Главная страница
Навигация по странице:

  • Паспорт проекта Название проекта

  • Руководитель проекта: Клим Светлана Сергеевна 3.Учебный предмет

  • 5.Возраст обучающихся

  • 7.Тип проекта - информационный проект 8.Заказчик проекта

  • 9.Цель проекта: собрать материал о творчестве русского композитора 10.Задачи проекта

  • 12.Необходимое оборудование

  • 13. Предполагаемый продукт проекта

  • 15. Ожидаемый результат

  • 16. Этапы работы над проектом

  • Использованная литература

  • проект. Композиторсказочник (информационный проект) Проект выполнен


    Скачать 209.5 Kb.
    НазваниеКомпозиторсказочник (информационный проект) Проект выполнен
    Дата09.09.2022
    Размер209.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлапроект.doc
    ТипДокументы
    #668881


    МАОУ Пролетарская СОШ

    Композитор-сказочник

    (информационный проект)
    Проект выполнен

    обучающимися 7А класса:

    Зайцевой Ольгой

    Корсаковой Анастасией

    Руководитель проекта:

    Клим Светлана Сергеевна

    Паспорт проекта


    1. Название проекта

    «Композитор-сказочник»

    1. Руководитель проекта:

    Клим Светлана Сергеевна

    3.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

    музыка

    4.Учебные дисциплины,

    близкие к теме проекта

    Мировая художественная культура

    5.Возраст обучающихся, на который рассчитан проект

    8 – 17 лет

    6.Состав проектной группы:

    Зайцева Ольга, Корсакова Анастасия

    7.Тип проекта -

    информационный проект

    8.Заказчик проекта -

    МАОУ Пролетарская СОШ

    9.Цель проекта:

    собрать материал о творчестве русского композитора

    10.Задачи проекта:

    • развивать интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся; обучать навыкам организации проектной деятельности;

    • воспитывать чувство гордости за отечественную музыку;

    • развивать целеустремленность и системность в деятельности;

    • создать условия для самоутверждения обучающихся

    11.Вопросы проекта:

    • Почему Н.А. Римского-Корсакова называют «композитором-сказочником»?

    • Интересна ли музыка Н.А. Римского-Корсакова современным детям? Чем?

    • Собрать и изучить материал о выдающемся русском композиторе.

    12.Необходимое оборудование:

    • записи произведений Н.А. Римского-Корсакова;

    • акустическая система для прослушивания произведений Н.А. Римского-Корсакова;

    • мультимедийное оборудование для сопровождения выступления

    13. Предполагаемый продукт проекта:

    • лекция, сопровождающаяся презентацией

    14.Пользователи:

    • обучающиеся МАОУ Пролетарской СОШ

    • учителя музыки и учителя МХК школ

    • педагоги дополнительного образования, воспитатели

    15. Ожидаемый результат:

    • умение работать с информационными источниками;

    • овладение учащимися теоретическими и практическими знаниями организации проектной деятельности;

    • умение работать в команде;

    • раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся

    16. Этапы работы над проектом





    Этап

    Продолжит.

    Содержание работы

    Выход этапа

    1.

    Подготовит.

    1 декабря

    • создание рабочей группы;

    • определение темы;

    • уточнение цели и задач проекта.

    • мотивация группы;

    • выбор темы;

    • определение цели и задач

    2.

    Планирование

    2 –3

    декабря

    • анализ проблемы;

    • определение источников информации;

    • ролевое распределение в группе;

    • Мозг.штурм»;

    • сбор информации;

    • выбор оптимального варианта.

    3.

    Выполнение проекта

    4 – 14

    декабря

    • материал для выступления;




    • презентация.

    4.

    Презентация проекта

    18 декабря

    • защита проекта.

    • выступление.


    Аннотация проекта

    Имя Николая Андреевича Римского-Корсакова — одного из крупнейших русских композиторов второй половины XIX столетия широко известно во всем мире.

    Творчество Римского-Корсакова - ярчайшая страница в истории русской культуры. Его воздействие на русскую и зарубежную музыку не исчерпывается созданными композитором произведениями. Огромную роль сыграла самоотверженная редакторская работа Римского-Корсакова, благодаря которой увидели свет и были исполнены многие шедевры русского искусства («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского; он также подготовил к изданию оперные партитуры Глинки).

    Исключительное значение имела педагогическая деятельность Римского-Корсакова. Он был главой крупной школы, воспитал свыше 200 учеников, среди которых - А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, И. Я. Мясковский, Н. В. Лысенко. А. А. Спендиаров, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол и др. Частичным обобщением педагогического труда Римского-Корсакова явились его учебники гармонии и оркестровки. Автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни» (1909), освещающая важнейший период становления русской музыки, - ценный исторический документ.

    Нам стало интересно узнать, почему Н.А. Римского-Корсакова называют «композитором-сказочником»? Кроме этого, проект помогает всем заинтересованным детям и взрослым узнать биографию Николая Андреевича. Нами собран интересный материал о творчестве композитора. Проект способствует расширению кругозора детей и подростков, совершенствует наши проектировочные технологии.


    Основная часть

    Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда, контр-адмирала флота при Елизавете Петровне.
    По семейной традиции, мальчика готовили к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

    Нике было 12 лет, когда отец привез его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Сбылась сокровенная мечта стать моряком. Занимался Ника усердно и ровно. И все же бытовавшие здесь нравы были ему чужды. Он страдал от бессмысленных занятий «фрунтом», муштры.

    В Петербурге он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В этом же году он начал брать уроки по фортепиано у виолончелиста оркестра Александрийского театра Улиха. В 1858 году Ника начал учиться у известного пианиста Федора Андреевича Канилле. Педагог пришелся по душе. Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства. Однако старший брат — Воин Андреевич решил их прекратить, считая, что трата времени на музыку может неблагоприятно сказаться на учебе в корпусе. По-своему он был прав: 16-летний юноша потерял интерес к морскому делу. Музыка вторглась в его жизнь, отодвинув на второй план все остальное. В этом же году Ф.А. Канилле познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы - М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (кружок вошел в историю под названием «Могучая кучка»). Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности. Римский-Корсаков оказался вовлеченным в горячие обсуждения и споры. Юноша был счастлив, что его принимают как равного эти талантливые люди, увлеченные музыкой. Творческие радости были омрачены большим горем: умер отец. Римский-Корсаков тяжело пережил эту утрату.

    Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. Осенью 1862 года на петербургской пристани Николай Андреевич простился с провожавшими его Балакиревым, Кюи, Канилле. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Римский-Корсаков отправился в кругосветное плавание с твердым намерением продолжать заниматься композицией. Действительно, он сразу взялся за сочинение «Анданте» для симфонии на тему русской народной песни, предложенной Балакиревым. Это произведение он отправил на суд учителя и получил одобрительный ответ. Однако за время плавания Римский-Корсаков больше ничего не написал.

    Радостным было возвращение на родину, где его ждали друзья-единомышленники. Римский-Корсаков оказывается, наконец, в том мире, который стал для него на всю жизнь единственным. Он много и с жадностью читает, играет на фортепиано, стремясь наверстать упущенное в плавании время. Дружеское внимание, поддержка старших членов «Могучей кучки» помогли Николаю Андреевичу почувствовать и себя их товарищем.
    Римский-Корсаков усердно работал над Первой симфонией, дописывал ее, оркестровал, следуя указаниям Балакирева. В октябре 1865 года она была исполнена в концерте Бесплатной музыкальной школы.

    В 1867 году Римский-Корсаков написал музыкальную картину «Садко» для оркестра, принесшую ему заслуженную славу. «Садко» — первая работа, в которой Римский-Корсаков по-настоящему почувствовал собственный творческий пульс. И его охватило желание одолеть высоты, казавшиеся еще недавно недоступными. Тогда зародилась и идея «Антара» — программного симфонического сочинения на сюжет восточной сказки.

    В эти же годы к Николаю Андреевичу пришла большая любовь. В исполнении произведений членов кружка участвовали две очаровательные девушки — Александра и Надежда Пургольд. Римский-Корсаков все чаще бывает у Пургольдов. Он восхищается игрой Надежды Николаевны, и не только игрой. Ему нравится делиться с ней мыслями и жизненными планами.
    Летом 1869 года, написав первый хор задуманной оперы, он поспешил на дачу к Пургольдам. Услышав в исполнении Надежды Николаевны пронизанную страхом и тоской мелодию, так странно диссонирующую с перезвоном колоколов, он окончательно понял, что будет писать «Псковитянку».
    Мысль об этой опере неотступно преследовала его уже много месяцев. Написанная в начале 1860-х годов, но запрещенная к постановке, пьеса Мея «Псковитянка» привлекла внимание Балакирева и Мусоргского. Они настойчиво рекомендовали ее Римскому-Корсакову как основу для оперного либретто. Четыре года продолжалась работа над «Псковитянкой». Это было время, до предела заполненное событиями, переживаниями. Многое изменилась в жизни Римского-Корсакова. Умер любимый брат — Воин Андреевич. Душевная близость, возникшая между ним и Надеждой Пургольд в первый год знакомства, постепенно выросла в нежную привязанность. В декабре 1871 года Надежда — милая, добрая девушка, с серьезным нежным лицом и задумчивыми глазами стала невестой Римского-Корсакова.

    Разучивание оперы началось осенью 1872 года, когда Николай Андреевич и Надежда Николаевна вернулись из свадебного путешествия по Швейцарии и Северной Италии. В январе 1873 года состоялась премьера. Публика хорошо приняла оперу. За полтора месяца прошло десять спектаклей при полном зале. Отшумели аплодисменты премьеры, жизнь вернулась в обычную колею. Деятельность Римского-Корсакова в это десятилетие многогранна: с 1871 года Римский - Корсаков преподает в консерватории, занимает должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-84), дирижирует симфоническими концертами, заменяет на посту директора Бесплатной музыкальной школы Балакирева, готовит к изданию партитуры обеих опер Глинки, записывает и гармонизует народные песни (первый сборник вышел в 1876 г., второй - в 1882).

    Только приступив к работе в консерватории, Римский-Корсаков понял, насколько значительны пробелы в его музыкальном образовании. «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно», - вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать. Николай Андреевич занимается совершенствованием собственной композиторской техники. Его длительный и нелегкий труд по техническому совершенствованию в 1873—1878 годах не встретил понимания балакиревцев. Стасов и Мусоргский, горячие поборники эстетических принципов «Могучей кучки», расценивали это как предательство. Мрачные прогнозы балакиревцев будто оправдались, техническое перевооружение не принесло ожидаемых плодов. Новая, Третья симфония, впервые исполненная под управлением автора в феврале 1876 года в зале Дворянского собрания, была встречена сдержанно и публикой и прессой. Не лучшая участь постигла и созданный в 1875 году струнный квартет. По-видимому, новая композиторская техника еще довлела над его стилем письма, мешала свободному полету вдохновения.

    Композитор страстно мечтал о том, чтобы писать легко, непринужденно. И вот пришло вдохновение, в ярком и пестром наряде чудесной украинской народной песни, вместе с благоуханием теплой южной ночи, серебристым сиянием месяца над зеркальной гладью прудов; пришло прямо со страниц поэтичнейших гоголевских рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Римский-Корсаков хорошо знал «Майскую ночь», не раз читал в детстве, слушал у Балакирева, где любили читать Гоголя вслух, упивался вместе со своей невестой замечательной поэмой в прозе.

    «Майская ночь» создавалась в 1878 году. Составляя либретто, Римский-Корсаков стремился сохранить план повести Гоголя, колоритный язык ее героев. Опера писалась быстро: за месяц был создан целый акт. «Майская ночь» заполнена мелодией — полнокровной, идущей от сердца, способной обобщенно выразить и чувство героя, и сценическую ситуацию, и динамику действия. Построение оперы также иное появляются самостоятельные номера — песни, ансамбли, сцены.

    «Майская ночь» была закончена, но Римскому-Корсакову не хотелось уходить из мира сказок, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует. Он попросил у знаменитого драматурга Островского разрешения использовать пьесу для оперы, сам составил либретто, которое драматург одобрил. Сюжет «Снегурочки» давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды.
    «Снегурочка» увидела свет рампы в начале 1882 года. Н. Ф. Тюменев, ученик Римского-Корсакова, вспоминал о премьере: «Поставлена «Снегурочка» была роскошно... Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене... Костюмы даже на хористах и статистах были великолепны... Вокальное исполнение, за немногими исключениями, было вполне удовлетворительно». Островский, для которого сценическая жизнь «Снегурочки» была неотделимой от музыки Чайковского, сказал: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо-страстной героини сказки». «Снегурочка» наполнила сердце композитора жизненной силой, помогла пережить горе и холод невосполнимых утрат. В феврале 1881 года не стало Мусоргского. Через шесть лет умер Бородин. После смерти Мусоргского и Бородина композитор принялся за сложнейшую работу — завершение их незаконченных произведений. Это Римскому-Корсакову удалось блестяще. Кипучая, интенсивная жизнь Римского-Корсакова в 1880-е годы, его работа над творческим наследием друзей, педагогическая, дирижерская, общественная деятельность отодвинули на второй план сочинение музыки. В 80-е годы Римский-Корсаков возглавил Беляевский кружок, активно участвовал в издательском деле М. П. Беляева и в организованных им «Русских симфонических концертах», Одновременно он был помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—94), вёл большую работу по редактированию, подготовке к изданию и исполнению произведений своих умерших товарищей - членов «Могучей кучки».

    И все-таки именно тогда Римский-Корсаков создал два великолепных симфонических произведения — «Испанское каприччио» и «Шехеразаду». «Испанское каприччио», произведение, в котором композитор обнаружил удивительное богатство воображения. «Шехеразада» — это сказка в музыке. И хотя она «рассказана» русским композитором, музыка ее носит ярко выраженный восточный характер.

    Весной 1894 года Римский-Корсаков начал сочинять вторую оперу на гоголевский сюжет — «Ночь перед Рождеством» и почти одновременно работал над «Садко». Много лет не давала ему покоя недопетая песня о сказочном гусляре, теперь он решил вернуться к ней, создать крупное эпическое полотно на основе старинных былин и сказаний. Подобно предыдущим операм, «Садко» был задуман как двуплановое произведение. Но в отличие от них, здесь фантастика не главенствует над реальным миром.

    Композитору было уже за пятьдесят, но в душе расцветала весна — праздничная, ликующая, полная вдохновения. Послушный ее призыву, он писал с упоением. Рождались певучие романсы, за ними — две одноактные оперы — «Вера Шелога» и «Моцарт и Сальери», уже зрели мысли о «Царской невесте». Хотелось сделать как можно больше. Быть может потому, что знал: теперь не надо просить о постановке. Сумбурный, но талантливый, артистически чуткий директор Частной оперы Мамонтов ждет его новых опер.
    Приступая к работе над «Царской невестой», композитор стремился к тому, чтобы стиль оперы был по преимуществу певучим. Поставленной цели композитор добился. Премьера прошла успешно. Аплодисменты, венки, восхищение почитателей, сочувствие публики, торжество театра... Но не обошлось и без ложки дегтя. Холодно встретили оперу «беляевцы», не одобрил Глазунов, вежливо промолчал Лядов, пожал плечами Кюи.

    В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения Пушкина. Римский-Корсаков принял деятельное участие в торжествах. Знаменательной дате он посвятил кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Октябрьским вечером 1900 года сказка ожила на сцене Частной оперы. Она предстала в чудесных декорациях и костюмах Врубеля. Зал был полон. В Москве Римского-Корсакова любили, считали своим. Овациям и венкам не было конца.

    На протяжении всей творческой жизни композитор обращался и к вокальной лирике. В 79 его романсах представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Мея, А. Фета, а из зарубежных авторов Дж. Байрона и Г. Гейне. Содержание творчества Римского-Корсакова многообразно: оно раскрыло и народно-историческую тему («Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже»), сферу лирики («Царская невеста», «Сервилия») и бытовой драмы («Пан воевода»), отразило образы Востока («Антар», «Шехеразада»), воплотило особенности других музыкальных культур («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.). Но более характерны для Римского-Корсакова фантастика, сказочность, многообразные связи с народным творчеством. Композитор создал целую галерею неповторимых в своем обаянии, чистых, нежно-лирических женских образов - как реальных, так и фантастических (Панночка в «Майской ночи», Снегурочка, Марфа в «Царской невесте», Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже»), образы народных певцов (Лель в «Снегурочке», Нежата в «Садко»).

    Напряженная композиторская и педагогическая деятельность сказалась на здоровье Римского-Корсакова. Однако, невзирая на мрачные настроения, в 1902 году Римский-Корсаков закончил одно из своих самых новаторских произведений — оперу «Кащей Бессмертный».

    Наступил страшный день 9 января 1905 года. Жители Петербурга были потрясены «кровавым воскресеньем». Широкая волна забастовок охватила столицу. В консерватории накалу страстей способствовал вопиющий инцидент один из вольнослушателей — солдат полковой музыкальной команды — бахвалился своими «подвигами» на Дворцовой площади. Студенческая сходка потребовала исключения погромщика. Дирекция отказала. Сходки следовали за сходками, студенты настаивали на прекращении занятий до осени. Римский-Корсаков поддержал требования студентов. В ответ последовало постановление об увольнении Римского-Корсакова. Это событие всколыхнуло общественность. Вслед за Римским-Корсаковым из консерватории в знак протеста ушли Глазунов, Лядов и другие профессора.

    Римского-Корсакова не покидала мысль о создании оперы, обличающей царизм. Композитор, никогда не крививший душой, привыкший смотреть правде в глаза, быть честным в помыслах и поступках, решил запечатлеть в музыке тупость и жестокость власти, ставшей врагом и палачом своих подданных. Он знал, что за ним зорко следят, что его произведение в условиях царской цензуры вряд ли увидит сцену, но решил выполнить, возможно, в последний раз, свой долг гражданина. Осенью 1906 года Римский-Корсаков приступил к работе над «Золотым петушком». Пушкинская сказка привлекла композитора отточенностью пародийного жала, бичующим остроумием, антимонархической направленностью. Составивший либретто Вольский также считал, что опера должна стать достойной отповедью наступившему разгулу реакции.
    «Золотой петушок» был закончен летом 1907 года. Но оперу не миновала тяжёлая десница цензуры. Именно это обстоятельство послужило причиной преждевременной смерти Николая Андреевича. Её постановка готовилась в Москве в 1908 году. Решение «запретить оперу Римского-Корсакова» было принято сразу, как только зашел разговор о ее сценическом воплощении. Но композитора долгие месяцы водили за нос, обещая разрешить постановку «Петушка», требовали изменений некоторых слов. Николая Андреевича и особенно его либреттиста непрерывно вызывали в цензуру для срочного изменения тех или иных слов либретто (включая пушкинский текст!). Либреттист послушно выполнял требуемое, согласовывал с композитором, но появлялись новые требования — и это длилось бесконечно. Римский-Корсаков нервничал, обострилась болезнь сердца.

    В июне 1908 года композитор, наконец, получил официальное извещение, что постановка «Золотого петушка» запрещена. Запрет «Золотого петушка» потряс Римского-Корсакова настолько, что у него произошел инфаркт, и после повторения сердечных приступов композитор скончался 21(8) июня 1908 года. Душной летней ночью композитор ушел из жизни.

    Опера была исполнена позже, в 1909 году, но ее Римскому-Корсакову уже не удалось увидеть. С уходом Римского-Корсакова завершилась блестящая эпоха русской классической музыки XIX века, который принято называть золотым.

    Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем развивает классические традиции. Гармоничность мировосприятия, тонкий артистизм, совершенное мастерство и прочная опора на народную основу роднят его с М. И. Глинкой. Наиболее характерные черты творческого облика Римского-Корсакова выявляются в произведениях, связанных с миром сказочности, народной фантастики, с поэзией русской природы, красочными картинами народного быта. Здесь раскрываются его замечательный живописно-изобразительный дар, свежесть и особая чистота лирики, искренней, тёплой и несколько созерцательной. Стиль Римского-Корсакова ярко национален. Композитор использует в своих произведениях подлинные народные темы и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Много нового вносит он в гармонию и инструментовку, значительно расширяя и обогащая их колористические возможности богатством оттенков, красочностью и блеском.

    Основная область творчества Римского-Корсакова - опера. 15 его опер представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Преобладает эпическая тенденция, связанная с обращением автора к жанрам народного искусства. Былина, сказка, легенда питают творчество Римского-Корсакова не только сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и справедливости. Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Тем не менее, оркестру в операх отведена огромная роль: он выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного музыкально-драматургического развития. Нередко ему поручаются самостоятельные симфонические картины: например вступление «Океан-море синее» к опере «Садко», антракты «Три чуда» и «Сеча при Керженце» в операх-сказках «Сказка о царе Салтане» и «Сказание о невидимом граде Китеже».

    Симфоническое творчество Римского-Корсакова представлено жанровыми произведениями, продолжающими традиции Глинки и связанными с разработкой народных тем («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.), а также характерными для «кучкистов» программными сочинениями преимущественно живописно-картинного или сказочного содержания («Садко», «Антар»). Большинство симфонических произведений основано на принципе контрастного сопоставления внутренне законченных образов. Отсюда преобладание таких музыкальных форм, как увертюра и сюита.
    Заключение

    Более 40 лет длился творческий путь композитора. Вступив на него, как продолжатель традиций Глинки, Николай Андреевич Римский-Корсаков и в XXI веке достойно представляет русское искусство в мировой музыкальной культуре.

    Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки.

    Более всего нас удивил факт написания Н.А. Римским-Корсаковым опер и симфонических произведений на сказочные сюжеты. Значит, мы можем сделать вывод, что Н.А. Римский-Корсаков очень любил детей, сочинял для них музыку и хотел, чтобы дети любили русскую музыку и росли музыкально грамотными. Высказывание Н.А. Римского-Корсакова современно и в сегодняшние дни: «Истинный прогресс музыки живет у нас, на Руси, и исключительно у нас». В этих словах звучит непререкаемая вера в великое предназначение русской музыкальной культуры.

    «Римский-Корсаков,- как справедливо сказал украинский композитор Ф. Е. Козицкий, - «вошел в жизнь нашей страны и остался в ней навсегда — вдохновенный певец с душой патриота, преданный сын Отечества».

    Своим творчеством Н.А. Римский-Корсаков показал любовь к России и русской народной музыке, призывая тем самым и нас, молодых, любить Родину и беззаветно служить ей, пробуждая в нас патриотические чувства.

    Работа над проектом развивала наши коммуникативные, интеллектуальные способности, расширяла наш кругозор, совершенствовала умения и навыки в проектной технологии.

    Приложение






    Использованная литература
    1. Музыкальный энциклопедический словарь, издательство «Советская энциклопедия», Москва,1991 г.;

    2.Ц.С. Рацкая «Н.А.Римский-Корсаков», издательство «Музыка», Москва, 1977 г.;

    3. О.Б. Степанов «Страницы жизни Н.А.Римского-Корсакова». М. — Л., 1969-1971).

    4. Ресурсы сети Интернет



    написать администратору сайта