Главная страница
Навигация по странице:

  • Раздел Тема 5.2В. Саки

  • Уровень мыслительных навыков

  • 3. Имеются ли сегодня пережитки поклонения природным явлениям Приведите приме р

  • Критерии оценивания Дескриптор ы

  • Называет две причины развития «звериного стиля» Определяет роль природных явлений в жизни саков.

  • Архар

  • Мировое дерево — Байтерек

  • Лист самооценки и взаимооценки в работе на уроке

  • Критерий(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) Мояоценка

  • фо. фо руф. Класс 5 Язык обучения русский Четверть


    Скачать 48.48 Kb.
    НазваниеКласс 5 Язык обучения русский Четверть
    Дата10.05.2023
    Размер48.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафо руф.docx
    ТипДокументы
    #1120127

    Формативное оценивание

    Предмет: История Казахстана

    Класс: 5

    Язык обучения: русский

    Четверть: 2

    Раздел

    Тема

    5.2В. Саки

    Кем был «Золотой человек»?

    Цели обучения


    5.2.1.2 – описывать мировоззрение древних племен

    Уровень мыслительных навыков

    Знание, понимание, применение

    Критерии оценивания

    Связывают религиозные представления саков с современностью


    Задание

    Религиозные представления саков имели ярко выраженную военную окраску, а главными были - культ вождя и царя. Царь считался - избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависло благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа. Он проводил первую борозду на весенней пахоте. Царей и вождей отождествляли с солнечным божеством.Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, гран; грому. По их представлениям боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь - бог солнца и огня; кабан - бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена - священной земле.В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия. связанные с соблюдением культа предков, культа огня. Археологами обнаружены, что у саков Семиречья существовали «храмы огня».С VII в. до н.э. у населения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья и юга Европы возник в искусстве так называемый «звериный стиль». Главная тема-изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные украшения, оружия, одежда. конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. Сюжетной основой «звериного стиля» были сохранившиеся с глубокой древности мифы о происхождении людей от различных животных. Это своего рода особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. В III-II вв. до н. э. этот стиль постепенно утратил реалистическую основу, превратился в орнаментальную схему, а в начале нашей эры вовсе исчез.

    http://lms.nci.kz/history/view?f=66&id=5&lang=rus



    1. Почему был развит именно «звериный стиль»?
    .................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

    2.Какое место в жизни саков занимало поклонение природным явлениям?

    ..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

    3. Имеются ли сегодня пережитки поклонения природным явлениям? Приведите пример

    ...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

    Критерии оценивания

    Дескрипторы

    Знание и понимание

    Применение

    применение

    1. Называет две причины развития «звериного стиля»

    2. Определяет роль природных явлений в жизни саков.

    3. Выявляет пережитки поклонения природным явлениям в современном обществе. Приводит 2 примера


    Приложение 1
    Иссыкский курган дает нам представление о так называемом зверином стиле, главным достижении культуры эпохи железа. Речь идет о тех маленьких, искусно сделанных фигурках животных, которые нашиты на костюм, шапку, украшают оружие.  Большая часть фигурок сделана из дерева и лишь покрыта тонкой золотой фольгой. Кочевники не могли иметь много вещей, но старались, чтоб те немногие, что у них были, несли и эстетическую, и сакральную функции. Каждая фигурка имела определенный символический смысл. В могиле Золотого человека был найден кинжал, украшенный грифоном. Грифон – символ верховной власти. Это то мистическое животное, которое может существовать в трех мирах.…О грифах писали еще греки: «Имеется и золото в Индийской земле, которое, однако, не в реках разыскивают и промывают, но в обширных и громадных горах, в которых обитают грифы, четвероногие птицы, величиной с волка, с ногами и когтями как у льва. Перья у них на всем теле — чёрные, а на груди — красные. Из-за них-то обильное в тех краях золото и добывается с трудом». Образ грифа, стерегущего золото, у греков был связан со степными кочевниками. Это один из важных элементов символики сакских узоров.
    У греков и персов упоминаются разные группы саков. Те, что жили на Тянь-Шане, назывались саки-тиграхауда«в остроконечных шапках».  Как раз к этому племени саков относят юношу из сакского кургана,  на это указывает его головной убор. Шапка украшена тулпарами, крылатыми конями, 4-мя стрелами, что, как считают, говорит о принадлежности юноши к высшей знати. Наверху — архар, а сзади — дерево с птицей.

    Архар — один из символов солнца. Крылатые кони — тулпары тоже связаны с культом солнца. Кстати, ведь у самых разных народов солнце поднимается на небо на золотой колеснице, которую везут кони. Коней с птицами сравнивали древние иранцы. А у тюрков было предание, что тулпары прилетают с неба, когда в мир приходит богатырь. А еще они верили, что у некоторых кобылиц рождаются крылатые жеребята. Чтоб не повредить крылья, матери разрезали живот.  Сзади шапку украшает дерево и птица на нем.

    Мировое дерево — Байтерек, занимало важное место в символике степных народов. На нем жила птица, Самрук, а внизу- дракон, который поднимался по стволу и съедал птенцов. Не случайно, что эти изображения, а также птицы на дереве и барс на горе нашиты на шапку — все они связаны с высшим миром. А есть еще средний мир — там, где мы живем. Там другие животные, они нашиты на куртку золотого человека. На поясе изображение лосей. Одно из любимых изображений — олень. Полагали, что это животное — тотем саков. По отворотам — головы тигров.

    Хищник и травоядное животное в фигурках звериного стиля часто изображены в единоборстве, что символизировало борьбу жизни и смерти. 

    Лист самооценки и взаимооценки в работе на уроке

    Критерий
    (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)


    Моя
    оценка


    Оценка группы

    Количество жетонов

    Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

     

     

     

    Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

     

     

     

    Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

     

     

     

    Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

     

     

     


    написать администратору сайта