Главная страница

История Азии и Африки. Кемеровский государственный университет 1998


Скачать 1.58 Mb.
НазваниеКемеровский государственный университет 1998
АнкорИстория Азии и Африки
Дата10.09.2021
Размер1.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGovorov_ist_sred.pdf
ТипДокументы
#231133
страница7 из 25
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   25
К
ИТАЯ На протяжении средневековья в связи со сменой династий многие элементы государственного устройства Китая менялись, но его основные принципы оставались без изменений см. схему китайской бюрократии. На вершине пирамиды государственной власти находился император, имеющий Мандат Неба на управление Поднебесной империей и именуемый Сыном Неба. Власть императора косвенным образом была ограничена вышеуказанным Мандатом, предписывавшим осуществлять управление в соответствии с конфуцианскими традициями, и определенной самостоятельностью функционирующего по этим традициям бюрократического аппарата. Как правило, императоры были приверженцами ле- гистских, а аппарат - конфуцианских методов управления. Стремясь держать чиновничество под контролем, императоры искусственно противопоставляли друг другу различные ветви и звенья аппарата, разделив его на исполнительную и контрольную ветви, курируемые, как правило, двумя фаворитами правителя. Контрольная власть была представлена императорскими Канцелярией, Секретариатом и Палатой инспекторов-цензоров. В служебные обязанности инспекторов-цензоров входил не только контроль деятельности исполнительной власти, но и увещевать императора править по канонам, докладывая ему "правду" нес узковедомственных, ас общегосударственных позиций. Учитывая уникальную роль инспекторов в системе государственного управления, аппарат стремился внедрить на эти должности или "своих, или людей мягких, слабохарактерных, не обладающих способностями и несамостоятельных, которые не могли бы представлять опасности для чиновничества. С другой стороны, в различные периоды китайской истории реформаторской части шэньши удавалось провести существенные преобразования, опираясь именно на своих ставленников в Инспекторате, имевших прямой доступ к императору с правдивой информацией об истинном состоянии дел в стране. Существовал только один способ миновать контрольные органы - добиться такого влияния на императора, что последний давал своему фавориту "собственноручную императорскую записку" с надписью в правом верхнем углу "Тот, кто воспрепятствует прохождению документа, будет осужден. согласно статье о великой непочтительности и сослан на 3 тысячи ли. Исполнительная власть состояла из трех ведомств Палаты изучения донесений, Палаты императорских указов и собственно правительства - Ведомственной Палаты, включавшей в себя Палаты финансов, наказаний, церемоний, общественных работ, военных дели своего рода "отдел кадров" - Палату чиновников. В соответствии с китайской Табелью о рангах должности и титулы делились на 9 рангов, в каждом из которых было по 30 разрядов. Обычно сдавший госэкзамен на сюцая с отличной оценкой мог претендовать на восьмой высший разряд первого ранга, сдавший на удовлетворительно - на восьмой низший разряд. Долгом чиновника было иметь безупречный моральный облик, те. строго соответствовать своему месту в обществе и аппарате. В случае "потери лица" у чиновника тринадцатого разряда отбиралось удостоверение шестого разряда ион мог в будущем снова дослужиться не выше двенадцатого разряда. Ученые степени не аннулировались. Кроме того, для чиновников существовали правовые наказания пяти степеней тонкими бамбуковыми палками (до 50), толстыми бамбуковыми палками (до 100), каторгой до трех лет, ссылкой (до 1500 км) и две степени смертной казни удавка и отрубание головы. Чиновник жил, сознавая, что за послушание его ждет награда, за ошибки наказание, за ослушание - смерть. Центральному правительству подчинялись губернаторы 20-25 провинций со штатом чиновников провинциального управления, губернаторам провинций - начальники 300-360 областей-oкpугов, a последним - начальники 1500 уездных управ-ямэней, надзирающих за 150-250 тысячным населением уезда. Начальники ямэней составляли основание пирамиды государственной бюрократии Китая если в функции высшего и среднего звена государственной администрации входила циркуляция документов и контроль их исполнения, то полторы тысячи уездных начальников непосредственно управляли многомиллионным китайским народом. Уездный начальник самостоятельно набирал штат ямэня (писарей, палачей, сборщиков налогов, секретарей из числа местных шэньши и неудачников госэкзаменов) и обеспечивал сбор налогов и выполнение других повинностей в опоре на неформально существующее местное самоуправление общинная верхушка, главы корпораций, старосты деревень и 10-дворок). Как правило, во избежание приезда работников ямэня (это уже беда, население стремилось все свои обязанности перед властями выполнить в срок.

45 Уездный начальник получал от государства чисто символическое жалованье, в десяток раз превосходящее доход простолюдина, и был заинтересован в своевременном и полном сборе налогов с подведомственного ему населения для поддержания собственного благосостояния и оплаты нанятого им штата ямэня (с Х в. для ослабления лихоимства чиновников на уездном уровне государство стало доплачивать им "серебро для поддержания честности, враз превосходящее их основной оклад. Поскольку чиновничество в Китае подвергалось принципиальной ротации каждые 3 года, у них не было заинтересованности глубоко вникать вдела и кропотливо ими заниматься (часто вместо уездного начальника фактически правил нанятый им секретарь-шэньши).
7.
Б
АОЦЗЯ Неотъемлемой частью системы управления обществом в Китае была система "коллективной ответственности" членов общин и городских кварталов, возникшая еще в древности. Сыма Цянь сообщает, что еще в IV в. дон. э. реформатор Шан Ян "приказал народу разделиться на группы пои семей для взаимного наблюдения и ответственности за преступления. Тот, кто не донесет о преступлении, будет разрублен пополам, а тот, кто донесет, будет награжден как воин, отрубивший голову врага скрывший преступника наказывается как сдавшийся врагу. Сам термин "баоцзя" появился в 1070 г. в связи с реформами Ван Аньши. По китайским законам на дверях домов должны были висеть таблички с подушевой описью семей - об отъезде и приезде должен знать сотский староста для регулярного доклада в ямэнь о передвижениях населения. Существуют разные оценки эффективности системы баоцзя - от очень эффективной до неэффективной. Доказательства недостаточной эффективности
- неудача поголовной регистрации из-за неграмотности большинства крестьян (это было возможно только в уездных центрах
- раздел "баоцзя" не включен отдельной графой в аттестацию чиновников, соответственно и отношение к поддержанию баоцзя было поверхностным
- местные шэньши саботировали систему баоцзя как унижающую их ученое достоинство, а сотские и простолюдины не имели права входить в дом шэньши;
- главы 5-10-дворок, опасаясь вымогательства в ямэнях при переделках списков и разборе дел, не подавали туда требуемой информации
- потенциальные доносчики боялись мести нарушителей и преступников
- мало кто желал портить отношения с соседями, которые в ответ тоже могли на них донести
- главное доказательство недостаточной эффективности системы баоцзя в существовании параллельно ей многочисленных тайных обществ, которые смогла ликвидировать только КПК в 50 гг.
XX в. Тем не менее, в лице баоцзя государство имело мощный рычаг воздействия на нежелательные процессы в обществе, своеобразную систему социального контроля. Впоследствии она будет охарактеризована в словах народной песенки
Баоцзя, баоцзя
Жить нельзя, дышать нельзя.
Все в цепях и кандалах
У начальников в руках
Кнут и страшная печать
Заставляют нас молчать. . . ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА В СРЕДНЕВЕКОВОМ

К
ИТАЕ Тайные общества и секты играли заметную роль в истории Китая в качестве организаторов народного сопротивления налоговому гнету и произволу деспотического государства со времени создания во II в. н. э. секты "Тай-пиндао" (Учение о пути великого равенства, возглавившей восстание "Желтых повязок. В средние века наиболее известным тайным обществом стала "Секта Белого Лотоса" (СБЛ), возникшая в XI в. на основе буддийской секты, созданной в IV в. монахом Хуй Юанем. В свою очередь, СБЛ стала базой для для образования в XVII-XVIII вв. других тайных обществ (Общество Неба и Земли, Общество трех точек и др. Рассмотрим смысл учения СБЛ, столетиями привлекавшего миллионы приверженцев и последователей. Проповедники СБЛ утверждали, что у истоков мироздания - нерожденные родители, следовательно, все люди изначально - братья и сестры. Однако "родители" в гневе на людские пороки решили уничтожить мир. В ответ на мольбы людей о пощаде "родители" смягчились и вместе со страданиями послали на землю и добро, к которому можно приобщиться, лишь приняв учение Белого Лотоса - члены секты после смерти попадают в Рай. Таким образом, во-первых, само наличие учения СЕЛ является отрицанием официального конфуцианства и, во-вторых, тезис об изначальном равенстве людей опровергал конфуцианский постулат об их изначальном неравенстве и мог превратиться в материальную силу, так как крестьянство верило в наступление "золотого века" (в средние века идея равенства всегда имела религиозную форму - повстанцы Уота Тайлера очень интересовались "Кагда Адам пахала Ева пряла - кто же был дворянином. СБЛ решила эту проблему просто - каждому своему члену обещала чиновничью должность после победы или после смерти. Проповедники СБЛ постоянно предупреждали о неизбежности "бедствий, преувеличивая при этом их ожидаемые масштабы и подавая наглядный пример действием (грабили богатых, сжигали их усадьбы, не останавливались перед принуждением крестьянства вступать в тайные общества для преодоления их локальности, "брали в долгу населения продукты, так как искренне верили в скорую победу. Крестьяне массами вступали в ряды сектантов, чтобы пережить "бедствия" и попасть в Рай. Популизм сектантской пропаганды (вера в возможность осуществления всех чаяний сразу) облегчал задачу мобилизации масс. Коллективные моления по особо торжественному ритуалу помогали преодолению психологического барьера боязни неповиновения властями Руководители тайных обществ на местах обычно были выходцами из грамотных крестьян, которых почитала толпа. В периоды социально-политической стабильности секты занимались кропотливой идеологической работой, а подлинные вожди выявлялись уже входе восстаний с учетом их организаторских способностей. Внешне крестьянские восстания выглядели стихийными, хотя наделе благодаря деятельности секту них уже имелась идейная подкладка и готовые кадры руководителей (при этом следует отметить полное несоответствие их идей содержанию их сознания. На практике крестьянские движения, закончившиеся победой, проходили два этапа
-- этап общего котла и примитивного дележа награбленного
-- этап повторения того, против чего боролись - чиновничество, титулы, "свой" император. Неотъемлемая черта социально-политической жизни средневекового китайского общества - бандитизм, разбой и пиратство, питательной средой которых были процессы обезземеливания крестьянства и жестокая эксплуатация. Особого размаха указанные явления достигли на стыке природных, социальных и политических факторов - отсюда и легендарные бандиты Шаньдунских болот, пираты Фуцзяньского побережья и разбойники из Шэньси. Китайский бандитизм пользовался определенным престижем в народе вследствие понимания всеми истоков и причин этого явления и соединения в нем зачатков классового самосознания и стремления к личной выгоде (а выгода могла быть достигнута только за счет грабежа состоятельных элементов. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Все усилия государства в конечном счете сводились к нейтрализации главной опасности - угрозы голода, постоянного явления китайской истории. Кризисы недопроизводства продовольствия из-за усиления демографического давления на землю в определенной степени могут смягчаться приспособлением самого общества к меняющимся условиям существования (подъем целины, повышение урожайности посредством совершенствования технологии земледелия и увеличением внесения органических удобрений, экономия площадей по принципу "видишь шов, втыкай иглу, сокращение площадей под деревнями методом "два дома-одна крыша. Однако главной причиной было не столько реальное недопроизводство продовольствия, сколько искусственное неравенство в его распределении по социальным причинам. Поэтому государство всегда стремилось к предотвращению социального расслоения деревни посредством поддержания "двух равновесий":
1) Между сельской общиной и "сильными домами" (административным воздействием и пропорциональным налогом. В конечном счете "сильные дома" ужесточали рентный пресс на крестьян- арендаторов втайне от государства и его попытки противодействовать обезземеливанию крестьянства приводили только к замедлению этого процесса.

47 2) Между "сильными домами" и государством, тек сохранению независимости местной низовой государственной администрации от "сильных домов. При этом в чисто конфуцианском духе старались "искоренить зло без применения насилия. Парадокс Китая победа частнособственнической тенденции "сильных домов" над государственным аппаратом в экономическом и политическом отношении не ведет к образованию нового порядка, но только к смене династии, после чего новая династия в своих основных чертах повторяет предыдущую, т. к. победившая местная частновладельческая элита имеет своим идеалом государственную чиновничью карьеру. Однако при новой династии, созданной усилиями "сильных домов, существует опасность соединения их реальной власти на местах с государственными постами, что ведет к торжеству местничества и групповщины. Именно поэтому китайское государство диссоциа- лизировало отбор на государственную службу через систему кэцзю в ущерб влиятельным состоятельным элементами разделило общество на чиновников и простолюдинов. Такая система препятствует концентрации экономической и политической власти на местах и способствует ее дроблению при сохранении верховенства государства
- шэньши-чиновники имеют политико-идеологическую власть и право распоряжения налоговыми ресурсами
- шэньши без должностей обладают идеологическим влиянием и, надеясь на получение должностей, выступают за укрепление государственной власти
- "сильные дома" имеют экономическое влияние на местах, трансформации которого в политическое влияние препятствует коалиция госаппарата, неслужилых шэньши и крестьянства (китайское крестьянство боролось не заземлю, а против "злых" помещиков и чиновников, коррумпированных ими, за укрепление центральной государственной власти против их "бесчинств, даже арендаторы требовали только уменьшения размеров ренты, выплачиваемой ими "сильным домам.
Исключением из этого правила "регенерации" верховенства шэньши в государстве является династия Сун, е самого начала примирившаяся с преобладанием частновладельческой тенденции. ПЕРИОДИЗАЦИЯ КИТАЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В отличие от средневековой истории Европы, которая может быть периодизирована этапами становления, утверждения, расцвета и разложения феодального способа производства, Китай указанной эпохи переживал неоднократные взлеты и падения, что внешне выражалось в смене династий в рамках все того же АСП. Поэтому династическая периодизация китайской истории имеет под собой не только внешние, но и внутренние основания. От "Исторических записок" Сыма Цяня дог. Китай знает 25 династических историй. Династическая периодизация средневекового Китая выглядит следующим образом
 III-VI вв. - эпоха смуты (гунны, Троецарствие, эпоха Северных и Южных династий) после падения династии Хань;
 589-618 гг. - династия Суй
 618-907 гг. - династия Тан;
 907-960 гг. - эпоха смуты, пяти династий и десяти царств
 960-1279 гг. - династия Сун;
 1279-1368 гг. - династия Юань (монгольская
 1368-1644 гг. - династия Мин.
 Династическая история Китая завершается маньчжурской династией Цин (1644-1911 гг.). Благодаря развитой традиции историописания династии оставили после себя огромное количество документов и трактатов (водном только архиве Гугун 9 млн. единиц хранения по эпохам Мин-
Цин). Если трактаты в той или иной степени фальсифицируют историю, то документация позволяет восстановить истину в значительной степени. Дополнительным основанием для изучения истории Китая по династическому принципу является наличие общих для всех династий закономерностей развития в рамках династического цикла.

48 СОДЕРЖАНИЕ ДИНАСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

I этап - внутреннего мира и внешнеполитической активности. Верховная государственная собственность на землю обеспечивает нормальное функционирование общественно-политического организма и правление в соответствии с конфуцианскими канонами. Тайные общества активной деятельности не ведут, ограничиваясь предсказаниями грядущих бедствий этап - усиление внутриполитической напряженности и ослабление внешнеполитической активности. Экспансия помещичьего землевладения на все новые площади с/х угодий, переход местного чиновничества под контроль "сильных домов" и ослабление центральной власти, уменьшение доходов казны, усиление социальных противоречий. Последствия
- раскол правящего класса на коррумпированных консерваторов - ставленников "сильных домов" и реформаторов, требующих ликвидации накопившихся пороков, те, роли "сильных домов" в экономике и политике. Борьба двух фракций шэньши идет с переменным успехом, иногда многие десятилетия, на фоне падения авторитета власти в массах
- активизация тайных обществ внутри страны в связи с ростом количества "горючего материала" из числа обезземеленных и подвергающихся усиленной эксплуатации арендаторов и надельных крестьян
- активизация кочевников вне страны, т. к. именно в эпохи социально- политической нестабильности в Китае можно его как максимум покорить и как минимум удачно пограбить.
III этап - упадок и гибель династии под воздействием ряда факторов
- сочетание крестьянских восстаний под руководством тайных обществ и вторжений кочевников компрометируют династию в военном отношении
- патриотически настроенные шэньши-реформаторы примыкают к руководству крестьянским движением и дают им политическую доктрину а) Император потерял Мандат Неба, который перешел к лидеру повстанцев из числа одного из руководителей б) шэньши навязывают повстанцам традиционно-конфуцианские представления о будущем государственном устройстве.
- другая часть бюрократии и "сильные дома" вступают в альянс с кочевниками против восставшего крестьянства. Последствия гибели старой династии могут быть двоякими
- или новый император из числа победивших крестьян положит начало новой китайской династии на конфуцианских принципах
- или новый император из числа кочевников даст начало иноземной династии, которая вынуждена будет учитывать конфуцианские традиции китайского общества. Новая династия, как правило, начинает свою деятельность с восстановления верховной государственной собственности на землю, что становится основой для повторения аналогичного династического цикла. Революционных изменений в классическом смысле этого слова смена династий не несет, так как конфуцианство возвращает социально-политические отношения к прежнему состоянию. Любопытно, что в период упадка и гибели, когда местное самоуправление держит круговую оборону от всех в отсутствие единственно признанной власти, крестьянство может десятилетиями не платить положенных налогов. Пришедшая к власти национальная китайская династия на первом этапе своего становления и утверждения также начинает с упорядочения и уменьшения налогового пресса. СПЕЦИФИКА ИНОСТРАННОЙ ДИНАСТИИ Иностранная династия гораздо более уязвима и непрочна в сравнении с национально- китайской, так как
- может осуществлять полный контроль только высшего звена государственного управления
- подвергается постоянному давлению со стороны тайных обществ, для которых варварское происхождение династии - дополнительный поводи аргумент рекрутирования сторонников и последователей и мобилизации масс

49
- неизбежная для малочисленных кочевников китаизация и ассимиляция в китайском этническом море способствует различного рода влияниям на варварскую династию со стороны китайской части имущего класса
- бунтарскую роль по отношению к иностранным династиям всегда играет Юг Китая а) он слабее, чем Север, контролируется властями б) имея лучшие природные условия и социально-экономический динамизм, Юг в экономическом плане не зависит от жестко контролируемого кочевниками Севера в) "сильные дома" на Юге всегда оспаривают верховенство государства в аграрной сфере, тем более верховенство "варваров г) в тайных обществах на Юге состоит до 50% взрослого мужского населения.
Комплекс вышеуказанных факторов вынуждает иностранную династию подвергать повышенной налоговой эксплуатации менее развитой Север, что подрывает и там ее позиции. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СРЕДНЕВЕКОВОГО

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   25


написать администратору сайта