Главная страница

Конспекты. Конспекты лекций по дисциплине социология. Конспекты лекций социология (курс лекций)


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеКонспекты лекций социология (курс лекций)
АнкорКонспекты
Дата20.01.2022
Размер1.57 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонспекты лекций по дисциплине социология.docx
ТипКонспект
#336888
страница6 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

При изучении общества и общественных явлений необходимо ис­пользовать такие же методы, как при изучении неживой природы для получения подлинного «позитивного» знания. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценок и мнений исследо­вателя.

По мнению Конта, «социология» – единственная наука, призван­ная открывать законы, универсальные как для природы, так и для общества. Впоследствии подобное положение назвали принципом универсализма.

Первоначально в его трудах социология даже называлась «социаль­ной физикой». В качестве основных методов новой науки были предло­жены: наблюдение, эксперимент, типологизация, сравнительно-истори­ческий метод

(Предметом этой науки Конт считает обще­ство в целом, историю его развития, трансформации. Причем законы этого развития носят точный и строгий характер, как и законы мате­матики, физики, химии. Эти законы, по мнению О. Конта, могут не только показать сущность общества и его прошлое, но и предсказать будущее (принцип исторического детерминизма). Но детерминизм Конта носит"идеалистический характер. Если у философов Древнего мира состояние общества определяется формой государства, у К. Мар­ксаспособом производства, то у О. Конта образом мышления. Именно изменением образа мышления при неизменной природе че­ловека и объясняет Конт историческое движение человеческой циви­лизации.(Для него мир сначала мыслится, потом существует. Следовательно, и развитие общества начинается с появления идей прогресса в умах людей. Конт отождествляет прогресс с развитием человеческого знания, которое проходит три стадии; каждой из них соответствует определенное состояние общества (закон трех состояний).

Структурной единицей общества считал семью, исходя из того, что любая система должна состоять из однородных элементов, поэтому подлинная элементарная единица общества должна содержать в себе социальную связь, т.е. группу, которая включает в себя, о меньшей мере двух человек, наиболее устойчивая и часто встречающейся группой является – семья, именно ее Конт назвал «ячейкой общества».

Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что наука об обществе должна быть точным знанием, опирающимся на методы естественных наук.

Конт резко отграничил социологию от социальной философии (из которой она фактически вышла), призывая к тому, чтобы она отказалась от «умозрительных» рассуждений, метафизики и теологии. Социология должна была стать точной наукой подобно физике или биологии и использовать методы естественных наук, такие, как наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод и т.д. Новая наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов, т. е., таких, нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть с помощью известных фактов, доступных эмпирическому наблюдению. Подобный взгляд на науки, в целом достаточно распространенный в интеллектуальной среде Европы Х1Хв. и получивший название позитивизма, объясняется феноменальными успехами естествознания того времени. Конт, так же увлекшись достижениями естественных наук, развивает учение об органической аналогии, общество уподобляется организму, их развитие и структура сходны. Составными частями общества являются индивиды, и, подобно частям организма, они подчиняются целому, т.е., обществу.

История свидетельствует, что социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом в 40-х годах XIX века после опубликования О.Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия – поставить учение об обществе на научную основу – и явились тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии. (В материалах можно встретить разночтения по поводу зарождения науки социологии. Если речь идет о науке, то наиболее точной датой ее основания следует считать 1826 г., когда Конт начал читать публичные лекции по курсу позитивной философии. Большинство авторов указывают на 1830 как начало издания «Курса …»(1830- 1842). Другие годом рождения социологии считают 1839-й, т.к. тогда был издан 3-й том «Курса..», в котором Конт впервые употребил термин «социология»).

Конт обосновывает необходимость и возможность появления этой новой науки на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой теологической стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхестественного (Стадия развития знания - знание носит мифологический, религиозный характер и основывается на вере. Цитата - «Человеческий дух .. воображает, что явления (социальные) производятся воздействием .. сверхестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все кажущиеся явления мира» -. Стадия развития общества – Эпоха, охватывающая Древний мир и Средневековье делится на три периода:

-фетишизм (люди видят богов во внешних предметах. Им же приписывается жизнь);

- политеизм (жизнью наделяются «фиктивные существа», боги (греческие, римские боги). Их вмешательством и объясняются все явления);

- монетеизм (хрестианство изменяет мораль, мировоззрение людей. Жизнь определяет единый бог).

На второй, метафизической стадии он отказывается от апелляции к сверхестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей. Причин и других философских абстракций. (Стадия развития знания – знание оторвано от реальной жизни, носит абстрактный характер. «В метафизическом состоянии (человеческого духа) сверхестественные факторы заменены абстрактными силами, могущими сами собой производить все наблюдаемые явления, объяснение которых состоит только в подыскании соответствующей сущности»).Стадия развития обществаЭпоха революций (абстрактное знание приобретает критический характер, наблюдается кризис, распад социальных связей. Эта стадия длилась примерно с XIV до начала XIX в. и охватывает собой эпоху Реформации, Возрождения, эпоху Великих географических открытий, становление и развитие капитализма. Первой и второй стадиям соответствует военное общество, общество, нацеленное на войну, имеющее военно- авторитарный режим правления.

Задача второй стадии – критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию позитивную или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Стадия развития знания – знание основано на опыте, эксперименте и носит научный характер. В положительном состоянии «человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, стремится, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных законов явлений, т.е. их неизменных отношений, последовательности и подобия». Стадия развития общества – Промышленное и мировое сообщество – начало этой стадии, т.е. индустриализацию общества, стабилизирующую все социальные процессы и делающую бессмысленной войну (ибо с помощью массового производства можно достичь во всех сферах общества гораздо большего, чем завоеваниями), и наблюдал О.Конт в первой половине XIX в.

Стадия развития знания Стадия развития общества (составить таблицу)
Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им, появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают кооперация и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувство соли подобно разделам физики дарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия, и призвана, по мнению О.Конта, социология.

О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части (подобно разделам физики): социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О.Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Итак, французский ученый Огюст Конт считается родоначальником социологии. Конт совершил переворот в общественных науках, определив предмет и метод социологии, выдвинул один из фундаментальных тезисов о необходимости эмпирической проверки знаний, ввел термин «социология» для обозначения новой науки об обществе;

Социология, по его мнению, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются во взаимосвязи:



  • для рассмотрения общества ввел термины «порядок» (уравновешенность групп и членов общества, объединенных общими идеями и целями) и «прогресс» (использование знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем);

  • в социологии выделил два основополагающих раздела: «статику» (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество) и «динамику» (анализ общества через выявление социальных изменений и прогресса);

  • (Статикаизучает общество в некой целостности и рассматривает функции его отдельных частей; она сходна с анатомией (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество). Динамика выводит общие законы эволюции общества (анализ общества через выявление соц. изменений и прогресса);

  • понимал общество как живой организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага;

  • выделил четыре структурных элемента (класса) в социальной структуре общества: 1) ученые; 2) банкиры, торговцы, предприниматели; 3) земледельцы; 4) рабочие. Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам удается при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии.

  • утверждал, что элементарной структурной единицей общества является семья;

  • сформулировал закон трех стадий прогресса человеческого общества в соответствии с развитием человеческого разума («Закон о трех состояниях человеческого разума»): теологическая, метафизическая, позитивная.

  • теологическая или фиктивная (с древнейших времен до 1300 г. Охв. Древность и раннее Средневековье) характеризуется господством религиозного мировоззрения, существованием натурального хозяйства, преобладанием натурального хозяйства, преобладанием военно-авторитарных политических режимов, дающая сверхъестественное объяснение природным явлениям. Делилась Контом на три периода: фетишизм (люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов); политеизм (жизнью наделялись «фиктивные существа» (греческие, римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящее; монотеизм (единобожие в лице христианства).

  • метафизическая или абстрактная стадия (1300-1800 г.г. эпоха Реформации, Французская революция) характеризуется разрушением католицизма, старых верований и связанного с ним общественного порядка. Эта эпоха породила революцию, «анархическую республику», индивидуализм, либерализм, демократию, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества»;



позитивная стадия (XIX в.) характеризуется распространением наук и ростом их общественного значения, повсеместным развитием ремесел и промышленности. Достоянием истории становятся военный дух и милитаристский образ жизни; на смену аристократии приходит социократия- правление ученых, владеющих социологическими знаниями. На место старой, традиционной религии приходит позитивизм, проповедывающий всеобщую любовь и поклонение личности, обществу, человечеству; (По Конту, общество проходит в своем развитии три стадии, связанные с прогрессом «типов познания» (прогресса человеческого общества в соответствии с развитием человеческого разума):• примитивные общества - теологическое познание;• феодальное общество - метафизическое познание;• индустриальное общество - «позитивное», т.е., научное познание. Эволюция общества заключается в том, что оно становится все более сложным, дифференцированным, специализированным).

  • вершиной пирамиды, состоящих из шести базовых научных дисциплин (математика, астрономия, физика, химия, биология, социология), по мнению Конта, является социология. Именно она венчает вершину контовской «иерархии наук», поскольку ее объект обладает максимальной сложностью и носит узкоспецифический характер. Математика лежит в основании пирамиды в силу максимально широкой применимости этой научной дисциплины ко всем объектам изучения.

.

Несмотря на то, что Конт был сторонником позитивизма и негативно относился к социальной философии, его социология все еще оставалась ее [социальной философии] разновидностью, т.е., сугубо теоретической областью знания, тяготеющей к общим рассуждениям и схоластическим построениям.
2.1. Теория эволюции Огюста Конта
Что понимается под социальной статикой и социальной динамикой в теории О. Конта?

Фундаментальная социологическая теория, о необходимости кото­рой О. Конт говорил неустанно и которую он стремился создать, призвана отразить социальную статику и социальную динамику. Со­циальной статикой он назвал объяснение причин сохранения порядка в обществе, его организованности, достижения общественного консен­суса (взаимного согласия) и гармонии.

Социальная динамика, по О. Конту, есть теория общественного прогресса, позитивных метаморфоз в обществе, так или иначе на­рушающих его статическое состояние. Динамика подчинена ста­тике, ибо «прогресс — это развитие порядка».

В связи с этим он настаивает на различении социологиче­ских законов двух разрядов - «законов порядка» и «законов прогресса»

О. Конт создал свою теорию общественного прогресса, суть которой (в предельно сжатой форме) можно представить так. Каж­дое последующее общественное состояние совершеннее преды­дущего. Прогресс достигается развитием прежде всего сознания людей, проявляющимся в позитивных переменах в науке, морали и религии.

В истории человечества прогресс выразился в смене теологи­ческой стадии (периода господства традиционной религии, охва­тывающего рабовладение и феодализм) метафизической (временем крушения теологии и феодализма) и переходом от последней к «пози­тивной» фазе, основанной на позитивной науке об обществе, кото­рая должна стать новой религией человечества.

Каждая из трех стадий рассматривается в двух аспектах: изме­нений человечества и изменений человека, что дает О. Конту основание говорить о четырех видах прогресса (материальном, физическом, интеллектуальном и морально-нравственном) и двух его типах — эволюционном и революционном. О. Конт — убеж­денный эволюционист, однозначно признающий целесообразность и полезность (как человечеству, так и отдельным людям) постепенных позитивных изменений в отличие от революций — резких, скачкообразных общественных преобразований.

2.2. Закон интеллектуальной эволюции в научной системе О.Конта

В самом начале своей брошюры «Дух позитивной философии», изданной в Санкт-Петербурге в 1910 г. О. Конт пишет: «Все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбеж­но пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые могут быть здесь достаточно определены обык­новенными наименованиями – теологическая, метафизическая и научная.

При этом первая стадия рассматривается как «чисто предва­рительная»; вторая представляет собой «только видоизменение разрушительного характера, имеющего лишь временное назначе­ние — привести к третьей»; что касается третьей, то именно на ней, «единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным».

Подчеркнем, что О. Конт здесь претендует на открытие уни­версального теоретического закона двойной эволюции на следую­щих основаниях:

1) эта эволюция относится одновременно и к социальному, и к интел­лектуальному развитию общества;

2) такого рода эволюцию претерпевает процесс развития отдель­но взятого индивида (онтогенез) и человечества в целом или отдельных коллективностей (филогенез).

2.3. Чем характеризуется теологическая стадия

На теологической (или фиктивной) стадии (охв. Древность и раннее Средневековье (до 1300г.) человеческий ум пытается объяснить окружающие его и природные, и социальные явления воздействием сверхъестественных сил. Однако при этом, особенно па ранних этапах данной стадии ум человека парадок­сальным образом «объясняет явления, признавая в них существа или силы, сравнимые с самим человеком». Главная особенность этой стадии, считает О. Конт, состоит в том, что человеческий разум, будучи еще не в состоянии разрешить даже простейшие на­учные проблемы, «жадно и почти исключительно ищет начала всех вещей, стремится найти либо начальные, либо конечные причины различных поражающих его явлений и основной способ их возник­новения — словом, стремится к абсолютному знанию».

Теологическая стадия интеллектуальной эволюции имеет свою внутреннюю периодизацию. Она начинается с фетишизма, когда всем внешним телам приписывается жизнь, аналогичная челове­ческой. Затем наступает политеизм: он выражается в том, что ма­териальные предметы и явления лишаются одушевленности, кото­рая теперь переносится на различные вымышленные (как правило, невидимые обычному человеческому взгляду) существа. И имен­но непрерывное активное вмешательство этих более или менее могу­щественных существ становится прямым источником всех внешних явлений, включая и человеческие действия. Высшей фазой этой ста­дии становится монотеизм, когда главным и единственным источ­ником всего сущего признается некое верховное существо - все­могущее и единое, устанавливающее мировой порядок. Появляется ощущение необходимого подчинения всего и вся, всех явлений и событий неким единым, установленным этим высшим существом законам. Это уже, в сущности, довольно высокая ступень познания,
2.4. В чем суть метафизической стадии в теории эволюции О. Конта?

Далее наступает метафизическая (или абстрактная) стадия (с 1300 по 1800 г. эпоха Реформации, Французская революция). Она вытесняет сверхъестественные факторы в объяснении законов окружающего мира--природы и общества - - сущностями или оли­цетворенными абстракциями. Что такое сущности? Они, по Конту, имеют несколько двусмысленный характер. Ибо в каждой из этих метафизических сущностей, присущих конкретным телам (и в то же время не смешивающихся, не сливающихся с этими телами) ум человека может – по желанию или в зависимости от того, нахо­дится он ближе к теологическому либо позитивному состоянию — видеть либо действительную «эманацию сверхъестественной силы», либо отвлеченное наименование рассматриваемого явления. Другими словами, здесь человек «взывает к абстрактным сущно­стям, таким как природа».

Это, скорее, некое переходное состояние познания, потому что по природе своей данный метод носит прежде всего критический характер. Он главным образом отвергает, разрушает представления, сложившиеся на предшествующей стадии, не предлагая ничего конкретного взамен. Таким образом, задача этой стадии главным образом критическая, она подготавливает наступление третьей. Это ме­тафизическое состояние, говорит О. Конт, нужно в конечном счете рассматривать как своего рода хроническую болезнь, естественно

присущую нашей мысли (как индивидуальной, так и коллективной) на переломе между младенчеством и возмужалостью.

2.5. Чем характеризуется позитивная стадия в теории эволюции О. Конта?

По завершении метафизической стадии интеллект индивида (или коллективности) вступает в положительную, или реальную, или позитивную, стадию. Свое название она берет от базовой парадиг­мы, на которую О. Конт последовательно опирается в своем науч­ном творчестве: positive в переводе с французского означает «поло­жительный». Логика и суть этого метода научного познания, коротко говоря, состоит в том, чтобы применить к изучению со­циальных явлений приемы и методы, разработанные и зарекомен­довавшие себя в точных (или естественных) науках.

О. Конт при этом исходит из того, что всякое предложение, ко­торое недоступно точному превращению в достаточно ясное и прос­тое объяснение частного или общего явления, не может представ­лять реального и понятного смысла. Мы не можем устанавливать законы развития природы и общества, утверждает О. Конт. Мы мо­жем действительно постичь лишь различные взаимосвязи явле­ний и фактов, никогда не будучи в состоянии до конца проникнуть в подлинные причины их возникновения. Поэтому дело ученого наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на ос­нове этой систематизации выявлять определенные закономерности. О. Конт и его последователи—позитивисты — убеждены в том, что такие законы существуют, причем они универсальны как для природы, так и для общества. Стало быть, основной переворот, характеризующий состояние возмужалости нашего ума (повторя­ем — и в индивидуальном, и в коллективном смысле), заключается в повсеместной замене недоступных определению причин простым исследованием постоянных отношений и связей между существую­щими явлениями.

2.6. Иерархия наук по О. Конту

Закон трех состояний интеллекта в научной системе О. Конта достаточно строго сочетается с произведенной им классифика­цией наук. В этой классификации он размещает научные дисцип­лины на определенной шкале в соответствии с природой изучае­мых им явлений или в соответствии с их «общностью» либо «важностью». Такой «порядок распределения разных наук рас­крывает нам порядок становления позитивного разума в разный областях». Между прочим, считает О. Конт, приводимая ниже иерархия носит и практический смысл: именно в такой последо­вательности должен быть организован и процесс народного об­разования.

Итак, каков же согласно О. Конту порядок размещения наук в этой иерархии, своеобразной «пирамиде»? В основании ее лежит наиболее общая и применимая ко всем областям знаний матема­тика. Затем следует наука о Вселенной — астрономия. На их базе строится и развивается физика. Еще более сложная наука о строе­нии мира и его закономерностях — химия. Познав основы четырех названных дисциплин, можно понять и сконструировать законо­мерности еще более сложной науки — биологии. И, наконец, венча­ет эту пирамиду социология.

Принцип построения иерархии очевиден. Чем проще материя, тем легче ее познавать, размышляя о ней позитивным образом. Каждая последующая наука опирается на предыдущую и исполь­зует накопленные в ней знания. Каждая последующая наука яв­ляется очередной ступенькой в познании окружающего нас мира (см. рис). Развитие науки, знания идет от простого к сложному, от общего к специфическому. Каждая новая наука имеет, полагал Конт, более высокий порядок изучаемых явлений и включает как необходимую часть предыдущую. Иерархия наук выглядит следующим образом:

строится и развивается физика. Еще более сложная наука о строе­нии мира и его закономерностях — химия. Познав основы четырех названных дисциплин, можно понять и сконструировать законо­мерности еще более сложной пауки — биология. И, наконец, венча­ет эту пирамиду социология.

Принцип построения иерархии очевиден. Чем проще материя, тем легче ее познавать, размышляя о ней позитивным образом. Каждая последующая наука опирается на предыдущую и исполь­зует накопленные в ней знания. Каждая последующая наука яв­ляется очередной ступенькой в познании окружающего нас мира (см. рис).

«Закон о трех состояниях человеческого разума» достаточно успешно сочетается с предлагаемой О. Контом классификацией наук, доказывая, что методы познания и мышления, с успехом зарекомен­довавшие себя в математике, астрономии, физике, химии и биоло­гии, должны быть не менее успешно применимы и в области по­знания закономерностей, по которым развивается человеческое общество, включая и политику, и приведут в конечном счете к созда­нию позитивной науки.




Место социологии, по мнению Конта, на вершине «пирамиды», ибо ее объект обладает максимальной сложностью и носит узкоспецифический характер (соц. явления, взаимодействия индивидов), математика лежит в основании пирамиды в силу максимально широкой применимости этой научной дисциплины ко всем объектам изучения.

«Закон о трех состояниях человеческого разума» достаточно успешно сочетается с предлагаемой О. Контом классификацией наук, доказывая, что методы познания и мышления, с успехом зарекомен­довавшие себя в математике, астрономии, физике, химии и биоло­гии, должны быть не менее успешно применимы и в области по­знания

Вопросы:

1. В чем заключается принцип универсализма?

2. В чем заключается позитивный метод?

3. Что Конт считал структурной единицей общества?

4. Теория эволюции Огюста Конта.

5. Что понимается под социальной статикой и социальной динамикой в теории О. Конта?

6. Закон интеллектуальной эволюции в научной системе О.Конта

7. Чем характеризуется теологическая стадия

8. В чем суть метафизической стадии в теории эволюции О. Конта?

9. Чем характеризуется позитивная стадия в теории эволюции О. Конта?

10. Иерархия наук по О. Конту.


3. Основные вехи развития социологии.

С середины 19 в. исчисляется первый этап в ее развитии – этап формирования научных основ социологии. Поиск основополагающих идей шел широким фронтом. Если О.Конт говорил о возможностях познания общества при помощи «социальной физики» (он уподоблял общество природе и поэтому считал возможным познание социальной жизни при помощи естественных законов или открытия им подобным). То социально-биологическая школа и ее основатель Г.Спенсер сравнивал общество с развитием живого организма, ратуя за использование биологических законов при их познании. В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально- психологическая школа: Г.Тард, Г.Лебон, Ф.Теннис, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, Е.В. Де Роберти основное внимание сосредоточили на проблемах личности, которую они рассматривали как единство биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь представляли как особое проявление мировой энергии. Во второй половине 19в. большой популярностью пользовалось географическое направление а социологии, идеи которого нашли наиболее полное воплощение в трудах Э.Реклю, Ф.Ратцеля, Л.И.Мечникова, отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды на развитие общества и личности. В этот же период окрепла и пробрела значительное влияние марксистская концепция в социологии, видными представителями которой были К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и до определенного времени П.Б. Струве, А.А.Богданов и М.И. Туган-Барановский. В основе этой концепции – решающее влияние социально-экономических отношений на процесс взаимодействия различных классов и роли революционной борьбы в решении всех социальных конфликтов. Кроме того, в России заявило о себе социально-правовое направление, представленное Н.М.Коркуновым, Л.И. Петражицким, Н.И. Новгородцевым, Б.А. Кистяковским и Б.Н.Чичериным, которые придавали большое значение власти, нормативно-этическим взаимоотношениям в обществе. Они анализировали процессы господства и подчинения, обращая особое внимание на роль государства в решении социальных проблем.
Второй этап в социологии, который часто называют классическим, представлен трудами французского ученого Э.Дюркгейма, немецких исследователей М.Вебера, Г. Зиммеля. Они претендовали на иное видение социологии – не на «всезнайство» об обществе, а на изучение важнейших компонентов общественной жизни: социальных фактов (Э.Дюркгейм), политических и экономических явлений (М.Вебер). социальных закономерностей (Г Зиммель). Именно они положили начало поиску новых подходов, в т.ч и эмпирических, к определению объекта и предмета социологической науки, которые также развивались В. Парето, Г.Моска, У.Дильтеем, П.А. Сорокиным, З.Знанецким и другими крупнейшими представителями социологической мысли первой половины 20 века.
Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному в развитиисоциологии, который представлен следующими основными школами в социологии.
Структурный функционализм. Наиболее полно основы этой концепции изложены америк. социологом Т.Парсонсом, опирающимся в своих поисках на концепции Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием – структурализм. Во Франции его развивали М.Фуко, К.Леви - Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций. Вместе с тем, структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т. Парсонс считал эталоном, и стабильность которого расценивал как большое достижение.
Совершенствовать структурный функционализм был призван неоэволюционизм, который обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидом. Р Мертон, пытаясь преодолеть ограниченность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция». Он привнес в функционализм идею изменения, но ограничил идею изменении я «средним уровнем» – уровнем конкретной социальной системы. Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска и исследования причинно-следственных связей.

Теории социального конфликта. В основе развития утверждал американский ученый Ч.Р. Миллс, крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находятся в состояния нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г. Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть, другой теоретик-конфликтолог, немецкий социолог Р.Дарендорф считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины.
Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного уровня, конфликт
противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно проанализировал возможность их «канализации» и регулирования. Еще один сторонник этой теорий, американский социолог Л.Козер, определил социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Большинство представителей этого направления
подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.

Бихевиоризм. Творческий импульс этой теории состоит в том, что на первое место выдвигается сознательная человеческая деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальных отношений, реализуемого структурно-функциональным подходом. Другой особенностью этого направления была опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и социальных институтов, что позволяло теоретические схемы насыщать «кровью и плотью» окружающей социальной реальности.

Теория социального обмена. Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж. Хоманс и П. Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и
удовлетворяющим всех его участников.

Символический интеракционизм. В поиске выхода из противоречий
бихевиористского подхода представители данной теории стали объяснять
поведение людей с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Америк. социолог Дж.Г.Мид как
создатель этой теории сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о
деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде
языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого
направления как «ролевая теория».

Феноменологическая социология. Свое начало она берет от философской концепции немецкого ученого Э.Гуссерля. На основе данной теории возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа и социолога
А. Щюца. В центре внимания сторонников
феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению,
не есть некоторая объективная данность. которая находится изначально вне
субъекта и только потом посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей. У феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации.
Социальные события, согласно их представлениям, лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку же именно мнения образуют социальный мир, поскольку понятие «значение» оказывается в центре внимания этой школы.

В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы – социологця знания и этносоциология (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином этнонаука – зачаточные знания в
примитивных обществах). Что касается, социологии знания, то она представлена К.Мангеймом. который обращал основное внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствуют взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе. Эти идеи были развиты американцем П.Бергером и немцем Т.Лукманом, которые стремились обосновать
необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания спмим человеком устойчивой жизненной среды». Американский социолог Г.Гарфинкель, будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты реальности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности. В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Вваллерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения
глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.Современная социология продолжает порождать новые теории и кенцепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия сициальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в
рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона ослабло. Соответственно изменился и категориальиый аппарат: понятия социальных институтов, социалиизации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризис, риска и близких к ним категорий – дезорганизации, носилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфрутской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализацим поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог В.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание
сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве.
Но особенно привлекательным для новейших концепций социологии становятся идеи роли человека как активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так ин мезо- и микросреде. В этой связи наиболее распространенными становятся такие определения социологии:

«Социология» – это наука о социальном поведении» (П.А.Сорокин).
«Социология» – это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение» (К.Дуб). «Социология» – это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст.Мур, Б.Хендри).
«Социология» – это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (Дж.Мейсионис). Таким образом, лицо современной социологии во все большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях. Иначе говоря, практически все социологи в конце 20 – начале 21 вв. в прямой или косвенной форме исходят из проблем человека, индивида как социального существа, считая сознание и поведение основным критерием общественных изменений. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития социологии, что позволяет определить ее содержание как концепцию социологии жизни, которая в своей сущности учитывает состояние и тенденции общественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями их существования.

Записать: таблица Основные положения теоретических знаний

Концепция

Автор

Основная идея, характеризующая концепции

Структурный функционализм







Теория социального конфликта







Бихевиоризм







Теории социального обмена







Символический интеракционизм







Теория социальной феноменологии








Итак, Социология как наука, изучающая строение и функционирование человеческого общества появилась в ХIХ веке в Европе. В ХIХ веке потребовалось новое
научно-теоретическое осмысление общественных процессов, связанных со
становлением индустриального общества в странах Западной Европы.
Возникновение социологии ХIХ веке как самостоятельной науки обусловлено рядом факторов:
* выделение ее из обществознания;
* промышленное развитие западных стран, в первой половине ХIХ в. заметно активизировало внимание к социальным последствиям промышленной революции, как позитивным, так и негативным;
* стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии требовали не абстрактного, а позитивного объяснения этих социальных процессов,
* рыночные отношения сформировали новую социальную структуру, основанную на экономическом неравенстве. В условиях нарастающего антагонизма классовых интересов возрастает потребность в социальном порядке, выработке механизмов управления социальными процессами.
2. Процесс превращения социологии в самостоятельную науку можно разделить на несколько периодов:
* предыстория социологии, когда социальная мысль не существовала самостоятельно, а представления о человеке и обществе развивались в рамках социальной философии (социологическая проблематика в течении 2,5 тыс. лет решалась в рамках философии - философия является теоретической основой, фундаментом социологии – Древний мир, Средневековье, Эпоха возрождения и Нового времени).
* возникновение социологии как самостоятельной науки, имеющей свои предмет и метод (О.Конт, первая половина ХIХ в — быстро развивавшееся буржуазное общество не вписывалось в традиционные социально-философские представления. Изменились образ жизни, привычные связи между группами людей, произошло перераспределение власти и усложнилась система социального управления. Сложившиеся ранее взгляды на человека и социальное устройство требовало пересмотра.

* классический период признания социологии как самостоятельной науки, когда были разработаны основные научные концепции, позволяющие объяснить природу социальных явлений (М.Вебер, Э.Дюркгейм, Г.Спенсер конец XIX века).

* современное развитие социологии, представленное следующими основными школами в социологии: структурный функционализм, теории социального конфликта, бихевиоризм, теория социального обмена, символический интеракционизм, феноменологическая социология.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта