Компьютерные технологии. Компьютерные технологии в экологии и природопользовании
Скачать 8 Mb.
|
3. Основы работы с объектами Операции преобразования Над любым объектом или группой объектов в векторной графике можно выполнять различные преобразования, основными операциями являются: - удаление объектов; - перемещение объектов; - вращение и перекос объектов; - изменение размеров объектов; - копирование и зеркальное отражение объектов; - создание рисунков из простых геометрических примитивов. Любые преобразования над объектами можно выполнять только в том случае, если они предварительно были выделены. 1. Создать на рабочем листе несколько объектов: эллипс, прямоугольник, окружность – провести операции над этими объектами. Использование инструмента Форма для изменения формы объекта (рис. 21). С его помощью можно: 68 скруглить углы прямоугольника: - выделить прямоугольник инструментом Форма; - установить курсор мыши на узел одного из четырех углов и перемещать его внутрь при нажатой кнопке мыши. Чем дальше вы переместите узел, тем более круглыми станут все четыре угла; нарисовать сектор или дугу: - выделить круг инструментом Форма; - перемещать узел на контуре круга при нажатой кнопке мыши, при этом символ курсора должен находиться внутри круга; если он будет располагаться вне круга, то получится разомкнутая дуга. Рис. 21. Использование инструмента Формадля изменения объекта Удалить объект. - выделить объект; - нажать клавишу контекстного меню; - отменить последнюю операцию над объектом (меню Правка/Отменить). Переместить объект. - выделить объект, установить курсор мыши на него и передвигать мышь при нажатой левой кнопке мыши. Выполнить вращение и перекос объекта. - дважды щелкнуть мышью на объекте; - маркировочные квадраты превратятся в двойные стрелки (рис. 22); 69 - если установить курсор мыши на одну из изогнутых стрелок, можно вращать объект при нажатой кнопке мыши в нужном направлении; если установить курсор мыши на одной из прямых стрелок, можно перемещать ее в нужном направлении до того, как объект примет желаемую форму; - центр вращения можно переместить в любое место экрана. Рис. 22. Вращение и перекос объекта Изменить размер (увеличить/уменьшить) объекта. - выделить объект и потянуть за один из угловых маркировочных квадратов; - объект будет увеличиваться (уменьшаться) только в одном направлении. Получить копию объекта. - выделить объект, нажать клавишу <+> или комбинацию клавиш - копия будет располагаться над исходным объектом, переместить (снять с оригинала) копию объекта. Зеркально отразить объект. - выделить объект и потянуть за один из угловых маркировочных квадратов через объект в направлении зеркального отражения; - для получения точного зеркального отражения держите нажатой клавишу Кроме того, для преобразования объектов имеется группа команд для точного выполнения преобразований. Для этого используется команда Упорядочить/Преобразования. 70 Методы упорядочения и объединения объектов Упорядочение объектов – изменение взаимного расположения объектов относительно друг друга. Взаимное выравнивание объектов – точное выравнивание одного объекта по вершинам или сторонам другого объекта. Группирование – способ объединения объектов, при котором объекты остаются независимыми друг от друга, они только удерживаются вместе. Сгруппированные объекты легко разгруппировать. Объединение – способ объединения объектов, при котором объекты сливаются в новый объект с единым контуром и заливкой. Общие части объектов становятся прозрачными. Скомбинированные объекты можно разъединить, но они при этом не сохранят своих первоначальных признаков. Пересечение – способ объединения объектов, при котором не сохраняются контуры объектов и удаляются все не перекрывающие друг друга части. Исключение – способ объединения объектов, при котором один объект исключается из другого. 1. Выполнить упорядочение и объединение объектов - Изменить порядок расположения объектов с помощью команды Упорядочить/Порядок/Изменить порядок. - Сгруппировать объекты командой Упорядочить/Сгруппировать. Теперь сгруппированные объекты можно преобразовывать как один объект. - Разгруппировать объекты (команда Упорядочить,Разгруппировать). - Объединить объекты (команда Упорядочить/Объединить). - Разъединить скомбинированные объекты (команда Упорядочить/ Разъединить). - Выполнить исключение одного объекта из другого (эту операцию удобно использовать для получения отверстий). Выделить объект, который нужно исключить. Выполнить команду Упорядочить/Формирование, выбрать команду Исключить, снять флажки с исходный и конечный объект, щелкнуть на Исключить, щелкнуть на объекте, из которого производится исключение. 71 4. Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW Сохранение документов в CorelDRAW похоже на аналогичные действия в любой программе, работающей под управлением Windows. Чтобы сохранить документ на диске, в меню Файл выберите Сохранить или Сохранить как. На экране появится диалог, в котором вы должны ввести имя файла и определить место на диске для сохранения файла. Кроме того, вы можете указать некоторые дополнительные параметры сохранения файла. Дополнительными параметрами в диалоге вы можете задать сохранение в формате предыдущей версии CorelDRAW или в формате иного графического редактора. Вы также можете сохранить в файле только выделенные объекты. Однако в большинстве случаев дополнительная настройка сохранения не требуется. Программа CorelDRAWиспользует свой собственный векторный формат файлов – CDR. Вместе с рисунком сохраняются и следующие настройки: - размер страницы и её ориентация; - интервал решётки; - направляющие. Если нужно сохранить рисунок в растровом формате, можно воспользоваться экспортированием, для этого выбрать в меню ФайлкомандуЭкспорти выбрать нужный формат. Для ввода и редактирования изображений, созданных другими графическими программами, можно воспользоваться меню Импорт, который позволяет открыть файлы растровых и большинства векторных форматов. 72 Практическая работа №2. Работа с цветом в векторной графике. Цветовые модели, заполнение объектов, использование заливки С помощью инструментов рисования создается контур объекта, внутри которого может быть заполнение (любой цвет, штриховки или изображения). Заполненный объект трактуется как единый элемент, т.е. заполняется вся его внутренняя область. В CorelDRAW цвет может быть задан отдельно для контура объекта и для самого объекта. Для заполнения объекта используется инструмент Заливка,а для контура – инструмент Абрис.Заливку можно разделить на следующие категории: однородная – заполнение одним цветом или штриховкой; градиентная – заполнение, использующее цветовые переходы (линейная, радиальная, коническая, прямоугольная и т.д.); узорчатая – заполнение, при котором используются повторяющиеся изображения (двухцветные или полноцветные); текстурная – заполнение с помощью растровых рисунков (художественные изображения). 1. Использование однородной заливки 1. Запустите программу CorelDRAW и создайте новый документ. Убедитесь в том, что размер документа задан А4, ориентация – книжная. 2. Чтобы избежать ошибок, включите панель Отмена операций. Чтобы включить панель в меню Инструменты, кликните пункт Окно настройки отмены. В появившемся окне вы сможете отслеживать все ваши действия и отменять их по необходимости. 3. Выберите инструмент Эллипс либо в панели инструментов, либо нажатием клавиши 4. Выберите на панели инструментов в графе Заливка режим Диалоговое окно цвета заливки. Вызов окна возможен нажатием комбинации клавиш 73 5. В раскрывшемся окне Однородная заливка на вкладке Модель выберите цветовую модель RGB, в нижней части окна кликните на панель Параметры, выберите пункт Программы просмотра цвета и в раскрывшемся меню выберите пункт RGB – трехмерная аддитивная. 6. Для заливки выделенного (текущего) объекта с использованием диалогового окна Однородная заливка (рис. 23) необходимо выбрать требуемый цвет и кликнуть ОК. Рис. 23. Диалоговое окно однородной заливки Важно! В цветовой модели RGB каждый из основных цветов: Red (красный), Green (зеленый), Blue (синий) – имеют 256 уровней яркости и кодируются целыми числами от 0 до 255. Значению 0 соответствует отсутствие данного компонента цвета, а значению 255 – максимальная его яркость. Сочетание всех возможных значений основных цветов определяет область цветового пространства модели. Для модели RGB смешиванием красного, зеленого и синего цветов можно создать более 16,7 млн цветов. В окне Однородная заливка цветовая модель RGB представлена в виде трехмерной системы координат. Ось R (Red) направлена вверх, ось G (Green) – влево и ось B (Blue) – вправо. Нужный цвет создается установкой значений основных цветов. Их можно задать вводом числовых значений в числовые поля R, G и B, расположенные правее трехмерной системы, или перемещением ползунков в 74 виде небольших квадратов на осях основных цветов. Правее трехмерной системы расположена цветовая полоса с ползунком для изменения яркости цвета. Созданный цвет в виде цветового образца отображается в цветовом поле Новый, а в поле Старый – цвет, который выделенный объект имел раньше (рис. 24). Рис. 24. Цветовая система координат для создания собственного цвета в модели RGB 7. Закрасьте ваш круг красным цветом. Для этого в окне Однородная заливка укажите значение переменной R = 255, а G и B = 0. Щёлкните по клавише ОК. Круг будет закрашен красным цветом, следует понимать, что этот красный цвет создан по модели RGB. 8. Перекрасьте круг в зеленый, а затем в синий цвета. 2. Цветовые модели RGB и CMYK 1. Установите вертикальную направляющую на отметке 50 мм и горизонтальную направляющую на отметке 250. Для этого наведите курсор мыши на линейки, расположенные слева и сверху от листа, зажмите левую клавишу мыши и расположите направляющую на вашем листе исходя из заданных показателей линейки. 2. Нарисуйте круг диаметром 60 мм и расположите его центр в точке пересечения направляющих. 3. Активируйте панель Цвет. Для этого на панели инструментов выберите пункт Заливка, в раскрывающемся меню кликните на пункт Окно настройки цвета. 75 4. На панели Цвет в списке моделей выберите цветовую модель RGB и щелкните на пиктограмму ползунков. 5. Закрасьте круг красным цветом. Для заливки круга после выбора цвета кликните по кнопке Заливка, а затем по кнопке Абрис, чтобы назначить цвет обводке круга. 6. Создайте копию круга и закрасьте её синим цветом. Для этого установите вертикальную направляющую на отметке 75 мм. Инструментом Стрелка захватите нарисованный круг и переместите его вправо, совместив центр с направляющей на отметке 75 мм. 7. Закрасьте созданную копию круга синим цветом. 8. Выделите оба круга, затем перейдите в меню «Упорядочить»/ «Формирование» /«Пересечение». 9. Далее в меню Упорядочить найдите панель Порядок и в всплывающем меню выберите пункт На передний план страницы. 10. Залейте смежную область пурпурным цветом, для этого задайте переменным R и B значение, равное 255, а для переменной G значение оставьте равным 0. 11. Создайте горизонтальную направляющую на отметке 225 мм. 12. Создайте ещё одну копию круга и залейте его зеленым цветом. 13. Повторите пункты 9 и 10. При смешивании красного и зеленого цветов получается желтый. 14. Закрасьте область пересечения красного и зеленого кругов желтым цветом. 15. Проведите подобные операции для зеленого и синего кругов. Закрасьте область их пересечения голубым цветом. 16. Не забудьте про центральную область пересечения трех кругов. Смешивание основных цветов даст белый цвет в области пересечения трех кругов. 17. На новом листе нарисуйте три пересекающихся друг с другом круга диаметром 90 мм. В качестве цветовой модели используйте модель CMYK. Используя палитру цвета, верхний круг закрасьте голубым цветом (Cyan), левый 76 круг – пурпурным (Magenta), правый круг – желтым (Yellow). Определите, какого цвета должны быть пересечения кругов, и закрасьте их необходимым цветом. Не забудьте про область пересечения всех трех кругов (рис. 25). Рис. 25. Изображение цветовых моделей RGB и CMYK 3. Использование градиентной заливки Градиентная заливка обеспечивает создание цветового перехода и часто используется для создания эффекта объема рисунка. В CorelDRAW возможно использование четырех типов градиентных заливок (рис. 26). Линейная заливка обеспечивает цветовой переход вдоль прямой линии от одной стороны объекта к другой. Радиальная заливка меняет цвет от внешнего контура объекта к его центру по окружности. Коническая заливка обеспечивает переход цвета вдоль периметра объекта. Прямая заливка выполняет цветовой переход от внешнего контура объекта к его центру по прямым линиям. Рис. 26. Типы градиентных заливок 77 Настройки градиентной заливки позволяют также задать угол поворота цветовой полосы, количество цветовых полос и их цвет, смещение центра и края полос перехода (рис. 27). Рис. 27. Диалоговое окно градиентной заливки с параметрами настроек Выполнение рисунка «Микроскоп» с применением градиентной заливки и интерактивных инструментов 1. Запустите программу CorelDRAW и создайте новый документ. Убедитесь в том, что размер документа задан А4, ориентация – книжная. 2. Создайте составляющие части рисунка, используя инструменты Основные фигуры, Прямоугольник, Эллипс: 2.1. Начнем с основания и держателя штатива, выбираем инструмент Основные фигуры, на панели атрибутов находим меню Правильные фигуры и выбираем трапецию (рис. 28). Рис. 28. Меню Правильные фигуры на панели атрибутов 78 2.2. Создаем две трапеции, соответствующие деталям рисунка (рис. 29). Рис. 29. Трапеции, нарисованные с помощью инструмента Основные фигуры 2.3. Выделяем трапецию держателя и в контекстном меню выбираем Преобразовать в кривую, и далее с помощью инструментаФормавыполняем перекос объекта (рис. 30). Рис. 30. Преобразование объекта в кривую 2.4. Для того чтобы закруглить верхнюю часть трапеции, необходимо выполнить преобразование верхнего отрезка полученной трапеции в кривую линию и, используя инструмент Форма, придать ей нужную форму, при этом отрезок между узлами будет иметь форму кривых Безье, управляя которыми, задаем необходимую форму и радиус (рис. 31). 79 Рис. 31. Преобразование отрезка в кривую и управление кривыми Безье 2.5. Аналогично создаем остальные делали рисунка и располагаем их в нужном порядке (рис. 32). Таким образом мы собираем сложный рисунок из простых геометрических примитивов. Рис. 32. Сборка рисунка из составляющих примитивов 80 3. Используя заполнение в виде градиентной заливки, создадим эффект объема деталей микроскопа. 3.1. Выделите одну из деталей рисунка, из группы дополнительных инструментов Заливка выберите Градиентная заливка, в диалоговом окне выберите тип заливки, установите цветовой переход и угол цветовой линии. Для прямоугольных деталей будем использовать тип заливки – линейная, а для круглых – радиальная. 3.2. Для того чтобы выполнить градиентную заливку цилиндрических частей микроскопа, необходимо настроить несколько цветовых переходов. Для этого в диалоговом окне градиентной заливки установите Цветовой переход – Настройка, напиктограмме с помощью маркировочных указателей задайте дополнительные цветовые линии, при этом активная линия отмечена черным цветом указателя, для нее можно выбрать нужный цвет из предложенной палитры либо в отдельном окне заливки во вкладке Другие(рис. 33). Рис. 33. Настройка градиента с несколькими цветовыми лучами 3.3. Обратите внимание, что для создания объема необходимо установить контрастные цвета для цветовых линий. Далее задайте угол наклона полученных цветовых линий в соответствии с углом наклона объекта. Для этого либо измените значение параметра Сдвиг края в нужную сторону или при помощи мыши измените направление цветовой линии на пиктограмме в углу окна с образцом заданного градиента заливки (рис. 34). 81 Рис. 34. Окно настройки градиента и полученный результат заполнения объекта 3.4. Таким образом, примените градиентную заливку ко всем частям рисунка, при этом не забывайте, что у объекта нужно задать также соответствующий цвет абриса. Обратите внимание, что при использовании градиентной заливки цвет объекта становится неоднородным и поэтому абрис может выделяться на рисунке, в таком случае можно удалить абрис совсем, для этого в группе инструментов Абрис выберите Без абриса(рис. 35) или на панели свойств инструмента Абрис. Рис. 35. Группа инструментов Абрис 3.5. При выполнении заполнения деталей рисунка следите за взаимным расположением объектов относительно друг друга, для того чтобы изменить положение объекта в меню Порядок, выберите одно из предложенных команд – на передний план, на задний план, а также можно расположить объект на уровень назад или вперед относительно исходного положения. 3.6. При необходимости перемещения или заполнения группы объектов перед этим их удобно сгруппировать. Для того чтобы в дальнейшем работать с ними по отдельности, можно их разгруппировать (рис. 36). 82 Рис. 36. Заполненные заливкой детали рисунка «Микроскоп» 3.7. Для того чтобы рисунок выглядел еще более объемно, к нему можно добавить эффект тени. Для этого выделите все детали рисунка вместе и выполните их группировку для того, чтобы наш рисунок стал единым объектом. Далее в группе Интерактивные инструментывыберите Интерактивная тень(рис. 37). Рис. 37. Группа интерактивных инструментов 3.8. Затем задайте тень рисунку, точкой начала тени должно являться основание изображенного предмета (рис. 38). 83 Рис. 38. Добавление интерактивной тени к рисунку «Микроскоп» 3.9. На панели свойств инструмента тень вы можете установить угол тени, непрозрачность, размытие и затухание тени для того, чтобы она выглядела наиболее естественно. 3.10. И в завершение добавим фон нашему рисунку. Нарисуйте прямоугольник размером во весь рабочий лист. Выделите его, в группе инструментов Заливка выберите заливку узором, в диалоговом окне заливки Узор отметьте пункт Регистр и выберите понравившийся рисунок заливки; кроме того, здесь также можно установить дополнительные параметры для отображения узора: скосить, повернуть, изменить размер узора (рис. 39). Рис. 39. Добавление узорчатой заливки к объекту 84 3.11. В завершение вызовите контекстное меню выделенного объекта и в пункте Порядок выберите На задний план страницы.Заполненный узором прямоугольник переместится за наш рисунок и будет играть роль фона (рис. 40). Рис. 40. Готовый рисунок «Микроскоп» Практическая работа №3. Работа с текстом в CorelDRAW Текстовые объекты в CorelDRAW бывают двух основных типов (рис. 41): Абзацный текст – Используется для создания заголовков, надписей, подписей. Можно применять различные художественные эффекты. Строчный текст – Используется для создания больших текстовых блоков фиксированной ширины. Позволяет настроить более сложное форматирование, чем у строчного текста. 85 Рис. 41. Типы текстовых объектов CorelDRAW Создание текстовых объектов Для создания текстовых объектов используется инструмент Текст панели Инструментов (рис. 42). Чтобы создать строчный текст, следует: выбрать инструмент Текст; щелкнуть на свободном месте страницы: после этого будет зафиксировано положение текстового курсора; набрать текст. Чтобы создать абзацный текст, следует: выбрать инструмент Текст; создать с его помощью прямоугольную рамку: после этого будет зафиксирована рамка для абзацного текста, в которой появится текстовый курсор; набрать текст. Рис. 42. Инструмент Текст Если необходимо создать строчный текст в несколько строк, необходимо использовать клавишу 86 создании абзацного текста клавишу Редактирование текстовых объектов Редактировать текст можно несколькими способами. 1-й способ.Дважды щелкнуть мышью в том месте текстового объекта, где необходимо внести изменения, а затем начать редактирование. 2-й способ.Выделить текстовый объект с помощью инструмента Указатель, а затем выбрать команду меню Текст/Редактировать текст. Далее начать правку в специальном диалоговом окне Редактировать текст. 3-й способ.Выделить текстовый объект, а затем воспользоваться инструментом Правка текста на панели свойств. Форматирование текстовых объектов Форматирование текстовых объектов в CorelDRAW можно осуществлять: а) с помощью специальных диалоговых окон; б) с помощью специальных докеров; в) с помощью панели свойств (рис. 43). Рис. 43. Форматирование символов с помощью панели свойств 87 Форматирование отдельных символов Для того чтобы форматировать отдельные символы текстового объекта, нужно выделить эти символы. Это можно сделать в режиме редактирования текстового объекта, используя те же приемы выделения текста, которые используются, например, в Microsoft Word. Более быстрый способ выделить несколько отдельных символов в произвольном порядке – воспользоваться инструментом Форма: выделить объект; выбрать инструмент Форма; щелкать, удерживая клавишу 44). Рис. 44. Панель свойств инструмента Форма Выравнивание текста по траектории В качестве базовой линии текстового объекта можно выбрать произвольную траекторию, для того чтобы расположить текст по заданной траектории, можно воспользоваться несколькими способами. 88 1-й способ.Создать произвольную траекторию. Затем выбрать инструмент Текст, подвести его к контуру траектории и после того, как курсор примет вид буквы А с волнистой линией, щелкнуть мышью, чтобы зафиксировать текстовый курсор и начать ввод текста. 2-й способ.Создать произвольную траекторию и текстовый объект с необходимым содержимым. Выделить текстовый объект, выбрать команду меню Текст/Подогнать под траекторию, а затем щелкнуть мышью по траектории. 3-й способ.Создать произвольную траекторию и текстовый объект с необходимым содержимым. Правой кнопкой мыши переместить текстовый объект на траекторию и после того, как курсор примет вид прицела, отпустить мышь: в появившемся контекстном меню выбрать команду Подогнать текст под траекторию. Рекомендуется применять такое выравнивание только для строчного текста. Выравнивание абзацного текста под рамку Рамка для абзацного текста может быть произвольной формы, а не только прямоугольной. Создать произвольную замкнутую форму и абзацный текст с необходимым содержимым. Правой кнопкой мыши переместить текстовый объект на замкнутую форму. В появившемся контекстном меню выбрать команду Поместить текст внутрь. Чтобы абзацный текст полностью занял отведенную для него рамку, выделите его и выберите команду меню Текст/Рамка абзацного текста/Подогнать текст под рамку. Преобразование текста в кривые Любой текстовый объект можно преобразовать в кривые с помощью уже известной нам команды Преобразовать в кривые. Для этого необходимо несколько усложнить уже имеющиеся текстовые символы. Преобразование текста в кривую дает в такой ситуации возможность свободного изменения формы символов. Следует учитывать, что абзацный текст, как правило, преобразуется в группу кривых. 89 Разбиение текста Любой текстовый объект можно разделить на несколько независимых текстовых объектов. Для этого нужно выделить текстовый объект и выбрать команду меню Упорядочить/Разбить текст. Обратите внимание, что каждая строка текстового объекта теперь представляет собой независимый текстовый объект. Если выделить любую из получившихся строк и вновь разбить ее на части, то каждое слово в строке будет представлять собой независимый текстовый объект, так же можно сделать каждый символ отдельным объектом. 1. Создание визитной карточки 1. Откройте новый документ формата А4 книжной ориентации. 2. Создайте прямоугольник размером 90 х 50 мм (он нужен только для указания габаритов и будет удален). 3. Включите инструмент Текст. 4. Шрифтом Arial, кеглем 8 наберите строчными буквами как один блок Artistic Text текст, как в примере, представленном на рис. 45. Рис. 45. Образец создания абзацного текста 5. Назначьте выключку по центру 90 6. Вырежьте через буфер обмена слова «ФГБОУ ВО Пермский государственный национальный исследовательский университет» и поместите их как отдельный текстовый блок. С помощью диалогового окна Текст/Регистр ( 7. Вырежьте слова «Кафедра ботаники и генетики растений» и преобразуйте их в отдельный текстовый блок. Назначьте этому тексту жирное очертание. 8. Аналогичным образом создайте отдельный текстовый блок в два абзаца со словами «Петров Петр Петрович». Назначьте тексту кегль 12, начертание – жирный, выключка по центру. 9. Слову «преподаватель» в отдельном текстовом блоке назначьте кегль – 9, начертание – курсив. 10. Оставшимся словам назначьте начертание жирный и разделите их на два блока, каждый по два абзаца, выключка по центру. В одном блоке будут содержаться адрес и телефон, в другом – электронный адрес и адрес сайта. 11. При помощи инструмента Прямоугольник создайте разделительные линии, как на рис. 46. Рис. 46. Создание визитной карточки 91 12. Расположите все созданные и отформатированные тексты используя команды Упорядочить / Сгруппировать / Преобразование / Положение / Относительное / Применить к копии (рис. 47). Рис. 47. Пристыковочное окно инструмента Преобразование 13. В результате получаем печатный лист с копиями визитной карточки (рис.48). Рис. 48. Печатный лист визитных карточек 92 2. Создание круглой печати 1. Создайте новый документ формата А4. 2. Нарисуйте три концентрические окружности без заливки диаметром 60, 45 и 35 мм. Для этого, как только нарисуете первую окружность, переведите курсор в центр окружности, зажмите клавиши 3. Щелкните правой кнопкой по первой окружности, выберите в всплывающем меню пункт Свойства. Во вкладке Абрис установите значение ширины 0,5. Повторите для двух других окружностей, устанавливая значение ширины абриса для второй окружности равным 0,1; для третьей – равным 0,5 соответственно. 4. Наберите три отдельных текстовых блока шрифтом Arial, кеглем 12 пт., соблюдая регистр, по примеру: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ БОТАНИКИ И ГЕНЕТИКИ ПЕТРОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ Выпускник ПГНИУ 5. Выберите текст «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ БОТАНИКИ И ГЕНЕТИКИ», задайте ему кегль 20, затем перейдите в меню Текст/Текст вдоль пути и разместите текст внутри первой окружности (рис. 49). Рис. 49. Образец расположения текста вдоль пути 6. Тексту «Петр Петрович…» задайте кегль 14 и повторите операцию 6, разместив текст во второй окружности. 93 7. Тексту «Выпускник ПГНИУ» задайте кегль 12 и разместите его внутри третьей окружности. 8. При помощи инструмента Форма распределите тексты по длине всех окружностей (рис. 50). Рис. 50. Создание печати 3. Создание логотипа 1. Создайте новый файл формата А6, альбомной ориентации. 2. Наберите слово «Био» шрифтом Arial, кеглем 100, регистр верхний. Назначьте начертание – жирный. 3. Преобразуйте текст в кривые. 4. Инструментом Форма добавляйте новые узлы, удаляйте ненужные, изменяйте тип сегментов между узлами. Перемещайте узлы, отредактируйте форму кривой, придав ей желаемый вид (рис. 51). Рис. 51. Пример создания логотипа 94 Р ЕДАКТОР РАСТРОВОЙ ГРАФИКИ A DOBE P HOTOSHOP Введение в программу Adobe Photoshop Adobe Photoshop – это многофункциональный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe System. Предназначен в основном для работы с растровыми изображениями, однако имеет определенное количество инструментов для работы с векторной графикой. Данное программное обеспечение занимает лидирующее положение среди графических редакторов растровой графики и распространяется на большинство современных платформ, таких как: macOS, Windows, iOS, Windows Phone, Android. Изначально Adobe Photoshop создавался как средство для работы с полиграфией, однако благодаря разнообразным возможностям стал широко использоваться в веб-дизайне. В программе поддерживается значительное количество цветовых моделей: RGB, CMYK, LAB, Черно-белые, Градации серого, Doutone, 256-цветовая палитра, Многоканальность. Осуществляется поддержка обработки изображений с глубиной цвета 8 битов (256 градаций на один канал), 16 битов (используется 15 битов плюс один уровень – 32769 уровней) и 32 бита. Таким образом, среда Photoshop широко применяется фотографами, дизайнерами, художниками, иллюстраторами и др. Однако ввиду больших возможностей Photoshop является довольно сложной программой для освоения и требует определенного уровня навыков для комфортной работы с ним; следует также упомянуть, что чаще всего пользователи не реализуют все заложенные возможности данного ПО, а работают только с теми областями, которые непосредственно нужны им. К подобным возможностям можно отнести: работа по оптимизации четкости изображения, ретушь и коррекция графических файлов, цветовая коррекция, создание коллажей, непосредственное создание рисунков. 95 Переходим к интерфейсу программы Adobe Photoshop и ознакомимся с её составляющими частями. Как только вы запустите программу, перед вами откроется окно, содержащее все основные панели (рис. 52). Рис. 52. Основные панели программы Adobe Photoshop Строка меню – стандартный элемент для всех оконных приложений. Для нее есть стандарты, принятые во всем мире, и Photoshop не стал исключением в том смысле, что она начинается с File (Файл) и заканчивается Help (Справка). Состоит из следующих меню: Файл – этим меню приходится пользоваться в основном в начале и конце работы, так как большинство его функций связаны с созданием, открытием и сохранением файлов. Лучше сразу научиться пользоваться клавиатурными сокращениями для запуска этих команд — вы сможете сэкономить много времени; Редактирование – в этом меню находятся основные команды редактирования, многие из которых есть и в других программах: Undo (Отменить), Paste (Вставить), Сору (Копировать) и т. д.; Изображение – меню, созданное для работы непосредственно с изображением. Многие его команды придется применять почти в каждой работе; Слой – работа со слоями; Шрифт – работа со шрифтами; 96 Выделение – создание и редактирование выделения; Фильтр – в этом меню находятся фильтры — дополнительные модули Photoshop, выполняющие самые разные функции; 3D – создание и работа с 3D-объектами; Просмотр – различные инструменты для удобства работы и просмотра; Окно – с помощью этого меню можно управлять отображением палитр и размещением документов на экране; Справка – команды справочной системы. Палитра инструментов– c этим элементом программы вам придется работать больше, чем со всеми остальными вместе взятыми. Здесь находятся те инструменты, при помощи которых вам предстоит делать основную работу. Подробнее инструменты будут рассмотрены ниже. Пока обратите внимание на то, что на кнопках многих инструментов нарисованы стрелки. Это значит, что за кнопкой скрывается всплывающая панель с дополнительными инструментами. Чтобы открыть ее, нужно щелкнуть мышью на инструменте и не отпускать какое-то время кнопку мыши. Когда вы выберите на всплывающей панели инструмент, он появится на основной палитре вместо предыдущего. Это сделано для минимизации размеров палитры. Панель параметров– здесь отображаются все изменяемые настройки инструментов. В зависимости от выбора инструмента возможные опции меняются. Палитра цветов– служит для быстрого выбора цвета и изменения оттенков. Палитра слоёв–служит для работы со слоями. Понятие «слой» в программе Photoshop имеет точно такое же физическое значение, как и в обычной жизни, – это прослойка или пластинка, являющаяся составной частью чего-то целого. Важным моментом при работе с программой Adobe Photoshop является использование «горячих» клавиш, которые значительно упрощают ваши действия и уменьшают время, затраченное на совершение того или иного процесса. Постарайтесь с первого же дня вашей работы с Photoshop поменьше использовать мышь при выборе команд в меню. Обратите внимание на то, что напротив большинства из них написаны клавиатурные сокращения, нажав которые, вы 97 выполните то же самое, но гораздо быстрее. Привыкайте сразу к правильной работе, иначе потом будет трудно переучиваться. Для вашего удобства запомните следующие сочетания «горячих» клавиш, представленных в табл. 2. Таблица 2. Часто применяемые сочетания «горячих» клавиш программы Adobe Photoshop Комбинация клавиш Действие Ctrl + A выделить ВСЕ Ctrl + C копировать Ctrl + V Вставить Ctrl + N новый документ Shift + Ctrl + N новый слой Ctrl + S Сохранить Shift + Ctrl + S сохранить как Alt + Shift + Ctrl + S сохранить для Web Ctrl + Z вернуть назад Alt + Ctrl + Z вернуть на несколько шагов назад Shift + Ctrl + Z вернуть на шаг вперед Ctrl (-) уменьшение изображения Ctrl (+) увеличение изображения Alt + Ctrl + 0 натуральный размер изображений Alt + колесико мыши изменение масштаба Ctrl + колесико мыши движение по горизонтали Колесико мыши движение по вертикали Практически вся ваша деятельность в программе Adobe Photoshop так или иначе будет связана с инструментами. Именно они позволяют совершать большинство рабочих операций, будь то выделение, рисование или ретуширование. Доступные инструменты программы перечислены в табл. 3. 98 Таблица 3. Инструменты Adobe Photoshop Перемещение – данный инструмент предназначен для выбора и переноса слоев по документу. Быстрая клавиша Прямоугольная область – инструмент выделения области документа. Допускает выделение прямоугольником, овалом, колонкой и строкой. Быстрая клавиша <М>. Лассо – более продвинутый инструмент выделения области документа сложной формы. Имеет три разновидности: Лассо – выделенная область определяется траекторией движения курсора; Полигональное лассо –выделение, осуществляемое через вершины (выделенные точки) замкнутого многоугольника; Магнитное лассо – инструмент сам определяет границы выделяемого объекта. Быстрая клавиша Быстрое выделение «Магическая палочка» – инструментом «магическая палочка» выделяют области одного цвета, причем точность выделения можно задавать изменением чувствительности «палочки». Быстрая клавиша Кадрирование – инструмент, предназначенный для кадрирования области документа. Быстрая клавиша <С> Пипетка – набор инструментов «пипетка», линейка, цветовой эталон и счетчик. Быстрая клавиша . Инструмент для коррекции необходимой области. Включает в себя точечную восстанавливающую кисть, восстанавливающую кисть и заплатку. Быстрая клавиша 99 Продолжение табл. 3 Кисть – инструмент, предназначенный, как следует из названия, для рисования. Имеет две разновидности: карандаш и кисть. Обе разновидности допускают дополнительные настройки. Быстрая клавиша . Штамп – инструмент клонирования выделенной области, полезен при ретушировании фотографий. Быстрая клавиша Архивная кисть– оригинальный инструмент, взаимодействующий с историей изменения документа. При наведении кисти просматривается предыдущее состояние определённой области документа. Быстрая клавиша Ластик– инструмент, аналогичный обычному ластику для рисования. Имеет три разновидности: ластик, фоновый ластик, волшебный ластик. Быстрая клавиша Заливка – инструмент предназначен для заливки выделенной области градиентным или однородным цветом. Клавиша Размытие – инструмент размывания или наведения резкости изображения. Имеет и третью разновидность – «палец», предназначенный для вытягивания изображения. Осветление– инструмент осветления или затемнения области рисунка. Быстрая клавиша Перо – многофункциональный инструмент «перо», предназначенный для построения и редактирования пути. Быстрая клавиша >. Текст – инструмент для набора и редактирования текста как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Быстрая клавиша Контур – выделяет фигуры или сегменты, отображая узловые точки, линии направления и точки направления. Быстрая клавиша . |