Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

  • Лекция 2. Философия Канта и ее современное значение.

  • КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии лекция философия в современном мире. Особенности современного мира


    Скачать 298 Kb.
    НазваниеКонспект лекций по философии лекция философия в современном мире. Особенности современного мира
    АнкорКРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата13.12.2017
    Размер298 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект лекций
    #11253
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

    Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

    1. Особенности современного мира.

    2. Сциентизм и антисциентизм: задачи, сущность и ф-ции.

    3. Ф. как теоретическое мировоззрение.

    4. Структура философского знания.

    1. Масштабы человеческой деятельности, которые сочетаются с экспонанциальностью роста народонаселения.

    2. Усиление интегративных тенденций; формирование современ- ных концепций начиная с 1985 г. (перестройка). Пространство в масштабах Земли сжалось, в мировом хозяйстве - интеграция (Япония закупает сырье), образ жизни и культуры (Mc. Donalds, Coca-cola) приходит к унификации в образе и форме жизни. Тенденция к сепара- тизму (противополож). Люди хотят сохранить минимальный набор ха- рактеристик, особенностей (Корсика, народные движения). Формиро- вание взаимосвязей, но мир контрастен и противоречив.

    3. Противоречия и проблемы. Глобальные проблемы: 1) войны и тира (ослабленная угроза ядерной войны), 2) экологическая (боль- шинство людей хотят жить как американцы, но это невозможно, т.к. планета не выдержит нагрузки, 3) демографическая (в развивающихся странах процесс может привести к гибели человечества). Вывод: современный мир возник за счет НТП прежде всего.

    4. НТП как основа современной цивилизации. 300 лет назад - земледельческая цивилизация, затем - научно-технический перево- рот. НТП пропитывает поры нашего существования. Ф.Бекон: знание - сила, написал НТ утопию: общество на острове, попытался постичь скрытые силы всех вещей. Создана индустрия тиражирования ценнос- тей культуры. Двоякость проблемы: комфортабельность, но экологи- ческие катастрофы. Телефон, телевизор - отсутствие непосредствен- ных контактов, нарушения в личностном плане. Двоякое отношение к НТП. Несмотря на то, что в реальной жизни - интенсивное развитие науки и техники, на уровне культуры нет подобного роста, Напро- тив, имеют место полярные оценки: наука - возможно это не так уж и хорошо. Англия: опрос: 45% - наука приносит больше добра, чем зла (сциентисты), 11% - наука приносит больше зла, чем добра (ан- тисциентисты), 38% - поровну. Т.о. сциентизм (СЦ) - преувеличение роли науки по сравнению с другими видами человеческой деятельнос- ти. Антисциентизм (АЦ) - противоположная точка зрения. Концепции: 1) в области истолкования соц. этики, 2) в области истолкования познания (книга "Третья волна"). Социальная область: 1950 г. Г.Кон, Э.Бжизинский, А.Тоффлер: 1-волна: человеческая культура древних цивилизаций, 2- техничес- кое общество (300-350 лет назад), 3-новейшие способы производс- тва, семья, информация (США, Япония, Зап.Европа), демассификация производства. "Новая технократическая волна на Западе", "Телема- тическое общество". Ж.Ж.Руссо: критика технократического СЦ. Раз- витие науки приводит к догматическому обществу. 60-70 гг. - эко- логические аргументы. Наука не выполняет просветительской миссии, ожидаемой ранее. 1860 г. - Тамас Гексли на собрании естествоиспы- тателей дакладывал о деятельности Ч.Дарвина. "Мы происходит от обезьяны по линии бабушки или дедушки?" Но в 1882 - парламент в Берлине: Рейман, ректор ун-та признал дарвинизм.

    СЦ и АЦ в области толкования познания (гносеологич. или ме- тафизич.). Основа - два тезиса: 1) все познавательные проблемы м.б. решены с помощью науки; 2) наука - комплекс физ.-мат. стро- гих дисциплин. АЦ докащывает, что невозможно все решить с помощью науки. Существует альтернативный путь познания. АЦ в 20 веке - экзистенциализм. СЦ - неопозитивизм. (Венский кружок).

    Позитивизм - несколько стадий. Основной тезис - наука сама себе философия. Основоположник - О. Конт - тезис осн. стадий раз- вития человеческого мышления: религиозное, философское и научное (позитивизм).

    1. Религиозн. - поиски абсолютного знания, объяснение всех явлений с помощью обращения к сверхъествественным силам.

    2. Похоже, но вместо сверхъествественных сил появляются сущ- ности: теплород и др. (метафизич. или философ.)

    3. Сущности отбрасываются; воображение подчиняется наблюде- ниям, задача науки - описание связей между наблюдаемыми величина- ми. Здесь философии нет места (т.к. мира сущностей не существует) с т. зрения науки. Все видимые явления исследуются различными на- уками. Наука при развитии дифференцируется. Ф. объединяет науки, энциклопедия всех наук, выжимки - это все любая Ф. как самостоя- тельная наука. В 20 в. это направление набирает силу. Неопозити- визм. Орудие критики в 20 веке - формальная логика. Неопозитивис- ты были хорошими логиками. Логика: все предложения разделим на осмысленные и бессмысленные. Какое предложение бессмысленно? Нап- ример, предложение вообще не имеет смысла логически. Осмысленные предложения: аналитические (логика, матем.) и синтетические (син- тез субъекта: установление истинности методом верификации; это предложения опытных наук). Сложные предложения - совокупность ре- зультато, установленных опытом. Слова, не имеющие эмпирических характеристик, лишены смысла. Все, что не является аналитич. или синтетич. - бессмысленное (подлежащее искоренению, наприм., пред- ложение метафизики).

    Метафизич. не утверждает представления о мире, это скорее сродни искусству. Ф. должна исчезнуть.

    ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Научный способ мышления ограничен, наука не видит субъектов и не дает человеку смысла для жизни, не возникает значимость ценностей. А Ф. - восполняет все эти минусы науки. Она есть путь самоутверждения человека путем мышления. Ф. не наука и не должна выдерживать научные критерии позитивистов. Ее пора вер- нуть к истокам. Задача Ф. - высветлить экзистенцию.

    Ф. - теоретическое мировоззрение. Мировоззрение - система представлений о мире. Всякое МР обязано включать человека, его место и роль, смысл жизни и деятельности. МР может существовать на практическом и на художественном уровнях. В области Ф. миров система аргументируется (это и есть Ф.) Практически образное и теоретическое мировоззрение.

    Структура Ф. знания. Отношение человека к миру: 1. человек пытается преобразовать мир в силу интересов, 2. пытается позна- вать реальность, 3. оценить значение различных аспектов, 4. чело- век как элемент мира (онтологичекое отношение к миру).. Еще м.б. интеракт-взаимодействие человека с другим человеком.

    Гносеология - учение о познании. Онтология - Ф. и методоло- гия науки. Праксиология. Аксиология -- Ф. ценностей. Ф. антропо- логия. Социология - социальная Ф. (между людьми). История Ф.

    Лекция 2. Философия Канта и ее современное значение.

    Введение: Кант И. 1724-1804. Кенигсберг, профессор, потом инспектор К. университета. Его жизнь внешне лишена крупных собы- тий, была размерена до легенд., напряженная интеллектуальная и педагогическая жизнь. Стал профессором в 46 лет. Читал курсы по физике, математике, механике - много чего. Канта хоронили с коро- левскими почестями толпы. Кант был хорошим человеком, крупным фи- лософом и олицетворял собой духовное движение - просвещение. Он мощно выражал движение, в основе которого были представления о силе знания. Все же Кант был ярко выра? "Движение Земли" - затормаживается. Главный вклад Канта в иссле- дование человеческого мышления - его Ф произведения. 70-е гг. - рубеж. До 70-х - докритический период жизни К. Он писал, что Д.Юм пробудил его. Докритический период - К. занимается проблемами на- турфилософии, онтологии, ест. гипотезы (выше) вопросами бытия. После 70-х (знакомство с сочинениями Д.Юма) привело его к крити- ческому анализу ("Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика - способность к рассуждению"). Каждая "Критика" отвечает определенным аспектам человеческого сознания - "общий разум" (познание); моральный нравственный разум; анализ способ- ностей человеческого суждения - эстетика (проблемы неудовол. и удовол.). Теория познания, этика, эстетика - анализ структуры сознания. Как решать эти проблемы?

    КРИТИКА. - точное выявление познавательных способностей, с помощью которых мы решает различные проблемы, необходимо устано- вить, с помощью какого механизма мы будем решать эти проблемы познания: границы применимости наших познавательных способностей (установление границ). Сфера действия. Кант хотел дать критику чистого разума, а в действительности дал анализ науки того време- ни.

    Интеллектуальная ситуация эпохи.

    1. В науке авсолютно надежным знанием считают логику Аристо- теля и геометрию Евклида (и достоверн.) Кроме того, развивалась механика Ньютона.

    2. Гипотетичность опытного знания (основанного на опыте). Опыт как основание не тежет служить для необх., надежн., досто- вер. знания - т.к. ряд (эмпирич.) еще не окончен (опытный ряд) и м. б. всегда разруш. суждения (Юм обращал на это внимание: "По причине этого" - мы утверждает больше, чем "после этого".) При- чинность утверждения содержит в себе больше, чем следователь- ность. Не существует онтологических критериеев для различия prope hoc & регулярно past hoc. "Если .... то" - нельзя сказать; у нас нет эмпирических онтогогических критериев - нет смысла об этом говорить - все ниши утверждения - это метафизика, мы м. опериро- вать только past hoc. Но все эти суждения гипотетичны, нелогичны. - эмпирические знания (опытные) = между 1. и 2. пунктами - оче- видное противоречие: опыт основа достоверных знаний обоснование достоверного знания осуществлялось делением на аналитич. и синте- тич. Суждение - форма мысли, в которой утверждается или отрицает- ся что-либо о чем-либо. В суждении есть субъект (относительно че- го утвержд.): предикат (что приписывается или отрицается субъек- том) и связка. Особенность аналитического суждения: в субъекте в неявном виде уже содержится предикат. Форма суждения: аналитичес- кое утверждение: все тела протяженны. В теле уже существует пре- дикат: из понятия тела мы извлекает явно признак протяженности; он уже существовал в теле в неявном виде.

    Синтетические суждения: предикат не содержи. в суждениях, он не извлекается из субъекта, а прибавляется к нему, пример: неко- торые тела тяжелые. Тело м. мыслить весомо и нет, но тело м. мыс- лить и как невесом. там есть синтез, в основании которого опыт философов и ученых. Аналитические суждения являются истинными в силу своей формы. Их главная особенность: истинность вытекает из формы. достоверность посредством установления истинности суждений самих. Евклидова геометрия, логика Аристотеля - аналитич. Для ес- тествознания нет достоверности, обоснований, оно основ. на опыте и является синтетическим. Опытное знание гипотетично.

    Позиция Канта: 1. достоверное знание определенно имеется - матем., логика, механика; 2. опыт не дает надежн. обоснования, опытн. знание гипотетично; 3. основа достоверного научного знания - синтетические суждения: на опыте синтетические суждения apocto- vicopi, б)суждения a priori. апприарно-синтетические суждения - откуда - это основной вопрос "Критики чистого разума". Как аппри- орные суждения возможны. Матем., естествознание, метафизика: как возможны априорные синтетические суждения в них - основные вопро- сы Канта.

    Ответ Канта на эти три вопроса:

    1. Знание (любое) - сложно по своему составу. Оно необходимо слагается из содержания (дается органами чувств) и формы (которая изначально коренится в структуре нашего сознания). Ведщую актив- ную роль в познавательном процессе играет форма. Процесс познания есть процесс априорных форм. Форма - основа достоверности и необ- ходимости. Она изначально дана человеку в структуре его сознания. Т. к. познавательные формы не зависят от нашего сознания, то она - основа достоверности.

    Сложность - Кант сделал великое открытие. Можно узнать толь- ко реальность форм, а не реальность вообще. Процесс познания есть всегда процесс напряжения познавательных способностей.

    Как возможны синтетические суждения априори в математике? Пример: геометрия Евклида. Прямая есть кратчайшее расстояние меж- ду двумя точками. Кант* это синтетическое суждение: прямая - ка- чество, расстояние - количество = синтез суждений. Ранее считали, что аналитическое.

    Вопрос: ариорные формы чувствительности, а именно пространс- тво и время. В структуре человеческого сознания есть изначально такие чувственные интуиции - пространства и времени. Прямая и точка (выше) = чувствительная интуиция пространства = истинность утверждения. 7+5=12 Этот синтез основан на процедуре счета. Счет предполагает время (мгновение- 1,2,3..). Мы упорядочиваем реаль- ность либо в пространстве, либо во временном порядке. Мат. как наука существует т.к. существует пространство и время - основы синтезов в математике.

    Естествознание. Мат. основана на чувственных, естествознание - на познавательных органах - понятия, или категории рассудка - фундаментальные понятия, без которых мышление невозможно вообще: единич., множест., целое; качесво: реальность, отрицание, ограни- чение (по Канту); отношение: субстанции, причины, взаимодейсовие; модальность: необходимость, возможность, существование (или ре- альность).

    Метафизика (МФ) как наука. Возможна ли она как наука? МФ ос- новывается на разуме. Отличия разума: у разума есть ИДЕИ: 1) о душе, о бессмертии; 2) о мире как целом; 3) о Боге как безуслов- ной причине всех явлений. Попытки разума судить это неизменно ве- дет к ошибкам, противоречиям - можно доказать, что мир ограничен в пространстве, а можно доказать обратное. Разум запутался в про- тиворечиях = симптом неистинности разума, того, что разум вышел за предел своих возможностей. Это требование идеи как регулятив- ного принципа - требование приводить наше познание к полному, но никогда не завершаемому единству. МФ возможно как наука лишь как учение о регулятивных принципах познания.

    КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА. Нравственный, моральный разум. В центре - категорич. императив. Золотое правило: поступай всегда так, чтобы максима ... твоей воли вместе с тем могла быть и прин- ципом всеобщего законодательства. Нравств. может вызывать только идеи, основанные на катег. императиве. Легальные и моральные пос- тупки. 1-е не противоречат К.И., но совершены в соответствии со своими убеждениями. Пример: спасение человека за медаль. Если бескорыстно - моральное поведение основано только на долге. Стремление к счастью не есть основа нравственного поведения. Нравственный разум требует соответствия между добродетельным по- ведением и счастьем. Канта волнует форма, а не содержание.

    ПОСТУЛАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА: для функционирования разума душе необходима свобода. Причины обусл. феномены, явления. Но ду- ша не феномен. Когда душа принимает решения, она свободна. Душа д.б. 1) свободна и 2) бессмертна - требования практического разу- ма. Все произойдет, но может и не произойти. Гарантия соответс- твия между нравственностью и счастьем - Бог. Кант был первым, кто попытался вывести Бога из нравственности.

    КРИТИКА СПОСОБНОСТИ К СУЖДЕНИЮ. Мир необходимостей (Критика чистого разума (КЧР)) и мир желаний, свободы (КПР). Человек - жи- тель двух миров. А как он их сопрягает? Ответ К.: он сопрягает их целесообразной деятельностью. Канта интересуют условия образова- ния целесообразности. Как она возможна? ФОРМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЦЕН- НОСТИ: удовольствие и неудовольствие - на этих чувствах - способ- ность к суждению (нравится или нет). Прекрасное - что нравится непосредственно, в суду одной лишь своей формы. Главная задача искусства - формирование жизненных идеалов. Высшие цели - в ис- кусстве. Там субъект - гений, создающий произведения, где нет ни- каких правил. В науке - необязательно быть гением, м.б. чистая проницательность.

    КАЧЕСТВО ФИЛОСОФИИ И ЗНАЧЕНИЕ. Теория познания, моральная Ф., эстетика - вклад Каната в эти направления крупнейший. Наи- больший вклад - в теорию познания (он и сам так считал). Субъект - главное лицо, вращающееся вокруг мира (ранее считалось, что мир вращается вокруг субъекта). Оригинальные доказательства бытия Бо- га, императив, разделение поступков на моральные и легальные, ап- риорные формы, чувствительность рассудка и разума.

    Еще одно зпохальное значение Канта: развил до предела гносе- ологический подход к Ф. в целом и доказал его ограниченность. Де- монстрация этой ограниченности открытие прихода в др. ф. направ- ления: прагматизм и др.

    ПОСЛЕДОВАТЕЛИ КАНТА И СОВРЕМЕННАЯ Ф. МЫСЛЬ.

    1. Неокантианство. 1865 г. Книга Отто Либмана "Кант и эпиго- ны". Призыв вернуться к Канту. Канта и неокантианство объединяет общая установка. Ф. относится к естествознанию как поэзия к мифу.

    ЗАДАЧИ Ф. В АНАЛИЗЕ ОПЫТА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ:

    1. Школа: марбутская

    2. Баденская (Фрейбурсгская)

    (Г.Коген, П.Патрон, Э.Касирер)

    естествознание, математика

    17 апреля 1945 г

    снимаются различия между рассудком и чувствительностью в пользу рассудка. математика основана на рассудке (как разновидность логики) У каждого есть некая реальность и ограниченная задача разума - вещь в себе. (форм. с помощью рассудка), идеал науки - математика, ее центральная идея о бесконечно малом, все науки сводятся к математике. В итоге все существенное выра- жается числом. Большинство наук рассм. в философско-историческом ключе.

    (В.Виндельбандт, г.Риккерт)

    гуманитарные науки

    начало 19 - конец 20 века

    1 мая 1984 г. Вильдельбандт

    произнес речь: науки не по предм. разделяются. Методы ест. наук разделяются. Методы ест. наук номотетичны (законополагающие). Методы географии и гуманит. наук -описательные. Они наиболее важны и существенны. Риккерт - всякое познание есть упрощение. В естествознании познание противопоставляется реальности; основа - малое, а познание естествознания - к обобщению. История идет в ногу с реальностью.

     

    Кроме того, существуют еще несколько направлений, основанных на положениях Канта.

    РЕЛИГИОЗНО-МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ. Интерпретация К., как метафизика. Он обосновал возможность МФ. Ф. должна идти далее этим путем.

    ТЕРМИНОЛОГИЯ ГУСЕРЛЯ. 2 чел. "Я": одно - чувственное, а другое - трансцедентальное.

    ГЕРМЕНЕВТИКА. К. - мудрец, наш современниК. АНАЛИТИЧЕСКАЯ Ф, Стросон разлагает на различные уровни. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ. Лоренц, Фоллер - о твердом надежном знании. ФРЕЙДИЗМ. Недоверие к органам чувств., связ. с подавленной сексуальностью.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта