Главная страница

Урок литературы в 11 классе на тему «Осмысление Великой Победы 1. Конспект урока литературы 78 в 11 классе Дата 05. 04. 2021


Скачать 52.49 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы 78 в 11 классе Дата 05. 04. 2021
Дата13.04.2022
Размер52.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУрок литературы в 11 классе на тему «Осмысление Великой Победы 1.docx
ТипКонспект
#471476

Конспект урока литературы № 78 в 11 классе Дата: 05.04.2021
Тема: Осмысление Великой Победы 1945 года в 40-50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
Цели: определить основные закономерности историко-литературного процесса послевоенного периода; учить соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изучаемых литературных произведений; формировать умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; развивать правильную монологическую и диалогическую речь; вызвать интерес к занятию проблемно-творческого характера; формировать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:

знать/понимать:

-основные закономерности историко-литературного процесса в послевоенные годы;

уметь:

-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, портреты, раздаточные материалы.

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.


Юлия Друнина

Ход урока
1.Организационный момент. 1 мин.

- Здравствуйте, 11 класс. Сегодня нам предстоит важная работа. Сегодня вы станете чуточку взрослее, чуточку серьезнее, чуточку добрее. Не бойтесь пускать в свои сердца сострадание, не бойтесь мыслить, чувствовать, творить. Работа души, волнение делают нас лучше, человечнее, а пища для ума и сердца – это, безусловно, литературные произведения. Итак, у нас всё готово к уроку? Присаживайтесь.

2. Актуализация опорных знаний. 2 мин.

Беседа по ранее изученному материалу:

- Ребята, какой период творчества поэтов и писателей мы изучали на последних уроках и перед каникулами, и после?

- Творчество поэтов и писателей периода Великой Отечественной войны.

- В прошлый понедельник мы обсуждали повесть «Дни и ночи» Константина Симонова. О чем она?

- О героической обороне Сталинграда и о любви командира и медсестры, зародившейся в такое непростое время.

- О чем повесть «Звезда» Эммануила Казакевича?

- Это повесть о героическом подвиге разведотряда с позывным «Звезда», бойцы которого отдали жизни, но добыли и передали ценную информацию.

- Далее мы изучали творчество выдающегося русского поэта, военного корреспондента Александра Трифоновича Твардовского. А тема прошлого урока, на котором мы обговорили поэму «По праву памяти», поможет вам определиться с темой сегодняшнего урока.
3. Мотивация учебной деятельности. Определение темы, целеполагание. 4мин.

- Итак, отгремела война. Люди, четыре года проведшие в аду, видящие смерть, раны, горе, ужас, потерявшие родных и близких, учились заново жить под мирным небом.

- Как вы думаете, какой период творчества русских поэтов и писателей мы будем изучать дальше?

- Послевоенный период. 40-е-50-е годы 20 столетия.

- Как вы думаете, зажила ли уже душевная рана, угасли ли воспоминания людей 40-50х годов о Великой Отечественной войне? Что они чувствовали в то время?

- Нет, в сердцах людей, переживших все эти испытания, до сих пор ныла незаживающая рана скорби о невосполнимых утратах, о смертях и горе.

- Подумайте, какой должна быть тематика произведений послевоенных лет, написанных после Великой Победы? Она созвучна с темой нашего урока.

- Осмысление Великой Победы 1945 года в 40-50-е годы ХХ века, осуждение войны, воспоминания о погибших товарищах, стремление к мирному будущему.

- На примере творчества каких поэтов и писателей мы будем раскрывать тему урока?

- Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

- Запишите число, тему.

- Скажите, пожалуйста, чего вы ждете от сегодняшнего урока? Какие цели перед собой ставите?

- Сегодня на уроке мы проанализируем произведения поэтов и писателей послевоенных лет, попытаемся пережить вместе с ними их боль, страдания, пропустим через себя их переживания, еще раз ответим на вопрос «Что такое война?», будем развивать свои способности к выразительному чтению, воспитывать в себе уважение к героическому подвигу нашего народа.
4. Основное содержание работы. 25 мин.

1) Слово учителя

В 40—50-е годы досказывали свое слово о войне и входили с новыми темами многие писатели и поэты
2) Организация работы по анализу и систематизации информации (работа в тетради)

- Перед вами таблица «Основные мотивы произведений русских поэтов и писателей 40-50х годов». Урок у нас будет построен в форме литературной гостиной. Вы получили опережающее домашнее задание – подготовить выразительное чтение и анализ стихотворений. После прослушивания вы сделаете вывод, какие чувства хотел передать нам автор, каков основной мотив его произведения. В конце урока сделаем вывод.
Например,
Один из основных мотивов лирики, душевный настрой людей в годы войны, удачно выразил Александр Межиров (р. 1923) в стихотворении «Музыка»:
Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души, и тела

Война проклятая попрала.

Какая музыка во всем,

Всем и для всех — не по ранжиру.

Осилим... Выстоим... Спасем...

Ах, не до жиру — быть бы живу...
- Обсуждение, определение и запись основного мотива стихотворения


Автор, произведение

Основной мотив

Александр Межиров, «Музыка»

воспоминание о душевном настрое людей перед и в годы войны; стремление выстоять и отстоять Родину любой ценой



3) Выступления подготовленных учеников, осмысление произведений, анализ и систематизация информации:
3.1) Михаил Александрович Дудин
Ученик 1:
Михаил Александрович Дудин - русский поэт, родился в 1916 году в Ивановской области в семье крестьян. В 18 лет был призван в армию, учился в полковой школе младших командиров, но не успел её окончить. Началась война с Финляндией. Михаила Дудина направили на фронт (1939-1940).
Ученик 2:
Творчество стало для него «спасением от страха и одичания». Начавшаяся Отечественная война застала Дудина в Ленинграде, где ему пришлось пережить начало блокады. Позже работал во фронтовых газетах. Пронзительное произведение «Соловьи» Михаила Александровича Дудина – бессмертная классика фронтовой поэзии.
Ученик 1:
О мертвых мы поговорим потом.

Смерть на войне обычна и сурова.

И все-таки мы воздух ловим ртом

При гибели товарищей. Ни слова
Не говорим. Не поднимая глаз,

В сырой земле выкапываем яму.

Мир груб и прост. Сердца сгорели. В нас

Остался только пепел, да упрямо
Обветренные скулы сведены.

Тристапятидесятый день войны.
Ученик 2:
Еще рассвет по листьям не дрожал,

И для острастки били пулеметы…

Вот это место. Здесь он умирал —

Товарищ мой из пулеметной роты.
Тут бесполезно было звать врачей,

Не дотянул бы он и до рассвета.

Он не нуждался в помощи ничьей.

Он умирал. И, понимая это,
Смотрел на нас и молча ждал конца,

И как-то улыбался неумело.

Загар сначала отошел с лица,

Потом оно, темнея, каменело.
Ученик 1:

Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней

Запри все чувства сразу на защелку.

Вот тут и появился соловей,

Несмело и томительно защелкал.
Потом сильней, входя в горячий пыл,

Как будто сразу вырвавшись из плена,

Как будто сразу обо всем забыл,

Высвистывая тонкие колена.
Мир раскрывался. Набухал росой.

Как будто бы еще едва означась,

Здесь рядом с нами возникал другой

В каком-то новом сочетанье качеств.
Ученик 2:

Как время, по траншеям тек песок.

К воде тянулись корни у обрыва,

И ландыш, приподнявшись на носок,

Заглядывал в воронку от разрыва.
Еще минута — задымит сирень

Клубами фиолетового дыма.

Она пришла обескуражить день.

Она везде. Она непроходима.
Еще мгновенье — перекосит рот

От сердце раздирающего крика.

Но успокойся, посмотри: цветет,

Цветет на минном поле земляника!
Ученик 1:

Лесная яблонь осыпает цвет,

Пропитан воздух ландышем и мятой…

А соловей свистит. Ему в ответ

Еще — второй, еще — четвертый, пятый.
Звенят стрижи. Малиновки поют.

И где-то возле, где-то рядом, рядом

Раскидан настороженный уют

Тяжелым громыхающим снарядом.
А мир гремит на сотни верст окрест,

Как будто смерти не бывало места,

Шумит неумолкающий оркестр,

И нет преград для этого оркестра.
Ученик 2:

Весь этот лес листом и корнем каждым,

Ни капли не сочувствуя беде,

С невероятной, яростною жаждой

Тянулся к солнцу, к жизни и к воде.
Да, это жизнь. Ее живые звенья,

Ее крутой, бурлящий водоем.

Мы, кажется, забыли на мгновенье

О друге умирающем своем.
Горячий луч последнего рассвета

Едва коснулся острого лица.

Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас и молча ждал конца.
Ученик 1:

Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле

Когда он, руки разбросав свои,

Сказал: «Ребята, напишите Поле —

У нас сегодня пели соловьи».
И сразу канул в омут тишины

Тристяпятидесятый день войны.
Он не дожил, не долюбил, не допил,

Не доучился, книг не дочитал.

Я был с ним рядом. Я в одном окопе,

Как он о Поле, о тебе мечтал.
И, может быть, в песке, в размытой глине,

Захлебываясь в собственной крови,

Скажу: «Ребята, дайте знать Ирине —

У нас сегодня пели соловьи».
И полетит письмо из этих мест

Туда, в Москву, на Зубовский проезд.
Анализ стихотворения «Соловьи» Дудина
Ученик 2:

Стихотворение написано в 1942 году. Поэту исполнилось 26 лет, он – солдат еще Финской кампании. Вскоре после начала Великой Отечественной войны он еще и фронтовой корреспондент. Два сборника стихов по горячим следам остались от тех памятных лет. В жанровом отношении – военная лирика, рифмовка парная и перекрестная, 26 строф. Композиция кольцевая – начальная строка становится и заключительной. Написать стихи к первой годовщине военных действий поэта попросил батальонный комиссар. Причем, дал свободу в выборе жанра, тем самым позволив вылиться исповедальному лирическому высказыванию. Михаил Дудин в те дни узнал о гибели двух друзей, В. Чухнина и Н. Майорова. Последний был еще и подающим надежды начинающим поэтом. Поэт писал это стихотворение не за столом, а в зарослях орешника, у озера, под пенье соловьев, подстелив под себя шинель. Он чувствовал ответственность перед погибшими товарищами, воспринимал их смерть как завещание прожить достойно эту жизнь. И как свидетель – рассказать, вспомнить, запечатлеть.

Ученик 1:

Стихотворение построено на антитезе, впрочем, к финалу высшей правдой оказывается именно жизнь. Отсюда и рождается парадоксальная строка «Я славлю смерть во имя нашей жизни». Местоимением «мы» автор подчеркивает, что его чувства сможет понять и разделить едва ли не каждый житель страны. Однако не ненависть он считает подлинной движущей силой. Он призывает жить на радость другу, а не назло врагу. И исцеляющая, вечно обновляющаяся природа здесь выступает с ним в союзе. Анжамбеманы, придающие строфам отрывистость и документальность. Восклицание лишь в строке о землянике среди мин. Числительное, где каждый день как целый век: тристапятидесятый день войны. Поэт несколькими деталями создает тонкий психологический рисунок умирания бойца. Свою последнюю минуту он встретил без отчаянья, под пение соловьев, которые, кажется, точно знают, что будущее наступит – и оно будет мирным. Имена, которые наверняка оказались дороги множеству бойцов: Поля, Ирина. Московский адрес – еще одна примета достоверности, жизненности стихотворения. Описываемый автором пейзаж столь же точен в мелочах. Здесь лишь знакомые картины и названья: стрижи, малиновки, ландыш. Куст цветущей сирени становится «непроходимым», в кольцо окружения берет саму смерть и беду. Эпитеты: яростною жаждой, горячий луч. Повторы: цветет. Перечислительные градации. Метафора: канул в омут тишины. Инверсия: родятся дети, просохнут слезы.
Стихи «Соловьи» М. Дудина – страшный контраст человеческой трагедии и жизнеутверждающей мощи природы.
- Обсуждение и запись основного мотива стихотворения


Автор, произведение

Основной мотив

Михаил Дудин, «Соловьи»

горечь от бессмысленной и мучительной гибели многих молодых солдат, чувство ответственности перед погибшими товарищами, восприятие их смерти как завещания прожить достойно эту жизнь



3.2) Юлия Друнина
Ученик 3
Друнина Юлия Владимировна родилась 10 мая 1925 года в Москве в семье учителя. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал отец. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи. В шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину при Районном обществе Красного Креста и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена.
Ученик 4

После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в Главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда, едет на Запад.
Ученик 5

Есть такие стихотворения, что могут растрогать любого: от юного читателя или умудрённого жизненным опытом ценителя поэзии. Именно таковы произведения Юлии Друниной. Их особенность не в изящном языке или выверенной композиции, а в простоте, даже наивности, и искренности автора. Годы службы на фронте не ожесточили поэтессу, но сделали её лирику правдивой и точной.

Ученик 3
«Баллада о десанте» Юлия Друнина
Хочу, чтоб как можно спокойней и суше

Рассказ мой о сверстницах был…

Четырнадцать школьниц – певуний, болтушек –

В глубокий забросили тыл.
Когда они прыгали вниз с самолета

В январском продрогшем Крыму,

«Ой, мамочка!» – тоненько выдохнул кто-то

В пустую свистящую тьму.
Не смог побелевший пилот почему-то

Сознанье вины превозмочь…

А три парашюта, а три парашюта

Совсем не раскрылись в ту ночь…
Оставшихся ливня укрыла завеса,

И несколько суток подряд

В тревожной пустыне враждебного леса

Они свой искали отряд.
Случалось потом с партизанками всяко:

Порою в крови и пыли

Ползли на опухших коленях в атаку –

От голода встать не могли.
И я понимаю, что в эти минуты

Могла партизанкам помочь

Лишь память о девушках, чьи парашюты

Совсем не раскрылись в ту ночь…
Бессмысленной гибели нету на свете –

Сквозь годы, сквозь тучи беды

Поныне подругам, что выжили, светят

Три тихо сгоревших звезды…


Анализ стихотворения Друниной «Баллада о десанте»
Сочетание честности и душевности делает стихотворение «Баллада о десанте», написанное в семидесятых годах и вошедшее в цикл «Из крымской тетради», таким пронзительным. Читая о вчерашних школьницах, которым выпало тяжкое испытание, невольно начинаешь сопереживать героиням, словно находишься рядом с ними.
В начале стихотворения поэтесса приглашает послушать трагическую историю. Слова:

Хочу, чтоб как можно спокойней и суше

Рассказ мой о сверстницах был…
подготавливают читателей к тому, что повествование это непростое, что рассказчице трудно сохранять присутствие духа, пока она делится этими воспоминаниями. И мы это понимаем, потому что нелегко говорить о страданиях и смерти, тем более, если речь идёт о почти детях.
То, что персонажи этой истории – юные девочки, читатели осознают по первым же строкам. Автор ласково называет своих героинь певуньями, болтушками. Совсем по-девичьи звучит восклицание «Ой, мамочка!», обронённое при совсем не детских обстоятельствах. Эти девушки – партизанки, они должны десантироваться в тыл врага и встретиться со своим отрядом. Современным читателям и представить себе сложно, какая трудная и опасная ноша лежит на их плечах.
И вот, когда читатели уже прониклись симпатией к героиням, происходит настоящая трагедия. Три девушки из отряда не достигли благополучно земли. Кульминация напряжения усиливается рефреном:

А три парашюта, а три парашюта

Совсем не раскрылись в ту ночь…
В присущей ей немного отрешённой манере поэтесса следит за дальнейшей судьбой оставшихся в живых героинь. Она не рассказывает с пафосом о том, какое горе испытали девушки, пережив смерть сверстниц-подружек. Злоключения отряда описываются с помощью простых выражений бытовой лексикой: «Случалось потом с партизанками всяко…»
Однако за этим просторечием скрывается важная мысль – даже самые страшные испытания не должны сломить дух человека. Пусть героиням мало лет, но познав смерть и страх, они остались людьми, не забыли своих подруг. Именно эта трагедия закалила их сердца, помогла выстоять. Поэтесса резюмирует:

Бессмысленной гибели нету на свете –

Сквозь годы, сквозь тучи беды

Поныне подругам, что выжили, светят

Три тихо сгоревших звезды…

прославляя человеческую стойкость и доблесть.
- Обсуждение и запись мотива стихотворения


Автор, произведение

Основной мотив

Юлия Друнина, «Баллада о десанте»

даже самые страшные испытания не должны сломить дух человека, пусть героиням мало лет, но познав смерть и страх, они остались людьми, не забыли своих подруг.



Ученик 4
«Бинты» Юлия Друнина
Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем – так учили нас.

Одним движеньем – только в этом жалость…

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться – беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки».

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты…

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе!
Анализ стихотворения Друниной «Бинты»

Юлия Друнина (1924 – 1991) – советская поэтесса, известная большинству читателей благодаря эмоциональным стихотворениям о войне. Юлия Владимировна хорошо знала, что это такое, ведь она сама прошла Великую Отечественную Войну простой санитаркой. Поэтому ее произведения наполнены настоящими искренними переживаниями, которые не могут не вызвать отклика у каждого, кто обращается к ним.
Одно из таких произведений – стихотворение «Бинты». Оно написано уже после окончания военных действий, да и рассказывается в нем совсем не о войне. Оно о сострадании, доброте и человечности, главных ценностях, по мнению автора.
Стихотворение это биографическое. Композиционно оно делится на две части. Лирическая героиня, от лица которой ведется повествование, как и сама Юлия Друнина в прошлом, работает в госпитале. Ее задача – делать перевязки раненым солдатам, причем делать это быстро, экономно расходуя медицинские средства. Но отзывчивая и сострадательная девушка не может следовать правилам, ведь согласно им она должна резким движением срывать повязку, если та присохла к ране.
Героиня видит, как напрягаются ее пациенты, когда она готовится сорвать бинты. Поэтесса красноречиво описывает это состояние: «Лежит он, напружиненный и белый…»
Ее сердце не может выносить вида слез, выступающих на глазах мужчин, и так истерзанных тяжелыми условиями войны, голодом, ранами. Героиня не хочет заставлять их страдать еще и здесь, в больнице, где им должны помогать, а не мучить. Поэтому она осторожно отмачивает засохшие бинты перекисью, чем вызывает неодобрительные замечания старших врачей. Но, несмотря на это, она продолжает поступать именно так, ведь она замечает, что «раненые метили всегда попасть в мои медлительные руки».
Первая часть стихотворения производит тяжелое впечатление. Она состоит из четырех четверостиший, в которых часто встречаются негативно окрашенные слова и эпитеты – «беда», «горе», «страшных глаз», «боль», «зла». Поэтесса усиливает напряжение с помощью рефренов:

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем – так учили нас.

Одним движеньем – только в этом жалость…
Вторая часть звучит мягче. В ней всего пять строк, в которых содержатся главные слова – «доброта», «без боли». Автор лично обращается к читателю, что создает эмоциональный контакт.
Поэтесса делает вывод о том, что даже в ужасных условиях войны необходимо оставаться добрым и отзывчивым. Мысль о том, что помогать человеку в трудной ситуации нужно так, чтобы не причинять ему еще больших страданий, является очень важной и применима не только для сурового военного времени

- Обсуждение и запись мотива стихотворения

Автор, произведение

Основной мотив

Юлия Друнина, «Бинты»

даже в ужасных условиях войны необходимо оставаться добрым и отзывчивым, помогать человеку в трудной ситуации нужно так, чтобы не причинять ему еще больших страданий не только в суровое военное время


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Релакс-пауза (массаж висков, вращательные движения головой, руками, кистями в замке, упражнения для глаз).
Ученик 5*

*При запасе времени
Юлия Друнина, «Запас прочности»

До сих пор не совсем понимаю,

Как же я, и худа, и мала,

Сквозь пожары к победному Маю

В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать! – Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.
Анализ стихотворения Друниной «Запас прочности»

«Запас прочности» входит в число ярких патриотических стихотворений Юлии Друниной. Эта короткая ода Родине, в которой смешалась гордость, любовь, признательность, восхищение страной, что выстояла и победила в ужасной мировой войне. В этом произведении поэтесса использовала интересный приём – сравнение человека и целой страны, который помогает читателю сильнее проникнуться её чувствами и тоже ощутить душевный подъём.
Речь в «Запасе прочности» идёт от первого лица. По всей видимости, после войны прошло уже много лет, и повзрослевшая, умудрённая жизнью героиня, от чьего лица говорит Юлия Владимировна, размышляет о тех силах, которые помогли ей не только не выжить во время изнурительных боёв и длительных переходов, но и не пасть духом. Она говорит о себе:

Как же я, и худа, и мала,

Сквозь пожары к победному Маю

В кирзачах стопудовых дошла.
Действительно, Юлия Друнина прослужила на фронте немало времени, натерпелась сама и видела страдания тысяч других людей, испытала множество тягот. При этом, как многие её неравнодушные современники и современницы, будучи слишком молодой, чтобы отправиться на фронт, приписала себе возраст в документах. Она на самом деле была худенькой девушкой небольшого роста, но с достоинством и честью перенесла все трудности и беды, принесённые войной. Поэтому «стопудовые кирзачи» не стоит воспринимать как просто живописный эпитет. Для Юлии Владимировны это была суровая правда военных будней.
Во второй строфе поэтесса задаёт сама себе риторические вопросы:

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..
В поисках ответа она приходит к выводу, что источником этой поразительной душевной твёрдости явилась Родина. Именно то, что герои войны в России родились и выросли, впитав в себя мощь русской земли, позволило им собраться и защитить свою страну в решающий час. Представляется, что автор здесь сравнивает себя – хрупкую молодую девушку и Россию, до поры казавшуюся слабой, но восставшую во всей своей мощи перед лицом врага. «Вечной прочности вечный запас» – так характеризует потенциал родины Юлия Владимировна, и с этим трудно спорить.
Интересен образ триумфа страны-освободительницы. Поэтесса пишет «к победному Маю», и читатель без труда представляет себе весну, распускающиеся чудесными цветами флаги и разливающееся в воздухе пение в честь великой победы. Как природа весной, так и Родина возрождается в мае сорок пятого.
«Запас прочности» перекликается со многими произведениями Друниной. Патриотическая тема звучит в стихотворениях «И откуда…», «Веет чем-то родным и древним» и другой лирике, пробуждающей искреннюю гордость и любовь к родине у читателей.


Автор, произведение

Основной мотив

Юлия Друнина, «Запас прочности»

лирическая героиня размышляет о тех силах, которые помогли ей не только не выжить во время изнурительных боёв и длительных переходов, но и не пасть духом. А силы эти – жажда жизни и любовь к Родине


3.3) Сергей Орлов

Ученик 6
Сергей Сергеевич Орлов— советский поэт, фронтовик, танкист, командир взвода - родился в 1921 году в Вологодской области. Вырос в семье сельских учителей. Литературные способности проявил еще в детстве, но по-настоящему его талант раскрылся на войне. Стихотворение «Его зарыли в шар земной» — тому яркое подтверждение.
Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля —

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей…
Анализ стихотворения «Его зарыли в шар земной» Орлова

Стихотворение написано в 1944 году. Его автору исполнилось 23 года, был ополченцем, но закончил танковое училище и стал танкистом. По жанру — патриотическая лирика, размер — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые. Композиция кольцевая, с возвращением к началу стихотворения. Лексика книжная и просторечная. Подвиг солдата настолько велик, что могилой для него становится весь земной шар. Такой же, вселенского масштаба («на миллион веков»), должна быть и память о нем. Поэтому произведение изобилует гиперболами практически в каждой строке: его зарыли в шар земной, Млечные Пути пылят вокруг него (здесь наша галактика также умаляется, единственный Млечный путь становится одним из многих Путей). «Парень» — символ всех павших на войне, руки друзей, победителей, опускают его в могилу. Косвенно поэт утверждает и старую истину, не всегда связанную с подвигом: жизнь человека дороже всего. Отдать ее «за други своя» — смысл самопожертвования. В середине возникает короткая пейзажная зарисовка: тучи, метелицы, грома, ветра. Олицетворения: тучи спят, ветра разбег берут. В этом эпизоде особенно много глагольных рифм. Мавзолей — погребальный комплекс для знатного усопшего. В стихах таким памятником является вся Земля, политая кровью солдат. Сравнение: ему как мавзолей. Эпитеты: грома тяжелые, рыжих скатах, солдат простой. Поэт с доверительной интонацией говорит с читателями, обращаясь к ним «друзья». Надо отметить, что на тот момент война еще не закончена, но С. Орлов уже старается осмыслить это страшное событие во всей его полноте, смотрит в будущее, обращается не только к современникам, но и потомкам. «Давным-давно окончен бой», но забывать о нем нельзя. Солдат безымянный, неизвестный — чей-то сын, друг, человек, мечтавший жить. Ценность этого произведения еще и в том, что исходит оно от участника, свидетеля, товарища. Дважды поэт заканчивает строку многоточием, чтобы подчеркнуть торжественность и трагичность момента.
Стихотворение «Его зарыли в шар земной» С. Орлова давно стало песней. Отзвуком этого стихотворения можно считать и открытие в 1960-х годах в Москве мемориала Неизвестному солдату.


Автор, произведение

Основной мотив

Сергей Орлов, «Его зарыли в шар земной»

Подвиг солдата настолько велик, что могилой для него становится весь земной шар. Такой же, вселенского масштаба («на миллион веков»), должна быть и память о нем


3.4) Михаил Луконин*

* При наличии времени

Ученик 7

Михаи́л Кузьми́ч Луко́нин — русский советский поэт, журналист, военный корреспондент - родился в 1918 в Астраханской губернии. Мужественный солдат, бесстрашный фронтовой корреспондент прошел войну от начала до конца. На фронт он ушел состоявшимся поэтом, а вернулся известным – «замеченным всей поэзией, всей страной».

Олег Луконин. «Пришедшим с войны»

Нам не речи хвалебные,

нам не лавры нужны,

не цветы под ногами,

нам, пришедшим с войны.
Нет, не это.

Нам надо,

чтоб ступила нога

на хлебные степи,

на цветные луга.
Не жалейте,

не жалуйте отдыхом нас,

мы совсем не устали.

Нам - в дорогу как раз!
Не глядите на нас с умилением,

не

удивляйтесь

живым.

Жили мы на войне.
Нам не отдыха надо

и не тишины.

Не ласкайте нас званьем:

«Участник войны!»
Нам -

трудом обновить

ордена и почёт!

Жажда трудной работы

нам ладони сечёт.
Мы окопами землю изрыли,

пора

нам точить лемехи

и водить трактора.
Нам пора -

звон оружья

на звон топора,

посвист пуль -

на шипенье пилы

и пера.
Ты прости меня, милая.

Ты мне жить помоги.

Сам шинель я повешу,

сам сниму сапоги.
Сам тебя поведу,

где дома и гроза.

Пальцы в пальцы вплету,

и глазами - в глаза.
Я вернулся к тебе,

но кольцо твоих рук -

не замок,

не венок,

не спасательный круг.

1945

Автор, произведение

Основной мотив

Михаил Луконин, «Его зарыли в шар земной»

Желание мирного труда, простой жизни.


3.5) Виктор Платонович Некрасов

Ученик 8

Виктор Платонович Некрасов родился 17 июня 1911 г. в Киеве в семье врача.В августе 1942 г. ушёл на фронт, служил в сапёрных войсках, командовал батальоном. Сразу после войны (1946 г.) в журнале «Знамя» появилась повесть Некрасова «В окопах Сталинграда». Она стала первой в нашей литературе повестью, посвященной Великой Отечественной войне. Впервые в центре рассказа оказались простые солдаты и их командиры, которым довелось сполна хлебнуть горя фронтовой жизни.

Повесть Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946) — это уникальное для всей литературы 40-х годов явление. Впервые, вероятно, в истории батальной прозы явилось произведение, написанное в спокойной, чеховской манере, без подчеркивания исключительности ситуаций, патетической концентрации страстей. Писатель заговорил о своих героях как бы вполголоса, не пытаясь перекричать войну, с позиций «окопной правды». Неожиданностей в этой повести много.

Автор, произведение

Основной мотив

Виктор Некрасов, «В окопах Сталинграда»

изображение реальных защитников отечества, которые во время страшных сражений испытывали понятные и естественные человеческие чувства: страх смерти, тоску по близким людям и мирной жизни, отчаяние после потерь и отступлений, гордость за товарищей.


5. Закрепление изученного материала. 5 мин.
1) Вывод по произведениям: Проанализировав записи, скажите, пожалуйста, каковы же основные мотивы произведений послевоенных лет?
- грандиозности подвига, свершенного простыми людьми в шинелях, мужественно отдавших жизни для спасения Родины;

- своеобразной ностальгией по фронтовым товарищам, по высоте духовного взлета, пережитого в огненные годы на безымянных высотах войны;

- ужаса и бессмысленности войны
2) Составление ассоциативного куста к слову «Война»

- Одним словом опишите, пожалуйста, что такое война?

- Боль, ужас, смерть, горе, …

- Ни единого хорошего слова, потому что война – наистрашнейшее зло.
6. Итоги, рефлексия. 3 мин.

- Вспомните, пожалуйста, начало урока и подведите итог: смогли ли вы получить от урока то, что хотели. Чему научились?

- Ответы учеников.
7. Оценивание. 1 мин.
8. Домашнее задание:

С. 244 - 260 - изучить статью, составить тезисный план; подготовить сообщение о жизни и творчестве одного из упомянутых писателей (на выбор); *подготовить сообщение на тему "ХХ съезд КПСС и его значение в истории и культуре".
*9. Резюме урока. 4 мин.

- Слово учителя о юном партизане Володе Ефимове, героях поселка, ветеранах, необходимости сохранения памяти о ВОВ.


написать администратору сайта