КЛ_ТС (1). Конспект лекций по дисциплине Теоретическая социология Направление подготовки 040100 Социология
Скачать 3.98 Mb.
|
Итак, каковы те функции, которые выполняет социология как особая (отдельная) наука и, следовательно, какую роль конкретно социология играет в жизни общества, выполняя эти свои, обусловленные ее природой и характером социальные функции. Ранее уже говорилось немного о прикладной функции социологии. Однако значение и роль данной научной дисциплины нельзя свести исключительно к этой ее функции. Тем более, что данная функция рассматривалась нами ранее в несколько ином контексте, а не сама по себе, а именно в контексте характеристики социологии как внутренне многоплановой, многопрофильной комплексной науки. К тому же хотя прикладная функция социологии и является главной среди всех остальных, но не единственной. Роль и значение социологии в жизни общества гораздо шире, богаче, больше того, что стоит за прикладной ее функцией. Роль социологии и её значение реализуются в целом ряде выполняемых ею функций, среди которых, конечно же и прикладная как всего лишь одна из этих функций. Они связаны уже не только с прикладной социологией, но и с фундаментальной, теоретической, эмпирической социологией в целом, включая процесс сбора первичной информации, регистрацией фактов, их классификацией, описанием и интерпретацией; как с макро -, так и микросоциологией; общей теорией общества и теориями среднего уровня (частными социологическими теориями). В современной социологической литературе включаяучебную, существуют разные мнения о тех функция, которые призванавыполнять социология как наука: общепринятого взгляда здесь нет ни на на количество этих функций, ни на их систему. Если существующие сегодня точки зрения по данному вопросу суммировать, то этот общий суммарный взгляд будет означать признание того, что социология выполняет в жизни современного общества следующие функции. (1)Теоретико- позновательную (Ж.Т.Тощенко, Э.В.Тадевосян) или просто познавательную ( Радугина А.А. и К.А.); (2) прогностическую (А.А. и К.А. Радугны); (3) прикладную (А.А. и К.А. Радугины),называемую иногда еще практически-политической.(Э.В.Тадевосян) или управленческой (Ж.Т.Тощенко); (4) идейно-воспитательную (Э.В. Тадевосян) или идеологическую ( А.А. и К.А. Радугины). Некоторыми авторами за социологией закрепляются также методологическаяи просветительная функции» Рассмотрим эти функции социологи каждую в отдельности. Начнем с теоретико-познавательной функции социологии. Ее сущность -приращение информации, знаний об изучаемой социологией объекте -обществе, взятом в характерной для данной науки предметной специфике. Если говорить более определенно, то задача социологии сводится в данном случае к выявлению сущности социального, социальной жизни общества, его природы и естественноисторического смысла; открытию и исследованиюобъективно действующих законов и тенденций, лежащих в основе функционирования и изменения (эволюции) общества – как токового, общества в целом, а также и тех его сторон и процессов, в которых реализует специфическое качество общественной жизни, называемое "социальном", качество, обусловливающее целостность общества. Изучаемые социологией законы и тенденции называются социологическими. Они могут быть как общесоциологическими, так и частносоциологическими.: Первые - это законы, которые лежат в основе функционирования общества как целостной системы; вторые - это социологические законы функционирования и развития тех или иных отдельных сторон общества, сфер, а также социальных явлений и процессов, из которых в конечном счете и складывается жизнь людей на социальном уровне. К исследованию данных законов имеют отношение - оно различно, но одинаково важно, как теоретическая, так и эмпирическая социология. Если эмпирическая социология нацелена на сбор первичной информации - регистрацию фактов, их описание и классификацию, то теоретическая социология, используя данную информацию, осуществляет объяснение различных, социальных явлений и процессов, причин тех или иных социальных изменений. Иными словами задача социологии заключается в том, чтобы отвечать на вопросы – что происходит в обществе в целом, с образующими его различными сообществами, организациями и индивидами, как, почему ( в силу каких причин) и в каком направлении осуществляются его изменения. Познавательная функция социологии- это атрибутивная и сущностная ее функция. Она имплицитно в самом названии социологии как науки. Ведь наука-это не то что иное как процесс познания. Наука и познание- почти одно и тоже. Разница лишь в том, что познание - понятие более широкое, чем наука: в него помимо собственно научного включается и обыденное познание, осуществляемое людьми в процессе повседневной жизни, под непосредственным воздействием на них их обыденного житейского опыта. Об этой функции социологии можно было бы и не говорить, если бы изучение социологией своего предмета имело исключительно практическое, прикладное значение. Речь в таком случае должна бы была идти лишь о практической, прикладной функции. Ведь как бы там не было, главное, основное значение социологии как и любой другой, в том числе и естественной, технической науки, - это помощь человеку в решении каких-либо практических задач, связанных с удовлетворением его личных потребностей. Однако, какое бы практическое значение мы не придавали науке, она обладает большим, нежели одно лишь прикладное значение, смыслом. Наука подчинена не одному лишь практическому, тем более материально-практическому, интересу. Наука, в том числе и социология, связана и с таким интересом как любознательность, представляющая собой природное свойство человека. Данное свойство связано с узнаванием (познанием) человеком того, что его окружает, какова среда, в которой он живет, что он сам представляет собой, какое ему отведено место в мире, в чем его суть и назначение, каковы судьбы человечества, что и как необходимо делать, как себя вести на глобальном или макроуровне, и на уровне его повседневности, чтобы жизнь продолжалась. И хотя, как говорил Экклезиаст, познание умножает скорбь, история свидетельствует, что нередко человек предпочитал нести лишения, а то и умереть, ради истины - этого одного из важнейших, наряду с властью, богатством, любовью, предмета человеческого вожделения. Да, и прежде чем науку использовать в практических целях, необходимо, чтобы уже было, что использовать, то есть наука должна предоставить человеку нужную ему достоверную информацию, точные знания о соответствующих областях действительности. А это значит, что практике логически предшествует познавательный процесс. Разумеется, лишь логически, ибо само познание человеком мира во многом зависит от его практической деятельности, которая ставит перед человеком различные проблемы, создает разного рода затруднения, побуждая тем самым его постоянно наращивать познавательный процесс. Особенно это касается фундаментальных отраслей знания, результат которых или в силу неразвитости практики, или потому, что имеют чрезвычайно общий, абстрактный характер, не могут быть сразу же использованы в практике человека. Применение таких знаний нередко носит опосредованный характер и порой проходят десятки, а то и сотни лет, прежде , чем они воплотятся в конкретные дела человека. Теоретико-познавательная функция социологии интегрирована – как удовлетворяющая чисто познавательный интерес, и как работающая на практическую сторону дела – должна рассматриваться, пониматься как процесс познания общества. Этот процесс осуществляется как бы на двух уровнях: уровне самопознания человеческих индивидов как социальных существ и уровне выработки общих, в смысле общественных, представлений об обществе и соответствующих его индивидах. Эти два уровня самопознания общества взаимообусловливают друг друга: познавая самого себя, человеческий индивид узнает других, а тем самым и общество; общественные же представления об обществе, если они, конечно же, опираются на социологию, другие общественные и гуманитарные науки, являются источником самопознания и для индивида. Второй, наряду с познавательной, важнейшей функцией социологии как науки является ее практическая функция. Именно определяет сегодня главную ценность социологического знания: организацию систематических социологических исследований – как теоретических, так и эмпирических, - создание различных исследовательских центров и учреждений как государственных, так и частного характера; финансирование проводимых ими исследований правительствами, частным и особенно крупным бизнесом, политическими партиями и движениями различного рода. Казалось бы, поэтому, что продолжая рассматривать проблематику данного раздела после характеристики познавательной функции социологии следует перейти к рассмотрению практической, прикладной функции. Если исходить только из значимости функций, то так и следовало бы сделать. Однако если следовать социальной логике науки, то рассмотрение практической функции социологии необходимо предварить характеристикой еще одной ее функции предсказательной,, прогнатической, функцией предвидения. Эта последняя по своей природе и назначению занимает как бы промежуточное, а точнее переходное положение между познавательной и практической функциями. В одном отношении она стоит ближе к познани социальной истины, в другом - к основанному на социологических знаниях практическому решению социальных проблем. Прогностическая, предсказательная функция не только непосредственным образом связана с познавательной функцией, но и более того является продолжением познавательного процесса, его конечным и итоговым результатом. В тоже время прогноз - это уже начало и основа практических рекомендаций потребителю социологических знаний. Только на основе четкого предвиденья, прогноза можно сформулировать адекватные практические рекомендации заказчику: как следует себя вести, что предпринять, изменить ход событий, улучшить положение дел, на что можно рассчитывать, каковы существуют альтернативы наметившемуся процессу. Поэтому прогностическая функция социологии - это как бы продолжение и завершение познавательной функции, и одновременно начало и основа практической. Кстати, эта дуальность (двойственность) данной функции социологии, отразилась и в обозначаемых ее терминах: прогноз как предвидение – это еще элемент процесса познания; прогноз как предсказание - это уже элемент практических (прикладных) рекомендации. Прогностическая функция - это общенаучная функция. В ней реализуется наше природное человеческое (как разумных существ) желание заглянуть в будущее. Кто-то остроумно заметил, что все мы ходим вытянув шею, чтобы заглянуть в наше будущее, чтобы узнать, что ждет нас впереди. Более того, именно для общественных наук и, конечно же, прежде всего их лидера -социологии, эта функция является наиболее характерной. Социология будет мало чего стоить, если она лишится данной функции. Осуществляя предсказание, она позволяет людям принимать адекватные решения, с меньшими потерями выходить из различного рода затруднений, продвигаться вперед не путем проб и ошибок, а целенаправленно, со знанием дела и следовательно с меньшими издержками. Разумеется, это имеет место лишь тогда, когда социологические прогнозы востребуются - с ними считаются и исходят из них. Социология рационализирует человеческое общество, повышает КПД его жизнедеятельности. Таким образом, сущность рассматриваемой здесь функции заключается в выработке социальных прогнозов, в предвидении тех или иных изменений, в предсказании наступления различного рода событий. Рассматриваемая функция формулируется при помощи трех общенаучных и одного специального терминов. Общие – прогноз, предвидение, предсказание; специальный – социологическое. Результатом органического синтеза обозначаемых ими понятий и являются понятия, в которых фиксируется данная функция социологии: социологический прогноз, социологическое предвидение, социологическое предсказание. Социологический прогноз строится не на гаданиях, предположениях и не на одной интуиции, хотя роль этой последней в науке весьма велика, или скажем, на экстрасенсорике, а на данных, полученных в результате научного исследования. Однако не совсем обоснованной является попытка некоторых авторов связывать прогностическую функцию социологии преимущественно с одними лишь эмпирическими исследованиями. Прогноз, особенно если он касается макросоциальных явлений и процессов, общества в целом, самым тесным образом связан также с теоретической социологией. Более того, он как и в любой другой науке строится не на констатации тех или иных отдельных конкретных пока еще не обобщенных в теорию фактах, а на анализе объективных законов и тенденций как общих, определяющих связей и взаимодействий, имеющих не одноразовый, а многократно повторяющийся характер. Открытие же и формулирование законов - это прерогатива теории. Научное предвидение и предсказание опираются на данные науки, на изученные и обобщенные факты, на открытые социальные закономерности и тенденции. И хотя, наверное, ничего нельзя предугадать на все, как говорится, 100%, все же при тщательной работе с объективными фактами, опоре на теорию квалифицированный социолог может обеспечить общество и его различные институты достаточно надежным социологическим прогнозом. Разработка социологических прогнозов – долгосрочных, (рассчитанных на перспективу), среднесрочных и краткосрочных играет важную роль в жизни общества. В социологических прогнозах особенно нуждается социальное планирование развития, скажем, того или иного региона, поселенческой общности (населенного пункта), предприятия и т.д. Без научнообоснованных прогнозов сегодня нельзя эффективно управлять обществом, различными социальными процессами, оказывать на них эффективное воздействие с целью оптимизации функционирования. Социологический прогноз может касаться самых различных сторон общества и иметь отношение к самым различным процессам. Это и определение возможностей при осуществлении разного рода реформ; и поиск альтернативных вариантов развития; и расчет возможностей - эффективности и издержек при использовании наличных ресурсов преобразований и многое другое. Теперь, что касается собственно практической функции социологии. Она является главной среди прочих, так как, составляет основное содержание смыслообразующего мотива социологии как науки. Кстати, практическая функция - это главная функция всякого научного познания. Именно она придает смысл тому вниманию, которое уделяется ныне развитию научного знания, тем практическим - организационным,.и исполнительским - усилиям, а также материальным, финансовым затратам, направленным на проведение интенсивных, крупномасштабных исследований в самых различных областях как природной, так и общественной действительности. Проведение научных исследований стало сегодня чрезвычайно дорогостоящим делом; в нем задействованы крупные научные сообщества. Практическое значение науки с развитием общества постоянно возрастало. В настоящее время является определяющим. Социология и задумывалась, и разрабатывалась с целью рационализации и оптимизации социальной жизни, через повышение эффективности управления ее различными процессами, взятыми как на макро - так и на микроуровне. Практическое значение социологии реализуется, прежде всего через осуществление ее прикладной функции. Об этой последней уже говорилось там, где речь шла о внутренней структурной организации социологии как многоплановой науки, одним из компонентов которой и выступает как раз прикладная социология. В данном разделе было показано, что для западной традиции характерно подразделение прикладной социологии на две отрасли — социальную инженерию и клиническую социологию. Здесь добавим, что третьим проявлением практической, прикладной функции социологии, является уже упоминавшееся ранее социальное планирование. Если первые две отрасли прикладной социологии больше разрабатывались и использовались в западной социологии и социальной практике, то последнее - социальное планирование - в нашей отечественной социологии и нашей социальной практике. Речь здесь идет об участии социологии (социологов) в социальном планировании регионов, районов, городов, иных поселенческих общностей, а также крупных предприятий России. Для социального планирования было характерным то, что социологи не только собирали первичную информацию, обрабатывали ее соответствующим образом, обобщали, делали выводы; социологи принимали непосредственное участие в работе специально создавшихся для этого групп, которые состояли из специалистов в самых различных областях общественной жизни - экономической, политической, труда, образования, здравоохранения, бытового обслуживания, духовно культуры, управления. И хотя социологи специализировались, прежде всего на социальной сфере, понимаемой в узком значении и этого термина (труд, быт, образование и т.д.), они тем не менее существенно влияли на общую картину таких планов, внося на основе проводимых ими социальных измерений конкретные рекомендации и предложения в их разработку. Комплексное социальное планирование играло в свое время в жизни различных городов и регионов, а тем самым и России, важную роль, и в этом была большая заслуга отечественных социологов. К сожалению социальное планирование в настоящее время недооценивается политическими лидерами России, отдающими как известно предпочтение регулирующей роли стихийного, неорганизованного, лишенного всякого планового начала, рынка. Нет сомнения, что накопленный опыт социального планирования комплексного развития различных регионов, а также отдельных предприятий будет вновь востребован и займет в России подобающее ему место в управлении обществом, в организации жизни в целом. Заметим, однако, что практическая функция социологии не сводится, на наш взгляд, только к сугубо прикладному ее, значению. Она - шире. Можно говорить, например, об опосредованном влиянии социологии на практическую жизнь общества через воспитывающее, просвещающее воздействие социологии на человека, его жизнь - личную (частную), и общественную; через воздействие на другие науки, изучающие общество, социальную жизнь людей. Практическое значение социологии заключается также в том, что она сама представляет собой конкретный вид социальной практики, а именно - практику научную, исследовательскую. Социология - не только духовное, но и материально-физическое явление: люди, учреждения, техника, финансы, конференции и симпозиумы, исследования (опросы, эксперименты, анализ документов и др.). 2.2. Методологическая функция социологической науки Одной из ведущих функций, социологии является ее методологическая функция, хотя она не всегда называется в учебной литературе. Эта последняя связана главным образом с теоретической, фундаментальной социологией, играющей роль общесоциологической основы по отношению к частным и специальным общественным наукам. Методологическая роль социологии в отношении более частных социальных (общественных) наук обусловливается тем, что социология является общей теорией общества; изучает общество как целое, в единстве всех его главных, сторон; исследует общие законы функционирования и развития общества, тогда как частные социальные науки исследуют лишь те или иные отдельные стороны общественной жизни, природу и закономерности которых можно, донять .дщщ» с учетом целого и в связи с целым - обществом как таковым. Социология дает частным, специальным наукам об обществе как науками, изучающими те или иные отдельные стороны жизни общества, его различные процессы и явления, те принципы и подходы (парадигмы), которые им необходимо использовать, чтобы исследуя свой предмет идти не вслепую, не на ощупь, а со знанием дела, чтобы не сбиться с пути к истине. Дело в том, что и частные науки об обществе должны «мыслить» социологически, то есть постоянно корректировать результаты своих исследований с общим, целостным представлением об обществе как системе, вырабатываемым теоретической социологией. Иными словами, методологической основой частных социальных наук выступает общая социологическая теория общества. Методологическая роль социологии заключается также и в том, что данная дисциплина представляет частным социальным наукам обоснованную и апробированную систему средств и способов (методов) исследования ими своих предметов, а именно - систему методов, проводимых ими эмпирических исследований. Ведь эмпирические исследования - характерная черта любой современной социальной (общественной) науки. И хотя эти методы наблюдение, опрос, анализ документов и др. - первоначально использовались еще до возникновения социологии и социология в свое время, как уже говорилось ранее, их позаимствовала у других наук, именно в социологии они получили наибольшее обоснование, систематизацию и апробацию. Причем в такой степени, что стали именоваться собственно социологическими. И как таковые они стали теперь применяться уже в самых различных областях обществознания. Масштаб, а тем самым роль и значение применения данных методов в частных социальных науках настолько значительны, что его результатом может быть появление своего рода дочерних наук, возникающих на стыках социологии и какой-либо частной социальной науки. Так широкомасштабное использование социологических методов (методов эмпирического исследования), а также общесоциологической теории в области науки о политике, привело к рождению такой научной дисциплины современности как социология политики или политическая социология. Немало и других примеров подобного рода. Это и экономическая социология, и географическая социология, социогеронтология другие научные дисциплины. 2.3. О некоторых спорных (дискутируемых) функциях социологии И, наконец, еще об одном значении социологии в жизни общества - ее роли в духовной жизни людей. Одними оно идентифицируется с идеологической функцией, другими – с критической функцией, третьими - с идейно-воспитательной функцией, четвертыми, - с просветительской функцией социологии. Остановимся несколько подробнее на этом. Прежде всего, о так называемой идеологической функции социологии. Некоторые авторы сознательно приписывают идеологическую функцию социологии. При этом ссылка делается на то, что результаты социологических и особенно эмпирических (КСИ) исследований используются в интересах каких-либо отдельных групп людей, для достижения ими своих частных, узкогрупповых интересах. Это, во-первых. Во-вторых, оперативные эмпирические исследования, могут быть использованы для того, чтобы оказывать давление на общественное мнение, влиять на него с целью изменить его в чью-либо пользу, иначе говоря, чтобы манипулировать общественным мнением. Конкретных примеров тому немало. Отечественная история последних лет полна таких примеров. Наиболее характерным из которых является использование опросов в период предвыборной борьбы в Государственную Думу РФ второго созыва (декабрь 1995г.), когда некоторые социологи, комментируя результаты своих опросов российского электората и внимания на высокий, сравнительно, предвыборный рейтинг КПРФ, сознательно, в СМИ сопровождали негативными оценками коммунистов: коммунисты дескать могут одержать верх на выборах тогда Россия будет отброшена назад к тоталитарному прошлому. Среди них были профессионалы высокого класса и их нельзя заподозрить в непонимании того, что они делают. Кстати, это говорит о том, что выборы, которые, сейчас имеют место в России, являются хотя уже и соревновательными, но еще нечестными. Действительно, и первое и второе верно. И все же заявление, тем более сделанное безо всяких оговорок, разъяснений, о том, что социология выполняет и идеологическую функцию, вряд ли правомерно. Напомним, что социология задумывалась и создавалась ее основоположниками не только как немировоззренческая, но и как неидеологическая научная дисциплина. Она рассматривалась ее создателями как подлинная наука, наподобие химии, физики, биологии. Она имеет общий (общечеловеческий), а не частный - классовый или групповой (корпоративный) – характер. Ёе призвание следовать фактам, истине и служить общей рационализации общества; социолог, по их мнению, должен избегать оценочных и нормативных суждений. По крайней мере, утверждение об идеологической функции социологии следовало бы сопроводить замечанием - положительное или отрицательное это ее качество. Ибо хотя социология и выполняет сегодня идеологическую роль, - это проявление не силы ее, а слабости, идущей от ее недостаточной развитости. Не следует забывать, что там, где начинается идеология, там кончается наука. А там, где царит наука, там в идеологии нет большой нужды. Если цель науки - открытие истины, то цель идеологии - обоснование преимуществ, превосходства и интересов какого-либо класса, нации, социальной группы. Идеология поэтому всегда ограничена, урезана. Наука же не зависит ни от классов, ни от наций. Она имеет дело только с истиной. Наука и идеология имеют лишь внешнее сходство: и та, и другая - система взглядов и представлений о социальных явлениях и процессах. Тогда как по существу они коренным образом различаются: наука имеет дело с истиной, идеология - с верованиями. Социология идеологична настолько, во-первых, насколько она еще не наука, и, во-вторых, насколько она относится к общественным, социальным дисциплинам. Она неидеологична настолько, насколько она научна. Кстати понятие идеология употребляется в двух значениях - широком и узком. В первом случае под идеологией понимают все, что относится к нематериальной, духовной стороне жизни общества (религия, искусство, литература, мораль и т.д.); во-втором - систему взглядов (концепции, теории, доктрины), в которых провозглашается и обосновывается какой-либо частный групповой интерес. Социология - идеология, но только в первом, но не во втором из только что представленных, ее значений. Социология, как и всякая наука, имеет общечеловеческое содержание. Иное дело, что она - наука плюралистическая, то есть включает в себя множество различных направлений и школ. Эти направления и школы социологические лишь настолько, насколько они научны; насколько же они идеологичны - настолько они несоциологичны. Конечно, данные социологии могут использоваться в идеологических целях. Но опять, же социология тут не причем; здесь дело уже в социологах - насколько они могут олицетворять науку, быть верными истине, бескорыстно служить ей, отстаивать ее, быть независимыми от денежного мешка и власть имущих, быть честными и гуманными. Что касается такого понятия как научная идеология, то, видимо, оно само является идеологичным. Научная идеология может иметь место только там, где интересы класса совпадают с интересами общества в целом. Но в таком случае понятие класса будет нонсенсом, поскольку его следует идентифицировать с обществом в целом. Аналогично обстоит дело с идеей критической функции социологии как науки. Эта идея в свое время дискутировалась в западной социологии. Еще более усердно приписывалась данная, также на наш взгляд, гипотетическая, функция социологии в марксистской социологической традиции. Между тем, критичность - это не что иное, как одна из сторон, наряду с апологетической стороной, идеологического значения какой-либо доктрины. Если говорить о том, что социология должна быть критичной, -,необходимо признать, что она, по крайней мере, может быть и апологетичной. Это последнее означает защиту социологией определенного рода ценностей в обществе, либо интересов каких-то групп людей, наций. А критика одних ценностей и защита (анапология) других - это уже не функция науки, а функция идеологии. Иное дело, опять же, что данные полученные социологией могут использоваться для критики того или иного строя, тех или иных явлений, управленческих решений, положения различных групп в обществе и т.д. Однако это не одно и тоже. Дело науки не критиковать или защищать что-либо или кого-либо, а объяснять что происходит в обществе, как оно происходит, в каких, направлениях идут процессы и что ими движет. И только исходя из достоверных знаний об этом социолог объективно, безо всякого пристрастия, никого не защищая и ни на кого не нападая, должен высказывать свои рекомендации соответствующему заказчику или потребителю (клиенту) социологической информации. По крайней мере мы должны понимать, что если социологию и можно использовать для критики или защиты чего-либо, это значит, что эта возможность не вытекает из природы социологического знания и является непосредственной функцией социологии. В лучшем случае здесь можно говорить лишь о косвенном критическом и апологетическом значении социологии как науки. Гирей можно убить человека, однако это не значит, что убиение (лишение жизни, умертвление) является прямой функцией гири. Кстати, о критической функции социологии, немало сказано; гораздо меньше говорится об апологетической ее функции. Но если первая правомерна, значит правомерна и вторая. Почему меньше? Да, потому, что «критичность» более привлекательный термин: тот, кто признает критичность в общественном мнении воспринимается как борец, революционер, современный человек и т.д.; тот же, кто пытается что-либо устоявшееся защищать, рассматривается большинством обывателей, да только ли обывателей, как ретроград, реакционер, консерватор, противник нового, конформист, соглашатель. Это последнее свидетельствует о своеобразной форме, об неатрибутивности идеологического значения - критического и апологетического - социологии. Тоже самое следует сказать и о нормативности социологии как еще одной гипотетической функции социологии, образующей наряду с критичностью и апологетичностью в своем единстве такую же гипотетическую, как уже было замечено, идеологическую функцию социологии. Ибо нормативность социологии обозначала бы, что социология занимается не тем, что есть, а тем, что должно быть. В связи с этим нельзя не спросить: а с чьей точки зрения «должно быть» - с моей «как обывателя» или с вашей «как ученого», с точки зрения правительства или граждан; с точки зрения предпринимателя, или с точки зрения наемного рабочего; с точки зрения большой господствующей нации, или с точки зрения малого народа, немногочисленной, зависимой нации? Нормативность - это функция и признак идеологии, а не науки. Нельзя лишь смешивать рекомендации социолога и нормативные требования. То есть нельзя подменять рекомендации социолога критикой, или равно апологией, той или иной социальной реальности. Это - не одно и тоже. Тоже самое следует сказать о такой гипотетической функции социологии -как идейно-воспитательной ее функции. В свое время термин «идейно-воспитательная функция» широко применялся при характеристики общественных наук, развивавшихся в советской (марксистско-ленинской) традиции. Однако некоторые авторы и по сей день считают, что общественные науки, в том числе и социология, выполняют эту функцию. Более того, она по сути своей рассматривается ими даже как атрибутивная в отношении данных наук. Думается, однако, что эта функция - функция не науки, а опять же идеологии, идейное воспитание есть не что иное как воспитание идеологическое. Как таковое оно означает ни что иное, как воспитание в духе идей, интересов каких-то определенных классов или социальных групп, наций, государств, вероисповеданий. Поэтому его следует отличать от просто воспитания - воспитания на основе и с учетом общечеловеческих ценностей. Вместо идейно-воспитательной, применительно к социологии, следовало бы говорить о просветительской функции. Эта последняя если и имеет отношение к идеологии, то только к идеологии, рассматриваемой в широком значении данного понятия, то есть понимаемой как все то , что образует духовную сферу жизни общества. К идеологии же, понимаемой как доктрина какой-то группы людей, партии, класса, нации, государства, просветительская функция социологии никакого отношения не имеет. Просветительская функция социологии, - несомненно, имеет место и является одной из наиболее значимых. Она пожалуй, входит в разряд атрибутивных функций социологии - (1) познавательная, (?) прогностическая, (3) практическая, (4) просветительская. Ее смысл состоит в социологическом просвещении, образовании граждан. Просветительская функция социологии в настоящее время наиболее организованно , систематичной систематизировано реализуется через преподавание и изучение социологии в виде особой учебной дисциплины. Хотя, конечно же, социологическое просвещение и образование осуществляется также и через издание, распространение и изучение научной и научно-популярной социологической литературы, включая периодические издания самого разного уровня. Вспомним, как во второй половине XIX в. российская интеллигенция проходила социологическое образование, изучая труды О.Конта, Г.Спенсера, Дж. Миля и других западноевропейских социологов. И все же социологическое просвещение населения канализируется сегодня наиболее полно посредством пропедевтического изучения данной науки, то есть изучение основ социологии как ученой дисциплины. Социология и как наука и как учебная дисциплина призваны всячески воздействовать на формирование у людей социологического мышления. Сущность этого последнего заключается в научном, а не обыденном понимании общества. Мыслить социологически, - значит мыслить общество научно, мыслить общество системно; мыслить системно также его различные процессы, место человека в обществе и роль общества а жизни конкретных человеческих индивидов; мыслить общество исторически в движении, динамике; не только описывать события и мнения, факты и процессы социальной жизни, не только рассматривать их, но и объяснять их, отыскивать и понимать их причины. Одним из важнейших моментов социологического просвещения и формирующегося под его воздействием социологического мышления выступает наведение мостов между проблемами отдельных конкретных индивидов и общества в целом, личностью и социумом; научное их понимание не только управленцами, но и по возможности. большим кругом людей, членов общества. Без такого просвещения граждан не может быть сегодня подлинно научного социологического мышления, а, следовательно, и соответствующего и прежде всего целерационального социального действия. Социологическое научное мышление и целерациональное действие - признак развитого, современного, цивилизованного общества. Если не сводить социологию только к одному просветительству, - за отмену которого ратуют некоторые социологи, рассматривая его как нечто уничтожающее социологию как науку, - а видеть научную дисциплину с большим практическим, прикладным смыслом, то просветительскую функцию социологии не только следует признать, но и всячески усиливать, наращивать дабы общество в лице образующих его индивидов лучше знало бы себя и тем самым легче самоорганизовывалось и самоуправлялось с меньшими издержками и социальными конфликтами, было здоровым, нормально функционировало и развивалось. Таким образом, наиболее социально значимыми и, кстати, поэтому общепризнанными, сегодня являются такие функции социологии как познавательная, прогностическая, практическая, просветительская. Литература Бабосов, Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/ Е.М. Бабосов. - 2-е изд., стер. // М.: ТеатраСистемс, - 2001. Бабосов, Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/ Е.М. Бабосов // Минск: ТеатраСистемс, - 2002. Бауман, 3. Мыслить социологически: Учеб.пособие [Текст]/ 3. Бауман: Пер. с англ. Под ред. А.Ф. Филиппова // М.:Аспект Пресс, -1996. Валлерстайн, И. Конец Знакомого мира. Социология 21 века. [Текст]/ И. Валлерстайн: Пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева; Центр исслед. Постиндустриального о-ва // М.: Логос, - 2003. Волков, Ю.Г. Социология: Учебник [Текст]/ Ю.Г. Волков // М.: Гардарики, - 2005. Волков, Ю.Г., Мостовая, И.В. Социология: Учебник для вузов [Текст]/ Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. -2-е изд. // М.: Гардарики, - 2002. Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие [Текст]/ Т.П. Галкина // М,: Финансы и статистика, - 2001. Граждан, В.Д. Теория управления. Учебное пособие для вузов [Текст]/ В.Д. Граждан Гардарики, - 2004. Добреньков, В.И. Фундаментальная социология: В 15 т. [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко IIМ.: Инфра-М. - Т. 1 .Теория и методология, - 2003. Заславская, Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учеб.пособие [Текст]/ Т.И. Заславская //М.: Дело, - 2004. Зборовский, Г.Е. Прикладная социология: Учеб.пособие [Текст]/ Г.Е. Зборовский /./ М.: Гардарики, - 2004. Ильин, В.В, Социология как фундаментальная наука // Социс. - 1994. -№3. Колесников, Ю.С. Прикладная социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/Ю.С. Колесников //Ростов-на-Дону: Феникс, - 2001. Кравченко. А.И. Социология [Текст]/ А.И. Кравченко // М.: Проспект, - 2005. Масионис, Дж. Социология [Текст]/ Дж. Масионис // СПб.: Питер, -2004. Миллс, М.Р. Социологическое воображение [Текст]/ пер. с англ. О.А. Оберенко. Под общ. ред. и с предисловием Г.С. Батыгина // М.: Изд. Дом «Стратегия»,-1998. Миллс, Р. Роль социологии в обществе [Текст]/ Социология под ред. Яковлева И.П. - СПб., - 1993. Найбороденко. Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России [Текст]/ Н.М. Найбороденко. - 2-е изд. // М.: Маркетинг, - 2003. Начала практической социологии [Текст]/ Р. Ленуар, Д. Мерлье, Л. Пэнто, П. Шампань; Пер. с фр. : А.Т. Бикбова и др.; Отв. ред. Н.А. Шматко. — 2-е изд. , испр. и доп.: Ин-т эксперим. Социологии:: СПБ // М.: Алетейя, - 2001. Общая социология [Текст]/Учеб.пособие под ред. А.Г. Эфеидиева// М..-ИНФРА, -2005. Основы прикладной социологии. М., - 1996. Соколов. С.В. Социология: Учеб.пособие [Текст]/ С.В. Соколов // М.: ФОРУМ,-2008. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов [Текст]/ Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др.; Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; РАН Ин-т Социально-полит, исслед. // М.: НОРМА( Изд.гр. НОРМАИНФРА-М), - 2002. Фролов, С.С. Социология: Учебник для вузов [Текст]/ С.С. Фролов// М.: Гардарики, - 2004. Шереги, Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования [Текст]/ Ф.Э. Шереги И М.: Центр социал. Прогнозирования, - 2003. |