Учебный материал по философии. Шаблон_штудирования. Конспект Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии
Скачать 148 Kb.
|
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТЕ
КонспектРоль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии.В переводе с древнегреческого «философия» – это любовь к мудрости. Философия – это форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека. Она является способом духовной деятельности людей и представляет собой наиболее древнюю часть общей духовной культуры человечества. Во все времена люди размышляли о коренных проблемах природы, общества и познания, о проблемах существования человека и смысле его жизни, о предназначении человека и целях развития общества в целом. Ответы на эти вопросы во многом связаны с теми приоритетами, которые существовали в истории человечества. Так, например, на первых порах человека интересовали вопросы происхождения всей окружающей природы, конечные основы всего бытия. Теперь же эти вопросы отошли к области научного интереса. Философию же в настоящее время интересуют вопросы смысла жизни, проблемы выживания человека и человечества. Философия неоднократно ставила такие вопросы, которые затем становились предметом исследования естествознания или искусства, религии, политики и права. Это бесконечное рождение новых проблем в ходе философского отражения мира вызвано особенностями самой философии, которую всегда интересуют коренные проблемы бытия. Кроме того, философия всегда стремилась использовать наиболее общие методы и способы познания, те методы, которые философия самостоятельно разрабатывает или берет их из других областей духовного производства и, в первую очередь, из естествознания. В античные времена, когда частные науки еще не сформировались и не произошло их отпочкование от единого древа человеческого знания, философия выполняла двойную задачу мировоззренческого характера. Она ставила своей целью постичь истину: а) в собственной сфере – универсуме; б) в теоретическом, мировоззренческом виде сформулировать положения, вытекавшие из результатов исследований частных наук о природе, обществе и человеке. По мере развития наук и превращения их в теоретические, особенно фундаментальные, предмет философии сужался. Философия отказалась от исторически преходящих и несвойственных ее собственной природе функций в развитии теории частно-научного знания; они перешли к специальным наукам, начиная с физики Ньютона. Но это не привелок уменьшению роли философии в обществе и познании действительности, напротив, она существенно возросла, ибо философия могла сосредоточиться на присущей ей имманентно проблематике широкого, универсального характера, на познании своего действительного предмета – всеобщих оснований бытия. Кроме того, в отношении всех частных наук философия, освободившись от их непосредственной опеки, стала выполнять несоизмеримо более важную и сложную, чем прежде, задачу, а именно: вооружать науки общей метатеорией развития всего сущего и философской методологией – основой основ современной научной методологии. Предметом философии являются начала начал; причины причин; предельные основания; всеобщие свойства, связи и отношения действительности; принципы и законы бытия и сознания. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, место в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания: жизненно-практические, профессиональные, научные. Но знания не заполняют всего поля мировоззрения. В мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни, формируется система ценностей, складываются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения – знания, ценности, программы действия – взаимосвязаны. В мировоззрении разум и чувства не обособлены, а переплетены и к тому же соединены с волей. В составе мировоззрения важную роль играют убеждения, что не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение – обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Догматизм - фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней – без внутренней критичности, собственного анализа; это тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем производятся без учета конкретной реальности, условий места и времени. От догм спасают здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность – неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям. Такое настроение называют цинизмом. В мировоззрении различаются повседневное (обыденное) мировоззрение, основывающееся на здравом смысле, стихийных, несистематизированных, традиционных представлениях человека о мире. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью и обоснованностью. Иное дело интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровень осмысления в мировоззрении – критическая работа ума на основе сравнения разных форм опыта. Такая работа, как правило, осуществляется уже на другом – просвещенном, размышляющем уровне сознания. К зрелым интеллектуально-теоретическим формам миропонимания принадлежит и философия. Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где большой круг – мировоззрение, а входящий в него меньший – философия. В отличие от иных форм мировоззрения к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования. Для понимания своеобразия философии необходимо также определить ее место среди других исторических типов мировоззрения (мифологическое, религиозное мировоззрение). Миф - ранняя форма духовной культуры человечества, объединял в себе зачатки знания, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался, выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретичная) форма сознания. Религиозное мировоззрение - тип мировоззрения, признающий сверхъестественное мировое начало, выраженное в иррациональной и эмоционально-образной формах. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. В философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм. Материализм - философское направление, которое исходит из первичности материи и вторичности сознания, духа. Идеализм - философское направление, которое считает исходным, первичным и определяющим элементом всего сущего дух, идейное начало, а вторичным – материю. Идеализм и материализм являются монистическими учениями, ибо их приверженцы отдают предпочтение одному из двух разных начал. Монизм - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего, но наряду с монистическим взглядом на природу, общество и человека существует и дуализм, как философское направление, считающее, что материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга. Слово “метод” имеет греческое происхождение и представляет буквально путь исследования или познания. Метод – это способ построения и обоснования системы знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Своими генетическими корнями метод восходит к практической деятельности. Приемы практических действий человека с самого начала должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности, с объективной логикой вещей, с которыми он имел дело. В истории философии в качестве наиболее заметных философских методов, выступающих в качестве особой философской рефлексии (особое понимание мира через его познание и переживание, когда познанные закономерности преломляются сквозь призму интересов человека, а ценностно-эмоциональное восприятие мира подвергается рациональному осмыслению; это размышление над предельными основаниями бытия во всех его проявлениях, включая и размышление над предельными основаниями существования человека, смысла его жизни и т.д.), можно выделить диалектику и метафизику. Понятие метафизика (буквально “после физики”) употребляется в трех измерениях: 1) как синоним философии; 2) как синоним онтологии; 3) как метод познания, противостоящий диалектическому методу. Метафизика склонна к абсолютизации отдельных сторон познания и экстраполированию закономерностей части бытия на весь мир в целом, она рассматривает вечно изменяющийся мир как устойчивый. В философии метафизика часто приводит к догматизму, когда какая-либо одна концепция, философская система выступает в качестве единственно верной (то есть абсолютизируется в качестве единственной истины), а противоречащие ей системы просто отбрасываются. Метафизика понимает развитие как уменьшение или увеличение, как повторение, не понимает всеобщей взаимной связи явлений в мире. Диалектика – философское учение о развитии; философская теория и метод познания действительности; философское обоснование всеобщих закономерных связей, явлений бытия и их отражения в мышлении; философская трактовка противоречия как источника самодвижения сущего и перехода его форм из одного состояния в другое. Диалектика - метод мышления, который основан на понимании многообразия мира, закономерностей этого многообразия, взаимодействии различных сторон явлений, рассматривающий мир как нечто становящееся, развивающееся. Философия, как и наука, является одной из форм общественного сознания. Она использует рациональный способ познания мира, следует общим принципам и нормам его теоретического освоения. Но философия – не только тщательно логически выстроенное академическое знание и плод рассудочной деятельности; результат философствования всегда несёт на себе печать индивидуальности его творца, что сближает философию с искусством. По аналогии с наукой философия представляет собой относительно самостоятельный социальный институт со своими научными учреждениями, средствами научного поиска и кадрами ученых. Формируя мировоззрение, философия выступает как его ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые, участвуют в данном процессе. Процесс познания действительности сближает и роднит философию и науку. Но научное знание отличается логичностью, аксиоматичностью, непротиворечивостью. В философии же противоречие – одно из основных понятий наряду с антиномиями (два противоречивых, но одинаково обоснованных суждения). Здесь все проблематизируется, подвергается сомнению. Широкое распространение имеет философский релятивизм – учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Если в науке оно рождает общезначимые, бесспорные истины, то отдельные философские положения могут существенно разниться, варьироваться применительно к Западу, Востоку, отдельным странам. В существовании философии и науки состоит общая социальная и человеческая потребность как раз потому, что они близкие, родственные, но по целому ряду параметров нетождественные, разные формы познания действительности. Все функции философии можно разделить на две группы: мировоззренческие и методологические. В свою очередь, в мировоззренческих функциях можно выделить следующие: - гуманистическую функцию. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. На протяжении многих столетий значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, власти, продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным физически и духовно. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведёт к конформистской личности, негативно действует на философию. Всё больше мыслителей обращают внимание на оскудение личности, к чему приводит много факторов, например, рост специализации во всех сферах человеческой деятельности, усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественно-научного знания; - социально-аксиологическую функцию, которая расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конкструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностнными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу; - культурно-воспитательную функцию. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений; - отражательно-информационную функцию. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы философского знания: - онтология – философское учение о бытии; - гносеология – раздел философского знания, учение о познании; - социальная философия – философское учение об обществе; - этика - учение о морали; - эстетика - учение о прекрасном; - логика - наука о законах и формах мышления, путях познания истины; - философская антропология - раздел философского знания, развивающий учение о человеке; - аксиология - раздел философии, исследующий сущность и природу ценностей, структуру ценностного мира; - методология – раздел философии, общая теория предметно-практической и познавательной деятельности, их специфики и взаимосвязи; - история философии - учение о развитии философских знаний. Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания: - философия науки - раздел философии, включающий исследования структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания; - философия техники - раздел философии, связанный с интерпретацией феномена техники в современном мире; - философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания; - философия политики - раздел философии, исследующий общие вопросы политической сферы общественного устройства; - философия права - раздел философии, включающий общие вопросы правоведения и государствоведения; - философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры; - философия религии - это философия в ее отношениях с религией. Со стороны своего метода, философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую. Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий. Координирующая функция философии состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других. Интегрирующая функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Взаимное размежевание наук явилось ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века. Несмотря на большие успехи, достигнутые наукой, происходит рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. Философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания. Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. ВыводыЗдесь разместите свои выводы, замечания, вопросы. Логическая схема / КлассификацияЗдесь разместите логическую схему или классификацию. Глоссарий
Каталог личной библиотекиЗдесь размещается наименования литературных источников, которые были изучены в процессе учебного занятия. |