макра. Конспект эстетика и дизайн в гостиничном и ресторанном бизнесе тема 14. Основы колористики Цели изучения темы
Скачать 0.71 Mb.
|
1 Конспект ЭСТЕТИКА И ДИЗАЙН В ГОСТИНИЧНОМ И РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ Тема 14. Основы колористики Цели изучения темы: разобрать понятие колористика; определить психологическое влияние цветов на потребителя. Задачи изучения темы: изучить основы колористики и психологического влияния разных цветов на потребителя. В результате изучения данной темы Вы будете: Знать: основы колористики; основные особенности психологического влияния на человека, каждого отдельно взятого цвета. Уметь: подбирать правильные цвета для достижения определенного психотического влияния на человека. Учебные вопросы темы: 1. Колористика. Вопрос 1. Колористика. Цвет воздействует на человека и может вызывать как чувство радости, так и грусти, стимулировать активность или пассивность поведения. Цвет оказывает на человека косвенное психологическое воздействие, благодаря которому помещения кажутся шире или уже, и тем самым влияет на восприятие пространства. Цвет воздействует на человека непосредственно через ощущения. 2 Физиологическое воздействие цвета: Красный – возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий. Активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый – тонизирующий. Действует так же, как и красный, но слабее. Желтый – физиологически оптимальный, наименее утомляющий. Стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый – физиологически оптимальный, самый привычный для органа зрения. Уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии, мигрени, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой – успокаивающий. Снижает мускульное напряжение и кровяное давление, стабилизирует пульс и замедляет ритм дыхания. Синий – успокаивающее действие переходит в угнетающее. Способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый – соединяет эффект красного и синего цветов. Производит угнетающее действие на нервную систему. Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус и обоняние. 3 Вот почему мы начинаем слышать цвет, чувствовать его вкус. Так, музыку Моцарта называют «розовой», а синие оттенки, к примеру, вызывают щелочной привкус. Цветовые ощущения могут навевать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Все это цветовые ассоциации: физические, эмоциональные. Физические ассоциации: весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие); температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные); фактурные (мягкие, жесткие, колючие, шершавые, скользкие); акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные); пространственные (выступающие, глубокие, поверхностные). Эмоциональные ассоциации: позитивные (веселые, приятные, бодрые, лирические); негативные (грустные, вялые, скучные, трагические,); нейтральные (спокойные, уравновешенные, безразличные). Сложные, малонасыщенные цвета, разбеленные, ломаные, зачерненные, а также ахроматические, нюансные сочетания скорее успокаивают, чем возбуждают. Вызывают сложные неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких изысканных ощущениях, возникающую у людей высокого культурного уровня. Эти сочетания предпочитаются людьми пожилого и среднего возраста, теми, кто занят интеллектуальным трудом или обладает утомленной и тонко организованной нервной системой. Сочетания свойственны стилям рококо (XVIII в.) и модерн (XIX и XX вв.). Человек в состоянии различить до 120 цветов, которые носят название хроматических. Из всего цветового разнообразия окружающего нас мира можно выделить три хроматических цвета – красный, желтый и синий; а также два ахроматических – черный и белый. Они дают всю палитру цветов Цветовой тон – качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из спектральных цветов. Ахроматические цвета не имеют цветового тона. Светлота – степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов. Относительная яркость – измерение производится путем сравнения данной выкраски с образцом серой шкалы. 4 Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различия от данного цвета до ахроматического. Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые – это спектральные цвета. Гармония – это равновесие, симметрия сил. Если мы будем смотреть в течение некоторого времени на зеленый квадрат и затем закроем глаза, то увидим в качестве остаточного изображения красный квадрат. Если мы будем смотреть на красный квадрат, то остаточным явлением будет зеленый квадрат. Этот опыт может быть повторен с любым цветом, и каждый раз остаточным изображением окажется дополнительный цвет. Глаз компенсирует и восстанавливает равновесие подставлением дополнительного цвета. Это явление определяется как последовательный контраст. Последовательный и единовременный контрасты указывают на то, что глаз получает ощущение удовлетворения и равновесия только при осуществлении закона дополнительных цветов. Два цвета более гармоничны, если при их смешивании получается нейтральный серый цвет. Каждая пара дополнительных цветов содержит все три основных цвета: красный, зеленый = красный, желтый + синий; синий, оранжевый = синий, желтый + красный; желтый, фиолетовый = желтый, красный + синий. Удовлетворение глаза требует общей цветовой суммы (нейтрально- серого цвета), и только в этом случае он оказывается в состоянии гармоничного равновесия. Независимо от взаиморасположения цветов для создания цветовой гармонии большое значение имеет их количественное соотношение, степень чистоты и светлоты цвета 5 |