Главная страница
Навигация по странице:

  • (589-618 ГГ .)

  • (1279 - 1368 ГГ .)

  • (1368 - 1644 ГГ .)

  • История Азии и Африки. Кемеровский государственный университет 1998


    Скачать 1.58 Mb.
    НазваниеКемеровский государственный университет 1998
    АнкорИстория Азии и Африки
    Дата10.09.2021
    Размер1.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаGovorov_ist_sred.pdf
    ТипДокументы
    #231133
    страница9 из 25
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   25
    (III-VI
    ВВ
    .)
    Подавление восстания "желтых повязок" (184-188 гг.) оказалось пирровой победой империи
    Хань, так как оно привело к усилению роли военачальников, связанных с "сильными домами. В 189 г. империя прекратила свое существование. Наступившее смутное для китайского народа время характеризуется появлением и утверждением новых процессов
    - вторжение гуннов на Север Китая привело к массовым миграциям населения (особенно состоятельного) на Юг, что способствовало его превращению в хозяйственно-культурный центр страны и усилению там феномена клановости-корпоративности;
    - воспользовавшись смутой, резко усилила свои позиции буддийская церковь (до 50 тыс. монастырей с двумя миллионами монахов
    - в условиях чередования раздробленности и кратковременных объединений мелкие государственные образования имели больше шансов на выживание при условии централизации власти, что объективно способствовало укреплению тенденции к установлению верховной государственной собственности на землю начало этому процессу было положено Указом Сыма Яня 280 г. (династия
    Цзинь) о введении надельной системы (семьи закреплялись за участками, участки за семьями. Благодаря этому служилое чиновничество постепенно взяло верх над "сильными домами.

    54 ИМПЕРИЯ СУЙ

    (589-618
    ГГ
    .)
    В результате взаимодействия двух тенденций (объединительной и к установлению верховной государственной собственности на землю) была создана империя Суй. За короткий период ее существования были достигнуты существенные успехи в хозяйственно-экономической сфере площадь обрабатываемых земель выросла в 2, 5 раза построен Великий канал, соединивший Янцзы и Хуанхэ отремонтирована и реконструирована Великая китайская стена велось широкое дорожное строительство. Возможно, именно перенапряжение общества от обилия "великих строек" способствовало падению династии Суй после свержения императора Янди военачальником Ли Юанем. ИМПЕРИЯ

    Т
    АН
    (618-907
    ГГ
    .)
    На первом столетии эпохи Тан положительно сказались последствия введения надельной системы и суйского экономического подъема. Параллельно продолжению расширения пахотных угодий внедряются двухрядные посадки различных культур, расширяется производство сахарного тростника, индийского хлопка, чая. Широкое применение водяного колеса способствовало развитию ирригации, население выросло с 44 до 55 млн. чел. Наибольших успехов империя Тан достигла при Тай-цзуне (626-49 гг.) и Сюань-цзуне (713-55 гг.) сего вошедшей в легенды красавицей фавориткой Ян Гуйфэй. Однако сначала в. происходит ослабление надельной системы из-за "поглощения земель" сильными домами. Для противодействия этому процессу в 733 г. была произведена децентрализация государственной власти с предоставлением военным наместникам цзедуши права распоряжения местной казной. Когда же двор попытался ограничить влияние цзедуши, один из них, Аньлушань, тюрок по происхождению, поднял мятежи с помощью киданей занял обе столицы - Лоян и Чанань. Другие наместники и призванные двором на помощь уйгуры подавили мятеж (предварительно добившись выдачи Ян Гуйфэй как "первопричины" всех бед. Мятеж Аньлушаня 755 г. стал рубежом в эпохе Тан - дезорганизацией и разрухой воспользовались "сильные дома. Продолжение противоборства государства с "поглощением земель" могло усугубить ситуацию. Поэтому вначале в. по реформам Ян Яня государство отказалось от противодействия частновладельческой тенденции "Не всели государству равно, с кого брать налоги. При этом государство несколько смягчило удар о своему верховенству в области земельной собственности наступлением на экономические позиции буддийской церкви. Вышеуказанные маневры продлили существование Тан еще на столетие, в течение которого нарастали социальные противоречия в деревне, отданной государством на откуп "сильным домам. Крестьянская война под руководством Хуан Чао и Хуан Хао (860-901 гг.) нанесла династии смертельный удар (император был вынужден использовать против восставших конницу ваваров). В 907 г. могущественный цзедуши, имевший титул "Полностью верный, сверг последнего танского императора, а вся его фамилия была вырезана под корень. Вся история Тан от ее воцарения до свержения прошла под знаком военных переворотов и мятежей. ИМПЕРИЯ
    С
    УН
    (960-1279
    ГГ
    .)
    Особенность сунской эпохи заключается в том, что с самого начала ведущую роль в экономике играл частнопомещичий сектор. Поэтому государство компенсировало слабость своих позиций в экономике целым комплексом мер
    1) превращением буддийских монахов в государственных податных
    2) увеличением налогообложения деревни в 3, 6 раза З) введением государственней монополии на производство ряда товаров, прежде всего надо- бычу соли и руд. Численность работников на некоторых казенных мануфактурах достигала 700 человек. Госмонополия на внешнюю торговлю давала казне солидный доход (13% импортная пошлина, закупка у цехов их продукции по заниженным ценами продажа ее на экспорт по завышенным
    4) высокое налогообложение торгово-ремесленной деятельности
    5) увеличение добычи железной руды враз и медной враз) политика "укрепления ствола и ослабления ветвей, что означало

    55
    - строгое разделение военных и гражданских функций (во избежание самовольства цзедуши по примеру прошлых эпох
    - ограничение самостоятельности местных властей
    - усиление роли контрольной власти
    - усиление роли системы кэцзю;
    - увеличение армии враз до 1, 2 млн. челна нее тратилось 5/6 госбюджета. Однако, опасаясь роста роли военных, предпочитали не столько воевать, сколько по возможности откупаться от кочевников. Последствия политики Сунов
    1) дублирование функций и разрастание госаппарата (не менее 200 тыс. чиновников лишние, некомпетентность, небоеспособность армии
    2) усиление противоречий в правящем классе
    - между бюрократической и частновладельческой частями
    - между верхами и низами чиновничества
    - между Северной и Южной группировками (северяне-суны не допускали в госаппарат "людей с другой стороны реки" Янцзы
    - между гражданской и военной бюрократией. З) народные восстания - на материале одного из них в романе Х в. "Речные заводи" будут описаны события в плавнях Хэнани, где паролем восставших был "Все люди - братья
    4) движение реформаторов, сторонников усиления государственной власти и ослабления налогового пресса на крестьянство. Наибольшего размаха реформаторское движение достигло после назначения императором
    Шэнь Цзуном на должность первого министра скромного чиновника уездного управления, писателя и патриота Ван Аньши. Находясь у власти в 1069-85 гг., Ван ставил перед собой две главные задачи укрепление финансов и обороны. Для достижения этих целей он
    - ввел всеобщую трудовую повинность (или откуп от нее) для укрепления границ и ирригации
    - провел обмер полей и упорядочил налогообложение
    - стимулировал крестьянские хозяйства под контрактацию 20% урожая через Государственный банк
    - добился четкого государственного регулирования торговли, денежного обращения и цен
    - ввел кредитование крестьянства продуктами в государственных магазинах в трудное время накануне сбора урожая, а для этого увеличил государственные запасы зерна
    - не остановился перед налогообложением знати. Реформы были прекращены со смертью императора, покровителя преобразований, поскольку они встречали противодействие в самых различных кругах общества, не желавших укрепления государства за их счет. Кроме того, по мере проведения реформ произошел раскол в стане реформаторов по неодинаковой степени их радикализма, вследствие соперничества за власть и влияние и отхода части из них от продолжения преобразований по мере обеспечения личного благополучия. Посягательства Ван Аньши на идеологическую монополию конфуцианства встретили ожесточенный отпор со стороны большинства шэньши всех уровней и положения. Деятельности Ван Аньши даются самые разнообразные оценки. В трактовке идеологов КПК он "великий политический деятель, чьи интересы были интересами народа. Го Можо утверждал, что
    КПК взяла у Ван Аньши лозунг "учиться у народа" и приравнял аграрную политику КПК к его политике. Западная историография обращает внимание на стремление Вана к проведению "либеральной" политики создания "банков капиталистического типа, другие считают его "предтечей коммунизма" В. И. Ленин так не считал, назвав Вам Аньши "преобразователем XI века. На наш взгляд, нельзя давать оценку этому деятелю на основании выпячивания отдельных аспектов его правления - он был наиболее дальновидным представителем китайского общества, требовавшим от всех его слоев поступиться частью своих интересов во имя общего блага (чистоты принципов АСП и конфуцианства. Прекращение реформ привело к деградации и политическому вырождению правящего и имущего класса, который забросил не только ратное дело, но и хозяйственное управление, погрязнув в стихах, рисовании, каллиграфии. Следующие 200 лет династии Сун прошли в борьбе за выживание перед лицом нарастающей внешней опасности.

    56 Распад Сунской империи С 1126 г. империя подвергается всевозрастающему натиску чжурчженей. Главком Ли Ган разбил их, но для завершения борьбы потребовал всеобщего вооружения народа, за что был отправлен в ссылку. В результате повторного вторжения чжурчженей в следующем году император был вынужден пойти на переговоры сними о заключении мира, но самобытный полководец Юэ Фэй нанес поражение кочевникам, готовым пойти на мир, завоевав тем самым уважение в народе. Это ставило двор перед перспективой продолжения опасной войны, в том числе на территориях, где находились земли первого министра Цин Гуя, богатейшего помещика своего времени (подругой версии этот сановник был "агентом влияния" чжурчженей и поэтому проводником капитулянтской линии Сунов передними. Цин Гуй обвинил Юэ Фэя в срыве переговоров и вызвал его в столицу для "расследования" его деятельности - по сфабрикованному обвинению в подготовке мятежа полководец был казнен впоследствии на могиле Юэ Фэя была установлена скульптурная композиция виновной в его смерти "банды четырех" - Цин Гуя с супругой и двух клеветников, оговоривших народного героя. В результате отказа Сунов от борьбы с чжурчженями в 1142 г. был заключен позорный мир, в соответствии с которым граница между чжурчженьским государством Цзинь и Сунской империей проходила пор. Хуанхэ. С этого времени на территории ранее единого Китая существовали четыре государства Южное Сун, Цзинь, Си Ся и Наньчжао. Именно с таким раздробленным Китаем столкнется через 60 лет монгольская орда. Завоевание Китая монголами. 1211-76 гг. Монголы завоевывали Китай по частям. 20 лет ушло у них на покорение государства Цзинь на Севере. Враждебно настроенные к чжурчженям китайцы сначала помогали менголам, научив их (на свою голову) брать города с применением осадной техники. Другая часть северокитайского населения эти города от монголов обороняла. Южносунское государство, воспользовавшись монголо- чжурчженьским конфликтом, перестало платить дань Цзиням с 1215 г, что ослабило их сопротивление монголам. Захваченный монголами Пекин горел целый месяц, отданный на разграбление. Покончив с Цзинь, монголы с 1225 г. совершали фланговый обход Южносунского государства ив г. завершили его, дойдя до Вьетнама (по пути им удалось утопить сунскую армию, разрушив ирригационные системы. На последнем этапе борьбы с монголами (1264-76 гг.) Супы смогли отмо- билизоваться, но их сопротивление было сопротивлением изолированной от остального мира меньшей части Китая. Даже после потери четырехлетним императором Гун Ди престола, сопротивление безуспешно продолжалось еще 15 лет с островов гуандунского побережья. Поскольку монгольское завоевание Китая происходило поэтапно и растянулось налет, оно не отразилось на экономике страны столь катастрофически, как на Средней Азии и Руси. Гораздо более тяжелые последствия имело установление над Китаем монгольского ига династии Юань. ЭПОХА ЮАНЬ
    (1279
    -
    1368
    ГГ
    .)
    Первоначально планы монголов по отношению к упорно сопротивлявшемуся Китаю отличались крайней кровожадностью и угрожали самому существованию народа (план 1230 г. превращения Северного Китая в пастбище, план поголовного уничтожения пяти наиболее распространенных китайских фамилий, те. половины населения страны. Китаю повезло, что в монгольской верхушке нашлись люди, воспрепятствовавшие осуществлению подобных намерений. Так, советник Великого Хана киданин Елюй Чуцяй убедил его цифрами потенциальной дани с покоренной страны в ежегодном размере 170 тыс. кусков золота, 80 тыс. кусков шелка. 25 тыс. тонн зерна и т. д. Воспитанный китайцами самый хитрый из чингизидов Хубилай столицу своей империи расположил не в Монголии, а в Китае, что явно облегчило судьбу Поднебесной. Хубилай полагал, что "можно получить Поднебесную, сидя на коне, но нельзя ею управлять, сидя на коне. Особенности эпохи Юань
    1) общее ужесточение режима - телесным наказаниям подвергались даже министры. Китайцы считались людьми третьего сорта после монголов и иностранцев. Как сообщают китайские хроники, монголы - главы двадцатидворок "ели, пили, мальчиками и девочками распоряжались как хотели. ";
    2) небывалое в китайской истории распространение получил рабовладельческий уклад З) резко усилились позиции буддийской церкви, пользовавшейся покровительством династии

    57 4) небывалый даже для Китая масштаб приобрела коррупция (воры стали чиновниками, чиновники- ворами, "крупные чиновники кормятся за счет мелких, мелкие - за счет народа
    5) резко усилилось неравенство социально-экономического развития Юга и Севера страны
    - на Севере, опоре Юань, при завоевании погибло около половины населения, а 25% выживших обращены в рабство (всего население Китая сократилось с 75 до 60 млн. чел. Однако северокитай- ская верхушка имела доступ в госаппарат и превратилась в союзника династии. В целом произошла деградация Севера, колыбели китайской цивилизации
    - на Юге, дававшем 75% доходов империи, состоятельная помещичья верхушка в госаппарат не допускалась и была в политическом отношении бесправной. Возможно, именно этим объясняются определенные успехи китайской культуры в этот тяжелый для страны период (не имея доступа к власти и политике, состоятельная китайская верхушка нашла отдушину в искусстве, перед лицом монгольского ига нация в целом напрягла свои духовные силы.
    6) династией Юань были допущены грубые политико-идеологические и экономические просчеты. Процесс китаизации и ассимиляции правящего варварского меньшинства шел, но слишком медленно и неглубоко. Система кэцзю не работала дог. Не только простой народно и большинство состоятельных китайцев оставались оппозиционно настроенными по отношению к династии. Поскольку Юань запустила ирригационные системы, в 1334 гр. Хуанхэ впервые за полторы тысячи лет поменяла русло, сметая все на своем пути. Запоздалая мучительная попытка вернуть реку на место в
    1351 г. только усилила озлобление против режима
    7) династия Юань столкнулась с активизацией деятельности тайных обществ на антимонголь- ской основе. Сначала в 50 гг. Х в. произошло восстание "красных войск" Белого Лотоса под национальными лозунгами и руководством самозванцев-"Сунов" - оно было подавлено совместными усилиями монгольской и северокитайской верхушки. Затем в Центрально-Южном Китае начались восстания под социальными лозунгами, однако местные шэньши и помещики сумели трансформировать эти лозунги в национальные, примкнув к восставшим.
    15 апреля 1352 г. в один из отрядов восставших случайно попал умный, храбрый и симпатичный молодой монах Чжу Юаньчжан, вскоре понравившийся дочери руководителя тайного общества. Через 15 лет, проявив недюжинные организаторские способности, Чжу стал одним из авторитетнейших крестьянских вождей ив г. издал Декларацию, в которой прокламировал цель "возродить величие Китая" (этот документ готовился служившими ему шэньши, которые окончательно сменили социальную направленность движения на национальную. Одолев других крестьянских лидеров, имевших в своем распоряжении более миллиона повстанцев, в 1368 г. Чжу Юаньчжан основал династию Мин. Любопытно, что современная китайская историография всячески преуменьшает национально- антимонгольский характер указанных восстаний и видит в них "обычную классовую борьбу крестьянства с феодалами и никаких национальных противоречий. Объясняется это концепцией Китая как "семьи народов, позволяющей считать монголов членами этой семьи, которые могут снова туда вернуться, те. войти в состав КНР (древнее на службе современного. ЭПОХА МИН
    (1368
    -
    1644
    ГГ
    .)
    Экономика минской эпохи Впервые десятилетия династии принимались меры по улучшению положения крестьянства, которое помогло ей прийти к власти. На Севере была возрождена надельная система, ликвидировавшая экономическое могущество ранее союзной Юаням северокитайской землевладельческой верхушки. На Юге, наоборот, было сохранено помещичье землевладение. Модернизация учетно- налоговой системы и повышенное внимание властей к ирригации способствовали ускоренному экономическому росту. Наблюдается рост городской экономики на базе областной специализации (в Гуандуне железоделательное производство, в Цзянси - фарфоровое) и появление новых направлений, среди которых стоит отметить строительство четырехпалубных кораблей. Развиваются товарно-денежные отношения, на базе купеческого капитала возникают частные мануфактуры, в Центрально-Южном Китае появились ремесленные посады. Складываются предпосылки к образованию общекитайского рынка только официальных ярмарок насчитывалось 38). Однако параллельно этим прогрессивным процессам действовали типичные для всего Востока сдерживающие развитие предпринимательства факторы и препоны (государственные монополии, казенные мануфактуры с 300 тысячами ремесленников, государственные поборы с торгово-ремесленной деятельности, которые не позволяли экономике выйти на качественно иной способ производства. Внутриполитическая борьба вначале эпохи Мин Основные усилия Чжу Юаньчжана в 70-80 гг. Х в. были направлены на завершение изгнания монголов из Китая, пресечение тенденции к социальному протесту в китайском крестьянстве посредством оздоровления экономики, и усиление личной власти. Эти задачи решались через увеличение армии, усиление централизации и применение самых жестких методов, вызвавших недовольство всех слоев населения. Параллельно ограничению полномочий местных властей основатель династии сделал ставку на своих многочисленных родственников, ставших правителями-ванами удельных княжеств, так как, по мнению Чжу, "нет никого надежнее детей и внуков. Ванства были разбросаны по всему Китаю расположенные по периферии имели оборонительное значение против внешней угрозы, расположенные в центральных районах - как противовес сепаратизму и мятежам. Когда в 1398 г. Чжу Юаньчжан умер, придворная камарилья в обход его сыновей возвела натрон одного из его внуков Чжу Юнвэня, который первым делом замахнулся на созданную его дедом систему уделов. Это привело к войне Цзиннань (1398-1402 гг.), в результате которой правитель Пекина старший сын Чжу Юаньчжана Чжу Ди захватил столицу империи Нанкин, в пожаре которой сгорели его противник (Чжу Ди объявил траур по неопознанному трупу императора "Я хотел быть идеалом друга императора, но он, не разобравшись в моих намерениях, сжег себя. Взяв девиз правления Юн-лэ "Вечная радость, Чжу Ди продолжил политику централизации государства, отказавшись при этом от системы ванств (ответный мятеж ванов был подавлен в 1426 г, поставил на место титулованную знать, усилил роль дворцовых и секретных служб в управлении страной. При Чжу Ди был окончательно решен вопрос о столице Китая, отчего зависел политический вес Севера и Юга. Север - колыбель китайской цивилизации, с III-V вв. теряет свой вес в пользу Юга из-за постоянной угрозы со стороны кочевников эти части страны были носителями разных традиций и даже менталитетов (южане более благодушны и беспечны, северяне - более решительные иже- сткие, имели более высокий социальный статус "хань-жень" против южан "наньжень"), все это подкреплялось существенными языково-диалектологическими различиями между "картавыми" северянами и якобы нормальными южанами. Суны и Юани в качестве своей политической базы опирались на Север, династия Мин победила в опоре на Юг, который теперь оказывал на нее сковывающее влияние, поскольку столица находилась в Нанкине. В 1403 г. Чжу Ди переименовал Бейпин (Усмиренный Север) в Бейцзин (Северная столица) и дог. в стране было две столицы - северная императорская в Бейцзине и южная правительственно-бюрократическая в Нанкине. Таким образом Чжу
    Ди убил двух зайцев избавился от опеки и влияния южан и заодно лишил южную нанкинскую бюрократию излишней самостоятельности, так как все важные документы должны были утверждаться в
    Бейцзине. В 1421 г. столица окончательно была перенесена на Север, что обеспечило династии поддержку северокитайского населения и способствовало укреплению обороноспособности страны. Проводилась целенаправленная политика укрепления экономики Севера за счет создания ему специальных привилегий (переселенческой политикой, подкормкой за счет Юга, периодическим освобождением его населения от повинностей. Внешняя политика Мин в к. ХIV-ХV вв. В этот период экономического подъема и укрепления государственной власти проводится наступательная политика дог- "лицом к морю, после этого - "лицом к варварам. Наибольших успехов по всем азимутам Китай достиг впервой пол. Х в. (успехи против Кореи, Японии, превращение Вьетнама в китайскую провинцию. Однако наиболее примечательным явлением этого периода стала экспансия Китая в страны Южных морей. Потребности покончить с пиратством (китайским, корейским, японским) вынудили Минов создать флот из 3500 кораблей. Продолжавшийся экономический подъем позволил совершить 7 экспедиций автономного флота под руководством главного евнуха Чжен Хэ вплоть до побережья Восточной Африки. У Чжен Хэ было 60 больших четырехпалубных кораблей длиной до 47 метров с претенциозными названиями типа "Чистая гармония" и "Благоденствие и процветание" почел. экипажа и десанта на каждом, а также группа дипломатов. Как сообщали бортовые журналы, по пути к Восточной Африке Чжен Хэ "водворил на морях спокойствие и смирение, хотя иногда "мелкие и ничтожные иноземцы противились благодетельному воздействию императора.

    59 Результаты экспедиций Чжен Хэ

    1) прежде всего было достигнуто главное, что руководство Китая может ожидать от внешнеполитической акции - повысился авторитет Мин в самом Китае, так как была расширена зона номинального вассалитета стран Южных морей от Поднебесной и Мины не успевали справляться с приемом многочисленных посольств с дарами, жаждавших получить ответные дары, как правило еще более щедрые, и формальное подтверждение "прав" заморских правителей на престол, повышающее авторитет этих правителей в своих странах (пришлось открыть в Пекине специальную гостиницу для членов прибывающих посольств, естественно, на казенном содержании
    2) резко расширился торгово-экономический обмен со странами Южных морей. В Китай потоком пошел черный перец, павлиньи перья, сандал, лаковое дерево, слоновая кость, жемчуг. Из Китая вывозились преимущественно фарфор и шелковые ткани (запрещено было вывозить книги по китайской истории и порох. Однако колониальная политика минского Китая, начавшаяся на столетие раньше европейских
    ВГО, остановилась "на полпути
    - экономика, основанная на АСП, не требовала создания колониальной империи как системы взаимосвязанных между собой колоний и метрополии. Поэтому Чжен Хэ не создавал военные базы даже на постоянных местах стоянок своего флота, не оказывал протекции проживавшим в ЮВА хуа- цяо, не устанавливал посреднической монополии Китая в международной торговле в Южных морях
    - с самого начала активности Чжен Хэ на морях существовала сильная оппозиция ей со стороны частновладельческих элементов, носителей натуральных тенденций в экономике и изоляционистских во внешней политике они не желали увеличения государственных расходов на внешнюю экспансию, опасаясь развития чуждых АСП товарнo-денежных отношений и выступали за пересмотр отношений с иностранцами вообще, против "ущемления Китая поддержкой иностранцев" и "вредных" экспедиций
    - с окончанием экономического подъема конца Х - начала Х вв., усилением помещичьего землевладения и влияния и переносом столицы с Юга на Север влияние торгово-ремесленного Цен- трально-Южного Китая на формирование внешней политики резко падает. На первый план выходит задача обеспечения безопасности Севера. В 1436 г. экспедиции были прекращены, а посольства высланы из Пекина. После Тумусской катастрофы (разгром китайской армии монголами-ойратами) флот в 1452 г. оставил все свои заморские стоянки и вернулся в Китай. В 1477 г. "изоляционисты" добились даже уничтожения всей документации о походах Чжен Хэ на том основании, что в ней содержится "множество хитроизмышлений и небылиц о дальних краях" (на самом деле они опасались использования документации для возобновления морской экспансии. Таким образом, параллельно развертыванию европейской экспансии на морях, Китай принципиально стал уходить в самоизоляцию от остального мира. Деятельность Чжен Хэ занимает важное место в китайской историографии, которая по традициям этой страны трактуется с колокольни современности. Чжен Хэ ставится в один ряд с Колумбом и Магелланом, ему приписывается инициатива движения афро-азиатского единства и политики мирного сосуществования Китая с народами этих континентов на принципах "помощи, любви и согласия. Эти экспедиции считают следствием потребностей усиливавшегося китайского торгового капитала. На самом же деле Чжен Хэ действовал скорее в интересах казенной промышленности, противостоящей частной. Если в Европе колониальные экспедиции отражали интересы торгового капитала и опосредованно всего общества, и способствовали экономическому развитию и прогрессу, то экспедиции Чжен Хэ способствовали удовлетворению потребностей китайской бюрократической верхушки в заморских предметах роскоши, не окупались и не способствовали социально-экономическому прогрессу. Движение за реформы в эпоху Мин На рубеже ХV-ХVI вв. империя Мин вступает в эпоху упадка слабые правители, господство "сильных домов" на местах и их ставленников временщиков-евнухов при дворе, оборонительная политика по всем азимутам - от монголов на Севере, от японских набегов теперь уже слабым флотом, с
    1613 г. усиливается маньчжурская угроза. В этих условиях в 1498 г. низы господствующего класса и верхи города и деревни добились через Палату Инспекторов в форме доклада трону отстранения временщиков. Это способствовало усилению реформаторского движения в нач. Х в. с традиционными требованиями реформы госаппарата, личного участия императора в управлении, запрета торговли должностями, свободы слова для чиновников и запрета бить их палками, ограничения дворцовых расходов. Выдвигались и нетрадиционные требования в интересах развития товарно-денежных отношений (ликвидировать казенные мануфактуры, государственные монополии и госторговлю, внутренние таможенные перегородки и т. д. В борьбе за выполнение этих требований прошел почти весь Х век, реформаторы арестовывались сотнями. На короткий период 1567-82 гг. у власти оказался реформатор Чжан Цзюйчжен, не сумевший ликвидировать только государственные монополии. Однако после его смерти началось контрнаступление консервативных сил реформаторы были сосланы в Академию Дунлинь, а в 1620 г. новый император, сторонник дунлиньцев, был отравлен, дунлиньцы казнены, Палата Инспекторов распущена, школы и другие учебные заведения закрыты как рассадники реформаторских идей. Таким образом, реформаторское движение в эпоху Мин не удалось - это привело к загниванию и усилению противоречий. Неэффективность внутренней политики, провалы во внешней политике и стихийные бедствия привели к голоду вплоть до людоедства и, начиная с 1628 г, к локальным крестьянским восстаниям. Крестьянская война Х в. Как известно, крестьянская война отличается от восстания большим количеством участников с включением и других социальных групп населения, большим территориальным размахом и длительностью, организацией и дисциплиной в связи с наличием руководящего центра, наличием идеологии. На первом этапе крестьянского движения (1628-39 гг.) более 100 его очагов не смогли объединиться и большинство их были подавлены. На втором этапе (1641-44 гг.) во главе объединенных сил восставших оказался способный руководитель Ли Цзычен, сумевший из множества стихийно возникших отрядов создать крестьянскую армию с дисциплиной, стратегией и тактикой. Ли Цзычен стремительно шелк власти под популярными лозунгами свержения Мин, уничтожения крупных и контрибуции с мелких и средних помещиков и чиновников, утопической пропаганды всеобщего равенства и обещаниями не взимать налоги после победы.
    26 апреля 1644 г. (19 марта по лунному календарю) ранним утром на звон колокола, повелевавший министрам прибыть на аудиенцию к 36- летнему императору Чун Чженю, никто не явился. Император сказал "Все кончено" и его близкое окружение стало рыдать. Императрица поставила диагноз летя преданно служила Вашему Величеству, но Вы ни разу не захотели меня выслушать. Вот теперь и пожинайте плоды своего невнимания, - после этого она повесилась на собственном поясе. Затем император неумело и долге убивал мечом дочь и любимую наложницу, асам повесился на петле из собственного пояса на кривом стволе ясеня. По существовавшим обычаям вслед за ним ушли из жизни 80 тысяч чиновников. По одной из версий, на куске шелка в халате повесившегося императора осталась записка для Ли Цзычена: "Чиновники стали изменниками и все они достойны смерти. всех их надо казнить, чтобы научить лучше служить своим государям. Я отказываюсь от жизни, потому что не хочу быть ею обязанным последнему и самому презренному из своих подданных. Через несколько часов повстанцы сняли труп императора с дерева и положили его в гроб для нищих. Так кончилась эпоха Мин. На третьем этапе (1644 г) крестьянской войны она закончилась поражением. Главком северного военного округа У Саньгуй не питал к захватившим столицу восставшим простолюдинам теплых чувств. Пытаясь договориться с ним, новый крестьянский император Ли Цзычен посетил дом родителей У Саньгуя, не сумев скрыть при этом своего восхищения любимой наложницей военачальника, что взбесило последнего. У Саньгуй сделал свой предательский выбор, предпочтя договориться с маньчжурами, а нес "императором быдла. Он открыл маньчжурам горный проход Шаньхайгуань и они смогли захватить Пекин. Ли Цзычен, пробывший там всего полтора месяца, был вынужден бежать на юг, где и погиб геройской смертью. После этого крестьянское движение пошло на спад. В оценках отечественной историографии крестьянская война Х в. под руководством Ли
    Цзычена, при всей ее масштабности, принципиально мало чем отличается от других массовых движений восточного средневековья, которые выступали
    - не против эксплуатации вообще, а только за ее ослабление
    - не против господствующего класса вообще, а против его конкретных наиболее одиозных представителей
    - не против монархической системы, а против конкретной династии Мин
    - своей собственной крестьянской власти создать не могли в силу социальной специфики крестьянского класса, царистских иллюзий и влияния примкнувших к восстанию шэньши.

    61 Правда, китайская историография придерживается другой точки зрения, в соответствии с которой "царистские иллюзии присущи русскому, а не китайскому крестьянству, поскольку в Китае "крестьянский монархизм наполнен революционным содержанием. Завоевание Китая маньчжурами (1644-83 гг.) Главный показатель соотношения сил, демографический, определяется специалистами по- разному (150-300 млн. китайцев против 300-500 тыс. маньчжур. Тем не менее, при любом варианте Китай имел как минимум стократный перевес, но проиграл борьбу. Определяющую роль сыграла раздробленность китайского общества, находящегося в состоянии гражданской войны
    - остатки армий Ли Цзычена не могли объединиться с остатками минской династии, укрепившимися в Нанкине и, следовательно, лозунг "Защитим Мин" не мог объединить всех китайцев
    - в Нанкине происходила грызня в минском лагере - сановники-патриоты, выступавшие за противодействие маньчжурам любой ценой со всеми возможными союзниками, были оттеснены от руководства. В итоге, деморализованные слухами о маньчжурских жестокостях по отношению к тем, кто им сопротивлялся, капитулянты сдали противнику Нанкин вместе с тысячной армией
    - китайская провинция оборонялась в городах месяцами с участием бывших воинов Ли Цзыче- на под руководством шэньши. На деньги купечества был создан "купеческий флот" под руководством
    Чжен Чжилуна. Однако все больше представителей имущих классов переходили на сторону врага, опасаясь усиления социальных тенденций в крестьянской среде
    - китайские армии были слабы в артиллерии и инженерном делена фоне маньчжур, которым оказали соответствующую поддержку переметнувшиеся на их сторону голландцы
    - существенную роль в усилении раскола китайского общества перед лицом врага сыграла проводимая маньчжурами политика "кнута и пряника" (обещания пощады и уменьшения налогов сдающимся без боя, никакой пощады сопротивляющимся. В 1645 г. был издан знаменитый Указ о ношении косы мужчинами-китайцами, признающими маньчжурскую власть и смертной казни всем, кто без косы (этот указ, унижавший национальное и мужское достоинство, усилил сопротивление настроенной на борьбу части китайского общества, а запуганная этим указом часть была вынуждена изобретать сложные прически, позволявшие быстро соорудить косичку при угрозе встречи с маньчжурами. В 1661 г. весь материк оказался в руках противника. Купеческий флот отбил Тайвань угол- ландцев и продолжал набеги на китайское побережье и пор. Янцзы вглубь страны. В ответ маньчжуры превратили побережье вмертвую зону, выселив оттуда население и запретив выход в море даже на рыбалку, а в 1883 г. захватили и Тайвань. Таким образом, прогнивший минский Китай пал под ударами крестьян-повстанцев, но часть правящего класса в союзе с маньчжурами подавила повстанческое движение, рассматривая их как орудие в своих руках. Однако маньчжуры преследовали свои собственные цели и относительно легко подчинили себе страну, ослабленную двадцатилетней гражданской войной. Когда сановники, намеревавшиеся использовать маньчжуров в качестве приглашенных наемников, спохватились, было уже поздно. Последнее восстание 1673 г. против них, поднятое все тем же У Саньгуем. было ими легко подавлено. Маньчжурское иго династии Цин было навязано Китаю в эпоху буржуазных революций в Европе и обрекло страну налет социально- экономического и политического застоя перед лицом нарастающей европейской колониальной экспансии.

    62 ЯПОНИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ В СРЕДНЕВЕКОВУЮ ЭПОХУ ЯПОНИЯ В МИФАХ В священной книге японцев "Кодзики" (Записки о делах древности) говорится "Когда Земля была еще совсем юной и плавала, словно масляное пятно, колыхаясь, как студенистая медуза, явился в мир, вырвавшись из ее недр, словно молодой побег бамбука, Бог роста и проявления скрытых сил природы. явленный в мощном побеге бамбука. ", и тогда Небо и Земля разделились ив седьмом поколении богов появились Чарующий Идзанаги и Чарующая Идзанами, и столкнулись они в тумане, и воскликнула Идзанами: "Ах, какой мужчина" и устыдилась своей несдержанности, и сделала вид, что убегает. Идзанаги догнал ее и пошли от этой божественной пары японские боги, в том числе Великая Солнечная Богиня Аматерасу. И ступила эта божественная пара на небесный плавучий мост и стала круговращать копье в хляби, а когда взметнула это копье, то сгущенные от обилия соли капли упали вниз и превратились в Японские острова (а вокруг образовалась накипь - остальной мир. В японской картине сотворения мира нет места упоминанию о сотворении человека - итак ясно, что у каждого японского рода свой божественный предок - ками: небесная божественная иерархия перенесена на священную японскую землю в виде иерархии родов. На вершине этой иерархии царский род Ямато (императорская фамилия Сумэраги), берущий свое начало от Аматерасу: ее внук, первый легендарный император Дзимму, 11 февраля 660 г. дон. э. основал японское государство Ни- хон-Ниппон (корни солнца, восходящее солнце. В соответствии с догматикой синто, древней религии японцев, божественная кровь Аматерасу передается из поколения в поколение императорской фамилии, те. император - "продолжение" Аматерасу во времени, сын небес, Бог в человеческом облике. Вот уже 26 веков престол божественных императоров передается по наследству (нынешний японский император Акихито - сто двадцать шестой по счету) стремя священными регалиями (зеркалом, мечом и яшмовыми подвесками, олицетворяющими принципы и символы императорского правления (солнце и честность. звезды и мудрость, луну и сострадание. При всем различии редакций и нюансов японской мифологии все они едины водном Япония - божественная страна, созданная богами и расположенная " у восхода солнца" на вершине мира, а остальные страны - ниже (они тоже от богов, но от второстепенных. Японская нация тоже имеет божественное происхождение, и символом ее является император. ЯПОНИЯ В ИСТОЧНИКАХ Сточки зрения источниковой базы освещенность жизни населения Севера Кюсю - Юга Хонсю можно разделить натри периода
    - мифологический период дог. н. э. дает в руки исследователей преимущественно археологический материал, по которому трудно составить представление о нематериальной стороне жизни, и малодостоверные отрывочные сведения от китайцев. Впервые они упоминают о японцах в "Каталоге гори морей" и "Истории ранней династии Хань": "В море радостных волн живут люди во, объединенные в более чем 100 княжеств
    - полуисторический период (250-550 гг.) также характеризуется в основном летописным вакуумом. Правда, в китайском "Описании царства Вэй" III вдаются более подробные сведения о "стране
    Ямато";
    - исторический период с 550 г. характеризуется относительной достаточностью сведений о нем как из японских, таки из китайских источников. В "Истории династии Суй" упоминается о поКоре- нии Ямато "многих стран, те. о завершении создания общеплеменного союза на японских островах. Особенно большое количество документов осталось с эпохи завершения формирования японской государственности в. - 12 тыс, IX-XII вв. - 10 тыс) Св. велись дневники японской аристократии на взньяне, затем составлялись 6 официальных, те. достаточно тенденциозных, историй Японии по китайскому примеру и образцу.

    63 ЯПОНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ Существуют два вида исторических исследований
    - диахронные вертикальные конкретно-страновые историко-генетические;
    - компаративные горизонтальные синхронные сравнительно-исторические Оба вида исследований не могут быть полностью разделены и противопоставлены, коль скоро исследуется такое сложное явление, как развитие человеческого общества. Однако по отношению к Японии наблюдается подавляющее превалирование историко-генетического диахронного подхода и практически отсутствуют сравнительно-исторические изыскания. Это объясняется несколькими факторами
    1) хотя по чисто внешним проявлениям Япония ничем не отличалась от других стран Востока и на ранних этапах развивалась как все восточноазиатские страны, уже тогда существовали глубинные различия между ею и материком
    2) на более поздних этапах средневековья (Х-ХIV вв.) Япония стала уходить с восточноазиатской модели развития, завершив этот дрейф от Востока переходом на европейскую модель на рубеже
    ХIХ-ХХ вв. Авторы одной из ведущих работ 80 гг. "Эволюция восточных обществ синтез традиционного и современного" абсолютно четко выделили японский опыт не в восточную, а в европейскую "вторичную" модель. Однако никто пока четко не суммировал причины феномена смены Японией пути развития и хронологию этого явления различными авторами даются порой совершенно противоположные объяснения и датировка конкретных этапов японской истории с применением различных подходов. Так, по формам эксплуатации развитой феодализм датируется с конца Х в, а по развитию городского хозяйства и товарно-денежных отношений с X-XII вв. Таким образом, феномен японской средневековой истории пока не осмыслен достаточно глубоко даже на путях историко- генетического подхода, что делает затруднительным изучение японского средневековья в сравни- тельно-историческом разрезе
    3) в свою очередь, недостаточное понимание японского средневековья объясняется вполне конкретными причинами. Среди них следует выделить "социальный заказ" историкам-японоведам, и не только отечественным революционные перемены в послевоенной Японии, выдвинувшие ее на передовые экономические позиции в современном мире, потребовали осмысления именно современной японской истории. Эти же перемены резко ослабили, в отличие от остального Востока, влияние традиционных факторов на современное развитие Японии и практическую значимость их изучения. Это привело к перераспределению научных сил в японоведении в ущерб чисто исторической проблематике и к резкому размежеванию изучения истории и современности в Японии, в отличие от большинства восточных стран, мало точек соприкосновения между историей и современностью (в раннесредневековый период там превалировал азиатский компонент в эпоху сегуната основные качественные параметры японского общества приобретают самодовлеющий и независимый от Азии характер при сочетании национально-японской и азиатской компонент период от Реставрации Мэйд- зи дог. характеризуется сочетанием национально-японской и европейской компонент послевоенная Япония превратилась в неотъемлемую часть Запада с сохранением национально-японской специфики. Упорна изучение последнего или двух последних этапов, вполне объяснимый с прагматической точки зрения, имеет следствием невнимание к азиатской традиции (азиатскому этапу) в истории Японии. Комплекс вышеуказанных факторов способствовал консервации выработанных прежде теоретических представлений и определений относительно японского средневековья. Сравнительно- исторический подход в исследованиях современной Японии и историко-генетический подход к ее средневековой истории сосуществуют изолированно без особого для себя ущерба, т. к. средневековое "наследие" в виде азиатской исторической традиции не влияет сколько-нибудь заметно на современное развитие страны. То, что Япония изначально азиатская страна, осознается только при углублении вглубь веков на рубеж I-II тысячелетия. При этом изучение Востока немного дает для понимания японской истории, но изучение японской истории много дает для понимания Востока. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   25


    написать администратору сайта