ранней корейской государственности не вполне ясен из-за недостаточности источников, их отрывочности и противоречивости (корейские источники идеализируют происходившие события, китайские - высокомерно трактуют жизнь "восточных варваров. Это приводит к разному толкованию рассматриваемой проблемы. Основным источником по ранней истории Кореи является "Самгук саги" (Исторические записи трех государств, охватывающий почти все первое тысячелетие н. э. Он был написан в 1145 г. выдающимся военными политическим деятелем периода Коре Ким Бусиком. Фактически Самгук Саги представляет собой свод летописей и для изучения начального периода корейской истории имеет значение, сопоставимое с "Повестью временных лет" для истории древней Руси. Этот документ составлен по образцу китайских династических историй и состоит из погодной хроники, хронологических таблиц, тематических описаний и биографий. Этногенез корейцев известен довольно плохо. Со времен неолита существовали две локальные этнические общности. Южная, более древняя, связана с малайским миром, вела изолированное существование, что обусловило спокойный характер этнического развития и замедленность общественно- политических процессов. Именно здесь развилось рисосеяние и сложилась культура, основные элементы которой проникли в Японию и способствовали складыванию там культуры яэн. Северная общность - более поздняя, уходит корнями в тунгусо-маньчжурский мири развивается в контакте с соседними племенами Маньчжурии и Северного Китая, что вело к интенсивному смешению и складыванию земледельческо-скотоводческого хозяйства и ранней государственности (древний Чосон). На рубеже н. э. племена полуострова находились на разных стадиях этнической истории и разложения первобытного строя. Процесс этнического смешения и интеграции пришлых с материка элементов в I тыс. н. э. дополнялся складывавшимся культурным единством и единообразием - его достижение ускорялось наличием нивелирующего китайского культурного начала. Этнокультурные процессы ускоряли политическую консолидацию корейского общества, представленного на рубеже н. э. тремя племенными союзами, противостоявшими друг другу, и китайскими префектурами на Севере век стал рубежным в Корее между древностью и средневековьем он характеризуется соци- ально-экономической трансформацией корейского общества и его политической консолидацией на более высоком, государственном уровне. На смену племенным союзам приходит Троецарствие (Ко- гуре на Севере, Пэкче на Юго-Западе, Силла на Юго-Востоке). Большинство специалистов полагают, что социально-экономические отношения, складывавшиеся в эту эпоху разложения патриархального строя, по своему характеру были феодальными. Феодализм в Корее базировался на государственной собственности на землю, что предопределило характер развития корейского общества наследующие полтора тысячелетия. Общая черта Троецарствия - первые государства складывались на общинной основе, путем объединения родственных общин, одна из которых приобретала главенствующее положение и выдвигала из своей среды правителей - Ва- нов. На место общинной собственности приходила государственная. Господствующий класс формировался не на отчуждении или присвоении земли, а в процессе превращения родовой верхушки в государственный бюрократический аппарат. Этот процесс сопровождался превращением свободного общинного крестьянства в феодально зависимое от государства. Оставаясь лично свободным, крестьянство не являлось собственностью господствующего класса, а эксплуатировалось как подданные государства. Становление и утверждение Троецарствия на полуострове происходило в эпоху "смутного времени" в Китае, когда восприятие элементов китайской культуры (буддизма, конфуцианства) могло осуществляться не под нажимом великого соседа, а исходя из потребностей самого корейского общества и правящей элиты трех государств. Поскольку роль Китая в государственной консолидации корейского общества не была определяющей, оно успело укрепиться в идее независимого от него самостоятельного развития и готовности противостоять покушениям на него. С образованием Троецарствия усложнилась конфигурация действующих на полуострове политических отношений и сил. Аборигенные государства вели борьбу за гегемонию в Корее, осложняемую вовлечением в нее Китая и Ямато, которые преследовали свои собственные корыстные интересы Китай стремился к гегемонии и сюзеренитету, Ямато противодействовало объединению корейских государств водно как угрозе безопасности Японии.

81 В 369 г. было положено начало летнему военному противостоянию Когуре и Пэкче, причем последнее пользовалось поддержкой Ямато и Китая. Одной из причин падения династии Суй были ее неудачи в войне против Когуре. Новая династия Тан продолжала борьбу с Когуре. что обескровило это северокорейское государство, ноне лишило его воли к борьбе. В 631 г. началась летняя эпопея строительства когуресцами поперек перешейка оборонительной стены, а в 642 г. начальник этого стротельства Ен Гэсомун в результате переворота стал фактическим правителем Когуре. Ослаблением Когуре воспользовалось для установления своего преобладания на полуострове
Силла, поддержанное Китаем. Силла внесло основной вклад в разгром Пэкче, а Китай - в разгром Ко- гуре (668 г. Китайцы поспешили воспользоваться плодами этой победы для закрепления своего влияния на территории разгромленных государств, однако Силла, поддержанное населением этих территорий, выступило против Китая ив результате летней борьбы вытеснило китайские войска севернее р. Тэдонган. Через 60 лет, в 735 г, Китай де-юре признал итоги этой войны. С ликвидацией Троецарствия почти вся территория Кореи оказалась под юрисдикцией Объединенного Силла, избавившегося от ямато-китайского военно-политического присутствия на полуострове. С танским Китаем были установлены нормальные отношения на основе формального признания Силла своего номинального вассалитета по отношению к Китаю. ОБЪЕДИНЕННОЕ
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   25


написать администратору сайта