Главная страница

Конспекты. Конспекты лекций по дисциплине социология. Конспекты лекций социология (курс лекций)


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеКонспекты лекций социология (курс лекций)
АнкорКонспекты
Дата20.01.2022
Размер1.57 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонспекты лекций по дисциплине социология.docx
ТипКонспект
#336888
страница12 из 19
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   19

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанно­стей, предписанных конкретному статусу.

От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного — совсем иной. Социальные нормы - предписан­ные правила поведения - характеризуют именно роль, а не ста­тус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаи­модействием. Таким образом, мы должны усвоить:

- социальные роли и социальные нормы относятся к со­циальному взаимодействию;

- социальные статусы, права и обязанности, функциональ­ная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;

- социальное взаимодействие описывает динамику обще­ства, социальные отношения - его статику.

Подданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения. Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено - ожидания людей (экспектации).

Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становят­ся социальными нормами. Если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксиро­ваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью.

От учителя ученики ожидают вполне определенного поведе­ния. Предположим, что в классную комнату вошел человек, представился учителем (носителем данного статуса), но повел себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, раскинул книжный лоток или стал дергать девочек за косы. Есте­ственно, что мы имеем дело с поведением, но не ролевым.

Этот человек повел себя не так, как ожидают ученики. Человек, никогда в жизни не видевший учителя и ничего не знающий о его правах и обязанностях, такое поведение не сочтет неожиданным. Он может подумать, что учитель именно так и должен себя вести, что такова его роль. Однако ученики точно знают, какое поведе­ние (какая роль) должно соответствовать статусу учителя.

Итак, сделаем вывод: социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связан­ных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль - их различие.

Понаблюдаем за поведением членов ученого совета. Когда они выполняют ритуальные действия, полагающиеся им по статусу: опускают бюллетень в урну, расписываются в ведомости и т. д. - они похожи друг на друга.

Но стоит нам обратить внимание на то, как они понимают роль члена ученого совета и как ведут себя в соответствии с этим пониманием, и личностные особенности выступят на первый план. Один считает, что его роль, как эксперта, состоит в критике любых недостатков диссертанта. Другой полагает, что его роль, как стар­шего товарища, заключается в помощи и поддержке молодого уче­ного, делающего в науке первые шаги. Третий пришел на заседа­ние отбыть время и формально выполнить свою роль.

Таким образом, роль - индивидуальное поведение в соответ­ствии со своим статусом.

Чтопонимаетсяподролевымнабором?

Мы уже сталкивались с понятием «статусный набор», введен­ным в науку Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. Р. Мертону принад­лежит определение другого, тесно связанного с первым, поня­тия. Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемая с одним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как препо­даватель, исследователь, наставник молодежи, консультант про­мышленных фирм и правительства, администратор, автор науч­ных статей, специалист в своей области знания и др.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведе­ния. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и на­ставник - предполагают разные отношения со студентами. Пер­вая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чте­ние лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т. д. Вторая является скорее неформальной ролью мудрого советчика, стар­шего друга.

Соответственно этому у каждой роли - свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-преподавателей, в среде администрации университета или с та­кими же, как он, преподавателями совсем не те, что отношения, складывающиеся у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Таким образом, ролевой набор формиру­ет набор социальных отношений.

Термин «отношения» использован здесь как динамическая характеристика - в значении «вступить в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предраспо­ложенность к нему.

Такую готовность принято называть установкой.

Итак, обобщим пройденное: параллельно понятию статусного набора применяется понятие «ролевой набор». Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), за­крепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

Идентификация с ролью и статусом

Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождествля­ем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью; иной столоначальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но и с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями. Учительни­ца пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Люди пе­реносят стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Почему они ведут себя автоматически? А потому что слились со своей главной ролью (главным статусом).

Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентифика­цией, а среднее или минимальное - дистанционированием от роли.

От вузовского преподавателя ожидают, что он придет на лек­цию в строгом костюме и галстуке. Многие так и поступают. Дру­гие предпочитают свободную одежду - свитер и джинсы. Тем самым они подчеркивают определенную дистанцию с ролью преподавателя и одновременно -- сближение со студентами, свидетельствуя своим поведением, что все мы - члены одного общества, коллеги, равные.

Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения меж­статусной дистанции. Студент и профессор - не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Профессор стоит выше, студент - ниже.

Когда профессор держится на равных со студентами, он сим­волически сокращает межстатусную дистанцию. Но когда сту­денты, не чувствуя реально существующей разницы между ран­гами, переходят на «ты», это называется фамильярностью - не­уместно развязным, слишком непринужденным поведением по отношению к старшим по возрасту или превосходящим по стату­су людям. Поскольку последние допускают фамильярность, это свидетельствует об очень низком уровне идентификации их со своим статусом.

Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее сте­пень идентификации с ним, тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов (орденов, ме­далей, формы, титулов) отличить его от других статусов.

Некоторые роли, а их большинство — пешеход, пациент, по­купатель, член профсоюза и т. д. - являются личностно незначи­мыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспри­нимает незаметно. В них не вкладывается частичка души и свое­го «я».

Напротив, другие роли (а их меньшинство), прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть «я». Их потеря переживается особенно глубоко - как внутренняя трагедия;

Мужчина - производитель материальных благ, кормилец се­мьи. Потеря работы переживается им как крушение личности. У безработного изменяются стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей. Ста­тус безработного вносит серьезные изменения во весь статусный набор. Разрушаются основы ценностного ядра личности - само­уважение и самооценка.

Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая систе­ма. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя оди­наково - с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дис­танцирование от роли). Термин «сокращение межстатусной ди­станции» описывает характер отношений между двумя и более индивидами - носителями разных, но функционально связан­ных статусов.

Латинское слово регsona, сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками - так, чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра, — изображался характер роли: роль зло­дея, роль шутника, роль защитника угнетенных.

Стало быть, социальная роль и есть маска, в которую облачает­ся человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я». Все зависит от степени идентификации с ролью.

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

Какиесуществуюттипыобществ?

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, ученые разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. В обществознании принято выделять несколько типологий.

Если в качестве главного признака выбирается наличие пись­менности, то все общества делятся на дописьменные, т. е. умею­щие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, не знакомы с ней. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народом высокого уровня культуры. Не знающие письменности народы называют дикими, отсталыми, нецивилизованными.

Дописьменные общества являются также донаучными, доиндустриальными и доиндивидуальными. У них нет истории, но есть только легенды. Время и пространство ограничены. Они крайне плохо осведомлены о других народах. В строгом смысле они не имеют теологии и космологии. Они не могут создать нау­ку, ибо она предполагает продвижение, постепенное накопление верифицированных знаний, что в свою очередь требует записи результатов наблюдений и опытов. Благодаря этому последую­щие поколения создают систематическое знание на прочном эк­спериментальном фундаменте. Культура здесь развивается мед­ленно, она не знает прогресса.

Согласно второй типологии общества также делятся на 2 груп­пы - простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых об­ществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся по сию пору. В сложных обществах существует государственный аппа­рат, наука, техника, социальное расслоение людей. Здесь не просто появляются руководители и подчиненные, но они со­ставляют противоположные классы - господствующий и не­господствующий. Возникшее когда-то стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных об­ществ был дан зарождением самого мощного института - государства. Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, а слож­ные – 5-6 тыс.

Первые 2 типологии легко соотнести между собой, надо толь­ко внимательно присмотреться к их свойствам и времени, когда они существовали. Так, дописьменные общества совпадают по времени с простыми, а письменные - со сложными.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования, т. е. способ производства. Согласно этому критерию все общества с древнейших времен до наших дней можно разделить на следующие типы: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, индустриальное общество.

Самый древний способ пропитания - охота и собиратель­ство. Соответственно ему выделяется общество первобытных охотников и собирателей. Оно состояло из небольших кров­но-родственных групп (их называют трибы), состоящих из 40-60 человек и отделенных друг от друга огромными про­странствами. Их основу составляли несколько семей с много­численным потомством. Все члены трибы, постоянно живущие друг с другом и редко встречающиеся с другими группами, на­ходились в родственных отношениях. Так продолжалось не­сколько сот тысяч лет. Это самый продолжительный по истори­ческому времени тип обществ.

На смену ему пришли 2 других типа общества и способа произ­водства - скотоводство (пастушество) и огородничество (его еще называют садоводческим обществом). Скотоводство бо­лее эффективный способ добывания средств существования, ос­нованный на приручении (одомашнивании) диких животных (вспомните, как еще он называется). Скотоводы, так же как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни. Из охоты по­степенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что при­ручать животных экономичнее, чем добывать их на охоте. Из со­бирательства выросло огородничество, а из него - земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добыва­ния из природы готовых продуктов (диких растений) к система­тическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным по­лям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности. Они стали возможными благодаря пере­ходу от кочевого к оседлому образу жизни, А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жиз­ни? Земледельческое, или аграрное, общество 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриальногообщества. Дымящие заводские трубы, загазо­ванные городские кварталы, гигантские угольные разрезы - от­личительные признаки индустриального общества.

Вчемсутьформационнойтипологииобществ К. Маркса?

В середине XIX в. К. Маркс предложил свою формационную ти­пологию обществ, получившую широкое распространение, осо­бенно в нашей стране. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные этими двумя признака­ми, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу человечество последовательно прошло 4 форма­ции — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталис­тическую. Пятой объявлялась коммунистическая,которая должна наступить в будущем. Общественно-экономические формации он рассматривал как последовательные ступени лестницы, по кото­рым народы мира продвигаются в процессе исторической эволю­ции. Некоторые из наиболее крупных стран, прежде всего много­национальных, внутренне неоднородны и включают в себя ло­кальные образования, воспроизводящие, хотя и в превращенном виде, предшествующие формации. А кроме того, мы найдем на земном шаре и такие области, где господствуют или сохраняются в модернизированном виде феодальные, рабовладельческие или даже первобытно-общинные отношения. Передовая Америка и отсталый Бангладеш - соседи по формации, если базируются на капиталистическом типе производства.

И хотя на каждом из «перегонов» исторического пути появля­лась «ведущая» формация, это не означало, что данная ступень должна быть пройдена всеми народами. Перескакивание через ступени было нормальным явлением на протяжении всей миро­вой истории, а разные группы народов восходили от одной стадии к другой по разным историческим лестницам. Сравнитель­ная история стран Запада, Востока, Севера и Юга дает множе­ство тому подтверждений. В этом смысле можно сказать, что человечество как целое не прошло в своем развитии ни одной формации. Разные его отряды двигались разными путями.

В чем особенностьцивилизационногоподхода?

В определенной степени противостоящим формационному является цивилизационный подход. Многие авторы трактуют ци­вилизацию как общее обозначение той исторической эпохи, ко­торая приходит на смену варварству и противостоит ему как синоним общества, которое воплощает научный способ производ­ства и гуманные формы общественной жизни. Наряду с этим по­нятие «цивилизация» используют для обозначения качественной специфики, своеобразия той или иной страны, группы стран, народов на определенном' этапе развития. В отличие от форма­ции цивилизация есть конкретное, живое социальное тело, наде­ленное культурным своеобразием.

Цивилизация может ограничиваться рамками как нацио­нальными (китайская цивилизация, индийская цивилизация, русская цивилизация), так и региональными (западноевропей­ская цивилизация, арабская цивилизация и т. п.). Зарождаясь на каком-то этапе исторической эволюции, национальная или ре­гиональная цивилизация движется вплоть до ее распада по сту­пеням исторической лестницы, задерживаясь на одних, минуя другие, относительно быстро проскакивая третьи. Наиболее мощные цивилизации складываются на протяжении многих сто­летий или даже тысячелетий. Они аккумулируют опыт и дости­жения многих десятков поколений.

Современный мир характеризуется цивилизационным мно­гообразием. В нем существуют десятки цивилизаций - западно­европейская (распадающаяся в свою очередь на французскую, английскую, испанскую и т. д.), североамериканская, китайская, индийская, латиноамериканская, российская, африканская, арабская и др., каждая из которых сложилась на разнородной формационной основе, сочетая в себе черты феодализма, капи­тализма, социализма и т. д. В результате количество существую­щих в современном мире цивилизаций превышает количество формаций

Какиеновыетипологииисторическогоразвития человеческогообществапредлагают современныеученые?

Современные ученые предлагают новые типологии истории развития человеческого общества, в том числе доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества (Д. Белл), премодернистского, модернистского и постмодернистского со­стояния (С. Крук и С. Лэш), а также «первой», «второй» и «тре­тьей» волн цивилизации (О. Тоффлер). В начале 60-х гг. Ф. Махлуп и Т. Умесао ввели в научный оборот термин «информацион­ное общество», положивший начало теории, развитой такими авторами как М. Порат, И. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Катц и др. Прогресс человечества рассматривается сквозь призму прогресса знания. К предшественникам данной теориии относят 3. Бжезинского, который разработал концепцию технотронного (от греческого(teche) общества, также подчеркивающую главенству­ющую роль знаний в современном обществе.

Самой распространенной среди них является теория постиндуст­риального общества. Термин «постиндустриальное общество» вве­ли в научный оборот в середине XX в. А. Тоффлер и Д. Белл. По мнению многих специалистов, в 70-е гг. XX в. на смену индустри­альному приходит постиндустриальное общество, правда, не вез­де, но лишь в самых развитых странах, скажем в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышлен­ность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводс­кие цехи, роботизированные производства, гигантские супермар­кеты, космические станции — признаки постиндустриального об­щества.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   19


написать администратору сайта