Главная страница

История Азии и Африки. Кемеровский государственный университет 1998


Скачать 1.58 Mb.
НазваниеКемеровский государственный университет 1998
АнкорИстория Азии и Африки
Дата10.09.2021
Размер1.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGovorov_ist_sred.pdf
ТипДокументы
#231133
страница5 из 25
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
-
ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ВОСТОКЕ В отличие от Европы с ее четкими классовыми критериями и стадиально-формационным делением развития история Востока характеризуется цивилизационной и формационной многоукладностью в форме переходности и межформационности, те. сохранением социальных отношений и политических институтов прежних эпох. Среди них следует особо выделить институты деспотической власти и корпоративность. В СИЭ (т, 1964, ст. 131) деспотия определяется как форма древневосточного государства, где "вся полнота власти, неограниченной законом, принадлежит одному властителю. и отличается произволом власти и бесправием населения. Парадокс заключается в том, что становление деспотической власти происходит в борьбе не столько с народными массами (для них деспотия означает гарантию социально-политической стабильности, эксплуатацию "по правилами ограничение произвола "сильных домов, сколько со знатью, аристократией и клерикальными кругами, отстаивающими свои узкосословные (групповые) интересы. Признаки и предпосылки установления деспотической власти

1. Отсутствие экономических ограничений государственной власти, т.к. она сама является субъектом производственных отношений и осуществляет бюрократическое управление хозяйственным процессом или его результатами.
2. Отсутствие социальных ограничений государственной власти в обществе с предельно упрощенной социальной структурой, состоящем из

30
- социально однородной массы управляемых
- социально неоднородного и принципиально открытого класса управляющих (шэньши в Китае через систему государственных экзаменов, бывшие рабы и янычары могли стать чиновниками и правителями в Индии, Багдадском халифате, Османской империи. Класс управляющих нестабилен чиновная элита бродит по минному полю капризов деспота, не имея личных прав и наследственных привилегий. Перед деспотом все равны - а именно равны нулю. В Индии это отразилось даже на терминологии - всякий нижестоящий по отношению к вышестоящему - гулям (раб. Политическая смерть чиновника обычно равносильна его физической смерти. Главный способ политического выживания- рептильность членов правящего класса.
3. Отсутствие идеологических ограничений верховной власти, носящей теократический характер. Клерикальные круги могут конфликтовать с конкретным носителем деспотической власти по принципиальным вопросам, жизненно важным для религии и церкви, ноне оспаривают сам принцип верховенства деспотической власти.
4. Отсутствие механизма корректировки ошибок в виде сдержек и противовесов из-за рептиль- ности нижестоящего чиновничества (в какой-то степени их роль выполняют интриги, заговоры, восстания, мятежи и смерть самого деспота, выполняющая важную политическую функцию. Поэтому постепенное накопление ошибок в деле управления государством и обществом до критической массы ведет к неожиданным социально-политическим катаклизмам. В деспотической системе предсказуема только непредсказуемость.
5. Отсутствие реального механизма передачи власти, побуждающее наиболее дальновидных восточных деспотов не следовать известной формуле "После меня хоть потопа во избежание развала созданных ими империй сознательно отправлять под топор собственных детей (Указом турецкого султана Мехмета II от 1478 г. предписано "Тот из моих сыновей, который вступит на престол, вправе убить своих братьев, чтобы был порядок на Земле. Парадокс восточное общество, построенное на гуманно-этических принципах поддержки слабого за счет ограничения сильного (частного собственника, пожертвовавшее экономической эффективностью во имя сохранения социальной стабильности, могло обеспечить это только за счет поголовного бесправия всех слоев населения в деспотической системе. Степень этого бесправия можно проиллюстрировать поэтическими сопоставлениями. А.С.Пушкин писало далеко не самом гуманном Законодательстве Российской империи Законы поднялись Хватая в когти зло" О том же предмете в Китае из Ши Цзина: Законов сеть и день и ночь Ждет жертв и нечем им помочь" Европейское сознание, в принципе правильно понимающее суть деспотической системы правления, в тоже время несколько упрощенно понимает механизм функционирования системы и особенно роль самого деспота как неограниченно самовластной политической фигуры. На самом деле Верховный владыка в своих действиях должен был считаться со множеством ограничивающих его реальную власть факторов
- право на деспотическую власть предполагало соблюдение носителем этой власти традиций государственного управления и сохранение сложившихся до него устоев жизни общества. Не соблюдавший эти условия властитель отторгался Системой с такой же жестокостью, как и другие ее рабы - подданные, нарушившие правила функционирования системы. Кроме того, в соблюдении "правил" был кровно заинтересован бюрократический аппарат - от этого зависело не только политическое, но и физическое выживание его членов. Владыка, управляющий по правилам, сложившимся и освященным задолго до него, также не был абсолютно самостоятельными полновластным
- кадровые перестановки по всей бюрократической вертикали он мог производить только вначале своего правления, а впоследствии только с подачи и при поддержке аппарата
- властитель регулировал только верхи бюрократической структуры, а ее низы саморегулируются по сложившимся правилам. На практике властитель царствует, ноне может позволить" утруждать себя недостойными его высокой особы деталями и мелочами государственного управления. Наделе деспотическая власть у Системы, асам властитель является носителем Священновла- стия - он Символ деспотическо-бюрократической системы. Разумеется, в этом качестве он может позволить себе капризы и развлечения типа битья министров бамбуковыми палками за нерадивое исполнение ими их обязанностей, что внешне выглядит доказательством его неограниченной власти
- в различных звеньях государственно-бюрократической структуры всегда идет борьба по вертикали местнических и по горизонтали групповых интересов. Если европейские монархи могли практически бесконечно балансировать между разнонаправленными интересами различных классов, сословий и групп, то восточный правитель в конечном счете обязан был принимать конкретные, и не всегда безопасные лично для него, решения. Между правителем, всегда стремившимся к усилению самовластья, и аппаратом, сторонником ограничения участия правителя в управлении рамками символичного священновластия, всегда существовало скрытое противостояние. Стремясь освободиться от бюрократической опеки, опасной не только с политической точки зрения, правитель усиливает роль своего придворного окружения, несвязанного с аппаратом. В этом причина появления на политической арене специфической категории евнухов
- они были выдвинуты лично правителем
- будучи приближенными к священной особе, они были заинтересованы в ее благополучии и долгом царствовании, и враждебно относились к аппарату
- они не обременены семейными узами и мало связаны общепринятыми морально- этическими нормами. Им можно доверить интимную жизнь священной особы и ее безопасность в гареме (гарем - крупный общественный феномен Востока. Оказал стимулирующее влияние на развитие производства предметов роскоши. Один из центров политических интриг. Затраты на него порой превышали военные расходы - например, в Иране. Евнухов всегда можно заменить, т.к. желающих попасть "наверх" или отправить туда своих детей было достаточно. При всех достоинствах евнухов в качестве приближенных у них все таки есть недостаток - они люди, и хотят посредством усыновления детей обеспечить свое старческое будущее они воруют и интригуют, и боятся неизбежной кары за это от своего властителя-благодетеля. Поэтому деспот мог найти свой конец в гареме в результате удушения его шелковой подушкой руками верного евнуха. Аналогичную евнухам антиаппаратную роль в руках правителя играет дворцовая гвардия, набираемая из не имеющих корней в данном обществе рабов и иностранцев. Однако и здесь существовала опасность превращения правителя в "дворцового пленника" гвардейцев, янычар, гулямов. Однако смена правителя и даже династии означает всего лишь смену Символа деспотической системы, основу которой составляет не личность правителя, а нормы взаимоотношений госаппарата с обществом, основанным на АСП. Корпоративность Высшая степень централизации, унификации, регламентации и контроля всех сфер (не только формы, но и содержания) жизни - все это ставило перед миллионами подданных восточных деспотий задачу обеспечения самозащиты от всепроникающей роли государства. В условиях Востока такая самозащита могла быть успешной только при условии ее коллективно-группового характера. Поэтому атрибутом восточного общества является корпоративность - система вертикальных связей (и) замкнутых групп (кланы, касты, секты, землячества, общины, гильдии, тайные общества, противопоставленных всесилию государственного деспотизма. Задачи корпорации борьба за выживание в продовольственно напряженном обществе, защита прав и привилегий ее членов, сохранение в общественной структуре гарантированной ниши для данной корпорации. Орудия корпорации групповая солидарность, с которой вынуждено считаться государство и чужаки из других корпораций монопольное влияние в какой-либо сфере производства (касты в Индии. Сила корпорации в том, что ее члены, поступаясь частью своих индивидуальных прав, делегируя их в распоряжение корпоративной верхушки в обмен на защиту с ее стороны, придают этой верхушке экономическое и политическое могущество. Поскольку корпорация является вертикальной структурой, она объединяет представителей различных имущественных слоев - слабые могут рассчитывать на определенную материальную поддержку более состоятельных, а последние - на массу физической поддержки снизу в обществе, где богатый всегда находится под подозрением государства и общества. Вертикальная корпоративная структура противоречит процессам становления классового самосознания. Корпоративность - поведение человека, продиктованное преимущественно его принадлежностью к корпорации, независимо

32 оттого, совпадает ли оно сего классовыми интересами. Корпоративность сглаживает классовые ан- тагонизмы и делает их второстепенными, т.к. на первом плане в корпоративном обществе - враждебность к "чужакам, а не социально-имущественный критерий. В корпоративном обществе индивид - не личность сама по себе, а всегда член определенного коллектива, от которого зависит его выживание, и не выходит за его пределы (это прерогатива корпоративной верхушки. Обязанности перед корпорацией подавляют индивидуальные наклонности если они бесполезны ей человек оценивается не потому, какой он есть, а потому, насколько он соответствует своему месту в коллективе корпорации. Глава корпорации рассматривается ее членами как благодетель, выступающий в роли посредника между ними, с одной стороны и чужаками и государством, с другой стороны (на Востоке редкий контакт с чиновником обходился как минимум без "чаевых" или без наказания бесправного подданного. Поскольку главами корпораций могли стать, в основном, люди влиятельные (относительно богатые и образованные, то корпоративная верхушка в опоре на групповую солидарность имела реальные возможности воздействия на чиновничество нижнего и среднего звена. Это позволяло верхушке попутно решать и собственные проблемы материального и иного характера посредством сделок с коррумпированным чиновничеством. То, корпоративная солидарность обеспечивала рядовым членам минимальные гарантии безопасности, а корпоративной верхушке - политическое влияние и рост материальноге благосостояния. Гибель государства не подрывала корпоративную микроструктуру общества, которая сохранялась без выхода из докапиталистической формации. Деспотическому государству была выгодна корпоративная структура общества - благодаря ей государство могло иметь дело при сборе налогов на местах и при решении других вопросов не совсем населением, ас его представителями в лице глав корпораций, тес неформальным неофициальным местными групповым самоуправлением. Такое удивительное сочетание "самоуправления" внизу и открытости правящего класса вверху при деспотической системе дало К.Марксу основания говорить о наличии на Востоке "демократически- деспотических" начал. Опасаться силы корпораций у государства не было оснований

- они разъединяли, а не объединяли низы общества, добиваясь только своих узкокорпора- тивных целей
- они смягчали бесправие подданных и, следовательно, их недовольство
- корпорации не столько противостояли деспотизму, сколько приспосабливались к нему. Они имели не наступательный против государства характера оборонительный (кроме тайных обществ, с которыми государство вело ожесточенную борьбу по принципиальным соображениям - они были вне сферы государственного контроля
- главы корпораций, больше всех выигрывавшие от их существования, были заинтересованы в сохранении сильной государственной власти как гарантии их ниши в социально-политической и экономической структуре общества. Государство имело рычаги воздействия на корпорации

- при государственной монополии на природные ресурсы оно могло их фондировать по принципу "угодным дама неугодным не дам, что отражалось на поведении корпораций и особенно их верхушки
- при отсутствии государственной монополии на ресурсы и производство той или иной продукции государство может регулировать их в ту или иную сторону, тес корпорациями можно было вести державный диалог средствами административно-командной системы
- при отсутствии должной уступчивости руководства корпораций государство могло производить "отстрел" неугодной корпоративной верхушки, заменить которую всегда было много желающих из числа рядовых корпорантов. ТАКИМ ОБРАЗОМ если в Европе права и свободы обеспечивались институтом частной собственности, тона Востоке бесправие только смягчалось корпоративностью. Корпорации - антипод гражданских институтов Европы (гражданские институты открыты, индивидуальны, конкурсны, подконтрольны обществу - корпорации же являются закрытыми коллективными структурами, позволявшими человеку не подняться с колен бесправиями, а только приспособиться к нему. Если буржуазная идеология сочетает интересы личности и общества (рынок + право, то корпоративная идеология сочетает интересы группы и государства в отсутствие гражданского общества как такового без рынка и без права.

33 СХЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ в обществе с "чистым" АСП, тес тотальной ролью государства в экономике и политике.

- фиксированный объем ренты от крестьянина к государству- государство - распорядитель всего прибавочного продукта- социальная стабильность
- военная мощь отпугивает кочевников. СХЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ в обществе с "реальным" АСП, тес частным сектором в экономике и корпоративной структурой общества
- между частью крестьянства и государством есть посредник- частный землевладелец
- прибавочный продукт разделен между крестьянством, частником и государством
- государство слабеет, нарушается социальная стабильность усиление противоречий между государством и частником. Крестьянские восстания за восстановление "справедливой" нормы эксплуатации провоцируют вторжение кочевников.
3.
Р
ЕЛИГИОЗНО
-
КУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ СТРАН ВОСТОКА У каждого народа свой угол зрения на мир, свое понимание вещей, так как различные условия бытия предопределяют различие образов мышления, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на бытие. Не только социально-политические и экономические, но и духовно- культурные факторы влияют на динамику и доминанту общественного развития. Анализ соотношения и роли этих факторов в средневековую эпоху затруднен тем, что базис и надстройка в докапиталистическом обществе не могут быть четко разграничены. Однако сопоставление результатов развития Востока и Запада показывает, что у них противоположность способов производства сопровождается и дополняется противоположностью мировоззренческих моделей, основанных на различных системах духовно- культурных ценностей на Западе - общечеловеческие ценности на базе приоритета прав отдельной личности и ее суверенитета на Востоке - общенациональные цивилизационные ценности на базе приоритета национально-государственных, общественных, корпоративных интересов перед правами индивида (Востоку вообще чуждо понятие прав человека. Превращению Запада и Востока в мировоззренческих антиподов, помимо природных и соци- ально-экономических факторов (и параллельно их воздействию на развитие общества, прежде всего способствовали религиозные системы как основа миропонимания в древних и средневековых обществах. Средние века стали эпохой утверждения на Востоке в качестве господствующих новых религий и учений (конфуцианство, индуизм, ислам. Внешне жизнь и история азиатских обществ средневековья пропитаны и пронизаны религиоз- но-церковным влиянием. Параллельно светскому "классу управляющих" делами АСП существовало особое духовно властвующее сословие - номинально более авторитетная неполитическая несобст- венническая элита (конфуцианские книжники, индусские брахманы, буддийские монахи, исламские улемы). Правители Востока формально соглашались, что "цари правят людьми, а ученые - царями. На словах в восточном обществе соблюдался примат религии и церкви над светской властью. Наделе же "ученые управляли царями" лишь по части соблюдения последними традиций и охраны ими "устоев" общества, в т.ч. и религиозных (в должностные обязанности цензоров в Китае входило "увещевать" императора "править но канонам. В результате на Востоке религиозная и светская власть сосуществовали по принципу взаимодополняемости
- религия легитимизировала светскую власть
- светская власть подавляла ереси, секты и другие отступления от установившихся норм, подрывающие социальную стабильность и церковно- религиозный официальный авторитет. Поэтому характерной чертой Азии стала теократия - соединение (формальное в Китае или неформальное на мусульманском Востоке) духовной и светской власти, позволявшая чиновничеству сохранять политическую, а духовенству - идеологическую монополию. В результате подданный восточного государства, власть которого освящена религией и церковью, с молоком матери воспитывался рабом существующего строя, не помышлявшим о его изменении (максимум о его совершенствовании и, следовательно, укреплении. Европейская дихотомия светской и духовной власти подрывала ощущение святости социального строя и позволяла ставить вопрос о его изменении - на Западе право власть имущего на власть всегда под вопросом. Ставить же такой вопрос могла только свободная европейская личность, стоящая "на двух ногах, имеющая простор для сомнений, поиска истины и сознательного выбора в политико- идеологическом зазоре между двумя авторитетами - светской и духовной властью. В противоположность духовно раскрепощенному, стоящему на двух ногах европейцу, восточный подданный был обреченна отсутствие сомнений в святости авторитета государства, подпираемого церковью, и являлся человеком "на одной ноге. Не следует заблуждаться относительно кажущегося противоборства духовенства и государства в мусульманских странах. Поскольку ислам родился в предгосударственной среде, он никогда формально не признавал разделения религии и власти светское управление должно осуществляться на основе Священного Закона, а интерпретация этого Закона - прерогатва духовенства. Поэтому светская власть в странах ислама (особенно шиитского толка) находится "под гнетом религии, добивающейся слияния религии и политики, что сужает динамику общественного развития. Правоверный мусульманин является свидетелем не борьбы двух властей, а их соревнования за право монопольной интерпретации все того же мусульманского вероучения в постоянно меняющихся условиях бытия без выхода за пределы исламского мировоззрения. Поэтому правоверный мусульманин тоже стоит на одной "исламской" ноге. При этом исламизация сопровождается усилением роли государства, поскольку кроме своих традиционных функций оно вынуждено обеспечивать соблюдение подданными предписаний Пророка и законов Шариата. Вышеупомянутые предписания и законы превращаются в оковы социально-экономического развития мусульманских стран, препятствуют выходу их за пределы докапиталистической стадии. Поскольку ислам является коллективистским вероисповеданием, правоверный не может обойти его каноны, не порывая при этом с религией и обществом. Поэтому он вынужден подчиняться социаль- но-экономической политике мусульманского государства, принципиально враждебного частной собственности (кроме собственности, созданной личным трудом и законного наследства, и не дающего ей четких правовых гарантий (поскольку статус частной собственности - дискуссионная религиозная проблема. Поскольку ислам осуждает в принципе инициативу, предприимчивость, риск, авантюру, конкуренцию как проявления "греха и сатанинского наваждения, государство навязывало мусульманскому обществу
- негибкие нормы, стандарты, цены, условия
- запреты спекуляции (требование эквивалентного обмена
- запрет посредничества (продавай сам или через определенные гильдии за определенные комиссионные
- запрет накопления и ростовщичества "риба", поскольку копить деньги - греха деньги, неизрасходованные в течение месяца - абсолютное зло
- осуждение роскоши и богатства и конкретные меры для распыления крупных состояний, имеющие силу религиозного закона (правоверный мусульманин должен, особенно при получении наследства, внести закят на общественные нужды и оказывать материальную поддержку членам религиозной общины. Институт закята (жить скромно и помогать ближним) - кошмар богатых мусульман, вынужденных складывать свои богатства в сундуки и кубышки, а не в производство (или заниматься ростовщичеством под чудовищный процент, "оправдывающий" нарушение запрета. Как говаривал халиф Омар, "жилье у мусульманина должно быть скромным, самое большее из трех комнат- поэтому богатые мусульмане строили себе дома-дворцы принципиально долго под предлогом "нехватки средств, дабы не подвергнуться осуждению правоверных и конфискации государством незаконного с религиозно-правовой точки зрения богатства.

35 Особенностью индуизма является его равнодушие к политической системе и консервация им корпоративно-кастового социального строя Индуизм освятил от имени Богов кастовую систему, которая низвела подавляющее большинство верующих в самый низ социальной лестницы и лишила их перспективы и права перейти "в этой жизни" в более высокую касту. Профессионально- экономическая монополия каст блокировала социально-экономический и технический прогресс, воспрепятствовала развитию общественных связей по горизонтали и способствовала неуклонному накоплению в обществе кастовых предрассудков. Поучительный пример противоположного влияния религиозно- этических воззрений на развитие общества дает сопоставление основных постулатов конфуцианства и христианства в его протес- танстком варианте
- конфуцианство способствует рациональному приспособлению к жизни, а христианство - ее рациональной реорганизации, что стимулировало развитие естественных науки формальной логики. Протестантство полагает богоугодным делом не уход в духовное, а добросовестное выполнение мирских обязанностей труд как долг, призвание и божественное предопределение - все это способствовало становлению в Европе эффективной капиталистической системы
- христианин всегда проявляет интерес к отвлеченным проблемам, для него истина важна независимо от ее пользы ион может пойти на костер за отвлеченную истину (вертится ли Земля и какой она формы. И, как правило, впоследствии выясняется огромная практическая выгода знания некогда отвлеченной истины. Конфуцианец же связывает истину с пользой и не интересуется отвлеченными проблемами, впоследствии проходившими в Китае под грифом "западные науки. В конфуцианстве абстрактное мышление как метод познания вообще отсутствует, у них нет философских систем типа гегелевской - китайская мысль предельно практична и приземлена. Конфуцианцу не за что идти на костер, кроме долга и "сохранения лица у них нет инквизиции, нонет также Гусов,
Бруно, Галилея, Коперника
- верующий христианин, учитывая неопределенность путей "спасения души, спасается как может самостоятельно и сам отвечает пред собой и Богом за сделанный им выбор. Конфуцианец же, изначально находящийся в плену окостеневшей этики и ритуала, прекрасно знает - его спасение в следовании древним канонами прецедентам
- христианство полагает, что в прошлом нет ничего хорошего, и устремляет своих адептов в будущее ниву господню надо возделывать своими руками и по собственному разумению, соответственно складывающимся обстоятельствам, которые постоянно меняются. Поэтому христианское общество футуристично, динамично, экстравертивно. Для конфуцианца будущее, в лучшем случае, - повторение прошлого, а в худшем случае - отклонение от него. Поэтому от будущего не следует ждать ничего хорошего - ненужны, следовательно, и радикальные преобразования. Таким образом, сопоставительный анализ христианства как религиозно-психологической предпосылки трансформации традиционного европейского общества в современное буржуазное, и восточных религий приводит к выводу, что важнейшие элементы всех восточных религий препятствовали разложению АСП и трансформации традиционного восточного общества в аналогичном Европе направлении.
Христианско-протестантская этика, наложившись на античное наследие, способствовала формированию свободной самостоятельной личности (землепроходцы, мореплаватели, исследователи, изобретатели. Такая личность смогла воспользоваться эффективно свободой горизонтальных общественных связей, существовавших в западноевропейской цивилизации благодаря ее раздробленности государственными границами и дихотомии светской и духовной власти. На Востоке крупные деспотические государства- цивилизации и корпоративная структура воспрепятствовали развитию горизонтальных общественных связей, а консервативные религиозные системы сформировали стандартного азиатского подданного, идущего по жизни "с головой, повернутой назад, опутанного государственными законами, религиозными предписаниями, корпоративной моралью. Легенда гласит, что халиф Омар сказало книжных сокровищах Александрийской библиотеки Если в них тоже самое, что в Коране - они бесполезны. Если они противоречат Корану - они вредны. И, хотя это всего лишь легенда, она отражает общее отношение Востока ко всему, что не соответствует и противоречит его ценностям теократическая власть (союз клерикалов и чиновников) противилась появлению "пагубных и ненужных знаний, что вело к удушению творческих потенций общества и личности. Характерной чертой древности был расцвет философии, доступной узкому кругу избранных интеллектуалов и состоятельных. Средневековая эпоха характеризуется господством религиозной веры широких масс духовный мир возобладал над материальным, первичная внутренняя перестройка человека - над внешним преобразованием материального мира. Постепенно религиозная философия все больше отдалялась от практических потребностей в сфере идей продолжали господствовать иллюзорные представления о мире (при этом рай и ад были понятиями белее определенными, чем Азия в представлениях европейцев и наоборот, в сфере практической деятельности люди средневековья руководствовались более реальными представлениями. Увлечение схоластическими рассуждениями и отвлеченными проблемами способствовало развитию догматической логики, что дало импульс развитию математики - здесь Восток опережал Запад. Однако обуржуазивавшаяся Европа опередила Восток, соединив догматическую логику с экспериментом и получив логику науки, основанную на опыте, мере, числе и знании дела. Как отмечал
Ф.Бэкон, только опытная наука "позволяет познать истинную сущность природы и созданий человека. В основу нового европейского мировоззрения легли достижения классической механики (через точные приборы, механизмы, машины, оружие. Благодаря НТП в Европе, как отмечал Николай Ку- занский, "рассудок явно поднимался над воображением. ВГО дали европейцам не только простор воображению, но и пути к новому миропониманию. На Востоке же наука осталась на "донаучном уровне. Как отмечал Ф.Юкити, "восточная наука слепо верит в древность и установившийся порядок вещей, в то время как западная наука полна сомнений и ищет заблуждения древних. Характерными чертами средневековой восточной науки были
- локализация, несистемность, преобладание наблюдения над экспериментом, схоластичность в отличие от практичности западной науки, отсутствие скачков в научном понимании мира
- приоритетное внимание гуманитарным исследованиям в ущерб естественнонаучным, теологичность гуманитарного знания под воздействием религии и церкви, схоластическое комментирование канонических текстов как наиболее распространенная форма интеллектуальной жизни
- традиционализм направлений научного познания в естественнонаучной сфере (в библиографии естественных наук Индии VIII-ХIХ вв. из 10 тыс. наименований на медицину и астрономию приходится соответственно 5 тыс. и 3 тыс. По сравнению с древностью больше внимания уделялось математике. Однако, как отмечает американский историк науки О.Нейгебауэр, "математика и астрономия практически не влияли на обычную хозяйственную жизнь, а потребности в математике "не выходили за пределы элементарной домашней арифметики. Избыток населения на Востоке воспрепятствовал развитию там механики. В результате техобеспечение хозяйственной деятельности остановилось на уровне древневосточной стадии развития. Изобретения, сделанные на Востоке в древности и средневековье, из-за их невостребованности статичным обществом рассматривались там как забавные, интересные, но бесполезные диковины. Таковыми они и оставались до тех пор, пока их не переняли и не использовали в своих интересах, в том числе и против Востока, европейцы. Научно-технические открытия и изобретения не адаптировались восточной экономикой, сверх меры обеспеченной дешевой рабочей силой. Любопытно, что большинство изобретений и техусовершенствований, внедренных в производство, были сделаны случайно простолюдинами в процессе хозяйственной деятельности, а необразованной прослойкой восточного общества. Таким образом, наука и производство на Востоке развивались параллельно, не оказывая друг на друга плодотворного влияния, как в Европе. Комплекс недостатков в сфере естественнонаучного и гуманитарного знания обезоружил Восток перед лицом грядущей европейской экспансии не только в научно-техническом, но ив морально- психологическом плане, и создал почву для появления впоследствии комплекса "неполноценности" Востока, чрезвычайно выгодного колонизаторам. Специфичный религиозный фактор наложил свой неизгладимый отпечаток на культурные процессы средневекового Востока. Азия не знала такого упадка культуры вначале эпохи, как Европа. Культурное развитие продолжалось, нов традиционных направлениях, те. без новаций европейского масштаба в этой сфере. Вопреки концепции "повсеместности Ренессанса" он на Востоке во всей полноте таки не наступил
- у европейских и восточных "возрожденцев" были разные социально-политические и культурные ориентиры (гармоничная свободная личность в Европе, идеал чиновника-мудреца в Китае, типологически разной была и древность, к которой они обращались
- не было, как ив науке, размежевания с религиозным мировоззрением
- агрессивный традиционализм глушил новаторство новое не приходило на смену старому, а лишь приживалось к нему и дополняло его, не меняя его основы в лучшем случае новаторство было формой пассивного протеста против мертвящих догм и канонов. Европейцам же из Евангелия было хорошо известно, что "не вливают. вина молодого в мехи ветхие а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и меха пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается и то и другое- ренессанс на Востоке оказался намного ограниченнее по степени своего влияния на развитие общества в сравнении с европейским, закончился угасанием и не имел соответствующего продолжения. Восточный ренессанс (обновление у арабов, возврат к древности в Китае, Муромати в Японии, Золотой Век в Турции) был только слабым подобием европейского, его усеченным вариантом в другой цивилизации и с другойй ролью. Сходство форм не означало сходства содержания и, самое главное, последствий. Если европейское Возрождение способствовало изживанию традиционного мировоззрения, то восточный ренессанс был всего лишь яркой культурной вспышкой, несколько облагородившей традиционное восточное общество. Как парадоксально пошутил исследователь духовно- культурной жизни Востока Б.Ерасов, средние века там наступили "после ренессанса. Ущербность и неполнота восточного ренессанса в сравнении с европейским не означает остановки культурного прогресса и отсутствия существенных сдвигов в культурной сфере в средневековую эпоху. Среди них можно отметить
- взлети упадок ряда универсальных языков (санскрит, пали, фарси, арабский, вэньян);
- становление новых национальных языков и литератур (персидский, байхуа);
- взлет японской культуры под влиянием китайской культурной прививки (китайское - часть японского, но глубже его японское - шире китайского
- становление исламской культуры
- расцвет культуры Индии в результате взаимодействия исламской и традиционной индийской культуры
- становление и развитие синкретических культур (Р.Киплинг все-таки неправ в своем утверждении, что"Востоку и Западу никогда не сойтись в древности - эллинистическая, в средневековье- византийская, арабо-андалузская и российско-православная культуры были основаны и внесли свой вклад в историю мировой культуры благодаря соединению восточной и западной компонент. Наряду с вышеуказанными и другими процессами в культурной сфере в средние века все больше проявляются особенности восточной культуры
- в деспотической теократической системе личность могла проявить себя творчески только в литературе и искусстве. Однако над литературной прозой довлеют нормы взаимоотношений в восточном обществе, где человек - "раб" государства, церкви, корпорации и других объективных обстоятельств. Будучи человеком-функцией "с непроницаемым восточным лицом, восточный подданный ив литературе выглядел таким же, как ив реальной жизни (его душевные переживания оставались ив прозе скрытыми от остальных. К тому же, иероглифическая письменность способствует преимущественно образно-дискретному восприятию мира и простой передаче знаковой информации, чем эмоций и ощущений. В силу вышеуказанных причин литературная проза Востока отличается дидактичностью сюжетов, ходульностью и схематичностью образов героев. Однако, как и везде на огромном Востоке, здесь тоже были существенные отличия японская литература, например, больше настраивает на переживание, чем китайская японской "женской литературой" на слоговой азбуке хирагане, позволявшей передавать интимность, втайне зачитывалась мужская часть населения, обычно пользовавшаяся иероглификой;
- задавленная нормами, ограничениями и запретами душа восточного подданного находила отдушину в поэзии, в которой благодаря ее интимности эстетика способна преодолеть этику Востока. К тому же, всесильное государство и консервативная религия не препятствовали творческим изысканиям в интимно-эстетической сфере, не видя в них для себя угрозы. Поэтому создается впечатление, что на Востоке стихи пишут все, по крайней мере все грамотные (может быть потому, что "лепестки слов вырастают из семени человеческого сердца, асам поэт - "флейта, через которую слышно дыхание бога
- в отличие от экстравертивных европейцев, людей голоса, интравертивные азиаты - люди зрения (мудрость Востока - мудрость битых, иметь свой голос - опасно. Не отсюда ли увлечение каллиграфией - "геометрией духа, живописью (западная живопись - живопись взгляда, восточная - живопись идей, пейзажной живописью как компенсацией отсутствия изведенной еще в древности дикой природы, миниатюрами и малыми формами (европейцы даже называли Японию "цивилизацией пустяков
- находившиеся в географической изоляции не только от остального мира, но и друг от друга, восточные цивилизации "варились в собственном культурном соку. Их верхушка по этой причине испытывала острый духовный голод, так как могла наслаждаться только тем, что было создано ее народом. Привилегированные классы, как и другие слои населения, задавленные этическими нормами, искали духовного отдохновения в эстетической сфере и не жалели средств для придания

38 культуре элиты отточенно совершенной формы. Поэтому ремесло и искусство Востока в большей степени, чем в Европе, ориентированы на удовлетворение элитарных потребностей " наслаждения жизнью, доведенного до крайних пределов
- совершенство элитарной культуры азиатских цивилизаций на фоне культурно отсталого кочевого окружения способствовало формированию в древности и укреплению в средневековье комплекса этнокультурного высокомерия по отношению к последним, перенесенного и навесь остальной мир (китаецентризм, японоцентризм, культурный индоцентризм). Высокомерие Востока, исторически обусловленное и имевшее под собой реальные основания в древности и средневековье, сыграло с ним дурную шутку на рубеже Нового времени при встрече с Западом
- степень культурной ксенофобии Востока оказалась столь высокой, что на стыке всемир- но-исторических эпох вместо восприятия научно-техничесческих и духовно-культурных ценностей Запада Китай и Япония предпочли уйти в добровольную самоизоляцию от него, что усугубило их общекультурное отставание. Становление же европейской средневековой культуры происходило на основе синтеза культурных достижений прошлых эпохи других народов, что создало благоприятный общекультурный климат для прогресса традиционного европейского общества и его буржуазной трансформации.

39 РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


написать администратору сайта