конспект к уроку. 5 класс Символика. Конспект урока музыки в 5 классе в рамках введения системнодеятельностного подхода фгос тема урока Символика архитектуры и музыки Тип урока открытие новых знаний. Форма урока интегрированный урок
Скачать 32.75 Kb.
|
Конспект урока музыки в 5 классе в рамках введения системно-деятельностного подхода ФГОС Тема урока: «Символика архитектуры и музыки» Тип урока: открытие новых знаний. Форма урока: интегрированный урок. Ведущий метод: проблемно-поисковый. Цель урока: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры. Задачи. Образовательные: - определить элементы выразительности музыки и архитектуры, найти черты их сходства и различия; - рассмотреть способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке; - подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции. Развивающие: - развивать способность наблюдать, исследовать, проектировать, анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные знания в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека; Воспитывающие: - формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, пробуждать интерес к историческому и культурному наследию человечества; - способствовать патриотическому воспитанию учащихся, толерантному отношению к различному вероисповеданию. Формирование УУД: Предметные: научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, находить взаимосвязи между различными видами искусств, передавать характер звучания пьес и песен, закрепят понятия «архитектура, органная музыка, а-капелла». Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата, самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать. Регулятивные действия: самостоятельно определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция, участие в проектно-исследовательской деятельности. Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее, анализ, синтез, сравнение, формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, уметь доказывать. Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, уметь оценивать друг друга. Оборудование урока и методическое обеспечение: компьютер и мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки; тематическая презентация к уроку; портрет И.С.Баха; раздаточный материал для 2-х групп ( бумага-основа для коллажа, набор фотографий католических и православных храмов, клей, маркер цветной); раздаточный материал для 6 групп (таблички с карточками) раздаточный материал для индивидуальной работы (изображения храма христианского и католического) Музыкальный материал: Вивальди. «Времена года. Осень» «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся» И.С.Бах. Органная прелюдия Соль-минор Рахманинов “Богородица Дева, радуйся” Чайковский. «Богородице Дево, радуйся!» Л. Зыкина. «Оренбургский пуховый платок « Ход урока. 1. Организационный этап. Мотивация. Музыкальное приветствие. Пожелание успехов на уроке. Вопрос: Подумайте, что для этого нам нужно?(ответы детей) 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Скажите, с какими видами искусства мы связываем музыку? (изобразительное искусство, литература….). Все верно, а теперь - Внимание на экран! С каким видом искусства предстоит встреча сегодня? 1. Вивальди «Времена года.Осень» Беседа по поставленному вопросу: архитектура и музыка. - Музыка и архитектура… Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор“... должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ С МУЗЫКОЙ...” 3. Постановка цели урока и построение проекта выхода из затруднения. - Какой возникает вопрос? (как связаны эти два вида искусства, что между ними общего или различного…) - Итак, какова тема нашего урока? Слайд № 1 _Как вы думаете какая цель нашего урока? Слайд № 2 Каким образом мы сможем ответить на поставленные вопросы? (учащимися проговаривается тема, задачи урока и пути решения). Слайд № 3 - Для того, чтобы решить наши задачи я предлагаю провести исследование. В любом виде искусства есть свои средства выразительности. Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства (музыка и архитектура) родственные связи. Мы поделимся на 6 команд. Перед вами небольшой “музыкально-архитектурный” фотоальбом. Элементы музыкальной речи будем «переводить” на язык архитектуры с помощью фотографий, которые я подобрала для каждого элемента выразительности. (Суть исследования заключается в сопоставлении элементов выразительности, происходит поиск соответствий). 4. Открытие и усвоение нового знания. - Попробуйте посмотреть на них и найти схожие черты, точки соприкосновения: мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии (очертание архитектурных строений), соответствующие русской песенности; лад (мажор, минор) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним, комфортность; тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты(колорит), можно представить народный музыкальный инструмент; регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий; динамика (громкость звучания музыки) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки; форма (построение музыки) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно. Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы. - Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой, время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями. Что это за архитектурные сооружения, вам поможет определить музыка. 2. «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся» - Куда перенесло вас сейчас ваше воображение? (В храм, церковь) - Верно. Звучал «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»). Как звучала музыка? Слайд № 4 - Как вы думаете, в каком из этих храмов может звучать такая музыка? (уч-ся дискутируют, определяют, аргументируют). Слева на слайде западноевропейский готический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо как символ стремления души ввысь. Люди, которые приходят в них с молитвой, - христиане-католики. Справа христианский православный храм. Присмотритесь: его купола имеют особую форму, напоминающую спокойное пламя церковных свечей. Они символ молитвенного горения христиан, их веры в единение с Богом, способное через человеческую душу принести в окружающий мир мудрость и благополучие. Если мы войдём в эти храмы, то сразу почувствуем, что здесь в едином целом объединились и прошлое, и настоящее, и будущее. Слайд № 5 - Давайте войдем в католический храм. Чем он отличается? Католические соборы существуют с времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. Греческий распев, который мы послушали, сопровождал католическую службу на протяжении нескольких веков. A capella – так называется пение без инструментального сопровождения. Но в начале IX века в служение католической церкви вводится музыкальный инструмент. Что же это за инструмент? Слайд № 6 - Самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Теперь здесь стало возможным услышать не только хор в его сопровождении, но и самостоятельное звучание “короля инструментов”. Орган так велик, что давно уже стал частью архитектуры католического храма, в пространство которого его встраивают. Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные “фундаменты” басов, целые башни из повторяющихся в разных регистрах мелодий-тем, возводящих звуковые города, а может и целые Вселенные. Этот духовой музыкальный инструмент состоит из нескольких тысяч труб, потому всегда звучит величественно и властно. Слайд № 7 - Перед вами алтарная часть одного из красивейших готических соборов в Канаде. Многоцветные витражи, возвышающиеся кружевные орнаменты алтаря, скульптуры святых, будто готовые в любой момент ожить – всё это, в сочетании с органной музыкой, производит на слушателей огромное впечатление. Слайд № 8 - Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий, - настоящий экзамен для слушателя. 3. И.С.Бах. Органная прелюдия Соль-минор - О чём эта музыка?(беседа о многоголосии, звуковедении, регистрах.) - Помните ли вы, что такое мелодия? (Музыкальная мысль) Так где, в каком регистре возникла эта музыкальная мысль? (В высоком) А дальше? (Она спускалась по регистрам вниз) А предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они продолжали звучать) А как менялась динамика? (Чем больше голосов, тем громче, напряжённее) Соберите всё воедино: одноголосный высокий “шпиль” темы, затем более плотное звучание двух голосов, трёх, затем басы, как основание, как фундамент. Вам это ничего не напоминает? (Готический собор). Посмотрите на это музыкальное построение и с другой точки зрения. Слово “прелюдия” переводится как “вступление”. Вот-вот начнётся главное – католическая служба. Вступление в неё с музыкальной темы в высоком регистре тоже символично: небо, Бог, обращённый к мольбам прихожан, объединение сил земного и небесного в финале, когда зазвучали все регистры вместе. Слайд № 9 - А о чём рассказывают православные храмы? Если бы Витрувий Поллион жил не в Древнем Риме, а в одном из княжеств Киевской Руси, то его трактат назывался бы не “Десять книг об архитектуре”, а “Десять книг о зодчестве”, потому что именно зодчими именовали на Руси строителей. Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви. - До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” - многоглавие. Как вы думаете, а кто бы мог быть исполнителем провославной музыки? (Хор). Обратите внимание на два отличающихся купола: это не просто хор, а хор... (с солистами) И куда бы мы ни бросили взгляд, - везде единение меньших куполов вокруг главных. Слайд № 10 4. С.Рахманинов “Богородица Дева, радуйся” - Хочется немного помолчать, правда?.. (да) Как вы думаете, почему? (Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная) Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха? (Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная, она русская; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”) - Какая особенность исполнения музыки в православных храмах? В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями. - Уже в наши дни этому сложному сплетению нескольких видов искусств в единое целое дадут название – “синтез искусств”. Союз каких видов искусств мы можем здесь видеть? (музыка, архитектура, изобразительное). Храмовое искусство - одна из вершин такого союза. 5. Динамическая пауза. - Давайте попробуем ощутить влияние различных видов искусств: представим себя в роли хоровых дирижеров в храме среди этой величественной красоты. Слайд № 11 (пластическое интонирование-дирижирование) 5. П. Чайковского «Богородице Дево, радуйся!» (дети высказывают свои впечатления от действиия) 6. Первичное закрепление, применение теоретического знания на практике. Слайд № 12 - А сейчас я предлагаю вам поработать над мини-проектом (объяснение сути задания: две команды получают одинаковый комплект карточек. 1 группа работает с католическими храмами, выбирает соответствующие карточки и составляет коллаж, 2 группа работает с православным храмом. (Подводится отчет-анализ, подводится итог работы, команды проверяют работы друг у друга, корректирую при необходимости) - А два ученика получат индивидуальные задания, ваша задача маркером провести линию четко по очертаниям ваших храмов. Что получается? (линия словно мелодия). Какая получается линия-мелодия? (вывод: у православных храмов линия более плавная, мягкая, у католических – острая, ломаная). - Посмотрите - линия словно мелодия, мелодия – это музыка. Глядя на наши работы, можно увидеть музыку в архитектурных строениях. 7. Включение нового знания в систему знаний, закрепление. - Как вы думаете, можно ли «услышать» какую-то музыку в архитектуре нашего города? 6. Архитектура Оренбурга (беседа на поставленный вопрос, вывод) 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке, взаимооценивание, итог. - Какие виды искусства мы попробовали связать? Что мы выявили? Есть ли между ними общие черты? - Какие новые знания вы получили на уроке? - Все ли вам было понятно на уроке? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ? - Понравился ли вам урок? Слайд 13 Каждому из вас я подготовила карточки, которые вы должны дома заполнить и вклеить в тетрадь. - На этом наш урок закончен, я благодарю всех за работу и желаю успехов! Музыкальное прощание. |