КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии лекция философия в современном мире. Особенности современного мира
Скачать 298 Kb.
|
ЛЕКЦИЯ 11. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Ф. как любая другая форма деятельности, создает микроструктуру, духовный климат,окружающий великих философов. Ф. не формировалась одними гениями. 1) Как развивалась Ф. в мире (значение малых мыслителей, тесная связь с культурой, нефилософским знанием). 2) Распространение Ф. 3) Генерация, создание, пути Ф. (Ф. - особая наука, синтез). 4) Американская Ф. - много параллелей, похожа на русскую. Каждый культурно-исторический регион обладает характерной спецификой восприятия реальности - регионализация (Американские философы против на филфаке: говорит П. о регионализации, а су- ществует объединительная тенденция в мире. Но виды творчества об- ладают большей спецификой. Их надо интерпретировать. Этот дух - по регионам. Ценности - это желанное и нежеланное, стоящее за Ф. и культурой. Философ - человек своего времени и своей эпохи, ка- ким бы он вселенским не являлся. Необходим ключ к закодированию - так и к американской т.зр. Критика стереотипов. В 70-80-е гг. набор стереотипов поддер- живался протест. средой. Нация особая, принимавшая волны эмигра- ции; протестанстское влияние; не было религиозной нетерпимости, огромный плавильный котел, не раз контрастировал с Европой в бо- лее выгодную сторону. 18-19 века: Западническое направление в России: восхищение Америков, ее режимом. Чтобы понять современную Ф. США надо отказаться от стереотипов. Сейчас Америка - в сложном периоде. Никакой стабильности, устойчивости в ценностях мало, страна в периоде осмысливания себя. Там произошел новый демокра- тический сдвиг. Мощнейшее движение страны с северо-востока на юго-запад. Меняется сознание людей. Медленно умирают восточные города. Прогресс в Калифорнии Это колоссальная проблема: mul- ti-carturalism. Современный американец пытается найти новое восп- риятие на основании новых эмигрантских волн. США строились на ос- нове англосаксоннской рассы. 80-е гг. 20-го века- начали домини- ровать латиноамериканцы и восточно-европейцы - со своей религией и проблемами. Американцы, наконец, поняли, что в мире не они одни (а ранее были под стереотипами). Сейчас они поняли, что существу- ют и восточные ценности (в том числе и русские). Пробуждается ин- терес к национальным традициям, росткам других культур. Новые группы не собираются менять свои ценности на американские. Это трудный процесс колебания в культуре, политике (сдвиг к консерва- торам) и т.п. Моральные ценности уже связаны с несколькими идеа- лами, местные ценности играют большую роль, чем общенациональные - распад. Никто не может сказать, что карьера вечна сейчас в США. Статус может остаться пустым местом (как и у нас). Рабочие места - ближе к дому. Повышается наукоемкость. Мощь страны определяется не крупнейшими заводами, а на местах. Возрастает "центробежность" эмигрантов. Встает проблема детей. Дети рано откалываются, прини- мают наркотики. Проблема домов: сейчас большинство американцев не являются хозяевами своих домов, а съемциками. Проблема бездомнос- ти, несмотря на пропаганду: каждому американцу свой дом и землю. Меняется способ путешествий. Появилась страсть к перемене места. Возрастает роль средств массовой информации, которые стали огром- ной новой силой. Возрастание роли гражданских прав, учреждений, институтов. Правовая система перевешивает все остальные. Возникновение американской Ф. 1620 г. - высадка плимутовских выходцев - Нью-Плимут. Эти люди были в основном религиозными беженцами (пуританами - крайние идеи европейской реформации). Лютер как и новые американцы хотели реформировать католицизм. Человека приблизить к Богу. В католи- цизме же между человеком и Богом Целая иерархия. Ее необходимо изъять, реформировать. Изменить характер мышления. Принцип всес- вященства. Каждый человек м.б. священником. Принцип прямого обще- ния с Богом. Каждый человек находит Бога в себе самом. Идея пред- назначенности человека, предопределения. каждому человеку можно спастись - трудовая протестантская этика. Мы можем только уга- дать, как мы может спастись. Ответ: благодаря труду. Каждый чело- век должен трудиться. Труд - величайшая протестантская ценность. Богатство (с помощью честного труда) - намек, что можно спастись. Определенные группы протестантов должны создать город на Холсе - Новый Ханаан. Это все полукатолическое - полупротестантское - лю- ди решили построить идеал, новое общество - в его роли - США (по- хоже на убежденных большевиков). Очень скоро это воплотилось в теократию - устройство по принципу Старого Завета. Государство по религиозным принципам (протестантским). Джон Коттон - идеолог. Корреспонденция - человек общается с Богом - через символы он ищет общение. Неурожай - ага, идем не тем путем. Еж убил змею - уничтожение змия. Строительству Нового Ханаана что-то мешает. Своя жестоко проводимая система ценностей, восприятия мира - своя Ф. Эти люди знали европейскую Ф., Спинозу, Локка. Первые пуритане создали систему пуританской энциклопедии. Природа - на основе фи- зики и символики. Главная задача Ф.: соединить науку и теологию; вы управляется природой, но ее можно изучать научными методами (Коттон и др.) Первая американская Ф.: 1) безраздельная убежден- ность в протестантских ценностях; 2) Повальная грамотность, зна- комство с европейскими достижениями. Т.о., фанатизм + просвещен- ность. Это не ушло, а в какой-то мере унаследованно; 3) Примат духовного над материальным, вера - ценность номер один. Капитал - подтверждает веру (Протестантизм). Определенные формы культуры трактовались как ненужные (живопись - насмешка над Богом, музыка - только религиозная. Это духовные излишества). Ранняя американс- кая Ф. была идеальной системой, уникальным экспериментом по соз- данию плацдарма для новой нации - не было шатаний; 4) Ранняя аме- риканская Ф. основана на трансцендентных идеях (выход за преде- лы). Сущность мира - за пределами этого мира. Истина - центр ми- ра. (В протестантстве этой эпохи женщина была вторичная храни- тельница очага, не трудилась - без намека на спасение. Сейчас по другому. Детям не навязывали волю, а предоставляли определенных матер. и др. круг, в котором развивался ребенок. Мышление челове- ка окружено договорами. Браки - по контракту.) В конце 17 века эта протестантская система дает трещину. Идея большевизма тогда в Америке привела к некоему террору (забо- лел человек - пошли дожди = он наводит порчу), 1688 - первая вол- на: 1720 - вторая. 1. Отец и сын Мазеры - стояли у обоснования процессов - оп- ределенная Ф.: доносчик облекался божьей благодатью. Их изгоняли. Философы-охотники тихо ушли со сцены в течение нескольких недель. Протестанская Ф. находилась уже на закате. 17 век - великое про- буждение. Тысячи новых англичан решили пройти через новое видение Бога. Богослужения под открытым небом: "освобождение от догм". 18 век - американская Ф, становится фактом мировой жизни. 1760-е гг. крупнейшая проблема. Ранее это были дальние поселения Англии, а теперь - стремление вырваться. Юг США - образовались громадные колонии (на Востоке, а на Западе - потихоньку русские). 1784 г7 - сформировалась новая линия мира. Были очень образованные люди, богатые, с американским образованием - "Новые люди". Новая Ф. До- кумент: "Декларация о независимости США". Началась война. Новый документ. Люди заключили договор и обладали естественными правами - это была новая мысль. Люди сотворены создателями с естественны- ми и неотчуждаетмыми правами. Все люди равны. Равенство вне того, что кто-то преимущественно спасется. 1889 - Французская револю- ция: люди равны - США - ранние мысли по этому поводу. И это было для белых людей. РАссовые предрассудки еще были сильны. люди сот- ворены равными и заключают договор с другими, уступая часть своих прав, предоставляя другим управлять. У них нет болгом данной власти. Они просто уполномочены. К числу прав: жизнь, свобода, стремление к счастью. Их дал Бог, Их отнять никто не может. "Дек- ларация" - уникальный документ с хорошим литературным языком. Развивался тезис о стремлении к счастью. Крупнейшие философы: Джеферсон: революция - один из спосо- бов преобразования мира. Ф. теория: чтобы построить новое госу- дарство разума в Америке, необходимо запретить развитие городов. Но был послом в Европе: Англии, Франции. Видел Париж накануне ре- волюции. Отрицательный момент в обществе - это города с промыш- ленностью, где существуеют бедные и богатые. Америка д.б. фер- мерской. Город - скопище пороков и противоречий необходимо фер- мерство с одним акром на мужчину - уравнивание собственности. Свободная страна землепащцев. Просвещение: судебно-исполнительное законодательство. Система разделения властей (это еще от Локва). Это был взгляд на мир с уравновешенностью, стабильностью прямыми линиями без извилистых путей. Ни президент, ни конгресс, ни верховный суд не обладали преимуществами по отношению друг к другу. Эта до сих пор система. Широко демократический подход к человеку. Человек по природе демократ = другая т.зр.: Алекс Гамильтон и др. (собственный альманах): все люди - злые: народ - дверь, его необходимо обуздать, а не освобождать - необходима сильная власть: президент или морарз. конгресс и верховный суд - ослаблены. Они видели, что так надо на благо людей. Необходимо создавать города, банки, промышленность - противоположная Джеферсону т.зр. Джеферсон - сокращение госаппарата. Гамильтон - наоборот. Государственная система (и Ф.) США стала балансом двух линий. ЛЕКЦИЯ 12. ПОЗИТИВИЗМ (МАХИЗМ). Возник под давлением эмпириокритицизма. Анализ ощущений. Мах- ученый и философ. Конец 19 века: кризис физики. Проблема эфира. Физики стали изучать не природу, а ими же придуманные модели. Мах, Авенариус, Гельмгольц, Богданов. Идеи мазизма в значительной степени поставили проблему перед коммунизмом. Невозможно получить абсолютные знания ни по какому предмету. Карнап: главная задача Ф. - логический анализ языка науки. Экзистенциализм. От кризиса натурфилософии, ПЗ, от оптимизма в начале 20 века. Деятели ЭЗМ - религиозные франц. Это форма АЦ (против науки). -------------------- ЛЕКЦИЯ 12. 1801. Джефферсон стал президентом, но это был уже умеренный Джефферсон, а не прежний. С тех времен начинается либерализм в Ф. Принцип разнообразия в культуре США Базовая структура ценностей, незыблемая, почти не изменявшаяся, была существенно трансформирована в начале 1917 г., а с 1985 - опять перевернулась. Либерализм в США - незыблем. Трансцендентализм (это еще ранняя американская Ф.) - 19 век, 30-50 годы. Обусловленно: 1) американский протестантизм и его ценности в целом продолжали существавать, но было много вольнодумцев - природа может обойтись без Бога. Мы должны искупать грехи хорошими делами - положительная черта протестантизма. Самосознание американцев и гордость возросли. Жизнь хороша, зачем же нести груз отрицательного (зарождение протеста, вольнодумцы). Ряд проповедников из Гарварда, жившие вокруг Бостона (интеллектуаль- ное сборище) - трансцендентализм (ТРДМ). Имена: основатель школы, главный идеолог - Ральф Эмерсон и Генри Тор (1842 - открыт клуб). Идеи: основные ценности - человек и природа. В мире существует трансцедентальное (духовное) начало. Мы не можем жить только не- изменными ценностями и стремимся к духу, высшему закону, сверхду- ше. Эта сфера духа всегда влечет человека. Чтобы туда проникнуть необходимо уйти от низменной цивилизации. Для этого нужно погру- зиться в созерцание эстетического слоя природы. Духовное скрыто в природе. Созерцание природы (1845 г. эксперименты Торо по созер- цанию - жил в хижине 2 года) - мы движемся к природе - постигаем трансцендентное, духовное в природе. Это романтическая Ф, сущест- вовала и в Европе и в др. Романтизм - Ф. человеческого, "Я" об единственном уникальном человеке. Два крупных пункта: теория индивидуализма (вторая часть их Ф.) Человек - высочайшая ценность (Я) Все можно обсуждать, дохо- дить, но нельзя поступиться базовыми ценностями. Здесь начинается предел человеческого "Я". Чтобы быть самодостаточным, необходимо выполнять себя - наука, образование, культура, кругозор. Трактат о неповиновении (Торо после эесперимента (47) поместили в тюрьму за то, что не платил налоги, а он не хотел, т.к. его не устраива- ли законы Америки, не одобрял политику. Бойкот, гражданское непо- виновение и др. Эта работа после 62 г. (смерть Торо) оказала вли- яние на последующие взгляды и Ф. (Толстой - теория похожая; Та- хатма Ганди - пассивная борьба; М.Л.Кинг - использовал некоторые идеи). Ганди и Кинг с этим принципом добились победы. 30-40-60 гг. - ТРДМ. Бронзовый век американской Ф. - найти себя, опреде- лить, найти понятия осмыслить натурализм, европейскую Ф., рели- гию. Золотой век - вторая часть чисто американская новая теорети- ческая Ф. Новое осмысление жизни. Ф. довольно практическая). СА- мая крупная школа - прагматизм. Это Ф. практической деятельности, самой жизни. Чарльз Пирс (1877 публикация: как сделать наши идеи ясными - основное кредо прагматизма). Уильям Джеймс. Джон Дьюри. Понятие опыта: та категория, в которой все - в реальности объек- тивности, субъективности и др. Пирс: у человека одна реальность - реальность человеческого опыта, реальность нельзя отстранить от человека. Опыт - все мое - мысли, мечты, и т.д. - это единствен- ная базовая реальность. Главное - опыт: очеловеченная реальность. Принцип Пирса: понятие о предмете представляет собой не что иное, как представление как о всей совокупности его последствий. Мысль: рассуждать об объектах, объективной реальности - бессмысленно. Мы только можем разглядеть последствия и через них что-то предста- вить. О сущности нельзя рассуждать. Концепция прагматиков: (на фоне развития промышленности) фиксация верования, весь опыт чело- века - вычисление последствий - фиксация последствий. Джон Дьюри. Энциклопедист. Главный американский философ. Человеческий опыт: развитие (социальное). Три компонента, осуществляющие опыт: 1) проблематическая си- туация (в государстве нет денег - от макро- до микроуровня. Каж- дая проблематичная ситуация - фиксирование человеческого опыта - верованя); 2) образование (мы получаем образование с помоцию трансформации. принцип непрерывности: если опыт разрывается - ка- тастроф, опыт должен накапливаться непрерывно, поступательное развитие цивилизации, опыт должен плавно передаваться); 3) демок- ратия (ДЬюри: это определенное достояние человеческого сознания, состояние человеческого опыта с открытостью, непрерывностью, плавностью; но это не государство, а временный принцип человечес- кого сознания). Вес 1,2,3 - равновелик и разнозначен. Принцип непрерывности - из-за взаимодействия, информации и т.д. другие системы американской Ф., выражающие характер американского мышле- ния. Каждый выражает культуру по-своему. Крупный социальный мыслитель - Парсон (умер в 1979), Новый взгляд на мир: структурный функционализм (Питирим Сорокин и Парсон противостояли). Все социальные системы имеют 4 функции, кото- рые заставляют эти системы поддерживать самих себя; поддерживать внутренний баланс и внешний обмен. Функции: A, G, I, L. А7- адап- тация к новым условиям. Любая личность (государство, организация) для продолжения себя должна постоянно приспосабливаться; G - це- ледостижение; I - интекрация - возникновение взаимодействий, упо- рядочение взаимодействий; L - поддержание образца: "все сохраня- ется, что продолжается" (Latency). Принцип интегративности: пере- ход д.б. плавный (любой), конфликт - это плохо. Взаимозависимость - наиболее общее свойство - порядок во взаимоотношениях компонен- тов системы. !. Существование определенных ограничений контроля, рамок; не м.б. неограниченным ни один порядок; 2. Не анархия по- ведения, а взаимные расчеты - социальная упорядоченность. 3. Предсказуемость. Ожидания должны оправдываться, иначе зачем их существование? 4. Понимание друг друга. Необходимы единые поня- тия, язык общения. 5. Устойчивость общественных форм, стабиль- ность. Т.о., 5 параметров выживания системы. Вывод: 1) каждая система стремиться к самосохранению (Парсон; 2) установление баланса с внешним миром, средой. Как идет обмен с внешней средой? - коммуникация, взаимодействие. Ось внешнее - внутреннее; Ось внутренней дифференциации. Каждой роли дают статус. Накопление энергии для достижения цели путем полной дифференциации; с помощью дифференциации система должна совершенствоваться, адаптироваться. Ценности - в кодах, значках: код общения (создание атмосферы взаимодействия). Социальная жизнь по постепенному, интегральному развитию без срывов, системой плавных переходов. Роберт Мертон (род. 1910) - ассистент Сорокина и ученик Пар- сона, профессор Колумбийского университета. Функционализм. Функ- ции, формирование человеческого опыта, идеи Мертона: 1) постулат функционального единства: а) в опыте каждый социальный факт бес- конечно глубок, б) именно факты формируют мощную потенцию поддер- живающую систему общественной жизни (своей глубиной); 2) постулат универсальности ф-ма: все существующие формы культуры неизбежно несут в себе функциональное свойство, требующее модифицированного исследования. Все функции обусловлены и модифицированы; 3) посту- лат функционального анализа - определенные функции обладают при- нудительностью и непререкаемостью, приводящей к а) функциональной детерминированности всех общественных институтов; б) возможно су- ществование функциональных альтернатив (свобода в том, чтобы ухо- дить от функций с помощью замены, эквивалента). Заповедь: функци- ональный анализ базируется на анализировании стандартных объек- тов, повторяющихся. Объективное следствие - главное содержание функции. Сущности для функции нет. Можно только объединить после- довательности. 1) существование множества функциональных последс- твий; 2) существование общего баланса агрегированных последствий. Функциональные последствия - наблюдаем, служащие для саморегуля- ции данной системы или приспособленностью к внешней среде. Ослаб- ляющие действия системы - биф-ции. Неф-ция - эмпирическая возмож- ность возникновения нефункционалных последствий, не вливающихся в рамки рассматриваемой системы. Они нейтральные, случайные, внеш- ние. Явные и скрытые функции. Явные: внутренний смысл - связка, совпадения с последствиями. Всегда осознаются участниками как таковыми. Скрытые - не планируются и не осознаются участниками, появляются как побочное явление. |