Главная страница
Навигация по странице:

  • Субтрактивная цветовая модель (CMYK)

  • Взаимодействие аддитивной и субтрактивной цветовых моделей, передача цвета при печати

  • Другие цветовые модели

  • Основные атрибуты текста

  • Метрические атрибуты текста

  • Компьютерные технологии. Компьютерные технологии в экологии и природопользовании


    Скачать 8 Mb.
    НазваниеКомпьютерные технологии в экологии и природопользовании
    АнкорКомпьютерные технологии
    Дата26.01.2023
    Размер8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаkompyuternye-tekhnologii-v-ecologii-i-prirodopolzovanii.pdf
    ТипУчебное пособие
    #906860
    страница2 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Аддитивная цветовая модель (RGB)
    Данная цветовая модель получила своё название за счет добавления (англ.
    addition) цветов к черному цвету. Данная технология широко используется при передаче цвета в электронных устройствах, будь то экран смартфона или монитор компьютера. Если мы посмотрим на монитор под увеличительным стеклом, то увидим, что он весь состоит из большого количества светодиодов (электронных пушек), которые подразделяются на три типа в зависимости от излучаемого цвета: красный (red) – R; зеленый (green) – G; синий (blue) – B. Таким образом, аддитивную модель цветопередачи ещё называют модель RGB либо модель КЗС (на русский манер), а цвета красный, зеленый и синий – базовыми цветами.
    Так как светодиоды имеют маленькие размеры, при должном разрешении дисплеев человеческий глаз не способен различать их по отдельности, поскольку процедура смешивания цветов в один. Различные комбинации цветового взаимодействия светодиодов дают различные вариации цветовой палитры (рис. 2):
     Красный (R) + синий (B) = маджента (M).
     Красный (R) + зеленый (G) = желтый (Y).
     Зеленый (G) + синий (B) = голубой (C).
     Красный (R) + зеленый (G) + синий (B) = белый (W).
     Отсутствие цветов дает черный цвет (K).

    12
    Рис. 2. Цветовая модель RGB
    Различные оттенки получают посредством изменения интенсивности свечения тех или иных светодиодов. Цветовая модель RGB адекватна цветовому восприятию человеческого глаза, рецепторы которого также настроены на красный, зеленый и синий цвета.
    Субтрактивная цветовая модель (CMYK)
    Способ передачи цветовой палитры отраженного света описывает субтрактивная цветовая модель. Так как бумага и другие материалы, используемые для печати, отражают свет, было принято считать количество света, отраженного поверхностью, а не поглощенного. Если из белого цвета вычесть три базовых RGB, то мы получим тройку дополнительных цветов CMY. Таким образом, субтрактивная цветовая модель получила своё название от вычитания (англ.
    subtract) базовых цветов из белого цвета.
    В модели CMYK (рис. 3) используются четыре цвета, первые три в аббревиатуре названы по первой букве английских слов, описывающих соответствующий цвет: голубой (cyan) – С; пурпурный или маджента (magenta) –
    M; желтый (yellow) – Y; а четвертая K обозначает черный. Согласно одной из версий, обозначение черного цвета буквой K принято считать попыткой избежать

    13 путаницы черного цвета (black) и синего (blue) из модели RGB по первой букве и обозначать черный цвет по последней (blacK).
    Рис. 3. Цветовая модель CMYK
    Как уже говорилось, модель CMYK базируется на вычитании цветов из белого света. Это происходит благодаря тому, что белая бумага изначально отражает все цвета белого света, однако окрашенная бумага отражает лишь часть цветов белого света, остальную же часть она поглощает, что и обеспечивает цветовое восприятие при печати. Таким образом, различные сочетания цветов модели CMYK (голубого, мадженты и желтого) на белой бумаге способны давать следующие варианты цветовой палитры:

    Голубой (C) + маджента (M) + желтый (Y) = черный (K).

    Голубой (C) + маджента (M) = синий (B).

    Желтый (Y) + маджента (M) = красный (R).

    Желтый (Y) + голубой (C)= зеленый (G).

    Белый цвет мы получаем при условии полного отсутствия всех трех основных цветов данной модели.
    Теоретически черный цвет образуется при равном соединении базовых цветов на белом фоне, однако из-за погрешностей печати либо качества типографской краски зачастую получается темно-серый, либо темно-бурый цвет в различных градациях, поэтому при печати дополнительно добавляется черная краска.

    14
    Взаимодействие аддитивной и субтрактивной цветовых моделей,
    передача цвета при печати
    Цвет окружающих предметов определяется нашими глазами благодаря особым структурам – колбочкам и палочкам. По чувствительности к свету различных длин волн колбочки разделяют на три типа:
    S-типа – фиолетово-синий спектр;
    M-типа – зелено-желтый спектр;
    L-типа – желто-красный спектр.
    Модель RGB является более адекватной человеческому глазу, нежели модель
    CMYK, однако она также не способна в полной мере передать все цвета видимого нами спектра. Таким образом, наибольшее количество цветов мы можем увидеть в натуральном цветовом охвате, несколько меньше – в RGB и ещё меньше – в CMYK.
    Именно поэтому фотографии получаются более блеклые и тусклые по сравнению с настоящими объектами или их изображениями на экране (рис. 4).
    Рис. 4. Сравнение спектров видимого света, RGB и CMYK
    Важно помнить о проблеме соответствия спектров и учитывать это при работе в графических редакторах, таких как Adobe Photoshop или CorelDRAW. Данные редакторы способны предупредить пользователя о несоответствии цвета и цветовой модели, однако всегда нужно учитывать, с какой цветовой моделью вы работаете и

    15 какие цветовые спектры ей доступны. Для сравнения на рис. 5 представлены цветовые охваты моделей RGB и CMYK.
    Рис. 5. Цветовые охваты моделей RGB и CMYK
    Мы уже обсуждали, как происходит формирование цвета в каждой из моделей по отдельности, для представления процедуры взаимодействия этих моделей существует схема цветового круга (рис. 6). Однако следует иметь в виду, что в данной схеме рассмотрена ситуация использования модели CMYK без черного цвета.
    Рис. 6. Цветовой круг взаимосвязи моделей RGB и CMYK

    16
    Как вы помните, создание цвета в модели RBG происходит по принципу излучения, а в модели CMYK – по принципу вычитания, что значительно усложняет процедуру колоризации. Так, синий цвет в модели RGB требует полной работы синих диодов, а синий цвет модели CMYK требует определенного соотношения голубых и маджентовых красителей. В табл. 1 представлены описания некоторых цветов в моделях RGB и CMYK (диапазон изменений цвета – от 0 до 255).
    Таблица 1. Описание цветов в моделях RGB и CMYK
    Цвет
    Модель RGB
    Модель CMYK
    Синий
    0R, 0G, 255B
    100C, 79M, 0Y, 0K
    Изумрудный
    0R, 174G, 94B
    76C, 2M, 82Y, 1K
    Аквамарин
    127R, 255G, 212B
    33C, 0M, 25Y, 0K
    Амарантовый
    229R, 43G, 80B
    1C, 91M, 58Y, 0K
    Сомон
    239R, 175G, 140B
    4C, 40M, 42Y, 1K
    Фуксия
    247R, 84G, 225B
    32C, 61M, 0Y, 0K
    Важно помнить, что цветоделение в модели CMYK идет не посредством сплошного цветового закрашивания областей, а формируется из отдельно окрашенных точек – растров (рис.7).
    Рис. 7. Точечные растры
    Растры формируют сетки определенного цвета, которые располагаются под разными углами относительно других сеток, что позволяет избегать перекрывания и

    17 наложения цветов. Малые размеры растровых сеток обеспечивают эффект слияния и формируют цвет для нашего глаза.
    Другие цветовые модели
    HSB. В цветовой модели HSB (англ. Hue, Saturation, Brightness – тон, насыщенность, яркость) или HSV (англ. Hue, Saturation, Value – тон, насыщенность, значение) любой цвет получается из спектрального цвета добавлением определённого процента белой и чёрной краски, по сути, добавлением серой краски.
    Существует три основных понятия цветовой модели HSB:
    H - Оттенок (hue) – значение, определяющее положение цвета в спектре.
    Например, зеленый расположен между желтым и синим.
    S - Насыщенность (saturation) –параметр управления цветом, чистота оттенка цвета в диапазоне от серого до чистого цвета.
    B - Яркость (brightness) –яркость цвета по шкале от черного до белого на мониторе пользователя. Измеряется в процентах: от 0 до 100%. Нулевая яркость – это чёрный цвет.
    Существует несколько вариантов визуализации данной цветовой модели, но наиболее широко применяется кольцевая модель (рис. 8):
    Рис. 8. Цветовое кольцо модели HSV (HSB)
    Радужное кольцо используется для подбора оттенка, а внутренний треугольник обеспечивает выбор насыщенности и значения цвета. Вертикальная ось

    18 треугольника регулирует насыщенность, а горизонтальная позволяет изменять значение цвета. Таким образом, для выбора цвета нужно первоначально указать оттенок, а потом выбрать необходимый цвет из треугольника. Хотя модель HSB и декларирована как аппаратно-независимая, но все-таки в её основе лежит модель
    RGB. Так или иначе для отображения на мониторе HSB конвертируется в модель
    RGB, а для печати – в CMYK, что значительно влияет на качество итоговой продукции.
    LAB. Неформальная аббревиатура этой модели (LAB) не определяет цветовое пространство однозначно. Чаще всего, говоря о пространстве LAB, подразумевается
    CIELAB (CIE 1976 L*A*B). Модель состоит из трёх каналов, взаимосвязь которых показана на рис. 9:
    L (Lightness) – устанавливает координаты света (100) и тени (0); a – спектр от зеленого (-128) до пурпурного (127); b – спектр от голубого (-128) до желтого (127).
    Рис. 9. Цветовое пространство модели LAB
    LAB представляет собой трёхмерное пространство, где отрицательные значения a и b содержат холодные цвета, положительные – тёплые. Ось L определяет светлость, где 100 – участок, соответствующий диффузному белому.
    Изменение параметров L не влияет на насыщенность цвета – он сохраняет естественные свойства так же, как в реальности цвет не становится грязнее оттого, что на него падает тень. Черно-белая гамма получается при нулевых значениях координат a и b.

    19
    LAB – это аппаратно-независимая цветовая модель, т.е. она не зависит от способа передачи нам цвета. Она содержит в себе цвета как RGB, так и CMYK, что позволяет ей с минимальными потерями конвертировать изображение из одной цветовой модели в другую. Еще одним достоинством является то, что она, в отличие от цветовой модели HSB, соответствует особенностям восприятия цвета глазом человека. Эта модель часто используется для улучшения качества изображения и конвертирования изображений из одного цветового пространства в другое.
    Ш
    РИФТ И ТЕКСТ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
    Понятие шрифта. Структура букв шрифта
    Огромный поток информации, которую современный человек воспринимает ежедневно, ежечасно, передается во многом с помощью шрифта. Шрифт, независимо от техники его исполнения, представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма. В полиграфии он является одним из важнейших средств оформления любой печатной продукции
    (Филиппович, 2012). Шрифт – это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком, типографском смысле, шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста. Термин «шрифт» раньше означал более узкое понятие – набор символов определенной гарнитуры, размера и начертания. Все элементы в хорошем шрифте гармонично сочетаются, и, таким образом, кроме прямого назначения – передачи информации – шрифты, использованные в публикации, являются элементом дизайна.
    Все символы алфавита шрифта состоят из элементов, единство форм которых обеспечивает единство рисунка всей шрифтовой гарнитуры. Фактически каждый типовой элемент повторяется в различных буквах алфавита. Знаки кириллического и латинского алфавитов строятся на основе трех основных геометрических форм

    20 или их комбинаций: прямоугольной или квадратной, округлой и треугольной
    (Филиппович, 2012). В каллиграфии и типографике сложились определенные термины, характеризующие анатомию букв латинского и кириллического алфавитов. Каждая буква состоит из штрихов: основных (более толстых) и соединительных. Современные печатные шрифты были созданы на основе рукописных, которые писались ширококонечным пером, отсюда переменная толщина штриха. К верхним выносным элементам буквы относятся штрихи строчных букв, которые выступают за среднюю линию. Нижние выносные элементы – это части букв, которые опускаются ниже линии шрифта. Размеры этих элементов сильно различаются у разных шрифтов, выносные элементы не выходят за пределы кегельной площадки, на которой они размещаются. Особенным элементом структуры буквы считается засечка – слегка расширяющийся росчерк на концах штрихов, благодаря которому существует определенная классификация шрифтов. Засечки – это не только декоративные элементы. Они играют важную роль в восприятии шрифта, поскольку помогают глазу отделить один знак от другого и выявить отдельные буквы. Они также упорядочивают горизонтальную текстуру шрифта, создавая своеобразную дорожку, которая уверенно ведет глаз вдоль строки (Филиппович, 2012).
    Основные атрибуты текста
    Стиль текста – это совокупность всех параметров оформления текста, присущих данному его отрезку. Атрибуты стиля текста включают следующие приемы оформления: гарнитура шрифта, начертание, кегль, интерлиньяж, межбуквенный просвет, междусловный пробел, выключка, отступ первой строки, втяжка (отступы справа и слева), межабзацные отбивки и др.
    Гарнитура шрифта – набор из одного или нескольких шрифтов в одном или нескольких размерах и начертаниях, имеющих стилевое единство рисунка и состоящих из определённого набора типографских знаков. Гарнитура обычно содержит алфавитно-цифровые и пунктуационные знаки и специальные символы.
    Существуют также гарнитуры, целиком состоящие из неалфавитных символов, – например, содержащие математические или картографические знаки. Термин

    21
    «гарнитура» часто смешивают с термином «шрифт», различие между терминами состоит в том, что шрифт определяет свойства конкретного члена семейства шрифтов, например, полужирное или курсивное начертание, в то время как гарнитура определяет согласованный стиль семейства шрифтов. Каждая гарнитура имеет своё наименование. Гарнитуры можно разделить на две основные категории:
    с засечками (антиква и брусковые шрифты) и без засечек (гротески).
    Начертание – вариант рисунка наборного шрифта одной гарнитуры, т.е. комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания. Начертания шрифта характеризуются едиными стилевыми особенностями рисунка, определенными пропорциями (шириной), насыщенностью, наклоном знаков
    (прямое, курсивное, наклонное), декоративной обработкой контура знаков
    (контурное, оконтуренное, оттененное и др.). Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях и может меняться от светлой до сверхжирной – светлое, полужирное, жирное и др. Ширина шрифта зависит от пропорций букв: отличают шрифт с уменьшенной шириной букв от шрифта с увеличенной шириной букв, различают начертания узкое, нормальное, широкое и др. Наклонный шрифт образуется простым искажением (наклоном) символов исходного шрифта. В курсивном же начертании буквы имеют сходство с прямыми лишь по стилю, но рисунок их совсем другой. Наклонное начертание может быть создано программой, курсивное должно изначально содержаться в файле шрифта. Наиболее распространенные начертания – Normal (обычный), Bold (полужирный), Italic
    (курсив или наклонный), Bold Italic (полужирный курсив или наклонный),
    Condensed (узкий) и Extended (широкий).
    И, пожалуй, нельзя не упомянуть о такой характеристике шрифта, как комплектность. Комплектность определяется полнотой знаков, необходимых для набора текста: строчных, прописных, цифр, знаков препинания и т.д.
    Метрические атрибуты текста
    Любой символ располагается в прямоугольнике – на кегельной площадке.
    Высота этого прямоугольника – это кегль, т.е. величина площадки, на которой

    22 размещается знак (буква). Размер кегля определяется в пунктах. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так называемая англоамериканская система, или система Пика.
    В любом случае основной единицей измерения является типографский пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм, а в системе Пика – 0,352 мм. Еще во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера: кегль 6 пунктов – нонпарель, кегль 8 пунктов – петит, кегль 9 пунктов – боргес и т.д.
    Очень важной характеристикой шрифта является величина апроша (полу-
    апроша), она определяет расстояние между буквами. Слишком плотные узкие апроши приводят к визуальному слипанию знаков, а слишком широкие – к тому, что каждая буква воспринимается отдельно (Филиппович, 2012). Процесс установки межбуквенных расстояний (апрошей) для шрифта в зависимости от кегля называется трекингом. Трекинг задается для нескольких символов и характеризует величину межсимвольного пробела в группе символов. Пробелы меняются одинаково для всех выделенных символов. Как бы хорошо не были расставлены апроши в шрифте, в реальном наборе могут встретиться такие сочетания знаков, которые все равно будут образовывать визуальные дыры или сгущения и тем самым нарушать ритм чтения. Особенно это заметно в сочетаниях прописных знаков при крупном кегле: ГА, ТА, АТА, ЬТ и т. п. Визуальное выравнивание межбуквенных просветов в подобных сочетаниях называется кернингом, при этом происходит изменение ширины пробела для конкретных пар литер. Обычно кернинг делается в сторону уменьшения пробела таким образом, что выступающие части одной литеры пары заходят в пространство второй литеры (рис. 10), в результате размещение символов становится зрительно более равномерным. Кернинг и трекинг, будучи атрибутами символов, характеризуют не сами символы, а расстояние между ними, т.е. межсимвольные пробелы. Они необходимы для улучшения зрительного восприятия текста (рис. 10).

    23
    Рис.10. Пример кернинга (по Филиппович, 2012)
    Программы верстки снабжены возможностью автоматического кернинга, они имеют собственные таблицы пар кернинга. В таких программах можно организовать автоматическую корректировку пробелов в парах кернинга в тексте любой длины. После обработки текста автоматическим кернингом в заголовках и другом крупном тексте дополнительно проводят ручной кернинг, т.е. символы сближают вручную. Чем крупнее текст, тем большее значение для его внешнего вида имеет кернинг. Кернинг и трекинг измеряются в специальных относительных единицах – тысячных долях круглой шпации (ems/1000).
    Все буквы текста располагаются на одной линии – линии шрифта или базовой
    линии. Базовая линия – это линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа, который как бы лежит на ней. Расстояние между базовыми линиями соседних строк (складывается из кегля шрифта и расстояния между строками) называют интерлиньянж(рис. 11). Расстояние между строками
    (интерлиньяж) задается для всего абзаца. Общая высота строки равна кеглю самого крупного шрифта, использованного в ней, плюс небольшое расстояние.
    Стандартная величина интерлиньяжа определяется как 110–120% кегля, но так бывает не всегда. Выравнивание текста иливыключка
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта