Кирницкий А. В, врачпсихиатрнарколог отделения немедикаментозного лечения
Скачать 0.68 Mb.
|
ПОДСЧЁТ БАЛЛОВ НИКОГДА – 0 ИНОГДА – 1 ЧАЩЕ ВСЕГО – 2 ПОЧТИ ВСЕГДА – 3 Баллы за ответы на все 9 вопросов суммируются. 0 баллов – нет никаких негативных последствий от компьютерной игры. 3–7 баллов – человек играет в компьютерные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям. 8–21 балл – человек играет на уровне, ведущим к негативным последствиям возможно, контроль над пристрастием к компьютерным играм уже потерян чем выше результат, интенсивнее игра, тем серьѐзнее могут быть проблемы высока вероятность патологического гемблинга (формирования зависимости Тест на интернет-аддикцию (зависимое поведение) для подростков в модификации Коныгиной И.А.) (Никитина, Егоров, 2005 год Дополнительные сведения 1. Пол М Ж 2. Возраст 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ______________ 3. Образование ученик _______ класса. 4. Увлечение, хобби есть нет 5. Чем, помимо учѐбы вы любите заниматься. 6. Есть ли у вас младшие/старшие братья /сѐстры.__________________________________________ 7. Материальное положение ниже среднего, среднее, выше среднего. 8. Жилищные условия а) отдельная комната б) свой собственный уголок в комнате в) со мной вместе проживают г) общежитие д) съѐмная квартира. 9. Есть ли у членов семьи вредные привычки а) алкоголь б) табакокурение в) наркотики г) азартные игры д) другое _____________ 10. В свободное время вы вместе с членами вашей семьи а) играете в компьютерные игры б) посещаете Интернет. 11. С какого возраста выиграете (компьютерные игры, Интернет – нужное подчеркнуть До 7 лет, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 … 12. Сколько раз выиграете (компьютерные игры, Интернет – нужное подчеркнуть а) 1 разв неделю б) 3–4 раза в неделю в) каждый день г) один разв месяц д) другое _______________ 13. Сколько времени вы тратите на компьютерную игру, Интернет, нужное подчеркнуть а) 1–2 часа б) 3–4 часа в) 5–6 часов 42 г) более 6 часов. 14. Какие ролевые компьютерные игры вы предпочитаете (выбрать не больше двух) а) игры, в которых высмотрите глазами своего героя б) игры, в которых высмотрите на своего героя со стороны в) руководительские игры. 15. Какие не ролевые компьютерные игры вы предпочитаете (выбрать не более двух а) аркады б) головоломки в) игры на быстроту реакции и сообразительность г) традиционные азартные игры (рулетка, казино и т.д.). 16. Возвращаетесь ли вы на другой день к игре, чтобы отыграться а) никогда б) иногда в) чаще всего г) почти всегда. 17. В Интернете вы предпочитаете (выбрать не больше двух а) виртуальную реальность б) социальные сети (какие в) ICQ (чаты); г) конференции д) сетевые игры (нужное подчеркнуть бродилки, аркады, квесты, гонки, стрелялки, РПГ, стимуляторы е) ________________________________ 18. Когда выиграете (компьютерные игры, Интернет – нужное подчеркнуть, то испытываете а) эйфорию б) радость в) облегчение г) азарт д) расслабление. 19. Как часто вы замечаете, что играете, или находитесь в Интернете больше запланированного времени а) иногда б) редко в) часто г) очень часто д) всегда е) это ко мне не относится. 20. Вы предпочитаете играть а) один б) с друзьями. 43 21. Если вы находитесь в компьютерном клубе, интернет-кафе, то это для того чтобы а) пообщаться б) поиграть в) самоутвердиться г) найти нужную информацию д) расслабиться. 22. Как относятся близкие (родители, друзья) к вашему увлечению а) играют вместе со мной б) положительно в) нейтрально г) отрицательно д) резко отрицательно. 23. Что вы испытываете, когда долго не играете или не находитесь в Интернете а) беспокойство б) раздражительность в) чувство дискомфорта г) чувство подавленности д) ощущение пустоты е) другое ____________________. 24. Как часто вы откладываете встречи с друзьями и личные дела из-за компьютерных игр, Интернета а) иногда б) редко в) часто г) очень часто д) всегда е) это ко мне не относится. 25. Являются ли компьютерные игры, Интернет причиной проблем с учѐбой? а) иногда б) редко в) часто г) очень часто д) всегда е) это ко мне не относится. 26. Возникают ли у вас в последнее время какие-либо признаки ухудшения здоровья (выбрать не более трѐх). а) беспокойный сон б) бессонница в) боль в кистях рук г) сухость, жжение глаз д) боли в спине 44 е) онемение пальцев рук ж) головная боль з) другое ______________________ 27. В реальной жизни вам свойственны (выбрать не более четырѐх): а) тревожность б) депрессия в) одиночество г) недовольство окружающими д) недовольство собой е) невозможность расслабиться. Обработка результатов Осуществляется путѐм подсчѐта совпадений ответов испытуемого с помощью ключа. Баллы ВОПРОСЫ 0 12 га е 20 б - 24 ее а 13 а 16 б 18 б,в,г 19 а,б 20 а - 24 а,б 25 а, б 26 а,б,в,г,д,е,ж,з 2 12 б 13 б 16 ваг в - 23 а,б,в,г,д 24 в 25 в - 3 12 в 13 в 16 г - 19 г - - 24 г 25 г - 4 - 13 г - - 19 д - - 24 д 25 д - Результаты От 5 до 10 баллов – испытуемый не показывает признаков аддикции зависимое поведение От 10 до 15 баллов – испытуемый входит в группу риска по аддик- ции (зависимому поведению 15 баллов и выше – испытуемый имеет игровую аддикцию (зависимое поведение. 45 Приложение 3 Материал к тематическому классному часу Компьютер. За и против (для учащихся 12–14 лет По методическим разработкам А. Лопатиной Для чтения и обсуждения с детьми В плену у компьютера – Володенька, погуляй во дворе. Денек-то какой славный, солнечный, – предложила мама. – Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, – раздался голос папы. Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие – Что ты, внук, прилип к компьютеру На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, – послышался голос бабушки. – Ба, отстань, – попросил мальчик. – У меня земля погибает. Инопланетяне ворвались в город. – Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, – рассердилась бабушка. Что делать Если бабушка выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный, – умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустил в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену. Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Он бегал, стрелял, кого-то спасал. Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устали лег на траву возле каменной стены. Странно, здесь нет запахов, – подумал Володя. Мальчик вспомнил, как сладко пахнут цветы. – Нельзя лежать. В правилах игры этого нет, – раздался металлический голос компьютера. – Ноя хочу полежать на травке, – возразил Володя. – Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего. – Разглядывать траву ненужно возразил металлический голос. – Создай свою армию, дерись – Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом, вводе плескаться. 46 – Не понимаю, – перебил мальчика компьютер, – отводы все портится. – Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, – вспомнил мальчик Не понимаю, где пламя – заволновался металлический голос. – Я просто мечтаю, – объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку. – Ты должен драться, – голос компьютера задрожали попросил – Расскажи мне про рыбалку. – Я уже сто лет не был на рыбалке. Все с тобой играл. – Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, – возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ. Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов. Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате. – Спасибо, доктор, что привели его в чувство, – встревожено сказала мама Не волнуйтесь, обморок прошел, – ответила доктор. – Пусть посидит дома. Володя испуганно подскочил – Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем Ноты слишком слабый, – попыталась возразить доктор. – Слово мужчины нарушать нельзя, – подмигнул папа сыну. Компьютерная зависимость вопросы для беседы Почему мальчик не мог оторваться от компьютера Почему мальчику стало скучно жить в компьютерном мире Расскажи о том, что человек не может сделать без компьютера. Расскажи о том, что компьютер не может дать человеку. Легко ли тебе прервать интересную игруна компьютере, если надо делать другие дела Что надо делать, чтобы, играя не уйти вовнутрь компьютера и не забыть о реальной жизни 47 Приложение 4 Психологический тренинг для учащихся Живое общение Встреча 1 Давайте общаться Цель привитие навыков конструктивного общения в классе, группе, развитие мотивации на совместную конструктивную деятельность. Основные методы элементы драмы и арт-терапии, методы групповой дискуссии, ролевая и деловая игра. Разминка время 5 минут. Игра ТОК. Дети, сидя в кругу, обмениваются рукопожатием с рядом сидящим учащимся (почасовой стрелке. Информационная составляющая для учащихся по теме о преимуществах живого общения. Игра Похожие и разные Предварительная подготовка доска делится на две части. Материалы доска, мел, наклейки для победителей (пожеланию ведущего. Время примерно 10 минут. Инструкция Ребята, сейчас мы проведѐм небольшую игру, которая позволит нам понять наши сходства и различия. Для этого нам нужно поделиться на 2 команды. От каждой команды выбирается по одному добровольцу. Сейчас двум командам предстоит в течение одной минуты находить сходство и различия в добровольцах. Одна команда находит только сходства, другая – только различия. За каждый правильный ответ ведущий ставит на доске плюс. Затем мы увидим, чего же в двух людях больше сходства или различий. Так как это соревнование, то нужно быть очень внимательным, если вы хотите выиграть. Итак, всем понятны правила игры Комментарий для ведущего при желании игру можно повторить с другими участниками. Обсуждение Что понравилось Что не понравилось Что запомнилось Какие выводы мы можем сделать Выводы. Все люди разные. Ноу них ест много похожего. Заключительная часть Упражнение Скажи мне что-нибудь хорошее По кругу – приятная фраза или назвать соседа ласково по имени. 48 Встреча 2 Давайте наблюдать. Хорошо ли я знаю одноклассников развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков) Разминка Приветствие. Каждый из участников перемещается по комнате и здоровается с другими участниками примерно следующим образом Привет, Сержа, привет заяц. Упражнение Слушаем тишину. Участники садятся на стулья и закрывают глаза. По команде тренера они начинают прислушиваться ко всем звукам, которые будут слышны. По сигналу тренера Стоп участники открывают глаза и рассказывают о том, что они слышали. Игра Перебежки Развитие коммуникативных способностей. Участники тренинга разбиваются на пары. Вкруг становятся стулья соответственно количеству пар играющих. Один участник игры сидит на стуле, а другой стоит у него за спиной, опустив руки вниз. Так образуется два круга внутренний и внешний. Сидящие в кругу делают друг другу определѐнные мимические знаки, например подмигивают, что означает Давай меняться местами. Задача каждого стоящего во внешнем кругу вовремя понять намерения партнѐра и положить ему руки на плечи. Удерживать партнѐра с силой нельзя. Затем игроки меняются местами. Эта игра вносит определѐнный азарт. Тренеру необходимо следить, чтобы правила игры соблюдались игроками, и не менялись вовремя игры. Игра «Менялки». Игра проводится в кругу. Все участники сидят насту- льях, в то время как один водящий встает и выносит стул за круг. Таким образом получается, что стульев на один меньше, чем участвующих в игре. Далее водящий встает в центр круга и говорит Меняются местами те, у кого и называет любой признак (светлые волосы, шарф на шее, чѐрные ботинки и т.д.). Все участники, имеющие этот признак, встают и быстро меняются местами, а водящий старается занять пустой стул. Тот, кто оказался в кругу, будет водить дальше. В заключительной части тренинга проходит обсуждение всего занятия. Ведущий просит обсудить самые интересные моменты. Говорить может каждый участник. Встреча 3 Давайте говорить Разминка. Приветствие. Игра Загадки по картинкам. Всем участникам выдаѐтся по картинке с изображением отдельных предметов. Каждый участник по очереди описывает свою картинку так, чтобы другие отгадали, что на ней изображено. После описания картинки, если ответ не найден, разрешается задавать любые вопросы Упражнение Правда – неправда. Направлено на развитие речи, внимания и слуховой модальности. Ведущий просит каждого участника по очереди рассказать о том, что он делал сегодня. В этот рассказ разрешается включать реальные события ивы- мышленные (совершенно нереальные, которые никак не могли произойти. После рассказа остальные участники отгадывают, что было правдой, а что неправдой. Игра Муха смеѐтся». Развитие творческого мышления. Игра происходит в кругу. Ведущий бросает мяч любому участнику и называет существительное. Получивший мяч должен подобрать глагол, который не сочетается или почти не употребляется сданным существительным, а затем называет новое существительное и бросает мяч другому игроку. Тот, кому бросили мяч, продолжает отвечать аналогичным образом. В заключительной части тренинга проводится обсуждение всего занятия. Позитивная виртуальность Участникам тренинга предлагается составить правила позитивной виртуальности. Обсуждается каждый пункт правил. 12 правил позитивной виртуальности 1. Используйте виртуальную реальность только тогда, когда нужно расширить ваш кругозор (выбор. 2. Определите своѐ место в реальном, а не в виртуальном мире. Виртуальная реальность – это всего лишь инструмент. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Помните, что бесплатный сыр только в мышеловке. 3. Не заполняйте виртуальной реальностью дыры в своей жизни. Используйте еѐ для усиления, а не для заплаток. 4. Воспринимайте и используйте компьютер только как инструмент, усиливающий ваши способности, облегчающий продвижение к целям реального мира. Никогда не допускайте, чтобы виртуальная реальность стала иллюзорной заменой реального мира. Относитесь к компьютеру как творец, а не как потребитель. 5. Развивайте свои реальные навыки и способности. Не ограничивайтесь пределами виртуальной реальности. Откажитесь от использования компьютера, если это не ведѐт к развитию способностей и достижению целей за пределами виртуальной реальности. Никогда не развивайте в виртуальной реальности то, что не имеет для вас значения в обычной жизни. 6. Всегда проводите чѐткую границу между виртуальной реальностью и действительностью. Не позволяйте им слиться водно целое. Не одушевляйте компьютер. Проводите чѐткую границу между виртуальной реальностью и жизнью между собой и компьютером между тем, с кем вы взаимодействуете за компьютером и своими представлениями. 50 Учитывайте, что восприятие других людей в гиперпространстве не всегда объективно. Другие люди – это другие люди, а не продолжение ваших убеждений или призраки в компьютере. 7. Используйте виртуальные отношения для обогащения реальных отношений, а не для их замещения. Стремитесь перевести виртуальные отношения в реальные, а не наоборот. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даѐт только иллюзию, и не развивает никаких действительных навыков общения. Решите проблему с чувством одиночества. Определитесь с пониманием со стороны людей. 1. Ищите причины возникающей зависимости от компьютера не в виртуальной реальности, а в своей жизни. 2. Избегайте виртуальной реальности, в которой вас привлекают такие вещи, как – доступность достижения цели, отсутствие препятствий к еѐ удовлетворению возможность контролировать взаимодействие за счѐт анонимности и лживости – возможность получить комфортное состояние, не предпринимая действий в реальном мире, подмена реальных поступков виртуальными – желание уходить оттого, что есть сейчас, в фантазии или воспоминания. 3. Учитесь находить в реальной жизни приятные моменты и удовлетворяющие вас взаимодействия. Не используйте виртуальную реальность для бегства от жизни, успокоения и прикрытия. 4. Находите возможность играть в реальности обычной жизни. Ищите независимость в реальном мире, а не за компьютером. Помните, что иллюзия самостоятельности за компьютером на самом деле уводит от самостоятельности в жизни. 5. Всегда заранее планируйте время использования компьютера, и не превышайте его ни при каких условиях. Не используйте компьютер тогда, когда вы вынуждены это использование скрывать от людей. Сократите время за компьютером, если выстрадаете от него (несделанные дела в реальной жизни и физический дискомфорт – головные боли. Техника независимого вхождения в виртуальную реальность Компьютер – помощники ускоритель для выполнения любых задач, дающий небывалый простор для творчества на пути достижения истинной, реальной цели. Техника «Я-высказывание» Я использую компьютер как один из способов развития. Мои способности развиваются при помощи компьютера и продолжают развиваться без компьютера. Компьютер помогает мне решить задачу, усиливает моѐ действие. Компьютер не заменяет моих собственных действий, он их совершенствует. Компьютер не устраняет препятствия к моей цели, он помогает их 51 преодолеть, дополняя мои усилия. Используя компьютер, я расширяю свой выбор. Мой компьютер упрощает мои действия, ноне упрощает моих целей. Компьютер не заменяет радостей моей жизни, он помогает сделать эти радости разнообразнее. Я пользуюсь результатами работы за компьютером в реальности. Встреча 4 Групповое упражнение Дерево успеха Цель развитие сплочения и взаимопонимания. Необходимые материалы цветная бумага, ножницы, клей, цветные фломастеры и маркеры, ватман, скотч. Ведущий предлагает участникам тренинга выбрать цветной лист, обвести карандашом свою ладошку, вырезать е. Нужно на ладони написать свое имя. Затем дети и родители обмениваются ладошками. Далее каждый участник пишет свое пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. После этого ладошки снова возвращаются к своим прежним владельцам. Затем по команде ведущего каждый участник тренинга прикрепляет свою ладошку к ватману, на котором изображѐн символический ствол дерева успеха. Совместное обсуждение. Что понравилось, что не понравилось Чтобы- ло самым неожиданно приятным Что заставило задуматься Какие ощущения вызвала эта совместная деятельность Завершение тренинга Упражнение прощание. Все садятся вкруг и по очереди желают друг другу что-нибудь хорошее на прощание. 52 Приложение 5 Тематические выступления на родительском собрании Подросток и компьютер. Опасная грань Многие конфликтные ситуации школьного возраста – идентификация себя с определѐнными типами людей, страх отвержения, выбор личностного сценария – подростку удаѐтся решить при помощи компьютерной игры или интернет-активности. Опыт наблюдения и лечения подростков с ПК и интер- нет-зависимостями, который имеется у сотрудников государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Росздра- ва Н. Вострокнутова и Л. Перегожина показал, что онлайн-коммуникация имеет деперсонифицирующий эффект, те. даѐт возможность ребѐнку присутствовать при диалоге других, не вмешиваясь в него, оставаться незамеченным. Такая коммуникация в режиме реального времени позволяет менять имена и роли, создавать разные виртуальные образы, У ребѐнка возникает потребность в такого рода самореализации, что очень часто приводит к зависимости. В результате подросток с зависимостью от ПК-игр и онлайн общением с друзьями посети становиться проблемным ребѐнком для семьи. Бесцельное времяпровождение вызывает озабоченность у родителей. Сам же подросток, как правило, убеждѐн, что никакой зависимости у него нет. Веские аргументы об увеличении времени на игру, о смене настроения вне игры вплоть до скуки и пустоты, постоянное желание бросить всѐ и вновь начать играть, почти полная утрата интересов к семейной и школьной жизни, снижение учебной успеваемости – всѐ это не имеет для него определяющего значения. Спектр социально-психологических отклонений в значимых для ре- |