Главная страница
Навигация по странице:

  • (1274-1281 ГГ .)

  • История Азии и Африки. Кемеровский государственный университет 1998


    Скачать 1.58 Mb.
    НазваниеКемеровский государственный университет 1998
    АнкорИстория Азии и Африки
    Дата10.09.2021
    Размер1.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаGovorov_ist_sred.pdf
    ТипДокументы
    #231133
    страница11 из 25
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   25
    Т
    АЙКА Первая половина VII в. прошла под знаком зарождения движения в пользу перемен по китайскому образцу. Особую роль в этом движении сыграли принц Сетоку-Тайси сего новыми Законоположениями г) и принц Наканоэ, демонстративно отказавшийся от своих частных земельных владений на том основании, что возможна "только государственная форма" землевладения - этим было положено начало процессу национализации земли. Деятельность Наканоэ нашла поддержку рода
    Фудзивара, вернувшихся из Китая японских студентов, всего неполноценного населения, заинтересованного в сокрушении угнетающей их клановой структуры. В 645 г. "партия реформ" посадила натрон "своего" императора Котоку, предварительно сокрушив род Сога, ввела присягу на верность императору и китайскую систему летоисчисления по годам правления императоров (Котоку взял девиз правления "Тайка" - "Великие перемены. В 646 г. был издан Манифест Тайка, в соответствии с которым
    - частные земли были национализированы (за компенсацию
    - все категории зависимого населения стали личносвободными, подданными императора
    - клановое деление страны заменялось государственным административно-территориальным делением с содержанием чиновничества за счет казны

    71
    - вводилась государственная надельно-подушная система (0, 25 га налицо мужского, 0, 2 га налицо женского пола. Термин "переворот" Тайка, утвердившийся в исторической литературе, принципиально неверен, т. к. по смыслу означает нечто происшедшее в короткий срок, в то время как наделе была эпоха реформ сверху, датируемая 646-720 гг. Затянутость процесса реформирования страны объясняется стремлением реформаторов не доводить дело до столкновения, не разрушать до основания сложную общественную структуру, ограничившись только перераспределением прав привилегированных категорий и обязанностей остального населения. "Переворот" был компромиссом
    - на государственные посты на местах назначалась местная знать и ее авторитет от этого даже вырос
    - низы тоже выгадывали от фиксации их теперь уже государственных повинностей. Надельная система вводилась не потому, что так в Китае было - эта система оказалась приемлема в Японии в связи с ее совпадением с обычаем подушного распределения земли в общинах
    - кланы и взаимоотношения внутри них сохранились, но они утратили былое политическое влияние и самостоятельность. Необходимость перемен к сер. VII в. уже настолько назрела, что борьба шла не столько за и против реформ, сколько по вопросу перераспределения власти в процессе реформирования (существовала даже конкуренция среди кланов за участие в руководстве переменами, т. к. это усиливало их позиции в создаваемых государственных структурах, ущкемляя при этом позиции другой части правящего слоя - хотя реформы проводились в интересах всего правящего слоя в целом. Введение новых рангов, званий и титулов дало мощное оружие в руки императора - молодым кланам для повышения их статуса давались высшие знаки и символы отличия, а старым - низшие или не давались вообще. Постепенность реформирования, предотвращавшая столкновение родовых консерваторов и реформаторов, не давала Китаю повода для вмешательства в японские внутренние дела (в самый напряженный период реформ японское руководство вообще прекратило с Китаем всякие официальные контакты, чтобы поставить его перед фактом появления на восходе солнца страны, стремящейся организовать свою жизнь по китайскому образцу. Пик реформирования был достигнут при императоре Тэмму /(73-86 гг.), который впервые в японской истории добился реальной власти и полноты претворения в жизнь принципов Манифеста
    Тайка. Были проведены также дополнительные мероприятия отделение государства от буддийской церкви вывело ее из-под контроля чиновничества, в присутственных местах была установлена буддийская атрибутика, а чиновников обязали установить присутственные часы их пребывания в офисах и ввели ежегодную отчетность о проделанной ими работе. Вправление Тэмму в связи с укреплением японской государственности ослабилась степень китайского влияния на все сферы жизни общества. Реформаторский период завершается в нач. VIII в, что связано с принятием в 702 г. Кодекса
    Тайхоре, переносом столицы в г. Нара (710 г) и составлением летописей по китайскому образцу "Кодзики" (712 г) и "Нихонги" (720 г. При составлении указанных летописей был мифологизирован доисторический период японской истории, вымышленный первый император Дзимму как бы связал "эпоху богов" с эпохой земных правителей, что должно было повысить авторитет светско- религиозной власти императора (летописи представляли собой письменную фиксацию канона синто). Итоги преобразований Тайка:

    1. Установление государственно-феодальной собственности и формы эксплуатации в виде надельной системы означало, по существу, полурабскую эксплуатацию (налоговые ставки были максимально возможными, государственная барщина составляла 60 дней, ростовщический процент из государственных амбаров составлял 50-100%).
    2. Бывший общеплеменной союз Ямато превратился в государство китайского типа с некоторыми существенными отличиями
    - власть императора не была деспотической, а предполагала консультации с учетом клановой структуры общества и конфуцианских канонов
    - власть родовой верхушки на местах была заменена ее же властью на общегосударственном уровне как несменяемого закрытого бюрократического аппарата. Бывшая родовая аристократия превратилась в чиновную аристократию

    72
    - заложены основы сильной частнофеодальной тенденции (ранговые и должностные земли чиновников с тенденцией к их наследованию, жалованные пожизненно земли, заслуженные навечно земли участников преобразований Тайка, особенно дома Фудзивара). Заимствование более высокой культуры менее культурным обществом обычно закономерно ведет к смуте из-за борьбы традиционного и современного, своего и чужого, нов Японии этого не случилось. Не было шока от переваривания китайской культуры благодаря государственному руководству внедрением новаций и стойкой самобытности японского народа (в современном японском языке 70% слови большинство пословиц китайского происхождения. ЭПОХА

    Н
    АРА
    (VIII
    В
    .)
    Феодализм в Японии, по определению Н. Конрада, "сначала прошел общий для всей Восточной Азии путь надельной системы, так как неразложившуюся общину можно поставить только под государственный контроль на Китай показал Японии пример функционирования подобной системы. Переход к надельной системе принял форму переворота Тайка, в котором все категории несвободного населения и полусвободные увидели для себя возможность освобождения и личной экономической независимости, а царский род - возможность приобретения реальной власти. Резкое усиление центральной власти и правовые принципы управления по Тайхоре способствовали расцвету всех сфер жизни японского общества в Нарский период его истории. Успешно преодолевались остатки радоплеменной структуры. Переняв от Китая систему пятидворок и подворных реестров, государство ввело смертную казнь за бегство крестьян с наделов. Недовольством масс жесткостью режима попыталась воспользоваться старая родовая знать, однако заговор Татибана Нараморо 757 г. завершился его разгромом (государственная барщина все-таки была уменьшена вдвое. В 80 гг. Фудзивара добили Отомо. Все это свидетельствовало о прочности нового строя. В 752 г. была установлена метровая статуя Большого Будды из бронзы, что символизировало союз светской и церковной буддийской власти, способствовавшей ослаблению социально- религиозных движений крестьянства. Привилегии монастырскому землевладению были столь значительными, что возникла проблема ухода в монастыри от налогов не только простого крестьянства, но и многих представителей знати. С сер. VIII в. начинается усиление частновладельческой тенденции. Переход земли в руки государства только на время смог ее пресечь. Особенно широкий характер приватизация земель приняла с Законом 743 го праве частной собственности на поднятые и освоенные целинные земли. Знать поднимала не самого лучшего качества целину, а затем вынуждала крестьян менять их хорошие земли на плохие целинные. С расширением доли частных земель соответственно уменьшалась доля земель государственных, что вынуждало правительство повышать налогообложение надельного крестьянства. Указанные тенденции дополнялись и ускорялись вырождением императорской власти в политически пассивную, хотя по-прежнему религиозно-авторитетную систему. С 794 г. устанавливается правление аристократического рода Фудзивара как главных министров "от лица императора" жены, регенты, канцлеры императорских правительств поставлялись из среды этого рода, те. фактически претворялась в жизнь концепция клана Сога). Совершеннолетние тэнно отправлялись в монастырь, а Фудзивара правили от имени несовершеннолетних отпрысков императорской фамилии. Столица переносится в "столицу мира и покоя" Хэйан (Киото.
    5.
    Х
    ЭЙАНСКИЙ ПЕРИОД
    (IX-XI
    ВВС отстранением императора от непосредственного управления страной и переносом столицы в другое, более надежное для Фудзивара, место, начинаются два параллельных и взаимообусловленных процесса победа приватизаторской тенденции и усиление политической нестабильности. К сер. Х в. закон о наделах уже никем не соблюдался. На землях, юридически принадлежавших государству, создавались феодальные вотчины, беглые и бродячие крестьяне, попадавшие в эти вотчины, становились частнозависимыми. Государство более не могло поддерживать исторически переходную в Японии надельную систему. В связи с этим радикально меняется структура управления
    - до IX вона была двойственной китаизированные государственные институты и право вверху и фактически традиционные методы управления внизу. Св. в связи с разложением родовой общины и выделением военного и религиозного сословий она приобретает многослойный и многополюсный характер.

    73 Император Сага (809-23 гг.) после коронации был вынужден подавлять выступление против него экс-императора Хэйдзэя. В эпоху Кара Хэйдзэй поплатился бы жизнью за поднятый им мятеж, теперь же он был всего лишь отправлен в монастырь - после этого 350 лет казней, проигравших в подобных случаях уже не было. Монашеством Хэйдзэя была положена традиция проживания экс- императоров в монастырях, дополненная не менее любопытным разделением функций в императорской семье император отправлял свои духовно-религиозные обязанности экс-император из монастыря контролировал собственность, прежде всего земельную, царского рода, играя при этом роль крупного аристократа в политической жизни. В XI в. случались периоды кратковременного правления экс-императоров - монахов. Буддийская церковь, которая приобрела не только экономическую но и политическую мощь, от вышеуказанных коллизий только выигрывала. Император Сага оставил после себя 50 детей рожденным от законных жен он даровал титул Минамото, от незаконных - Тайра. Монопольное положение Фудзивара в системе управления государством не могло не вызвать недовольства у других феодальных домов. В 1086 гони отняли у Фудзивара тэнно, но последние вместо него посадили натрон другого своего тэнно. С установления этого двоевластия, когда за спиной двух императоров находились мощные противоборствующие группировки, начался период феодальной раздробленности и усобиц. ВОЙНА

    Г
    ЭМПЭЙ
    (1086-1192
    ГГ
    .)
    Ослабленные и обложенные своими конкурентами со всех сторон, Фудзивара в конце концов сошли с политической арены. Однако после их устранения многочисленная императорская семья не могла договориться о едином претенденте натрон. Претенденты пытались использовать в своих интересах различные феодальные группировки, самыми мощными из которых были Тайра и Минамото.
    Центрально-юго-западная группировка Тайра отличалась крупнопоместным землевладением, не раздробленным на лены. Противостоявшая ей северо-восточная группировка Минамото имела более солидную социальную опору в виде системы вассальных отношений мелкопоместного дворянства с крупными феодалами. Отряды Минамото были закалены в войнах с айнами. За счет отвоеванных у айнов земель Минамото давали земельные участки желающим за обязательство нести военную службу. Естественна победа системы мелкопоместного вассального землевладения Минамото над крупнопоместным землевладением Тайра. Кровавая война двух группировок нашла свое литературное отражение в крупнейшем памятнике японской средневековой культуры "Повести о доме Тайра", названной одним из исследователей "окном в средние века. "Повесть" не выказывает ни малейшего сочувствия любой из сражающихся сторон - обе они в равной степени жгут дома простолюдинов, чтобы осветить поле битвы. В памяти народной государь-монах Го-Сиракава остался как интриган и покорная игрушка в руках воюющих, а император Го-Тоба как пустой юнец в забавах и развлечениях.
    7.
    К
    АМАКУРСКИЙ СЕГУНАТ
    (1192-1333
    ГГ
    .)
    В результате войны Гэмпэй сложилась иная, чем прежде, сословно- классовая структура и система государственного управления. Император, духовный глава всех японцев, был оставлен под надзором в Киото без доступа к светской власти. Ставка сегуна-вождя военно-феодального сословия мелкопоместных землевладельцев, была установлена в Камакура для ослабления влияния на нее императорского двора. На период Камакура приходится завершение формирования ленных отношений и социальной структуры общества с частнофеодальными отношениями. На вершине социальной структуры находился сегун - военный правитель, "освободивший" тэнно от мирских забот по управлению государством. Вассалы сегуна князья - даймио - крупные земельные собственники. Вассалы даймио - самураи, мелкие держатели земли на условиях безоговорочного участия во всех военных акциях даймио. Дай- мио и самураи считались буси (воины. У терминов буси и самурай сложная этимология в сторону полного ассоциирования их лишь в Х в. Начинает складываться кодекс самурайской чести бусидо путь воина, требующий от буси верности сюзерену, полной самоотдачи в военных мероприятиях господина, исполнения харакири при потере чести. Наделе это было не столько проявлением служебного фанатизма, сколько суровой экономической необходимости - трусость самурая на войне и отказ от добровольного харакири велик потере семьей самурая земельного владения или пенсии впридачу к несмываемому позору (подробнее об этом см. работы Долина А. Аи Спеваковского А.

    74 Б. Важно отметить, как пишет С. Пасков, что "не самураи создали феодализм в Японии - они сами следствие процессов феодализации, сумевшее захватить политическую власть. В основании сословно-классовой пирамиды находился "простой народ крестьянство, прикрепленное к земле буси за 40-60% ренту торговцы и ремесленники, объединенные в корпорации с правом порайонной монополии за часть производимой ими продукции. Будучи практически бесправным в политическом отношении, торгово-ростовщический капитал постепенно прибирал к рукам земельную собственность самураев, которые больше занимались военными делами, чем собственным хозяйством- масштабы этого процесса выяснятся при отражении монгольского нашествия. ОТРАЖЕНИЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ

    (1274-1281
    ГГ
    .)
    В 1268 г. Корейцы доставили в Японию письмо Великого Хана Хубилая: "Мы, Великая Монгольская империя, получили Мандат Неба и стали править миром. ". Предложение Хубилая установить "дружественные отношения" заканчивалось словами "Никто не хочет прибегать к оружию. Опасаясь поддержки Японией Южных Сунов, Хубилай хотел предотвратить такую возможность навязыванием Японии номинального вассалитета от империи Юань. В 1272 г. посол Хубилая Чжао
    Линьни повторил лично предложения монгольского властителя и по возвращении в Пекин суммировал свои впечатления о Японии "Если говорить об обычаях этого народа, то он жестоки храбр, любит убивать, не знает любви между родителями и детьми, почитания высших низшими (те. монголов японцами - Авт) В этой стране много гори воды, обработка полей и тутовых деревьев не дает прибыли. Если захватить таких людей, пользы от них не будет, если заполучить эти земли, то богатства не прибавится. При плавании туда на судах через море всегда дует неудобный морской ветер трудно подсчитать ущерб от таких плаваний. ". Монгольский ультиматум обострил отношения между императорским двором и бакуфу (сегу- натом). Двор выступал за компромисс, как советовали Корейцы, бакуфу же был категорически против, опасаясь повышения роли императора в политической жизни в случае налаживания им дружбы с монгольским императором. Поскольку военно-полицейская власть была в руках бакуфу, населению было объявлено, что "монголы имеют злое сердце в отношении нашей страны. Следует отметить, что японцы не имели никакого опыта войны с иностранцами, придерживались чисто самурайской тактики индивидуальных поединков и были значительно хуже вооружены. В 1274 г. монголо-китайский флот, 800 кораблей с тысячным десантом исх инвентарем для создания в Японии военных поселений захватило. Цусиму и подошел к японскому побережью. Интервенты нанесли серьезный урон самурайским отрядам, но, встретив ожесточенное сопротивление, не решились ночевать на берегу и вернулись на корабли, которые 20 октября были разбросаны по морю тайфуном, названным за это японцами "камикадзе" (божественный ветер. По новейшим данным климатологов, никакого тайфуна в это время года не должно было быть - сКорее всего, был просто сильный ветер, который дал монгольской эскадре повод вернуться в Китай, так как японское сопротивление оказалось сильнее ожидаемого. Потеряв в этой экспедиции 13, 5 тыс. воинов, монголы начали готовить новый поход.
    Бакуфу тем временем пытался организовать японский десант на материк для дезорганизации противника и поднятия боевого духа своих воинов. Однако десант не удалось обеспечить достаточным количеством самураев - выявилось полное несоответствие списков самураев сих земельными участками, подпольно перешедшими в руки "злодейских" торгово-ростовщических элементов. Завершив разгром Южносунской империи, монголы получили возможность строительства флота руками китайских корабелов и использования знаний китайцев о Японии. Ко второму походу были построены 4400 кораблей - самая большая морская армада в истории человечества, с 200- тысячным десантом. Однако китайцы построили корабли плохо;войско было разношерстным (монголы, Корейцы, северные и южные китайцы);параллельно подготовке к походу продолжалось завоевание ЮВА;из-за плохой организации две эскадры, вышедшие соответственно из Кореи и Южного Китая, разошлись повремени на два месяца и не смогли воссоединиться до наступления сезона тайфунов. В 1281 г. армада крупных кораблей Юань сконцентрировалась у японского побережья. Маленькие японские корабли по ночам прорывались в расположение вражеской эскадры и сеяли там огонь и панику. В качестве защиты от ночных диверсантов монголы связали свои корабли железными цепями по периметру - поэтому налетевший тайфун уничтожил практически весь флот (общие потери составили 100 тыс. монголов и китайцев и 7 тыс. Корейцев. Из попавших к японцам в плен пощаду получили только южнокитайцы.

    75 Последствия противостояния монголам
    1. Каприз природы (которому флот Юань сам подставился) по иронии судьбы подтвердил син- тоистские представления о божественности японской нации и ее непобедимости благодаря "заступничеству богов. Это привело не только к росту национального самосознания, но и к усилению веры в национальную исключительность, в "дух Ямато", породило японоцентризм и чувство превосходства над Кореей и Китаем.
    2. Резко повысился авторитет сегуната как организатора и вдохновителя сопротивления страшной опасности. Императорская фамилия раскололась из-за стремления отдельных ее членов снискать благосклонность бакуфу. З. летние усилия против монгольской угрозы отразились как на степени эксплуатации крестьянства, таки на экономическом положении самурайства - переход значительной части их собственности в руки купцов и ростовщиков подрывал экономическую основу существовавшего режима. Поэтому бакуфу в 1297 г. пошел на аннулирование (потом это будет неоднократно повторяться) земельных сделок самураев - феодальный класс административными методами боролся за возвращение себе утерянной земельной монополии.
    4. Во второй половине XIII в. произошло перемещение центра экономической и военно- политической активности на Юго-Запад, так как именно там строились крепости, линии обороны, флот, размещались многочисленные гарнизоны, процветали базы пиратства против Китая. Усиление роли Юго-Запада подрывало позиции имевшего опорой Северо-Восток сегуната. Воспользовавшись этой тенденцией, император Годайго попытался восстановить единоличное императорское правление и реставрировать прежние порядки в опоре на низкоранговое чиновничество и раскол феодального класса. В 1333 г. один из военачальников Асикага помог Годайго реализовать его планы (реставрация Кэмму 1333-1336 гг.). Затем Асикага низложил Годайго, стал сегуном и посадил натрон "своего" императора. Низложенный Годайго продолжал борьбу и был принят южанами как законный император. Это привело к противостоянию двух правительств (1335-1392 гг.). Степень враждебности была такой, что обе стороны отступились даже от священной традиции возведения на престол нового императора для официального подтверждения непрерывности правления царского рода (с 1368 г. коронации не проводились 315 лет. В конечном счете обе стороны истощились, большинство их вождей погибли, перераспределение земельной собственности завершилось ив г. была установлена поочередность "царствования" обеих ветвей императорского дома.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   25


    написать администратору сайта