Компьютерные технологии. Компьютерные технологии в экологии и природопользовании
Скачать 8 Mb.
|
2. Тоновая коррекция изображения и фильтры в Adobe Photoshop Изображения можно получить разными путями, будь то сканирование, фотография с цифровой камеры и т.п. Зачастую такие изображения всегда имеют разного рода дефекты: затемненные или засветленные участки, отсутствие должного контраста или размытые и нечёткие детали. Качество изображения, и фотографии в частности, определяется грамотным соотношением света и тени. Если это соотношение соблюдено, то фотографии «оживают», в них чувствуется рельеф, повышается восприятие. Погрешности в освещении и контрасте называют тоновыми, а процедуру их корректировки – тоновой коррекцией. Тон компьютерного изображения – это яркость пикселей, из которых оно состоит. Пиксели изображения имеют различную яркость. Та часть полного диапазона яркостей, которая использована в изображении, носит название тонового диапазона. Чем шире тоновый диапазон изображения, тем «глубже» цвета и лучше проработка деталей. В идеале в изображении должны быть использованы все значения яркостей (тона). Если разбить весь тоновый диапазон на три неравные условные части, то самая темная часть будет называться тенями, самая светлая – подсветкой, а между ними расположится большой диапазон средних тонов (рис. 63). Рис. 63. Гистограмма изображения По горизонтальной оси располагаются значения яркости от 0 до 255, а по вертикали – количество пикселей каждого уровня яркости. Тени – это самая темная часть изображения с малым количеством яркости. Светлые тона – самая светлая с наибольшим количеством яркости. Между тенями и светом располагаются средние 125 тона. Основная задача тоновой коррекции – грамотное распределение яркости пикселей в изображении. Для коррекции тона зачастую используют команды: Яркость/Контраст Уровни Кривые Яркость/Контраст Команда Яркость/Контраст – это самый простой способ тоновой коррекции всего изображения. Подобная простота связана серьезными ограничениями, поскольку эта коррекция не позволяет осуществлять изменение яркости и контраста на выбранных тоновых диапазонах и отдельных цветовых каналах (рис. 64). Рис. 64. Яркость/Контраст В диалоговом окне Яркость/Контраст есть всего две полосы, в которых перемещением ползунка изменяется яркость и контрастность в диапазоне от -100 до +100. Теоретически параметры яркости и контраста независимы, но на практике изменение одного из них влечет за собой изменение и другого. Увеличение или уменьшение яркости ведет к уменьшению контраста, увеличение контраста способствует увеличению яркости, а уменьшение контраста – к уменьшению яркости изображения. Уровни В диалоговом окне Уровни представлена гистограмма распределения пикселей по градациям яркости (рис. 65). 126 Рис. 65. Уровни По нижней оси гистограммы расположены три ползунка, отмечающие положение черного, белого и средне-серого цветов изображения. В правом и левом полях отображаются уровни белого и черного, измеряемые в градациях серого от 0 до 255. Среднее поле показывает гамму в условных единицах от 0 до 10. Исходная гамма изображения равна единице.Устанавливаемые значения тонов называются входными уровнями. Их можно задавать численно в полях Входные значения. При интерактивной настройке числа в этих полях соответственно меняются. Пипетки с различными наполнителями (чёрный, белый, и серый) служат для определения участков, которые вы хотите считать самыми тёмными, участков, которые вы хотите считать самыми светлыми, и полутонов (серая). Полутоновая пипетка принимает участие в коррекции цветных изображений. Коррекция уровней позволяет изменять основные тоновые характеристики, настраивать диапазон тонов и менять положение нейтральной точки, т.е. гамму изображения. В окне Уровни удобно выполнять простейшие операции по коррекции контраста и яркости изображения как в средних тонах, так и в общем. Управляя выходными уровнями, можно регулировать наиболее яркий и темный тона изображения, предназначенного для печати. Важно помнить, что если изображение предполагается печатать, то необходимо учитывать недостатки воспроизведения светов и теней с помощью печатной машины. 127 Кривые С помощью диалогового окна Кривые можно осуществлять практически любую тоновую коррекцию, работа с этим окном позволяет вносить исправления даже в крайне дефектные изображения. Основную часть окна занимает график распределения пикселей. В отличие от гистограммы, представляющей абсолютные значения распределения, график кривых выстраивается относительно (рис. 66). Рис. 66. Кривые По оси Х расположены градации яркости на входе – яркость пикселей в данный момент, а по оси Y – значения на выходе – яркость пикселей по результату коррекции. Состояние тонов при открытии окна изображается как линия под углом 45°, т.е. отсутствие коррекции. Стандартно для изображений в модели RGB яркость возрастает снизу-вверх и слева-направо – слева внизу расположены темные тона, а справа вверху – светлые тона. Тоновая кривая должна неизбежно быть кривой хотя бы потому, что она так называется. На самом деле она сама не может быть ступенчатой, потому что ступеньки на кривой повлекут выпадение полутонов и плохое качество картинки. Режим создания кривой вручную позволяет нарисовать кривую от руки. Фильтры Фильтры используются для очистки и ретуширования фотографий, создания специальных эффектов, которые придают изображению вид наброска или картины в особом стиле, а также специфических трансформаций с использованием эффектов 128 искажения и освещения. Все фильтры, предлагаемые компанией Adobe, содержатся в меню Фильтр. Чтобы применить фильтр, выберите соответствующую команду в меню Фильтр. При этом следует помнить некоторые важные рекомендации: Фильтры применяются к активному, видимому слою или выделению. Некоторые фильтры работают только с RGB-изображениями. К 8-битным изображениям могут быть применены все фильтры. Некоторые фильтры полностью обрабатываются в оперативной памяти. Если объема доступной оперативной памяти недостаточно для обработки эффекта фильтра, то может быть выдано сообщение об ошибке. Фильтр может применяться к активному слою или к смарт-объекту. Фильтры, применяемые к смарт-объекту, являются обратимыми и могут быть в любой момент перенастроены. Чтобы фильтр мог бы использоваться ко всему слою, необходимо сделать этот слой активным или выделенным. Чтобы применить фильтр к области слоя, следует выделить эту область (рис. 67). а б Рис. 67. Варианты изменения изображения после применения фильтра: а) изображение без фильтра; б) изображение с фильтром «Мозаичные фрагменты» 129 Эффекты фильтров используются в том порядке, в каком они выбраны. Можно переупорядочить фильтры после их применения, перетаскивая их имена в списке примененных фильтров. В результате переупорядочения эффектов фильтров вид изображения может кардинально измениться. Применяемые фильтры можно также удалять, выбрав фильтр и щелкнув значок Удалить слой. Команда Ослабить позволяет изменить непрозрачность и режим наложения любого фильтра, инструмента рисования, стирания и цветовой коррекции. Режимы наложения команды Ослабить представляют собой подмножество соответствующих режимов, задаваемых в параметрах инструментов рисования и редактирования. Практическая работа № 6. Исправление дефектов на фотографии, ретушь лица Для качественного освоения техники ретуши требуется значительное время. Обязательно учитывайте базовые советы при процедуре ретуши: Сохраняйте как можно больше текстуры кожи. Для этого пользуйтесь маленькими кисточками (с небольшим радиусом) с высокой мягкостью. Не рассматривайте природные пятна кожи, например, веснушки и родинки, как недостатки и дефекты. Они придают модели особенность и изюминку. Во всем надо знать меру и понимать, когда следует остановиться. 1. Откройте исходное изображение (фото должно быть в хорошем качестве, с разрешением не менее 1000x1000 пикселей), и сделайте копию фонового слоя. На этом корректирующем слое-копии мы и будем работать. Слой «Фон» не изменяем – с ним мы сможем сравнить получившееся изображение «до» и «после». 2. Удаляем мелкие дефекты: прыщики, пигментные пятина и т.п. Используем инструмент Точечная восстанавливающая кисть, задаем ей размер и жесткость, аккуратно удаляем дефекты точечными движениями. Помните: любой из инструментов <Кисть+Alt> переводит его в режим Мишень для взятия образца 130 цвета с целью закраски редактируемой области, а Точечная восстанавливающая кисть автоматически настраивается на окружающий дефект фон. 3. Работа с глазами. Выберите инструмент Осветлитель, задайте ему размер, примерно равный радиусу радужки, и экспонирование (интенсивность осветления) примерно 50% (можно попробовать разные его значения для достижения желаемого эффекта). 4. Измените цвет глаз. Для этого используем инструменты выделения: выберите инструмент Лассо, при нажатии клавиши добавьте к выделяемой области радужку другого глаза и так же исключите из него зрачок; сгладьте область выделения, чтобы избежать неровностей выделения и грубых линий: меню Выделение/Модификация/Растушевка радиус растушевки в зависимости от амплитуды неровностей; для изменения цвета выделенной области накладываем новый корректирующий слой (меню Слои / Новый корректирующий слой /Цветовой баланс), задаем ему имя, например, «Глаза»; с помощью ползунков в меню Цветового баланса выберите нужный оттенок, но следите за естественностью цветов. 5. Губы. Задайте оттенок губам, используя инструменты и методы аналогично тому, как мы делали это с глазами. Вновь следите за естественностью выбранного оттенка. Попробуйте изменить оттенок губ с помощью другого режима корректирующих слоев, например, Тон / Насыщенность. 6. Удаление лишних деталей. Для удаления лишних деталей, например, волосков, можно воспользоваться инструментом Штамп. 7. Избавление от дефектов кожи. Одной из основ ретуши является избавление от дефектов кожи. Именно об этом и пойдет речь дальше. Воспользуемся быстрой техникой «Degrunge». 131 8. Техника «Degrunge» выполняется в несколько этапов: Этап 1. Разделение на части Объедините все слои, кроме фона. Продублируйте полученный слой дважды. Первый назовите «Размытие», второй «Мелкие детали», третий «Неровности». 1) Работа со слоем «Размытие» На первой копии слоя примените фильтр Размытие по Гауссу. Радиус увеличиваем до тех пор, пока неровности и дефекты не исчезнут. Будьте внимательны, этот шаг очень важен! Подбирайте радиус правильно. Радиус будет равен примерно 6, он подбирается в зависимости от размера изображения в пикселях. Запомните значение радиуса, оно вам понадобится в дальнейшем шаге. 2) Работа со слоем «Мелкие детали» На второй копии слоя применяем фильтр Цветовой контраст (Фильтр/Другое/Цветовой Контраст) и подбираем такой радиус, чтобы мелкие детали были видны, но неровности еще не проявились. Это не всегда легко, но в первом приближении можно разделить радиус размытия на три, т.е. около 1. 3) Работа со слоем «Неровности» На третьей копии нужно применить фильтр Цветовой контраст с радиусом, который мы использовали для размытия, т.е. 6, затем размыть полученный слой по Гауссу с радиусом, который применяли для фильтра Цветовой контраст на слое «Мелкие детали», т.е. 1. Этап 2. Применение эффекта «Векторной маски» 1. Теперь организуем слои. Расположите слой Размытие над фоновым, выше него слой «Неровности», верхний слой будет «Мелкие 132 детали». Для слоев «Неровности» и «Мелкие детали» установите режим смешивания Линейный свет и непрозрачность 50%. 2. Мы снова получили оригинальное изображение. 3. Выделите слой «Неровности» и добавьте к нему Векторную маску, появится изображение маски напротив значка слоя. 4. Выберите инструмент Кисть, установите для него размер, равный самому узкому месту на корректируемом изображении, минимальную жесткость и непрозрачность 50%. 5. На панели цветов задайте основной черный цвет, второстепенный белый. 6. Мягкой черной кистью закрашивайте места, где хотите устранить неровности, но держитесь подальше от границ и деталей, которые должны остаться четкими: глаз, бровей, губ, теней на лице в области носа и т.д. 7. После достижения желаемого результата объедините корректирующие слои в группу Ретушь. 8. Теперь можно сравнить полученный результат с исходным изображением. Практическая работа № 7. Инструмент «Текст». Работа с текстом Всем нам хорошо знаком такой инструмент, как Текст. Как только ПК прочно вошли в повседневную жизнь, большая часть деятельности, связанной с компьютером, проводилась именно благодаря этому инструменту. Вы знакомы с ним ещё с таких программ, как «Блокнот», «MS Word», «OpenOffice» и мн. др. Не обошёл текст стороной и Adobe Photoshop. Стоит понимать, что инструмент Текст является одной из наиболее сильных и разработанных сторон ПО Adobe Photoshop. Однако работа с текстом не подразумевает только печать символов, возможности редактора Photoshop 133 значительно шире, и для грамотной деятельности следует внимательнее рассмотреть данный инструмент. Клавиша инструмента Текст располагается на панели инструментов Adobe Photoshop и активируется однократным кликом по пиктограмме либо при помощи клавиши <Т>. Обратите внимание, что панель инструмента текст включает в себя вложенное меню, где располагаются ещё несколько режимов с текстовыми данными (рис. 68). Рис. 68. Режимы инструмента Текст Горизонтальный текст – стандартный режим текста, располагающегося по горизонтали. Вертикальный текст – размещение текста по вертикальной оси (используется, например, при написании фраз на некоторых восточных языках). Горизонтальный текст – маска – создание быстрой маски, написание горизонтальным выделением. Вертикальный текст – маска – написание вертикальным выделением. Текст можно расположить в необходимой области при помощи двух различных способов: 1. Выбираем инструмент Текст и кликаем по нужной нам области в пределах рабочего пространства. После появления мерцающего курсора можно вводить текст (вводить можно как с клавиатуры, так и копировать из 134 других источников). После окончания ввода нажимаем 2. Размещаем наш текст внутри рамки выделения. Выделяем область, включаем инструмент Текст и располагаем его внутри выделенной области, а затем уже вводим необходимые нам данные. Принципиальное отличие от первого варианта заключается в том, что текст не может выйти за пределы выделенного пространства, что очень удобно при необходимости точного размещения текстовых данных. Перемещение и трансформация текста обеспечивается точно таким же способом, что описан при перемещении либо трансформации выделенных областей, и активируется нажатием горячих клавиш 1. Форматирование текста Форматирование текста обеспечивается благодаря параметрам меню Символ. Чтобы перейти в это меню, выберите Окно/Символ (рис. 69). Рис. 69. Форматирование текста Данное меню содержит две вкладки: Символ и Абзац. Рассмотрим более подробно инструменты первой вкладки, отвечающие за работу с символами (табл. 4). 135 Таблица 4. Инструменты вкладки Символ Иконка Работа с символом Позволяет выбрать гарнитуру шрифта Начертание шрифта Размер шрифта Расстояние между строками текста Расстояние между символами внутри заданной пары Межзнаковое расстояние Масштабирование текста по вертикали Масштабирование текста по горизонтали Позволяет регулировать положение символов относительно строки Выбирает цвет шрифта Панель выбора различных стилей шрифта: жирный, курсив, подстрочный, зачеркнуты и т.п Сглаживание текста Вторая вкладка включает в себя следующие инструменты (табл. 5) 136 Таблица 5. Инструменты вкладки Абзац Панель позволяет выбирать различные варианты выравнивания: по левому краю, по центру, по ширине и т.п. Отступ от левого края Отступ от правого края Отступ первой строки позволяет оформлять «красную строку» Отступ перед абзацем Отступ после абзаца 2. Деформация текста Данный инструмент позволяет провести различную деформацию текста. Для активации инструмента кликните правой кнопкой мыши по тексту с активированным инструментом Текст, из выпадающего меню выберите пункт Деформировать текст (рис. 70). Рис. 70. Деформирование текста В раскрывающейся вкладке Стиль существует большое количество различных вариантов деформирования вашего текста. Регулирование ползунков в пунктах Изгиб, Искажение по горизонтали, Искажение по вертикали с выбранным стилем деформации позволит значительно преобразовать ваш текст (рис. 71). 137 Рис. 71. Некоторые варианты деформации текста 3. Текст по контуру Одной из интересных возможностей Adobe Photoshop является возможность размещения текста по контуру. Создайте любую кривую при помощи инструмента Перо либо Свободное перо . Подведите курсор к контуру, указатель изменит форму, кликните левой кнопкой мыши и введите необходимый текст (рис. 72). Рис. 72. Вариант отображения текста по контуру Преобразуйте в фигуру. Данная возможность позволяет преобразовать текст в векторную маску слоя, которую можно редактировать, подобно любым другим векторным фигурам. Создайте текст, затем перейдите в панель Слои/Шрифты/Преобразовать в кривые. Теперь если кликнуть по букве и потянуть за опорные точки, то можно изменить размер контура буквы (рис. 73). Рис. 73. Преобразование в фигуру |