Главная страница

Конспекты. Конспекты лекций по дисциплине социология. Конспекты лекций социология (курс лекций)


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеКонспекты лекций социология (курс лекций)
АнкорКонспекты
Дата20.01.2022
Размер1.57 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонспекты лекций по дисциплине социология.docx
ТипКонспект
#336888
страница5 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности, индивида. Оно развивалось Эпикуром, киниками, Аристотелем. Последний критикует «Государство» Платона, отстаивая приоритет индивидуальных интересов и защищая право личности на индивидуальность. Чрезмерное стремление к обобществлению, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, по мнению Аристотеля, ведет к стиранию индивидуальности, к бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную путаницу, подготавливает политический кризис.
В этих направлениях древнегреческая мысль отразила фундаментальное противоречие социальной жизни и внутренней жизни индивида противоречивое единство общественного и индивидуального. Представители каждого направления вплоть до настоящего времени отстаивают свое право быть «проводником» человечества на пути к лучшему будущему, формируя его специфический образ. Если мыслителям первого направления свойственно представление о лучшем будущем как о стабильном, устойчивом обществе, ориентирующем его членов на ответственность за судьбу целого, то для ученых второго характерна выработка социального идеала, в котором лучшее будущее обозначается как динамичное, быстро совершенствующееся общество, ориентирующее его членов на открытость, свободу, ответственность за собственную судьбу. Мыслители, отстаивавшие приоритет общественного интереса над личным, в социальной политике делали акцент на идее «равенства равных», сторонникам же приоритета индивидуального интереса над общественным более важным представлялось решение задачи обеспечения «неравенства неравных». Таким образом, оба направления социальной мысли обосновывали оправданность неравенства, но расставляли разные акценты.

1. 2. Основы воззрений на общество Платона, Аристотеля

2.1.. Социальная мысль античности в основном представлена работами Платона и его ученика Аристотеля. Платон одним из первых пытался сформулировать законо­мерности развития отдельных социальных институтов: госу­дарства, семьи, права, используя логико-понятийный метод. Его работу "Государство» можно считать первым трактатом по общей социологии.

Основу воззрений на общество у Платона составляет конструкция "идеального государства". При этом он отожде­ствлял понятия "государство" и "общество":

• идеальное государство понимается как отражение вечных идей (эйдосов) - идей справедливости, всеобщего блага. Справед­ливость состоит в том, чтобы каждому гражданину было от­ведено занятие, наиболее соответствующее его природе;

определенные социальные различия между людьми носят характер иерархии (теория социальной стратификации). Все население делится на три сословия в соответствии с тремя началами человеческой души: разумным, яростным, вожделеющим: философы-правители (управляют государством), воины-стражи (охраняют государство от беспорядков и агрессии), и ремесленники-земледельцы (обеспечивают первые два сословия предметами первой необходимости).

• развитие и функционирование идеального государства обусловлено наличием четырех добродетелей у граждан: мудрости (ее носителями выступают философы-правители); мужества (ее олицетворяют воины-стражи); рассудитель­ности и справедливости, свойственных всем гражданам;

* назначение государства видел и том, чтобы создавать ус­ловия для добродетельной жизни максимального числа граждан. В идеальном государстве отсутствуют частная собственность, имущественное неравенство, поскольку их наличие противопоставляет частный и общественный интересы и приводит к конфликтам.

2. Аристотель, используя (эмпирико

сравнительный метод) ана­лизировал общество на примере городов-полисов, которые описал в своей работе "Политика":

* выдвинул тезис о человеке как существе общественном ("политическое животное");

* государство считал самой совершенной формой человече­ского общения, которая ограничивает, проявления живот­ных инстинктов у людей. Оно создается для достижения всеобщего счастья, воплощения справедливости и права. Поэтому государство первично по отношению к индивиду и к семье; \

* первичной "клеточкой" государства считал гражданина. Граждане - свободные люди, которые занимаются управ­лением, военными и судебными делами. Им он противо­поставлял рабов, удел которых - физический труд;

• выявил обусловленность форм государства социальными раз­личиями между людьми, общественным разделением труда;

* определил форму государства, которая отличалась бы ста­бильностью (полития), в основе которой лежат доброде­тель аристократии, богатство олигархии и свобода демокра­тии. Социальной базой политии является средний класс, который объединяет интересы бедных и богатых и тем са­мым предохраняет общество от социальных столкновений.

Считается, первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеции, И. Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей.

1.3.Средневековые представления об обществе опреде­лялись христианской религией.

(конец 5-середина 17 вв.), соотв. Времени зарождения, развития и разложения феодализма в Зап. Европе).

В средние века (средневековые представления) сложными социальными вопросами занималось в основном богословие, которое многое взяло из античности, но при этом отталкивалось в первую очередь от христианских догматов. Проблемы повседневной жизни решались на основе традиций, привычек, предрассудков. Разработка наиболее влиятельной социальной концепции периода патристики (произведений так называемых «отцов церкви»- II-XIII в., в которых изложены основы христианского богословия и философии (patros – отец) принадлежит Августину Аврелию (Блаженному) (354-430). Крупнейшим представителем социальной мысли периода схоластики (Средневековая религиозно-идеалистическая (т.н. «школьная») философия, основанная на церковных догматах и обслуживающая богословие; второе значение – бесплодное умствование; формальное знание, оторванное от жизни и практики, начетничество.) является Фома Аквинский (1225-1274) и др.
Разработка наиболее влиятельной социальной концепции периода патристики (11—VIII вв.) принадлежит Августину Аврелию (Блаженному) (354—430). Его главная работа, по­священная проблемам общества - «О граде Божьем». С его точки зрения, в мире параллельно существует два града: один — нечестивцев и грешников, а другой — праведников. Граждане обоих градов живут вместе, рядом, но в день Суда они будут поставлены по разные стороны. Те, кто живут в согласии с христианским Богом, образуют «Град Божий», или "Град небесный»; нечестивцы — «Град Земной». Последние будут осуждены к вечному проклятью, первые — к вечному спасению. Истинным государством может быть лишь Цер­ковь; лишь она олицетворяет общую пользу и истинную спра­ведливость.

Крупнейшим представителем социальной мысли пери­ода схоластики является Фома Аквинский (1225 — 1274). Проблемам общества посвящена его работа "О правлении государей", а также комментарии к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

Аквинский оправдывает систему феодализма и сослов­ную структуру общества; лишь сословность с разделением на властвующих и подчиняющихся удерживает людей в рам­ках добродетели и естественного закона. Сословная иерархия – следствие божественного установления, а феодаль­ные порядки отражают естественный закон, выполнение которого необходимо для сохранения жизни и продолжения рода.

Фома Аквинский исходит из приоритета духовной власти над светской: если правление монарха нарушает божествен­ный закон, духовная власть должна оказать давление на свет­скую. Церковь - исключительный выразитель божественной воли на земле.

Фома Аквинский дает типологию общества: пра­вильные - монархия, полития, аристократия и непра­вильные - олигархия, тирания, демократия. Критерий такого деления - соответствие благу и законности. Первые опираются на традиции и закон, вторые - на насилие и про­извол.

Большой научный интерес представляют социальные утопии Томаса Мора (1478—1535) и Томмаазо Кам-панеллы (1568—1639). Они создают теоретический проект желаемого социального устройства; для них идеаль­ным является такое общество, в котором личные интересы подчинены общественным. Частная собственность, с их точ­ки зрения, - главная причина социальных бедствий.

Параллельно развиваются альтернативные религиозные и социальные течения, появившиеся во времена Реформации в XVI в. Идейное обоснование Реформация получила в уче­ниях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина. Их главная идея - личная ответственность человека перед Богом: чело­веку в общении с Богом не нужен посредник в виде Церкви.

Это религиозное движение оказало огромное влияние на развитие социальной мысли Запада, способствовало разру­шению феодального строя с его сословной иерархией. В пе­риод Реформации возрождается противостояние идей «ин­дивидуализма» и «коллективизма».

Постепенно при переходе от Средневековья к Новому времени на арене борьбы социальных идей западных теоре­тиков приоритетным направлением становится конфликт между индивидуалистической (либеральной) и социалисти­ческой доктринами обустройства общества. В работах фран­цузских просветителей XVIII в. развиваются принципы совер­шенствования общества.

В первой половине XIX в. возникает социология как отдельная наука. В это время формируются экономичес­кие, социально-политические, теоретико-методологические предпосылки выделения ее в самостоятельную отрасль зна­ния.

1.4. Новый этап в развитии социальной мысли.

Эпоху возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Николо Макиавелли, Мишель Монтень, Шарль-Луи Монтескье – великие средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшая общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

1, В работе итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469 - 1527) «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия», «История Флоренции» и др. , итальянский политик и дипломат. Он первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Он впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали. Труды Макиавелли придали социологии и политологии новое измерение: они стали наукой о поведении людей в обществе.

В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти. Надо сказать, прообразом такого правителя для него был Цезарь Борджиа, чьи жестокость и коварство долгое время считались непревзойденными.

В работе «Государь» общество анализируется сквозь призму поведения политического лидера. Макиавелли сформулировал законы, объясняющие общественные явления:

*поведение людей обусловлено стремлением к власти, поскольку она предоставляет возможность обладания богатством, статусом, престижем;

* правитель, стремящийся к поддержке подданных, должен знать их чаяния;

* эффективность политического лидера опирается на умелое сочетание таких средств властвования, как любовь и страх, при доминирующей роли последнего;

* подданные могут простить правителю все его жестокости, кроме лишения их имущества;

* умный правитель не должен выполнять все обещания, которые он дал своим подданным. Если выполнение обязательств выгодно правителю, то их следует исполнить. В политике правит целесообразность, а не мораль. Эффективный лидер должен опираться на принципы: «Цель оправдывает средства".
Следующий шаг сделал английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Гражданское общество (по Гоббсу) - высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах.

У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия.Только с появлением государства возникает собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее. В результате общественного договора, граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен защиту от государства.

Взгляды Т. Гоббса легли в основу представлений об общественном устройстве деятелей Просвещения XVIII в. - Руссо, Вольтера, Дидро, Монтескье.

С эпохи просвещения начинается новое время и зарождение капитализма. Именно в это время наука становится производительной силой общества, а на историческую арену выходят два класса, давшие начало двум разным ветвям или идеологическим вариантам социологии – буржуазия, из среды которой вышли средний класс (выразителем его устремлений стала западная социология) и пролетариат (выразителем его устремлений стала впоследствии марксистская социология). Важную роль в развитии представлений о государстве и обществе сыграл французский просветитель, правовед и философ ШарльЛуи Монтескье (1689-1755). В работе «О духе законов» (1748) сформулировал естественные и политические законы, которые обуславливают поведение людей в естественном состоянии, и формы правления.

Естественные законы, действующие в догосударственном обществе:

  • мир как первый естественный закон;

  • хозяйственная деятельность как способ удовлетворения потребностей в пище;

  • стремление к общению.

Политические законы, диктующие выбор форм правления, отражают влияние природных факторов: климата, почвы, ландшафта. На форму правления влияет размер территории. Закономерность такова, что на ранних этапах развития человечества определяющими являются природные факторы, а позднее – социальные, идеологические и политические.

В целях наиболее эффективного управления обществом Ш.-Л. Монтескье выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые бы уравновешивали друг друга и , тем самым, препятствовали сосредоточению власти в одних руках, диктатуре и беззаконию. . Его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли ХУШ-ХХ вв. К основным сочинениям относят также «Персидские письма» (1721).

Деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появление неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельно человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

В этот период итальянский философ Д.Вико попытался создать основу новой науки об обществе. Но в основном все исследования в данной области характеризовались отрывочностью, не систематичностью. Достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности.

Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии требовали не абстрактного, а позитивного объяснения этих социальных процессов. Так, в работах Жан Жака Руссо (1712-1778), Анри Сен-Симона (1760-1825) был проведен глубокий анализ реальной социально-экономической ситуации, изложены основы функционирования общественных отношений, и главное, было отмечено изменение роли человека как активного субъекта исторического и социально-политического процессов. Таким образом, социология является продуктом определенного времени и общества, однако впоследствии социология стала сама воздействовать на социальную действительность.

Адам Смит (1723-1790) известен как классик буржуазной по­литэкономии, стимулировавший социологические исследования ка­питалистического общества и вооруживший социологов рядом ори­гинальных идей. Главная из них - осмысление общества не только и не столько как государства, сколько как «трудового и менового союза людей», т.е. как экономической системы. Не отрицая нуж­ности познания политических отношений, он настаивал на перво­степенной важности изучения экономических взаимосвязей людей.

Итак, объединенными усилиями Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Смита и других мыслителей XVIII — начала XIX вв. общество­ведение было доведено до такого состояния, когда возникла по­требность в создании новой науки об обществе, основанной на интег­рации достижений социальной философии и практики изучения общественных явлений методами естественных наук.

( Эпоха Возрождения и Нового времени (Возрождение-РЕНЕССАНС –ФР.)-ПЕРИОД В КУЛЬТУРНОМ И ИДЕЙНОМ РАЗВИТИИ СТРАН Зап. И центр. Европы (в Италии 14-16 вв.,в др. странах кон. 15-16 вв., откр. В области геогр.-Великие географич .открытия)( Идеи В. способствовали разрушению феод.-религ. представлений и во многом объективно отвечали потребностям зарождавшнгося бурж. общ-ва).
1.5. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.

Социология возникает в конце 30 – начале 40-х годов. В Европе это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии 1844, чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. Во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.

К.Маркс и Ф.Энгельс, следуя рационалистической традиции и опираясь на свой опыт в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О.Конт и другие «отцы-основатели» социологии – Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема оно думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его формированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».

Интенсивное развитие капитализма в начале XIX века вело к быстрому росту городов – урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируется «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

2. О.Конт – родоначальник социологии.

«Отцом-основателем» социологии считается Огюст Конт(1798-1857). Труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики» и др.

Именно он впервые ввел в употребление сам термин «социология». Создав собственную классификацию наук, на ее вершину он поместил социологию, как наиболее, по его мнению, важную. Огюст Конт (1798-1857) жил в г. Монпелье, Франция, В 1817-1824 гг. был секретарем известного философа-утописта графа Сен-Симона.

Французское общество в этот период остро переживало кризис традиционных идеологических систем, на фоне интенсивного раз­вития науки и техники шли поиски справедливого общественного устройства. Истинная наука должна раз и навсегда отказаться от «вечных», неразрешимых вопросов, ко­торые нельзя подтвердить или опровергнуть фактами. Люди не мо­гут устанавливать законы развития природы и общества, можно лишь постичь различные взаимосвязи фактов и явлений, никогда не проникая до конца в подлинные причины их возникновения. Дело ученого - наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на основе проведенной систематизации выявлять определенные, существующие изначально закономерности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта