Главная страница
Навигация по странице:

  • «модернизация»

  • Итак, наш первый вывод

  • Органическая модернизация

  • Неорганическая модернизация

  • Итак, мы

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА Что представляет собой общество Общество

  • Каковы

  • Конспекты. Конспекты лекций по дисциплине социология. Конспекты лекций социология (курс лекций)


    Скачать 1.57 Mb.
    НазваниеКонспекты лекций социология (курс лекций)
    АнкорКонспекты
    Дата20.01.2022
    Размер1.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспекты лекций по дисциплине социология.docx
    ТипКонспект
    #336888
    страница10 из 19
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   19

    Теория механической и органической солидарности Э. Дюркгейма

    В примитивных обществах, основанных на механической со­лидарности, личность не принадлежит себе и поглощается кол­лективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на орга­нической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем прими­тивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе раз­нообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире ба­зис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше по­является новых профессий.

    Плодотворность теории Дюркгейма в том, что пользуясь ею, можно более глубоко понять социально-политические процес­сы, происходящие в современном обществе. К примеру, совер­шенно ясно; что чем органичнее общество, тем выше его склон­ность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека.

    И напротив, чем более механистичным является общество, тем более оно, следуя логике Дюркгейма, должно склоняться к тоталитаризму. В этом плане утверждение в России сталинского тоталитаризма означает возврат нашего общества к принципам механической солидарности.

    Что представляетсобоймодернизация? Какиевидыеесуществуют?

    Демократия - вершина общественного развития и вместе с тем самая сложная форма социальной организации общества.

    Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен го­раздо более широкий выбор моделей поведения, чем в автори­тарном обществе. Его поведение становится многовариативным.

    Вот уже полстолетия в мировой социологии лидирующие по­зиции занимает концепция, которая получила название теории модернизации. Она пришла на смену теории Дюркгейма и опира­ется на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе они ни располагались, вовлечены в единый, всепогло­щающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации. Прогресс науки и техники ведет к всемирному процветанию и решению всех социальных проблем. В этом потоке культурное своеобразие каждой страны как бы отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет, — система общечеловеческих ценностей.

    Термин «модернизация» относится не ко всему периоду со­циального прогресса, а только к одному его этапу — современному. В переводе с английского «модернизация» означает «осовремени­вание». Поскольку современный период человеческой истории датируют с момента зарождения, а затем и расцвета капитализма, суть модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару ценностей и достижений именно этой форма­ции. Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урба­низации, индустриализации. Лидеры модернизации — США и За­падная Европа — целиком и полностью приобщились к ним и до­бились потрясающих экономических результатов. Но ничего не мешает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Ла­тинской Америки догнать, используя западные технологии, капи­таловложения и опыт, как это сделала Япония. Так рассуждают авторы теории модернизации.

    Она призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в сво­ем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов. Модерни­зация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под ко­торым понимается мировая экономическая система капитализма.

    Итак, наш первый вывод: под модернизацией понимается рево­люционный переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому, обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумева­ет кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.

    Различают два вида модернизации.

    Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всех ходом предшествующей эво­люции. Пример: переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII в. и преобразова­ние американского производства в результате внедрения фордизма в первой четверти XX в. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в ук­ладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

    Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вы­зов со стороны более развитых стран. Она представляет собой спо­соб «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностран­ной зависимости. Россия, которая, в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на не­сколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII в., сталинская индустриализация 30-х гг. XX в., перестройка 1985г. и экономические реформы. 1991—1993 гг.

    Неорганическая модернизация совершается путем закупки за­рубежного оборудования и патентов, заимствования чужой техно­логии (нередко методом экономического шпионажа), приглаше­ния специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Соответству­ющие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Во многом именно так происходило в России в XVIII и XX вв., в Японии в XIX и XX вв. Стране Восходящего солнца потре­бовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда она заимствовала технологию и финансы. За короткий период неорга­ническая модернизация сменилась органической. Япония развива­ется на собственной основе и в свою очередь служит образцом для 'подражания. Иначе обстояло дело в России. Из-за постоянных от­ступлений от первоначальных реформ, непоследовательности их осуществления переходный период растянулся на 200 лет.

    Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модер­низация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство населе­ния, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. Так было в XIX в., когда интеллигенция раскололась на «западни­ков» и «славянофилов». Первые выступили за ускоренную модер­низацию и механическое перенесение западных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т. е. органическую модер­низацию. Численность первых оказалась недостаточной, для того чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональ­ных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.

    Итак, мы можем заключить: модернизация имеет две разно­видности — органическую и неорганическую. Первая предпола­гает, что страна развивается по капиталистическому пути на соб­ственной основе, а вторая — что страна догоняет более развитые страны и заимствует у них передовые технологии.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА

    Чтопредставляетсобойобщество?

    Общество — многозначное понятие, используемое для опреде­ления как социальных систем различного уровня, так и объедине­ний людей, имеющих общность происхождения, положения, ин­тересов и целей, включая акционерные общества и другие эконо­мические организации, В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной дея­тельности людей — человеческое общество, социум. В более узком смысле общество есть сложная социальная система, целостное об­разование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями, как исторический этап, определенная форма общественного развития (например, первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое общество) или конкретное общество в рамках одной страны {французское общество, российское общество, японское обще­ство и т. д.). Общество может означать круг людей, объединенных общностью сословной принадлежности (например, дворянское общество, купеческое общество, крестьянское общество) или ка­ких-либо интересов (потребительское общество, благотворитель­ное общество, спортивное общество, театральное общество и др.). К ним же относятся коммерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательс­кой деятельности.

    В широком социологическом смысле общество — это мировое сообщество, или мировая система, подразумевающая все челове­чество как целое. Под мировым обществом понимается некая планетарная социальная система, объединяющая все население Земли, имеющая наднациональные органы управления, универ­сальные для всех стран правила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международные отношения. Общество в узком смысле обозначает совокупность людей, проживающих исторически длительное время на одной и той же территории, создавших собственную культуру и политическую систему управления. Общество в третьем значении — как сообщество, союз или ассоциация (например, Общество любителей чтения) — в строгом смысле социологической категорией не является, по­скольку нарушается один из неотъемлемых признаков общества в социологическом значении: не являться частью более общей системы.

    Другие определения общества: 1) граждане страны, ее населе­ние, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потребностями, желаниями, убеждениями, поведением, психоло­гией; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (хозяйственное общество); 3) объединение лиц, граждан по интересам; общественная органи­зация, создаваемая в целях содействия кому-либо.

    Общество — самая крупная группа изо всех, в каких только приходится проживать людям, либо самая крупная группа на дан­ной территории. Постоянно проживая вместе и взаимодействуя, люди создают сложно переплетенную систему социальных отно­шений, исторически устойчивые, воспроизводящиеся из поколе­ния в поколение формы которых кристаллизуются в социальные институты.

    Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие слова, употребляемые в этой дисциплине, пришло из обыденной речи, где оно никогда не имело четкого оп­ределения. Так, например, общество может обозначать особое клубное сообщество (вроде «Общества охотников»), группу лю­дей, обладающих высоким престижем и привилегиями (типа «высшее общество» или «светское общество»), абстрактное мно­жество людей (в таких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).

    Следует отметить также, что оно частично совпадает с поняти­ями «культура», используемым антропологами, и «национальное государство», употребляемым политологами. Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить. о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в государстве Израиль. В таком случае речь идет об общности ре­лигиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланезийской культуре, хотя народы Мела­незии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.

    Социолог учитывает многообразие общеречевых значений тер­мина «общество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, при­держивающихся гуманистической перспективы, «общество» оз­начает широкий комплекс человеческих отношений, понимае­мый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, система взаимодействий. Слово «широкий» в данном контексте трудно определить количественно. Социолог может го­ворить об «обществе», включающем миллионы людей (скажем, «китайское общество»), а может обозначать этим термином гораз­до меньшую по численности совокупность («общество второкурс­ников данного института»). Два человека, разговаривающих на

    углу, вряд ли составят «общество», но трое, которых выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут таковым. Поэтому о зна­чении понятия «общество» нельзя судить только по количествен­ному критерию, полагает Питер Бергер, автор одного из самых популярных учебников социологии в мире. Кому-то общество предоставляется гигантским механизмом, в котором индивид пре­вращается в маленький винтик. Для П. Бергера «общество пред­ставляет собой сеть социальных ролей».

    В зарубежной и отечественной литературе можно встретить огромное количество определений общества. В одном случае его понимают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом — как сложную социальную систему с населяю­щими ее людьми, в третьем -- как социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией, и т. д. В частности, Р. Миллс понимал общество как конфигурацию инс­титутов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действия людей. И. Валлерштайн считает, что попытка социологов навести порядок в многочисленных, часто противо­речивых и путанных определениях общества в конечном итоге ни к чему не привела; ни одно понятие не является более всеобъем­лющим в современной социальной науке, чем общество, и ни одно понятие не используется более автоматически и бездумно, чем общество, несмотря на бесчисленные страницы,' посвящен­ные его определению. Определения в учебниках вращаются во­круг вопроса «Что есть общество?», в то время как аргументы, ко­торые мы привели относительно единства исторической и со­циальной науки, заставляют нас задать другой вопрос: «Когда и где есть общество?»

    «Общества» конкретны. Более того, «общество» — это термин, от которого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной многозначности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводя­щих в заблуждение противоречивых определений. Общество — это термин, использование которого в настоящее время в истории и со­циальных науках является современным институциональному оформлению социальной науки в ХТХ в. Общество — это половина противоречивого тандема, другой частью которого является госу­дарство.

    В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий фи­лософский. Оба они по своему правы и каждый из них дает что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее их не­обходимо различать, поскольку разные подходы к обществу пред­полагают разную методологию его анализа. Коснемся вначале уз­косоциологического подхода.

    В узком смысле под обществом понимают:

    определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

    конкретный этап в историческом развитии какого-либо на­рода или страны;

    • сложноорганизованную систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты.

    Общество следует понимать как исторический результат сти­хийно или естественно складывающихся взаимоотношений лю­дей. Тогда государство предстанет как искусственный политичес­кий конструкт — учреждение или институт, призванный управ­лять этими взаимоотношениями. Еще одно понятие — страна -также представляет собой искусственный территориальный кон­структ, который обозначает суверенные границы государства. Страна — часть света или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Госу­дарство — политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие ап­парата управления (правительство). Общество - социальная организация (не только страны, но также нации, народности, пле­мена).Было время, когда четких политических или государствен­ных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, ос­ваивая новые территории. Когда процесс переселения народов за­вершился, появились земли, ограниченные государственным су­веренитетом. Таким образом, страны — результат территориаль­ного раздела мира.

    Необходимо различать 3 явления — страна, государство, обще­ство. Не всегда их границы совпадают. К примеру, никто не слы­шал словосочетания «люксембургское общество», хотя Люксем­бург — это государство, или страна, в Западной Европе, площадь которого — 2,6 тыс. км2, а население — 392 тыс. чел. Сегодня выя­вилась явная проблематичность понятия общества, мыслимого на основе территориально-государственного принципа.

    Общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие общества применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество — самая большая из проживаю­щих на данной территории групп. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э. Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям.

    1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.

    2. Браки заключаются между представителями данного объеди­нения.

    3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

    4. Объединение имеет территорию, которую считает своей соб­ственной.

    5. У него собственное название и собственная история.

    6. Оно обладает собственной системой управления.

    7. Объединение существует дольше средней продолжительнос­ти жизни отдельного индивида.

    8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

    Таким критериям соответствуют и современные державы, на­считывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, уме­щающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровнородственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, назва­ние, культура, история, управление, а самое главное — они не явля­ются частью другого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя на пер­вый взгляд у них есть все необходимое для этого: кровнородствен­ная система, территория, история, культура, название, управление.

    Понятие общества приобретает совершенно определенное зна­чение, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем гео­графические границы, общую законодательную систему и некое национальное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают социологи, когда создают набор конкретных опреде­лений общества. В 1967 г. Р. Марш пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:

    1) постоянная территория (например, Испания в своих госу­дарственных границах);

    2) пополнение общества главным образом благодаря деторожде­нию, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;

    3) высокоразвитая культура — модели культуры могут быть до­статочно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;

    4) политическая независимость — общество не является подсис­темой или частью какой-то другой системы, поэтому колониаль­ные общества типа Бельгийского Конго до получения независи­мости нельзя было считать таковыми.

    Автор этой классификации признавал неполноту и дискуссион­ный характер своих критериев. К примеру, можно ли применить критерий «высокоразвитая культура» к стране, где проживают представители различных религиозных верований и этнических групп, будь то США, Индия или СССР. Здесь нет общих ценностей и идеалов, воспринятых всем населением. Их культуру правильнее называть совокупностью субкультур, с огромным трудом связан­ных воедино политической и законодательной властью. Возможно, поэтому оказался столь непрочным Советский Союз. Критерий «политическая независимость» является не менее спорным. На тер­ритории СССР находились сложившиеся и очень древние этносы, обладавшие высокоразвитой культурой, не имевшие политической независимости, но существовавшие на правах союзной республи­ки, в частности Армения, Грузия, Эстония.

    Другие социологи и политологи, а именно - Д. Аберле, А. Коэн, К. Дэвис, М. Леви и Ф. Саттон в 1950, а Т. Парсонс в 1966 г.] предположили, что определяющей характеристикой общества является «самодостаточность». Этот критерий близок к «политической независимости», но должен трактоваться не только в политологическом смысле. Самодостаточным является общество, кото-1 рое не только способно прокормить себя, производя достаточное количество товаров и услуг, не прибегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угрозы, но также создавать весь комплекс культуры — от высокой до народной и популярной - и связанную с ними инфраструктуру, а также успешно занимать социальным обеспечением населения. Но главным признаком самодостаточности является экономический - наличие у страны валюты, сохранение платежеспособности и возможность оплачивать долги. Поэтому островные государства Япония и Великобритания, в значительно большей мере за-] висящие от внешней торговли, чем континентальные, относятся к самостоятельным обществам и высокоразвитым державам.

    Новые грани в понимание общества внесла концепция мирового сообщества, которое нередко именуют не сообществом, а обществом. В своей радикальной форме тезис о мировом обществе гласит, что в настоящее время существует лишь одна единственная общественная система — наднациональная, мировая. В таком случае Германия, США, Норвегия или Пакистан не явля­ются обществами. Европа тоже не является обществом. Только всеобщая мировая система соответствует понятию «общество».

    В связи с этим некоторые ученые, в том числе Фридрих Тенбрук, предлагают вовсе отказаться от слова «общество», считая его чрезмерно размытым. В отличие от них Н. Луман предлагает сохранить его, но определять общество через коммуникацию и коммуникативную досягаемость. Для использования понятия общества в расчет принимается только мировое общество в каче­стве единственной закрытой системы, в рамках которой возможно проследить все операции коммуникации. Действительно, потоки информации, телевидение, телефонная связь, Интернет не знают национальных границ. Они объединяют людей в единое общество. В таком случае национальные общества отходят на второй план.

    Правда, сохраняется проблема бедных и богатых стран. Бедность существует и воспроизводится в национальных границах. Однако сторонники нового понимания общества, в том числе и крупнейший теоретик мирового общества И. Валлерштайн, убеждены в том, что именно мировое общество производит и воспроизводит социальное неравенство, которое в дальнейшем; воспроизводится конкретными странами и обществами. В результате национальная бедность выступает фактом внутренней дифференциации системы мирового общества.

    Итак, если придерживаться территориально-государственного принципа, то придется считаться с более чем двумястами обще­ствами, существующими на планете. А если быть верным комму­никативному подходу (информация не знает границ), то необхо­димо будет признать существование на Земле одного единственного общества - мирового.

    Общество можно свести к совокупности все групп, входящих в него, и тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по критерию богатства и объема власти. Наверху окажется богатая и всевластная элита, по­средине средний класс, а внизу бедное и бесправное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокуп­ности 5 фундаментальных институтов: семья, производство, го­сударство, образование (культура и наука) и религия. Действи­тельно, институты выполняют функцию столпов общества, на ко­торых все и держится. Можно, наконец, все общество разделить на 4 главные сферы — экономическую, политическую, социальную и культурную. Их называют еще подсистемами общества.

    В философской науке общество характеризуется как динами­ческая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущ­ность и качественную определенность. При этом система опреде­ляется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою оче­редь элементом называется некоторый далее неразложимый ком­понент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Подсистемами именуют «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама систе­ма. Подсистем, или сфер, общества существует четыре.

    Каковычетыреглавныесферы современногообщества?
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   19


    написать администратору сайта