Главная страница
Навигация по странице:

  • Конспект

  • 2. Оценка конспекта

  • 1. Найти и извлечь информацию из текста

  • 3. Осмыслить и оценить сообщения текста

  • Задание 2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования»

  • Критерии оценивания

  • Практическая работа №1 курса Разговоры о важном. Конспект монографии А. В. Серого, М. С. Яницкого


    Скачать 114.95 Kb.
    НазваниеКонспект монографии А. В. Серого, М. С. Яницкого
    Дата09.11.2022
    Размер114.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая работа №1 курса Разговоры о важном.docx
    ТипКонспект
    #779284




    Практическая работа к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека и общества»

    1. Изучение учебных материалов по теме

    Конспект монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ»:

    Существует множество определений понятия "ценность", как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели [47,207].

    В более общих определениях понятию "ценность" может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

    а) Ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.

    б) Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков.

    в) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей [34, 442].

    Понятию "ценность", как составляющей личности, придается неодинаковое значение вразличных психологических школах.

    для теории З. Фрейда и его последователей свойственны врожденность и фатальность механизмов развития личности, а также противоречие между потребностями личности и социальными нормами.

    Шпрангер выделяет шесть типов личности:

    1) теоретический человек - основная ценность - это поиск истины;

    2) экономический человек - основной акцент делается на полезных и практических ценностях;

    3) эстетический человек - наивысшей ценностью считаются стиль и гармония, окружающая действительность оценивается и воспринимается с точки зрения изящества или соответствия ситуации.

    4) социальный человек - главная ценность это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству;

    5) политический человек - основная ценностная направленность - личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики.

    6) религиозный человек - ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы [53].

    Выделенные типы не представляют собой некую классификацию людей, они лишь показывают их различия не по психофизиологическим параметрам, а по ценностным ориентациям человека. Эти типы трактуются Шпрангером как универсалии человеческой природы, независимые от места и времени, без учета конкретных исторических и социальных условий, т.е. абстрактно-метафизически.

    Проблема регулятивной роли высших человеческих ценностей - смысловых образований ставится представителями гуманистического направления.

    ценности у Маслоу являются частью мотивационно-потребностной сферы, однако они рассматриваются без учета определяющей роли социальных и исторических факторов развития личности.

    Франкл рассматривает эти категории с оптимистической позиции: "... нет трагических и негативных аспектов, которые не могли бы посредством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения" ценностные ориентации как предмет психологического исследования занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания.

    М. Рокич выделяет два класса ценностей:

    а) терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

    б) инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

    Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность [23]. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

    В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности.

    С.Л. Рубинштейн также писал, что "ценности - ...производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека" [35,369].

    По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром [14].

    В.П. Тугаринов, "отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни" [цит. по 3,146].

    Он условно делит их на три категории:

    1. Материальные ценности - техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями.

    2. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость.

    3. Духовные ценности - образование, наука, искусство.

    Направленность личности на те или иные ценности - по В.П. Тугаринову - составляет ее ценностные ориентации [39].

    О.Г. Дробиницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру – предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания или ценности-представления. Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок [13].

    Предметные ценности выражают деятельную потребность человека, они являются "знаками", опредмеченными во внешних объектах человеческих способностей и возможностей, символизирующих последние в виде "значения" предметов, получивших социальную санкцию.

    "любые материальные или идеальные явления ради получения, сохранения и обладания которыми индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, то есть ценности - это то, ради чего люди живут" [49,3]. Они выделяют две категории ценностей:

    1. Сквозные ценности, являющиеся основными в любой сфере деятельности (трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, вера, милосердие и др.).

    2. Фундаментальные ценности, не зависящие от сферы и обстоятельств жизнедеятельности. По мнению В.Ф. Сержантова, ценности в отношении к индивидуальному сознанию находятся в двояком отношении: они отражены в нем как значения, имеющие для индивида определенный смысл. При этом в состав значений включаются такие компоненты, которые характеризуют их как ценности, "... т.е. их социально опосредованные функционально-праксеологические определения.

    Чешский исследователь Я. Гудачек, как и большинство отечественных авторов, также указывает на два основных значения понятия "ценность":

    1. Ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., в сущности которых заключается атрибут ценности и которые существуют независимо от субъективных оценок людей;

    2. Ценности в смысле значимости (ценности, конкретной ценности или системы ценностей) для индивида.

    Значимость ценности для индивида можно понимать в трех значениях:

    а) качества вещей, к которым направлены усилия человека, или которые удовлетворяют его потребности;

    б) положительно оцениваемые индивидом объекты;

    в) критерий, на основании которого разные объекты подлежат оценке [9].

    Важно подчеркнуть, что ценности не существуют вне отношения "субъект-объект". Как отмечает Е.А. Климов, их не следует отождествлять с чем-то существующим независимо от субъекта. "Ценность - это не признак объекта, а характеристика субъекта в его среде"

    Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.

    Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

    Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

    В зависимости от задач и целей, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий.

    2. Оценка конспекта: 11 баллов

    Критерии оценивания:

    В конспекте зафиксированы:

    Критерий оценивания

    Баллы

    1. Найти и извлечь информацию из текста





    В конспекте описаны основные подходы к определению понятия «ценность»

    1

    В конспекте выделены философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций

    1

    В конспекте объясняется, чем вызвано многообразие представлений о проблеме ценностей и ценностных ориентаций и почему взгляды на ценности личности в различных школах и направлениях так отличаются друг от друга

    1

    В конспекте сформулированы основные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций личности

    1

    В конспекте показаны место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности

    1

    В конспекте приведены примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека

    1

    В конспекте охарактеризованы основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности

    1

    В конспекте проанализирована роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности

    1

    В конспекте описаны основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития

    1

    В конспекте раскрыты закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения

    1

    2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста




    Конспект позволяет выявить, только ли общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере личности приводит монография А.В. Серого, М.С. Яницкого, или в ней приводится точка зрения исключительно ее авторов

    0

    3. Осмыслить и оценить сообщения текста




    Конспект позволяет оценить роль монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого для систематизации представлений о ценностно-смысловой сфере личности

    1


    Вывод: мои представления о ценностных ориентациях и путях их формирования существенно расширились, благодаря изучению подходов отечественных и зарубежных специалистов в области психологии, социологии и педагогики. Конспектирование научной статьи помогает в отборе и переработке информации в соответствии с заданной темой.
    Задание 2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования»

    1. Изучены занятия «День знаний», «Наша страна – Россия», «День пожилых людей», «Россия-мировой лидер атомной отрасли», «День народного единства» для 5-7 классов.

    2. Представленные на сайте разработки внеурочных занятий направлены на всесторонне развитие личности учеников, на формирование базовых ценностей. Занятия проводятся в рамках патриотического и духовно-нравственного воспитания и образования. Занятия построены в соответствии с требованиями ФГОС: мотивационный этап содержит разнообразные творческие упражнения, интерактивные задания помогают расширить кругозор детей, закрепить материал и отследить степень усвоения. На этапе рефлексии каждый ученик может поделиться своим мнением, а наличие анкеты, доступной через QR-код, делает рефлексию более интересной для подростков.

    Так, например, видеоролик о Смутном времени погружает учеников в атмосферу прошлого, а интерактивные задания дают представление о богатстве культуры страны, о природных богатствах, традициях, помогают узнать историю через приобщение к живописи.

    Таким образом, методические материалы, подготовленные специалистами для занятий «Разговоры о важном», помогают разнообразить занятия.
    3. Критерии оценки: 5 баллов.

    Критерии оценивания:


    Критерий оценивания

    Баллы

    Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении содержит информацию о развиваемых ценностных ориентациях

    1

    Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении имеет понятную структуру

    1

    Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении дает представление о выборе форм и методов проводимого внеурочного занятия

    1

    Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении учитывает основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности

    1

    Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении содержит примеры из материалов «Разговоров о важном»

    1


    Короткий план позволяет сделать вывод о высокой готовности к использованию в практической деятельности материалов.



    написать администратору сайта