Урок Сословный быт. Конспект открытого урока по теме Сословный быт. Конспект открытого урока по теме "Сословный быт xvii века. Традиции и нравы"
Скачать 87.2 Kb.
|
Конспект открытого урока по теме "Сословный быт XVII века. Традиции и нравы" Пересыпка Елена Вениаминовна, учитель истории Разделы: История и обществознание Тип урока: изучение нового материала. Форма: урок-заочная экскурсия. Цели: Образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия. Развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков групповой работы с текстом учебника и предметным материалом. Воспитательная: эстетическое воспитание через знакомство с картинами известных художников, уважения к традиционным ценностям. Цель использования мультимедийных технологий на уроке:создание яркого, запоминающегося образа эпохи. Оснащение: проектор, ноутбук, презентация учителя. ХОД УРОКА 1. Введение в тему Учитель. Перед вами знаменитая картина А.Васнецова «Мясницкие ворота» (Москва XVII век). Столица Российского государства в XVII веке – это большой многолюдный город. Здесь живут люди разного звания и достатка. Все куда то спешат. Богатые горожане, одетые в цветную одежду из дорогих тканей, разъезжают по городу в расписных возках, запряжённых несколькими парами лошадей. Горожане, чьё положение в обществе, ниже одеты попроще, они пешком преодолевают московские расстояния. Каждый день через городские ворота в столицу въезжают сотни подвод с разными припасами и товарами, приходит люд со всех сторон матушки России, да и с иноземных сторон. Здесь можно увидеть и услышать всё самое интересное и невероятное. Именно отсюда мы и начнем наше путешествие.(Приложение, слайд № 1) Тема урока «Сословный быт XVII века. Традиции и обычаи». Вопрос к ученикам. Как вы понимает термин быт (варианты) Учитель. Быт – зто повседневная жизнь. Это всё то, без чего не мыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью наших предков, приближает далёкое прошлое, делает Великое более понятным и доступным. Учитель. Что бы вы хотели узнать о быте XVII века? Варианты интересов учащихся. В плане нашей экскурсии знакомство с устройством жилища, модой, питанием и образом жизни разных сословий XVII в. Эпиграфом к нашему уроку будут строки: «Слава нашей стороне! Слава русской старине!» Вы понимаете, ребята, что за 1 урок раскрыть эту обширную тему подробно невозможно. Те, кто захочет узнать больше, я советую прочитать книгу русского историка Ивана Забелина «Домашний быт русских царей». XVII век очень от нас далёк, многие постройки, предметы обихода не выдержали испытания временем, поэтому ту далёкую эпоху мы будем изучать с экспозиций русского музея им. А.С.Пушкина в Москве. И так, мы с вами идём в музей. Входные билеты – это ваши знания. Слайд музея. Старайтесь! Покажите себя знатоками данной эпохи. 2. Повторение материала прошлых уроков (фронтальная работа) Вопросы каждому ряду 1. Что такое сословия? 2. Какие сословия были в России XVII в.? 3. Назовите имя русского царя, прозвище которого «Тишайший». 4. Какие памятники архитектуры этого периода вы знаете? (Теремной дворец московского Кремля, Успенская церковь в Угличе, церковь Ильи Пророка в Ярославле). 5. Когда при дворе А.М. появился театр? 3. Объяснение нового материала Учитель. Мы с вами в зале «Русская бытовая культура XVII века» (Приложение, слайд № 2). Укрепление самодержавной власти при Алексее Михайловиче. изменило нравы и быт царского двора. Кроме великолепного Теремного дворца в Кремле появились впервые летние загородные резиденции. Ворота с полукруглой аркой, Холмы, луга, луга, овин. В ограде – мрак и холод парка, И дом невиданной красы. (Приложение, слайд № 3) Стихи Б Пастернака подходят к описанию дворца в с. Коломенском Этот дворец похож на сказочный (270 комнат, 3 000 окон) Внутреннее убранство царских палат также поражает великолепием. Стены отделывались разноцветным сукном, атласом и кожей. В окнах вставлено стекло. Это большая редкость. По мере усиления западного влияния появлялись голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы. (Приложение, слайд № 4) Кончено же, знать (бояре, дворяне, богатые купцы) старались подражать царскому быту. Перед вами дом купца. Эта постройка XVII в. (Приложение, слайд № 5) Оцените достаток купца по горнице (мебель говорит о достатке) (Приложение, слайд № 6) Картина «Московская улица XVII века». Её автор – Рябушкин Андрей Петрович (17.10.1861-27.04.1904), русский живописец XIX века. Мастер красочных жанровых и исторических картин, гл. обр. воссоздающих московский быт XVII в. Избрав обычные эпизоды из жизни Москвы XVII века, художник сумел воссоздать далекую старину, он как бы приоткрыл страницу русской истории. Перед вами оживает характерный уголок старой Москвы с низкими деревянными и каменными постройками, непролазной грязью. Большинство москвичей (даже состоятельные) жили в деревянных хоромах: тепло и привычно, особенно зимой. По улице, высоко подобрав полы одежд, идут люди. Молодая женщина в белом платке, красном одеянии осторожно ступает по бревенчатым мосткам, боярин восседает на вороном коне, нищий, сидя перед иконой, просит подаяние... Подобное художник не раз видел во многих провинциальных городах России, поэтому и смог с такой живостью, естественностью представить эту сцену на полотне. Если в жизни горожан можно наблюдать изменения, особенно, к концу столетия, то крестьянская жизнь текла медленно, никаких значительных перемен не происходило. (Приложение, cлайд № 7) Крестьянский двор – это крытая дранкой или соломой изба, топившаяся по – чёрному, хлев для скота, сарай. Окна затянуты рыбьим пузырём или кусками промасленного холста. (Приложение, cлайд № 8) Обстановка довольно скудная: простые столы и лавки. В красном углу обязательно икона, сюда усаживали гостя. Главная часть крестьянской избы это русская печь – зимой здесь спала вся семья, т.к это было самое тёплое место. Посуда деревянная и глиняная. Для освещения жилища использовали светец. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой. Перед вами ещё ряд картин. Это картины Сурикова и Рябушкина. (Приложение, слайд № 9) Учитель. Глядя на эти картины, догадайтесь какой будет следующий зал для посещения? Ученики предлагают свои варианты. Учитель. Мы переходим в зал «Одежда XVII века». Я передаю слово«экскурсоводу». Она нам расскажет об одежде, которую носили женщины и мужчины в те времена. Экскурсовод. Бояре носили платье из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата и парчи. Посадские люди могли купить только дешёвые привозные ткани – кумач, бязь. Они одевались, в основном, в материи, вытканные городскими ремесленниками, а то и как крестьяне в одежду из льняного полотна, домотканого холста, из грубошёрстного сукна – сермяги, армячины. (Приложение, слайд № 10) Льняная рубаха – основа женской одежды всех сословий. Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом – запястьем. Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу – девичью красу. Летник – вид женской одежды. В зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи. Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую. Кафтан – ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати и она подчёркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава». Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства. XVII век в истории России занимает пограничное положение между средневековьем и новым временем, которое начинается с Петра I. Поэтому в XVII веке уживаются традиции и те изменения, которые постепенно входят в жизнь людей. Учитель. Вопросы к экскуроводу. (Приложение, слайд № 11) А. Рябушкин. Семья купца 4. Закрепление изученного материала Какие элементы новизны встречаем в одежде членов семьи. Предполагаемый ответ: у младшей дочери купца платье необычного покроя. Мужчины в XVII веке всё чаще бреют бороду и тоже облачаются в европейское платье, в основном, польского происхождения 5. Физкультминута. Гимнастика для глаз Теперь мы поговорим о том, без чего не обходились ни русские цари, ни бояре, ни крестьяне. Это, конечно же, еда. Царское меню поражало иностранцев своим обилием и разнообразием. На царском обеде подавалось от 70 до 100 блюд. Известен обед Алексея Михайловича, где подали 500 блюд. Хотя он сам был в еде очень скромен, блюда со своего стола посылал как милость многочисленным боярам. Слайд стихотворение о царском обеде Я познакомлю вас со стихотворением единственного в России кулинарного поэта В. С.Филимоновым. Вопрос ученикам. Какие блюда преобладали на царском столе? «..Вот, в жире плавая, большая, В чужих не знаема водах. Себя собой лишь украшая, На блюде – стерлядь: ей Не нужны пышные одежды. Вот гость далёкий, беломорский, Парным упитан молоком, Телёнок белый, холмогорский. И подле – рябчики кругом, Его соседи из Пинеги Каких нет лучших на Руси, С прудов Бориса – караси. Вот из Архангельска – навага, Вот жирный стрепет с Чатыр – дага С Кавказа красный лакс – форель С Ильменя сиг и нельма с Лены Из Рима а-ля бешамель. Кабан. Вот камбала из Сены, Мы, здесь чужим дав блюдам место Средь блюд любимых на Руси, Запьём свое, чужое тесто Иль шамбертеном иль буси…» Варианты ответов учеников. Боярам и дворянам пришлась по вкусу появившаяся во 2 пол.XVII в. колбаса, подававшаяся с гречневой кашей. Блюда начали приправлять восточными пряностями – перцем, гвоздикой, корицей и др. Основой питания крестьян были зерновые культуры. Из ржаной муки пекли хлеб, пироги. Из пшеничной по праздникам. Из овса готовили кисели, пиво, квас. Употребляли много овощей. Мясо было только по праздникам. Частым продуктом на столе была рыба. Сейчас мы будем готовить царский и крестьянский обеды. 6. Работа в группах Задание для группы мальчиков (повара при царском дворе были только мужчины) (5 мин.). Из предложенных блюд составьте меню из 10 блюд ( закуски, первые блюда, вторые, десерт, напитки). Объясните какие блюда не могли быть на царском столе в XVII веке. Задание девочкам. Из предложенных продуктов сделайте винегрет. Обоснуйте выбор продуктов.(5 мин.) Выступления (5 мин.) Группа ставит оценки наиболее активным! Иностранцы, побывавшие в России в XVII в. оставили многочисленные записки о нравах и развлечениях российского народа. Прочитайте отрывок из документа А. Олеария и И.Забелина о быте русских людей Работа с документом стр. 90-92. Вопрос по документу. Какие традиции сохранились в нашей жизни из той давней эпохи? 7. Итог Мы с вами совершили путешествие в XVII век. Вы познакомились с повседневной жизнью разных сословий. Из той далёкой эпохи в нашу жизнь пришли 2 пословицы. Кто запомнил из выступления экскурсовода? «Работать спустя рукава» т.е не прилагать усилий ведь длинные рукава ферязя практически не позволяли что – либо делать.2 пословица пришла из крестьянского быта «Проще пареной репы» Что она означает сегодня? Овощи в то время парили в печке. Такой способ приготовления не требовал большого труда. 8. Рефлексия 1. Что тебе дал этот урок? 2. Как оцениваешь свою работу? 3. Что вызвало наибольший интерес? 4. Были ли трудности? Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке Фомина С.В., учитель истории и обществознания Цели: показать сословный характер быта российского общества, определить общие и отличительные черты в повседневной жизни людей разных сословий. формировать умение сравнивать, систематизировать информацию. В качестве источника информации на уроке используется учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России конец ΧVΙ – ΧVΙΙ век. К данному уроку учащиеся повторяют, что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века. Урок проводится в технологии проблемного и технологии развития критического мышления через работу с различными источниками информации. Вызов. Учитель задаёт вопрос: Как вы думаете, современные люди живут одинаково, или в их жизни есть различия? Учащиеся отвечают: Жизнь современных людей может быть разной. Учитель задаёт следующий вопрос: Почему люди живут по-разному, с чем связаны различия в жизни людей? Учащиеся отвечают: зависит от того, у кого, сколько денег; где живут (в городе или деревне); где и кем работают; … Учитель: таким образом, мы видим много причин для различий, но когда-то важнейшей причиной было то, что люди принадлежали к разным сословиям. Давайте вспомним, что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века? После ответов учащихся учитель предлагает выяснить, насколько значимы были эти различия и было ли что-то общее в жизни людей разных сословий. Содержание. Для решения задачи учитель предлагает работу со сводной таблицей. Учитель на доске, а ребята в тетради чертят таблицу и записывают названия колонок. В качестве названий колонок учитель предлагает взять названия сословий, добавив к ним царя и его семью, центральная колонка называется «Линии сравнения».
После подготовки таблицы учитель предлагает подумать над линиями сравнения, т.е., что можно сравнить у разных сословий. Предложения учащихся учитель записывает на доске в центральную колонку таблицы. Когда прозвучат все предложения, линии сравнения обсуждаются, чтобы выявить наиболее значимые, при необходимости учитель может добавить недостающие. Класс делится на 4 группы: 1) царская семья – стр.85 – 86, 92, 2) бояре и дворяне – стр.86 – 88, 91, 3) посадский люд – стр.88, 91 - 92, 4) крестьянство стр.88 – 90. Каждая группа работает со своим текстом (это не только текст параграфа, но и документы в конце параграфа) – читает и находит информацию для своей колонки в таблице. После завершения работы каждая группа называет найденную информацию и по ходу выступлений заполняется сводная таблица. Сводная таблица.(1 вариант)
Сводная таблица (2 вариант)
После заполнения таблицы учитель предлагает определить – есть ли общие черты в повседневной жизни у сословий. Учащиеся по таблице определяют, что общих для всех сословий черт нет, но немного похожа жизнь царя, дворян и бояр, а также схожи в повседневной жизни посадский люд и крестьяне. Учитель задаёт следующий вопрос: « Что можно сказать о сословиях, учитывая их различия в повседневной жизни?» учащиеся могут предположить, что: 1) по различиям можно определить сословие, 2) по различиям можно определить, кто живёт лучше, а кто хуже и составить рейтинг уровня жизни каждого сословия. Следующий вопрос: «В повседневной жизни какого сословия есть черты, схожие с жизнью современных людей?» Просмотрев таблицу, учащиеся решают, что у современных людей много общего с жизнью дворян и бояр: каменные дома, едят колбасу… Рефлексия. Оказывается в ΧVΙΙ веке … Я понял, что … Современные люди … Несмотря на то, что прошло столько лет … Я думаю, что различия между сословиями Урок 37. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.Цели и задачи: познакомить с основами мировоззрения русского человека XVII в.; характеризовать изменения, произошедшие в традициях повседневной жизни русского человека в XVII в. Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: братчина, всенощная, изразцы, парча, тафта; описывать особенности русских людей (внешний вид, привычки, питание и т. д.); описывать основные общинные традиции; определять роль православия в повседневной жизни русского народа; описывать образ царя в народном сознании, представления русского народа о справедливости; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия русского народа; метапредметные УУД— 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; 2) регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; осуществлять рефлексию своей деятельности; 3) познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; осмысливать социальнонравственный опыт предшествующих поколений. Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах. Тип урока: урок рефлексии. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний (Комментированный разбор домашнего задания. Опрос по опорным понятиям. Учитель просит ученика объяснить несколько терминов. Следующие два-три ученика продолжают давать определения понятий. Остальные ученики могут дополнять, поправлять одноклассников.) III. Мотивационно-целевой этап На прошлых уроках мы познакомились с народами России, их обычаями и культурой. Тема урока: «Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.». — Как вы думаете, о чем мы будем говорить? — На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения.) План урока 1. Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII в. 2. Общинные традиции. 3. Православие в повседневной жизни русского народа. 4. Образ царя в народном сознании. 5. Работа над проектом «Быт и обычаи различных сословий в России XVII в.». Проблемный вопрос — Изменились ли основы мировоззрения и традиции повседневной жизни русского человека в XVII в.? IV. Введение в новый материал (Учитель демонстрирует слайд с репродукцией гравюры А.М. Васнецова «У Мясницких ворот Белого города в XVII в.».) На этой картине изображены люди разного достатка. Богатые горожане, одетые в цветную одежду из дорогих тканей, разъезжают по городу в расписных возках, запряженных несколькими парами лошадей. Посадское население передвигается в простых санях и повозках или пешком. Каждый день через городские ворота в Москву въезжали сотни подвод с разными припасами и товарами, приходит люд со всех сторон России. Именно отсюда мы и начнем наше путешествие. V. Работа по теме урока 1. Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII в. — Работая в группах с материалом на с. 103, 104 учебника, определите, какие обстоятельства могли повлиять на изменение восприятия картины мира русским человеком в XVII в. (В ходе выполнения задания составляется схема-кластер.) (В ходе выполнения задания составляется схема-кластер.) 2. Общинные традиции (Коллективная работа с п. 2 (с. 104, 105 учебника) — комментированное чтение и ответы на вопросы учителя.) — Как Соборное уложение 1649 г. изменило положение крестьян? (Оно лишило их свободы передвижения.) — Каковы основные общинные традиции русского крестьянства? (Совместное владение землей, взаимопомощь, выборность руководителей, гласное решение важнейших общинных вопросов на сходе, равенство членов общины при решении различных вопросов.) — Как общинные традиции характеризуют русский народ? (Забота о вдовах и сиротах, бескорыстная и добровольная помощь соседям или родственникам и т.д.) Вопросы для дискуссии — Какие моменты в общинных традициях вам показались привлекательными? Обоснуйте свой ответ. — Что вам не понравилось в общинных традициях? Обоснуйте свой ответ. — Верно ли утверждение, что общинное сознание подавляло проявления и развитие сознания индивидуального? 3. Православие в повседневной жизни русского народа (Коллективная работа с п. 3 (с. 105—106 учебника) — комментированное чтение и ответы на вопросы учителя.) — Почему община становилась и приходом церкви? — Какие факты подтверждают набожность русских людей? — Как начинался день христианина? — Какие христианские праздники стали символами крестьянской жизни? Запись в тетради Факты, подтверждающие значительную роль православия в повседневной жизни русских людей: 1) большое количество церквей в городах и селах; 2) почетное место в русском доме — красный угол с иконостасом; 3) ежедневное соблюдение религиозных обрядов и ритуалов. 4. Образ царя в народном сознании В российском народном сознании сложилась мечта о добром царе-батюшке. Эта мечта стала впоследствии частью идеологии русской самодержавной власти. Царь-батюшка символизирует близость верховного правителя к простому народу, надежду на отеческую заботу о своих «детях» — подданных, а также веру в высшее, неограниченное милосердие монарха. Образ царя-батюшки концентрирует в себе всю земную власть, т. е. самодержец не только глава государства, но и «отец» своего народа. Царь в народном сознании являлся хранителем веры «дедов и отцов», защитником истинной православной веры и хранителем «Третьего Рима». На нем особая божественная миссия — готовить свой народ к спасению. Когда все подданные русского царя являются холопами, и только он может делать то, что он хочет, то его неограниченное могущество становится образцом для подражания. «Был бы я царем, устроил бы все по-своему...» (Коллективная работа с п. 4 (с. 107 учебника) — комментированное чтение и ответы на вопросы учителя.) — Какие черты приписывал русский народ своему царю? — Почему воля государя воспринималась как закон? 5. Работа над проектом «Быт и обычаи различных сословий в России XVII в.» Сегодня вы опять выступите в роли молодых ученых-этнографов и поработаете над проектом «Быт различных сословий в XVII в.». (Учитель напоминает алгоритм работы над проектами (см. уроки 3, 10, 29, 30, 33, 34). Выделяются этапы работы над проектом. Определяются цели и задачи проекта, его структура и форма представления. Составляется план работы.) Цели проекта: 1) познакомиться с бытом и обычаями различных сословий в России XVII в.; 2) выделить черты сходства и отличия в сословном быте. — Разделитесь на четыре группы. Изучив материал учебника и различные источники информации (справочники, энциклопедии, фрагменты исторических документов, интернет-ресурсы), вы представите нам свои этнографические обзоры. Первая группа — домашний быт российских царей. Вторая группа — повседневный быт первого сословия. Третья группа — повседневная жизнь посадского населения. Четвертая группа — быт и обычаи крестьян. Дополнительный материал Льняная рубаха — основа женской одежды всех сословий. Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава обычно имели небольшую манжету. Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Летник - вид женской одежды. В зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи. Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Кафтан-ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати, она подчеркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава». Охабень — верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства. Кийка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины. Также замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу — девичью красу. Кокошник в виде гребня (опахала или округлого шита) вокруг головы стал символом русского традиционного костюма. Сорока — род повязки с твердым околышем. Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Лапти — низкая обувь, сплетенная из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, веревкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Башмаки изготовлялись из кожи и завязывались шнурками. Чеботы — вид сапог с коротким голенищем. Шились из сафьяна, а также атласа и бархата. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки. Голенища чеботов называли прежниками, а внутреннюю обшивку этой обуви — поднарядом. Поднаряд шился из атласа или из бобрового меха (зимний вариант). Богатые чеботы украшались золотым и серебряным шитьем, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками. Ичиги — вид легкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жестким задником. Валенки — теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делались твердыми, но бывают и мягкие валенки. Онучи — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, черного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти). Поршни — простейшая русская кожаная обувь. (Пушкарева Н.Л. Женщины древней Руси) (Презентация работы групп. Заполнение сравнительной таблицы.) Быт различных сословий в России XVII в.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия (Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке.) Подведем итоги нашей работы над проектом. Продолжите фразы: • Оказывается, в XVII в. люди... • Несмотря на то, что прошло столько лет... • Я думаю, что различия между сословиями... • Я понял(а), что... |