Главная страница
Навигация по странице:

  • Под относительной бедностью

  • Приличествующий уровень жизни

  • Верхний — средний класс

  • Средний — средний класс

  • Вертикальная мобильность

  • Гори­зонтальная мобильность

  • Конспекты. Конспекты лекций по дисциплине социология. Конспекты лекций социология (курс лекций)


    Скачать 1.57 Mb.
    НазваниеКонспекты лекций социология (курс лекций)
    АнкорКонспекты
    Дата20.01.2022
    Размер1.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспекты лекций по дисциплине социология.docx
    ТипКонспект
    #336888
    страница15 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

    Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле либо спо­собен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критери­ем выступает порог бедности (прожиточный минимум).

    Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с дру­гими людьми. Она является сравнительной характеристикой. Еще 40 лет назад черно-белый телевизор в СССР считался пред­метом роскоши, доступными немногим. В 90-е гг. цветной теле­визор появился в каждой семье, а черно-белый считается при­знаком скромного достатка или относительной бедности. Скоро в разряд относительной бедности перейдут те, кто не сможет поз­волить себе купить компьютер или японский телевизор.

    В каком-то смысле относительная бедность служит разделитель­ной чертой между бедными и зажиточными. Между бедными и бога­тыми, между расточительным образом жизни и прожиточным мини­мумом находится средний класс людей, поддерживающих приличе­ствующий уровень жизни. То, без чего в цивилизованном обществе люди не могут обойтись, и есть уровень приличествующей жизни.

    Приличествующий уровень жизни — это количество материаль­ных благ, позволяющих человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущемленным, вести достой­ный образ жизни, удовлетворяя все разумные потребности.

    До революции в России к беднякам относили неимущих, ма­лоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое хозяйство — это крестьянское хозяйство. Нищетой называлась крайняя бед­ность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собираю­щий милостыню.-

    Нищие - это люди, способные удовлетворять только физиче­ские потребности, обеспечивающие лишь биологическое выживание. Но не всех живущих в абсолютной бедности следует назы­вать нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К. нищим правильнее от­носить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

    В разных обществах к нищим относились по-разному. В од­них случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми приходилось бороться, а в других - нищих и попрошаек окружа­ли ореолом святости. Отношение к нищим могло меняться в од­ной и той же стране на протяжении разных эпох.

    Бедные не являются экономически самостоятельной катего­рией, т. к. не способны обеспечить материальное благополучие семьи, не прибегая к помощи государства (дотациям, пособиям, разовым выплатам). Хотя они теряют экономический суверени­тет, но не лишаются конституционных прав и социальных при­вилегий, существующих в обществе. Правда, реализовать свои права в полном объеме они не могут. Полноценная жизнь суще­ствует как бы не для них. Формально бедные имеют доступ к вы­сококачественному медицинскому обслуживанию и образова­нию, но реально доступ к ним для них закрыт.

    Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех социальных преимуществ, которые автоматически достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Если у них нет машины, то в США они, к примеру, не могут пользоваться загородными су­пермаркетами, где цены ниже, довольствуясь местными магази­нами, где цены выше. Обычно они покупают продукты неболь­шими партиями, а это дороже, чем если бы они покупали оптом или большой партией. Часто им приходится пользоваться креди­том и, следовательно, платить дополнительный налог.

    Бедняки живут в непристижных, перенаселенных и кримино­генных частях города, в некомфортных жилищах, питаются хуже других, они посещают плохие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой квалификации. В результате у них худ­шие стартовые условия в жизни, и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы.

    В США в состав бедных включают следующие группы: безра­ботные, малооплачиваемые рабочие, недавние иммигранты, люди, переехавшие из деревни в город, национальные меньшин­ства (особенно негры), бродяги и бомжи, люди, не имеющие воз­можности работать из-за старости, увечья или болезни, непол­ные семьи во главе с женщиной.

    Раньше в СССР к категории бедняков относили одиноких пенсионеров, членов многодетных семей, инвалидов (с детства, по причине травмы или заболевания), а сегодня в России к ним добавилась часть интеллигенции, безработные и жители дере­вень. В обыденном сознании раньше существовал такой крите­рий: к бедным надо относить тех, кто стоит в бесконечных очередях у магазинов. Сегодня очередей нет. В магазинах много това­ров, но у населения мало денег.

    Бедность в России по своему происхождению может быть искус­ственной, ситуативной и естественной. Ситуативная бедность - наследие советского прошлого, породившего экономику, однобоко ориентированную на добывающую и тяжелую промышленность. Преодоление этой бедности связано с разработкой и реализацией региональных целевых программ ликвидации физически и мораль­но устаревших производств, переобучения рабочей силы, внедре­ния новых российских и зарубежных технологий. Искусственная бедность - результат просчетов в макроэкономической политике и потому может и должна быть искоренена. Естественная бедность - спутница исторического развития, и поэтому неустранима как яв­ление, но ее глубина, интенсивность могут и должны быть сокраще­ны до общественно приемлемого состояния.

    Иначе говоря, в первом случае речь идет о целевых государствен­ных инвестициях и бюджетном финансировании, о поощрении це­левых российских и иностранных частных инвестиций, о внесении корректив в налоговую политику, в экспортные и импортные по­шлины; во втором - о создании адекватного механизма обществен­ного воспроизводства и о пересмотре системы оплаты труда; в тре­тьем - о создании адекватного механизма перераспределения.

    Бедность является следствием многих факторов, среди кото­рых российские ученые выделяют:

    • экономические (падение доходов населения, высокая диф­ференциация, низкая заработная плата, безработица);

    • социальные (инвалидность, старость, детская безнадзор­ность);

    • демографические (неполные семьи, семьи с высокой на­грузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);

    • политические (распад страны, разрыв межрегиональных связей и нарушение властной вертикали, военные конфликты, вынужденная миграция);

    • регионально-географические (депрессивные монопро­мышленные регионы, дотационные регионы с низким экономи­ческим потенциалом, северные регионы, зависимые от центра­лизованных поставок продовольствия и ресурсов).

    Традиционно уязвимыми группами населения на рынке труда и, следовательно, по отношению к бедности являются: родители-оди­ночки (главным образом одинокие матери), воспитывающие несо­вершеннолетних детей, молодежь, неспособная найти работу после окончания учебного заведения, безработные (особенно лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени), работники старших возрастов, инвалиды, мигранты. Дополнительными фак­торами, связанными с риском бедности, являются низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус.

    Имеет место феминизация бедности: к группам с высоким рис­ком бедности относятся неполные семьи, возглавляемые, как пра­вило, женщинами и одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов, среди которых также преобладают женщины.

    Если рассматривать половозрастной состав населения с де­нежными доходами ниже величины прожиточного минимума, то наиболее высокий удельный вес бедности (в процентах от общей численности соответствующей половозрастной группы) отмеча­ется среди детей в возрасте от 7 до 15 лет (4 1,9%) и женщин в воз­расте от 31 до 54 лет (36,4%)'.

    Отличительной особенностью современного этапа развития России является то, что на фоне социальной бедности с тради­ционными категориями населения - многодетными семьями, неполными семьями с детьми, семьями с высокой нагрузкой иж­дивенцев, одинокими пенсионерами, инвалидами - растет эко­номическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой.

    При этом факторы, генерирующие экономическую бедность, таковы, что само по себе получение работы трудоактивным насе­лением не может служить источником благосостояния по следу­ющим причинам:

    • отсутствие рынка труда в депрессивных регионах (особен­но в малых городах и поселках), где экономика определяется небольших кругом предприятий (а зачастую одним - градообразую­щим) стагнирующих отраслей промышленности;

    • нормативно установленные рамки оплаты труда таковы, что не позволяют работникам официально получать достойное воз­награждение в зависимости от эффективности и качества труда.

    Что представляетсобойсоциальнаястратификация? Какиесуществуюткритериистратификации современногообщества?

    Социальная стратификация- это то же самое, что расслоение. Наука уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Осно­ванием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую сту­пеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.

    Крупные общественные страты именуют еще классами, внут­ри которых мы можем обнаружить более мелкие подразделения, которые, собственно, и называются слоями, или стратами. Класс богатых разбивается на верхний (очень богатых, миллиардеров) и нижний (просто богатых, миллионеров) слои. Средний класс состоит из трех слоев, а низший, или бедный, класс - из двух. Самый нижний слой его именуют еще андерклассом, или «со­циальным дном».

    Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место чело­века в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. Приписываемый статус характери­зует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закры­тое общество, в котором переход из одной страты в. другую прак­тически запрещен. К таким системам относят рабство и касто­вый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допуска­ются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной ле­стнице. К такой системе относят классы (капиталистическое об­щество). Наконец, феодальное общество с присущим ему со­словным устройством следует причислить к промежуточному типу, т. е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются. Таковы исторические типы стратификации.

    рабство касты сословия

    классы

    закрытое общество

    открытое общество

    Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства - восточной деспотии -стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов страти­фикация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либеральным.

    Рабство — исторически первая система социальной стратифи­кации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавило­не, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практи­чески до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX в. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и раз­витая форма, или классическое рабство, существенно различают­ся. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хо­зяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба оконча­тельно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

    Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое обще­ство и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабо­владельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Афри­ке. Индия - классический пример кастового общества. Оно воз­никло на развалинах рабовладельческого в первые века н. э.

    Кастой называют социальную группу (страту), членством в кото­рой человек обязан исключительно рождению. Он не может перей­ти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской рели­гией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Со­гласно ее канонам люди проживают больше, чем одну жизнь. Каж­дый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низ­шую касту, и наоборот.

    Всего в Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) - и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасае­мые (отверженные) - они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменя­ются классами. Индийский город все больше становится клас­совым, а деревня, в которой проживает 7/|0 населения, остается кас­товой.

    Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Ев­ропе с IV по XIV в., люди разделялись на сословия. Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положе­ния и привилегий. Классическим образцом сословной организа­ции являлась Европа, где на рубеже XIV—XV вв. общество дели­лось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и неприви­легированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X— XIII вв. главных сословий было 3: духовенство, дворянство и крестьянство. В.России со второй половины XVIII в. утверди­лось сословное деление на дворянство, духовенство; купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

    Права и обязанности каждого сословия определялись юриди­ческим законом и освящались религиозной доктриной. Член­ство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому со­циальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной служ­бой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

    Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсослов­ные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у пра­вителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика час­тично сохранилась и в современной Англии.

    Характерная черта сословий — наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуа­лом обращения. В феодальном обществе государство присваива­ло отличительные символы главному сословию — дворянству.

    Титулы - установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX в. суще­ствовали такие титулы, как «генерал», «статский советник», «ка­мергер», «граф», «флигель-адъютант», «статс-секретарь», «пре­восходительство» и «светлость». Стержнем системы титулов выступал чин - ранг каждого государственного служащего (во­енного, штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. В 1722 г. Петр I учредил новую систему зва­ний, известную как «Табель о рангах». Каждый род государ­ственной службы — воинская, штатская и придворная — делился на 14 рангов, или классов. Класс обозначал ранг должности, ко­торый получил название классного чина. За его обладателем зак­репилось наименование «чиновник».

    К государственной службе допускалось лишь дворянство — поместное и служилое. То и другое являлось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потом­кам по мужской линии. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, преда­ния, титулов и орденов. Так в сознании постепенно формирова-

    лись чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они состав­ляли понятие «дворянской чести», важной составляющей кото­рой являлось уважение и доверие окружающих к незапятнанно­му имени. Благородное происхождение потомственного дворя­нина определялось заслугами его рода перед Отечеством.

    Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кас­товом и сословно-феодальном обществах фиксировалась офи­циально-правовыми либо религиозными нормами. В классовом обществе дело обстоит иначе: никакие правовые документы не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек волен переходить при наличии способностей, образова­ния или доходов из одного класса в другой. В существующей типо­логии выделяются три класса и по несколько слоев внутри них.

    Верхний — высший класс включает «аристократов по крови», ко­торые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый об­раз жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

    Нижний — высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, за­хвативших высшие посты в промышленности, бизнесе, полити­ке. Типичные представители — профессиональный баскетбо­лист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».

    Верхний — средний класс состоит из мелкой буржуазии и высо­кооплачиваемых профессионалов, как-то: крупные адвокаты, из­вестные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ жизни при­ближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию ху­дожественных раритетов они еще позволить себе не могут.

    Средний — средний класс представляет самую массовую про­слойку развитого индустриального общества. Она включает всех хо­рошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессио­налов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

    Нижний — средний класс составляют низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содер­жанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к ум­ственному труду. Отличительная черта - приличествующий образ жизни.

    Верхний — низший класс включает средне- и малоквалифици­рованных рабочих, занятых в массовом производстве, на мест­ных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный

    досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), прими­тивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

    Нижний — низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они не имеют никакого либо начальное образование, чаще всего пере­биваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом. Чаще всего их ряды рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших за­ключенных, бомжей и т. п.

    Особую, стабилизирующую социальную и политическую об­становку в обществе роль играет средний класс. В индустриально развитых странах он составляет большинство населения - от 60 до 80%. К среднему классу принято относить врачей, преподавателей и учителей, инженерно-техническую интеллигенцию (включая всех служащих), среднюю и мелкую буржуазию (предпринимате­лей), высококвалифицированных рабочих, руководителей (ме-, неджеров). В российском обществе, считающимся переходным, а} потому нестабильным, доля среднего класса не очень высока и со­ставляет по разным оценкам от 12 до 25%. По мере развития про­мышленности и подъема экономики нашей страны удельный вес среднего класса будет возрастать.

    Средний класс разделяет два противоположных полюса, бед­ных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.

    Средний класс - самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. Как правило, в сред­ний класс входят те, кто обладает экономической независи­мостью, т. е. владеет предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, мелкая буржуазия. Они — социальный хре­бет общества.

    Наличие в обществе среднего слоя и его значительный коли­чественный вес стабилизируют социально-политическую об­становку, создают гарантии демократического пути развития общества.

    Что называютсоциальноймобильностью? Какиеосновныевидыеесуществуют?

    Как мы уже выяснили, социальный статус - определенная по­зиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. У человека множество статусов, и их совокупность называется в статусным набором.

    Статусный набор каждого человека индивидуален, т. е. непо­вторим во всех деталях. Он как совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве, или, говоря иначе, позицию индивида в обществе.

    Смена одного статуса на другой, как правило, означает пере­ход человека из одной социальной группы в другую — из подрост­ков в юноши, из католиков в православные, из школьников в студенты и т. д. Люди находятся в постоянном движении, а об­щество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса называется со­циальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его вне­запное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитро-мудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц — ко­ролем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повы­сив тем самым свой статус и престиж.

    Однако человеческая история складывается не столько из ин­дивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых «белых воротничков» - инженерами, программистами, операто­рами роботизированных комплексов. Войны и революции пере­краивали социальную структуру общества, поднимая на верши­ну пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения про­изошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной эли­те приходит бизнес-элита.

    Существуют два основных вида социальной мобильности – вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность под­разумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, кас­ты) в другую. В зависимости от направления перемещения суще­ствуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобиль­ности увольнение, разжалование — пример нисходящей. Гори­зонтальная мобильность подразумевает переход индивида из од­ной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собствен­ную, вновь образованную), из одной профессии в другую. По­добные движения происходят без заметного изменения социаль­ного положения в вертикальном направлении.

    Разновидностью горизонтальной мобильности служит гео­графическая мобильность. Она подразумевает не изменение ста­туса или группы, а перемещение из одного места в другое при со­хранении прежнего статуса. Примером выступает международ­ный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к пере­мене места добавляется перемена статуса, то географическая мо­бильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это геогра­фическая мобильность. Если же он переселился в город на по­стоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миг­рация. Он поменял профессию.

    Кроме того, социальная мобильность может быть групповой, когда индивид опускается или поднимается по социальной лест­нице вместе со своей группой (сословием, классом), и индиви­дуальной, когда он делает это независимо от других. Причинами групповой мобильности служат такие факторы, как социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосу­дарственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой и др. К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, ученые относят: социальный статус семьи, уровень по­лучения образования, национальность, физические и умствен­ные способности, внешние данные, получение воспитания, мес­то жительства, выгодный брак.

    Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандар­тов другого класса. Часто приспособление к новым условиям ос­тается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве. (Приведите другие лите­ратурные персонажи, которые иллюстрировали бы поверхност­ное усвоение манер поведения при перемещении из одного клас­са, слоя в другой).

    Во всех индустриально развитых странах женщине продви­нуться сложнее, чем мужчине. Если они повышают свой соци­альный статус, то делают это часто благодаря выгодному замуже­ству. Поэтому, устраиваясь на работу, они выбирают такие про­фессии, где вероятнее всего найти «подходящего мужчину». Как вы думаете, что это за профессии или место работы? Приведите примеры из жизни, когда замужество выступало в роли «со­циального лифта» для женщин незнатного происхождения.

    В течение 70 лет советское общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с Америкой. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в США. Нигде в мире элита общества за короткий срок не фор­мировалась буквально из всех слоев общества.

    Самым динамичным советское общество было не только в пла­не 'образования и социальной мобильности, но и в области индуст­риального развития. Долгие годы СССР удерживало первые места по темпам индустриального прогресса. Все это — признаки совре­менного индустриального общества, которые выдвинули СССР, о чем писали западные социологи, в число лидирующих стран мира за весь период человеческой истории.

    Групповая мобильность особенно активна, заметна в кризис­ные, переломные для общества периоды. К ним, в частности, отно­сится индустриализация, которая открывает новые вакансии в стратификационной пирамиде. Развитие промышленности 3 сто­летия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На поздней стадии индустриализации рабочий класс стал самой многочисленной частью занятого населения. Основным фактором вертикальной мобильности являлась система образования.

    Индустриализация вызвана не только межклассовыми, но и внутриклассовыми изменениями. На стадии конвейерного или массового производства в начале XX в. преобладающей группой оставались мало- и неквалифицированные рабочие. Механиза­ция, а затем автоматизация потребовала расширения рядов квали­фицированных и высококвалифицированных рабочих. В 50-е гг. 40% рабочих были мало- или не квалифицированными. В 1966 г. их осталось 20%.

    По мере того как сокращался неквалифицированный труд, росли потребности в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфе­ра промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась. Мелкие фер­меры превратились в респектабельный класс мелких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего клас­са. Страта профессионалов и менеджеров за тот период удвои­лась. Численность торговых работников и клерков увеличилась в 4 раза. В индустриальном обществе структура народного хозяй­ства определяет мобильность. Иными словами, профессиональ­ная мобильность в США, Англии, России или Японии зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных осо­бенностей экономики, отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов. Сегодня свыше 50% рабочей силы заняты ум­ственным трудом в сравнении с 10—15% в начале века.

    В течение этого столетия в индустриальных странах сокраща­лись вакансии в рабочих специальностях и расширялись в управ­ленческих. Но управленческие вакансии заполнялись предста­вителями не рабочих, а среднего класса. Тем не менее количество управленческих профессий росло быстрее, чем увеличивалось количество детей в среднем классе, способных заполнить их. Об-

    разевавшийся в 50-е гг. вакуум частично заполняла рабочая мо­лодежь. Это стало возможным благодаря доступности высшего образования для рядовых американцев.

    Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются наверх, называются каналами вертикальной мобильности. Наибо­лее полное описание их дал П. Сорокин. Поскольку вертикаль­ная мобильность существует в любом обществе, даже в перво­бытном, между стратами существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, семья, собственность.

    Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в воен­ное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысив­шись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благо­даря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолю­динов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командую­щих достигли самого высокого положения благодаря армии.

    Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архи­епископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII — сын плотника, П. Сорокин изучил 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григо­рием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившие­ся позиции заполнялись новыми людьми. Помимо восходящего движения, церковь была каналом нисходящего движения. Тыся­чи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, ра­зорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцо­гов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

    Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конк­ретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократические страны от­носятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих стра­нах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком об­ществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Пример «длинного лифта» представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были от­крыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзаме-

    ны. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отби­рались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

    Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накоплен­ных богатств и денег. Именно они — один из самых простых и дей­ственных способов социального продвижения. В XV—XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высо­кого положения только те, кто имел деньги, а не знатное проис­хождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же. П. Сорокин установил, что не все, но лишь не­которые занятия и профессии способствуют накоплению бо­гатств. Согласно его расчетам в 29% случаев это позволяет сде­лать занятие фабриканта, в 21 % — банкира и биржевика, в 12% -торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, го­сударственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

    Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных соци­альных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знат­ным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, по­лучив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина. Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматичес­ки. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это ста­ло обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях роди­тели не могли дать подобающего образования и воспитания. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленчес­кая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта