КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии лекция философия в современном мире. Особенности современного мира
Скачать 298 Kb.
|
ЛЕКЦИЯ 3 ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ. 1) Рационализм и иррациональные уровни и формы притивостояния. 2) И. как общая Ф. позиция. 3) И. тенденции в современной Ф. (считая последние 100 лет) и методологии науки (герменевтика и постгерменевтика). 4) Паранаука как синоним культуры. 1. Рационализм (РЦ) - Ф. тенденция, согласно которой разум является основой познания идей и жизни. Разум - самостоятельный и автономный источник познания (узкое определение). В одном случае м.б. как РЦ, так и неРЦ. в узком понимании РЦ п.щ. сенсуализм (эмпиризм): не разум, а органы чувств - истина человеческого познания. Иррационализм (ИРЦ) - Ф. тенденция, отрицающая (ограничивающая) разум как основу миропонимания и деятельности. Вопрос: а что такое разум? В зависимости от различной трактовки разума ИРЦ и РЦ м. б. разграничен в разных местах. Граница меняется. Объективно в истории и разум, и познание меняются - можно говорить о противостоянии, имея в виду конкретные формы РЦ и ИРЦ. 2. Уровни противостояния РЦ и ИРЦ: ф) социально-поведенческий, б) социокультурный, в) гносеологический, г) онтологический. Анализ: а в чем же противостояние? На деле 2 последних - основа, а 2 первых более понятн. а) социально-поведенческий: Макс Вебер - 4 типа различий: 1 Целерациональн.? 2 ценност. рациональн. тип деятельности. 3 аффективн. 4 традиционн. 1 Ожидаемая ситуация - условие (средства) для осуществления заранее поставленной цели. 2 основывается на самодовлеющих, этических, эстетических, религиозных абсолютных ценностях независимо от результата к которому приведет эта деятельность. 3 Действие в состоянии эмоционального порыва, афекта - результат обычно неожиданный. Для нас наиболее интересны 1. и 2. Отличия 3. и 2. 2. осуществляется полностью сознательно и стремится осуществлять независимо от последствий. 3. - недооценка последствий, средств. с точки зрения РЦ 2. всегда будет ИР. (тем больше, чем больше субъект будет заострять внимание на самодавлеющем типе деятельности). ПРИМЕР: а) библейская легенда (Ф. работа "Страх и трепет") об Аврааме (его испытаниях). Действия Авраама - "рыцарь веры". Он оставляет разум и берет с собой веру. Он преступал общественную мораль. Опоры и заповеди нет. Опора - только страх и трепет. б) Камю "Миф о Сизифе" (перехитрившем смерть_) Он же был и антигерой, т.к. занимался разбоем и т.п., - его приговорили всю жизнь катить камень. Он сделал свой выбор сам и стал свободным - Камю: "Сизиф счастлив свободой и борьбой за вершины" - ценно. рацион. деятельность. Почти безумие. Т.о., чисто рациональная деятельность не всегда хороша (воровство). б) Социокультурн. О.Конт: человеческая культура - сила от менее рац. к более рациональной форме. С т.зр. РЦ: традиционен принцип - повышение рациональности (Гегель: человечество слагает по ступеням рац. выше) до некоторой вершины. Линейный процесс повышения рациональности., хотя обратный тоже может быть. ИР: ничего подобного. Макинллер, противоп. Конту: религия, Ф. и наука - не формы человеческой культуры, сменяющие друг друга, а возможность их существования постоянно. Основа - чувства (разн. для Ф., науки и религии), на первый план выдвигается то одна, то другая, но все время присутствуют все формы одновременно. Паранаука - одна из форм отклонения культуры, хотя постоянно присутствующая. в) Гносеология. РЦ: лучший метод познания - рассудочный, логический. Лучшая проверка - логическая и экспериментальная. ИР: интуиция, метод понимания, описание (географическое), в сувствовании, воображении. Анри Берсо: 2 метода познания: рассудок (внешний) и интуиция (попытка постижения реальности изнутри). Берцелиус - основа герменевтики. 2 метода: объяснение (естеств.) и понимание (гуманитарный - из живого целого человеческой души). Метод герменевтики традиционно относится к гуманитарным наукам (Неокантианство. См. 2 метода). г) Онтология РЦ: между природой, бытием и человеческим мышлением существует некое родство. Нечто аналогичное. Космос - нечто упорыдоченное. Некоторое тождество: материалисты - человек -продолжение природы, ее бытия - эволюционная позиция - возможна адекватность. ИР: бытие, мир, природа - неразумны, неРЦ и это все. Человек приходит лишь к абсурду из-за желания рациональности. Мир, природа - иррациональны. Мир - случайный спонтанный творческий процесс. Рациональными средствами постичь мир - лишь огрубить. В мире нет ничего одинакового. В естествознании мы хотим огрубить, упростить реальность, установить некоторые законы - абсурд, ведь ничего одинакового нет. Естествознание идет от реальности, а гуманитарии - к ней (в своем упрощении). ЛЕКЦИЯ 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 ВЕКОВ (РФ). 21 0. Особенности РФ. 22 0. Тема "Россия - Запад" в РФ. 23 0. Русские основоположники анархизма (Бакунин, Кропоткин). 24 0. Классики русской религиозной Ф. (Достоевский, Соловьев). 25 0. Русский духовный ренессанс начала 20 века. 26 0. Ф. в России после 1917 г. ОСОБЕННОСТИ 21 0. О РФ как особой форме человеческой культуры можно говорить с начала 19 века. 1) К 19 веку в России были сторонники почти всех западных Ф. теорий (Канта и др.) и теории приживались и переплавлялись, комментировались. 2) В 19 в. складывалось специфическое поле философского напряжения (борьба славянофилов и западников (СФ и ЗП) и своеобразие РФ. 3) Для РФ не характерна гносеология и РЦ (преобладание онтологии в России). 4. Для России характерен антропо(социо-)морфизм - в центре вопросы человечекого бытия, социального разыития, нравственного совершенствования. Главные Ф. в России - социальная и Ф. истории. 5) Синтез всех форм культуры, целостности ценностей -целостность на основе религиозной нравственности - основная задача. 6) Труды - в литературно-художественной форме. Хотя и в западной Ф. это также присутствует (Ницше и др.), но там это исключение, а в Росии - правило. 7) Центр. вопрос о судьбе России. 22. 0 Тема Россия-Запад более значительна в социальных и политических аспектах - СФ и ЗП: речи о будущих социальных преобразованиях в России. ЗП: нужно опираться на опыт Европы. СФ: самобытный путь Рассии; пытались в будущих преобразованиях опираться на прошлый опыт. Эти термины ЗП и СФ являются шифрами для фундаментального Ф. вопроса об универсальности мышления и культуры. ЗП: возможность достижения универсальной абсолютной истины по ту сторону различий в культуре и жизненной практике. СФ: необходимость искать решения не на уровне мышления, а в самой жизни. Тот же вопрос - рац. и антирац. тенденции. Рациональное мышление - функция иного (мир, воля, экзистенция, жизнь, экон.) - термин Россия есть еще одно обозначение для иного. Запад мечтает о синтезе, целостности, а в России это существовало изначально (особенности православия в частности. Это не догматика, а в основном образ жизни. Для русских стремление - не пойти на разрыв с обществом. Русская традиция - соборность (единство понимания веры отсюда вся христианская догматика. Ряд черт от православия в РФ)). Рациональность - универсальность, абсолютность мышления, ИР - наоборот. ЗП: Чаадаев, Бакунин, Герцен Чаадаев Петр Яковлевич (1974-1856). Был самым блестящим молодым человеком начала 20 века, участвовал в войне 1812 года, далее блистал в свете, рос в чинах, образованный, честолюбивый, элегантный. 1820 - между ним и императором что-то произошло, он уходит в отставку, вне государственных дел. Три года ездил по Европе, два письма на фр. языке. Опись России и т.д. Письма перевели на пусский язык и опубликовали. В 1836 Россия - в международной изоляции (из-за Польши) и тут сочинение против России. Чаадаев был объявлен сумасшедшим. Содержание Ф. писем: отрицательные стороны: 1) В России отсутствуют обычные рамки для нормальной жизни, ни у кого нет определенной сферы существования, ни для чего нет правил и хороших привычек. 2) Россия находится вне пространства (территория между Европой и Азией). Россия могла быть похожей на Запад, Восток или синтезировать в нечто особенное, но Россия в культурном смысле не внесла сущесвенного вклада в развитие цивилизации. 3) Россия вне времени. Все страны в развитии проходили через определенные этапы. В России этого не было (от юности к зрелости). Россия вне времени не растет в отличие от других культур. Вопрос: почему? Ф. концепция Чаадаева (позиция провиденциализма) - история есть результат промысла божьего. И прежде всего, осуществление религиозной идеи. Христианство: а) Россия в выгодах религиозной идеи пошла за православием, а католики - перерабатывали дастижения культуры; б) Россия оказалась все божественного провидения. Бог оснавил Россию свободной. И эта свобода имела отрицательные последствия. в) провиденческая роль в России есть, но она сугубо отрицательная, негативный урок за своеволие, неправильный выбор. В первом письме объединены все три ответа. г) Позже: "мы слишком велики и провидение поставило нас вне интересов национальности и вручило нам интересы всего человечества - освободила". СФ: И.Киреевский, А.Хомяков, К.АКсаков, Н.Данилевский. СФ не относились негативно к Западу (с их т. зр. Запад развился и дряхлеет и приходит очередь Россиии, которая будит дух). Лидером человечества далее будет Россия. Почему? Особенности, которые позволят ей встать во главе: цельность ума и характера (главная положительная черта русских), а это гносеологически важно для достижения истины. Мысль изначально не противопоставляет себя бытию, входит в него. Необходимость и чувство, волю и др. объединить для постижения истины русские имеют необходимую цельность. Это еще и главное условие нравственного совершенствования и социального развития. Западный человек рассудочен, все раскладывает по полочкам, для русского - все в целом. Для развития необходимо сохранить эту цельность. Идеал социального устройства - церковь, свобода, главный принцип которой соборность, единство жизни и мысли. В отличие от православия, католицизм - единство без свободы, протестантизм - свобода без единства. У русских имеется набожность, склонность к общественной жизни . Россия пойдет дальше Запада. В России развиты общечеловеческие принципы и дух христианской гуманности. Н.Данилевский (1822-1885 - поздний СФ). Ранние СФ не дали концепции, а только стимул, дух. Данилевский создал концепцию, которая стала даже известна и получила впоследствии развитие на Западе. Главная работа: "Россия и Запад". Для Запада Россия - нечто чуждое, но не тот материал, который можно переработать. Россия живет собственной жизнью. История - постепенное наращивание событий. Данилевский: история - совокупность культурно-исторических типов, независимых. Каждый культурно-исторический тип имеет 3 стадии: 1. зарождение, выработка лица; 2. государственный - закрепление лица; 3. гибель культуры: постепенное превалирование материализма над духовностью, переход на стадию цивилизации. Религиозность, культурность6 политические и экономические аспекты, на которых развивается каждый культурно-исторический тип. Древний Восток: преобладание религиозности, Греция - Ф., искусство, наука. У России уникальный шанс развиваться в целостности во всех аспектах. Данилевский говорил о СФ в целом: максимум панславизма - в России прогресс - не все идут в одном направлении, а когда все поле человеческой деятельности исхожено в разных направлениях. 23 0. Анархизм. Бакунин (1814-1876), Кропоткин (1842-1921). Бакунин - необычный человек, получил хорошее образование, артиллерийское училище, служба, отставка, московский кружок; хотел стать философом, уехал учиться в Германию и стал анархистом. Лозунг Бакунина: страсть к разрушениям - творческая. Вторая половина 19 века - революции в Европе и Бакунин всегда был в гуще событий. Был арестован в Австрии. Передан русскому правительству, в 1857 переведен в Сибирь. Сбежал в Японию, США, Англию. Участвует в Интернационале, затем выходит из него вследствие споров с Марксом. Долее распад Первого Интернационала (бакунин был в нем крупной фигурой). В его работе "Государство и анархия": народ хранитель правды, а государство - орудие угнетения, Государство машина, а машина требует машиниста - тирана похуже императора. Народ разделят на две армии: промышленников и земледельцев. Т.о., Бакунин был более прав, чем Маркс. Русский мужик социалист по инстинкту и бунтарь по природе. Позиции Бакунина: 1) земля тем, кто ее обрабатывает, 2) общинное земледелие, переделы; 3) общинное самоуправление, негативное отношение к общине государства (на почве государственности спорил с Марксом). В истории 3 фактора развития: 1, Животность (экономика 2, Мысль (наука) 3. Бунт (свобода). Бердяев: "Бакунин - Стенька Разин русского барства." Эрнесто Че Гевара 19 века, который вечно пытался сделать революцию в других странах. Бакунин - интернационалист; прежде, чем сделать революцию в России, надо сделать или попытаться на Западе. Кропоткин - Ф., анархист на дарвенизме. Отрицал внутривидовую борьбу. Основа - альтруистическая тенденция. Начальничество - господство (народнические позиции). Кропоткин - антигосударственник. Революцию он принял, а ведь был ученым-биологом, причем крупным. 24. 0 Классики русской религиозной филосифии Достоевский (1821-1881) и Соловьев (1853-1900). За всеми образами Достоевского стоят идеи, которые спорят, взаимодействуют. Достоевский - Ф., мыслитель, писатель-философ, страстный психолог, проникающий в суть человеческой природы. Он считал, что разум не самое глубокое в человеке, есть не только человек разумный, но и человек подпольный. Хотение - выражение человеческой жизни. Жизнь только по разуму - потеря свободы. Социализм несостоятелен, основное положительное направление в человеке - хотение - м. дать какие-то результаты. В человеке изначально есть зло, которое может испортить все разумное. Хотение выше разума - это определенная тенденция к пониманию человека. Подпольный человек - неприятная личность. Из одного пагубного хотения может вырасти много отрицательного. Человек отпущенный на свободу, мерзок без одухотворяющей его идеи - необходит Бог как абсолютная идея. Достоевский - религиозный философ, как Ницше. В.Соловиев - сын С.М.Соловиева, крупного историка: учился в университете, стажировался в Сергиевом Пасаде, в духовной академии, работал в Москве, потом оставил службу; писал, выступал. Оправдание добра. Идем - синтез всех форм культуры, науки, религии, Ф.: синтез эмпирического, рационального и мистического знания -целостность (цельное знание). Другая идея - Богочеловечество. а) Проникновение божественного Логоса в природу. б) Полная победа сил добра. в) Единение всех людей с Богом. ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ: 1) истина есть все; любое в отрыве от цельного - не истина, а ложь; истина - целостный необходимый синтез; 2) синтез мистических (первоначальный уровень непосредственного вхождения в реальность: Бог есть), эмпирических и рациональных знаний. ОНТОЛОГИЯ СОЛОВЬЕВА: 1) абсолютный мир; 2) отпадение от абсолютного (человеческий мир отпадает от общественного); 3) восстановление единства в природе и человеческом обществе. Все оду-хотворено, София - душа мира (стремление к единству в Софии, собирании мира, София - божественная премудрость). Нравственная задача человека - победа над злом, несовершенством, несправедливостью. Идеал социального устройства - теократия. Россия близка к духовному лидерству во главе единого религиозного движения (русский народ способен к самоотречению), к теократическому свободному строю. 25 0. РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ РЕНЕСАНС Множество имен, работ, гипотез - 43 фамилии на уровне мирового класса за очень короткий срок (рекорд). Сюда частично входят: Богоискатель Лосев, Бердяев (Шестое тоже) - основоположники экзистенциализма. Бердяев родился в Киеве, был блестящим оратором, свободно говорил и писал (в творческом экстазе). Умер за границей, под Парижем. Впервые четко на первый план поставил идею свободы. Свобода - основа всего. Основной мезис: объективных реальностей не существует, существует лишь объективация. Носитель- субъект, а не природа. задача - переориентация сознания - изменение мира: другая установка - другой мир. Главное - свободная личность, даздравствует, персонализм! Первая свобода у Бердяева - ун. груп. (свобода до Бога (вначале была свобода)); вторая свобода - рациональность, сопряженная с ответственностью. Но она может превращаться в иррациональность, в своеволие подпольного человека, Против этого - третья свобода - религиозная. Бог помог человеку осуществить выбор в направлении добра. Бог необязательно ведет человека к идее прогресса. Прогресс несостоятелен, это пренебрежение числом поколений, чтобы кто-то потом жил как избранный. 24 0. 1-вый этап: 1917-1922. 2-ой этап: 1922-1930 (31) 1. Ф. развитие идет по инерции и осложняется внешними теоретиками (Бердяев и др.). Лето 1922 - первая чистка и высылка крупнейших философов за границу. 15 ноября 1922 г. - "философский пароход" (цвет интеллигенции): Россия стала философской провинцией. Общая тенденция - резкое сужение интеллектуального горизонта, потеря теоретических аргументов, потеря теоретического уровня. 2. Отсутствие своих философских шагов. Вакуум. Коммунистические университеты, институты. Развитие в рамках марксизма. Новэтих рамках обсуждались и вопросы мировой Ф. Сам марксизм - разумное Ф. течение, на которое можно опираться, заслуживающая внимания т. зр. Свобода дискуссий, за счет которых и фила Ф. Основная дискуссия шла между диалектиками и механистами (Скворцов, Степанов, А. Тимирязев (сын и тоже химик) по поводу предмета Ф. и редукционизма. Ф. - среднее между наукой и релинией. Землевладение - религия, буржуазия - Ф., пролетариат - наука. Победили диалектики. 20-30 гг. - великий перелом: необходимость большевист-ской науки и Ф. В 30-м г. ушел средний уровень (Элита ушла еще в 22 г.) Остались лишь отдельные философы, не составляющие никакого уровня. ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. 21. 0 Общая характеристика. 22. 0 Неопозитивизм (НПЗ), постпозитивизм (ППВ), критический РЦ. 23. 0 Феноменология (ФЛГ), экзистенциализм (ЭКЗ), герменевтика (ГМК). 24. 0 Критическая теория франкфуртской школы (ФШ). 25. 0 Постмодернизм (ПМЗ) и эволюционная эпистемология (ЭЭ). 21. 0 а) бросается в глаза огромное изобилие направлений, школ, тенденций и т.д. - плюрализм (множество теорий). Поражает. б) прецентизм - отдельные части классических представлений, которые трансформируются и делаются основой современных подходов. Много НЕОтечений. в) максимальное использование всего Ф. наследия. В 19 в. еще было строгое следование определенной Ф. школе, современная Ф. использует весь арсенал. г) основная единица Ф. - не теория, а подход. Строят собственные теории в рамках единого подхода (НПЗ - новые теории с подходом ПЗ). д): 1) главная тема - проблема РЦ, его типов и альтернатив; 2) проблема человеческой субъективности, человека в рациональном мире. е) основные направления: 1) СЦ и АЦ - основные мировоззренческие тенденции; 2) панорама: классические направления Ф. 20 в.: НПЗ, ЭКМ, неотомизм (НТОМ) (новое направление, основанное на классическом католицизме). 60-70 гг. - ППЗ и ГМК, а также франк-фуртская школа (ФШ), 80-90 гг. - ПМЗ и ЭЭ. 22. 0 НПЗ на базе Венского кружка (каф. Ф. в Вене, 20 гг.), близко к нему - Берлинское общество (назвать имена) и Пражская группа (...) и Варшавская (...). Печатный орган НПЗ - журнал "Познание". Предшественники: 1-ая стадия - Конт, Спенсер. 2-ая - Мах, 3-яя - НПЗ. Ориентация - на естественные и точные науки; отрицательное отношение к МФ - вот суть НПЗ. Конт: "Наука сама себе Ф." НПЗ получили совершенное оружие для изгнания МФ из Ф. - логику. Это базовый принцип НПЗ. Основные принципы: деление всех положений науки на аналитические и синтетические: верификация: возможность редукции сложных проектов к элементарным; тезис о возможности получения эмпирических заключений, не зависимых от теоретических, тезис о возможности построения науки на основе физики и математики. Этапы 30-е гг. - наступление, формирование программы; 40-50 гг. ее защита (второе дыхание НПЗ в США (бегство философов от фашизма)), 50-60 гг. предсмертная агония. "Погубитель"НПЗ - Карл Поппер. ППЗ связан с НПЗ, с проблематикой, с методологией, людьми. Подход - в серии теорий. К.Поппер. Отличия ППЗ от НПЗ: 1) это анализ истории науки (логическая реконструкция истории науки), стремление найти универсум - основу человеческого разума через историю науки - другая проблематика, главные факторы развития науки: внешние или внутренние? - Дискуссия внутри себя и вне, с другими течениями. Анализ динамики, а не статики науки. Вопрос: как провести грань между Ф. и наукой? - НПЗ; ППЗ - вопрос реального движения науки, какие факторы влияют на науку. НПЗ - структура науки, ППЗ - история. ППЗ: три великих отказа: от чистого фактуального базиса (признание того, что он недостижим), от демаркационизми между наукой и Ф. (Это проблема становится вторичной, а главная - выбор теории); от коммуниктивизма (представлений о чисто линейном поступательном развитии науки). ПОЗИТИВИЗМ ПОППЕРА. Если мы ищем в науке подтверждение верификации, то мы его находим; когда оно является результатом предсказаний. Наука - совокупность теорий. Подтверждения (верификации) принимаются в расчет, когда ожидается опровержение. Чем больше теорию запрещать, тем лучше. Теория, не опровергаемая никакими мыслями, не научна. Каждая попытка проверить теорию - ее фальсифицирование. Попытка сохранить теорию после опровержения снижает степень ее научности. Исходные проблемы решаются с помощью пробной теории - элиминация ошибок - проблема (формула). КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ (КРЦ) ПОППЕРА. Это широкое Ф. течение, в том числе включающее ППЗ (Ганс Андерс и др.). Для немцев очень важное течение. КРЦ - основа партии свободных демократов в Германии: человеческое существо подвержено ошибкам, но принимая во внимание область разума следует критически относиться к себе и другим. Критический разум: честность, терпимость, толерантность. Идеальная модель небольших постепенных шагов. Основа - тема проб и ошибок, ход человеческой истории зависит от развития научного познания (человеческого); используя рациональные научные методы, мы не можем предсказать, каким будет рост научного знания. Мы не можем предсказать ход человеческой истории. Нужно отвергнуть возможность теоретической истории. Невозможно научно предсказать историю развития человеческого общества, общество и человек имеют массу возможностей для использования и ответственны за это отдельные люди. 24. 0 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. 1764 - понятие ФЛГ - не вещь как таковая, а то, как эта вещь является, а не к самой вещи. Значительно влияние Канта. Феномен - слить объективность и субъективность. Цель Гуссерля - открыть основы науки, обосновать научное познание обращением к субъекту. До этого люди стремились к объекту. Гуссерль полагал, что самым совершенным признаком научного знания является очевидность (особенно в математике). Вопрос: как возникает жти очевидность, в каких условиях? - основной вопрос ФНЛ Гуссерля. Это археология познания, которая ищет первоначальные структуры, условия возникновения очевидности. Достичь очевидность можно двумя шагами: 1) феноменальная редукция - поздержание от натуралистической установки. Вычленение сознания как потока феноменов, Фиксация вещей на самих себе. Возможно, что в потоке сознания происходит смена феноменов, а не само познание. Результат - такая глубинная характериситка познания, как интенциональность: когда очистим сознание от всего, сознание не будет пустым, оно всегда о чем-то, внутри сознания уже шевелится предмет, сознание есть поток этих феноменов. Интенциональность - направленность. 2) Эйдетическая (сущностная) редукция. У феномена есть эйдет (сущность). Эти сущность усматривается в процессе наблюдения, а не выводится логически. Все воспринимается через форму, задача состоит в том, чтобы выявить эту структуру и найти ее значение для науки. Форма - пространство - предмет. Гуссерль хотел найти основы формирования человеческой субъективности. Здесь огромна роль языка. Основы обычного обыденного человеческого мира - это основы для науки. М.Хайдеггер - ученик Гуссерля, основоположник ЭКЗ. ЭКЗ оформился к 1929 году. Хотя течение это существовало и ранее. Основные представители: Хайдеггер (1889-1976), Ясперс (1883-1969). Бердяев (1874-1948) и Сартр (1875-1948). Центральная проблема - человеческое бытие. На человека давит чуждый ему беспощадный страшный мир. Теоретическая основа ЭКЗ - разделение бытия на подлинное и неподлинное. Главная характерная черта подлинного бытия - существование предшествующей сущности. Предметы, окружающие нас - результаты человеческой деятельности, их сущность предшествует существованию. Человек подобен Богу. Набор качеств образует человека. ЭКЗ: человек есть проект, проектирующий себя в будущем, он предшествует сущности, он замыслен. Человек - это свободность. Выбор человека является весьма ответственным для него и для других. Существование предшествует сущности в отношении человека. Когда человек принимает стандартные решения, то он живет в неподлинном бытии. Большинство людей - в неподлинном бытии. Но вырваться можно. ЭКЗ не связан с мифом, религией : миф не является подлинным бытием. ГМК. Искусство понимания. Феноменология текста. Имеет длительную историю. Истоки ГМК: 1) - в Древней Греции: Софисты - первые учителя в Греции. Понимание может быть различным. Можно понимать доказательства, теоремы; можно понимать языковые тексты, выражения: можно - смысл слов, фраз, но не понимать, для чего этот человек говорит, чего хочет, - понимание в чувствованиях. Речь шла об этих типах понимания. Софисты - искусство парафраз - пересказ своими словами. 2) Августин Блаженный - обширный труд по ГМК. Его шаги: а) определение понимания: переход от знака к значению; б) оно возможно, так как имеется родственность душ = воспринимаемость знаков одинаковая = одинаковые значения. Концептуальный подход к темным местам священного писания. 3) Распространение ГМК на историю: Хладенциус, 18 в. Расширение ГМК. 4) Шлейермахер, 19 в. применение ГМК - это текст. Текст - это застывшая речь. Метод исследования текста - диалогический. Интерпретация - объективная (грамматическая) и субъективная (психологическая), развитие и полное выражение идей герм. круга. Культуру понимал через совокупность произведений. Автора можно понять лучше, чем он сам себя понимает. 5) В.Дильтей. ГМК становится методологией всех гуманитарных наук, конец 19 - начало 20 века. 6) Современность: Х.Гадамер (род. 1900). Главное произведение: ГМК становится универсальным аспектом ф. В центре внимания - интеллектуальный горизонт. Не история принадлежит нам, а мы истории. Все дается на определенном фоне. Интерпретация только внутри события, не может выйти за рамки. Полностью избавиться от предрассудков мы не можем. 5. ФШ. Представители: ....., Хаберман. На базе института социальных исследований. Центр - критическое отношение к обществу; к научной рациональности, НТП и др., жестко господствующим над человеком. Они ведут направленно против идеологии просвещения; развитие - не воплощение человеческого разума; если является воплощением, то это сошедший с ума разум. Пик ФШ приходится на 1968 год (студенческие бунты), концепция революции для постиндустриального общества. Не интегрированные в общество люди могут быть закваской революции - студенты, люмпены. Глубинные основы обоснования ополовиненности разума - суть науки. Суть концепции Хабермана: в основе всякого познания (вне науки) - теория познания как теория общества. Фундаментальные познавательные интересы: технический (на базе труда - эмпирико-аналитический комплекс); практический (на базе общения - историко-герменевтический комплекс науки), эмансипационный (на базе рефлексии - социально-критический). См. Маркузе. Технический - порождение знания, используется в целях господства. Историко-герменевтический - служит для взаимопонимания. Социально-критический - для освобождения от ?гипостазир. предположенности. |