Главная страница
Навигация по странице:

  • Признаки государственности в раннесредневековом обществе

  • Причины оформления государственности у восточных славян

  • Предпосылки создания гос-ва на Руси к 9 веку

  • Концепции возникновения русской государственности

  • Роль варяжского элемента в формировании рус. гос-ти

  • Социальная структура Древней Руси

  • Политическая организация древнерусского государства

  • Демократический элемент

  • Принятие христианства на Руси

  • Значение принятие на Руси христианства

  • Боярин

  • Гриди

  • Дружи́на

  • Боя́рская

  • Смерды

  • Изгон

  • Ру́сская

  • Путь «из варя́г в гре́ки»

  • Проблема возникновения Древнерусского государства. Государство


    Скачать 29.6 Kb.
    НазваниеПроблема возникновения Древнерусского государства. Государство
    Дата24.09.2021
    Размер29.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistoria_rossii.docx
    ТипДокументы
    #236292

    Проблема возникновения Древнерусского государства.

    Государство - это особый аппарат управления, стоящий над обществом и призванный охранять обществ порядок.

    Признаки государственности в раннесредневековом обществе:

    1.Наличие власти, отчужденной от народа.

    2.Размещение населения по территориальному признаку.

    3.Стягивание дани в центр для содержания власти и укрепления гос-ва.
    К 7-8 вв начинается тенденция объединения территорий, где проживали славяне, а именно: племена начали объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные функции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять судебные функции.


    Причины оформления государственности у восточных славян: усложнение экономической жизни, отделение ремесла от с/х, выделение военного сословия, появление экономического неравенства.

    Первыми киевскими князьями были варяги. В 60-е годы 9 века на княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новгорода и Киева ознаменовал факт образования единого восточнославянского государства.

    Предпосылки создания гос-ва на Руси к 9 веку:

    1.Образование крупных союзов племён.

    2.Выделение сильной знати

    3.Необходимость охраны территории от внешних набегов

    Из «повести временных лет» в 862г. приглашение Рюрика, Синеуса, Трувора (три брата) на княжение. 882 смерть Рюрика, князь новгородский Олег убил дружинника Рюрика Аскольда. Начало истории Руси по «норманской теории». 882г. Олег объединил Новгород и Киев в Киевскую Русь. Ведущая роль Военно-дружинной знати. С 10 в. переход к феодальным отношениям. Зависимое население: закупы(в зависимости от князя из-за долга), радовичи (по договору), изгои(обедневшие выходцы из общин), холопы. Олег принял титул великого князя. 907г. осада Олегом Константинополя. 911г. первый письменный договор между Византией и Русью. 941-44 походы Игоря(сына Олега) на Византию, присоединение им племен уличей, тивирцев. Князь собирал дань, виры(штрафы) с покоренных племен. 945г. древляне(князь Мал) убили Игоря при сборе дани. Ольга месть за мужа-сожгла столицу Искоростень, установила «уроки», «погосты» (фиксированная дань, место, куда она свозилась). 962г. Святослав получил правление. 964г. разгром Святославом Волжской Булгарии, Хазарского каганата, взял г. Итиль, Саркел, присоединение земли ясов(осетин), касогоров(черкесов). 970г. начало войны с Македонией, в 971г. Русь вынуждена отдать Болгарию. 980г. Владимир взошел на престол. Прекратил междоусобицу. Завоевание г. Червень, Перемышь. Крещение Владимира в Херсонесе(Крым) в 988г. Крещение мечом и огнем. Ярослав Мудрый (1019-1054). 1036 поражение печенегов, связи с Швецией, Византией, Германией, Польшей. 1039г. провозглашение Иллариона митрополитом Руси. 1016г. «Правда Ярослава», 1072г. «Русская правда»(«Правда Ярославичей» 2-ая часть)-своды законов.

    Концепции возникновения русской государственности:

    Норманская теория.
    Создатели теории: (нем. Ученые на рус. Службе) Байер, Миллер, Шлёцер.
    Государственность на Русь принесли варяги, приглашенные в 862г. на княжение в Новгород. Варяжская династия Рюриковичей объединила северную и южную Русь, создала систему сбора дани, управления и судопроизводства на огромной территории.

    Антинорманская теория.
    Основатель – М.В. Ломоносов. Наиболее активные сторонники в 19 в.: историки Иличевский, Беляев, Забелин.
    Государственность на Руси существовала в виде локальных образований и до сер.9 в. восточные славяне смогли организовать себя сами, без помощи варягов. Современные историки говорят о наличие на Руси до 9 в. трёх центров гос-ти: Куяба, Славия, Артания.


    Роль варяжского элемента в формировании рус. гос-ти:

    1. Варяги способствовали объединению сев. июжн. Руси.

    2. Варяги дали новую правящую династию Рюриковичей (862-1598г.г.)

    3. Предположительно название Русь происходит от варяжского племени Руси, к которому принадлежал Рюрик.

    Почему был приглашен варяг:варяги - хорошие воиныу варягов уже был опыт в создании гос-ванейтральная фигура
    Современные историки предполагают, что варяги пришли не по приглашению, а как завоеватели и были не скандинавами, а славянами с южных берегов Балтики.

    Достижения: Рюрик(862-882) Объединение сев. Руси; Вещий Олег(882-912) Объединение Новгорода и Киева, провозглашение Киева стольным градом (столицей), создание опорных пунктов для сбора дани в племенных княжествах, распространение системы судопроизводства и администрации на подвластной территории. Ольга(912-964) Присоединение племени древлян.

    Внешняя политика: Были заключены первые дипломатические акты с Византией. Договоры 907 и 911 г. Благодаря созданию гос-ти ускорилось экономическое развитие общества.

    Социальная структура Древней Руси

    Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду — "купу" (деньги, урожай и проч.), отсюда и их название — закупы. Человек, лишившийся своего социального статуса, становился изгоем. На положении рабов находились челядь и холопы, пополнявшиеся из числа пленников и разорившихся соплеменников.

    Зависимому люду противостояло свободное население, называемое людьми (отсюда сбор дани — "полюдье"). Социальную верхушку составляли князья из рода Рюриковичей, окруженные дружиной, которая делилась с XI в. на старшую (бояре) и младшую ("детьцкие", отроки, милостники). "Новая дружинная и земская (земские бояре) знать, занявшая место прежней родоплеменной, представляла своеобразную аристократическую прослойку, поставляющую политических лидеров". Свободное население состояло преимущественно из жителей городов и сел, мужей-общинников, которые и создавали значительную часть общественного богатства. Они являлись социальным стержнем общественно-политической и военной организации в Древнерусском государстве. Выражалось это в следующем.

    Свободные общинники имели собственную военную организацию, по боевой мощи намного превосходившую княжескую дружину. Это было народное ополчение во главе с предводителем — тысяцким (само ополчение называлось "тысяча"). Верховным органом власти в русских землях X—ХП вв. было народное собрание "старшего города" — вече, являвшееся высшей формой самоуправления. По мнению Л.И. Семенниковой, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства, коллективного общинного управления: "Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном варианте... Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить "ряд" (договор) с народным собранием - "вече". А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива; Состав веча был демократичным. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его полного подчинения. С помощью веча народ влиял на ход общественно-политической жизни"

    Вече играло заметную роль в политической жизни Древней Руси, поэтому политический строй того времени можно назвать вечевой демократией.

    Анализ социально-политической обстановки в Киевской Руси приводит к выводу о том, что народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и общественные институты, восходящие к древности, но строившиеся на территориальной основе. Посредством веча народ часто решал, кого из князей "посадить на стол", обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы. Что касается знати, то она еще не выделилась в отдельное замкнутое сословие, не превратилась в социальное целое, противостоящее основной части населения.

    Политическая организация древнерусского государства

    Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

    Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский, который, однако, в Древней Руси не был самодержавным правителем (а скорее был "первым среди равных"). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин.

    Главной функцией князя была военная, первой обязанностью — оборона города от внешних врагов. Среди других функций — судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

    Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники — местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы (полный состав совета созывался в случае необходимости): избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом "вето".

    Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но при разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. Распространено мнение, что бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всегда мог покинуть его двор или поступить на службу к другому князю. Однако, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем земли в одном княжестве, служил князю другого. Но, тем не менее, обычно рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

    С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников — наместников для управления городом, областью; воевод-предводителей различных военных отрядов; тысяцких — высших должностных лиц (в так называемой десятичной системе военно-административного деления общества, восходящей к догосударственному периоду); сборщиков поземельных податей — данников, судебных чиновников — вирников, подъездных, сборщиков торговых пошлин — мытников. Из состава дружины выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства — тиуны (впоследствии они становились специальными чиновниками правительства и включались в систему государственного управления).

    Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов. В XI—XII вв. вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления.

    Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече. Но как демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни Русской земли.




     

    Принятие христианства на Руси:

    Необходимость выбора для Руси новой монотеистической религии осознавалась ещё первыми древнерусскими князьями. Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить.

    988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.

    991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.

    Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

    Значение принятие на Руси христианства:

    1. Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

    2. С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

    3. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

    4. Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.

    5. Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

    6. Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.

    7. Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.

    Варя́ги— группа в составе населения Древней Руси, носящая этнический, профессиональный либо социальный характер. На Руси варягами называли выходцев из Скандинавии.

    Поля́не — название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. То же название имело западнославянское племя в районе Гнезно — западные поляне, впоследствии давшие своё имя полякам и Польше.

    Князь — глава феодального монархического государства (княжества) или отдельного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян и некоторых других народов; представитель феодальной аристократии; позднее — высший дворянский титул.

    Боярин - крупный землевладелец, представитель высшего слоя феодалов в древней Руси и в Московском государстве.

    Полюдье — ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани.

    Отроки — младшие члены дружины князя в Древней Руси, по преимуществу дворовые слуги, в противоположность «детским», боевым членам дружины. Они служили за столом князя и его гостей и вообще исполняли разные его поручения.

    Гриди — в Древней Руси княжеские дружинники, телохранители князя (IX—XIII века). Жили в дворцовых помещениях — гридницах.

    Погост — небольшое поселение, центр прихода с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта.

    Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определенному сроку.

    Дружи́на — княжеское войско.

    Вече – это главная форма самоуправления в Древней Руси 10-16 веков, собрание, сходка городской или племенной общины для решения вопросов войны и мира, избрания князей и воевод, принятия законов, решения вопросов по договорам с другими землями, житейских повседневных вопросов.

    Боя́рскаяду́ма — высший совет Русского царства, состоявший из представителей феодальной аристократии.

    Людьми в Древней Руси в период феодализма называли зависимых людей, которые платили подати (налоги). Люди это еще не рабы и не крепостные, так как люди находились только в экономической зависимости от феодала или государства. Эта зависимость выражалась в том, что люди обрабатывали землю, которая им не принадлежала и за ее пользование платили подать.

    Смерды – общее название сельского населения Древней Руси.

    Закупы – в Древней Руси смерды, работавшие в хозяйстве феодала за «купу» - заем. Отработав долг, освобождались. В отличие от холопов, имели свое хозяйство.

    Рядо́вич — в Древней Руси лицо, служившее землевладельцу по «ряду» (договору), как правило, попавшие в зависимость от него на период отработки займа, взятого деньгами, зерном или орудиями труда.

    Холопы– категория зависимого населения в Древней Руси, известная с X в. Холопы были близки по положению к рабам. В XVII в. постепенно слились с крепостным крестьянством.

    Челядь – название зависимого населения Киевской Руси. Около 6—9 вв. — рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В 9—10 вв. они стали объектом купли-продажи. С 11 в. Термин относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В 18—19 вв. называли дворовых людей помещиков.

    Изгон – нечаянное нападение.

    Правосла́вие — одно из основных и древнейших направлений в христианстве, сложившееся на протяжении первого тысячелетия в Византии, в эпоху семи Вселенских соборов.
    Ру́сскаяПра́вда — сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года, древнейший русский правовой кодекс.

    Путь «из варя́г в гре́ки» — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.

    Печене́ги — древний тюркоязычный народ, сформировавшийся, вероятно, в VII—VIII веках в бассейне реки Сырдарья и в Приаралье.

    Печенеги и половцы — степные кочевые народы среднеазиатского происхождения, тюркские по большей части. Они перекочевали в причерноморские степи из Средней Азии. Основной регион их обитания — это берег Черного моря, и дальше через Дон в сторону Кавказа.


    написать администратору сайта