Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРОИЗВОДСТВА

  • История Азии и Африки. Кемеровский государственный университет 1998


    Скачать 1.58 Mb.
    НазваниеКемеровский государственный университет 1998
    АнкорИстория Азии и Африки
    Дата10.09.2021
    Размер1.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаGovorov_ist_sred.pdf
    ТипДокументы
    #231133
    страница3 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
    (АТП)
    1 кв. км тропических лесов Востока может обеспечить пропитание трех человек, занимающихся охотничье-собирательным промыслом. Тот же кв. км, превращенный в пашню, может прокормить
    130 чел. Такая разница в продовольственной производительности способствовала сведению еще в древности тропических лесов под пашню. Это сопровождалось демографическим взрывом, заложившим основу извечного демографического преобладания земледельческого Востока над регионами европейского (ЕТП) и кочевого (КТП) типов производства. Демографический подъем, начавшийся в древности, не прекратился в средневековую эпоху, а лишь трансформировался в стабильно высокий прирост населения, чему способствовал ряд факторов
    - рентабельность детского труда в традиционном сельском обществе
    - стойкость сложившихся в древности поведенческих стереотипов в пользу большой семьи- закрепление и освящение на рубеже древности и средневековья указанных стереотипов конфуцианством - "холостяк - порочный человек, малодетный - малоуважаемый человек исламом - большая семья угодна Аллаху, и т.д.);
    - "продовольственная революция" в эпоху средневековья, в результате которой практически весь Восток оказался "в объятиях риса. Продовольственную базу древневосточного общества обеспечивали просо, сорго и пшеница. Параллельно опоре на эти культуры народы Азии веками накапливали навыки рисоводства. Переход в средние века большей части населения Азии на рисоводство объясняется превосходством этой культуры над остальными по ряду важнейших показателей
    - урожайность риса 21 центнер с 1 гав очищенном виде) против 16 ц у пшеницы
    - 1 г рисового поля дает 7500 ккал, пшеничного - 1500 ккал, ага пастбища может обеспечить получение 150 кг мяса (350 ккал. Таким образом, переход на рисовое производство и пропитание народов Южной Азии и Дальнего Востока был продиктован вполне прагматическими соображениями. Однако, как отметил
    Ф.Бродель, "растения цивилизаций" (пшеница, рис, маис) настолько глубоко "организовали материальную. и психическую жизнь людей, что создались почти необратимые структуры. Сделав в средние века ставку на рис как продовольственную монокультуру, азиатские общества оказались в рабской зависимости от его тиранической власти, диктовавшей им свои условия, ибо технология рисоводства требует рекордно большого количества ручного труда. К тому жена рубеже I-II тыс. н.э завершается процесс перехода на новые скороспелые сорта риса, способные давать два урожая в год - это потребовало новых рабочих руки способствовало очередному демографическому взрыву. Рано или поздно в рисоводческих районах возникает диспропорция "избыток населения - недостаток земли. Однако возникновение и усугубление этой диспропорции не привело к массовым миграциям из перенаселенных благодатных в почвенно-климатическом отношении долин в отдаленные от рек районы. Это объясняется не только трудностями освоения целинных земель наработанные десятками поколений рисоводов навыки хозяйственней деятельности оказывались совершенно бесполезными на удаленных от рек территориях (к нач. ХХ ворошению подвергалось всего 40% бассейна р. Янцзы - именно там проживала подавляющая часть населения бассейна. В средние века окончательно сложился АТП сего спецификой и устойчивыми характеристиками земной суши, 50% населения Земли, круглогодичный вегетационный период, оптимальное количество осадков, хорошие почвы, высокая эффективность орошения, повышающая урожайность в
    2-3 раза (урожайность зерновых в Индии составляла сама риса - сам 15-35, в то время как в Англии XIII в. сам 3-4, Х в. - сам 5, ХIХ в. - сам 11). Однако наиболее характерной чертой АТП было ненормальное и постоянно ухудшающееся соотношение трудовых и земельных ресурсов при земельной константе происходит постоянный рост населения. Это наложило неизгладимый отпечаток на развитие восточных земледельческих обществ.

    21 В результате полного сведения лесов под пашню в долинах рек сложился хрупкий антропогенный ландшафт, существование которого зависело от сохранения баланса между обществом и природой. Поэтому восточные земледельческие общества для своего выживания должны были проводить целенаправленную политику поддержания этого баланса, доведенную до совершенства в средневековом Китае. Основные направления этой политики
    1. Принципиальная установка на сохранение социально-политической стабильности за счет отказа от количественного и качественного роста, т.к. рост неизбежно сопровождается нарушением стабильности. Поэтому традиционному восточному менталитету чужда ориентация на накопительство, предпринимательство и личный экономический успех "за счет общества.
    2. В рамках ориентации на поддержание стабильности осуществляется всеобъемлющий государственный контроль и регулирование всех сфер жизнедеятельности общества, прямо или косвенно затрагивающих баланс между обществом и природой. Поскольку продовольственно напряженное перенаселенное общество не могло само обеспечить гарантии выживания его членов, восточное государство впридачу к традиционным государственным функциям взвалило на себя роль арбитра и регулятора отношений между обществом и природой ив качестве главной, социально- экономическую функцию. Поскольку выполнение этой функции требовало соответствующей квалификации и специальной подготовки, гражданские чины госаппарата на Востоке, как правило, имели более высокий статус, чем военные (Конфуций начинал свою карьеру государственного служащего с должности хранителя амбаров в царстве Лу). Со временем, еще с древности, класс управляющих хозяйственными делами восточного общества превратился в коллективного собственника основных средств производства (земли) ив коллективного эксплуататора. При такой системе, окончательно оформленной в средние века, чиновничеству была предназначена роль сознательной силы общества, а крестьянству - движущей физической производительной силы. В силу перечисленных выше факторов восточное государство превалировало над обществом, а общество над личностью. Подобные отношения по вертикали "государство-общество-личность" не вызывали протеста со стороны членов общества, поскольку основная масса населения была неспособной обеспечить себе гарантии приемлемого существования без руководства госаппарата. В результате и чиновничество и крестьянство оказались взаимно заинтересованными в сохранении сильной государственной власти. Все это способствовало превращению восточного общества не столько в стабильное, сколько в статичное, принципиально застывшее с окостеневшими социально- политическими структурами
    3. Постоянная продовольственная напряженность восточного общества вынуждала его идти на небывало жесткие, сточки зрения европейца, ограничения и самоограничения потребностей и потребления не только широких трудящихся масс, но и аппетитов господствующего коллективного эксплуататорского класса. Среди них отметим следующие
    - принципиальная растениеводческая однобокость восточного сельского хозяйства и отказ от всего, что могло бы нанести ущерб урожайной монокультуре (от животноводства, садоводства, лесного хозяйства, технических с/х культур, т.к. интересы продовольственного обеспечения общества требовали запашки всех пригодных для этого земель. Недифференцированность восточного с/х препятствовала развитию товарно-денежных отношений, международному торговому обмену, получению экспортных доходов
    - принципиальная уравнительность в распределении земель для сохранения стабильности посредством предотвращения социальной дифференциации крестьянства пауперизации его с одной стороны, появления "сильных домов" с другой стороны
    - поддержание постоянной пропорции между деревенскими городским населением и, соответственно, постоянной пропорции раздела продовольствия между городом и деревней, что препятствовало развитию городов, ремесла и торговли
    - поддержание постоянной нормы эксплуатации крестьянства - физической основы существования продовольственно напряженного общества (кроме общественных работ, детализация крестьянских повинностей. Скудость ресурсов вынуждала правящий класс Востока в большей степени, чем в Европе, согласовывать свои аппетиты с интересами других слоев так, среди основных задач государства было создание страховых запасов продовольствия для переброски их по мере необходимости по принципу "оттуда, где много - туда, где мало.
    4. Дешевизна рабочей силы в связи с ее переизбытком и отказ от ориентации нарост и, следовательно, на развитие, способствовали остановке на Востоке научно-технического прогресса (НТП) как силы, способствующей общему прогрессу общества в целом. Парадокс в малонаселенной Англии НТП приводил к тяжелым социальным последствиям в виде луддизма, а что было бы с перенаселенным Востоком, если бы там еще в средневековье прижился НТП? С этой точки зрения Востоку

    22 повезло, что его основная рисовая монокультура не требовала хозяйственных усовершенствований, иначе десятки миллионов людей оказались бы без средств к существованию (перефразируя факт английской истории, можно сказать, что на Востоке "технический прогресс съел бы людей. Дело в том, что рисоводство нуждается в совершенствовании не орудий, а средств труда, те. технологии производства
    - постройка дамб глубиной дом и высотой над поверхностью 5-6 м, создание террас - дело трудоемкое, ноне требующее механизации
    - для обеспечения практически вечной и бесперебойной работы ирригационных систем достаточно их правильной эксплуатации ручным трудом (перекачка воды на нижний уровень по бамбуковым желобами на верхний уровень по бамбуковым трубам успешно решалась с помощью водяных насосов, приводимых в движение ногами или руками человека
    - проточная илистая вода (до 9ЗЗ кг ила на 1 куб. м воды) в значительной мере выполняла роль удобрения, а отсутствие отходов животноводства из-за принципиального отсутствия последнего вообще компенсировалось внесением на поля городских нечистот, покупаемых или обмениваемых крестьянами на зерно и зелень. В 1 в. Чжан Жун установил зависимость между скоростью течения воды и выпадением ила, что способствовало становлению научной организации удобрения полей
    - роль гербицидов на чеках выполняла рыба (карп, толстолобик, бывшая также и дополнительным "мясным урожаем. Роковую роль в истории стран Дальнего Востока и ЮВА сыграло отсутствие лошади в качестве тягловой силы. Применение лошади было не только нерентабельно на малых площадях ив отсутствие пастбищ (зерно могло потребляться только людьми, но и прямо осуждалось после того, как Юань Чжень изобрел в X в. тяжелый плуг для шести человека государство наладило массовый выпуск таких плугов. В эпоху Мин в Китае даже знать не ездила на лошадях. Простолюдины заменили лошадь на полях как тягловую и на дорогах как транспортную силу (в Европе именно лошадь сделала с/х эффективными базой ПНГ). Таким образом, АТП - трудоизбыточный интенсивный тип земледельческого производства, при котором общество развивается циклами соотношения населения и природных ресурсов. Чрезмерная человеческая нагрузка на землю вызывает социально-политические катаклизмы как стихийные регуляторы (голод, восстания, эпидемии, войны, которые могут лишь временно восстановить пропорцию общественных потребностей и природных возможностей. Поэтому все слои восточного общества при ведущей роли государства еще в древности поставили перед собой задачу, а в средние века ее выполнили- апробировали на практике сознательное регулирование взаимоотношений с природой посредством приспособления общества к природе (Китай исчерпал возможности экстенсивного развития еще в 1 в. до н.э., тогда как Европа - в ХIХв., Россия - в конце XX в. Благодаря комплексу целенаправленных мероприятий дальневосточно-конфуцианская и индо- буддистская цивилизации смогли выжить на пределе - грани с природой (другие цивилизации восточного типа - Египет, Майя, Вавилон, не сумели соотнести себя с природой и погибли. Однако под покровом культурно-традиционной стабильности продолжало расти население и ухудшался природ- но-экологический фактор - это вело к политической нестабильности из-за борьбы за передел общественного продукта - постепенное накопление благ сверху при обеднении снизу периодически лишает устойчивости пирамиду власти. Правящие круги стран Востока реагировали на эти подспудные процессы не реформированием АТП в целом, но дальнейшим усилением внеэкономического принуждения. Жесткий порядок и культурно-традиционная стабильность обеспечили странам АТП возможность выживания, ноне могли обеспечить им возможностей качественного развития - однако Восток почувствует это только с наступлением Нового времени при столкновении с экспансией гораздо более динамичного европейского типа производства (ЕТП). СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЗИАТСКОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО ТИПОВ

    ПРОИЗВОДСТВА
    В эпоху средневековья Восток и Запад вступили с традиционными обществами, ориентированными в экономической сфере на удовлетворение только первоочередных потребностей, и не более того. Как отмечает А.Я.Гуревич, "идея развития производительных сил чужда средневековью, ибо не расширенное производство, а простое воспроизводство является нормой и идеалом. Однако уже в раннем средневековье эти общества существенно отличались одно от другого по ряду важнейших параметров

    23
    - азиатские земледельческие общества пошли по пути укрепления и совершенствования древневосточных структур с приматом государства над обществом и общества над личностью, с принципиальной установкой на стабильность за счет качественного роста. Разрушительные регрессивные последствия для Азии имело противоборство совершенно разнотипных АТП и КТП;
    - европейское общество зрелого феодализма характеризовалось постепенным усилением античных традиций и ценностей, качественным отбором наиболее жизнестойких социально- политических институтов в условиях политической децентрализации и духовного плюрализма (дихотомия светской и духовной власти) и соревнования однотипных государств и типов производства. В отличие от Азии, Европа не испытала страшного воздействия своей первобытной периферии - европейцы смогли освоить ее территориально и переработать экономически, социально и духовно, поэтому социально-экономически и культурно-идеологически европейские народы развивались относительно единообразно-синхронно, без резких стадиальных контрастов. Воздействие же азиатской первобытной периферии Европа по настоящему испытала только вначале средневековья
    - азиатские общества развивались замедленно-эволюционно по линии приспособления монокультурного сельского хозяйства к высокопроизводительному природному фактору, а европейское общество - по линии преодоления многоотраслевым сельским хозяйством малопроизводительного природного фактора. Многоотраслевое с/х гораздо более устойчиво к воздействию на него социаль- но-политических и природно-климатических катаклизмов. Таким образом, средневековые европейское и азиатское общества изначально базировались на принципиально различных культурных и со- циально-политических основаниях и противоположных типах производства. В отличие от азиатского, европейский тип производства характеризуется избытком земли и недостатком рабочих рук. Здесь рост населения компенсируется увеличением запашки и переселением на новые, неосвоенные в хозяйственном отношении земли, что при худшем почвенно-климатическом факторе затруднено без технического прогресса. Если Азия накапливала избыточное население, то Европа - технический потенциал. В Европе доход приносил труд человека - и богатство феодала измерялось "в душах, в Азии доход приносила земля и богатство измерялось ее площадью и качеством. Следовательно, в Азии главным условием производства был природный фактора в Европе - человеческий труд при минимальной роли природного компонента. Возможность получения больших урожаев при минимальной затрате труда на Востоке породила в конечном счете зависимость азиатского общества от высокопроизводительного природного фактора- они не дошли даже до паровой системы и трехполья, т.к. основой урожайности было не воссоздание, а сохранение почвенной структуры. Если естественное плодородие и изобилие тропиков сдерживало инициативу азиатского земледельца, то условия умеренного пояса подталкивали европейцев на хозяйственно-технические эксперименты, ставшие основой сельскохозяйственной революции замена двухполья трехпольем, переход к севообороту и ликвидации паров освоение новых с/х культур - картофеля, маиса, капусты, моркови, томатов новый способ удобрения земли зелеными удобрениями, сохраняющими плодородие полей - викой, люпином, бобовыми отказ от использования в качестве тягловой силы коров, быков и волов в пользу лошади, отказ от перегонного скотоводства в пользу стойлового содержания скота организация искусственных лугов с кормовыми травами для развития молочного животноводства селекция новых сортов растений и пород скота расширение обрабатываемых с помощью новых технических приспособлений земель повышение удельного веса интенсивных отраслей земледелия - огородничества, виноградарства, садоводства, технических культур. Только после внедрения указанных и других нововведений в крестьянских хозяйствах Европы стало возможным производить от 25% до 50% продовольствия свыше личного потребления. Таким образом, возможность получения только малых урожаев при больших затратах дефицитного труда стимулировало НТП и поиски новых форм организации производства и общественной жизни в Европе (восточное общество склонно к канонизации старых форм и уклоняется от изменений, подрывающих желанную стабильность. Избыток населения на Востоке обесценил труд и, следовательно, его носителя. Недостаток труда в Европе возвысил его и, следовательно, человеческую личность. Труд Европы динамичен - земля Востока консервативна. Поэтому средневековая Европа дала миру предприимчивых людей, изобретателей, землепроходцев, исследователей, а для Азии были характерны инерционность, косность и забота о пропитании. В эпоху Раннего Нового времени (ХIV-ХV - Х вв.) традиционное европейское общество трансформировалось в общество современного типа, ориентированное в экономической сфере на накопление и рост. С отказом европейского общества от традиционных ценностей прибыль впервые в человеческой истории (кроме евреев) была открыто признана и религиозно освящена как основной принцип поведения, оправдывающий действия людей, а ЕТП принял свою законченную форму. Азиатскому типу производства были совершенно чужды подобные поведенческие установки. Тов Раннее Новое время АТП и ЕТП, как материальная основа двухосновных путей развития человечества, превратились в полные противоположности. Подводя итоги теме влияния природного фактора на развитие восточного общества в средние века, можно утверждать
    1. Природно-географический фактор - способствует возникновению цивилизаций, и неслучайно это произошло именно на Древнем Востоке.
    2. Социально-политический фактор - способствует существованию жизнеспособных цивилизаций, умеющих выжить в данном природно-экологическом окружении. Восточные цивилизации средневековья сумели выжить за счет ограничений и самоограничений личной свободы и, следовательно, творческого потенциала подданных и качественных параметров развития.
    3. Технико-экономический фактор - способствует развитию жизнестойких цивилизаций, способных критически-позитивно относиться к своими чужим новациям, как источникам собственного развития. Этим фактором общества с АТП не смогли воспользоваться, т.к. он был блокирован неблагоприятным для
    НТП социально-политическим фактором, ограничившим творчески- предпринимательские потенции личности и общества.

    25 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА ЭВОЛЮЦИЯ АЗИАТСКОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта