Конспект по истории (по темам). Конспект к вопросам по истории
Скачать 4.3 Mb.
|
Киевская Русь (862 (или 859) — 1132). Важным фактором возникновения государства стал «путь из варяг в греки»: р.Днепр - волоком до р.Лавать - р.Лавать - оз.Ильмень - оз.Ладога - Нева. Имел большое экономическо-политическое значение и, естественно, самыми экономически выгодными местами для основания городов были реки на этом пути. Среди таких городов Киев. (Существовал также волжский торговый путь, но подобным влиянием не отличался.) 862 год - «призвание Рюрика» (официально принимается как дата начала государства) 859 год - первое упоминание государства в летописях (именно из-за этого существует двойственность в определении начала Киевской Руси) 1132 год - распад Руси на «подгосударства» как последствие борьбы за власть Из летописи Нестора: «В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря. И над теми всеми властвовал Рюрик. В год 6374 (866). Отправились Аскольд и Дир войной на греков и пришли туда в четырнадцатый год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же пошли внутрь Суда, совершили много убийств христиан и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы и омочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны, чтобы разметать корабли язычников русских, и прибило их к берегу и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой. В год 6387 (879). Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу — родичу своему, отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.»
Принятие христианства В 988 году по приказу Владимира I Святого/Крестителя по всей Киевской Руси людей насильно заставляют принять православие. Принятие новой религии диктовалось необходимостью объединить народ, не только убрав разницу, которая существовала между разными вариациями язычества, но и приняв единобожие, в своём роде так закрепив власть за чем-то «единым». Ислам, говорят, был отвергнут из-за того, что эта религия запрещает спиртное. Иудаизм в те времена ещё не имел под собой государственности (он не был религией определённого государства), а потому принятие иудаизма никаких политико-экономических выгод не несло. Католицизм (основное государство - Рим) был менее выгоден в политическом плане, чем православие (Византия). Вдобавок, говорят, сработал ещё и эстетический фактор - богослужения и оформление церквей в православии показались Владимиру более воодушевляющими. Так был сделан выбор в пользу православия. Архитектура К концу существования Киевской Руси городов существует великое множество. В строительстве городов следует отметить способ строительства фортификации: вырывается ров, за ним насыпается вал, а на вале располагаются клети - стены. Все фортификации деревянны. Исключение составляют лишь ворота в город в столицах - они каменные. Пример таких ворот - Золотые ворота в Киеве. Над воротами располагается однокупольная надвратная церковь. Уличная система городов относительно регулярна (пересечение вертикалей-горизонталей улиц образует «кварталы»). Мостовые деревянные. Когда текущая мостовая приходила в негодность (на неё собиралось слишком много мусора, дерево прогнивало), поверх неё мостилась новая. (Например, в Киеве таких мостовых найдено 28 слоёв, которые были сложены в течении 10-14 веков - менялись мостовые примерно раз в 20-30 лет). Дома, в большинстве своём, представляют собой срубы (избы) с двускатной крышей. В углу обычно располагалась гляняная (с камнем) печь. Встречаются и «усадьбы» («комплексы» домов), которые находят и в Киеве, и в Новгороде. После принятия христианства уничтожаются языческие идолы и возводятся храмы. Первый возведённый храм — Богородичная церковь (989 - 996 годы строительства). Архитекторами выступали византийские мастера. Более известна как Десятинная, так как десятую часть средств на постройку церкви выделил князь. Во время монгольского нашествия церковь была разрушена, и археологи нашли лишь фундамент здания. Куполов было то ли 25, то ли 13. Нефов - 3 или 5. Для строительства церквей использовали особый кирпич (плинфу) со связующим раствором (цемянкой). В качестве декора часто использовали особый способ перемежения плинфы цемянкой.
Внутри храмы украшались
Живопись За исключением росписи в храмах и иконописи живопись в Киевской Руси была представлена ещё, разве что, миниатюрами в книгах. Ремесло Отраслями ремесла, заслуживавшими особого внимания, в Киевской Руси можно назвать:
Письменность Письменность стала востребованной, так как принятие христианства потребовало и перевода Библии. В итоге в 9 веке её приносят Кирилл и Мефодий. Изначально создаётся глаголица, а потом, на основе греческого алфавита, появляется и кириллица (первоначально содержит 43 буквы). Есть свидетельства, что на кириллице писали ещё до христианства: существует амфора дохристианского времени, найденная под Смоленском, на которой на кириллице написано «Горушна» («горчица»). Первый связный текст на кириллице найден под Новгородом: на специальной деревянной дощечке, покрытой воском, были нацарапаны псалмы Давида. Первое переведённое Евангелие - Астромирово (перевод с греческого). После Астромирова Евангелия появляются Изборники Святослава (1073 и 1076 годы). Также найдено огромное количество берестяных грамот с повседневной перепиской. Грамотность С приходом христианства необразованный народ попытались обучать грамоте. Люди относились к идее с сомнением, но уровень грамотности всё же заметно вырос, так как грамотность людей была напрямую связана с судьбой христианства на Руси: для богослужений требовались люди, способные читать. Фольклор Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Киевской Руси. Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни. Существовали также и формы фольклора, не связанные с языческим культом, - пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Народная музыка играла в общественной жизни языческой Руси гораздо большую роль, нежели в более поздние эпохи. Фольклор обладал сложившейся стройной системой жанров и средств музыкальной выразительности. В числе самых древних свидетельств музыкальной одаренности русского народа - календарно-обрядовые песни. Они создавались в соответствии с календарем, отражающим этапы сельскохозяйственных работ в течение года. В содержании календарно-обрядового фольклора отразились самые разнообразные верования наших предков, представления о круговороте природы и устройстве мироздания. Песни входили в весенние, летние, осенние и зимние обряды, поскольку люди верили, что их действия и заклинания будут услышаны могучими силами матери-Земли, Солнца, Воды, небесных светил. Синтетическим жанром, в котором с особой яркостью воплотился музыкально-поэтический дар русского народа, была былина (или старина). В ней рассказывалось о том, что "было" и одновременно велось повествование о небылицах, сказочных героях, фантастических образах. Большинство персонажей киевских былин (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) - бесстрашные богатыри, защитники родной земли, совершающие подвиги в самых необычных ситуациях. Также до нас дошло и великое множесто сказок. С принятием христианства смысл языческих верований породивших те или иные жанры музыкального фольклора, стал забываться. Однако внешние формы обрядов остались. Церковь Древней Руси не отвергла традиционные народные праздники, но лишь придала им новый духовный смысл. Дохристианские верования До христианства славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца – Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии – Перун, богом ветра – Стрибог, покровителем скота – Велос (Волос). Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь – Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога – Перуна, бога грома, молнии, войны. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – капищах, богам приносились жертвоприношения – требы. Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родначальником жизни – Родом и с его Рожаницами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще «чур», по церковнославянски – «щур». Сохранившееся и поныне выражение «чур меня» означает «храни меня дед». Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не всего рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили лешие, в реках – водяные, русалки. |