Главная страница
Навигация по странице:

  • Круг детского чтения - это литература

  • СКАЗКА Анималистическая (о животных) Волшебная

  • Художественное пространство сказки

  • Особенности образов персонажей, главного героя

  • Герой - животные, наделенные человеческими чертами, проживающие жизнь человека; - в основе образов прием антропоморфизм

  • Особенности сюжета

  • Особенности композиции и сюжета

  • Изобразительно-выразительные средства

  • Проведите беседу с дошкольниками и их родителями. Выясните круг чтения современных детей.. Практическое задание 1. Конспект ответа Круг детского чтения это литература


    Скачать 37.45 Kb.
    НазваниеКонспект ответа Круг детского чтения это литература
    АнкорПроведите беседу с дошкольниками и их родителями. Выясните круг чтения современных детей
    Дата15.08.2022
    Размер37.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое задание 1.docx
    ТипКонспект
    #646068


    Задание 1. Проведите беседу с дошкольниками и их родителями. Выясните круг чтения современных детей.

    Родители младших дошкольников выбирают для чтения сказки отечественных авторов, таких как: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Книги с этими произведениями содержат много сказочных иллюстраций, которые малыши рассматривают вместе с родителями. По картинкам дети различают не только главных героев сказок, но и отдельные предметы обыденной жизни, природы (облака, солнце, трава, домик, бабочка) и т.д. Так же родители современных детей не обходят стороной стихи Агнии Барто.

    Дошкольники средних групп знакомятся с героями других произведений Корнея Чуковского: «Айболит», «Бармалей», «Краденное солнце», «Тараканище». Владимира Сутеева ("Под грибом", "Палочка-выручалочка", "Яблоко" и другие), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского ("Телефон", "Федорино горе", "Мойдодыр", "Айболит"), стихи Самуила Маршака ("Усатый-полосатый", "Где обедал, воробей?", "Вот какой рассеянный" и другие), и многие другие истории. 

    Родители старших дошкольников читают вместе с детьми русские народные сказки «По щучьему велению», «Три медведя», «Маша и медведь». Детям постарше уже интересны более сложные сказки, приключения, сказки с более интересным и динамичным сюжетом («Незнайка») с интересным продолжением.


    Практическое задание к разделу 1

    Задание 1. Проведите беседу с дошкольниками и их родителями. Выясните круг чтения современных детей.

    Конспект ответа:

    Круг детского чтения - это литература, которая должна быть прочитана в соответствующем возрасте. Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов: пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые; активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

    В наш век информационных технологий, тотального наступления Интернет, экран становится главным воспитателем ребенка. Дети смотрят со взрослыми все подряд; рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы, поскольку хороших, специально созданных телепередач крайне мало. Последствия этого становятся все более очевидными. Вот некоторые из них.

    1. Отставание в развитии речи т. к. дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна.

    2.Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

    3. Резкое снижение фантазии и творческой активности ребят. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

    4. Повышение детской жестокости и агрессивности. Подростки бьют друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой то цели, а просто так, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

    Это не означает призыва исключить компьютер и телевизор из жизни и воспитания детей. Однако предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами 9 -летнего возраста, когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не главным воспитателем.

    Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? 

    -  Книга для ребенка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Картинки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребенок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметов реалистичны.

             -  Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.

             - Читайте старшим дошкольникам объемные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги (чтение с продолжением) должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребенка: «На чем мы вчера остановились?» Обязательно пользуйтесь закладкой.

             - Старайтесь читать по определенной системе, например, познакомьте ребенка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги независимо от возраста ребенка обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например: «Я прочитаю тебе русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»» Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.

           - Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностно относиться к книге.

             - Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо помыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция художественных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнет ее тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чем в ней говорится.

            - Объясните до начала чтения значения тех слов, без понимания которых ребенку будут неясны основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понятно ребенком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.

            - Читайте выразительно, стремясь донести до ребенка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определяет свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребенок. 

    - Выбирая книги для малыша, важно обращать внимание прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет). 

    - Малыш начинает понимать человеческую речь ещё до того, как научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включённую в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чём говорят взрослые. 

    Задание 2. Составьте сравнительную таблицу «Жанровые разновидности русских народных сказок» (в качестве примера приведено жанровое своеобразие анималистической сказки):

     

    СКАЗКА

    Анималистическая

    (о животных)

    Волшебная

    Бытовая

    (сатирическая)

    Тема

    - защита слабых и обиженных; - осмеяние негативных черт характера

     - борьба со злом

     - борьба с социальной несправедливостью; - осмеяние людских пороков (лень, глупость, упрямство).  

    Чему учат

    - справедливости; - отзывчивости; - основам морали и этики

     - доброте, - отзывчивости, - справедливости

     - хитрости, - находчивости, - юмору

    Художественное пространство сказки

    - бытовое; - переосмысленное бытовое (варежка = теремок)

     - волшебное (Тридесятое царство), - наличие волшебных предметов (ковер-самолет, гусли-самогуды, молодильные яблочки)  

     - бытовое

    Особенности образов персонажей, главного героя

    - каждый герой воплощает в себе одно качество (лиса – хитрость, волк – жадность, глупость, заяц – трусость)

     - Герои делятся на: 1) злодеев, 2) страдальцев, 3) заступников, 4) их помощников - главный герой – воплощение высших моральных качеств:  смелости, честности, доброты; идеальный образец для подражания; - положительные герои красивы, - отрицательные безобразны

     - главный герой находчив и хитер; - отрицательные персонажи глупы и наивны.

    Герой

    - животные, наделенные человеческими чертами, проживающие жизнь человека; - в основе образов прием антропоморфизма (перенос на животных присущих человеку психических свойств и черт характера)

     - былинный тип главного героя (Иван-царевич, Царевна-Лягушка, Василиса Премудрая, Царь-девица, Марья-Моревна); - наличие у героя помощников (Сивка-бурка, Старичок-Боровичок, серый волк)  

     - простой человек (солдат, мужик, баба); - животное, наделенное чертами человека; - абстрактное понятие (Горе-Злосчастье, Правда и Кривда)

    Антигерой

    - персонаж, наделенный негативной чертой характера

     - злодеи (Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный)

     - лицо высшее по социальному статусу, притеснитель (царь, поп, барин)

    Особенности сюжета

    - конфликты отражают реальные жизненные отношения людей

     - наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда (волшебные персонажи и предметы)

     - в основе сюжета - необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений; - имеет место чудесное допущение, в основе которого гипербола: герой настолько хитёр, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным; - вместо волшебства используется смекалка; - реализм условен (реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение)

    Особенности композиции и сюжета

    - невелики по объему,

    - просты по композиции, одна сюжетная линия;

    - быстродействие: сюжет развивается стремительно, наблюдается обилие глаголов;

    - широкое использование диалогов;

    - повторяющиеся эпизоды, кумулятивность (Теремок, Колобок, Курочка Ряба);

    - включение в текст малых фольклорных форм: песенок, прибауток и т. п. (Колобок, Волк и семеро козлят)

     - большие по объему (у главного героя длинный и тернистый путь, часто встречается образ разветвления дороги), - осложнённая композиция, несколько сюжетных линий (сказка охватывает достаточно продолжительный период жизни героя);   - описание доминирует над диалогом;   - наличие присказок (долго ли, коротко ли…): 1) традиционных зачинов (в некотором царстве, в некотором государстве…), 2) концовок (и я там был и мед я пил) - часты троекратные повторы (три раза герой бьется со змеем; проходит через три царства: медное, сереб­ряное, золотое; три брата три раза ходят ловить жар-птицу).

     - невелики по объему, - просты по композиции, - одна сюжетная линия; - сюжет развивается стремительно, наблюдается обилие глаголов;   - широкое использование диалога;  

    Изобразительно-выразительные средства

    - суженный набор изобразительно-выразительных средств (гипербола, литота, эпитеты)

     - расширенный набор изобразительно-выразительных средств (многочисленны эпитеты, метафоры)

     - в основе сюжета - понятный ребенку юмор, гипербола  

     


    написать администратору сайта