|
Лекции Тема 2 (1). Ключевые понятия экономика, хрематистика, справедливая цена
Тема 2.
Зарождение экономической мысли Цель изучения: показать эволюцию взглядов и идей, приведших к формированию экономической науки; уметь систематизировать экономические учения эпохи дорыночной экономики. Ключевые понятия: экономика, хрематистика, «справедливая цена», обмен, деньги, торговая прибыль и ростовщический процент, протекционизм, сфера обращения, «азиатский способ производства» Вопросы для обсуждения:
Становление экономических учений древних цивилизаций Экономическая мысль в Западной Европе Зарождение экономической мысли в России
Литература: 1. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, 1996, Гл. 1–7.
2. Ядгаров Я. С. История экономических учений: учебник. – М.: Инфра-м, 1999. – Тема 2, 3. Конспект лекции 1 Вопрос
Становление экономических учений древних цивилизаций Идеология Древнего мира основывалась преимущественно на следующих категориях:
мораль, этика, нравственность
и выступала против крупных ростовщических операций. Экономическая мысль древнего востока представлена
Вавилон
| XIII в. до н.э.
| «Законы царя Хаммурапи»
| «Чтобы сильный не притеснял бы слабого»
| Индия
| конец IV в. до н.э.
| «Трактат Артхашастра»
| «Артха» - польза; «Шастра» - наука
«Наука о достижении полезного»
| Китай
| 551 – 479 гг. до н.э.
| Учение Конфуция
| Программа морального усовершенствования человека
| Древний Израиль
|
| «Ветхий Завет»
| понятия справедливости - в признании неприкосновенности 6 основных прав человека: на жизнь, собственность, одежду, жилье, труд и отдых
|
Основные проблемы, которые стояли перед ранней экономической мыслью Древнего Востока:
Рабство. Община. Государство. Натуральное и товарное производство.
Экономическая мысль Др. Греции представлена следующими философами
Ликург
(царь Спарты)
| VII-IX в.
до н.э.
| Установление строгих законов:
Вся земля является коллективной, не отчуждаемой собственностью семей спартиатов. Торговля практически была запрещена. Ремесло развивалось слабо.
|
| Солон
| 594 г.
до н.э.
| Издал свод законов, которые запрещали долговое рабство; отменял накопленные доли. Давали свободное распоряжение своим имуществом при жизни и после смерти. Здесь было единообразие денежной и весовой системы.
|
| Ксенофонт
| 430 – 354 гг. до н.э.
| Он считал естественным деление людей на свободных и рабов, а так же деление труда на умственный и физический. Выдвинул мысль, что любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар меновая стоимость)
| «Домосторой», «Киропедия»
| Платон
| 427–347
до н.э.
| Пытался показать теорию идеального общественного устройства, выступал против торгово-ремесленного направления греческой экономики, при этом подчеркивал необходимость существования внутренней торговли.
| «Государство»
| Аристотель
| 384-322 до н.э.
| Дал определение экономики («ойкос» – дом,. хоз-во; «номос» – наука). Считал рабство явлением естественным, составляющим основу производства (выделял «молчащие», «мычащие» и «говорящие» средства труда); разделил экономию (приобретение потребительских стоимостей) и хрематистику (презренное искусство наживать состояние путем торговли)
| «Политика»
|
Экономическая мысль древнего Рима:
1) Реформы Туллия
2) Аграрная реформа Тиберия Гракха
3) Программа колонизации Гая Гракха
4) Аграрные проекты Цезаря
5) Трактат «О земледелие» Катона
6) Трактат «О сельском хозяйстве» Колумелла
2 Вопрос
Экономическая мысль в Западной Европе Характерные черты экономической мысли Средневековья
Экономическая мысль прикрывалась замысловатыми богословскими текстами (экономика и религия были тесно переплетены) Отражение борьбы между крестьянской общиной и феодальным поместьем Оправдание феодальной ренты – она справедлива и достойна Поиски экономического принуждения, поземельной зависимости, возвращение к барщине Противоречия между натуральным и товарным производством, между крестьянами и горожанами Уточнили содержание многих экономических понятий, развили логику научного понимании эк. процессов Эк. мышление находилось под влиянием религии
Эк. мысль средневековья представлена
Новый завет
| Экономические идеи раннего христианства, носили антисобственнический характер:
деньги - это зло, собственность вверена богом в управлении, неравенство людей – часть божественно замысла; торговля допустима
| Коран
| Освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности;
одним из столпов веры «правильного поведения» является благотворительность и добровольная милостыня
| Августин Блаженный (354-430 гг.)
| Говорил, что вид труда (умственный или физический) не должны влиять на положение в обществе, так как они равнозначны;
нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический % и торговая прибыль – грех
| «О граде Божем», «Исповедь»
| Фома Аквински (1227-1274)
| его ключ догмы:
а) деньги не могут порождать деньги
б) необходимо сословное деление общества
в) богатство подразделяется на естественное (плоды ремесла и земледелия) и искусственное (золото, серебро – деньги)
г) признавал необходимость частной собственности
д) «справедливая цена» – цена соразмерна издержкам, обеспечивающая благо людям соразмерное их сословию
| Ибн-Хальбун
(1332-1406)
| По его мнению, общество проходит 2 стадии развития:
1) примитивность 2) цивилизация
Переход от первой ко второй обусловлен созданием прибавочного продукта. Им были рассмотрены разделение труда, специализация и рынок
| «Салическая Правда»
| Свод законов франков: регулировал, имущественные и спорные вопросы внутриобщинной и межобщинной жизни
| «Русская Правда» (11-12 в)
| Кодекс законов феодального права – регулировал отношения землевладения и землепользования, порядок устройства и управления хозяйством вотчины
| 3 Вопрос
Зарождение экономической мысли в России Экономическая мысль в России представлена идеями Ивана Семеновича Пересветова и нормативными актами того времени, которые получили название "Русская правда" .
"Русская правда"
| Иван Семенович Пересветов
| регламентировала экономические имущ. отношения, среди которых:
| XIV век - был идеологом дворянства, основная идея:
| определение ответственности за различные преступления в этой области (воровство, нарушение пашенных меж)
| ослабление бояр
| нормирование разных имущ. отношений займа, наследования и др.
| усиление царской власти
| В Судебнике 1497 г. было оформлено и узаконено крепостное право
| опора на дворян и воинство
| Подводя итог 1 теме можно сделать выводы: Эк. мысль древнего мира и средневековья опиралась на традиционный способ производства. Решения принимались семьями, которые сами решали что и как производить, но эти решения принимались в соответствии с достаточно жестким внешним предписанием (традициями). Традиционный способ производства включает в себя:
а) натуральный (не товарный) характер производства;
б) ведущая роль в экономике принадлежит сельскому хозяйству;
в) община играет ведущую роль в распределении благ и регламентации жизни;
"Азиатский" способ производства
| власть и собственность не разделены
| государство контролирует не только распределение необходимого и прибавочного продукта, но и его производство, а иногда даже воспроизводство самого работника.
| а) чрезмерное регулирование хозяйства государством
б) неприкосновенность частной собственности
в)ведущая роль в экономике принадлежит собственности государства
г) деление людей на свободных и рабов признавалось естественным
| |
|
|