Конспект лекций по компьютерной графике. Конспект лекций по дисциплине Компьютерная графика
Скачать 16.3 Mb.
|
12.4 МониторыМонитор компьютера (рис. 12.11) предназначен для вывода на экран текстовой и графической информации. Это практически единственный элемент компьютера, который нельзя в дальнейшем модернизировать. Он покупается для долговременного использования. От его качества и безопасности напрямую зависит ваше здоровье, прежде всего зрение. В то же время монитор — один из самых «консервативных» компонентов компьютерной системы. Производительность процессоров, емкость винчестеров и банков оперативной памяти увеличиваются в несколько раз в течение года, но монитор практически не меняет своего облика, поэтому к покупке монитора для своего домашнего ПК следует подходить очень серьезно. Ибо, подключив к высокопроизводительной системе маленький и некачественный монитор, вы лишитесь всей радости от приобретения нового компьютера. Что должен уметь монитор? Прежде всего он должен нормально работать на разрешении 1280 х 1024 при частоте вертикальной развертки хотя бы 85 Гц. Хороший монитор должен поддерживать частоту обновления как минимум 85 Гц. Лучше, конечно, больше — 100-120 Гц, так как многие на частоте 85 Гц все еще ощущают мерцание. Кроме всего прочего, запас частоты говорит о классе монитора — у дорогих и качественных моделей частотные характеристики лучше. Второй немаловажный фактор — это размер точки или ширина ячейки апертурной решетки. Он должен быть не более 0,24-0,25 мм. Самый распространенный на сегодня тип дисплеев — это CRT (Cathode Ray Tube), или ЭЛТ-мониторы. Свое название они получили от их основного компонента — электронно-лучевой трубки (ЭЛТ), которая может иметь различные варианты конструкции. Рис. 12.11. Монитор SAMSUNG SyncMaster 700IFT В некоторых моделях ЭЛТ используется апертурная решетка (aperture grill). Этот тип маски применяется в трубках Trinitron от Sony, Diamondtron от Mitsubishi и других. Существует также вариант ЭЛТ еще с одним типом маски — щелевой. Практически в каждой развитой стране существует достаточное количество национальных стандартов, регламентирующих уровень излучений монитора. Но особую популярность во всем мире завоевали стандарты, разработанные в Швеции, — MPR II и TCO. Характеристики мониторовВ настоящее время существует большое разнообразие типов мониторов. Их можно охарактеризовать следующими основными параметрами. Тип экрана: электронно-лучевая трубка или ЭЛТ (CRT); жидкокристаллический дисплей (ЖКД); плазменный дисплей. Размер по диагонали (обычно от 14'до 2 Г). Цветность (цветные или монохромные). Размер зерна (обычно от 0,24 до 0,31 мм). Частота кадров (обычно от 50 до 100 Гц), Видеосигнал (цифровой или аналоговый). Прочие характеристики (функции управления растром, система энергосбережения, защита от излучения, вес, габариты, потребляемая мощность). Размер монитора связан с разрешением. Разрешение выражается в количестве точек (пикселов) по горизонтали и по вертикали отображаемого изображения. Например, если говорят, что монитор имеет разрешение 640 х 480 — это означает, что на экране можно целиком разместить изображение, состоящее из 640 х 480 - 307 200 точек. Возможность использования конкретного разрешения зависит от различных факторов, среди которых в первую очередь следует отметить размер по диагонали и размер точки самого монитора, характеристики видеокарты и объем доступной видеопамяти, которая ограничивает число отображаемых цветов. Максимальная разрешающая способность — одна из основных характеристик монитора. Чем больше разрешение, тем больше информации умещается на экране. Важной характеристикой также является частота регенерации экрана. Этот параметр определяет частоту обновления (перерисовывания) изображения на экране. Частота регенерации измеряется в Гц (Герцах, Hz). У мониторов на основе ЭЛТ время свечения люминофорных элементов очень мало, поэтому электронный луч должен проходить через каждый элемент люминофорного слоя достаточно часто, чтобы не было заметно мерцания изображения. Если частота такого обхода экрана становится меньше 70 Гц, то инерционности зрения будет недостаточно для того, чтобы изображение не мерцало. Чем выше частота регенерации, тем более устойчивым выглядит изображение на экране. Мерцание изображения приводит к утомлению глаз, головным болям и даже к ухудшению зрения. Заметим, что чем больше экран монитора, тем более заметно мерцание, особенно периферийным зрением, так как угол обзора изображения увеличивается. Значение частоты регенерации зависит от используемого разрешения, от электрических параметров монитора и от возможностей видеоадаптера. Минимально безопасной частотой кадров считается 75 Гц. Мониторы бывают с чересстрочной разверткой и построчной разверткой. Чересстрочные и построчные развертки — два способа регенерации изображения на экране монитора. Монитор с чересстрочной разверткой регенерирует изображение на экране за два прохода электронного луча. Первый проход воспроизводит нечетные строки, а второй — четные. Монитор с построчной разверткой воспроизводит полное изображение на экране за один проход электронного луча. Мониторы с построчной разверткой обладают лучшими характеристиками, так как они воспроизводят изображение на экране быстрее и без мерцания. Они также имеют более резкие и четкие изображения. Все мониторы высокого качества отображают изображения во всех режимах разрешения с построчной разверткой, Мониторы, имеющие «штатные» режимы с чересстрочной разверткой, ни одной из ведущих фирм-производителей не выпускаются. Рекомендация: в первом приближении для графических работ подойдет монитор с размером экрана от 17" и выше, частотой кадров 85 Гц, разрешением не ниже 1024x768 dpi. Аналоговые мониторыЭлектронно-лучевая трубка мониторов данного типа управляется аналоговыми сигналами, поступающими от видеоадаптера. Принцип работы электронно-лучевой трубки монитора такой же, как у телевизионной трубки. Аналоговые мониторы способны поддерживать разрешение стандарта VGA (640 х 480 пикселов) и выше. Все современные аналоговые мониторы условно можно разделить на следующие типы: традиционные с фиксированной частотой развертки, с несколькими фиксированными частотами и многочастотные (мулътичастотные). Эти мониторы обладают способностью настраиваться на произвольные значения частот синхронизации из некоторого заданного диапазона, например30-64 кГц для строчной и 50-100 Гц для кадровой развертки. Разработчиком мониторов данного типа является фирма NEC. В названии таких мониторов присутствует слово Multisync. Эти мониторы относятся к наиболее распространенному типу мониторов с электронно-лучевой трубкой (CRT). Жидкокристаллические дисплеиЭкран жидкокристаллического дисплея (ЖКД) состоит из двух стеклянных пластин, между которыми находится масса, содержащая жидкие кристаллы. Кристаллы изменяют свои оптические свойства в зависимости от прилагаемого электрического заряда. Жидкие кристаллы сами не светятся, поэтому ЖКД нуждаются в подсветке или во внешнем освещении. Основным достоинством ЖКД являются их габариты (экран плоский, толщиной 5-6 см). К недостаткам можно отнести низкое быстродействие при изменении изображения на экране, что особенно заметно при перемещении курсора мыши, а также зависимость резкости и яркости изображения от угла зрения. Газоплазменные мониторыГазоплазменные мониторы состоят из двух пластин, между которыми находится газовая смесь, светящаяся под воздействием электрических импульсов. Такие мониторы не имеют недостатков, присущих ЖКД, однако их нельзя использовать в переносных компьютерах с аккумуляторным и батарейным питанием, так как они потребляют большой ток. Пример. Модель монитора SAMSUNG SyncMaster 700IFT Модель SyncMaster 700IFT предназначена для решения профессиональных задач. В ней используется ЭЛТ DynaFlat с абсолютно плоским экраном. Эта модель отвечает требованиям стандарта безопасности ТСО 99. Ее электроника обеспечивает работу монитора с максимальным экранным разрешением 1600 х 1200. Помимо стандартного 15-штырькового VGA-входа имеются разъемы BNC. Дизайн дисплея, в общем, классический, со скругленными углами сзади корпуса. Элементы управления представлены квадратной кнопкой включения, двумя колесиками под нижним торцом спереди для настройки яркости и контрастности и выезжающей панелью с клавишами для операций с экранным меню. Одна из семи кнопок на панели служит для получения информации о рабочем режиме. Четыре клавиши предназначены для навигации по экранному меню. Последние две кнопки — для вызова меню и выхода из него. Среди функций экранного меню можно отметить регулирование линейности, фокусировку и муар по горизонтали-вертикали. Среди возможных языков экранного меню есть русский. В комплекте с монитором поставляется компакт-диск с программой Colorific. LCD-панель (жидкокристаллическая индикаторная панель), как правило, работает во взаимодействии с эпидиаскопическим проектором или диапроектором. Панель помещается поверх проектора, который проецирует компьютерное изображение на экран. В последние годы качество изображения LCD-панелей значительно улучшилось. Панели более старых моделей не могли обеспечить резкое и чистое цветное изображение. Среди наиболее известных производителей жидкокристаллических панелей можно выделить компании ЗМ и Polaroid. Проектор, Если вы создаете мультимедиа-презентацию и не хотите быть связанным возможностями эпидиаскопического проектора, то есть вариант с использованием проектора на жидких кристаллах (ЖК-проектор). Это самодостаточное устройство, способное проецировать не только видео-, но и аудиоданные из компьютера. ЖК-проекторы обычно стоят от 3000 до 8000$. Производителями таких проекторов являются фирмы Focus Systems и Proxima. Внешний декодер. Если вам необходимо провести презентацию на телевизионном мониторе, то стоимость подключения будет намного ниже, чем покупка LCD-панели или проектора. Целый ряд фирм-производителей изготавливают декодирующие сканирующие преобразователи (encoding scan converters), которые преобразуют сигнал вашего компьютера в сигнал, подходящий для чтения обычным телевизором. Более подробную информацию можно найти в рекламных каталогах торгующих компьютерным оборудованием фирм. ВидеокартаВидеокарта (графическая карта, видеоадаптер) реализует вывод информации на монитор. От ее качества зависят: скорость обработки информации; четкость изображения и размеры; цветность (количество воспроизводимых цветов) рабочего поля экрана. В зависимости от количества поддерживаемых цветовых оттенков различают следующие режимы работы видеоадаптеров: 16 цветов; 256 цветов; High Color (16 бит); True Color (24 бит); True Color (32 бит). Основными параметрами видеоадаптеров являются величина разрешения экрана и тип развертки монитора, которые они способны поддерживать. В настоящее время преимущественно используются видеоадаптеры стандарта SVGA и другие более современные, предложенные фирмой IBM (включая Enhanced VGA, XGA и VESA 1.2). По выполняемым функциям видеокарта представляет собой небольшой компьютер, собранный на одной плате (рис. 12.12). У него, как и у основного компьютера, есть свой кварцевый генератор рабочей частоты, собственный BIOS (в последних моделях — чаще всего перепрограммируемый), центральный процессор, или чипсет, составляющий основу видеокарты, память и RAMDAC — конвертер цифрового сигнала, вырабатываемого картой, в аналоговый сигнал, подаваемый на монитор. На многих видеокартах имеются дополнительные разъемы, которые используются для размещения дополнительной памяти, тюнера, MPEG- или 3D-ускорителя или еще какого-нибудь прибора. Основные компоненты видеокарты изображены на рис. 12.12. Цифрами обозначены: 1 — видеопроцессор. Он настолько интенсивно и жарко работает, что закрыт радиатором для охлаждения. А на самых современных графических ускорителях приходится использовать даже вентиляторы; 2 — набор микросхем видеопамяти; 3 — микросхема ПЗУ, в котором зашита программа управления видеопроцессором; 4 — специальный разъем для передачи информации из ОЗУ в видеопамять; 5 — разъем для передачи информации из процессора в монитор. Рис.12.12. Внешний вид и основные компоненты видеокарты При комплектовании компьютера в первую очередь следует обратить внимание на следующие важные характеристики видеокарты: чипсет; RAMDAC; частота регенерации; разрешение экрана; память видеокарты. Чипсет (chipset) — набор микросхем, фактически главный компонент видеокарты и от того, насколько хорошо он реализован, зависят и ценность, и возможности вашей карты. Одной из главных характеристик чипсета является его пропускная способность (bandwidth). Сегодня на рынке комплектующих можно встретить 64-битные и 128-битные видеокарты. Естественно, что последние более быстрые и более дорогие. RAMDAC(Random Access Memory Digital to Analog Converter) — частота преобразования цифровых данных в аналоговые. Нормальной частотой сегодня следует считать 250 МГц, то есть произведение системой 250 миллионов операций в секунду. Что это означает на практике? Каждый раз, когда генерируется картинка, она обрабатывается RAMDAC и выводится на монитор. Даже если картинка не меняется, все равно изображение на мониторе нужно постоянно и с очень большой скоростью обновлять. Поэтому чем выше частота RAMDAC, тем изображение качественнее, то есть более четкое и устойчивое, а производительность системы в целом — более высокая. От значения частоты RAMDAC зависит также частота регенерации. Нужную частоту RAMDAC можно вычислить по следующей формуле: Частота = вертикальное разрешение х горизонтальное разрешение х частоту регенерации х 1,32 (коэффициент, связанный с той временной задержкой, с которой лучи доходят от катода до поверхности люминофора). Например, чтобы получить разрешение 1600 х 1200 с частотой регенерации экрана 85 МГц, нам потребуется RAMDAC с частотой 215424 000 Гц, или 215,4 МГц. Частота регенерации (refresh rate) показывает, сколько раз в секунду будет обновляться картинка на экране дисплея. Чем выше его значение — тем лучше. От него зависит, как сильно будет мерцать монитор и, соответственно, насколько будут уставать ваши глаза при длительном сидении за компьютером. Минимальная приемлемая частота для 14"-15" монитора при максимально возможном разрешении 75 Гц. Лучше, если монитор способен работать при частоте 80-85 Гц. Видеокарта должна давать солидный запас прочности, то есть при разрешении 1024 х 768 она должна обеспечивать 120 Гц (если вы не собираетесь использовать при этом монитор размером больше 21 дюйма по диагонали). Но лучше еще больше — 150-170 Гц. Разрешение экрана (resolution) выше 1024 х 768 используют сегодня только профессионалы, занимающиеся графикой, и владельцы больших мониторов. Тем не менее хорошо, если видеокарта в силах выдерживать разрешение 1600 х 1200 при нормальной (75 Гц) частоте регенерации. Правило: больше — лучше. Для обычной, двухмерной графики достаточно памяти видеокарты 8 Мбайт. Это позволит обеспечить максимально возможное разрешение 1600 х 1200 при 24-битовой глубине (16,7 млн. цветов). Однако в последних моделях видеокарт со встроенными 3D-ускорителями используется дополнительная память — как минимум еще 8 Мбайт. На картах следующего поколения установлены уже 32 Мбайт памяти, и это, видимо, не предел целесообразности. Память на современных видеокартах встречается в основном двух видов — SDRAM и SGRAM, из которых последняя выполнена по более сложной технологии и поэтому стоит дороже, хотя характеристики и быстродействие у них очень схожие. Все видеоданные должны быть доставлены к месту назначения по широкой (64-128-разрядной) и быстрой магистрали. За пропускную способность шин, на которых работают видеокарты, отвечают спецификации ISA, PCI, AGP. Функции графического ускорителяГрафический ускоритель нужен для ускорения прорисовки экрана. Это связано с тем, что при работе с изображениями (особенно в векторной графике) перерисовка занимает значительную часть ресурсов компьютера. Когда речь идет о работе с двухмерной графикой, то практически любые графические карты последнего поколения, а также и многие карты, созданные уже довольно давно, демонстрируют превосходные эксплуатационные показатели и прекрасную работу. Карты типа ATI Rage Pro, Intel i740 и nVidia Riva 128 — это вполне приемлемый выбор для тех, кто планирует пользоваться Adobe Photoshop или CorelDRAW. Данный вывод обусловлен тем, что все эти карты имеют 8-32 Мбайт оперативной видеопамяти, которой вполне достаточно для обработки большого количества цветов с высокой разрешающей способностью. Можно посоветовать самое последнее поколение графических карт и ускорителей, которое включает 3Dfx Voodoo Banshee и VoodooS, nVidia Riva TNT и TNT2, ATI Rage 128, Matrox G200 и G400 или S3 Savage и Savage 4. Они будут также нуждаться по крайней мере в 16 Мбайт оперативной видеопамяти, чтобы обрабатывать текстурные файлы с нормальным уровнем качества и достаточно быстро. У каждого компьютерного фотохудожника могут быть свои собственные предпочтения. Например, чип SDfx's 3-D-only Voodoo2 имеет ярко выраженную специализацию для работы с трехмерной графикой высокого уровня. Поэтому его могут использовать те пользователи, которые работают с AutoCAD 2000 и 3D-MAX. Выбор видеокарты под мониторДля нового поколения игр необходимы видеокарты, чипы которых поддерживают стандарты ЗD-ускорения, На данный момент с этой задачей лучше других, на наш взгляд, справляются видеокарты на чипах RivaTNT/TNT2/TNT2 Vanta. Для систем средней производительности они имеют оптимальный объем видеопамяти — 16 Мбайт. Кроме того, упомянутые карты прекрасно справляются с профессиональной 20-графикой и являются идеальным решением для офисных и домашних систем. Если вы купите такую видеокарту сейчас, вам еще очень долго не придется задумываться об очередной модернизации. Для профессионалов компьютерной графики, дизайнеров и художников лучшим выбором может стать только Matrox — модели G200 или более новые — G400. Пользователям, не нуждающимся в мощных игровых SD-ускорителях и сверхкачественной обработке двухмерной графики, можно порекомендовать поставить видеокарту Intel 740/752 или одну из дешевых моделей ATI. Абсолютное большинство современных видеоадаптеров выполняется для AGP-слота. Поэтому, покупая PCI-видеокарту, убедитесь, что в вашем компьютере есть свободное гнездо шины PCJ. Сегодня практически все видеокарты выпускаются с 4 Мбайт (и более) видеопамяти. Они поддерживают миллионы цветов почти для всех размеров мониторов. Тем не менее надо быть готовым, что вам может попасться видеокарта с меньшим объемом видеопамяти. В этом случае полезно иметь представление о количестве цветов, обеспечиваемых такими видеокартами для различных мониторов: • 1 Мбайт видеопамяти предоставляет миллионы цветов на 14-дюймовом мониторе и тысячи — на 15-дюймовом; • 2 Мбайт видеопамяти дают миллионы цветов на 14- и 17-дюймовых мониторах, тысячи цветов — на 19-дюймовом мониторе или на мониторе размером в 21 дюйм. |